Программа воспитания и развития учащихся начальной школы
Автор: Маланина Елена Владимировна
учитель начальных классов
МОУ лицей № 6 г. Шахты
ПРОГРАММА
ВОСПИТАНИЯ и РАЗВИТИЯ
УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
лицей № 6
г.ШАХТЫ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Разработанная мною модель воспитания предназначена для учащихся начального звена МОУ ЛИЦЕЯ № 6 в возрасте 6,5 – 11-ти лет.
Цель программы: Воспитание личности, имеющую активную гражданскую позицию, обладающую духовной культурой, умеющую определиться и адаптироваться в современных условиях. Обеспечение индивидуального развития личности ребенка, дифференциацию и индивидуализацию учебно-воспитательного процесса, путем решения следующих задач:
развитие познавательной активности учащихся;
формирование интеллектуального, нравственного, физического потенциала личности ребенка;
содействие развитию творческих способностей;
сплочение коллектива, создание содружества детей, педагогов и родителей;
воспитание самостоятельности, самодисциплины;
воспитание желания учиться и не мешать товарищам в усвоении знаний;
воспитание любви и уважения к Родине, ее истории и культуре;
воспитание любви и бережного отношения к своим родным и близким; взрослым, окружающим детям;
воспитание чистоты нравственных отношений человека к человеку;
реализация программы «Здоровье»;
воспитание любви и бережного отношения к природе.
Программа воспитания и развития «Я расту» отражает современные тенденции и требования к воспитательной работе с детьми в общеобразовательных учреждениях. Воспитательная модель предусматривает организацию воспитательной работы с классным коллективом по модулям, соответствующим приоритетным направлениям: гражданско-патриотическое, интеллектуальное развитие учащихся, эстетическое воспитание, спортивно-оздоровительное, социальное партнерство.
Модуль «Я – гражданин России» |
||||
Направление деятельности |
Гражданско-патриотическое |
|||
ЦЕЛИ
|
Воспитание и развитие у детей гражданского долга, патриотизма – важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности. Формирование чувства гордости за свой родной край, преданность родному городу, лицею №6, классу. |
|||
ЗАДАЧИ
|
Воспитание личности духовной, нравственной, социально-адаптированной к современному обществу. Изучение истории России, Ростовской области, г. Шахты, лицея № 6. Развитие чувства единения, лицейского братства. |
|||
ФОРМЫ
|
Классные часы «Символы России», «Символы г. Шахты». Классные часы, посвященные годовщинам главных сражений и Победе в Великой Отечественной войне. Встреча с ветеранами Вов. Встреча с выпускниками лицея – замечательными людьми края и страны. Участие в акциях «Милосердие». Создание альбома «История моего класса» (фотографии и комментарии). Экскурсии по родному городу, краю. |
|||
Модуль «Школа Почемучки» |
||||
Направление деятельности |
Интеллектуальное развитие учащихся |
|||
ЦЕЛИ
|
Создать условия для раскрытия интеллектуальных, умственных способностей. Оказать влияние на формирование трудолюбия, чувства ответственности, обеспечить развитие познавательной активности учащихся. |
|||
ЗАДАЧИ
|
1) Создание ситуации успеха. 2) Научить самостоятельно получать знания, используя различные технические средства. 3) Обеспечить переход на более качественный уровень усвоения знаний. 4) Формирование внутренней потребности и готовности к получению полноценного образования. |
|||
ФОРМЫ
|
Система классных часов «Учись учиться». Система классных часов «Самостоятельность, самообразование, самоуправление». Привлечение учащихся к занятиям в кружках, факультативах. Организация познавательных экскурсий. Психологические тренинги, игры, мониторинг результата. Профориентация.
|
|||
Модуль «Школа искусства и этикета» |
||||
Направление деятельности |
Эстетическое воспитание |
|||
ЦЕЛИ
|
Развитие творческого потенциала личности, расширение и повышение культурного уровня подростка. |
|||
ЗАДАЧИ
|
Помочь почувствовать и раскрыть свою собственную индивидуальность. Формирование навыков группового взаимодействия. Сохранение традиций и обычаев Донского края. Формирование толерантности. |
|||
ФОРМЫ
|
Посещение музеев. Знакомство с художественными и историческими ценностями Ростовской области, России. «Посиделки на завалинке» - разговор о традициях народов России. «Россияночка» - ежегодный конкурс для девочек. «Добры молодцы!» - ежегодный конкурс для мальчиков. |
|||
Модуль «Школа здоровья» |
||||
Направление деятельности |
Спортивно-оздоровительное |
|||
ЦЕЛИ
|
Научить ориентироваться в непростых условиях современной жизни, сохраняя при этом психическое и физическое здоровье учащихся. Привитие ребятам здорового образа жизни.
|
|||
ЗАДАЧИ
|
Организация жизнедеятельности детского коллектива в нестандартных экстремальных условиях. Пропаганда здорового образа жизни. Взаимодействие с медицинскими учреждениями для построения индивидуальных карт здоровья. Профилактика асоциального поведения учащихся. Опасные ситуации и меры предосторожности в местах большого скопления людей. Теракты. |
|||
ФОРМЫ
|
Классные часы «Профилактика травматизма и первая медицинская помощь». Цикл бесед «Курение, алкоголь и подросток» с приглашением специалистов. Консультации педиатра. Посещение бассейна. |
|||
Модуль «Семья» |
||||
Направление деятельности |
Социальное партнерство |
|||
ЦЕЛИ
|
Создание условий для нормального, умственного и физического совершенствования подростка совместно с семьёй.
|
|||
ЗАДАЧИ
|
Информирование родителей о результатах учебы ребят. Психолого-педагогический всеобуч родителей. (ПВР). Организация совместной деятельности детей, родителей и педагогов с целью развитие познавательных интересов. Организация совместной работы по совершенствованию физических качеств ребят, укрепление здоровья, социализации подростка. |
|||
ФОРМЫ
|
Тематические родительские собрания с привлечением психологов, медицинских работников. Индивидуальные консультации психологов, педагогов-предметников. Организация работы родительского комитета. Круглые столы «Вечер трудных вопросов». 5) Праздники «Мир моей семьи» (семейные традиции и праздники), «Мама, папа и я дружная семья » 6)Посещение семьи. 7) Переписка с родителями (письменная форма информирования родителей об успехах их детей, советы, пожелания). 8)Организация совместных досуговых мероприятии. |
Данная воспитательная модель предполагает совместную работу классного руководителя с разными участниками воспитательного процесса.
Кроме того, она предусматривает мониторинг уровня развития и воспитания учащихся на каждой ступени обучения в начальной школе, что позволяет отслеживать динамику развития коллектива в целом и индивидуального роста каждого её члена.
Большую роль играет самоуправление в классе. С развитием коллектива совершенствуется и самоуправление. Поиск и разработка оптимальной модели самоуправления в классе всегда является делом трудным, особенно в начальной школе. Это связано и с возрастными психологическими особенностями младших школьников, и с отсутствием опыта у родителей по взаимодействию со школой.
Всякий раз, набирая детей в 1 класс, я испытывала затруднения, пытаясь вместе со своими воспитанниками и их родителями найти наиболее эффективные способы организации и управления жизнедеятельностью классного сообщества. Постоянно возникали вопросы: Какой вариант структуры самоуправления целесообразно избрать в данном классе? Как лучше распределить поручения в этом коллективе учащихся? Каким образом необходимо взаимодействовать с лидерами класса в сложившейся ситуации?
В результате, мною разработана и апробирована следующая
СХЕМА САМОУПРАВЛЕНИЯ В КЛАССЕ:
Для более эффективной работы, вместе с детьми были разработаны законы, по которым мы теперь живем и учимся:
Закон уважения: Уважай людей, и тогда люди будут уважать тебя.
Закон дружбы: В жизни происходят события, которые тяжело пережить одному. Тогда на помощь приходит друг.
Закон храбрости: Будь храбрым и не бойся препятствий.
Закон любви: Люби своих друзей, Родину и всё то, что тебя окружает.
Закон доброты: Доброта – это сила. Не бойся быть сильным: дари людям добро.
Закон трудолюбия: Труд сделал из обезьяны человека. Трудись, чтобы не вернуться назад!
Закон дисциплины: Дисциплинированному человеку не страшны трудности и препятствия.
Закон милосердия: Рядом с тобой может оказаться человек, которому нужна помощь. Помоги!!!
С целью отслеживания динамики индивидуального роста каждого ученика, выявления развития его индивидуальных творческих способностей мною начато ПОРТФОЛИО на каждого ребенка классного коллектива. Девизом работы с ним стала фраза: "Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован".
Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Поэтому крайне важно было пояснить ребенку, что составление портфолио - это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в учебной или воспитательной деятельности, творческой работе. Портфолио — это маршруты развития личности.
Один из принципов портфолио «Все учащиеся — звёзды, близкие и далёкие, маленькие и большие, одинаково красивые. Каждая звёздочка, выбирает свой, путь полёта: у одних он длинный, у других... Главное — это хотеть сиять»!
К концу обучения детей в начальной школе данная программа предполагает:
I . Проявление гражданских качеств детьми через поступки и поведение в целом:
а) знание истории и культурных традиций города, края, страны;
б) уважительное отношение к традициям России, её символам;
в) понимание необходимость бережного отношения к природе; участие в экологических программах;
г) умение жить и учиться в коллективе;
д) овладение навыками самообслуживания и самодисциплины;
в) ощущение себя равноправным членом коллектива.
II. Повышение мотивации учащихся на успешное освоение знаний, умений и навыков:
а) интеллектуальные умения, способствующие в дальнейшем адаптации учащихся к новым учебным предметам.
III. Раскрытие собственной индивидуальности через:
а) навыки группового взаимодействия;
б) работу КТД.
IV. Принятие культуры здорового образа жизни:
а) умение следить за состоянием своего здоровья;
б) умение действовать в нестандартных ситуациях.
V. Взаимосвязь и согласованные действия родителей, педагогов, учащихся и классного руководителя по всем вопросам:
а) понимание важности бережного отношения к родным, близким;
б) проявление уважения к взрослым людям, педагогам, окружающим детям.
Критериями эффективности воспитательной системы класса являются:
сформированность нравственного, познавательного, коммуникативного, художественного и физического потенциалов личности младшего школьника;
развитость креативных способностей учащихся;
проявление индивидуальности каждого ученика и классного сообщества в целом;
сформированность классного коллектива.
Содержание программы корректировалось в соответствии с реальными потребностями или запросами, возникающими в школьной жизни детей.
Список литературы:
Андрушакевич А.В. Войти в завтра: к изысканию новых путей гуманизации учебы и воспитания. Новгород, 2001.
Гуткина Л.Д. Планирование и организация воспитательной работы в школе. – М., 2003.
Караковский В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. – М.,2000.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Маланина Елена Владимировна
→ переменка 11.01.2011 13 19284 4722 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.