Программа "Профессиональное самоопределение"


Авторы-составители:
Вишнякова В.А., заместитель директора по учебно-воспитательной работе;
Серёжникова И.В., заместитель директора по воспитательной работе;
Маркова Т.П., психолог.

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Камызякская средняя общеобразовательная школа №4»

Адрес: Астраханская область, г. Камызяк, ул.Молодёжная, д. 24

Телефон: 91-5-39

Программа «Профессиональное самоопределение»

Пояснительная записка
«В рамках модернизации образования РФ на новый план в деятельности общеобразовательных учреждений выходит программа предпрофильной и профильной подготовки подрастающего поколения, которую целесообразно рассматривать параллельно с организацией всей системы профориентационной работы в общеобразовательном учреждении» 1.
Ситуация по данной проблеме в массовой школе на современном этапе характеризуется следующими параметрами:
- отсутствием системной работы по организации профориентационной, предпрофильной и профильной подготовки учащихся;
- неразработанностью на уровне города системы работы в данном направлении;
- необеспеченностью ОУ необходимыми средствами: методиками, информационными материалами, кадрами, специальными программами, компьютерной техникой, учебно-наглядными пособиями, литературой, видеофильмами…
- несогласованностью действий городских структур, занятых профориентацией и профессиональным обучением;
- неготовностью учащихся к решению проблемы продолжения образования после школы;
- ярко выраженным избеганием самостоятельных решений о путях продолжения дальнейшего образования;
- острой потребностью общества в квалифицированных кадрах;
- неподкреплённостью профориентации в образовательном учреждении кадровой, финансовой поддержкой;
_________________________________________________
1. «Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования» (приказ Минобразования России № 2783 от 18.07.2002 г).
- отсутствием психолого-педагогической поддержки профориентационной, предпрофильной, профильной работы;
- низкой мотивацией, несформированностью у учащихся профессионального прогнозирования.

В итоге необходимо констатировать, что в современном образовательном учреждении отсутствует эффективная работа подготовки подрастающего поколения к эффективному поведению в условиях современного рынка труда. Соответственно, явной становится необходимость разработки модели профориентационной, предпрофильной, профильной подготовки подрастающего поколения в современном образовательном учреждении в условиях массовой школы.

Идея проекта
Разработка системы профориентационной работы, предпрофильной подготовки, профильного обучения подрастающего поколения в массовой общеобразовательной школе в рамках профилизации обучения.

Тип проекта – поисковый.
Статус проекта – проект муниципального уровня.

Участники проекта:
Профориентационная подготовка – учащиеся 1-7-х классов;
Предпрофильная подготовка – учащиеся 7-9-х классов;
Профильное обучение – учащиеся 10-11-х классов.

Содержание проекта
Проект по разработке системы профориентационной работы, предпрофильной подготовки, профильного обучения учащихся 1-3-й ступеней обучения включает следующие направления деятельности:
1. Профориентационную работу.
2. Предпрофильную подготовку.
3. Профильное обучение.
Программа проекта реализуется в процессе обучения, внеклассной, внешкольной деятельности в условиях взаимодействия школы с другими социальными структурами: семьёй, профессиональными учебными заведениями, центрами профессиональной ориентации молодёжи, службой занятости, предприятиями, учреждениями, организациями города. Программа осуществляется поэтапно с учётом возрастных особенностей учащихся, преемственности в содержании, формах и методах работы в начальной, основной, средней (полной) школе.

РАЗДЕЛ 1. ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА

«Профориентационная работа в образовательном учреждении проводится с целью создания условий для осознанного профессионального самоопределения учащихся, посредством популяризации и распространения знаний в области профессий, профессиональной пригодности, профессионально важных качеств человека и профессиональной карьеры, строится на основе личностного восприятия мира профессии, приближённого к кругу профессий ближайшего окружения (родителей, знакомых, профессиональной карты города, региона), путём расширения представления о мире профессий» 1. Для решения этой задачи используются формы и методы организации учебно-воспитательной деятельности, соответствующие возрастным особенностям учащихся.
Профессиональная ориентация в общеобразовательном учреждении включает в себя следующие компоненты: профессиональное просвещение, развитие профессиональных интересов и склонностей, профессиональную консультацию, социально-профессиональную адаптацию.
Профориентационная работа в образовательном учреждении осуществляется также и в системе внеклассных, общешкольных мероприятий.

1. Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников. М: ТЦ “Сфера”,2005
2. Профессиональная ориентация учащихся. Мн.: “Красико-Принт”,2004

1-2-е классы
Профессии наших родителей
Знакомство с профессиями родителей Классные часы-встречи;
рассказ о профессии
Формирование положительного отношения к трудовой деятельности. Экскурсии; профориентационные игры; беседы о труде, внеклассные мероприятия.
3-4-е классы
Мир профессий

Знакомство с профессиями, расширение представлений и мире профессий Классные часы-встречи;
рассказ о профессии;
составление каталога профессий;
экскурсии; профориентационные игры;

5-е классы
Кем я хочу быть?

Формирование основ профессиональной направленности Анкетирование учащихся;
Психологическое тестирование

Осознание учащимися своих интересов Игры; классные часы

6-е классы
Кем я должен быть, чтобы стать профессионалом в выбранной области?

Осознание своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессий. Психологические тренинги, тестирование; классные часы; профориентационные игры.

7-е классы
Самоопределение в области «человек – труд – профессия»

Формирование профессионального самопознания Классные часы;
Сотрудничество со специалистами Центра Занятости; консультации, психологические тренинги, консультации, тестирование.

Общешкольные мероприятия
o Создание методического пособия «Мир профессий».
o Читательская конференция «Профессия и личность».
o Выпуск газет к профессиональным праздникам.
o Общешкольные собрания «Мир профессий».
o Организация ярмарки профессий, высших и средних профессиональных учебных заведений; посещение других ярмарок региона.
o Акции «Я – гражданин России».

Система дополнительного образования
 НОУ «Эврика»
 Объединение «Исток»
 Объединение «Патриот»
 Объединение «Юный репортёр»
 Объединение «Юный инспектор движения»
 Объединение «Юный пожарник»
 Объединение «Столяр-конструктор»
 Объединение «От природы к искусству»
 Театральная студия «Дилижанс»
 Танцевальная студия
 Шашки, шахматы
 Экологический клуб «ЮНЭКО»
 Агитбригада «Волгари»
 Туристический клуб «Пилигрим»
 Объединение «Юный стрелок»
 Секции «Лёгкая атлетика», «Волейбол», «Баскетбол», «Гимнастика»

Профориентация в 7-11-х классах осуществляется посредством индивидуальных и групповых консультаций социально-психологической службы, а также в рамках предпрофильной подготовки, профильного обучения.

РАЗДЕЛ 2. ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Система работы по предпрофильной подготовке учащихся 7-9-х классов определяется задачами профилизации обучения на старшей ступени исходя из основной цели, определённой «Концепцией профильного обучения». Переход на профильное обучение в старшей школе предусматривает изменение системы работы в основной школе, так как от правильного выбора профиля обучения во многом зависит профессиональное будущее старшеклассников.
Соответственно, особую важность приобретают задачи предпрофильной подготовки учащихся как в 9-х, так и в 7-8-х классах, так как возраст 13-15 лет – это возраст самоопределения.
Основная задача предпрофильной подготовки – подготовка к выбору профиля обучения, прогнозирование будущей профессиональной деятельности.
Предпрофильная подготовка в ходе проекта включает в себя следующие этапы:
- ознакомительный, где обобщаются сведения о сферах и видах трудовой деятельности, подводится итог профориентационной работы, проводимой в рамках классных часов и вводится система семичасовых элективных пропедевтических курсов под общим названием «Человек – профессия»;
- пропедевтический, где в образовательный процесс системно вводятся пропедевтические элективные курсы, обобщающие, систематизирующие, углубляющие знания учащихся в выбранной области профессионального познания, где решаются задачи профессионального самоопределения;
- основной - моделирование видов образовательной деятельности, востребованных в профильной школе, определение круга профильных и базовых дисциплин в соответствии с профессиональными предпочтениями обучающихся, перспективами обучения в старшей школе, высших или иных профессиональных образовательных учреждениях.

7-й класс
Ознакомительный этап профилизации

Основные задачи:
 обобщение знаний о мире профессий через введение системы пропедевтических курсов. Введение данных курсов в образовательный процесс является логическим завершением системы профильных классных часов и переводом деятельности по профессиональной ориентации на новый уровень;
 предварительная диагностика интересов, склонностей, способностей, образовательного запроса школьников;
 изучение особенностей личности ребёнка, его профессиональных предпочтений;
 прогнозирование будущей профессиональной деятельности, профессиональной карьеры, дальнейшего обучения;
 моделирование возможных ситуаций и выхода из них при достижении цели, в ходе дальнейшего обучения.
Обучение построено по круговой системе: обучающиеся посещают занятия вышеуказанных элективных курсов (7 класс), основываясь на принципах поверхностного ранжирования.
1 четверть – «очень интересно»
2 четверть – «интересно»
3 четверть – «это в жизни пригодится»
4 четверть – «это мне не помешает»
При этом в течение учебного года каждый ребёнок попытается «примерить» на себя ту или иную профессию, постарается изучить особенности сфер и видов деятельности, познать себя, и в итоге – определить ту профессиональную область, которую он хотел бы познать более глубоко с целью профессионального самоопределения.

8-й класс
Пропедевтический этап профильной ориентации

Основные задачи:
- расширение, углубление знаний о мире профессий;
- формирование умений соотносить цели выбора будущей сферы деятельности со своими личностными возможностями;
- общее знакомство с типами учреждений профессионального обучения;
- характеристика уровней и перспектив профессионального образования в зависимости от востребованности на рынке труда различных профессий;
- знакомство с достижениями профессионального успеха;
- предварительная диагностика интересов, склонностей, способностей, образовательного запроса школьников.
На данном этапе предпрофильная подготовка учащихся 8-х классов строится на основе матрицы выбора профессий посредством проведения элективных курсов для учащихся, имеющих первичное самоопределение в мире профессии; элективных курсов для учащихся, не определившихся в данной области, а также через систему внеклассных, общешкольных мероприятий с использованием индивидуального, группового консультирования, тестирования и других форм профориентационной работы.

9-й класс
Предпрофильная подготовка

Основные задачи:
- определение индивидуальной стратегии образования, перечня профильных и базовых дисциплин, углубленного уровня изучения отдельных предметов, круга профильных исследований;
- организация практико-ориентированной помощи в приобретении личностного опыта выбора собственного содержания образования;
- изучение образовательных запросов учащихся, прогнозирование образовательной траектории дальнейшего обучения: профиля, возможных форм и вариантов обучения, образовательных учреждений;
- конкретизация запросов учащихся в отношении связи содержания избираемого профиля обучения с содержанием послешкольного образования и будущей профессиональной деятельности;
- расширение сфер познания, углубленное изучение отдельных дисциплин в рамках выбранного профиля в соответствии с профессиональными предпочтениями обучающихся;
- повторное проведение диагностики;
- формулировка, ранжирование, аргументация совершаемого выбора профиля;
- выбор профиля обучения.

Задачи, стоящие перед педагогами, при проведении элективных курсов следующие:
- дать ученику возможность реализовать свой интерес к выбранному предмету;
- уточнить готовность и способность ученика осваивать выбранный предмет на повышенном уровне;
- создать условия для подготовки к экзаменам по выбору.
Предлагаемые элективные курсы традиционно строятся на принципах избыточности, оригинальности содержания, использования активных методов обучения:
 «Ваша домашняя страница в Интернете»
 «Введение в риторику»
 «Методы решения уравнений и задач на составление уравнений»
 «Стили русского языка»
 «Основы начертательной геометрии»
 «Менеджмент»
 «Современная поэзия, учимся писать изложение»
 «Мамина школа»
 «Физика вокруг нас»
 «Секретные материалы твоего здоровья»
 «Прикладная физическая стрелковая подготовка»
 «Города мира»
 «Политическая карта мира»
 «Словари и их роль в общей и лингвистической культуре, развитие речи»
 «Ребёнок – не игрушка»
 «Математическая логика»
 «Маркетинг»
 «Учись писать грамотно»
 «Черчение вокруг нас»
 «Литература Древней Руси»
 «Решение уравнений и систем уравнений»
 «Методы решения уравнений»
 «Пенсионное обеспечение РФ»
 «Познай себя»
Элективные курсы по предпрофильной подготовке учащихся 8-9-х классов проводятся один раз в неделю, программа рассчитана на 34 часа, предполагается организация в 9-х классах обучение в мобильных группах по выбору учащихся. Переход учащихся из группы в группу возможен в начале четверти. В данной ситуации преподаватель включает в совместную работу с учащимися различные формы индивидуальной, групповой работы.
Помимо этого на решение задач предпрофильной подготовки предполагается организация работы всей системы учебно-воспитательной работы образовательного учреждения: учебные занятия путём введения элементов, фрагментов профилизации, внеклассные, общешкольные мероприятия, СМИ ОУ, наглядная агитация и т.д.

8-9-е классы

Внеклассная деятельность Общешкольные мероприятия
- профориентационная работа на преподаваемых учебных курсах;
- экскурсии;
- предпроектная, проектная работа;
- системные классные часы;
- анкетирование;
- тестирование;
- собеседование;
- семинары;
- посещение учебных заведений в рамках дней открытых дверей;
- самостоятельная работа с источниками информации - составление образовательной карты территории;
- организация ярмарок профессий;
- посещение городских, региональных мероприятий (ярмарки профессий, встречи);
- проведение акции «Я – Гражданин России»;
- деятельность системы дополнительного образования.

Направления деятельности в рамках предпрофильной подготовки основываются на современной системе профориентационной работы и включает следующие виды:
- информационное – поиск, сбор и хранение информации о профессиях, профессиональных учебных заведениях, рабочих местах, лицах и организациях, оказывающих консультационные услуги, на основе данных средств массовой информации, литературы, мультимедиа и Интернета;
- профессиографическое – создание описаний профессий, методик анализа и выявления требований различных профессий и должностей к человеку, изучение общих закономерностей и специфики различных видов профессиональной деятельности;
- диагностическое – разработка, апробация и внедрение методик психологической диагностики профессионально важных качеств человека: общих и специальных профессиональных способностей, склонностей и интересов, анализ и сравнение имеющихся психологических тестов, компьютерных программ и автоматизированных диагностических экспертных систем оценки профессиональной пригодности;
- консультационное – поиск, создание и систематизация методик индивидуального и группового консультирования по вопросам выбора профессии, профессионального обучения, поиска работы и трудоустройства, адаптация на рабочем месте, решения проблем и преодоления кризисов на различных этапах карьеры, разработка, апробация и внедрение профориентационных программ для работы с учащимися и выпускниками школ;
- образовательное – изучение психологических факторов эффективности профессионального обучения, развития профессиональных интересов и способностей в процессе реализации различных образовательных программ, профессионализации человека;
- кадровое – изучение психологических аспектов кадровой работы: описание требований должности к психологическим качествам человека, оценка степени соответствия психологических особенностей работника занимаемой должности, подбор сотрудников в соответствии с должностными обязанностями, учёт содержания и условий деятельности, личных качеств и взаимоотношений работников при проектировании рабочего места и штатной структуры, управлении мотивацией, планировании карьеры т.п.;
- гигиеническое – перспективное направление изучения взаимосвязи между здоровьем человека и профессиональной деятельностью.
РАЗДЕЛ 3. ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

«С целью дифференциации, индивидуализации обучения, направленного на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса, в рамках системы профориентационной работы, учитывая социальный заказ семьи, потребность общества в повышении общей правовой, экономической культуры населения, кадровый состав, разработанность основных курсов в данном направлении, в ходе реализации проекта предполагается внедрение в образовательный процесс модели социально-экономического, социально-гуманитарного профилей обучения» 1.
Цели при организации профильного обучения учащихся старших классов по социально-гуманитарному направлению преследуются следующие:
- поднять социально-экономическую эффективность общего среднего образования, усилив внимание школ к процессам вхождения выпускников в рынок труда и образования, к стартовым этапам профессиональной карьеры;
- усилить интеграцию образовательных и предметных областей за счёт её направленности на жизненное и профессиональное самоопределение выпускников школ;
- реализовать принципы вариативности и дифференциации образования с учётом локальных изменений в потребностях общества по формированию правовой, экономической культуры населения.
Реализация социально-экономического профиля в рамках современной массовой школы осуществляется
посредством использования коопераций – объединений ресурсов общего среднего и дополнительного образования

1. «Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования»//Стандарты и мониторинг в образовании. 2002 г
школы, учреждений начального и среднего профессионального образования.
Учитывая несформированность профессиональных запросов современных школьников, с целью снижения риска ошибочного выбора, изменения в ходе обучения профессиональных притязаний обучающихся при составлении учебного плана неизменным остаётся федеральный компонент базисного учебного плана (универсальный вариант).
Вариативная часть базисного учебного плана строится с учётом социального заказа семьи и обучающихся, перечня вступительных экзаменов (экзаменов по выбору в рамках ЕГЭ).
Структура профильного обучения включает базовые и профильные общеобразовательные предметы, элективные курсы, профильные курсы, учебную практику, а также систему внеклассной деятельности, общешкольных мероприятий, дополнительное образование.
Профильное обучение на старшей ступени строится на принципах вариативности расширения рамок базисного учебного плана, углубления отдельных предметов: математика, обществознание, русский язык. Приемлем также отказ учащегося от профильного обучения. Универсальный базисный план гарантирует общее среднее (полное) образование в полном объёме каждому учащемуся.

РАЗДЕЛ 4. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА

Внедрение в образовательный процесс системы профориентационной работы, предпрофильной подготовки, профильного обучения, несомненно, требует серьёзной подготовки кадров, повышения их квалификации, организации переобучения, а также внесение определённых изменений в организацию деятельности методической, психолого-педагогической службы.
На подготовительном этапе структура кадрового состава следующая:
Педагогический состав - 76 человек. Из них имеют:
23 – высшую квалификационную категорию;
39 – первую квалификационную категорию;
7 – вторую квалификационную категорию.
В проекте принимают участие 50% педагогического состава, 21 человек разработали авторские образовательные программы элективных курсов, которые прошли экспертизу на муниципальном и региональном уровнях.
С целью успешной реализации проекта в план работы образовательного учреждения вносятся следующие дополнения.

Педагогические советы
2008-2009 учебный год – «Формы и методы организации профориентационной работы, предпрофильной подготовки, профильного обучения»;
2009-2010 учебный год – «Анализ и обобщение опыта работы школы по формированию основ жизненного и профессионального самоопределения учащихся»;
2010-2011 учебный год – «Содержание образования, профильное обучение. Профилирование и образовательный стандарт. Прфилирование и ЕГЭ»;
2011-2012 учебный год – «Психолого-педагогическое сопровождение профилизации»;
2012-2013 учебный год - «Профилизация. Анализ результативности проекта».

Методические семинары
2008-2009 учебный год – МО классных руководителей «Формы и методы профориентационной работы».
2009-2010 учебный год – МО учителей математики, словесности «Профильная школа в концепции школьного математического образования», «Профильное обучение и проблемы преподавания предметов естественного цикла», «Русский язык как учебный предмет базового и профильного уровня».
2010-2011 учебный год – МО классных руководителей «Портфолио – как форма оценивания индивидуальных достижений учащихся».
2011-2012 учебный год – МО «Проектирование и экспертиза инновационной деятельности. Формы и методы контроля при организации профильного обучения. Профилирование и стандарт»
2012-2013 учебный год – «Реализация программы модернизации образования РФ. Достижения и просчёты. Перспективы профильного обучения».

Психолого-педагогические семинары
2008-2009 учебный год – «Выбор профессии – это выбор жизненного пути. Психолого-педагогическое сопровождение профилизации»
2009-2010 учебный год – «Формы и методы изучения личности в целях профилизации. Методы выбора профессии. Ценностные ориентации в профессиональном самоопределении».
2010-2011 учебный год – «Специальные способности как одно из условий выбора профессии».
2011-2012 учебный год – «Учитель как исследователь. Педагогическая деятельность как творческий процесс. Психологический аспект»
2012-2013 учебный год – «Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера».

Предметно-методические недели
- Мир профессий

Профессиональные конкурсы
«Самый классный «классный»»,«Учитель года»

Ожидаемые результаты
-разработка модели профориентационной работы, предпрофильной подготовки, профильного обучения в условиях современной массовой школы;
- обеспечение углубленного изучения дисциплин, включённых в перечень предметов для поступления в высшие учебные заведения;
- апробирование модели профилизации на 3-й ступени обучения;
-повышение качества образования;
- формирование устойчивого интереса к обучению;
- обеспечение углубленного изучения отдельных общеобразовательных предметов;
- повышение уровня правовой, экономической и общетеоретической образованности;
- раннее выявление, формирование и развитие профессиональных способностей в сочетании со специальной подготовкой профессиональной деятельности;
- апробация и совершенствование новых форм профессиональной ориентации;
- расширение возможности социализации учащихся, подготовки к профессиональному самоопределению.

Планируемые результаты педагогической деятельности на промежуточном и конечном этапах реализации проекта

№ направление Планируемые результаты на основном этапе (2008-2011) Планируемые конечные результаты (2012-2013)
1 Новый базисный учебный план Отработка механизмов формирования учебных планов по информационно-техническому, социально-гуманитарному профилю. Рекомендации по составлению учебных планов по информационно-техническому, социально-гуманитарному профилю.
Методики формирования индивидуальных учебных планов. Рекомендации для школьников, родителей, педагогов, для завучей школ по определению профессиональных предпочтений обучающихся, определению профильных дисциплин в соответствии с выбранной профессией.
2
Эксперимента
льная проверка учебно-методического обеспечения преподавания учебных предметов на базовом и профильном уровнях. Анализ востребованности отдельных учебных предметов на базовом и профильном уровнях. Определение наиболее вероятных вариантов построения содержания профилей, распределение учебных предметов по уровням обучения.
Апробация учебно-методических комплексов для преподавания предметов на базовом и профильном уровнях. Рекомендации по доработке примерных программ, методических материалов, учебников. Отбор оптимального УМК.
3 Апробация элективных курсов Оценка эффективности разработанных элективных курсов для решения задач предпрофильной подготовки, профильного обучения. Рекомендации по оптимизации состава элективных курсов, направленности их содержания в зависимости от индивидуальных запросов обучающихся и дальнейшего профиля обучения. Внедрение в образовательный процесс рабочих тетрадей.
Определение типологии элективных курсов.
4 Совершенство
вание системы оценивания достижений учащихся. Возможности и целесообразность использования портфолио для оценки учебных достижений в 10-11-х классах. Модель портфолио и рекомендации по её использованию в оценке учебных достижений учащихся 2,3-й ступенях обучения.
Формы и методы контроля в системе профилизации. Апробирование рейтинговой оценки. Формы и методы контроля в системе профилизации.
5 Организация профориентационной работы. Оценка эффективности предлагаемой модели организации профориентационной работы. Типология форм, методов, моделей организации профориентационной работы в современном образовательном учреждении. Рекомендации по организации работы по профессиональной ориентации на базе современного образовательного учреждения.
6 Организация предпрофиль
ной
подготовки Предпрофильная подготовка в системе профориентационной работы Методология проведения предпрофильной подготовки учащихся в условиях современной массовой школы.
Результативность предлагаемой модели предпрофильной подготовки.
Формы и методы контроля в системе профилизации.
7 Организация профильного обучения Оценка эффективности различных форм организации профильного обучения (внутришкольная, сетевая, использование ресурсных центров…) Описание моделей взаимодействия, подготовка проектов соответствующей нормативной базы
8 Педагогические кадры Региональные и муниципальные модели и формы организации повышения квалификации педкадров (обобщение опыта). Рекомендации по организации и содержанию повышения квалификации педкадров. Разработка модели внутришкольного обучения.
9 Нормативная база введения предпрофиль
ной подготовки, профильного обучения. Проверка эффективности предложений по нормативно-методическому обеспечению предпрофильного, профильного обучения. Проекты нормативно-методических документов.
Отработка нормативов финансирования предпрофильного, профильного обучения Рекомендации по содержанию нормативной документации.

План-график реализации программы по профориентационной работе, предпрофильной подготовке, профильному обучению учащихся

Уч. год этапы этапы Виды управленческой дея-ти Конкретное мер-ие Социальное партнёрство
2008-2009 1 Подготовитель
ный этап эксперимента школьного уровня
Задачи:
-анализ ситуации;
-обеспечение мотивационной и теоретической готовности участников образовательного процесса к профильному обучению -анализ ситуации в регионе, городе;
-анализ инфраструктуры, социального окружения;
- анализ традиции школы, образовательной системы города;
- анализ ситуации в школе;
-выявление, анализ образовательных запросов;
-анализ процессов, происходящих в обществе;
-анализ социального заказа участников образовательного процесса. -изучение концепции модернизации российского образования;
учебно-методические, психолого-педагогические семинары; педагогические советы;
- просветительская деятельность, общешкольные собрания учащихся, родителей, педагогов; стендовая информация, лектории, педагогические советы;
- создание рабочей группы по определению концептуальных позиций развития;
- обучение педагогов формам и методам организации образовательной деятельности в системе профилизации, к преподаванию элективных курсов: проблемные семинары, педагогические советы;
-организация психолого-педагогической диагностики и самодиагностики интересов, профессиональных предпочтений учащихся;
-определение модели организации методической службы.
2008-2009

2009-2010 2 - разработка и оценка вариантов развития;
-определение оптимального варианта развития;
-выявление интересов и склонностей учащихся;
- поиск форм и методов организации учебного процесса с целью повышения уровня мотивации учащихся для получения качественного образования -учёт сложившегося образовательного процесса, опыта организации образовательного пространства;
-изучение концепции профильного обучения: педагогические советы; проблемные семинары; учебно-методические семинары; психолого-педагогические семинары;
- моделирование образовательной системы на основе концепции профильного обучения;
- организация обучения кадров: система учебно-методических, психолого-педагогических семинаров, деловых игр, педагогических советов; организация работы в малых учебных группах; консультации;
- подбор кадров;
-решение вопросов материально-технического, научно-методического обеспечения образовательного процесса;
- создание сети дополнительных образовательных услуг;
- корректировка системы общешкольных мероприятий;
-разработка программы эксперимента по профориентационной работе, предпрофильной подготовке, профильному обучению учащихся.
2008-2009 3 Подготовитель
ный этап.
Задача:
Создание модели образовательного пространства Определение оптимального варианта развития
Задача:
-разработка методического обеспечения нормативной базы для введения в школе системы профориентацион-ной работы, предпрофильной подготовки, профильного обучения учащихся;
- организационное обеспечение эксперимента. -разработка нормативных документов;
-обучение кадров: система учебно-методических, психолого-педагогических семинаров; деловых игр, педагогических советов; проблемные курсы; консультации по вопросам разработки элективных курсов;
-разработка образовательных программ профильных курсов;
-решение вопросов научно-методического обеспечения образовательного процесса;
- выстраивание системы общешкольных мероприятий: праздники, детские общешкольные организации;
-создание системы психолого-педагогической поддержки участников образовательного процесса; отбор форм и методов; исследование личности; психолого-педагогические рекомендации;
- совершенствование системы методической службы ОУ;
-разработка системы вознаграждения участников эксперимента;
-разработка школьного расписания в рамках эксперимента;
-презентация проекта эксперимента, проектов профориетацион
ной работы, предпрофильной подготовки, профильного обучения. Программ элективных курсов. Сотрудничество с учреждения
ми культуры и спорта; библиотеки, ДК, другими ОУ, ЦВР
2009-2012 4 Основной этап эксперимента по профориентационной работе, предпрофильной подготовке, профильному обучению учащихся Разработка механизмов реализации программы развития.
Задача:
Создание условий для развития участников образовательного процесса, самореализации школьников в различных видах деятельности. -разработка учебных планов;
- разработка «Модели выпускника»;
- разработка и рецензирование программ элективных курсов;
- создание организационно-педагогических условий для реализации программы эксперимента -самореализация школьников в различных видах деятельности в системе основного и дополнительного образования: учебная дея-ть, исследователь
ская, творческая, проектная, трудовая, поисковая дея-ть;
-открытие профильных классов: социально-гуманитарного, информационно-технологического
-апробация методик экспертизы образовательной среды; Сотрудничество с организациями и учреждениями муниципального образования;
-информационная поддержка СМИ
2012-2013 5 Оценка результатов эксперимента (оценочный этап) -экспертиза реализации программы эксперимента (оценка степени реализации и задач эксперимента);
- определение перспективных направлений дальнейшей деятельности -экспертиза образовательной среды;
- оценка качества профориентационной работы, предпрофильной подготовки, профильного обучения учащихся;
- оформление наработок нормативно-правовой базы, форм и методов обучения, организации образовательной деятельности;
- издание УМК;
- выстраивание структуры ОУ: определение профилей, системы профориентационной работы, предпрофильной подготовки, профильного обучения, модели сетевого взаимодействия.

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИСТОЧНИКИ
3. Газета “Школьный психолог”. Подшивка 2004-2005
4. Журналы «Завуч», «Классный руководитель».
5. Зеер Э.Ф. Профориентология. М.,2004
6. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. – 3-е изд., перераб., доп. – М.: Академический Проект; Фонд “Мир”, 2005.
7. Зимняя И.А. Компетентность человека – новое качество результата образования. http://www.bigpi.biysk.ru/wwwsite/source/no/barnaul/material-barnaul/aktual-vopros/2-3/kniga-2/kniga-2.doc
8. Концепция Модернизации РФ на период до 2010 года (распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001 г № 1756 –р).
9. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (Приказ министерства образования и науки России № 2783 от 18.07.2002г).
10. Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников. М: ТЦ “Сфера”,2005
11. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Игры и методики для профессионального и личностного самоопределения старшеклассников. М: “Первое сентября”, 2004
12. Пряжников Н.С. Профориентация в школе. М: “ВАКО”, 2005
13. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. – Воронеж, 2003г
14. Профессиональная ориентация учащихся. Мн.: “Красико-Принт”,2004
15. “Психология в школе”. 2003-2004 гг.
16. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. М: “Генезис”, 2006
17. Резапкина Г.В. “Секреты выбора

Полный текст материала Программа "Профессиональное самоопределение" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Серёжникова Ирина Витальевна  Яришка
21.10.2010 1 18741 1112

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК