Рабочая программа коррекционно-развивающей области "Коррекция и развитие высших психических функций"; 1-4 классы
Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционно-развивающей области «Коррекция и развитие высших психических функций» составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22.12.2015 № 4/15).
Настоящая программа составлена в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на четыре года обучения (1-4) класс – 136 часа, (34 часа в год, один час в неделю).
Продолжительность занятий 40 минут. Занятия проводятся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.
Цель психокоррекционных занятий заключается в применении разных форм взаимодействия с обучающимися, направленными на преодоление или ослабление проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений учащихся; формирование навыков адекватного поведения.
Основные направления работы:
- диагностика и развитие познавательной сферы (формирование учебной мотивации, активизация сенсорно-перцептивной, мнемической и мыслительной деятельности);
- диагностика и развитие эмоционально-личностной сферы (гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля);
- диагностика и развитие коммуникативной сферы и социальная интеграция (развитие способности к эмпатии, сопереживанию);
- формирование продуктивных видов взаимодействия с окружающими ( в семье классе), повышение социального статуса ребенка в коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения).
Принципы коррекционной работы:
- Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение работников организации, которые призваны оказывать каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.
- Принцип системности – обеспечивает единство всех элементов коррекционной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников.
- Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьника с учетом изменений в их личности.
- Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с детьми с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.
- Принцип единства психолого-педагогических и медицинских средств, обеспечивающий взаимодействие специалистов психолого-педагогического и медицинского блока в деятельности по комплексному решению задач коррекционной работы.
- Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество.
Основное своеобразие познавательной деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями – это низкий уровень познавательной активности и основных психических процессов мышления, памяти, внимания и вместе с тем наличие потенциальных возможностей, которые можно реализовать лишь в условиях, когда деятельность детей специально стимулируется как на уроках, так и на занятиях блока коррекционных технологий.
Необходимость активизации познавательной деятельности школьников с проблемами в обучении и воспитании, а также оказание конкретной поддержки этим детям стали причиной создания системы блока коррекционно-развивающей области «Коррекция и развитие высших психических функций», рассчитанного на младших школьников.
Предлагаемый курс направлен на решение следующих задач:
-
формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
-
коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
-
формирование пространственно-временных ориентировок;
-
развитие слухоголосовых координаций;
-
формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
-
совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
-
обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;
-
исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;
-
формирование точности и целенаправленности движений и действий.
Занятия проводятся педагогом – психологом, но материалы могут быть использованы и учителем. Коррекционно - развивающие занятия не носят
характера дополнительных учебных занятий, а как игровые и творческие должны компенсировать недостатки и отклонения в познавательной деятельности, путем их преодоления устранять или уменьшать отставание школьников в усвоении программных навыков и умений. Эти занятия должны помочь ребенку достичь определенного уровня умственного и эмоционального развития, которое обеспечит ему полноценную школьную деятельность.
Взяв за основу классификацию мышления по его содержанию, включены в занятия упражнения на развитие как конкретно – действенного, так и наглядно - образного и логического мышления . Совершенствуются мыслительные процессы: анализ, синтез, классификация, обобщение.
Принимая во внимание значение памяти в развитии человека, в занятия входят упражнения для развития всех видов памяти: слуховой , зрительной, зрительно – моторной.
Включая в состав занятий упражнения на внимание, исходим из утверждений многих психологов о том, что внимательность и наблюдательность - это не раз и навсегда данные качества, их можно и надо развивать путем тренировки. Слабо развитые сенсорные способности требуют включения в занятия упражнений по развитию мелкой моторики и восприятия.
Учитывая психологические особенности младших школьников на занятиях чередуются различные виды деятельности, используются игровые ситуации, направленные на то, чтобы снять напряжение, поддержать интерес ребенка к занятиям.
В основе предложенной системы лежит комплексный подход, предусматривающий решение на одном занятии разных, но однонаправленных задач из нескольких разделов программы, способствующих целостному психическому развитию ребенка (например, развитие мелкой моторки, формирование представлений о форме предмета, развитие тактильного восприятия или упражнения на развитие крупной моторики, пространственная ориентировка в классной комнате, развитие зрительной памяти и т. д.).
Данный курс занятий является коррекционно-направленным: наряду с развитием общих способностей предполагается исправление присущих обучающимся, воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья недостатков психофизического развития и формирование у них относительно сложных видов психофизической деятельности.
Для проведения коррекционной работы требуется специально организованная предметно-пространственная среда: функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций (строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объёмные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, геометрическое лото, сенсорные модули и др.);
-
игрушки и пособия для развития тонкой моторики, спортивный инвентарь для развития крупной моторики (шнуровки, мозаики, мячи, обручи, сенсорная тропа для ног, массажный коврик и др.);
-
оборудование для занятий музыкой, ритмикой, изобразительной деятельностью (магнитофон, набор аудио-видеокассет для релаксации, звучащие музыкальные инструменты, изобразительные материалы и др.);
-
разнообразный арсенал техники арттерапии (различные куклы, сюжетные игрушки, элементы одежды).
Содержание программы
1 КЛАСС (34ч)
Раздел 1 «Формирование эмоционального общения со взрослыми и выполнение элементарной инструкции» (3ч)
-
Формирование эмоционального контакта со взрослыми.
-
Развитие внимания и подражания.
-
Усвоение действий по образцу.
Раздел 2 «Развитие ручной моторики» (4ч)
-
Развитие хватания.
-
Развитие соотносящих действия.
-
Подражание движением рук.
-
Развитие движений пальцев, кистей рук.
Раздел 3«Сенсорное развитие . Коррекция процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира» (11ч)
-
Развитие зрительного восприятия.
а) восприятие формы. Запоминание, связанное с представлениями о форме;
б) восприятие величины. Запоминание , связанное с представлением о величине.
в) восприятие цвета , различение цветов. Запоминание , связанное с представлением о цвете.
г) формирование целостного образа предмета.
д) классификация предметов по отличительным признакам.
е) восприятие пространства и ориентировка в нем ( на, под, над, за…)
Ориентировка на листе бумаги, в помещении.
Формирование пространственных представлений.
ж) развитие тактильно – двигательного восприятия.
2. Развитие слухового восприятия.
а) развитие неречевого слуха
б) развитие речевого слуха.
Раздел 4 « Развитие мышления» (8ч)
-
Переход от восприятия к обобщению.
-
Переход от восприятия к наглядно –образному и элементам логического мышления.
-
Развитие наглядно – действенного мышления.
-
Развитие элементов причинного мышления.
-
Развитие наглядно-образного мышления.
-
Формирование аналитико-синтетической деятельности.
-
Формирование способности к логическим выводам и обобщениям.
-
Установление ситуативных связей между предметами.
Раздел 5 «Развитие речевого общения» (8ч)
-
Развитие делового эмоционального общения.
-
Игры – драматизации.
-
Сюжетно-ролевые игры.
-
Расширение, уточнение и обобщение значения слова.
-
Коррекция произносительной стороны речи.
-
Коррекция звукопроизношения на основе чистоговорок, скороговорок, потешек.
-
Коррекция связной речи. Составление рассказа по картинке.
Учащиеся должны знать:
- формы: круг, квадрат, треугольник;
- названия основных цветов (красный, синий, жёлтый);
- правила игр;
- левую и правую руку.
Учащиеся должны уметь:
- обращаться к другим по именам;
- выполнять речевую инструкцию учителя и действовать по образцу;
- пользоваться карандашом;
- хватать большие предметы двумя руками;
- хватать маленькие предметы одной рукой;
- уметь действовать по подражанию;
- узнавать предмет по форме, величине, цвету;
- ориентироваться на листе бумаги, в помещении;
- располагать предметы на листе (внизу, вверху, по сторонам);
- узнавать предметы на ощупь и по словесному описанию;
- различать звуки по тембру звучания;
- уметь звукоподражать;
- уметь обобщать предметы по цвету, форме;
- использовать в общении простейшие слова и выражения.
Учащиеся должны иметь представление:
- о совмещении предмета с отверстием;
- о действиях, требующих согласования обеих рук;
- о способах предметных действий.
2 КЛАСС (34ч)
Раздел I «Сенсорное развитие. Коррекция процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира» (12ч)
-
Развитие зрительного восприятия.
а) Восприятие формы. Запоминание, связанное с представлениями о форме.
б) Восприятие величины. Запоминание, связанное с представлением о величине.
в) Восприятие цвета, различение цветов. Запоминание связанное с представлением о цвете.
г) Формирование целостного образа предмета.
д) Восприятие пространства и ориентировка в нём (впереди, назад, на, под, около, …) Ориентировка на листе бумаги, ориентировка в помещении. Формирование пространственных представлений.
е) Развитие тактильно-двигательного восприятия.
2. Развитие слухового восприятия
а) Развитие неречевого слуха
б) Развитие речевого слуха
Раздел 2 «Развитие мышления» (7ч)
-
Переход от восприятие к обобщению.
-
Переход от восприятия к наглядно-образному и элементам логического мышления
-
Развитие наглядно-действенного мышления
-
Развитие элементов причинного мышления
-
Развитие наглядно-образного мышления
Раздел 3 «Развитие речевого общения» (15ч)
-
Развитие делового эмоционального общения
-
Игры – драматизации
-
Расширение, уточнение и обобщение значения слова
-
Коррекция произносительной стороны речи
-
Коррекция произносительной стороны речи
-
Коррекция звукопроизношения на основе чистоговорок, скороговорок, потешек
-
Коррекция связной речи. Составление рассказа по картинке
-
Составление рассказа по плану
-
Разучивание стихов, песен
-
Коррекция письменной речи
Учащиеся должны знать:
- имена и фамилии товарищей;
- цвета (оранжевый, зелёный, голубой, фиолетовый, белый, чёрный)
- правила игр
Учащиеся должны уметь:
- обращаться к другим по имени и фамилии;
- выполнять речевую инструкцию учителя и действовать по образцу;
- хватать большие и маленькие предметы одной рукой;
- узнавать предметы по форме, величине, цвету;
- ориентироваться в помещении, на улице, в городе;
- узнавать предметы по словесному описанию;
- различать звуки по тембру звучания;
- обобщать предметы по цвету, форме;
- использовать в общении слова и выражения.
Учащиеся должны иметь представление:
- о совмещении предмета с отверстием и отверстия с предметом;
- о способах предметных действий;
- о правилах игр.
3 КЛАСС (34ч)
Раздел 1 «Коррекция восприятия и их ориентировке в пространстве» (8ч)
-
Отработка понятий «правый» и «левый»
-
Отработка выполнения упражнений на освоение пространственных отношений ( на, над, под, за,
-
Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка
-
Развитие представлений о частях суток, о временах года
-
Пространственная ориентировка в тетради, классе, школе
-
Коррекция способностей к фонематическому различению.
-
Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений на внимание
-
Коррекция фонематического восприятия и произношения
Раздел 2 «Коррекция внимания» (7ч)
-
Упражнения на развитие способности к переключению внимания
-
Упражнения на развитие концентрации внимания и его устойчивости
-
Упражнения на развитие устойчивости внимания
-
Упражнения на развитие произвольного внимания
-
Упражнения на развитие распределения внимания и избирательности
-
Упражнения на развитие объема внимания
-
Упражнения на усиление концентрации слухового внимания
Раздел 3 «Коррекция мышления» (10ч)
-
Упражнения, направленные на развитие образного мышления
-
Упражнения, направленные на развитие абстрактно-логического мышления
-
Упражнения на развитие мыслительной операции «Сравнение предметов»
-
Упражнения на развитие наглядно-действенного мышления
-
Упражнения на развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков
-
Упражнения на развитие гибкости умы
-
Упражнения на развитие словесно-логического мышления
-
Упражнения на развитие скорости мышления
-
Упражнения на развитие мышления и речи
-
Упражнения и игры, развивающие мышление, сообразительности
Раздел 4 «Коррекция памяти» (9ч)
-
Упражнения на развитие способности к воссозданию мысленных образов
-
Упражнения на осознанное восприятие
-
Упражнения, направленные на способность устанавливать связи между элементами материала
-
Упражнения на развитие объёма кратковременной слуховой памяти
-
Упражнения на развитие долговременной и зрительной памяти
-
Упражнения на развитие памяти на цифры, буквы, слова
-
Упражнения на развитие наблюдательности, памяти, коммуникативных способностей
-
Игры на развитие памяти «Я положил в мешок», «Я – фотоаппарат»
Учащиеся должны знать:
- левую и правую руку;
- времена года;
- формы: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник;
- различать звуки по тембру звучания;
- правила игры;
- изученные цифры и буквы.
Учащиеся должны уметь:
- узнавать предмету по контурному изображению и деталям рисунка;
- сравнивать предметы;
- употреблять предлоги (впереди, назад, на, под, около);
- внимательно рассматривать предметы;
- следить за движущим предметом;
- внимательно рассматривать игрушку для последующего узнавания;
- составлять мини-рассказы по плану;
- осматривать пространство, ориентируясь на определённые объекты.
Учащиеся должны иметь представление:
- о частях суток, месяцах, днях недели;
- о выделении существенных признаков.
4 КЛАСС (34ч)
Раздел 1 «Коррекция мышления и речи» (9ч)
Развитие наглядно-действенного мышления
-
Анализ зрительного образа и свойств предметов
-
Узнавание объекта на основе описания отдельных признаков. Сочетание признаков разных предметов
-
Нахождение общих и различающихся признаков объектов
-
Узнавание объекта по описанию возможных действий с ним
-
Составление сюжетного рассказа
-
Решение задач на сравнение
-
Расположение предметов в порядке возрастания или убывания
-
Учимся делать логические выводы
-
Нахождение действия, противоположного по значению
Раздел 2 «Развитие причинного мышления» (17ч)
-
Планирование преобразований предметов и слов
-
Устанавливание ситуативных связей между предметами
-
Нахождение причины событий
-
Представление последствий событий
-
Обозначение словами существенных признаков предмета
-
Составление слов с заданной буквой
-
Подбор слов, противоположных по значению
-
Подбор слов-синонимов
-
Классификация и соединение слов в предложение
-
Согласовывание слов в предложении
-
Понимание социальных взаимосвязей
-
Учимся придумывать сказки
-
Учимся придумывать сказки по опорам
-
Описываем характер героев
-
Составление текста по вопросам
-
Оценивание событий с разных сторон
Раздел 3 «Коррекция произвольной сферы» (8ч)
-
Упражнение «Раскрась фигуры»
-
Упражнение «Копирование образца»
-
Упражнение «Рисование узоров»
-
Упражнение «Найди такой же предмет»
-
Упражнение – игра «Пуговица»
-
Упражнение «Кто сегодня именинник»
-
Упражнение «Хитрые картинки»
-
Упражнение «Веселые человечки»
Учащиеся должны знать:
- части суток, названия месяцев, дней, недели;
- правила игр;
- формы: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал;
- изученные цифры, буквы.
Учащиеся должны уметь:
- составлять рассказ с помощью учителя и по плану;
- уметь находить общие и различающие признаки;
- узнавать предмет по описанию и свойствам;
- употреблять предлоги (впереди, назад, на, под, около);
- сравнивать и различать предметы;
- уметь составлять предложения;
- придумывать сказки по опорам с помощью учителя;
- пользоваться правилами игр;
- описывать характер героев;
- составлять текст по вопросам;
-согласовывать слова в предложении;
- подбирать слова –синонимы, слова-антонимы;
- подбирать слова, противоположные по значению;
- решать задачи на сравнение;
- располагать предметы в порядке возрастания и убывания;
- составлять слова с заданной буквой.
Учащиеся должны иметь представление:
- о выделении существенных признаков;
- о словах-антонимах, синонимах;
- о логических выводах.
Список литература
-
Эксакусто Т.В., Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы. Ростов - на Дону: «Феникс», 2003.
-
Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. М.: «Ось» - 1989.
-
Чистякова М. И. Психогимнастика. М.: «Просвещение» - 1995.
-
Стребелева Е.А., Катаева А.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. М.: «Бук-Матер» 1993.
-
М.А.Панфилова. Игротерапия общения . Москва. : «Издательство ГНОМ и Д» , 2001.
-
Погосова Н. М. Цветовой игротренинг. С-Пб.: «Речь» - 2003.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Орлова Александра Васильевна
→ Публикатор 26.09.2022 0 836 89 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.