Статья "Значение сотрудничества в области иностранного усыновления для Российской Федерации"
ЗНАЧЕНИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА В ОБЛАСТИ ИНОСТРАННОГО УСЫНОВЛЕНИЯ ДЛЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Крюкова Любовь Викторовна,
студентка 4 курса Волго-Вятского института (филиала)
Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), г. Киров
Научный руководитель: Т.Н. Буторина,
кандидат юридических наук, доцент,
доцент кафедры гражданского права и процесса
Волго-Вятского института (филиала)
Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
Аннотация:
В данной статье автор рассматривает основные положения, связанные с влиянием интеграционных процессов на международное усыновление. Дается анализ современного состояния сотрудничества государств в области иностранного усыновления. На примере Российской Федерации автор делает вывод о значении международного сотрудничества в области усыновления (удочерения).
Ключевые слова: международное частное право, семейное право, международное усыновление, международное сотрудничество государств.
SIGNIFICANCE OF COOPERATION IN THE FIELD OF FOREIGN ADOPTION FOR THE RUSSIAN FEDERATION
Kryukova L.V.
The 4th-year student of Volga-Vyatka Institute (branch)
of Moscow State Law University named after O.E. Kutafin (MSAL)
Scientific adviser T.N. Butorina,
PhD in Law, Associate Professor,
Associate Professor of the Department of Civil Law and Process,
Volga-Vyatka Institute (Branch)
of Kutafin Moscow State Law University (MSAL)
Annotation:
In this article, the author investigates the main provisions related to the impact of integration processes on international adoption. The article analyzes actual state of cooperation between States in the field of foreign adoption. Using the example of the Russian Federation, the author concludes about the importance of international cooperation in the field of adoption.
Key words: international private law, family law, international adoption, international cooperation of States.
Согласно российскому и международному праву обеспечение интересов детей является основополагающей задачей семейного права. Поддержка семьи должна являться одним из приоритетных направлений развития любого цивилизованного общества. Только в таком обществе могут быть гарантированы права детей, поскольку забота о нетрудоспособном населении не может быть возложена исключительно на государство, а точнее на его бюджет.
Современное российское государство выступает гарантом социальной защищенности детей, лишенных попечения родителей. Основополагающим для реализации данного положения является юридическое закрепление системы мер и правовых гарантий, ориентированных на соблюдение и реализацию прав детей. Государственная политика в России нацелена на закрепление в общественном сознании идеи о необходимости устройства ребенка–сироты не в государственное учреждение (детский дом либо интернат), а в семью таких людей, которые смогли бы поддержать ребенка, воспитать его, помочь преодолеть жизненные трудности и проблемы.
Вопрос охраны прав детей всегда является актуальным как для России, так и для всего международного сообщества. Производя анализ данных официальной статистики последних лет, права российских детей защищены не полной мере. Насилию в семье каждый год подвержено около 2 миллионов детей в возрасте до 14 лет. Ежегодно из дома убегают 50 тысяч детей, около 10% из них − погибают, а 60% сирот, которые достигли возраста трех лет, попадают в специальные интернаты и детские дома [1, с. 55].
В связи с этим представляется необходимым не только совершенствовать национальное законодательство, но и развивать международное сотрудничество в области усыновления (удочерения). Интеграционные процессы, происходящие в мире, затрагивают все более разнообразные сферы политической, экономической, социальной и даже семейной жизни людей, что выражается в процессах унификации и гармонизации законодательства разных стран. Проблемы усыновления с участием иностранного элемента обсуждаются и находят свое отражение в международных договорах, заключаемых в рамках интеграционных образований различного уровня [2, с. 16]. Государства по всему миру, включая РФ, должны вести совместную работу по унификации правил трансграничного усыновления (удочерения), поскольку порядок и условия усыновления в различных странах могут кардинально отличаться между собой, что приводит к непризнанию процедуры усыновления.
Россия ведет достаточно активную деятельность в данной сфере, участвуя в основных международных актам, посвященных усыновлению (удочерению). Кроме того, РФ подписала за последние десятилетия несколько двусторонних соглашений с иностранными государствами, подробно регулирующих трансграничное усыновление (удочерение) между договаривающимися сторонами. Однако в XX веке происходят не только события, способствующие сближению законодательств в области международного усыновления (удочерения), но и обратные действия, разрывающие отношения между государствами.
К примеру, 01 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» («закон Димы Яковлева») [3], согласно которому была запрещена передача детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление (удочерение) гражданам Соединенных Штатов Америки (далее − США), а также осуществление на территории Российской Федерации деятельности органов и организаций в целях подбора и передачи детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление (удочерение) гражданам США, желающим усыновить (удочерить) указанных детей. Кроме того, с 01 января 2014 года было прекращено действие Соглашения между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей, подписанного в городе Вашингтоне 13 июля 2011 года [4].
В целом количество российских детей, усыновляемых иностранными гражданами, ежегодно уменьшается с 2013 года, но не столь значительными темпами. В 2015 году 28,7% от общего числа усыновленных детей было усыновлено иностранными гражданами, что почти на 2% меньше, чем в 2012 г. (в 2014 - 28,8%, в 2012 г. - 30,6%) [5]. В 2017 году областными и равными им судами с вынесением решения рассмотрено 336 дел о международном усыновлении детей, что на 22,4% меньше, чем в 2016 году, когда с вынесением решения было рассмотрено 433 дела, и на 49,9% меньше, чем в 2015 году (670 дел) [6].
Американские граждане обратились в Европейский суд по правам человека (далее – ЕСПЧ), и 17 января 2017 года ЕСПЧ было принято решение, которым постановлено, что запрет России на усыновление детей дискриминирует потенциальных родителей из США. «В частности, запрет не позволил принять российских детей в США по признаку национальной принадлежности заявителей и был применен независимо от статуса процедуры усыновления ребенка», − указано в документе [7].
Несмотря на то, что данным законом Российской Федерации был сделан «шаг назад» в области международного сотрудничества, стоит отметить, что причиной принятия Закона стали нарушения в США прав усыновленных российских детей, в частности дело, связанное с гибелью усыновленного мальчика из России − Димы Яковлева, и направлен на реализацию норм ч. 1 ст. 38 Конституции РФ, согласно которой материнство и детство, семья находятся под защитой государства [8].
Таким образом, сотрудничество в области международного усыновления (удочерения) играет огромную роль, однако государство, прежде всего, должно заботиться об интересах своих собственных граждан, что и проявилось в действиях РФ на приведенном выше примере.
Примечания:
1. Абрамян С.К., Коперчак К.О., Рязанцева А.А. Правовой статус ребенка в России // Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. Т. 7. № 4. С. 55-57.
2. Рузакова О.А. Некоторые вопросы усыновления с иностранным элементом в условиях международной интеграции. // «Семейное и жилищное право». 2017. № 2. С. 16-18.
3. Федеральный закон «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» от 28.12.2012 № 272-ФЗ // «Собрание законодательства РФ». 31.12.2012. № 53 (ч. 1). ст. 7597.
4. Соглашение между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей (Вашингтон, 13 июля 2011 г.) // [Электронный ресурс]: Гарант.ру. 2020. URL: https://base.garant.ru/2571375/ (Дата обращения: 31.03.2020).
5. Данные Федеральной службы государственной статистики. // [Электронный ресурс]: Федеральная служба государственной статистики. 1999-2020. URL: https://www.gks.ru/ (Дата обращения: 31.03.2020).
6. «Обзор практики рассмотрения в 2017 году областными и равными им судами дел об усыновлении детей иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.05.2018) // «Бюллетень Верховного Суда РФ». № 2. Февраль. 2019.
7. Постановление ЕСПЧ от 17.01.2017 «Дело «A.H. и другие (A.H. and Others) против Российской Федерации» // «Бюллетень Европейского Суда по правам человека. Российское издание». 2018. № 3.
8. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. №31. Ст. 4398.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Крюкова Любовь Викторовна
→ Публикатор 22.04.2020 0 1029 240 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.