Муниципальное образовательное
учреждение
«Октябрьский межшкольный учебный
комбинат
Белгородского
района Белгородской области»
Методическая
разработка
Выявление
профессиональных наклонностей обучающихся
путём
реализации личностно-ориентированного
подхода
Выполнила:
методист,
Рудь
Ольга Евгеньевна
пгт.
Октябрьский,
2011
г.
Цель:
выявить
профессиональные наклонности обучающихся
с помощью
личностно-ориентированного подхода.
Задачи:
Провести
теоретический анализ педагогической,
методической литературы по проблеме
профессиональной ориентации учащихся.
Провести
теоретический анализ педагогической,
методической литературы по проблеме
личностно-ориентированного подхода в
обучении.
Провести
тестирование обучающихся на определение
конкретных наклонностей.
Дать
советы и рекомендации родителям.
Выбор профессии
– очень важный момент в жизни человека.
Каждый человек нуждается в признании
окружающих, ищет одобрения, любви и
независимости. Один их способов достичь
этого – выбрать такую профессию, которая
выделяла бы его в глазах окружающих и
приносила эмоциональное удовлетворение.
Готовность к профессиональному выбору
предполагает знание своих интересов и
склонностей, способностей, индивидуальных
особенностей, а также личностных свойств
и качеств человека. Экспериментальной
группой детей была группа, приезжающая
по четвергам в МОУ «Октябрьский МУК»:
Весёлолопанская СОШ (16 уч.), Октябрьская
СОШ (28 уч.), Щетиновская СОШ (4 уч.),
Яснозоренская СОШ (9 уч.), Пушкарская СОШ
(11 уч.), Стрелецкая СОШ (3 уч.), всего
обучающихся – 71 человек.
К
каждому ученику в процессе работы я
применяла личностно-ориентированный
подход, который является одним из новых
форм организации обучения. При данном
подходе происходит не только обучение,
но и развитие личности, а также
подчеркивается необходимость учёта
индивидуальных способностей. Для
личностно-ориентированного подхода в
современной системе обучения более
существенной является ориентация как
на процесс обучения, так и на конечные
цели (главным ставится вопрос “каким
быть”, а не “кем быть”). В основе
личностно-ориентированного подхода
лежит признание индивидуальности,
самобытности, самоценности каждого
ученика, его развития не как “коллективного
субъекта”, но, прежде всего, как индивида,
наделённого своим неповторимым
“субъектным опытом”. Включить “субъектный
опыт” в процесс познания (усвоения) –
значит, организовать свою собственную
деятельность на основе личных потребностей,
интересов, устремлений.
Интерес –
это значительность, занимательность,
привлекательность чего-либо для человека.
Склонность – это ярко выраженный
интерес. Интересы различаются по
содержанию (например, музыкальные,
технические), по широте (разносторонние,
узкие), по глубине (глубокие и поверхностные),
по длительности (устойчивые и не
устойчивые), по предметной направленности
(технические, гуманитарные, художественные…).
В том случае, когда с интересами связаны
жизненные профессиональные планы
человека, говорят о профессиональных
интересах. Профессиональные интересы
проявляются в эмоционально окрашенном
отношении человека к труду и стремлении
больше узнать о нём. Они могут формироваться
на основе учебных интересов, разнообразных
увлечений во внеучебное время.
Для
изучения интересов и склонностей
подростков (как связанных с выбором
профиля, профессиональной деятельности,
так и свободных от столь конкретной
задачи) создано немало тестов, опросников
и анкет. Я в своей работе с детьми
использовала наш отечественный опросник
под редакцией Е.А. Климова. Результаты
представлены в следующей диаграмме:
Таким
образом можно сделать вывод о том, что
подавляющее большинство обучающихся
(72%) планируют избранием своей дальнейшей
профессии в направлении «Человек –
Человек», здесь главный, ведущий предмет
труда – люди. Среди этого типа можно
выделить профессии:
связанные
с обучением и воспитанием людей,
организацией детских коллективов;
связанные
с управлением производством, руководством
людьми, коллективами;
связанные
с бытовым, торговым и информационным
обслуживанием;
связанные
с информационно-художественными
обслуживанием людей и руководством
художественными коллективами;
связанные с
медицинским обслуживанием.
(врач,
учитель, психолог, менеджер по работе
с персоналом, парикмахер и др.)
11% учеников в
будущем видят себя в профессиях, связанных
с изобразительной, музыкальной,
литературно-художественной деятельностью,
а также с деятельностью актёрско-сценического
мастерства. Всё это профессии типа
«Человек – художественный образ»
(артист, художник, музыкант, дизайнер,
ювелир, писатель и др.)
Очень
малое количество обучающихся хотели
бы связать свою дальнейшую жизнь с
профессиями типа «Человек – Знаковые
системы», «Человек – природа», «Человек
– техника»,
по 6%, 6% и 5%
соответственно.
Родителям
учеников я рекомендовала
соблюдать следующие пункты:
Изучите
вместе с вашим ребёнком профессиональную
востребованность в нашем регионе.
Имейте
информацию об учебных заведениях нашего
региона.
Важны
интересы и способности вашего ребенка.
Вы можете помогать ему советами,
правильно направить его. Но ни в коем
случае не оставлять последнее слово
за собой, пусть этот выбор останется
за вашим ребенком.
Помните!
Некоторые родители заставляют идти
детей к тем идеалам, которых придерживаются
сами. Убеждения типа «у меня не получилось,
зато получиться у него» неверно, так
как у вашего ребенка могут быть другие
идеалы и, выбрав предложенную вами
профессию, он может быть несчастен всю
жизнь.
Некоторые
профессии, например, относящиеся к
искусству, требуют особых способностей
и одаренности. Не забывайте, что
профессия, не соответствующая умениям
и способностям вашего ребенка, сделает
его несчастным и неудачливым.
Никогда
не сравнивайте своих детей с другими.
Как известно, люди отличаются друг от
друга по своим личностным качествам,
также как ростом, цветом глаз. Не могут
быть одинаковыми и их успехи.
Ссоры
и разногласия между родителями могут
отрицательно повлиять на психику
ребёнка и мировоззрение.
Не
следует оказывать на него давление.
Литература:
«Выбор
профессии: оценка готовности школьников»
под ред. д.п.н. профессора, члена-корреспондента
С.Н. Чистяковой., Москва, 2009 г.
Г.К.
Селевко «Педагогические технологии
на основе личностной ориентации
педагогического процесса» Москва,
1998г.
«Профориентация
в школе и колледже» под ред. Н.С.
Пряжникова, Москва, 2008 г.
Белухин
Д. А. «Личностно-ориентированная
педагогика в вопросах и ответах»,
Москва, 2006.
Демин,
А.Н. «Психологическое содержание
профессиональной ориентации, прикладная
психология, 1999 г.
Долинская,
Л.В. «Профессиональное самоопределение
учащихся. Психологические аспекты
профессиональной ориентации учащихся.
– Киев, 1988 г.
«Методика
формирования профессионального
самоопределения школьников на различных
возрастных этапах: Книга для учителя».
Под ред. А.Я.Журкиной, С.Н.Чистяковой,
Кемерово, 1996 г.