Программа "Профессиональное самоопределение"
Вишнякова В.А., заместитель директора по учебно-воспитательной работе;
Серёжникова И.В., заместитель директора по воспитательной работе;
Маркова Т.П., психолог.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Камызякская средняя общеобразовательная школа №4»
Адрес: Астраханская область, г. Камызяк, ул.Молодёжная, д. 24
Телефон: 91-5-39
Программа «Профессиональное самоопределение»
Пояснительная записка
«В рамках модернизации образования РФ на новый план в деятельности общеобразовательных учреждений выходит программа предпрофильной и профильной подготовки подрастающего поколения, которую целесообразно рассматривать параллельно с организацией всей системы профориентационной работы в общеобразовательном учреждении» 1.
Ситуация по данной проблеме в массовой школе на современном этапе характеризуется следующими параметрами:
- отсутствием системной работы по организации профориентационной, предпрофильной и профильной подготовки учащихся;
- неразработанностью на уровне города системы работы в данном направлении;
- необеспеченностью ОУ необходимыми средствами: методиками, информационными материалами, кадрами, специальными программами, компьютерной техникой, учебно-наглядными пособиями, литературой, видеофильмами…
- несогласованностью действий городских структур, занятых профориентацией и профессиональным обучением;
- неготовностью учащихся к решению проблемы продолжения образования после школы;
- ярко выраженным избеганием самостоятельных решений о путях продолжения дальнейшего образования;
- острой потребностью общества в квалифицированных кадрах;
- неподкреплённостью профориентации в образовательном учреждении кадровой, финансовой поддержкой;
_________________________________________________
1. «Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования» (приказ Минобразования России № 2783 от 18.07.2002 г).
- отсутствием психолого-педагогической поддержки профориентационной, предпрофильной, профильной работы;
- низкой мотивацией, несформированностью у учащихся профессионального прогнозирования.
В итоге необходимо констатировать, что в современном образовательном учреждении отсутствует эффективная работа подготовки подрастающего поколения к эффективному поведению в условиях современного рынка труда. Соответственно, явной становится необходимость разработки модели профориентационной, предпрофильной, профильной подготовки подрастающего поколения в современном образовательном учреждении в условиях массовой школы.
Идея проекта
Разработка системы профориентационной работы, предпрофильной подготовки, профильного обучения подрастающего поколения в массовой общеобразовательной школе в рамках профилизации обучения.
Тип проекта – поисковый.
Статус проекта – проект муниципального уровня.
Участники проекта:
Профориентационная подготовка – учащиеся 1-7-х классов;
Предпрофильная подготовка – учащиеся 7-9-х классов;
Профильное обучение – учащиеся 10-11-х классов.
Содержание проекта
Проект по разработке системы профориентационной работы, предпрофильной подготовки, профильного обучения учащихся 1-3-й ступеней обучения включает следующие направления деятельности:
1. Профориентационную работу.
2. Предпрофильную подготовку.
3. Профильное обучение.
Программа проекта реализуется в процессе обучения, внеклассной, внешкольной деятельности в условиях взаимодействия школы с другими социальными структурами: семьёй, профессиональными учебными заведениями, центрами профессиональной ориентации молодёжи, службой занятости, предприятиями, учреждениями, организациями города. Программа осуществляется поэтапно с учётом возрастных особенностей учащихся, преемственности в содержании, формах и методах работы в начальной, основной, средней (полной) школе.
РАЗДЕЛ 1. ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА
«Профориентационная работа в образовательном учреждении проводится с целью создания условий для осознанного профессионального самоопределения учащихся, посредством популяризации и распространения знаний в области профессий, профессиональной пригодности, профессионально важных качеств человека и профессиональной карьеры, строится на основе личностного восприятия мира профессии, приближённого к кругу профессий ближайшего окружения (родителей, знакомых, профессиональной карты города, региона), путём расширения представления о мире профессий» 1. Для решения этой задачи используются формы и методы организации учебно-воспитательной деятельности, соответствующие возрастным особенностям учащихся.
Профессиональная ориентация в общеобразовательном учреждении включает в себя следующие компоненты: профессиональное просвещение, развитие профессиональных интересов и склонностей, профессиональную консультацию, социально-профессиональную адаптацию.
Профориентационная работа в образовательном учреждении осуществляется также и в системе внеклассных, общешкольных мероприятий.
1. Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников. М: ТЦ “Сфера”,2005
2. Профессиональная ориентация учащихся. Мн.: “Красико-Принт”,2004
1-2-е классы
Профессии наших родителей
Знакомство с профессиями родителей Классные часы-встречи;
рассказ о профессии
Формирование положительного отношения к трудовой деятельности. Экскурсии; профориентационные игры; беседы о труде, внеклассные мероприятия.
3-4-е классы
Мир профессий
Знакомство с профессиями, расширение представлений и мире профессий Классные часы-встречи;
рассказ о профессии;
составление каталога профессий;
экскурсии; профориентационные игры;
5-е классы
Кем я хочу быть?
Формирование основ профессиональной направленности Анкетирование учащихся;
Психологическое тестирование
Осознание учащимися своих интересов Игры; классные часы
6-е классы
Кем я должен быть, чтобы стать профессионалом в выбранной области?
Осознание своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессий. Психологические тренинги, тестирование; классные часы; профориентационные игры.
7-е классы
Самоопределение в области «человек – труд – профессия»
Формирование профессионального самопознания Классные часы;
Сотрудничество со специалистами Центра Занятости; консультации, психологические тренинги, консультации, тестирование.
Общешкольные мероприятия
o Создание методического пособия «Мир профессий».
o Читательская конференция «Профессия и личность».
o Выпуск газет к профессиональным праздникам.
o Общешкольные собрания «Мир профессий».
o Организация ярмарки профессий, высших и средних профессиональных учебных заведений; посещение других ярмарок региона.
o Акции «Я – гражданин России».
Система дополнительного образования
НОУ «Эврика»
Объединение «Исток»
Объединение «Патриот»
Объединение «Юный репортёр»
Объединение «Юный инспектор движения»
Объединение «Юный пожарник»
Объединение «Столяр-конструктор»
Объединение «От природы к искусству»
Театральная студия «Дилижанс»
Танцевальная студия
Шашки, шахматы
Экологический клуб «ЮНЭКО»
Агитбригада «Волгари»
Туристический клуб «Пилигрим»
Объединение «Юный стрелок»
Секции «Лёгкая атлетика», «Волейбол», «Баскетбол», «Гимнастика»
Профориентация в 7-11-х классах осуществляется посредством индивидуальных и групповых консультаций социально-психологической службы, а также в рамках предпрофильной подготовки, профильного обучения.
РАЗДЕЛ 2. ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
Система работы по предпрофильной подготовке учащихся 7-9-х классов определяется задачами профилизации обучения на старшей ступени исходя из основной цели, определённой «Концепцией профильного обучения». Переход на профильное обучение в старшей школе предусматривает изменение системы работы в основной школе, так как от правильного выбора профиля обучения во многом зависит профессиональное будущее старшеклассников.
Соответственно, особую важность приобретают задачи предпрофильной подготовки учащихся как в 9-х, так и в 7-8-х классах, так как возраст 13-15 лет – это возраст самоопределения.
Основная задача предпрофильной подготовки – подготовка к выбору профиля обучения, прогнозирование будущей профессиональной деятельности.
Предпрофильная подготовка в ходе проекта включает в себя следующие этапы:
- ознакомительный, где обобщаются сведения о сферах и видах трудовой деятельности, подводится итог профориентационной работы, проводимой в рамках классных часов и вводится система семичасовых элективных пропедевтических курсов под общим названием «Человек – профессия»;
- пропедевтический, где в образовательный процесс системно вводятся пропедевтические элективные курсы, обобщающие, систематизирующие, углубляющие знания учащихся в выбранной области профессионального познания, где решаются задачи профессионального самоопределения;
- основной - моделирование видов образовательной деятельности, востребованных в профильной школе, определение круга профильных и базовых дисциплин в соответствии с профессиональными предпочтениями обучающихся, перспективами обучения в старшей школе, высших или иных профессиональных образовательных учреждениях.
7-й класс
Ознакомительный этап профилизации
Основные задачи:
обобщение знаний о мире профессий через введение системы пропедевтических курсов. Введение данных курсов в образовательный процесс является логическим завершением системы профильных классных часов и переводом деятельности по профессиональной ориентации на новый уровень;
предварительная диагностика интересов, склонностей, способностей, образовательного запроса школьников;
изучение особенностей личности ребёнка, его профессиональных предпочтений;
прогнозирование будущей профессиональной деятельности, профессиональной карьеры, дальнейшего обучения;
моделирование возможных ситуаций и выхода из них при достижении цели, в ходе дальнейшего обучения.
Обучение построено по круговой системе: обучающиеся посещают занятия вышеуказанных элективных курсов (7 класс), основываясь на принципах поверхностного ранжирования.
1 четверть – «очень интересно»
2 четверть – «интересно»
3 четверть – «это в жизни пригодится»
4 четверть – «это мне не помешает»
При этом в течение учебного года каждый ребёнок попытается «примерить» на себя ту или иную профессию, постарается изучить особенности сфер и видов деятельности, познать себя, и в итоге – определить ту профессиональную область, которую он хотел бы познать более глубоко с целью профессионального самоопределения.
8-й класс
Пропедевтический этап профильной ориентации
Основные задачи:
- расширение, углубление знаний о мире профессий;
- формирование умений соотносить цели выбора будущей сферы деятельности со своими личностными возможностями;
- общее знакомство с типами учреждений профессионального обучения;
- характеристика уровней и перспектив профессионального образования в зависимости от востребованности на рынке труда различных профессий;
- знакомство с достижениями профессионального успеха;
- предварительная диагностика интересов, склонностей, способностей, образовательного запроса школьников.
На данном этапе предпрофильная подготовка учащихся 8-х классов строится на основе матрицы выбора профессий посредством проведения элективных курсов для учащихся, имеющих первичное самоопределение в мире профессии; элективных курсов для учащихся, не определившихся в данной области, а также через систему внеклассных, общешкольных мероприятий с использованием индивидуального, группового консультирования, тестирования и других форм профориентационной работы.
9-й класс
Предпрофильная подготовка
Основные задачи:
- определение индивидуальной стратегии образования, перечня профильных и базовых дисциплин, углубленного уровня изучения отдельных предметов, круга профильных исследований;
- организация практико-ориентированной помощи в приобретении личностного опыта выбора собственного содержания образования;
- изучение образовательных запросов учащихся, прогнозирование образовательной траектории дальнейшего обучения: профиля, возможных форм и вариантов обучения, образовательных учреждений;
- конкретизация запросов учащихся в отношении связи содержания избираемого профиля обучения с содержанием послешкольного образования и будущей профессиональной деятельности;
- расширение сфер познания, углубленное изучение отдельных дисциплин в рамках выбранного профиля в соответствии с профессиональными предпочтениями обучающихся;
- повторное проведение диагностики;
- формулировка, ранжирование, аргументация совершаемого выбора профиля;
- выбор профиля обучения.
Задачи, стоящие перед педагогами, при проведении элективных курсов следующие:
- дать ученику возможность реализовать свой интерес к выбранному предмету;
- уточнить готовность и способность ученика осваивать выбранный предмет на повышенном уровне;
- создать условия для подготовки к экзаменам по выбору.
Предлагаемые элективные курсы традиционно строятся на принципах избыточности, оригинальности содержания, использования активных методов обучения:
«Ваша домашняя страница в Интернете»
«Введение в риторику»
«Методы решения уравнений и задач на составление уравнений»
«Стили русского языка»
«Основы начертательной геометрии»
«Менеджмент»
«Современная поэзия, учимся писать изложение»
«Мамина школа»
«Физика вокруг нас»
«Секретные материалы твоего здоровья»
«Прикладная физическая стрелковая подготовка»
«Города мира»
«Политическая карта мира»
«Словари и их роль в общей и лингвистической культуре, развитие речи»
«Ребёнок – не игрушка»
«Математическая логика»
«Маркетинг»
«Учись писать грамотно»
«Черчение вокруг нас»
«Литература Древней Руси»
«Решение уравнений и систем уравнений»
«Методы решения уравнений»
«Пенсионное обеспечение РФ»
«Познай себя»
Элективные курсы по предпрофильной подготовке учащихся 8-9-х классов проводятся один раз в неделю, программа рассчитана на 34 часа, предполагается организация в 9-х классах обучение в мобильных группах по выбору учащихся. Переход учащихся из группы в группу возможен в начале четверти. В данной ситуации преподаватель включает в совместную работу с учащимися различные формы индивидуальной, групповой работы.
Помимо этого на решение задач предпрофильной подготовки предполагается организация работы всей системы учебно-воспитательной работы образовательного учреждения: учебные занятия путём введения элементов, фрагментов профилизации, внеклассные, общешкольные мероприятия, СМИ ОУ, наглядная агитация и т.д.
8-9-е классы
Внеклассная деятельность Общешкольные мероприятия
- профориентационная работа на преподаваемых учебных курсах;
- экскурсии;
- предпроектная, проектная работа;
- системные классные часы;
- анкетирование;
- тестирование;
- собеседование;
- семинары;
- посещение учебных заведений в рамках дней открытых дверей;
- самостоятельная работа с источниками информации - составление образовательной карты территории;
- организация ярмарок профессий;
- посещение городских, региональных мероприятий (ярмарки профессий, встречи);
- проведение акции «Я – Гражданин России»;
- деятельность системы дополнительного образования.
Направления деятельности в рамках предпрофильной подготовки основываются на современной системе профориентационной работы и включает следующие виды:
- информационное – поиск, сбор и хранение информации о профессиях, профессиональных учебных заведениях, рабочих местах, лицах и организациях, оказывающих консультационные услуги, на основе данных средств массовой информации, литературы, мультимедиа и Интернета;
- профессиографическое – создание описаний профессий, методик анализа и выявления требований различных профессий и должностей к человеку, изучение общих закономерностей и специфики различных видов профессиональной деятельности;
- диагностическое – разработка, апробация и внедрение методик психологической диагностики профессионально важных качеств человека: общих и специальных профессиональных способностей, склонностей и интересов, анализ и сравнение имеющихся психологических тестов, компьютерных программ и автоматизированных диагностических экспертных систем оценки профессиональной пригодности;
- консультационное – поиск, создание и систематизация методик индивидуального и группового консультирования по вопросам выбора профессии, профессионального обучения, поиска работы и трудоустройства, адаптация на рабочем месте, решения проблем и преодоления кризисов на различных этапах карьеры, разработка, апробация и внедрение профориентационных программ для работы с учащимися и выпускниками школ;
- образовательное – изучение психологических факторов эффективности профессионального обучения, развития профессиональных интересов и способностей в процессе реализации различных образовательных программ, профессионализации человека;
- кадровое – изучение психологических аспектов кадровой работы: описание требований должности к психологическим качествам человека, оценка степени соответствия психологических особенностей работника занимаемой должности, подбор сотрудников в соответствии с должностными обязанностями, учёт содержания и условий деятельности, личных качеств и взаимоотношений работников при проектировании рабочего места и штатной структуры, управлении мотивацией, планировании карьеры т.п.;
- гигиеническое – перспективное направление изучения взаимосвязи между здоровьем человека и профессиональной деятельностью.
РАЗДЕЛ 3. ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
«С целью дифференциации, индивидуализации обучения, направленного на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса, в рамках системы профориентационной работы, учитывая социальный заказ семьи, потребность общества в повышении общей правовой, экономической культуры населения, кадровый состав, разработанность основных курсов в данном направлении, в ходе реализации проекта предполагается внедрение в образовательный процесс модели социально-экономического, социально-гуманитарного профилей обучения» 1.
Цели при организации профильного обучения учащихся старших классов по социально-гуманитарному направлению преследуются следующие:
- поднять социально-экономическую эффективность общего среднего образования, усилив внимание школ к процессам вхождения выпускников в рынок труда и образования, к стартовым этапам профессиональной карьеры;
- усилить интеграцию образовательных и предметных областей за счёт её направленности на жизненное и профессиональное самоопределение выпускников школ;
- реализовать принципы вариативности и дифференциации образования с учётом локальных изменений в потребностях общества по формированию правовой, экономической культуры населения.
Реализация социально-экономического профиля в рамках современной массовой школы осуществляется
посредством использования коопераций – объединений ресурсов общего среднего и дополнительного образования
1. «Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования»//Стандарты и мониторинг в образовании. 2002 г
школы, учреждений начального и среднего профессионального образования.
Учитывая несформированность профессиональных запросов современных школьников, с целью снижения риска ошибочного выбора, изменения в ходе обучения профессиональных притязаний обучающихся при составлении учебного плана неизменным остаётся федеральный компонент базисного учебного плана (универсальный вариант).
Вариативная часть базисного учебного плана строится с учётом социального заказа семьи и обучающихся, перечня вступительных экзаменов (экзаменов по выбору в рамках ЕГЭ).
Структура профильного обучения включает базовые и профильные общеобразовательные предметы, элективные курсы, профильные курсы, учебную практику, а также систему внеклассной деятельности, общешкольных мероприятий, дополнительное образование.
Профильное обучение на старшей ступени строится на принципах вариативности расширения рамок базисного учебного плана, углубления отдельных предметов: математика, обществознание, русский язык. Приемлем также отказ учащегося от профильного обучения. Универсальный базисный план гарантирует общее среднее (полное) образование в полном объёме каждому учащемуся.
РАЗДЕЛ 4. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА
Внедрение в образовательный процесс системы профориентационной работы, предпрофильной подготовки, профильного обучения, несомненно, требует серьёзной подготовки кадров, повышения их квалификации, организации переобучения, а также внесение определённых изменений в организацию деятельности методической, психолого-педагогической службы.
На подготовительном этапе структура кадрового состава следующая:
Педагогический состав - 76 человек. Из них имеют:
23 – высшую квалификационную категорию;
39 – первую квалификационную категорию;
7 – вторую квалификационную категорию.
В проекте принимают участие 50% педагогического состава, 21 человек разработали авторские образовательные программы элективных курсов, которые прошли экспертизу на муниципальном и региональном уровнях.
С целью успешной реализации проекта в план работы образовательного учреждения вносятся следующие дополнения.
Педагогические советы
2008-2009 учебный год – «Формы и методы организации профориентационной работы, предпрофильной подготовки, профильного обучения»;
2009-2010 учебный год – «Анализ и обобщение опыта работы школы по формированию основ жизненного и профессионального самоопределения учащихся»;
2010-2011 учебный год – «Содержание образования, профильное обучение. Профилирование и образовательный стандарт. Прфилирование и ЕГЭ»;
2011-2012 учебный год – «Психолого-педагогическое сопровождение профилизации»;
2012-2013 учебный год - «Профилизация. Анализ результативности проекта».
Методические семинары
2008-2009 учебный год – МО классных руководителей «Формы и методы профориентационной работы».
2009-2010 учебный год – МО учителей математики, словесности «Профильная школа в концепции школьного математического образования», «Профильное обучение и проблемы преподавания предметов естественного цикла», «Русский язык как учебный предмет базового и профильного уровня».
2010-2011 учебный год – МО классных руководителей «Портфолио – как форма оценивания индивидуальных достижений учащихся».
2011-2012 учебный год – МО «Проектирование и экспертиза инновационной деятельности. Формы и методы контроля при организации профильного обучения. Профилирование и стандарт»
2012-2013 учебный год – «Реализация программы модернизации образования РФ. Достижения и просчёты. Перспективы профильного обучения».
Психолого-педагогические семинары
2008-2009 учебный год – «Выбор профессии – это выбор жизненного пути. Психолого-педагогическое сопровождение профилизации»
2009-2010 учебный год – «Формы и методы изучения личности в целях профилизации. Методы выбора профессии. Ценностные ориентации в профессиональном самоопределении».
2010-2011 учебный год – «Специальные способности как одно из условий выбора профессии».
2011-2012 учебный год – «Учитель как исследователь. Педагогическая деятельность как творческий процесс. Психологический аспект»
2012-2013 учебный год – «Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера».
Предметно-методические недели
- Мир профессий
Профессиональные конкурсы
«Самый классный «классный»»,«Учитель года»
Ожидаемые результаты
-разработка модели профориентационной работы, предпрофильной подготовки, профильного обучения в условиях современной массовой школы;
- обеспечение углубленного изучения дисциплин, включённых в перечень предметов для поступления в высшие учебные заведения;
- апробирование модели профилизации на 3-й ступени обучения;
-повышение качества образования;
- формирование устойчивого интереса к обучению;
- обеспечение углубленного изучения отдельных общеобразовательных предметов;
- повышение уровня правовой, экономической и общетеоретической образованности;
- раннее выявление, формирование и развитие профессиональных способностей в сочетании со специальной подготовкой профессиональной деятельности;
- апробация и совершенствование новых форм профессиональной ориентации;
- расширение возможности социализации учащихся, подготовки к профессиональному самоопределению.
Планируемые результаты педагогической деятельности на промежуточном и конечном этапах реализации проекта
№ направление Планируемые результаты на основном этапе (2008-2011) Планируемые конечные результаты (2012-2013)
1 Новый базисный учебный план Отработка механизмов формирования учебных планов по информационно-техническому, социально-гуманитарному профилю. Рекомендации по составлению учебных планов по информационно-техническому, социально-гуманитарному профилю.
Методики формирования индивидуальных учебных планов. Рекомендации для школьников, родителей, педагогов, для завучей школ по определению профессиональных предпочтений обучающихся, определению профильных дисциплин в соответствии с выбранной профессией.
2
Эксперимента
льная проверка учебно-методического обеспечения преподавания учебных предметов на базовом и профильном уровнях. Анализ востребованности отдельных учебных предметов на базовом и профильном уровнях. Определение наиболее вероятных вариантов построения содержания профилей, распределение учебных предметов по уровням обучения.
Апробация учебно-методических комплексов для преподавания предметов на базовом и профильном уровнях. Рекомендации по доработке примерных программ, методических материалов, учебников. Отбор оптимального УМК.
3 Апробация элективных курсов Оценка эффективности разработанных элективных курсов для решения задач предпрофильной подготовки, профильного обучения. Рекомендации по оптимизации состава элективных курсов, направленности их содержания в зависимости от индивидуальных запросов обучающихся и дальнейшего профиля обучения. Внедрение в образовательный процесс рабочих тетрадей.
Определение типологии элективных курсов.
4 Совершенство
вание системы оценивания достижений учащихся. Возможности и целесообразность использования портфолио для оценки учебных достижений в 10-11-х классах. Модель портфолио и рекомендации по её использованию в оценке учебных достижений учащихся 2,3-й ступенях обучения.
Формы и методы контроля в системе профилизации. Апробирование рейтинговой оценки. Формы и методы контроля в системе профилизации.
5 Организация профориентационной работы. Оценка эффективности предлагаемой модели организации профориентационной работы. Типология форм, методов, моделей организации профориентационной работы в современном образовательном учреждении. Рекомендации по организации работы по профессиональной ориентации на базе современного образовательного учреждения.
6 Организация предпрофиль
ной
подготовки Предпрофильная подготовка в системе профориентационной работы Методология проведения предпрофильной подготовки учащихся в условиях современной массовой школы.
Результативность предлагаемой модели предпрофильной подготовки.
Формы и методы контроля в системе профилизации.
7 Организация профильного обучения Оценка эффективности различных форм организации профильного обучения (внутришкольная, сетевая, использование ресурсных центров…) Описание моделей взаимодействия, подготовка проектов соответствующей нормативной базы
8 Педагогические кадры Региональные и муниципальные модели и формы организации повышения квалификации педкадров (обобщение опыта). Рекомендации по организации и содержанию повышения квалификации педкадров. Разработка модели внутришкольного обучения.
9 Нормативная база введения предпрофиль
ной подготовки, профильного обучения. Проверка эффективности предложений по нормативно-методическому обеспечению предпрофильного, профильного обучения. Проекты нормативно-методических документов.
Отработка нормативов финансирования предпрофильного, профильного обучения Рекомендации по содержанию нормативной документации.
План-график реализации программы по профориентационной работе, предпрофильной подготовке, профильному обучению учащихся
Уч. год этапы этапы Виды управленческой дея-ти Конкретное мер-ие Социальное партнёрство
2008-2009 1 Подготовитель
ный этап эксперимента школьного уровня
Задачи:
-анализ ситуации;
-обеспечение мотивационной и теоретической готовности участников образовательного процесса к профильному обучению -анализ ситуации в регионе, городе;
-анализ инфраструктуры, социального окружения;
- анализ традиции школы, образовательной системы города;
- анализ ситуации в школе;
-выявление, анализ образовательных запросов;
-анализ процессов, происходящих в обществе;
-анализ социального заказа участников образовательного процесса. -изучение концепции модернизации российского образования;
учебно-методические, психолого-педагогические семинары; педагогические советы;
- просветительская деятельность, общешкольные собрания учащихся, родителей, педагогов; стендовая информация, лектории, педагогические советы;
- создание рабочей группы по определению концептуальных позиций развития;
- обучение педагогов формам и методам организации образовательной деятельности в системе профилизации, к преподаванию элективных курсов: проблемные семинары, педагогические советы;
-организация психолого-педагогической диагностики и самодиагностики интересов, профессиональных предпочтений учащихся;
-определение модели организации методической службы.
2008-2009
2009-2010 2 - разработка и оценка вариантов развития;
-определение оптимального варианта развития;
-выявление интересов и склонностей учащихся;
- поиск форм и методов организации учебного процесса с целью повышения уровня мотивации учащихся для получения качественного образования -учёт сложившегося образовательного процесса, опыта организации образовательного пространства;
-изучение концепции профильного обучения: педагогические советы; проблемные семинары; учебно-методические семинары; психолого-педагогические семинары;
- моделирование образовательной системы на основе концепции профильного обучения;
- организация обучения кадров: система учебно-методических, психолого-педагогических семинаров, деловых игр, педагогических советов; организация работы в малых учебных группах; консультации;
- подбор кадров;
-решение вопросов материально-технического, научно-методического обеспечения образовательного процесса;
- создание сети дополнительных образовательных услуг;
- корректировка системы общешкольных мероприятий;
-разработка программы эксперимента по профориентационной работе, предпрофильной подготовке, профильному обучению учащихся.
2008-2009 3 Подготовитель
ный этап.
Задача:
Создание модели образовательного пространства Определение оптимального варианта развития
Задача:
-разработка методического обеспечения нормативной базы для введения в школе системы профориентацион-ной работы, предпрофильной подготовки, профильного обучения учащихся;
- организационное обеспечение эксперимента. -разработка нормативных документов;
-обучение кадров: система учебно-методических, психолого-педагогических семинаров; деловых игр, педагогических советов; проблемные курсы; консультации по вопросам разработки элективных курсов;
-разработка образовательных программ профильных курсов;
-решение вопросов научно-методического обеспечения образовательного процесса;
- выстраивание системы общешкольных мероприятий: праздники, детские общешкольные организации;
-создание системы психолого-педагогической поддержки участников образовательного процесса; отбор форм и методов; исследование личности; психолого-педагогические рекомендации;
- совершенствование системы методической службы ОУ;
-разработка системы вознаграждения участников эксперимента;
-разработка школьного расписания в рамках эксперимента;
-презентация проекта эксперимента, проектов профориетацион
ной работы, предпрофильной подготовки, профильного обучения. Программ элективных курсов. Сотрудничество с учреждения
ми культуры и спорта; библиотеки, ДК, другими ОУ, ЦВР
2009-2012 4 Основной этап эксперимента по профориентационной работе, предпрофильной подготовке, профильному обучению учащихся Разработка механизмов реализации программы развития.
Задача:
Создание условий для развития участников образовательного процесса, самореализации школьников в различных видах деятельности. -разработка учебных планов;
- разработка «Модели выпускника»;
- разработка и рецензирование программ элективных курсов;
- создание организационно-педагогических условий для реализации программы эксперимента -самореализация школьников в различных видах деятельности в системе основного и дополнительного образования: учебная дея-ть, исследователь
ская, творческая, проектная, трудовая, поисковая дея-ть;
-открытие профильных классов: социально-гуманитарного, информационно-технологического
-апробация методик экспертизы образовательной среды; Сотрудничество с организациями и учреждениями муниципального образования;
-информационная поддержка СМИ
2012-2013 5 Оценка результатов эксперимента (оценочный этап) -экспертиза реализации программы эксперимента (оценка степени реализации и задач эксперимента);
- определение перспективных направлений дальнейшей деятельности -экспертиза образовательной среды;
- оценка качества профориентационной работы, предпрофильной подготовки, профильного обучения учащихся;
- оформление наработок нормативно-правовой базы, форм и методов обучения, организации образовательной деятельности;
- издание УМК;
- выстраивание структуры ОУ: определение профилей, системы профориентационной работы, предпрофильной подготовки, профильного обучения, модели сетевого взаимодействия.
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИСТОЧНИКИ
3. Газета “Школьный психолог”. Подшивка 2004-2005
4. Журналы «Завуч», «Классный руководитель».
5. Зеер Э.Ф. Профориентология. М.,2004
6. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. – 3-е изд., перераб., доп. – М.: Академический Проект; Фонд “Мир”, 2005.
7. Зимняя И.А. Компетентность человека – новое качество результата образования. http://www.bigpi.biysk.ru/wwwsite/source/no/barnaul/material-barnaul/aktual-vopros/2-3/kniga-2/kniga-2.doc
8. Концепция Модернизации РФ на период до 2010 года (распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001 г № 1756 –р).
9. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (Приказ министерства образования и науки России № 2783 от 18.07.2002г).
10. Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников. М: ТЦ “Сфера”,2005
11. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Игры и методики для профессионального и личностного самоопределения старшеклассников. М: “Первое сентября”, 2004
12. Пряжников Н.С. Профориентация в школе. М: “ВАКО”, 2005
13. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. – Воронеж, 2003г
14. Профессиональная ориентация учащихся. Мн.: “Красико-Принт”,2004
15. “Психология в школе”. 2003-2004 гг.
16. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. М: “Генезис”, 2006
17. Резапкина Г.В. “Секреты выбора
На странице приведен фрагмент.
Автор: Серёжникова Ирина Витальевна
→ Яришка 21.10.2010 1 18829 1112 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.