Программа воспитания и развития учащихся начальной школы


Автор: Маланина Елена Владимировна

учитель начальных классов

МОУ лицей № 6 г. Шахты










ПРОГРАММА

ВОСПИТАНИЯ и РАЗВИТИЯ


УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

лицей № 6

г.ШАХТЫ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ












Разработанная мною модель воспитания предназначена для учащихся начального звена МОУ ЛИЦЕЯ № 6 в возрасте 6,5 – 11-ти лет.

Цель программы: Воспитание личности, имеющую активную гражданскую позицию, обладающую духовной культурой, умеющую определиться и адаптироваться в современных условиях. Обеспечение индивидуального развития личности ребенка, дифференциацию и индивидуализацию учебно-воспитательного процесса, путем решения следующих задач:

  • развитие познавательной активности учащихся;

  • формирование интеллектуального, нравственного, физического потенциала личности ребенка;

  • содействие развитию творческих способностей;

  • сплочение коллектива, создание содружества детей, педагогов и родителей;

  • воспитание самостоятельности, самодисциплины;

  • воспитание желания учиться и не мешать товарищам в усвоении знаний;

  • воспитание любви и уважения к Родине, ее истории и культуре;

  • воспитание любви и бережного отношения к своим родным и близким; взрослым, окружающим детям;

  • воспитание чистоты нравственных отношений человека к человеку;

  • реализация программы «Здоровье»;

  • воспитание любви и бережного отношения к природе.

Программа воспитания и развития «Я расту» отражает современные тенденции и требования к воспитательной работе с детьми в общеобразовательных учреждениях. Воспитательная модель предусматривает организацию воспитательной работы с классным коллективом по модулям, соответствующим приоритетным направлениям: гражданско-патриотическое, интеллектуальное развитие учащихся, эстетическое воспитание, спортивно-оздоровительное, социальное партнерство.















Модуль «Я – гражданин России»

Направление деятельности

Гражданско-патриотическое



ЦЕЛИ


  1. Воспитание и развитие у детей гражданского долга, патриотизма – важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности.

  2. Формирование чувства гордости за свой родной край, преданность родному городу, лицею №6, классу.



ЗАДАЧИ


  1. Воспитание личности духовной, нравственной, социально-адаптированной к современному обществу.

  2. Изучение истории России, Ростовской области, г. Шахты, лицея № 6.

  3. Развитие чувства единения, лицейского братства.





ФОРМЫ


  1. Классные часы «Символы России», «Символы г. Шахты».

  2. Классные часы, посвященные годовщинам главных сражений и Победе в Великой Отечественной войне.

  3. Встреча с ветеранами Вов.

  4. Встреча с выпускниками лицея – замечательными людьми края и страны.

  5. Участие в акциях «Милосердие».

  6. Создание альбома «История моего класса» (фотографии и комментарии).

  7. Экскурсии по родному городу, краю.

Модуль «Школа Почемучки»

Направление деятельности

Интеллектуальное развитие учащихся



ЦЕЛИ


Создать условия для раскрытия интеллектуальных, умственных способностей. Оказать влияние на формирование трудолюбия, чувства ответственности, обеспечить развитие познавательной активности учащихся.



ЗАДАЧИ


  1. 1) Создание ситуации успеха.

  2. 2) Научить самостоятельно получать знания, используя различные технические средства.

  3. 3) Обеспечить переход на более качественный уровень усвоения знаний.

  4. 4) Формирование внутренней потребности и готовности к получению полноценного образования.


ФОРМЫ


  1. Система классных часов «Учись учиться».

  2. Система классных часов «Самостоятельность, самообразование, самоуправление».

  3. Привлечение учащихся к занятиям в кружках, факультативах.

  4. Организация познавательных экскурсий.

  5. Психологические тренинги, игры, мониторинг результата.

  6. Профориентация.


Модуль «Школа искусства и этикета»

Направление деятельности

Эстетическое воспитание


ЦЕЛИ


Развитие творческого потенциала личности, расширение и повышение культурного уровня подростка.



ЗАДАЧИ


  1. Помочь почувствовать и раскрыть свою собственную индивидуальность.

  2. Формирование навыков группового взаимодействия.

  3. Сохранение традиций и обычаев Донского края.

  4. Формирование толерантности.





ФОРМЫ


  1. Посещение музеев.

  2. Знакомство с художественными и историческими ценностями Ростовской области, России.

  3. «Посиделки на завалинке» - разговор о традициях народов России.

  4. «Россияночка» - ежегодный конкурс для девочек.

  5. «Добры молодцы!» - ежегодный конкурс для мальчиков.

Модуль «Школа здоровья»

Направление деятельности

Спортивно-оздоровительное


ЦЕЛИ


  1. Научить ориентироваться в непростых условиях современной жизни, сохраняя при этом психическое и физическое здоровье учащихся.

  2. Привитие ребятам здорового образа жизни.




ЗАДАЧИ


  1. Организация жизнедеятельности детского коллектива в нестандартных экстремальных условиях.

  2. Пропаганда здорового образа жизни.

  3. Взаимодействие с медицинскими учреждениями для построения индивидуальных карт здоровья.

  4. Профилактика асоциального поведения учащихся.

  5. Опасные ситуации и меры предосторожности в местах большого скопления людей. Теракты.





ФОРМЫ


  1. Классные часы «Профилактика травматизма и первая медицинская помощь».

  2. Цикл бесед «Курение, алкоголь и подросток» с приглашением специалистов.

  3. Консультации педиатра.

  4. Посещение бассейна.

Модуль «Семья»

Направление деятельности

Социальное партнерство


ЦЕЛИ


Создание условий для нормального, умственного и физического совершенствования подростка совместно с семьёй.




ЗАДАЧИ


  1. Информирование родителей о результатах учебы ребят.

  2. Психолого-педагогический всеобуч родителей. (ПВР).

  3. Организация совместной деятельности детей, родителей и педагогов с целью развитие познавательных интересов.

  4. Организация совместной работы по совершенствованию физических качеств ребят, укрепление здоровья, социализации подростка.





ФОРМЫ


  1. Тематические родительские собрания с привлечением психологов, медицинских работников.

  2. Индивидуальные консультации психологов, педагогов-предметников.

  3. Организация работы родительского комитета.

  4. Круглые столы «Вечер трудных вопросов».

5) Праздники «Мир моей семьи» (семейные традиции и праздники), «Мама, папа и я дружная семья »

6)Посещение семьи.

7) Переписка с родителями (письменная форма информирования родителей об успехах их детей, советы, пожелания).

8)Организация совместных досуговых мероприятии.

Данная воспитательная модель предполагает совместную работу классного руководителя с разными участниками воспитательного процесса.

Кроме того, она предусматривает мониторинг уровня развития и воспитания учащихся на каждой ступени обучения в начальной школе, что позволяет отслеживать динамику развития коллектива в целом и индивидуального роста каждого её члена.

Большую роль играет самоуправление в классе. С развитием коллектива совершенствуется и самоуправление. Поиск и разработка оптимальной модели самоуправления в классе всегда является делом трудным, особенно в начальной школе. Это связано и с возрастными психологическими особенностями младших школьников, и с отсутствием опыта у родителей по взаимодействию со школой.

Всякий раз, набирая детей в 1 класс, я испытывала затруднения, пытаясь вместе со своими воспитанниками и их родителями найти наиболее эффективные способы организации и управления жизнедеятельностью классного сообщества. Постоянно возникали вопросы: Какой вариант структуры самоуправления целесообразно избрать в данном классе? Как лучше распределить поручения в этом коллективе учащихся? Каким образом необходимо взаимодействовать с лидерами класса в сложившейся ситуации?

В результате, мною разработана и апробирована следующая

СХЕМА САМОУПРАВЛЕНИЯ В КЛАССЕ:




















Для более эффективной работы, вместе с детьми были разработаны законы, по которым мы теперь живем и учимся:

  • Закон уважения: Уважай людей, и тогда люди будут уважать тебя.

  • Закон дружбы: В жизни происходят события, которые тяжело пережить одному. Тогда на помощь приходит друг.

  • Закон храбрости: Будь храбрым и не бойся препятствий.

  • Закон любви: Люби своих друзей, Родину и всё то, что тебя окружает.

  • Закон доброты: Доброта – это сила. Не бойся быть сильным: дари людям добро.

  • Закон трудолюбия: Труд сделал из обезьяны человека. Трудись, чтобы не вернуться назад!

  • Закон дисциплины: Дисциплинированному человеку не страшны трудности и препятствия.

  • Закон милосердия: Рядом с тобой может оказаться человек, которому нужна помощь. Помоги!!!

С целью отслеживания динамики индивидуального роста каждого ученика, выявления развития его индивидуальных творческих способностей мною начато ПОРТФОЛИО на каждого ребенка классного коллектива. Девизом работы с ним стала фраза: "Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован".

Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Поэтому крайне важно было пояснить ребенку, что составление портфолио - это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в учебной или воспитательной деятельности, творческой работе. Портфолио — это маршруты развития личности.















Один из принципов портфолио «Все учащиеся — звёзды, близкие и далёкие, маленькие и большие, одинаково красивые. Каждая звёздочка, выбирает свой, путь полёта: у одних он длинный, у других... Главное — это хотеть сиять»!


К концу обучения детей в начальной школе данная программа предполагает:

I . Проявление гражданских качеств детьми через поступки и поведение в целом:

а) знание истории и культурных традиций города, края, страны;

б) уважительное отношение к традициям России, её символам;

в) понимание необходимость бережного отношения к природе; участие в экологических программах;

г) умение жить и учиться в коллективе;

д) овладение навыками самообслуживания и самодисциплины;

в) ощущение себя равноправным членом коллектива.

II. Повышение мотивации учащихся на успешное освоение знаний, умений и навыков:

а) интеллектуальные умения, способствующие в дальнейшем адаптации учащихся к новым учебным предметам.

III. Раскрытие собственной индивидуальности через:

а) навыки группового взаимодействия;

б) работу КТД.

IV. Принятие культуры здорового образа жизни:

а) умение следить за состоянием своего здоровья;

б) умение действовать в нестандартных ситуациях.

V. Взаимосвязь и согласованные действия родителей, педагогов, учащихся и классного руководителя по всем вопросам:

а) понимание важности бережного отношения к родным, близким;

б) проявление уважения к взрослым людям, педагогам, окружающим детям.


Критериями эффективности воспитательной системы класса являются:

  • сформированность нравственного, познавательного, коммуникативного, художественного и физического потенциалов личности младшего школьника;

  • развитость креативных способностей учащихся;

  • проявление индивидуальности каждого ученика и классного сообщества в целом;

  • сформированность классного коллектива.

Содержание программы корректировалось в соответствии с реальными потребностями или запросами, возникающими в школьной жизни детей.

Список литературы:

  1. Андрушакевич А.В. Войти в завтра: к изысканию новых путей гуманизации учебы и воспитания. Новгород, 2001.

  2. Гуткина Л.Д. Планирование и организация воспитательной работы в школе. – М., 2003.

  3. Караковский В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. – М.,2000.
























Полный текст материала Программа воспитания и развития учащихся начальной школы смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Маланина Елена Владимировна  переменка
11.01.2011 13 19151 4722

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК