Физкультминутки для детей младшего школьного возраста 1-4 класс



Автор: Мальцева Юлия Степановна

Место работы: МБОУ СОШ №5, г. Новый Уренгой

Должность: учитель начальных классов











Упражнения, включаемые в физкультминутки
















УПРАЖНЕНИЕ ДЫХАТЕЛЬНО-КООРДИНАЦИОННОЕ

«ГОРЯЧАЯ МОНЕТКА»


  1. На выдохе рисовать треугольники


Левая рука

Правая рука


  1. Нарисовать обеими руками одновременно по образцу «Овечка на лугу». Травку и облака нарисовать с закрытыми глазами.

Образец:








  1. Рисовать круги:


Левая рука

Правая рука



УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ

«КУЛАК-КОЛЬЦО»

Левая рука

Правая рука



кулак

кольцо «большой-указательный»

кольцо «бо-у»

кулак

кулак

кольцо «большой-средний»

кольцо «бо-с»

кулак

кулак

кольцо «большой-безымянный»

кольцо «бо-бе»

Кулак

кулак

кольцо «большой-мизинец»

кольцо «бо-м»

кулак

  • сделать очищающее дыхание.


УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ СНЯТИЯ ВОЗБУЖДЕНИЯ


  1. Соединить ладони перед собой и давить одной рукой на другую.

  2. Сцепить кисти пальцами, одна ладонь направлена вниз, другая вверх. Затем с силой потянуть руки в противоположные стороны.

  3. Ухватиться руками за сиденье стула, и сильно потянуть его к себе, спину держать прямо.

  4. Сцепить пальцы за головой и давить ладонями на затылок, не меняя положения головы.


УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ПАМЯТИ


Складывают большой и указательный пальцы концами вместе, с усилием прижимая их друг к другу в наружную сторону. То же упражнение делают также для большого и среднего, большого и безымянного пальцев, большого пальца и мизинца (для каждой руки 20 раз). Затем кончиком большого пальца сильно надавливают на основание каждого пальца (для каждой руки 20 раз).


Очищающее дыхание

Данное упражнение укрепляет нервную и дыхательную систему:

  • сделать медленный полный вдох;

  • задержать дыхание;

  • сложить губы трубочкой, как будто вы приготовились свистеть;

  • выдыхать короткими сильными толчками весь воздух, который есть в легких;

  • при необходимости, сделать следующий вдох, не пересиливая себя.


Дыхание «оживляющие нервы»

  • исходное положение: стоя, руки вытянуты вперед;

  • сделайте полный вдох;

  • задержите дыхание;

  • сожмите руки в кулаки;

  • быстро отведите руки до предела назад и вернитесь в исходное положение;

  • повторяйте движение, пока хватит воздуха;

  • с силой выдохните через рот, опуская руки;

  • выполните очищающее дыхание.


Упражнение «Бодрость» (из йоги):

  • встать прямо;

  • руки в стороны, на уровне плеч;

  • медленно вдохнуть, задержать дыхание;

  • делать мелкие круговые движения руками в одну, затем в другую сторону, пока хватает дыхания;

  • опустить расслабленные руки, медленно вдыхая;


Отстукивание ритмических рисунков по схеме по памяти. Для запоминания предлагаются на доске (или на листе бумаги) 2 серии, время для запоминания 10 сек.


!!

!

!!

!


!!!

!!!

!!

!!

!!

!

!!

!


!!!

!!!

!!

!!

!!

!

!!

!


!!!

!!!

!!

!!

!!

!

!!

!


!!!

!!!

!!

!!

у

бо

у

бо


м

бо

м

с


«Стрельба глазами». Повторять 3 раза.






5 сек.

5 сек.



УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ


Нарисовать обеими руками одновременно квадраты. Закрасить левый квадрат точками, а правый заштриховать.


Левая рука

Правая рука

УПРАЖНЕНИЯ НА УКРЕПЛЕНИЕ МЫШЦ ГЛАЗ


В основе упражнения для глаз лежит многократный (15-20 раз в течение 3 минут) перевод взора с мелкого (3-5 мм) ближнего (удаленного от глаз на 20 см) предмета на другой предмет, находящийся, как и первый, на линии взора, но на расстоянии 7-10 м от глаз.

Эти упражнения учащиеся выполняют 2-3 раза в день как в школе во время учебных занятий, так и дом при подготовке домашних занятий.

Другая система тренировок – на офтальмотренажере (см. рис. ниже). Она заключается в следующем: ребенок по схемам начертанных геометрических фигур – кругам и эллипсам – выполняет (10-15 раз) движения глазными яблоками в течение 1-1,5 минут. Первоначально выполняются движения глазных яблок по горизонтальной (вправо, влево) и вертикальной линиям (вверх, вниз). Горизонтальная линия имеет длину 58 см, а вертикальная – 46 см.

После выполнения первоначальных упражнений производят движения глазных яблок по внутреннему и наружному эллипсам (слева направо, справа налево), а затем по левому и правому внутренним кругам.







Младший школьный возраст

1–4 классы


КОМПЛЕКС №1


«Мы считали»

Мы считали и устали. Дружно все и тихо встали.

Ручками похлопали, раз-два-три.

Ножками потопали, раз-два-три.

И еще потопали и дружней похлопали.

Мы немножко отдохнем и опять считать начнем.


1. Исходное положение – стоя, руки на пояс:

1-4 – одновременные круговые движения плечами назад.

(2 раза). Темп медленный.

Методические указания:

Упражнение улучшает вентиляцию легких. Голову держать прямо, плечи развернуты, спина прямая, дыхание не задерживать.


2. Исходное положение – основная стойка.

1-3 – руки через стороны вверх, потянуться, 2 хлопка над головой;

4-7 – три притопа;

8 – исходное положение

(2 раза). Темп средний.

Методические указания:

Упражнение способствует глубокому дыханию. Выполняя хлопки смотреть на руки. Выполняя притопы, следить за осанкой.


3. Исходное положение – стойка ноги врозь, руки за спину.

1 – наклон влево;

2 – исходное положение;

3 – наклон вправо;

4 – исходное положение

(2-4 раза). Темп средний.

Методические указания:

Следить за осанкой, ноги прямые. Дыхание свободное.


4. Исходное положение – стоя, руки на пояс.

1-2 – подняться на носки;

3-4 – опуститься с перекатом на пятки.

(4-6 раз). Темп средний.

Методические указания:

Упражнение на равновесие. Ноги прямые, дыхание свободное.



КОМПЛЕКС №2


«Марш лягушат».

Мы лягушки-попрыгушки, неразлучные подружки, животы зеленые, с детства закаленные. Мы не хнычем, мы не плачем, дружим, не ругаемся. Целый день по лужкам скачем, спортом занимаемся.


1. Исходное положение – основная стойка:

1 – подняться на носки, потянуться;

2-3 – полуприседания, руки, согнутые в локтях, ладонями вперед;

4 – исходное положение

(4-6 раз). Темп средний.

Методические указания:

Упражнение направлено на формирование правильной осанки. Голову держать прямо, дыхание свободное.


2. Исходное положение – основная стойка.

1 – поворот налево, левую сторону на носок, руки к плечам – вдох;

2 – исходное положение – выдох;

3 – поворот направо, правую сторону на носок, руки к плечам – вдох;

4 – исходное положение

(4-6 раз). Темп средний.

Методические указания:

Упражнение улучшает вентиляцию легких. Локти отводить с большой амплитудой, соединяя лопатки.


3. Исходное положение – стойка ноги врозь.

1-2 – наклон вправо, правая рука скользит вниз по ноге, левая – вверх по телу;

3-4 – исходное положение

5-6 – в другую сторону;

7-8 – исходное положение

(4 раза).

Методические указания:

Упражнение благоприятно влияет на дыхательную и сердечно-сосудистую системы. Приземляться на носки.


4. Исходное положение – основная стойка:

1 – руки через стороны вверх, посмотреть на пальцы – вдох;

2 – руки через стороны вниз, расслабиться - выдох.

(2 раза). Темп медленный.

Методические указания:

Упражнение направлено на улучшение вентиляции легких и расслабление. Учить детей правильно расслаблять мышцы.









Список использованной литературы.

  1. Базарный В.Ф. Здоровый образ жизни и учебно-познавательная деятельность в детских садах и школах.- Тез. Всесоюзной научно-практической конференции «Физическая культура и здоровый образ жизни».- Севастополь (16-21 февраля, 1990 г.) М.,1990.

  2. Базарный В.Ф.Методология оздоровления детей и подростков.

М.: 1994 г.

  1. Базарный В.Ф. Синдром «Низко склоненной головы» в генезе специфического конституционного «Профиля» учащихся, механизм его развития, подходы к профилактике.- Бюллетень сибирского отделения Академии Медицинских Наук СССР, 1986г.- № 4 - с. 94-100.

  2. Базарный В.Ф., Уфимцева Л.П. Влияние различных способов письма на функциональное состояние и развитие детей. Журнал «Гигиена и санитария», №4, 1990г.

  3. Безруких М.М. Школьные трудности у учащихся первых классов.-М .,

1998.

  1. Битянова М.Р. Адаптация ребёнка к школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка //Педагогический поиск. М; 1997.

  2. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. М., 2002.

  3. Исаева С.А. Физкультурные минутки в начальной школе: Практическое пособие - М.: Айрис – пресс, 2004.

  4. Круглова Н.Ф. Как помочь ребёнку успешно учиться в школе.- СПб.: Питер, 2004.

  5. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. М., 1986.

  6. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему ученику. М.: «Ось-86», 2005.

  7. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. М., 1979.

  8. Пересадина Ю.Е.Основные подходы к организации оздоровительной работы в начальной школе; Бабенкова Е.А. Как обучать длительно болеющих детей //Начальная школа, № 7, 2000.

  9. Смирнов. Н.К. Здоровьесберегающие общеобразовательные технологии в современной школе. М., АПКи ПРО. 2002.



Полный текст материала Физкультминутки для детей младшего школьного возраста 1-4 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Мальцева Юлия Степановна  MaltsevaUS
07.12.2011 2 25027 7772

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК