Анализ работы ШМО учителей математики.


  1. Анализ работы МО учителей технического цикла МОУ «СОШ № 45»

2008-2009 учебный год.

Деятельность методического объединения учителей технического цикла в 2008/2009 учебном году строилась в соответствие с планом методической работы школы и была направлена на решение проблемы – становление конкурентоспособного учителя в условиях модернизации школы.

Отсюда вытекает цель, стоящая перед учителями на этот учебный год:

непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства учителей, их эрудиции и компетенции в области математики.

В качестве основных задач методической работы были выдвинуты следующие:

  1. Повышение качества обучения через применение инновационных технологий.

  2. Совершенствование педагогического мастерства (профессиональной компетентности) учителей математики.

  3. Использование проектной и исследовательской деятельности.

  4. Создание системы обучения, обеспечивающей потребности каждого ученика в соответствии со склонностями, интересами и возможностями.

  5. Совершенствование технологии подготовки и проведения личностно ориентированного урока по предметам технического цикла.

Анализ условий

Кадровый состав методического объединения

п/п

Ф.И.О.

Предмет

Классы

Стаж

Категория

Год

Прохождения

1.

Корженская Н.В.

Математика

9,10,6.

37

I

2008

2.

Малькова Е.Ю.

Математика

11,6.

22

I

2004

3.

Ягудина Т.П.

Математика

5,6,

10,7.

20

I


4.

Макарова В.Д.

Математика

5,7.

27

I


5.

Гусева Н.С.

Информатика,

Математика

5,7,9

2

II


6.

Полковова Л.И.

физика

9,11.

41

Высшая

2007

7.

Лопаткина Т.А.

информатика

9,10,11.

22

I

2008

8.

Тишкина Е.В.

Изо.,черчение

6,7,9.

25

Высшая

2007


МО состоит из 4 учителей математики первой категории: Корженская Н.В., Макарова В.Д., Малькова Е.Ю., Ягудина Т.П. , общий стаж работы 25 лет.

Корженская Н.В. – отличник народного образования. Двое учителей – Тришкина Е.В.(черчение) и Полковова Л.И. (физика) имеют высшую категорию. Сказанное выше говорит о достаточно высоком профессиональном уровне учителей МО технического цикла. Однако устоявшаяся педагогическая позиция учителей, имеющих большой стаж профессиональной деятельности, наличие собственной системы взглядов на образование, не всегда благоприятно сказываются на способностях педагогов к переосмыслению профессиональной деятельности в современных условиях. Данная проблема решается в течение 2008/2009 учебного года через организацию целенаправленной, систематической работы по повышению профессионального уровня педагогического состава.

Основными формами работы по повышению педагогического мастерства стали:

  • Прохождение плановой курсовой подготовки

  • Участие в семинарах конференциях различного уровня

  • Взаимопосещение уроков

  • Работа над индивидуальной методической темой

  • Обобщение опыта собственной педагогической деятельности

  • Изучение передового педагогического опыта

В этом учебном году Малькова Е.Ю. прошла курсы повышения квалификации – «Основы работы с информационными системами» на базе учебного центра «ТРАЙТЕК». Корженская Н.В. подтвердила первую квалификационную категорию. Молодой специалист Гусева Н.С. защитилась на вторую квалификационную категорию. Это способствовало повышению уровня профессионального мастерства учителей, их ориентации на решение современных задач образования, что, в конечном счете, направленно на повышение качества образовательного процесса. Однако методическому объединению следует активизировать работу по созданию условий для повышения результативности работы учителей, их активного участия в деятельности ГМО, конкурсах профессионального мастерства, что может служить основанием для выдвижения на награждение и материалом для составления портфолио. Остальные учителя подтверждают свою квалификацию в 2009/2010 г. и в этом же году планируют пройти курсы повышения квалификации.


Участие учителей МО в мероприятиях школы, района:


Ф.И.О.

МЕРОПРИЯТИЯ

ФОРМА, РЕЗУЛЬТАТ

Макарова В.Д.













1. Выступление на заседании МО: «Преемственность в обучении»

«Одаренные дети. Методы и приемы реализации личностного потенциала»

2. Городской семинар по проверке «Части «С» ЕГЭ

3. Городская экспертная комиссия по проверке экзаменационных работ по математике в 11-х классах.



Выступление


Выступление


Посещение


Участие в работе.


Малькова Е.Ю.

1. Выступление на заседании МО:

Анализ работы МО за 2007/08 уч. год и задачи на новый уч. год 2008/09.

2.Учебно – воспитательные цели математического образования.

3. Применение проектных методик в обучении математики.

4. Городской фестиваль – презентации элективных курсов «Мой элективный курс» 31.10.2008.

5. Районная олимпиада по математике.



Выступление



Выступление


Выступление


Участие в работе.




Работа в жюри



Корженская Н.В.

1.Семинар в лицее № 37 проверка экзаменационных работ по геометрии.

2. Городской семинар по проверке «Части «С» ЕГЭ (лицее №4)

3. Городская экспертная комиссия по проверке экзаменационных работ в 9-х классах.

4. Городская экспертная комиссия по проверке экзаменационных работ в11-х классах.

5. МЭК по математике в 9-х классах.

6. Семинар по составлению базы данных по экзамену в

9-х классах (ЛГН)


Посещение



Посещение



Участие в работе.




Участие в работе.




Председатель

СОШ№103

Посещение

.



Ягудина Т.П.

1. Семинар в лицее № 37 проверка экзаменационных работ по геометрии.

2. Городская экспертная комиссия по проверке экзаменационных работ в 9-х классах.

3. Выступление на заседании МО «Дифференциация

В процессе обучения математики».

4. Семинар по составлению базы данных по экзамену в 9-х классах (ЛГН)


Посещение



Участие в работе.




Выступление




Посещение


Гусева Н.С.

1. Выступление на заседании МО: работа по предупреждению неуспеваемости, ликвидации пробелов в процессе повторения учебного материал.


Выступление


Лопаткина Т.А.

1. Информатизация образовательного пространства (школа №7)

2. Подготовка обучающихся к олимпиадам по информатике (СарИПКиПРО).

3. Использование интерактивной доски (СарИПКиПРО).

4. . Районная олимпиада по информатике.

5. МЭК по русскому языку, химии, истории.

Посещение



Посещение



Посещение


Работа в жюри


Руководитель ППЭ гимназия № 1



Из приведенной выше таблицы, видно, что не все члены МО равнозначно участвуют в подобных мероприятиях. Ягудина Т.П., Гусева Н.С. недостаточно активно принимают участие в работе МО и ГМО. Поэтому в следующем учебном году им необходимо более конструктивно участвовать в городских и районных мероприятиях, что в дальнейшем может сказаться на повышении результативности их работы.

Анализ работы по учебно – методическому обеспечению образовательного процесса. Анализ учебных программ и учебников.


Комплексно решить задачи, стоящие перед МО, помогает использование в полном объеме регионального и школьного компонентов учебного плана, реализующих вариативность содержания образования предметов технического цикла. В этом учебном году, в связи с введением ЕГЭ, все учителя математики завершили переход на новый УМК А.Г.Мордкович,

с целью создания условий для успешной сдачи выпускных экзаменов. Учителя, работающие, по этому учебно – методическому комплекту, считают, что при всех достоинствах в нем есть ряд недостатков: много теории, мало задач, недостаточно тренировочных упражнений по подготовке к ЕГЭ.

Основной проблемой, связанной с использованием действующих УМК, остается проблема реализации заложенных в них концептуальных идей и новых подходов к организации учебного процесса, требующая коренной перестройки сознания учителя. Это удается далеко не сразу и не всем. Отсюда основная задача: обеспечить качественное освоение действующих УМК. Содействовать более глубокому осмыслению задач и особенностей современного математического образования, способствовать поиску оптимальных методов практической реализации основных идей каждого учебно – методического комплекта.

Учебный план на 2008/2009 учебный год выполнен, теоретическая и практическая часть пройдены, количество часов соответствует календарно – тематическому планированию, сокращений часов нет. Все учащиеся, в том числе и обучающиеся на дому по состоянию здоровья (1 чел), успешно освоили предметы технического цикла.


Итоги учебного года по математике


п/п

Параллель

% успев

% ка-ва

учебник

учителя

1.

5(3кл)

100

68

Виленкин.

Математика-5

Макарова В.Д.,

ЯгудинаТ.П.

2.

6(4кл)

100

57

Виленкин.

Математика-6

Ягудина Т.П.,

Малькова Е.Ю.,

Корженская Н.В.

3

7(4кл)

100

38

Мордкович

Алгебра-7

Макарова В.Д.,

ЯгудинаТ.П.

4

9(2кл)

100

31,5

Мордкович

Алгебра-7

Корженская Н.В.

5

10(2кл)

100

32,6

Мордкович

Алгебра-и начала анализа 10-11.

Корженская Н.В., Ягудина Т.П..



Анализ деятельности методического объединения


С целью совершенствования технологии организации и проведения современного урока, изучения опыта работы коллег, обмена опытом по вопросам преподавания предметов технического цикла было организовано взаимопосещение уроков. В течение года учителя посетили 28 уроков.





Открытые уроки показали учителя:



п/п

ФИО учителя.

предмет

Класс

Тема урока

1.

Корженская НВ.

Алгебра

9

Арифметическая прогрессия.

2.

Ягудина Т.П.

Математика

6

Десятичные дроби.

3.

Малькова Е.Ю.

Алгебра

11

Логарифмические и показательные уравнения и неравенства.

4.

Макарова В.Д.

Математика

5

Деление

5.

Полковова Л.И.

Физика

9

Импульс Закон сохранения импульса.

6.

Гусева Н.С.

Информатика

9

Десятичная система исчисления.

7.

Лопаткина Т.А.

Информатика

11

Оформление презентаций проектов.

8.

Тишкина Е.В.

Рисование

7

Светотень в изображении предметов. Силуэт.


Особое внимание при самоанализе и анализе уроков уделялось выполнению требований к организации и проведению личностно ориентированного развивающего урока. Следует отметить, что подавляющее большинство учителей осознают необходимость изменения организации образовательного процесса, понимают сущность модернизации школьного образования. Ответы обучающихся свидетельствуют о понимании ими содержания изучаемых понятий, об осознании и установлении межпонятийных связей, об умении применить изученные знания в новых условиях при выполнении нестандартных заданий. По – прежнему основной трудностью при организации урока остается применение проектной методики и компьютерных технологий. Отдельные учителя испытывают трудности при организации стиля взаимоотношений с детьми (Макарова В.Д., Гусева Н.С.).

Учебное сотрудничество и организация диалогового общения на уроке в их классах продолжает оставаться в сфере пожеланий. Изменение профессиональной позиции учителя является сложным процессом, оно прямо связанно с его личностными качествами, с его профессиональными ценностными ориентациями. В этих условиях основной задачей методической работы следует считать обеспечение психолого-педагогической подготовки учителя, овладения им различными методиками диагностики. Необходимо знакомить учителей МО с современными гуманистическими концепциями, методиками воспитания и развития личности.

Одной из оптимальных форм повышения профессионального мастерства учителей технического цикла является участие в заседаниях методического объединения. В течение 2008/2009учебного года проведено 4 заседания МО по следующей тематике:

Заседание№1

Анализ работы за 2007/2008 учебный год и задачи на 2008/2009уч.год.

Заседание№2

Эффективность работы учителей МО по обеспечению качественного образования в условиях модернизации школы.

Заседание№3 (форма проведения – научно практическая конференция).

Личностный потенциал учителя. Способы достижения успеха и самореализации.

Заседание№4 (форма проведения – методическая панорама).

Результативность деятельности учителя.

Заседание№5 (форма проведения – круглый стол).

Одаренные дети.

Методы и приемы реализации личностного потенциала.

Тематика заседаний МО определялась задачами методической работы школы на 2008/2009 учебный год, запросами членов МО, их актуальностью.


На МО обсуждались следующие вопросы:


  1. Обсуждение и рассмотрение календарно – тематического планирования предметов и элективных курсов.

  2. Проведение предметных недель.

  3. Система работы с одаренными учащимися: подготовка и проведение школьного тура олимпиад, участие в районных и городских олимпиадах.

  4. Подготовка экзаменационного материала.

  5. Подготовка к ЕГЭ.

  6. Анализ промежуточной аттестации, итогов четверти, репетиционных экзаменов.

  7. Обсуждение нормативных документов.

  8. Система мер по предупреждению неуспеваемости и пробелов в знаниях обучающихся.

  9. Здоровьесберегающий аспект уроков.

  10. Применение проектных методик и передовых технологий на уроках.

  11. Анализ взаимопосещения уроков.

  12. Отчет по работе в рамках тем самообразования.

  13. Анализ работы учителей по элективным курсам и предметам.

  14. Обсуждение требований к учебным кабинетам.

Выступления по темам самообразования на заседаниях МО служат обмену опытом и повышению профессиональной компетентности учителей. Следует отметить следующие выступления:

    • Ягудина Т.П. предоставила отчет по теме самообразования: «Дифференциация в процессе обучения математики». (Протокол №1).

    • Корженская Н.В. предоставила отчет по теме самообразования: «Реализация элективных курсов для профильной и предпрофильной подготовки».

    • Малькова Е.Ю выступление на круглом столе «Личностно – ориентированные технологии в процессе обучения математике». (Протокол №2).

Макарова В.Д. провела открытый урок в 7 – А в рамках работы по теме самообразования.

Традиционными видами работы МО являются предметные недели, которая проходила с 16/03 – 21/03.


В рамках недели прошли следующие мероприятия:


п/п

Название мероприятия

Кто подготовил

1.

Презентация недели математики

ЛопаткинаТ.А. Малькова Е.Ю., уч-ся 11-х Кл. Высоцкий А., Девличаров Р.

2.

Презентация домашние олимпиады для 5-х классов

Гусева Н.С.

3.

Конкурс чтецов в 5 – 7 классах

Малькова Е.Ю., Макарова В.Д., Ягудина Т.П., Гусева Н.С.

4.

Презентация конкурс кроссвордов для 5 – 6 классов

Гусева Н.С Малькова Е.Ю..

5.

Смотр знаний в 6 «Б»

Малькова Е.Ю.

6.

Защита проектов – образование

Лопаткина Т.А.

7.

Конкурс «лучший ученик в 9-х классах»

Корженская Н.В.

8.

Задачная база (7- классы)

Макарова В.Д.

9.

Почему берется производная? (10-е классы)

Корженская Н.В.

10.

Открытые уроки

Все учителя МО


В этом учебном году продолжена работа по наставничеству. Так, в МО, где молодой специалист Гусева Н.С. было посещено 10 уроков, в результате чего был проведен анализ каждого урока, даны рекомендации по методике их проведения. Кроме того, было спланировано посещение ею уроков всех учителей МО для обмена опытом, что, безусловно, послужило повышению квалификации молодого специалиста.


Обобщая, выше сказанное, следует отметить позитивные и негативные тенденции в работе МО.


Негативные тенденции

Позитивные тенденции

Причины тенденций

Необходимые мероприятия по корректировке тенденций

1. Недостаточная активность и инициативность членов МО.




Нехватка времени из – за большой загруженности учителей. Профессиональная усталость.

Более четкое планирование и распределение нагрузки между членами МО. Вовлечение в работу МО новых членов. Применение личностно – ориентирован

ного подхода к распределению нагрузки в рамках МО.

2.Недостаточная мотивированность большей части учителей на внедрение в практику своей работы информационных технологий и проектного обучения, внедрение исследовательских методов обучения.


Профессиональная некомпетентность.

Создание внутри МО творческие группы, внедряющих ту или иную технологию,

знакомство с особенностями использования современных технологий на заседаниях МО.


3.Недостаточно активная работа по обобщению передового опыта.



Организация инструктивно – методических совещаний по вопросам обобщения своей деятельности.


1. Возросший уровень мотивации у ряда учителей к овладению новыми технологиями в образовании и внедрение их в урочную деятельность

Внедрение премиального фонда зарплаты.



2. Совершенство

вание системы профес

сионального сотрудничества

Оформление портфолио учителя



3. Продолжилось развитие движения наставничества в МО

Заинтересованность членов МО в росте профессиональной компетентности молодых специалистов.



4. Более серьезный подход к выбору и реализации тем самообразования

Возросший уровень мотивации у ряда педагогов к овладению новыми технологиями.


Работа с одаренными детьми

  1. Проведен I тур школьной олимпиады по математике. (Анализ по итогам в протоколе №2). По результатам была сформирована команда на районный тур, где получила грамоту ученица 9 – А класса Иванова А. (уч. Корженская Н.В.).

  2. С 22 сентября – 29 ноября приняли участие в 4 этапе (тура) олимпиады по информатике в дистанционной форме на базе учебного центра «Трайтек», заняли в области 7 место.

  3. Декабрь – приняли участие во 2 – м туре городской олимпиады по информатике, по результатам грамота – Девличаров Р.(11А)

  4. Совместно с учащимся 11 – Б класса Высоцким А. создали школьный сайт.

  5. В 11–х классах проведен интеллектуальный марафон по математике по теме «Интегральное исчисление» и по информатике зачетная работа, оформленная в виде презентации по теме «Образование».

  6. По математике в рамках профильной подготовки проводились элективные курсы: во второй четверти «Как решать быстро», в третьей «Новогодняя геометрия», в четвертой «Задачи с экономическим содержанием». Учитель Корженская Н.В.

  7. По физике, информатике, математике, в 11-х универсальных классах проводились элективные предметы.

  8. Круглый стол Одаренные дети. Методы и приемы реализации личностного потенциала (протокол заседания МО №5)

  9. Все учителя МО вели кружки по работе с одаренными детьми.


Однако следует отметить, что качество подготовки участников предметных олимпиад (особенно по математике) оставляет желать лучшего. Это можно объяснить тем, что система работы со способными и одаренными детьми находится еще в стадии становления. Недостаточно четко разработаны механизмы выявления ранней стадии одаренности, зачастую способности детей оцениваются по их исполнительности и успеваемости, не принимается во внимание уровень личностного развития школьников, их готовность к участию в подобного рода мероприятиях. В будущем учебном году следует продолжить работу по совершенствованию системы раннего выявления и поддержки способных и одаренных детей, создавая им режим особого благоприятствования как на уроках через индивидуализацию обучения, так и во внеурочное время через организацию работы предметных кружков и индивидуальную работу.


Работа по устранению неуспевающих и повышению качества знаний.

  1. Организованны еженедельные дополнительны занятия с учащимися, имеющими низкую мотивацию обучения

  2. Проведение контрольных работ по узловым темам и содержательным линиям. По итогам обязательный анализ по усвоению контролируемого объекта.

  3. Заведены тетради дополнительных работ где обучаемые отрабатывают тематические навыки и умения.

  4. Осуществляется связь с родителями этих учащихся.

  5. Проведен семинар по параллелям по трудным разделам программы и круглq стол по работе с отстающими.

  6. Совещание МО по организации повторения (февраль).

Организация и обновление кабинетов математики.

  1. Все кабинеты пополнены методической литературой и наглядными таблицами.

  2. Оформлены демонстрационные стенды по ЕГЭ.

  3. Уделяли внимание экономному и отвечающему эстетическим требованием оформлению кабинетов.

  4. Осуществляли меры по технике безопасности и соблюдению норм школьной дисциплины


Однако недостаточная оснащенность кабинетов современными техническими средствами обучения не позволяет организовать учебный процесс на высоком современном уровне.


Анализ состояния преподавания предметов технического цикла


В2008/2009 уч году контроль качества обучения осуществлялся согласно плану внутришкольного контроля. В течении года проводился мониторинг уровня обязательных результатов в виде административных контрольных работ:

Стартовый контроль

Промежуточный

Итоговый

  1. Проведен стартовый контроль и анализ адаптации учеников в 5 – х классах к системе обучения и требований в основной школе. Процент успеваемости составил 97,8%, а качества 71,3% , фактически все учащиеся подтвердили свои годовые оценки.

  2. Осуществлялся контроль качества знаний учащихся по итогам внутришкольного контроля, результатам четверти, полугодия. На совещаниях МО обсуждались результаты данных срезов, (анализ итоговых контрольных работ прилагается).

  3. В 9 – х , 11 – х , классах 10.12.2008г. были проведены репетиционные экзамены: в 9 – х классах при 87,5% успеваемости процент качества составил 63,6%; в 11 – х классах 93,2% успеваемости качество 36,7%. На заседаниях МО проанализировали результаты подготовки к ЕГЭ и пути повышения успеваемости и качества.




Итоги профессиональной деятельности учителей технического цикла за 2008/2009 учебный год.




По итогам 2008/2009 учебного года по физике при стопроцентной успеваемости процент качества 55.6%,самый высокий в 7-х классах низкий в 10-х. По информатике 56.7% самый высокий в 11-х классах, низкий в 10-х.

Анализ данных, приведенных в таблице, показывает, что самый высокий процент в пятых классах, самый низкий в девятых классах. Процент качества по математике составляет свыше сорока, что показывает ЗУН соответствуют обязательному минимуму содержания образования и находится на среднем уровне. Наблюдается достаточная стабильность показателей по четвертям, что свидетельствует об объективности оценки ЗУН учащихся педагогами.


результативность по геометрии за 2008/2009 учебный год

учитель

класс

кол-во уч-ся

5

4

3

2

%усп

%кач-ва

Макарова В.Д

28

 

11

17

 

100

39,29

Макарова В.Д

28

1

7

20

 

100

28,57

Макарова В.Д

25

4

4

17

 

100

32,00

Ягудина Т.П.

31

5

15

11

 

100

64,52

Итого

 

112

10

37

65

 

100

41,96

Корженская Н.В.

32

3

7

22

 

100

31,25

Корженская Н.В.

32

2

5

25

 

100

21,88

Итого

 

64

5

12

47

 

100

26,56

Корженская Н.В.

10А

26

4

7

15

 

100

42,31

Ягудина Т.П.

10Б

23

5

1

17

 

100

26,09

Итого

 

49

9

8

32

 

100

34,69

Малькова Е.Ю.

11А

30

1

7

22

 

100

26,67

Малькова Е.Ю.

11Б

29

1

13

15

 

100

48,28

Малькова Е.Ю.

11В

27

4

12

11

 

100

59,26

Итого

 

86

6

32

48

 

100

44,19

Итого

18

311

30

89

192

 

100

38,26



Выводы:

По сравнению с прошлым учебным годом результативность работы учителей в целом повысилась, но по алгебре в 11-х классах по сравнению с предыдущим выпуском снизилась на 23% это связано с введением итоговой аттестации в форме ЕГЭ.

В целом работу МО можно признать удовлетворительной.

Вместе с положительными итогами работы следует отметить некоторые недостатки:

- низкий балл по итоговой аттестации по всем предметам технического цикла

-отсутствие призовых мест на олимпиадах второго и третьего тура

-недостаточная работа по обобщению и применению передового педагогического опыта

-недостаточно освоено применение в работу проектных методик, исследовательских

-недостаточно используются на уроках информационные технологии и другие технические средства.



Задачи на 2009 – 2010 учебный год.



    1. Повышение качества обучения через применение инновационных технологий обучения.

    2. Совершенствование педагогического мастерства (профессиональной компетентности) учителей математики, информатики, физики.

    3. Обобщение и применение в работе передового педагогического опыта.

    4. Использование в работе проектной и исследовательских методик.

    5. Применение информационных технологий в свою работу.

    6. Создание системы обучения, обеспечивающей потребности каждого ученика в соответствии со склонностями интересами и возможностями.






Полный текст материала Анализ работы ШМО учителей математики. смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Малькова Елена Юрьевна  malkovale
20.09.2009 3 14260 8933

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК