Статья "Формирование у младших школьников конструкторских умений на уроках технологии"
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КОНСТРУКТОРСКИХ УМЕНИЙ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ ( Слайд 1)
В рамках формирование цифровой грамотности. Креативная компетентность является одно из ключевых. Я, формирую эту компетенцию средствами предмета «Технологии» в конструировании.
Актуальность
В стандарте начального общего образования второго поколения говорится, что реализация предметного содержания курса «Технология»
Должна обеспечить учащимся приобретение опыта практической преобразовательной деятельности. Наиболее эффективным способом для решения этой основной задачи является конструирование. В ходе конструкторской деятельности обучающиеся в большой степени могут использовать приобретенные знания и умения для творческого решения несложных конструкторских задач, приобретая навыки самостоятельного решения при их выполнении в групповой или индивидуальной продуктивной деятельности.
Замысел
На сегодняшний день актуальной является работа детей по конструированию, так как она способствует всестороннему развитию личности школьника, является важным средством умственного и физического развития. Даже работы базового уровня требуют постоянного внимания и заставляют ребенка думать.
Моделирование
Говоря о конструировании, как инструменте обучения, включаем в педагогический процесс активное мышление обучающегося. В современном мире нам нужны творческие люди, думающие, поэтому задача школы состоит в том, что важно научить детей учиться, думать самостоятельно, размышлять, развивать свои умения и навыки.
Конструирование
Современное образование представляет возможность учителю выбора программ обучения. Каждое образовательное учреждение, руководствуясь своими возможностями и необходимой нормативно- правовой и методической базой, может самостоятельно выбирать программы по различным предметам, в том числе и по технологии.
В практической части проекта мною был проведен сравнительный анализ программ по технологии из разных УМК (учебно-методических комплексов) авторов: Н.И. Роговцевой, Н.В. Богдановой, Т.М. Рогозиной, И.Б. Мыловой, О.А. Куревиной, Е.А. Лутцевой с целью определения конструкторских умений, которые должны быть сформированы у младших школьников. (Слайд 2)- рассмотреть цели есть только у 2 программ………
Я пришли к выводу о том, что все программы содержат уроки конструирования. В программном содержании курса во всех анализируемых УМК (учебно-методических комплексов) обучение носит системно – деятельностный подход, что является обязательным на наш взгляд, в формировании конструкторских умений. Именно такой подход дает возможность творчески и самостоятельно выполнять задания, в итоге чего получать продукт своей деятельности, а это главный личностный результат и показатель сформированности умений каждого обучающегося в области конструирования и моделирования.
Для выявления сформированности конструкторских умений на уроках технологии, мы провели проектную работу во 2 «В» классе. Разобрала тематическое планирование и цикл уроков, в которых предложены различные методические подходы и практические задания.
Уроки технологии проводились один раз в неделю в классе. При проведении разработанных нами цикла уроков по формированию конструкторских умений, мы опирались на технологические карты, при разработке которых воздействовали на мыслительную и творческую деятельность детей, научить различать видами конструирования, с переходом от простых форм к более сложным, с использованием разного материала, на составление плана действий, создание проблемных ситуаций на уроке. Планируя уроки по конструированию, мы учитываем возрастные особенности детей.
Перед выполнением изделий проводилась беседа для расширения кругозора детей.
Наша задача состоит в том, чтобы детям был понятен и доступен тот материал, который мы даём. Готовясь к занятию, я использовала различные наглядные пособия, демонстрационные материалы, пособия в напечатанном и наглядном (электронном) виде. Также предлагались разные варианты конструирования изделий, чтобы работы не были однообразными. При изготовлении поделок из бумаги, обучающимся было предложено сделать не только само изделие, но и самостоятельно придумать к нему интересные добавления изменить вид изделия или переконструировать его самостоятельно. Это действие было в виде дополнительного задания к непосредственной работе по теме.
Я, использовала в работе несколько методических подходов, от простых форм конструирования (по образцу), ( по модели), и к более сложным (по заданным условиям). Как было сказано выше, ребята выполняли работу по теме, а затем те решения конструкторских задач при выполнении задания на доконструирование и переконструирование. Мною были разработаны и проведены интересные и познавательные уроки, с использованием игровых моментов.
Для отслеживания умения конструирования и доконструирования по модели, обучающимся было предложено задание на изготовления «Автостоянки» (Слайд 3) из конструктора, а затем выполнения задания на доконструирование этого изделия и самостоятельного выполнения работы над конструированием машин. Целью проведения данного вида работы было развитие мышления и воображения при работе с конструктором и самостоятельные возможности технического подхода при изготовлении «Автостоянки» и «Машин».
При изготовлении поделок из бумаги (модель Земли), обучающимся было предложено сделать не только само изделие, но и самостоятельно придумать к нему интересные добавления изменить вид изделия или переконструировать его самостоятельно. Это действие было в виде дополнительного задания к непосредственной работе по теме.
Для развития пространственного воображения и умения самостоятельно работать с бумагой, применяя разные приемы, я предложила ребятам сконструировать «Новый микрорайон» (Слайд 4), то есть выполнить не одно изделие, а целый объект, из плотной бумаги. Данный вид работы называется свободное конструирование с применением действия «игры с бумагой». Целью разработки данного урока было определить самостоятельные возможности обучающихся в конструировании при работе с бумагой, применяя разные приёмы, для превращения плоского листа бумаги в разнообразные объемные формы, с изменением размера.
Хочется отметить, что важную роль в учебно- воспитательном процессе играет рефлексия творческой деятельности, которая была мною запланирована в конце каждого урока и проводилась в виде выставки работ обучающихся. По завершению практической творческой работы обучающиеся анализировали и оценивали работы других. И также участвовали в творческих работах как «Мусорная мода» (Слайд 5).
Важным условием при проведении уроков было тематическое музыкальное сопровождение, что помогало создавать нужный эмоциональный настрой, в результате которого работа была продуктивной. Также для сохранения здоровьесберегающей среды на уроке, были включены инструктажи и физкультминутки.
Анализ результатов проектной работы показал, что работа по конструированию на уроках технологии содержит большие возможности для формирования креативной компетентности. На каждом уроке должны быть задания, связанные с конструированием, так как этот вид работы нравится детям, главным образом развиваем их способности и повышает уровень результатов при учебном конструировании разных вид. Слайд 5
Проблема, над которой я работала – актуальна, поэтому необходимо продолжить разработку содержания и методик проведения уроков технологии по формированию конструкторских умений с включением видов учебного конструирования у младших школьников, так как именно такая организация работы будет способствовать их развитию. Чтобы сконструировать так называемую цифровую модель проекта и использовать её как объект управления. Данная тема может рассматриваться не только в рамках урока, но и во внеурочное время в рамках кружка «Робототехники», что позволит повысить уровень конструкторских умений.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Мезина Инна Анатольевна
→ Публикатор 24.07.2020 0 3058 211 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.