Программа эксперимента в рамках сетевого регионального образовательного проекта «Нижегородская школа – территория здоровья»



Автор: Соболева Любовь Николаевна

Место работы: МОУ СОШ № 62 г.Нижнего Новгорода

Должность: заместитель директора по УВР


Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 62

ПРИНЯТО Утверждено

на педагогическом совете приказом директора школы

от 05 ноября 2009 г. № ___ от ___ ноября 2009

Протокол № 3

Программа эксперимента

«Становление школы как ресурсного центра в рамках сетевого регионального образовательного проекта «Нижегородская школа – территория здоровья»










Нижний Новгород

2009

Содержание

Паспорт программы эксперимента……………………………………………3

Актуальность программы………………………………………………………4

Основные противоречия……………………………………………………….6

Основные проблемы……………………………………………………………7

Цели и задачи программы……………………………………………………..8

Кадровое обеспечение…………………………………………………………9

Методическое обеспечение……………………………………………………10

Этапы реализации программы…………………………………………………12

План работы по программе ……………………………………………………13

Ожидаемые результаты………………………………………………………..16

Оценка эффективности программы……………………………………………16
























Паспорт программы эксперимента


Наименование программы

Программа эксперимента « Становление школы как ресурсного центра в рамках сетевого регионального образовательного проекта «Нижегородская школа – территория эдоровья»

Нормативно–правовая база программы

(см. Приложение № 1)

-Федеральный закон РФ от 10.07.1992 № 266-1 «Об образовании» ,

-Устав школы,

- Положение об экспериментальной деятельности


Заказчик программы

Администрация школы

Разработчики программы

Л.В.Перфильева – директор школы

Л.Н.Соболева – зам. директора по УВР

М.Б.Кочеткова – зам.директора по ВР

Цели

программы

Цели программы:

- Внедрение системной модели здоровьесберегающей деятельности в практику школы с последующей диссеминацией нового опыта.

Для достижения целей, определенных программой, будут решаться следующие задачи:

- накопить, обработать и тиражировать опыт работы ОУ по вопросам здорового образа жизни;

-организовывать смотры, конкурсы, акции по вопросам здорового образа жизни и профилактики асоциального поведения детей и подростков, обеспечивать участие в областных мероприятиях..

- развивать коммуникативные навыки у подростков, умение эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблем здоровьесбережения


Сроки реализации программы

Октябрь 2009 г. – декабрь 2012 г.

Основные принципы реализации программы эксперимента

- партнерства,

- целостности,

- сетевого взаимодействия.

Основные идеи программы

Идея организации сетевого взаимодействия учреждений разного уровня.

Идея повышения качества образования.

Идея направляемого развития.

Идея внедрения инновационной деятельности.


Механизм реализации программы


Программа реализуется через:

- работу методических объединений учителей-предметников и систему методической работы, непрерывное образование и самообразование учителей;

- работу творческих групп;

-  взаимодействие  всех участников сетевого проекта.


Контроль за исполнением программы

Л.В.Перфильева- директор школы



АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ

Сейчас, когда в нашей жизни происходят коренные изменения в общественной и государственной системе, необходима продуманная подготовка молодежи к жизни в новых сложных условиях. Укрепление психического и физического здоровья детей и забота о нем – одна из главных задач школьного образования.

Сложилась устойчивая тенденция к ухудшению здоровья населения, увеличению хронических заболеваний, росту количества людей с отклонениями в физическом и психическом развитии, в первую очередь детей и подростков. Современная демографическая ситуация в городе Нижнем Новгороде, как и в целом по России, характеризуется снижением рождаемости, высокой смертностью населения, ухудшением качества здоровья. В условиях неустойчивого развития экономики проблема здорового образа жизни населения приобретает социальную значимость.

Особенно велика роль питания в детском возрасте, когда формируется пищевой стереотип, закладываются типологические особенности взрослого человека. Вряд ли мы сможем исключить из своего рациона продукты промышленной переработки, а вот научить, помочь сделать правильный выбор в существующем многообразии имеющихся продуктов питания можем посредством формирования основ правильного питания.

Анализ физического и психологического самочувствия подрастающего поколения выявил взаимосвязь между возрастом и состоянием здоровья обучающихся. Чем старше возраст школьников, тем чаще отдельные недомогания психовегетативного и невропатического характера, тем больше доля ребят, имеющих хронические заболевания, тем сильнее проявляется чувство неуверенности в себе, ощущение одиночества, беспокойства и психологический дискомфорт. На протяжении нескольких лет в школе проводился сравнительный анализ состояния здоровья учащихся.

Итоги обследования показали:

Заболевания

2007-2008

2008-2009

2009-2010

Всего учащихся

 510

 493

482

Больных детей

208

156

180

Из них имеют заболевания:

Сердечно-сосудистые

83

40

48

Органов зрения

66

 50

 58

Ортопедические

12

 19

 23

Органов дыхания

8

 10

 11

Хирургические

 23

 21

 26

Печени

 8

 2

 0

Кожи

 6

 10

 8

Аллергические

 0

 0

 1

Крови

 2

 4

 5

Всего больных детей, %

40,7

31,6

37,3

Таким образом, уровень здоровья учащихся с 1 по 11 класс снижается. И происходит это именно в школьные годы. Необходимость усиления работы по укреплению здоровья детей очевидна.

В процессе взросления проявляется еще один фактор, негативно влияющий на образ жизни детей, и как результат, на состояние их здоровья. Это вредные привычки, прежде всего курение и употребление алкоголя.

Среди причин ухудшения состояния здоровья школьников можно выделить следующие:

Социально-экономические, вследствие которых многие семьи не в состоянии обеспечить необходимый уход за детьми.

Социальный паспорт школы 2009-2010 уч.год.

Категории семей

2009-2010


Кол-во семей

Кол-во

уч-ся

%уч-ся

данной категории

Полные семьи

298

312

62

Неполные семьи

167

170

34

Многодетные

12

16

3

Малообеспеченные

79

121

24

Родители-инвалиды (оба родителя)

1

1

0,2

Лишенные кормилица

31

31

6

Мать-одиночка

31

32

6

В разводе

105

107

21

Неблагополучные

4

5

1

Семьи участников боевых действий

-

-

-

Чернобыльцы

-

-

-

Беженцы, переселенцы

-

-

-

Безработные

1

1

0,2

Учащиеся-инвалиды

5

5

1

Дети, стоящие на учете в ПДН

8

9

2

Происходит изменение социального состава семей учащихся. На данный момент возросло число малообеспеченных семей. Это связано с тяжелой финансовой обстановкой в стране, большим сокращением рабочих мест. Так же отмечается рост количества неполных семей ( 34 % учащихся). Количество многодетных семей возросло незначительно. Отмечается увеличение количества семей в разводе и количества детей, стоящих на учете в ПДН.

Наряду с ухудшением здоровья и социального положения семей обучающихся происходит увеличение учебной нагрузки в связи с изменением программ, введением ЕГЭ, ростом требований к уровню подготовки выпускников.

Для того чтобы улучшить состояние здоровья учащихся необходимо объединение усилий педагогов, врачей, психологов и родителей. Актуальным для коллектива стало формирование здоровьесберегающего пространства школы.

Актуальность избранной темы обусловлена ещё и необходимостью повышения эффективности педагогического процесса, его результативности за счет комплексного использования интеллектуальных и психофизиологических возможностей организма, усиление его индивидуально-личностной направленности с целью становления активно действующей личности, владеющей навыками саморазвития, способной адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям, с одной стороны и доминированием традиционных подходов, не учитывающих индивидуально-личностные  особенности и уровень развития физической, психо-эмоциональной сфер личности и поэтому являющихся сдерживающим фактором с другой стороны.


Основные противоречия:

1) между разнообразием образовательных потребностей участников образовательного процесса и недостаточным набором образовательных услуг, предлагаемых им образовательными учреждениями;
2) между необходимостью повышать качество образовательных услуг и отсутствием достаточного финансового обеспечения образовательных учреждений;
3) между высокими показателями обучения в образовательных учреждениях и тенденцией к ухудшению состояния здоровья обучающихся и воспитанников;
4) между ростом спроса на дополнительное образование, расширением спектра образовательных профилей и материально-техническим и ресурсным обеспечением;
5) между ростом образованности, информированности подрастающего поколения и предпочтением детьми урокам внешкольного пространства;
6) между необходимостью совершенствования условий обучения и другими современными технологичными, более привлекательными для подростков, источниками образования;
7) между внешними требованиями родителей, педагогов и внутренними стремлениями самого ребенка;
8) между необходимостью формирования ценностных ориентиров у детей и их стремлением к самоутверждению, которое соотносится не с перспективой, а с необходимостью приспосабливаться к кратковременным стратегиям каждодневного выживания;
9) между традиционными технологиями управления и реальным изменением социально-педагогических условий развития образовательных учреждений.

Основные проблемы:

1) создание адаптивной образовательной среды, способной удовлетворить образовательные потребности разных категорий обучающихся;
2) формирование оптимальной сети школы;
3) создание условий для охраны и укрепления здоровья детей, приобщения детей к ценностям здорового образа жизни;
4) совершенствование процесса овладения опытом адаптации воспитанников к жизни в обществе;
5) поиск эффективных форм организации дополнительного образования детей в условиях школы и учреждений дополнительного образования;
6) обеспечение взаимодействия с учреждениями и организациями на территории Нижегородской области;
7) необходимость разработки механизмов управления инновационными процессами и качеством образования;
8) трудность оптимально соединить большой объем государственной программы и предельно допустимую нагрузку;
9) невозможность учесть все индивидуальные особенности учащихся при классно-урочном обучении;
10) недостаточная степень дифференциации учащихся при организации учебно-воспитательного процесса;
11) перегрузка учащихся.
12) недостаточное количество учебно-методических комплектов по отдельным предметам для реализации профильного уровня предполагаемых стандартов и реализуемых в настоящее время программ;
13) необходимость подготовки и переподготовки части педагогов по вопросам здоровьесбережения;
14) необходимость усиления материально-технической базы образовательного учреждения;
15) необходимость определения механизма оплаты труда педагогов (стимулирования), реализующих экспериментальную работу.



ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель:

Внедрение системной модели здоровьесберегающей деятельности в практику школы с последующей диссеминацией нового опыта.

Задачи:

  • Организация учебно-воспитательного процесса на основе здоровьесберегающих технологий.

  • Формирование у обучающихся, воспитанников принципов здорового питания, норм правильного питания.

  • Реализация идеи волонтерского движения подростков по формированию практических навыков здорового образа жизни у своих сверстников.

  • Повышение квалификации работников школы в области защиты здоровья учащихся.

  • создать информационно-методическую базу по вопросам здорового образа жизни;

  • оказывать консультативно-диагностичекую и социально-правовую помощь учащимся и их родителям (законным представителям) по вопросам здоровьесбережения, своевременного выявления и коррекции последствий злоупотребления ПАВ;

  • профессионально подготовить специалистов, способных организовать комплексные мероприятия по построению системы здоровьесбережения и профилактики зависимости от ПАВ;

  • накопить, обработать и тиражировать опыт работы ОУ по вопросам здорового образа жизни;

  • организовывать смотры, конкурсы, акции по вопросам здорового образа жизни и профилактики асоциального поведения детей и подростков, обеспечивать участие в областных мероприятиях..

  • развивать коммуникативные навыки у подростков, умение эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблем здоровьесбережения


КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Группа

Функции

Состав

Административно-координационная

Осуществление общего контроля и руководства.

Распределение объектов и сфер управления.

Руководство деятельностью коллектива.

Анализ ситуации и внесение коррективов

Директор школы


Специалисты кафедры «Здоровьесбережения в образовании» НИРО



Зам.директора по УВР

Консультативная научно-методическая

Координация реализации программы.

Проведение семинаров, консультаций.

Подготовка и издание методических рекомендаций.

Аналитическая деятельность

Специалисты кафедры «Здоровьесбережения в образовании» НИРО


Зам.директора по УВР

Педагог-психолог

Медсестра школы

Педагоги школы

Проведение КТД.

Организация работы волонтеров.

Осуществление программы в воспитательной работе с классом.

Организация здоровьесберегающей деятельности в системе самоуправления школы

Освоение и внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе

Кл.руководители

Социальные педагоги

Учителя-предметники

Специалисты, сотрудничающие со школой в области профилактической работы

Оказание профессиональной помощи учащимся, родителям, педагогам.

Проведение консультаций, тренингов.

Участие в мероприятиях школы

Врачи детской поликлиники № 32

Специалисты центра «Семья»

Специалисты Роспотребнадзора





МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Направление деятельности

Содержание

Информационное обеспечение

1. Нормативно-правовое обеспечение

2. Программное обеспечение (типовые, авторские программы спецкурсов, факультативов, элективных курсов и др.).

3. Наличие комплекта информационно-методических материалов (рекомендации, публикации, списки литературы по направлениям).

4. Издание материалов, оформление сайта, иллюстрированных отчетов

Организационно-методическое обеспечение

1. Создание целевого методического объединения классных руководителей по проблеме изучения и применения здоровьесберегающих технологий.

2. Повышение квалификации педагогов через систему школьных тематических семинаров, курсы повышения квалификации в НИРО

3. Изучение и обобщение опыта работы педагогов.

5. Мониторинг деятельности

Программа опытно-экспериментальной площадки в муниципальном образовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 62 ориентирована на принципы партнерства, целостности, сетевого взаимодействия:

- принцип партнерства предполагает консолидацию возможностей всех социальных партнеров, подчинения интересов партнеров целям совершенствования системы образования с точки зрения здоровьесбережения;
- принцип целостности реализует единую стратегию скоординированного развития всех участников сетевого взаимодействия;
- принцип сетевого взаимодействия позволяет комплексно решать сложные педагогические задачи, определяет эффективность механизмов реализации этих решений в массовой практике.

Программа опытно-экспериментальной площадки в школе призвана обеспечить реализацию задач по организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений на основе осуществления четырёх ключевых идей: повышения качества образования; направляемого развития образовательных учреждений, участвующих в эксперименте; внедрения инновационной деятельности; организация взаимодействия учреждений.

Идея повышения качества образования касается каждого субъекта образования, поскольку является одной из основных задач профилизации старшей школы, которая в новых социально-экономических условиях должна в большей степени ориентироваться на запросы ученика и его родителей. Повышение качества общего образования возможно только при обеспечении глубокой и специализированной общеобразовательной подготовки учащихся в нескольких образовательных областях. В современных условиях администрация и педагогические коллективы должны творчески и продуктивно работать над созданием единой образовательной среды путём объединения усилий педагогов различных учреждений для получения качественного образования учащимися, что позволяет повысить эффективность использования ресурсного потенциала образовательных учреждений.

Суть идеи направляемого развития заключается в том, что разработанная программа опытно-экспериментальной площадки должна стимулировать активность образовательных учреждений в сложную систему коопераций как между ОУ, так и с другими учреждениями и организациями города. Идея направляемого развития реализуется в системе разработки и осуществлении заявленных в программе проектов, освоении проектной структуры управления системой образования школы и других учреждений, участвующих в сетевом взаимодействии.

Идея внедрения инновационной деятельности заключаются в том, что инновационные процессы в образовании рассматриваются как “механизмы, способные кардинально поднять качество отечественного образования”. Инновационная деятельность является самым эффективным способом повышения конкурентоспособности образовательных учреждений, развития и резкого повышения ресурса их выпускников. Такое повышение эффективности может проявляться: в повышении качественных показателей образовательной деятельности педагогов; в оптимизации структуры образовательного учреждения в соответствии с изученными образовательными потребностями социума; в обновлении организационных условий образовательного процесса с целью повышения его результативности с позиций здоровьесбережения.

Инновационная деятельность носит индивидуально выраженный творческий характер, в рамках которой организуется исследовательская и опытно-экспериментальная работа, которая значительно повышает уровень педагогического мастерства и профессиональную культуру и, как следствие, повышает качество образования.

Учитывая тот факт, что повышение качества образования способно стать действенным фактором развития образовательных учреждений в программу заложена идея организации сетевого взаимодействия учреждений разного уровня. Модель сетевого взаимодействия, реализующая образовательные программы различных уровней образования, позволяет также оптимизировать нагрузки учащихся и расширяет возможности дополнительного образования. В условиях тесного сотрудничества с другими образовательными учреждениями школа может успешно развиваться, совершенствуя эффективную систему разноуровневого развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся, осуществляя единство методической, научной и образовательной функций процесса подготовки выпускников к дальнейшему обучению.



ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

I этап: 2009–2010 учебный год - мотивационно-целевой

Цель:

  • Создание предпосылок функционирования школы как здоровьесберегающего пространства.

Задачи:

  • Мониторинг здоровьесберегающей деятельности школы.

  • Проведение самоанализа деятельности школы с точки зрения здоровьесбережения.

  • Приведение учебно-воспитательного процесса в соответствии с требованиями, предъявляемыми к сохранению здоровья учащихся.

  • Проведение тематического семинара для педагогов по основам здоровьесберегающих технологий.

  • Организация работы классных руководителей по программе.

II этап: 2010–2011 учебный год - внедренческий

Цель:

  • Внедрение системной модели здоровьесберегающей деятельности в образовательном пространстве школы.

Задачи:

  • Организация и проведение диагностик уровня и качества работы по сохранению здоровья учащихся.

  • Экспериментальное внедрение и экспертиза программ сетевых школ ресурсных центров по здоровьесберегающей деятельности.

  • Апробация новой модели сетевого взаимодействия школа – ресурсный центр здоровьесбережения.

  • Оценка эффективности прохождения проекта.

III этап: 2011–2012 учебный год - обобщающий

Цель:

Диссеминация нового опыта

Задачи:

  • Тиражирование опыта здороьесберегающей деятельности среди заинтересованных ОУ.

  • Публикация научно-методических разработок по теме проекта.

План работы по программе эксперимента


Первый этап: мотивационно-целевой (2009 -2010)


п/п

Название мероприятия

Время проведения

Форма проведения

Участники

Ответ-

ственный

1.

Создание координационного совета по реализации эксперимента

Октябрь

2009 г.

Совещание

Педагогический коллектив школы

Перфильева Л.В., директор школы

2.

Планирование деятельности ресурсного центра

Ноябрь

2009 г.

Совещание

Координационный совет

Соболева Л.Н., зам.директора по УВР

3.

Презентация работы школы как ресурсного центра на 2009-2010 учебный год

Ноябрь

2009 г.

Круглый стол

Зам. директора по УВР, курирующие экспериментальную работу в школах района

Соболева Л.Н., зам.директора по УВР

4.

Проведение самоанализа деятельности (мониторинг здоровьесберегающей деятельности в ОУ)

Сентябрь-октябрь


Все участники образовательного пространства ОУ

Соболева Л.Н., зам.директора по УВР

5.

Обучение на курсах повышения квалификации здоровьесберегающим технологиям в образовании

Апрель-октябрь

2010 г.

Курсовая подготовка

Члены педагогического коллектива

Соболева Л.Н., зам.директора по УВР

6.

Участие в рабочих совещаниях для общеобразовательных учреждений, участвующих в проекте

В течение года

Совещание в НИРО

Участники проекта

Гладышева О.С., руководитель проекта

7.

Участие в областной конференции по вопросам здоровьесберегающей деятельности

Апрель

2010 г.

Конференция

Члены координационного совета

Соболева Л.Н., зам.директора по УВР

8.

Работа по школьной программе «Путь к здоровью»

По плану реализации программы


Все участники образовательного пространства

Арбузова Т.Н., зам.директора по УВР

9.

Информационное сопровождение, организационно-методическое руководство деятельностью участников проекта

В течение года


Все участники образовательного пространства школы, участники сетевого проекта

Соболева Л.Н., зам.директора по УВР

10.

Анализ работы ресурсного центра

Май

2010 г.

Круглый стол

Все участники образовательного пространства школы, участники сетевого проекта

Соболева Л.Н., зам.директора по УВР



Второй этап: внедренческий 2010-2011 г.


п/п

Название мероприятия

Время проведения

Форма проведения

Участники

Ответ-

ственный

1.

Издание приказа о продолжении работы школы в режиме экспермента

Сентябрь

2010 г.



Перфильева Л.В., директор школы

2.

Корректировка планирования деятельности ресурсного центра на 2 этапе эксперимента

Сентябрь-октябрь

2010 г.

Совещание

Координационный совет

Соболева Л.Н., зам.директора по УВР

3.

Презентация работы школы как ресурсного центра на 2010-2011 учебный год

Ноябрь

2010 г.

Круглый стол

Зам. директора по УВР, курирующие экспериментальную работу в школах района

Соболева Л.Н., зам.директора по УВР

4.

Обучение педагогического коллектива школы внедрению системной модели здоровьесберегающей деятельности в обра-зовательное прост-ранство образовательного учреждения

Сентябрь-апрель


Все участники образовательного пространства ОУ

Координационный совет

5.

Апробация новой мо-дели сетевого взаимо-действия между школами сетевого проекта

Декабрь-2010-

Март-2011

Сетевое взаимо-действие

Члены педагогического коллектива

Соболева Л.Н., зам.директора по УВР

6.

Участие в рабочих совещаниях для общеобразовательных учреждений, участвующих в проекте

В течение года

Совещание в НИРО

Участники проекта

Гладышева О.С., руководитель проекта

7.

Участие в областной конференции по вопросам здоровьесберегающей деятельности

Апрель

2011 г.

Конференция

Члены координационного совета

Соболева Л.Н., зам.директора по УВР

8.

Работа по школьной программе «Путь к здоровью»

По плану реализации программы


Все участники образовательного пространства

Кочеткова М.Б., зам.директора по УВР

9.

Информационное сопровождение, организационно-методическое руководство деятельностью участников проекта

В течение года


Все участники образовательного пространства школы, участники сетевого проекта

Соболева Л.Н., зам.директора по УВР

10.

Анализ работы ресурсного центра

Май

2011 г.

Круглый стол

Все участники образовательного пространства школы, участники сетевого проекта

Соболева Л.Н., зам.директора по УВР








ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Функционирование системной модели здоровьесберегающей деятельности в образовательном пространстве школы

Налаживание эффективного сетевого сотрудничества между школами – участниками проекта.

Изменение восприятия проблемы педагогами, обучение их методам работы, сохраняющим здоровье учеников на уроках и во внеклассной работе.

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ

Эффективность программы будет оцениваться по количественным и качественным показателям:

  • количество повысивших квалификацию педагогов;

  • количество и качество методических разработок, публикаций по проблеме здоровьесбережения;

  • уровень и качество проводимых школой семинаров, круглых столов, конференций


17



Полный текст материала Программа эксперимента в рамках сетевого регионального образовательного проекта «Нижегородская школа – территория здоровья» смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Соболева Любовь Николаевна  uchilca62
22.11.2010 2 3082 563

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК