Тематическая музыкально-литературная композиция "И пушки грохотали, и музы не молчали"
Управление образования Добрянского муниципального района
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Добрянская детская школа искусств»
Беседа для классного часа
И пушки грохотали,
и музы не молчали.
Составила: Каюкова Галина Леонидовна
Преподаватель первой квалификационной
категории
г. Добрянка
2011 год
Тематическая музыкально-литературная композиция
«И пушки грохотали, и музы не молчали"»
ЦЕЛИ:
- познакомить учащихся с литературно-музыкальным творчеством
композиторов и поэтов, военного времени;
- способствовать формированию патриотического воспитания, познавательного интереса, активности и расширения кругозора у слушателей;
- содействовать приобретению учащимися коммуникативных умений и
навыков посредством участия в коллективной творческой деятельности.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- магнитофон, диски и кассеты с записью песен военного времени
- класс украшен шарами, цветами, на экране фото военных лет.
Ведущая:
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. В суровое военное время советская массовая песня стала мощным идейным оружием. Она звала в бой за Родины и получала живой отклик в сердце каждого советского человека. Начало Великой Отечественной войны в памяти нашего народа навсегда связалось с суровыми, набатными интонациями песни «Священная война». 24 июня руководитель ансамбля Красноармейской песни и пляски профессор А.В. Александров прочитал в газете «Известие» стихотворение В.И. Лебедева-Кумача
Вставай страна огромная,
Вставай на смертный бой.
С фашисткой силой темной,
С проклятою ордой
А через три дня песня «Священная война» была исполнена в зале ожидания Белорусского вокзала в Москве, откуда бойцы уезжали на фронт. «Эту песню всегда слушали стоя, с каким-то особым порывом, светлым настроением, и не только бойцы, но и мы, исполнители, нередко плакали»,- вспоминал Александров. Эта песня вошла в историю как своего рода «музыкальная эмблема» военного четырехлетия. «Песня – фронту»- таков был патриотический лозунг советских композиторов и поэтов.
Звучит песня «Священная война»
Ведушая:
О тяжелой борьбе партизан - народных мстителей повествует песня «Шумел сурово Брянский лес», которая долгое время бытовала как народная. Композитор Кай и поэт Софронов не возражали. «Это высшее признание творчества», - говорили они.
Шумел сурово Брянский лес,
Спускались
синие туманы,
И сосны слышали окрест,
Как шли тропою партизаны.
Другая партизанская песня «Ой, туманы мои, растуманы» - отличается задушевностью и в тоже время несокрушимой силой, выражая непреклонную веру народа в победу над врагом. Ее написали композитор В. Захаров и поэт Исаковский.
Ой, туманы мои, растуманы,
Ой, родные поля и луга!
Уходили в поход партизаны,
Уходили в поход на врага.
Матросская баллада «Заветный камень», основанная на подлинном эпизоде из военной хроники, повествует о последнем моряке, покинувшем Севастополь, временно захваченный гитлеровцами. Композитор Б. Мокроусов и поэт А. Жаров, развивая традицию русских матросских песен, достигает этой мелодией подлинного драматизма.
Звучит песня Заветный камень»
Ведущая:
Осенью 1941 года младший лейтенант Марк Лисянский, ехавший на фронт через Москву, забежал в редакцию, положил на стол перед секретаршей листок, и, не дожидаясь, когда она прочтет, ушел. А вскоре по радио поэт услышал песню, написанную композитором И. Дунаевским на его стихотворение «Моя Москва». На двадцать третьем километре, подъезжая к Москве по Ленинградскому шоссе, стоят противотанковые ежи. Это памятник. На постаменте отчеканены слова из этой песни:
«И врагу никогда не добиться, чтоб склонилась твоя голова…»
Ленинград. Август 1941года. Новая песня Соловьева – Седого на слова Чуркина «Вечер на рейде» не успела прозвучать в родном городе, как началась блокада. Композитор выехал на фронт и решил показать свою работу бойцам. Песня говорила о разлуке с родным городом и о возвращении домой, и пришлась бойцам по сердцу, ее запели везде. Как она попала в блокадный Ленинград, до сих пор неизвестно.
Споемте, друзья, ведь завтра в поход
Уйдем в предрассветный туман.
Споем веселей, пусть нам подпоет
Седой боевой капитан.
Популярнейшее стихотворение М. Исаковского «Огонек». ( На позицию девушка, провожала бойца…) было распето в народе, на мелодию довоенной эстрадной песни мало известного композитора, так стихийно родилась одна из самых распространенных песен военного времени, взволновавшая солдат своим лиризмом.
В середине 30-х годов М. Блантер в соавторстве с М. Исаковским создал песню «Катюша» Могли ли тогда предполагать композитор и поэт, что через несколько лет, когда разразится тяжелая и кровопролитная война, эта песня станет одной из самых популярных. Ее пели повсюду, переделывали, она имела несколько вариантов, а затем перелетела и с другие страны. Ее мелодия стала основой боевого гимна итальянских партизан – антифашистов. Песенный образ, любящий бойца девушки, вдруг стал олицетворением всего прекрасного в жизни, что безжалостно разрушила война, и что следовало защищать. Не случайно именно Катюшей прозвали на фронте реактивный многоствольный миномет.
Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой.
Выходила на берег Катюша,
На высокий берег на крутой.
Звучит песня «Катюша»
Ведущая:
«Давай закурим» так называется песня композитора Табачникова и поэта И. Френкеля. Нелегко приходилось бойцам Южного фронта осенью 1941 года. Наступила рано зима для этих мест, в ноябре уже выпал первый снег, потом вдруг потеплело, снег растаял, дороги покрылись непролазной грязью. Вязли машины, солдатские сапоги. Родились стихи:
Теплый ветер дует, развезло дороги
И на Южном фронте оттепель опять,
Тает снег в Ростове, тает в Таганроге,
Эти дни когда-нибудь мы будем вспоминать
Написал эти стихи старший батальонный комиссар Илья Френкель. Военная судьба свела поэта с композитором Модестом Табачниковым. Это был очень радостный день. Стихи так увлекли композитора, что уже на следующее утро он сыграл товарищам новую песню. Впервые она прозвучала на 24 годовщине Октября, 7 ноября 1941 года. На фронте часто поводом к обращению служило «Нет ли, закурить?», а то и привычное соглашение «Давай закурим». Чиркнет огонек, выдохнется струйка. «Давай закурим» - чем плох этот пароль! Так возникла солдатская песня. Она вместила в себя и гнев против фашистских захватчиков, и гордость за великое фронтовое товарищество советских воинов, спасенных единой волей к победе над ненавистным врагом.
«В землянке» кто не помнит одну из самых известных песен во время войны. Ее авторы композитор Листов, поэт Сурков. Когда поэт писал строчки стихотворения, он не предполагал его опубликовывать и тем более не думал, что оно может стать песней. Это были строчки из письма к жене. Писал он действительно в землянке, «В белоснежных полях под Москвой», в конце 1941 года, под впечатлением от трудного, боевого дня, когда ему, корреспонденту фронтовой газеты, пришлось вместе со штабом одной из частей вести тяжелый бой с гитлеровцами. В начале 1942 года проездом заехал Листов, захватил у поэта стихи – письмо жене… «Прочти, может, что и получится» …Стихи Суркова захватили Листова своей лиричностью, искренностью. Через неделю он пришел в редакцию фронтовой газеты «Красноармейская правда», взял гитару и спел песню. Вначале песня вызвала критические замечания. Строчки «до тебя мне дойти нелегко, а до смерти 4 шага» - упадническое настроение, не мобилизующее. Суркова попросили заменить строчку, но он наотрез отказался от переделок. Песня лирическая, немного грустная. Но не тоску она вызывала у бойцов, а звучала, как вызов, презрение к смерти. Ее пели перед атакой, идя в бой. Десантники 18 армии под командованием Героя Советского Союза Куникова, овладели скалистым, неприступным мысом под Новороссийском. Несколько месяцев герои – десантники стояли на смерть на этом родном клочке земли. И «Землянка» была любимой песней героев, и в самые напряженные минуты боя, бойцы пели:
Пой, гармоника, вьюге назло,
Заплутавшее счастье зови.
Мне в холодной землянке тепло
От твоей негасимой любви.
Звучит песня «В землянке»
Ведущая:
«На безымянной высоте» - музыка Баснера, слова Матусовского. 1943 год .Корреспондент газеты Матусовский в одной из командировок на передовую,услышал историю о том, как 18 бойцов, сибиряков – коммунистов, добровольно вызвались овладеть высотой, что близ поселка Битлицы. Фашисты, засевшие там, мешали продвижению нашим войскам. И вот ночью, под покровом темноты, 18 советских солдат вплотную подползли к немецким позициям, и после ожесточенного боя, уничтожив около 100 фашистов, взяли эту высоту. Прошли годы, для кинофильма «Тишина» Матусовскому и Баснеру надо было написать песню о подвиге друзей – однополчан. Матусовский и вспомнил эту историю, и родилась песня. Дымилась роща под горою
И вместе с ней горел закат…
Нас оставалось только трое
Из 18 ребят…
На самом деле же деле из 18 ребят в живых остались только двое: Герасим Лапин полуживой пробился к своим, Константин Власов попал в плен, затем бежал к партизанам. На той самой высоте «Безымянной» на стыке Брянской и Смоленской областях воздвигнут необычайный мемориальный комплекс. Он не из бронзы и мрамора, как поется в песне, а вокруг памятника 16 гранитных глыб, по числу погибших героев. Внутри землянки стол, на нем гильза, каска и другие солдатские вещи. А над столом металлическая доска, на которой выбито:
Мы не забудем, не забудем, атаки яростные те,
У незнакомого поселка, на Безымянной высоте…
«Орленок» - композитор В. Белый, поэт Шведов. Песня «Орленок» была написана в 1936 году. Часто эту песню исполнял Александр Окаемов. В 1941 году он стал бойцом. Долго ничего не было известно о его судьбе, лишь в конце 50-х годов мы узнаем о подвиге Окаемова. В феврале 1943 года Окаемов был арестован в небольшом белорусском городке Кричеве, оккупированном фашистами. Пытки не сломили его духа, и он оставался, до конца верен своему патриотическому долгу. Стоя у свежевырытой могилы, Окаемов запел: «Орленок, орленок, взлети выше солнца…»
«Орленок» и сегодня остается популярной песней.
Звучит песня «Орленок»
Ведущая:
«Случайный вальс» - музыка Фрадкина, слова Долматовского.2 февраля 1943 года победоносно закончилась Сталинская битва. Наступила непривычная тишина. Через несколько дней поэт Долматовский вместе с композитором Фрадкиным ехали на новое место назначения будущую Курскую дугу. Поезд шел медленно часто останавливался. Матусовский вспоминает: «Я заметил, что никакая сложность обстановки, смертельная опасность, разруха, беда не смогут заглушить и отвергнуть все то, что принадлежит мирным временам и именуется лирой. Стоит военной колонне остановиться на ночевку в прифронтовом селе или городке, уже возникают знакомства, откровенные разговоры, влюбленность. Однажды летчику – офицеру пришлось побывать летним вечером в небольшой деревушке в прифронтовой полосе, вдруг он услышал музыку - танцевала молодежь под старый патефон. Он подошел поближе и увидел одиноко стоящую девушку. Лейтенант пригласил ее на вальс. Разговорились, но тут пришло время проститься – сигналил шофер, пора в путь. Прошло много времени, но офицер не может забыть эту девушку. «Офицерский вальс» так была названа песня, но она была и солдатской, поэтому песню назвали «Случайный вальс». Авторы сами исполняли свою песню на всех остановках.
Ночь коротка, спят облака.
И лежит у меня на ладони
Незнакомая ваша рука.
«Последний бой» - Песня написана к киноэпопее «Освобождение». Слова и музыка Михаила Ножкина. О чем могли петь и думать бойцы в те памятные дни 1945 года перед последним штурмом фашистского логова? А тут автор вспомнил свое детство, его он провел в затемненной Москве, жил недалеко от военного госпиталя. Отец был на фронте, мать целый день на работе. Маленький Миша целые дни проводил с раненными бойцами. Они хорошо относились к мальчику, делились хлебом, сахаром. Рассказывали о фронтовой жизни, о своих родных, близких, мечтали о победе, о том какой счастливой будет жизнь, как они вернуться домой к мирному труду. И Ножкин понял, что песня должна быть простой по смыслу, и по звучанию. Песня прозвучала с экрана в исполнении автора и обрела самостоятельную жизнь.
Мы так давно, мы так давно не отдыхали,
Нам было просто не до отдыха с тобой.
Мы пол Европы по-пластунски прошагали,
И завтра, завтра, наконец, в последний бой.
«Солнце скрылось за горою» - музыка Блантера, слова Коваленкова. Эта песня была задумана в Берлине в 1945 году. По всей линии фронта шли ожесточенные бои, но, не смотря на это у всех было, от рядового до командира, приподнятое настроение. Лица воинов светились радостью, уверенностью к близкой победе. После подписания о капитуляции немецких войск, прозвучало немало песен. Блантер, глядя на радостные лица солдат, захотел написать песню о том, как солдаты – победители будут возвращаться домой. В 1948 году встретившись с поэтом фронтовиком Коваленковым, написали песню «Солнце скрылось за горою» Так возникла суровая, походная, маршевая песня.
Солнце скрылось за горою,
Затуманились речные перекаты,
А дорогою степною
Шли с войны домой советские солдаты.
Звучит песня «Солнце скрылось за горою»
Ведущая:
В истории советского песенного искусства особое, ни с чем несравнимое, место занимают песни, созданные в период Великой Отечественной войны. Они и до сих пор продолжают жить, волновать и тревожить души как бывших фронтовиков, так и людей послевоенных поколений. В походах, в боях, в землянках песни получали путевки в жизнь. Именно с тех пор советская песня приобрела одно из ценнейших качеств – умение шагать в ногу с народом, помогать ему, строить и жить, бороться и побеждать: умение передавать душевную настроенность людей. И самое главное – любовь к Отчизне. Песня всегда несла на своих крыльях идеи дружбы, мира, интернационализма. В песнях борьбы за мир эти тенденции выявились с особой полнотой. И не случайно советскую песню подхватили далеко за рубежами страны. Ее мелодии стали своего рода паролем прогрессивных деятелей культуры.
Использованная литература
Медушевский В.В. Энциклопедический словарь юного музыканта М; Педагогика, 1985 г.
Луковников А. Друзья-однополчане. М; музыка 1985г.
Ситникова Н. От песни до симфонии. Саранск; Мордовское книжное издательство, 1989г.
Тарасов Л. Музыка в семье муз. Ленинград, Детская литература.1985г.
Нестьев. И. Учитесь слушать музыку. М; Музыка 1987г.
Песни и музыка
Священная война. Музыка Александрова, слова Лебедева-Кумача.
Заветный камень Музыка Мокроусова, слова Жарова.
Катюша, Музыка Блантера, слова Исаковского.
В землянке. Музыка Листова , слова Суркова.
Орленок. Музыка Белого, слова Шведова.
Солнце скрылось за горою. Музыка Блантера , слова Коваленкова.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Каюкова Галина Леонидовна
→ КаюковаГалина 25.01.2012 0 3182 494 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.