Программа "Одаренные дети"


ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ПОДГОРЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА


Муниципальное общеобразовательное учреждение

Подгоренская средняя общеобразовательная школа №1





«Утверждаю»

Директор школы:

__________________ Гриценко Т.С.

Протокол педсовета

1 от 28.08. 2009 года







ПРОГРАММА

«Одарённые дети»







396560, Воронежская область,

Подгоренский район,

пгт Подгоренский,

ул. Первомайская, 150






Год создания: 2009







Паспорт Программы



Наименование Программы

 

Основные разработчики Программы

 


Цель Программы

 

 

 

Исполнители основных мероприятий Программы

 

Ожидаемые конечные результаты Программы

 

Ответственные за исполнение Программы

«Одаренные дети»

 

Администрация МОУ Подгоренской СОШ № 1 Подгоренского муниципального района Воронежской области

 

Создание постоянно действующей  системы для развития и  реализации потенциальных возможностей одаренных детей

 

 Педагогический коллектив МОУ Подгоренской СОШ № 1

 

Формирование постоянно действующей системы работы с одаренными детьми

 

Администрация МОУ Подгоренской СОШ № 1 Подгоренского муниципального района Воронежской области, педагогический коллектив



















С т р у к т у р а п р о г р а м м ы

«О Д А Р Е Н Н Ы Е Д Е Т И»

Актуальность




Концептуальные основания






Ценности

Цели и задачи

Теоретические положения

Подходы и принципы

Связь с другими программами





Основные направления деятельности по реализации задач программы




Диагностика

Совершенствование образовательной системы

Работа

с кадрами

Координация воспитательных возможностей


Научно-методическое обеспечение





Конкретные программы действий и планы работы объединений и т.д.






1. Введение  

Концепция модернизации российского образования до 2010 года предполагает «ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей», для чего необходима целенаправленная работа педагогического коллектива школы. Одним из путей реализации поставленной цели является созданная в нашей школе целевая программа «Одаренные дети».  

2. Актуальность проблемы

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества «хорошая школа»?

  • Это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы.

  • В этой школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги.

  • В школе должны быть свои традиции.

  • Школа должна давать современное образование.

  • В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования.

Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования.

Однако, прежде, чем говорить о работе с одаренными детьми, необходимо определиться о чем, собственно, мы будем вести речь. Терминология, используемая при характеристике познавательных возможностей учащихся, включает такие понятия как способности, талант, одаренность, гениальность.

Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.

Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.

Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.

Ученые сегодня единодушны в том, что каждый человек владеет огромным множеством возможностей, хранящихся в нем в виде задатков. Известна мысль ученого Н.Дубинина о том, «что любой человек, сколько бы гениальным он ни был, в течение жизни использует не более одной миллиардной доли тех возможностей, которые представляет ему мозг». Так, память человека способна вместить в себе 20 единиц информации, то есть примерно столько же информации, сколько содержится в миллионах томов Российской государственной библиотеки. Утверждают, что Александр Македонский знал в лицо всех солдат своего тридцатитысячного войска. Знаменитый шахматист А.А.Алехин мог играть вслепую одновременно на 40 досках.

Понятно, что подобные примеры исключительны в своем роде, но они дают наглядный пример того, какие возможности открываются перед человеком в случае максимального использования заложенных в нем природных данных.

Таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества насчитывается не более 400. Массовая школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ученика.

Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей.

Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. Именно это имел в виду психолог и писатель Г.Томпсон, говоря: «Способности – объяснение вашего успеха».

3. Цели программы:  

  • Выявление и поддержка способных и одаренных детей, раскрытие их индивидуальности, развитие целостного миропонимания, творческого и системного мышления;

  • Создание благоприятных условий для развития одаренных детей в интересах личности, общества и государства.

  • Создание постоянно действующей  системы выявления, воспитания, образования и поддержки интеллектуальных и творчески одаренных детей, подростков, молодежи.

  • Создание комфортных условий для данной категории детей, подростков на основе стабильного функционирования вышеуказанных систем.

  • Повышение социального статуса творческой личности.

 Действие Программы основано на функционировании непрерывной образовательной системы, ориентированной на удовлетворение широкого спектра потребностей личности и общества страны.

  4. Программа предусматривает решение следующих задач:  

  • Создание постоянно действующей  системы выявления, воспитания, образования и поддержки интеллектуальных и творчески одаренных детей, подростков общеобразовательного учреждения.

  • Определение и развитие форм деятельности с одаренными детьми.

  • Создание системы психологической помощи и поддержки одаренных детей.

  •  Создание системы подготовки и систематической переподготовки кадров для работы с одаренными детьми.

  • Создание системы научно-методического обеспечения для работы с одаренными детьми.

  • Создание и развитие системы непрерывного образования одаренных детей.

  • Создание материально-технической базы для работы с одаренными детьми. Развитие целостной картины мира;

  • Развитие творческого критического и абстрактно-логического мышления, способности к решению проблем;

  • Развитие способности к самостоятельному обучению и исследовательской работе, обучение исследовательским навыкам и умениям;

  • Развитие способностей к самопознанию и самопониманию, формирование положительной «Я – концепции».  



5. Эффективность программы определена успехами учащихся нашей школы на олимпиадах, викторинах и конкурсах разного уровня. Данная программа предназначена для работы с учащимися всех ступеней обучения, но необходимо учитывать, что период начального обучения – основополагающий в развитии и становлении личности. Следовательно, максимум усилий для развития общих способностей детей надо прилагать в младшем школьном возрасте с целью создания условий для развития учащихся, для овладения ими элементами теоретического, обобщающего мышления, связанного с пониманием содержания задач, нахождением общего способа решения однородных задач разного вида, с их целостным планированием. Кроме того, сделанный нами анализ литературы, документов по работе с одаренными детьми, показал, что на сегодня существуют программы с одаренными детьми:  

  • Президентская программа «Дети России», Москва 1998 г.

  • Программа Савенкова А. И. «Одаренный ребенок в массовой школе».

  • Программа для одаренных детей дошкольного возраста американских психологов Дж. Рензуллли, Р. Гилфорда, Б. Блума.

  Новизна данной программы в следующем:  

  • развитие потенциальной одаренности школьников в условиях массовой школы, а не специализированной;

  • ярко выраженная разнопредметная направленность;

  • интегрированной характер, так как она ориентирована не только на расширение знаний в области языка, математики, но и на формирование и корректировку умственных способностей, психосоциальной (аффективной) сферы ребенка, творческое развитие.











6. Этапы:

2009-2010 учебный год – проектировочный

Цель:

Подготовить условия для формирования системы работы с одаренными учащимися в школе.

Задачи:

  • Изучение нормативной базы, подзаконных актов.

  • Разработка программы работы с одаренными учащимися.

  • Разработка структуры управления программой, должностных инструкций, распределение обязанностей.

  • Анализ материально-технических, педагогических условий реализации программы.

2010-2011 учебный год – экспериментальный

Цель:

апробация системы работы с одаренными учащимися.

Задачи:

  • Диагностика склонностей учащихся.

  • Разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми, основам научного исследования, материалов для проведения классных часов, викторин, праздников.

  • Формирование отдела методической библиотеки школы по работе с талантливыми учащимися.

  • Адаптация учебных программ спецкурсов, факультативов, элективных курсов.

  • Повышение квалификации педагогов.

2011-2012 учебный год – переход в режим функционирования

Цель:

Переход системы работы с одаренными учащимися в режим функционирования.

Задачи:

  • Анализ итогов реализации программы.

  • Достижение преемственности в воспитании и развитии детей на всех этапах обучения в школе.

  • Коррекция затруднений педагогов в реализации программы.

  • Обобщение результатов работы школы.

7. Кадровое обеспечение программы

Группа

Функции

Состав

Административно-координационная

Осуществление общего контроля и руководства.

Руководство деятельностью коллектива.

Анализ ситуации и внесение корректив.

Директор школы.

Консультативная, Научно-методическая

Координация реализации программы.

Проведение семинаров, консультаций.

Подготовка и издание методических рекомендаций.

Аналитическая деятельность.

Заместитель директора по УВР


Педагоги школы

Осуществление программы в системе внеклассной работы

Использование новых педагогических технологий

Организация исследовательской работы учащихся

Классные руководители,

Педагоги-организаторы.

Учителя


Специалисты, сотрудничающие со школой

Организация профессиональной помощи педагогам.

Проведение тренингов, круглых столов, встреч

Диагностика

Участие в мероприятиях школы и района.

Методисты ИМК

Педагог-психолог школы

Заместитель директора по УВР


8. Методическое обеспечение системы работы с одаренными учащимися в школе

Направление деятельности

Содержание

Информационное обеспечение

1. Нормативно-правовое обеспечение:

  • Положение о НОУ

  • О проведении школьного тура предметных олимпиад

  • О проведении предметной недели

2. Программное обеспечение (типовые авторские программы спецкурсов, факультативов и т.п.)

3. Наличие комплекта информационно-методических материалов (рекомендации, публикации, списки литературы по направлениям).

4. Издание материалов, оформление сайта, иллюстрированных отчетов.

Организационно-методическое обеспечение

1. Создание целевого методического объединения по проблеме работы с одаренными детьми. 2. Повышение квалификации педагогов через систему школьных тематических семинаров. 3. Разработка программ и проектов развития сферы дополнительного образования в школе. 4. Изучение обобщения опыта работы педагогов. 5. Мониторинг работы системы.

 

9. Основные формы внеурочной образовательной деятельности учащихся школы

Форма

Задачи

Факультатив

  • Учет индивидуальных возможностей учащихся.

  • Повышение степени самостоятельности учащихся.

  • Расширение познавательных возможностей учащихся.

  • Формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности.

Ученическая конференция

  • Развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой.

  • Обобщение и систематизация знаний по учебным предметам.

  • Формирование информационной культуры учащихся.

Предметные недели

  • Представление широкого спектра форм внеурочной деятельности.

  • Повышение мотивации учеников к изучению образовательной области.

  • Развитие творческих способностей учащихся.

Научное общество учащихся

  • Привлечение учащихся к исследовательской, творческой и проектной деятельности.

  • Формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований.

Кружки, студии, объединения

  • Развитие творческих способностей учащихся.

  • Содействие в профессиональной ориентации.

  • Самореализация учащихся во внеклассной работе.

10. Организация исследовательской работы учащихся в школе

1 – 4 классы

Подготовительный этап:

  • Формирование навыков научной организации труда.

  • Вовлечение в активные формы познавательной деятельности.

  • Формирование познавательного интереса.

  • Выявление способных учащихся

Формы:

Урок. Внеклассная работа. Кружки эстетического цикла. Секции.

5-7 классы

Творческий этап:

  • Совершенствование навыков научной организации труда.

  • Формирование познавательного интереса.

  • Творческое развитие учащихся.

  • Индивидуальная работа со способными школьниками.

Формы:

Урок. Внеклассная работа. Предметные недели. Школьные олимпиады. Факультативы. Краеведческая конференция. Кружки. Секции.

8-9 классы

Развивающий этап:

  • Совершенствование навыков научной организации труда.

  • Развитие и расширение познавательных интересов учащихся.

  • Формирование исследовательских навыков.

  • Развитие информационной культуры учащихся.

Формы:

Урок. Внеклассная работа. Предметные недели. Олимпиады. Факультативы. Краеведческая конференция. НОУ. Индивидуальная работа по разработке программ, проектов и выполнению рефератов. Элективные курсы (9 классы).

10-11 классы

Исследовательский этап:

  • Совершенствование исследовательских навыков.

  • Совершенствование информационной культуры учащихся.

  • Самостоятельное применение учащимися знаний умений и навыков.

Формы:

Урок. Внеклассная работа. Предметные недели. Олимпиады. Факультативы. Профильные спецкурсы. НОУ. Индивидуальная работа по разработке программ, проектов и выполнению рефератов и исследовательских работ.

11. План реализации программы

Этап

Мероприятия программы

2009-2010 учебный год -

  • Изучение нормативно-правовой базы, подзаконных актов

  • Анализ итогов деятельности педагогического коллектива, материально-технических условий по работе с одаренными учащимися за 2003-2008 гг.

  • Участие в районном и областном туре предметных олимпиад.

  • Описание системы работы с одаренными учащимися.

  • Участие в районной и областной краеведческой конференции.

  • Поисково-краеведческая работа по созданию школьного музея.

  • Разработка Программы «Одаренные дети».

  • Участие в конкурсах, соревнованиях, проектных мероприятиях.

2010-2011 учебный год

  • Диагностика склонностей учащихся.

  • Научно-методический семинар для педагогов школы «Исследовательская деятельность учащихся» (по плану семинара).

  • Участие в районной и областной краеведческой конференции

  • Поисково-краеведческая работа по созданию школьного музея.

  • Участие в конкурсах, соревнованиях, проектных мероприятиях.

  • Пополнение методической библиотеки изданиями по работе с одаренными учащимися.

  • Разработка и утверждение программ спецкурсов, элективных курсов.

  • Разработка методических рекомендаций по основам научного исследования школьников.

  • Участие в районных и областных научно-практических конференциях школьников.

2011-2012 учебный год

  • Диагностика склонностей учащихся.

  • Участие в районной и областной краеведческой конференции

  • Участие в конкурсах, соревнованиях, проектных мероприятиях.

  • Пополнение методической библиотеки изданиями по работе с одаренными учащимися.

  • Разработка методических рекомендаций.

  • Анализ итогов реализации программы.

  • Обобщение результатов работы школы.


Для реализации задач по составлению программы нами были обозначены основные направления работы:  

  • определение понятия «одаренности» в условиях массовой начальной школы (на основе теории А. И. Савенкова);

  • определение принципов, структуры, форм, содержания работы и систематизация практического материала;

  • определение требований к учителю, работающему с одаренными детьми.  

Наша гипотеза: 

  • если работа по данной программе позволит учащимся овладеть способами мыслительной деятельности, умениями самостоятельной творческой деятельности, расширить кругозор, проявить себя на олимпиадах различного уровня, то программа является эффективной.

12. Ожидаемые результаты

  • Формирование системы работы с одаренными учащимися.

  • Творческая самореализация выпускника школы.

  • Обеспечение преемственности в работе начальной, средней и старшей школы.

  • Повышение квалификации педагогов.


Полный текст материала Программа "Одаренные дети" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Бурьян Лада Михайловна  lada4921
13.10.2011 2 9592 3454

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК