Анализ работы ШМО учителей гуманитарного цикла за 2009 – 2010 учебный год.
Анализ работы ШМО учителей гуманитарного цикла
за 2009 – 2010 учебный год.
Современная жизнь устанавливает свои приоритеты: не простое знание фактов, а способность пользоваться приобретенными; не объем информации, а умение получать ее и модернировать; не потребительство, а создание и сотрудничество.
В 2009 – 2010 учебном году работа учителей гуманитарного цикла была направлена на воспитание всесторонне развитой социально – адаптированной личности; формирование коммуникативной компетенции учащихся; внедрение в учебный процесс учебно-методических и дидактических материалов и программных систем информационного обеспечения занятий, информационно-библиотечных систем; подготовка учащихся к ЕГЭ (в этой связи органично включались тестовые формы контроля в учебный процесс, шире использовалась работа с разными видами текста); воспитание познавательного интереса учащихся к гуманитарным дисциплинам через освоение информационных технологий, вовлечение в исследовательскую деятельность, во внеклассную работу по предметам с учетом возрастных особенностей учеников.
В МО каждый учитель работает над своей темой самообразования, с обобщенными результатами которой он знакомит своих коллег на заседаниях методических объединений, семинарах, педсоветах и т.д.
Выступления на ШМО:
Заседание №1
1) Хабибьянова С.Ф. «Работа над сочинением по прочитанному тексту (ЕГЭ, часть С).
Заседание №2
1) Нигматуллина Л.В. «Дифференцированное обучение как средство воспитания интереса к урокам русского языка».
2) Хабибьянова С.Ф. «Использование на уроках русского языка и литературы информационных технологий и интерактивной доски».
3) Абдуллина Р.А. «Внеклассная работа – средство воспитательной работы и способ повышения интереса к изучению родного языка».
Выступления на педсоветах:
1) Нигматуллина Л.В. «Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы».
2) Каримова З.Р. «Проектно-исследовательская деятельность учащихся в школе».
3) Кутушева Г.С. «Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроке как действенное средство повышения его качества».
4) Шакирова Л.Ф. «Роль внеклассной работы в повышении интереса в изучении иностранного языка».
5) Шакирова Л.Ф. «Наглядность при обучении устной речи на уроках иностранного языка».
В планировании МО учителя гуманитарного цикла старались отобрать тот комплекс мероприятий, который позволил бы системно и эффективно решить проблемы и задачи, стоящие перед школой.
Учителя русского языка и литературы (Хабибьянова С.Ф., Нигматуллин Л.В.) видят своей целью обучения формирование лингвистических, литературоведческих, литературных знаний, формирование коммуникативной компетенции в соответствии с требованиями к языковой личности. Старались активизировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся, применяя для этого различные методы, формы и виды работы: это и наглядность в виде таблиц, иллюстрированного материала, привлечение литературной экспозиции школьного музея, DVD, видео материала, презентаций, интерактивной доски, раздаточный материал, дифференцированный подход и т.д. («Обособленное определение». 8 класс. Нигматуллина Л.В., «Мастерство Шолохова – романиста». 11 класс. Хабибьянова .С.Ф).
Проникновение в учебный процесс компьютерной коммуникации как одной из составляющих процесса информатизации образования, а также использование телекоммуникационных технологий глобальной сети Интернет приобретают особую актуальность для школьных предметов. Опыт показывает, что использование информационных технологий в учебном процессе повышает положительную мотивацию учащихся к учению, активизирует познавательную деятельность, развивает мышление и творческие способности ребенка, формирует активную жизненную позицию в современном информатизированном обществе. Именно в этом направлении работают учителя Абдуллина Р.А., Каримова З.Р., Кутушева Г.С., Хабибьянова С.Ф., Нигматуллина Л.В. применяя интерактивные средства обучения, мультимедийные уроки, компьютерные тесты для текущего, промежуточного и итогового контроля, используют Интернет как источник информации в процессе подготовки различного рода творческих работ по литературе, литературе родного края, МХК. Использование интерактивных средств обучения создает своего рода ассоциативную сеть, связывая зрительную информации с жизненным опытом учащихся, позволяет усилить ориентацию на наглядное представление изучаемого материала.
Для учителей русского языка и литературы, башкирского языка и литературы наиболее актуальной остается проблема подготовки учащихся к ЕГЭ. На первом заседании МО зам. директором во УВР Абдуллиным А.М были проанализированы результаты итоговой аттестации, педагоги ознакомлены с рейтингом территорий. Абдуллин А.М указал на наиболее распространенные ошибки, допущенные выпускниками 2009 года. Были актуализированы знания педагогов по нормативно-правовой базе ЕГЭ. Совместно с педагогами были выявлены наиболее трудные разделы, темы, курсы русского и родного языков, требующие особого внимания учителей не только в 9, 11 классах, но и в процессе всего обучения русскому и родному языкам, намечены основные пути предупреждения ошибок.
На втором заседании МО. был рассмотрен вопрос о «Преемственности в работе с учащимися начального и среднего звена. Формы и методы обучения, формы оценивания знаний учащихся, используемые учителями при переходе из начальной школы в основную. В ходе совместной деятельности учителей было предложено внедрять в практику работы с учащимися личностно-ориентированные методы обучения, что позволит реализовать уровневый подход в изучении предметов, использовать дифференцированные задания в обучении, отработке навыков чтения на всех предметах, взаимопосещение уроков начальной школы и учителей гуманитарных дисциплин.
ШМО организован мониторинг качества образования: составление, обсуждение и утверждение экзаменационных материалов для промежуточной и итоговой аттестации учащихся по гуманитарным дисциплинам, разработка и проведение административных работ, срезов, выявление эффективности образовательных программ, выполнение практической и теоретической частей программы, результаты административных работ, промежуточной и итоговой аттестации, успеваемость и качество знаний по предметам каждого учителя.
Учителя иностранного языка (Шакирова Л.Ф. Хабибьянова С.Ф) уделяют особое внимание коммуникативно-речевому, социокультурному и языковому развитию учащихся с учетом возрастных особенностей и лично-образующего потенциала иностранных языков на каждой ступени обучения. При организации учебной деятельности провели урок («Моя семья - мое богатство», 4 класс, Хабибьянова С.Ф. (Результаты успеваемости, итоговой аттестации учащихся, состояние преподавания иностранных языков в начальной школе прилагаются).
Для отбора участников районного тура предметных олимпиад ежегодно проводятся школьные предметные олимпиады. По их результатам учащиеся 7-11 классов, занявших 1 место по русскому языку, литературе, татарскому языку и литературе, башкирскому языку и литературе, английскому языку, были направлены на районную олимпиаду по предметам.
Результаты районной олимпиады по башкирскому языку: Сафина А.(11 класс)- 1 место, Мухаметова А.(10 класс)-4 место, Нуриева Л.(9 класс)-5 место (учитель Каримова З.Ф.). В районной олимпиаде по татарскому языку участвовали: Латыпова Э.(9 класс)- 2 место, Султанов А.(10 класс)- 2 место, Шарифуллина Г.(6 класс)- 4 место (учитель Абдуллина Р.А.)
Традиционными являются районные конкурсы: конкурс чтецов, посвященный юбилею поэта-земляка Х. Карима. Участники: Шарифуллина Г.(6 класс)-2 место, Кутушев Р.(7 класс)- 2 место, Гарипова Ф. (7 класс)- 2 место, Кутушев. Т(4 класс); конкурс чтецов, посвященный 8 марта- Шарифуллина Г.(6 класс)-2 место, Мурзина Р.(2 класс),Гарипова Ф.(2 класс),Мухаметова Р.(11 класс), конкурс сочинений посвященный году семьи- 1 место заняла Шарифуллина Г., ученица 6 класса (учитель Каримова З.Р), школьный конкурс сочинений к 65-летию Победы (5-11 классы) - (учитель Абдуллина Р.А.).
В работу с одаренными детьми учителя внедряют информационно-коммуникационные технологии, технологии личностно-ориентированного обучения.
Недостатками в работе учителей гуманитарного цикла с одаренными обучающими являются:
- недостаточно четко разработаны механизмы выявления ранней одаренности, зачастую способности детей оцениваются по их исполнительности и успеваемости, не принимаются во внимание уровень личностного развития школьников, их готовность к участию в подобного рода мероприятиях;
- разработка индивидуальных программ работы с одаренными детьми с целью качественной подготовки к районным и областным турам предметных олимпиад и конкурсов;
- формирование научных обществ учащихся в рамках предметов гуманитарного цикла.
Немаловажную роль в повышении познавательной деятельности учащихся играет внеклассная работа. Эти мероприятия способствуют воспитанию вежливости, культуре поведения, формированию интеллектуального, нравственного и эстетического потенциалов.
В этом учебном году интересными были различные конкурсы по русскому языку, литературе, иностранному языку, башкирскому языку, татарскому языку, которые позволяют как учащимся, так и учителям дополнительно раскрыть свой творческий потенциал, самореализовать себя. В них приняло участие около 95% школьников 1-11 классов.
Целями предметных недель были:
Воспитание познавательного интереса.
Переориентация восприятия учебных дисциплин: показ ребятам известных учебных предметов с неизвестной им стороны: не как набор правил, а как нечто живое, постоянно развивающее.
Информационное использование учебных знаний, навыков, умений. Формирование целостного взгляда на мир и человека с помощью объединения и взаимодействия различных учебных дисциплин.
Расширение кругозора.
Неформальное общение преподавателей и учащихся.
Большое внимание уделялось оформлению конкурсов: это и план мероприятий, реклама , специальные выпуски школьных газет, просто интересный познавательный материал, стендовые задания и т. д.
Были проведены конкурсы стенных газет, стихотворений, высказываний, беседы, устные журналы, викторины, брейн-ринги, КВНы, игры-конкурсы, выставки книг, инценирование сказок, басен, разгадывание кроссвордов, ребусов, загадок.
Многие учителя в ходе конкурсов проявили хорошие организаторские способности, такая форма работы создает праздничную творческую атмосферу, что способствует развитию творчества самого учителя, его осознанию своего вида деятельности. Учащиеся показали хорошие знания по предметам, умения применять их в различных ситуациях, взаимовыручку, нестандартные решения трудных вопросов. Интересные, разнообразные и нетрадиционные формы проведения конкурсов вызвали большой интерес учащихся, значительно увеличив мотивацию к изучению предметов. Все проводимые мероприятия пользовались популярностью и привлекали достаточно большое количество участников. Победителям различных творческих конкурсов вручены грамоты.
Однако мероприятия в рамках конкурсов показывают, что не все учащиеся, у которых уровень (теоретический) учебных достижений по предметам высокий и достаточный, сумели применить его на практике, не все учителя работают над организацией открытых мероприятий для широкого круга учащихся и педагогов школы. В рамках проводимых мероприятий необходимо шире привлекать родителей для демонстрации достижений учащихся.
Учащиеся 1-11 классов ко 65- летию Победы провели операцию «Ветеран живет рядом», оказав помощь и внимание ветеранам ВО войны.
Систематическая работа велась по методическому обеспечению учебного плана; тщательно проанализированы содержание, результаты работы по различным учебникам, используемым учителями, преемственность и логичность, взаимосвязь по параллелям и годам обучения, отобраны определенные комплекты учебников и их методическое сопровождение.
Комфортная образовательная среда предполагает хорошую развитую кабинетную систему, отвечающую современным требованиям. Формируется банк данных СD, DVD, аудио и видео кассет по всем предметам школьной программы. Кабинет информатики полностью переоборудован на современном уровне, оснащен компьютерами, системами проектной демонстрационной работы, а также необходимыми средствами для интернет-деятельности, интерактивной доской. Все это помогает учителям, оказывает положительное воздействие на организацию учебных и внеклассных мероприятий, результативность обученности учащихся.
Проанализировав работу школьного МО учителей гуманитарных дисциплин, следует отметить, что все учителя-предметники работают над созданием системы обучения, обеспечивающей потребность каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Целенаправленно ведется работа по освоению учителями современных методик и технологий обучения. Большое внимание уделяется формированию у учащихся навыков творческой научно-исследовательской деятельности, сохранению поддержанию здоровьесберегающей образовательной среды. Успешно проводится стартовый, рубежный и итоговый контроль по всем предметам.
Однако в следующем учебном году следует продолжить:
- работу с учащимися по подготовке к выпускным экзаменам в форме ЕГЭ;
-работу по подготовке учащихся 9-х классов к сдаче экзамена по русскому языку в новой форме;
-развитие связной устной и письменной речи учащихся, освоение теории и практики написания сочинений, формирование навыков анализа текста различных стилей;
-выполнение задач исторического образования: развивать способности учащихся, учить осмысливать события и явления на основе исторического анализа, формировать ценности и убеждения, вырабатывать умения творчески анализировать, сравнивать факты, аргументировать собственные суждения;
-развитие у школьников способностей использовать иностранные языки как инструмент общения в диалоге культур и цивилизаций современного мира.
Больше внимания уделять развитию навыков говорения с увеличением объема монологической речи, развивать и совершенствовать навыки аудирования аутентичных текстов;
-освоение и внедрение информационных технологий в практике коллективной деятельности школьников с учетом их возрастных особенностей с целью формирования познавательных интересов, повышение эффективности преподавания предметов гуманитарного цикла;
-работу по совершенствованию системы раннего выявления и поддержки способных и одаренных детей, создавая им режим особого благоприятствования как на уроках через индивидуализацию и дифференцию обучения, так и во внеурочное время через организацию работы предметных кружков и индивидуальную работу;
-более интенсивно внедрять в практику работы личностно-ориентированные методы обучения, что позволит реализовать уровневый подход в изучении предметов гуманитарного цикла;
-шире использовать современные способы проверки знаний, умений и навыков учащихся;
-внести практику проведения недель предмета, т. к. это влияет на развитие интереса учащихся к изучаемому предмету, повышает образовательный уровень, обучает детей самостоятельности и творчеству.
Руководитель ШМО учителей гуманитарного цикла Абдуллина Р.А.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шакирова Лейсан Фаниловна
→ Солнышко3638 05.10.2011 0 4202 962 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.