Программа "Мир начинается с тебя" (4 года)





МБОУ ДОД «Дом детского творчества» п.Пурпе, Пуровский район, ЯНАО


Методист Янюшкина Ольга Михайловна


Программа для занятия проектной деятельностью с обучающимися 7-10 лет.












































ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ «Мир начинается с тебя»

1. Полное название программы

«Мир начинается с тебя»

2. Сроки реализации программы

4 года (реализованная)

3. Цели и задачи программы

Цель программы: научить ребенка проявлять самостоятельность в планировании, организации и самооценке собственной деятельности, направленной на реализацию собственных идей.


Задачи:

  • Способствовать формированию у ребят потребность к реализации познавательных интересов и идей,

  • Проявление собственного «Я»- творчества, активности, самостоятельности, самореализации;

  • Ознакомить с практическими приемами и методами проектного обучения;

  • Формировать у участника проектной деятельности самооценку своих достижений и возможностей.


4. Автор программы

Методист - Янюшкина О. М.;

5. Количество участников, задействованных в реализации программы

40 обучающихся, возраст 7-10 лет



6. Кадровое обеспечение программы

Методист - Янюшкина О. М;

4 педагога дополнительного образования;

Руководитель НО «Эврика»

7.Ожидаемый результат

Пробуждение интереса к самому себе. Усвоение обучающимися элементарных навыков саморегуляции, самопознания, раскрытие у каждого ребенка интереса к различным видам деятельности и вовлеченность в деятельность, раскрытие творческого потенциала ребенка, приобретение ребенком возможностей изменения своей роли и позиции в предлагаемой деятельности. Создание исследовательских и проектных работ.

8. Особые отметки и примечания

В ходе реализации программы отслеживается уровень вовлеченности каждого воспитанника в творческую деятельность и степень активных и сознательных действий по саморазвитию и самовоспитанию. Выстраивается индивидуальный маршрут саморазвития.











Одной из приоритетных задач современного дополнительного образования является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции.      Поэтому необходимо было искать новые пути по внедрению современных технологий. Стремление к контакту и взаимодействию с окружающим миром, желание находить и решать новые задачи является одним из важнейших качеств человека. Ребенок с самого рождения является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает, что способствовало названию программы «Мир начинается с тебя» (проектная деятельность это один из блоков данный программы). Проектно- исследовательская деятельность – это новые социальные роли, что важно для ребенка «прожить» их в таком возрасте и иметь об этом представление на уровне детских исследований. Природа творческого поиска едина как для взрослого, так и для ребенка. Поэтому проектно-исследовательская деятельность детей организуется по той же схеме, что и взрослого человека и включает следующие элементы:

- выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);

- выработка гипотез;

- поиск и предложение возможных вариантов решения;

- сбор материала;

- обобщение полученных данных;

- подготовка и представление проекта (сообщение, доклад, создание макета и т.п.)

Срок реализации программы 4 года. Возраст ребят 7-10 лет.

Окружающая жизнь - это творческая лаборатория, в которой происходит процесс познания. Вот почему важно уже в младшем школьном возрасте вовлечь детей в активную познавательную деятельность.

Основная цель проектной деятельности: научить ребенка проявлять самостоятельность в планировании, организации и самооценке собственной деятельности, направленной на реализацию собственных идей.

Задачи:

  • Способствовать формированию у ребят потребность к реализации познавательных интересов и идей,

  • Проявление собственного «Я»- творчества, активности, самостоятельности, самореализации;

  • Ознакомить с практическими приемами и методами проектного обучения;

  • Формировать у участника проектной деятельности самооценку своих достижений и возможностей.

Реализация проектной деятельности осуществляется в «творческих лабораториях».

Защита может выполняться как самостоятельно, так и в микро группах, а также с участием родителей.

Формы, методы изучения материала

- обзорные и установочные игры;

- самостоятельная работа школьников с источником информации;

- информационная поддержка с помощью интернет-технологий;

- лабораторные и лабораторно-практические работы;

- проведение эвристических контрольных точек;

- проведение творческих конкурсов, открытых защит проектов;

- использование рейтинговой оценки успешности в создании проектов;

- работа в малых группах и индивидуально;

- консультации (по методу убывающих подсказок)

Тематическое планирование

1 год обучения

Блок

Всего

Теория

Практика


Раздел «Проектная деятельность»

1

Ведение

2

1

1

2

Сбор материала

8

3

5

3

Защита творческой работы

4

1

3

4

Мой проект самый лучший

1

1


2 год обучения

1

Азбука проектной деятельности

2

1

1

2

Составление рабочего графика

2

1

1

3

А я бы сделал так…

2

1

1

4

Что такое 7- П

2

1

1

5

Основные навыки выступления

2

1

1

6

Анализ результатов над проектом


1

1

-

7

Продукт презентации

4


4

3 год обучения

1

Вводный урок

1

1

-

2

Выбор темы проекта

12

7

5

3

Планирование проектной деятельности

9

3

6

4

Самооценка (анализ) проекта


6

3

3

5

Как правильно защитить проект?


4

1

3

6

Защита проекта

2

1

1

4 год обучения

1

Погружение в проект

6

3

3

2

Планирование проекта

2

1

1

3

Осуществление деятельности по решению проблемы

3

1

2

4

Оформление результатов

13

3

10

5

Оценка результатов и процесса проектной деятельности. Самооценка

1

1


6

Способы преодоления трудностей

4

2

2



93

39

54


ИТОГО:













Тематическое планирование

1 год обучения

Тема

Всего

Теория

Практика

Темы занятий

1

Ведение

2

1

1

Что такое проект? Какие бывают проекты.

Коллект. занятие «Жилой дом»

2

Сбор материала

8

1


Как выбрать тему

1

3

Как составить план работы

Игра «Коллективное моделирование»

1

2

Эксперимент, как его организовать и провести

3


Защита творческой работы

4

1

1

Как провести защиту проекта


2

Подготовка выступления. Вопрос- ответ.

4

Мой проект самый лучший

1

1


Обсуждение, оценка деятельности

Ученик должен знать:

  • что такое проект?

  • виды проектов;

  • как провести эксперимент;

  • как найти нужный источник информации;

Ученик должен уметь:

  • уметь самостоятельно находить недостающую информацию;

  • уметь запрашивать необходимую информацию у специалистов;

  • уметь составлять и работать по собственному плану;

  • уметь взаимодействовать в группе;

  • уметь отстаивать свою точку зрения;

  • умение уверенно держать себя во время выступления.

Занятие 1. «Введение»

«Приветствие». Закрепление правил работы на занятиях. Что такое проект? Какие бывают проекты. Коллективное занятие «Жилой дом»

Занятие 2. «Сбор материала»

«Приветствие». Закрепление правил работы на занятиях. Как выбрать тему. Презентация о деятельности человека в различных сферах жизнедеятельности.

Занятие 3. «Как составить план работы»

«Приветствие». Закрепление правил работы на занятиях. Виды планов, из особенности.

Игра «Коллективное моделирование»

Занятие 4. «Эксперимент, как его организовать и провести»

«Приветствие». Закрепление правил работы на занятиях. Урок – путешествие «Мир эксперимента». Работа в кабинете химии «Как люди добывали огонь».

Занятие 5. «Защита творческой работы»

«Приветствие». Закрепление правил работы на занятиях. Как провести защиту проекта. Виды защиты проекта. Презентация «Виды защиты проекта»

Занятие 6. «Подготовка выступления».

«Приветствие». Закрепление правил работы на занятиях. Урок- аукцион. Как правильно задать вопрос? Что делать если нет ответа? Вопрос- ответ.

Занятие 4. «Мои проект самый лучший»

«Приветствие». Закрепление правил работы на занятиях. Обсуждение, оценка деятельности. Как оценить, чтобы не обидеть? Что такое критика ?



2 год обучения



Тема

Всего

Теория

Практика

Темы занятий

1

Азбука проектной деятельности

2

1

1

Что такое проект?

Виды проектов

2

Составление рабочего графика

2

1

1

Игра «Как работает завод»


3

А я бы сделал так…

2

1

1

Игра «Пирамида»

Выдвижение гипотезы, цели, задачи.

4

Что такое 7-П

2

1

1

Этапы построения проекта. Игра

«Путешествие к «7 П»

5

Основные навыки выступления

2

1

1

Голос и интонация. Содержание

6

Продукт презентации

4


4

Защита проекта

7

Анализ результатов над проектом

1

1


Умение находить положительные и отрицательные аспекты своей деятельности


Ученик должен знать:

  • что такое проект;

  • этапы проектной деятельности;

  • правила публичного выступления;

  • как работать с дополнительной литературой;

  • как поставить цель, выдвинуть гипотезу;

Ученик должен умет:

  • умение самостоятельно изобретать идеи;

  • умение находить несколько вариантов решения проблемы;

  • навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач;

  • умение планировать деятельность, время, ресурсы;

  • умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми ( задавать вопрос, вести диалог…);

  • навыки публичных выступлений;


Занятие 1. «Азбука проектной деятельности»

«Приветствие». Закрепление правил работы на занятиях. Что такое проект?

Виды проектов. Отличие проекта от исследования. Игра «Угадай какой проект?»

Занятие 2. «Составление рабочего графика»

«Приветствие». Закрепление правил работы на занятиях. Игра «Как работает завод»

Занятие 3. «А я бы сделал так»

«Приветствие». Закрепление правил работы на занятиях. Игра «Пирамида»

Выдвижение гипотезы, цели, задачи. Что такое цель? Как правильно поставить реальную задачу? Как выдвигать гипотезы?

Занятие 4. «Что такое 7-П»

«Приветствие». Закрепление правил работы на занятиях. Этапы построения проекта. Игра

«Путешествие к «7 П» (подумать самостоятельно; посмотреть книги и о том, что исследуешь; попросить помощи у других специалистов, родителей; познакомиться с кино- и телефильмами по теме своего проекта; посмотреть в Интернете; понаблюдать; провести эксперимент).

Занятие 5. «Основные навыки выступления»

«Приветствие». Закрепление правил работы на занятиях. Голос и интонация. Содержание выступления. Упражнения для снятия напряжения в голосе.

Занятие 6. «Продукт презентации»

«Приветствие». Закрепление правил работы на занятиях. Защита проекта. Какие виды защиты проекта. Требования к защите проекта.

Занятие 7. «Анализ результатов над проектом»

«Приветствие». Закрепление правил работы на занятиях. Умение находить положительные и отрицательные аспекты своей деятельности. Что такое самооценка. Какая она бывает

3 год обучения

Тема

всего

теория

Практика

Темы занятий

1

Вводный урок

1





11

1


Что такое проект? Какие проекты бывают

2

Выбор темы проекта


1

2

Выбор темы проекта Поиск и анализ проблемы

Выбор и обоснование темы проекта

2

1

Выбор рабочей группы по проектам

Цели и задачи

Игра «Ставим цель»

1

1

Определение источников информации

«Мозговой штурм» - выбор оптимального варианта

2

1

Изучение и исследование проблемы Взаимоконсультирование

3

Планирование проектной деятельности


9

1

1

Планирование проектной деятельности

«Структура проекта»

1

1

Выводы и заключения (как их правильно сформулировать)

1

1

Собственные предложения по исследуемой проблеме (как грамотно оформить)


3

Выполнение проекта (оформление)

4

Самооценка (анализ) проекта


6

1

1

Самооценка (анализ) проекта

Упражнение « Опыт и знание»

1

1

Анализ достигнутых результатов (успехов и неудач)

Упражнение «Сегодня Я»

1

1

Анализ достижения поставленной цели

Игровой тренинг «Внимание, внимание!»

5

Как правильно защитить проект?


4

1

1

Как правильно защитить проект?

Подготовка доклада


2

Коллективная защита проекта. Упражнение «Пишущая машинка»

6

Защита проекта

2


2

Публичная защита (в группах и возможно индивидуальных).Упражнение «Говорим правильно».

Оценка результатов и защиты проектов. Упражнение «Цветопись»

Ученик должен знать:

  • что такое самооценка;

  • правила работы в группе;

  • этапы выполнения творческого проекта;

  • как выбрать тему проектной работы;

Ученик должен умет:

  • умение самостоятельно находить информацию в информационном поле:

  • навыки делового партнерского общения;

  • умение принимать решения и прогнозировать их последствия;

  • умение находить компромисс;

  • умение использовать различные средства наглядности при выступлении.


Занятие 1. «Вводный урок»

«Приветствие». Закрепление правил работы на занятиях. Что такое проект?

Виды проектов. Фантастический, Эмпирические, Теоретические

Занятие 2. «Выбор темы проекта»

«Приветствие». Закрепление правил работы на занятиях. Анкетирование «Выявление интереса детей». Выбор темы проекта Поиск и анализ проблемы .Выбор и обоснование темы проекта

Занятие 3. «Цели и задачи»

«Приветствие». Закрепление правил работы на занятиях. Выбор рабочей группы по проектам

Игра «Ставим цель»»

Занятие 4. « Источники информации»

«Приветствие». Закрепление правил работы на занятиях. Определение источников информации. «Мозговой штурм» - выбор оптимального варианта

Занятие 5. «Изучение и исследование проблемы»

«Приветствие». Закрепление правил работы на занятиях. Взаимоконсультирование. Что такое проблема? Как правильно найти проблему. Игра «Пойми меня».

Занятие 6. «Планирование проектной деятельности»

«Приветствие». Закрепление правил работы на занятиях. Правила 7-П. Планирование проектной деятельности. Структура проекта. Экскурсия в библиотеку, компьютерный класс.

Занятие 7. «Как сделать вывод»

«Приветствие». Закрепление правил работы на занятиях. Умение находить положительные и отрицательные аспекты своей деятельности. Выводы и заключения (как их правильно сформулировать).

Занятие8. «Мое предложение»

«Приветствие». Закрепление правил работы на занятиях. Собственные предложения по исследуемой проблеме (как грамотно оформить). Упражнение « Есть мнение».

Занятие 9. «Оформление проекта»

«Приветствие». Закрепление правил работы на занятиях. Выполнение проекта (оформление). Требования к оформлению. Практическая работа.

Занятие 10. «Самооценка проекта»

«Приветствие». Закрепление правил работы на занятиях. Самооценка (анализ) проекта. Что такое самооценка. Виды самооценки. Упражнение « Опыт и знание»

Занятие 11. «Мои успехи»

«Приветствие». Закрепление правил работы на занятиях. Анализ достигнутых результатов (успехов и неудач) Упражнение «Сегодня Я..»

Занятие 12. «Игровой тренинг «Внимание! Внимание!»

«Приветствие». Закрепление правил работы на занятиях. Анализ достижения поставленной цели Игровой тренинг «Внимание, внимание!»

Занятие13. «Как правильно защитить проект?»

«Приветствие». Закрепление правил работы на занятиях. Как правильно защитить проект?

Подготовка доклада. Правила написание доклада. Оформление. Нахождение главного в тексте.

Занятие14. «Защита проекта»

«Приветствие». Закрепление правил работы на занятиях. Коллективная защита проекта. Распределение ролей. Обязанностей. Роль каждого в защите проекта. Упражнение

« Пишущая машинка»

Занятие 15. «Публичные выступления»

«Приветствие». Закрепление правил работы на занятиях. Публичная защита (в группах и возможно индивидуальных). Правила поведения на сцене. Манеры. Упражнение «Говорим правильно». Оценка результатов и защиты проектов. Упражнение «Цветопись»


    1. год обучения

Название

Всего

Теория

Практика

Темы

занятий

1

Погружение в проект

6

1

1

Как работать в команде? Ролевая игра «Необыкновенный аквариум». Распределение ролей в группе. Упражнение «Скульптор и глина»

2

2

От проблемы к цели (ситуация, проблема, задачи, ресурсы). Определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта

2

Планирование проекта

2

1

1

Алгоритм работы со справочной литературой и каталогами, правила поиска информации в сети Интернет. Способы первичной обработки информации, ее хранения.

3

Осуществление деятельности по решению проблемы

3

1


Основы логики: анализ, сравнение, обобщения, умозаключения. Игры на логическое мышлении. Анализ информации.

2

Доказательство. Опровержение. Дискуссия. Представление позиции. Упражнение «Не существующее животное».

4

Оформление результатов

13

2

4

Оформление проектной папки.

1

Планирование публичного выступления. Знакомство с памяткой «Как подготовиться к публичному выступлению».

1

3

Как лучше подготовить презентацию продукта? Сценарий презентации.


2

Игра «Репетиция, репетиция, репетиция!» ( с элементами драматизации)

5

Оценка результатов и процесса проектной деятельности. Самооценка.

1

1


Анализ результатов и качества выполнения проекта. Оценка продвижения учащегося в рамках проекта и оценка продукта.


6

Способы преодоления трудностей.  

4

2

2

Подведение итогов работы проектной группы (пожелания, замечания, планирование). Работа с рабочими листами «портфолио проекта»


Ученик должен знать:

  • правила работы в команде;

  • как поставить цель;

  • как работать с разными источниками информации;

  • как делать самооценку и оценку работы в группе;

  • этапы выполнения творческого проекта;

Ученик должен умет:

  • умение выдвигать гипотезы;

  • умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы;

  • навыки анализа собственной деятельности;

  • умение отстаивать свою точку зрения;

  • работать в Интернете;

  • умение отвечать на незапланированные вопросы.


Занятие 1. «Погружение в проект» «Приветствие». Закрепление правил работы на занятиях. Как работать в команде? Ролевая игра «Необыкновенный аквариум». Распределение ролей в группе. Упражнение «Скульптор и глина» Занятие 2. «Источники информации» «Приветствие». Закрепление правил работы на занятиях. От проблемы к цели (ситуация, проблема, задачи, ресурсы). Определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта Занятие3. «Планирование деятельности в рамках текущего проекта» «Приветствие». Закрепление правил работы на занятиях. Алгоритм работы со справочной литературой и каталогами, правила поиска информации в сети Интернет.

Занятие 4. «Осуществление деятельности по решению проблемы»

«Приветствие». Закрепление правил работы на занятиях. Основы логики: анализ, сравнение, обобщения, умозаключения. Анализ информации. Игры на логическое мышление.


Занятие 5. «Дискуссия»

«Приветствие». Закрепление правил работы на занятиях. Доказательство. Опровержение. Представление позиции. Дискуссия. Упражнение « Не существующие животное»

Занятие 6. «Оформление результатов»

«Приветствие». Закрепление правил работы на занятиях. Оформление проектной папки. Применение цвета, фото. Оформление титульных листов. Порядок оформления.

Занятие 7. «Как подготовиться к публичному выступлению»

«Приветствие». Закрепление правил работы на занятиях. Планирование публичного выступления. Знакомство с памяткой «Как подготовиться к публичному выступлению».

Занятие 8. «Презентация»

«Приветствие». Закрепление правил работы на занятиях. Как лучше подготовить презентацию продукта? Сценарий презентации. Праздник, Спектакль, Викторина. Выставка. Экскурсия и т.д.

Занятие 9. «Репетиция! Репетиция!»

«Приветствие». Закрепление правил работы на занятиях. Игра «Репетиция, репетиция, репетиция!» (с элементами драматизации)

Занятие 10. «Оценка результатов творческой деятельности»

«Приветствие». Закрепление правил работы на занятиях. Оценка результатов и процесса проектной деятельности Оценка. Самооценка.

Занятие 11. «Способы преодоления трудностей».  

«Приветствие». Закрепление правил работы на занятиях. Подведение итогов работы проектной группы (пожелания, замечания, планирование). Работа с рабочими листами «портфолио проекта»







Методика работы над развитием проектно-исследовательских умений.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности обучающихся на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием об учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

На практике чаще всего использую следующие типы проектов:

  1. исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

  2. ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

  3. информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн класса, витражи и др.);

  4. творческие (оформление результата в виде урока, внеклассного мероприятия, предметной недели и т.д.)

Основные требования к проекту.

1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) исследовательской, информационной, практической.

2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.

3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы обучающихся.

Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.

4.Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.

5.Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы. Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.

Таким образом, мы видим, что проект – это “пять П” : Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.

Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.

Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!

Рекомендации по организации подготовительного периода проектно-исследовательской работы.

В современной теории исследовательского обучения выделяется три уровня развития проектно-исследовательской деятельности и реализации их на практике:

Преподаватель ставит проблему и намечает стратегию и тактику её решения, само решение предстоит самостоятельно найти обучающемуся.

Преподаватель ставит проблему, но уже метод её решения ребенок ищет самостоятельно (на этом уровне допускается коллективный поиск).

На третьем - высшем - уровне постановка проблемы, поиск методов исследования и разработки решения осуществляется обучающимися самостоятельно.

Подготовительный этап проекта достаточно продолжителен и трудоемок. Педагог должен продумать замысел и разработать структуру проекта; создать организационные, дидактические и методические материалы; оформить грамоты и благодарственные письма.

На подготовительном этапе очень эффективными являются обучающие игры – исследования на различные темы, интересующие детей, в которых они знакомятся с основами проектно-исследовательской работы, получают все необходимые рекомендации по построению своей первой научной работы. Способы решения проблем начинающими исследователями во многом зависят от выбранной темы. Надо помочь детям найти все пути, ведущие к достижению цели, выделить общепринятые, общеизвестные и нестандартные, альтернативные; сделать выбор, оценив эффективность каждого способа.

1) Как выбрать тему исследования. Выбрать тему не сложно, если точно знаешь, что тебя интересует, какая проблема волнует. Если не можешь сразу понять, попробуй задать себе вопросы:

- Что мне интересно больше всего?

- Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

- Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?

Правила выбора темы проекта. Способы решения проблем начинающими исследователями во многом зависят от выбранной темы. Надо помочь детям найти все пути, ведущие к достижению цели, выделить общепринятые, общеизвестные и нестандартные, альтернативные; сделать выбор, оценив эффективность каждого способа.

Правило 1) Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его. Исследовательская работа эффективна только на добровольной основе. Тема, навязанная обучающемуся , какой бы важной она ни казалась взрослым, не даст должного эффекта. Вместо живого увлекательного поиска обучающийся будет чувствовать себя вовлеченным в очередное скучное мероприятие.

Правило 2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования. Натолкнуть ребенка на ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки, – сложная, но необходимая задача для работы педагога . Надо подвести ребенка к такой проблеме, выбор которой он считал бы своим решением.

Правило 3. Учитывая интересы детей, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь, в которой чувствуете себя сильным. Увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам.

Правило 4. Тема должна быть оригинальной с элементами неожиданности, необычности. Оригинальность следует понимать как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления.

Правило 5. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, т. е. долговременно, целеустремленно работать в одном направлении.

Правило 6. Тема должна быть доступной. Она должна соответствовать возрастным особенностям детей. Это касается не только выбора темы исследования, но и формулировки и отбора материала для ее решения. Одна и та же проблема может решаться разными возрастными группами на различных этапах обучения.

Правило 7. Сочетание желаний и возможностей. Выбирая тему, педагог должен учесть наличие требуемых средств и материалов – исследовательской базы. Ее отсутствие, невозможность собрать необходимые данные обычно приводят к поверхностному решению, порождают "пустословие". Это мешает развитию критического мышления, основанного на доказательном исследовании и надежных знаниях.

Правило 8. С выбором темы не стоит затягивать. Большинство учащихся начальной школы не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативны. Поэтому, выбирая тему, действовать следует быстро, пока интерес не угас.

2) Какими могут быть темы исследования?

«фантастические» – о несуществующих фантастических объектах и явлениях;

«экспериментальные» – предлагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;

«теоретические» – предусматривают изучение и обобщение сведений, фактов материалов, содержащихся в различных источниках (книгах, фильмах и т.д.)

3) Цель исследования.

Определить цель исследования – значит ответить на вопрос о том, зачем мы его проводим.

4) Задачи исследования.

Задачи исследования уточняют цель. Цель указывает общее направление движения, а задачи описывают основные шаги.

5) Гипотеза исследования.

Гипотеза – предложение, догадка ещё не доказанная логически. Обычно гипотезы начинаются со слов «предположим», «допустим», «возможно». Самую главную гипотезу надо поставить на первое место, остальные расположить по степени важности.

6.3. Этапы реализации проекта.

Они являются ведущими в формировании у обучающихся основных умений и навыков самостоятельной творческой поисковой работы, развитии ключевых компетенций.

Этап текущей рефлексии служит обязательным условием для того, чтобы учащиеся увидели схему организации проекта, осознали рассматриваемую проблематику и оценили промежуточные результаты. Они должны понять способы деятельности, обнаружить ее смысловые особенности. Формы образовательной рефлексии различны (устное обсуждение, письменное анкетирование, графическое изображение происходящих изменений на протяжении этапа проекта). Обучающимся нравится графическая рефлексия, когда требуется начертить, нарисовать, изобразить свое настроение в ходе проекта (например, построить график направления ветра, усиления морозов во время проекта и др.).

Этап планирования определяет возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной темы. Проблемы выдвигаются обучающимися, педагог лишь помогает им, задавая наводящие вопросы или предлагая ситуации, способствующие выявлению проблем. Ребятами самостоятельно выбирают предмет деятельности, обсуждают подходящие методы решения проблемы, составляют расписание работы над проектом и характеризуют "конечный продукт".

Этап поиска распределяет задачи по группам. Обучающиеся обсуждают возможные методы исследования, поиска информации, принимают творческие решения. Они работают по индивидуальным или групповым исследовательским и творческим задача.

Источники для сбора материала во многом зависят от избранной темы. Но и актуализация поиска новых сведений создает прекрасную почву для привлечения ребенка на основе его собственных исследовательских, познавательных потребностей к работе с самыми разными источниками и средствами.

Следует учитывать, что в книге, видеофильме, информационном обзоре мы встречаемся с добытой информацией. Главный смысл настоящего исследования – найти знания самостоятельно. Обучающимся можно предложить список допустимых методов исследования:

- подумать самостоятельно;

- прочитать книги о том, что используешь;

- познакомиться с фильмами по этой проблеме;

- найти информацию в сети Интернет;

- спросить у других людей;

- понаблюдать;

- провести эксперимент.

Этап подготовки к защите.

Кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом. Для этого потребуется:

- Дать определения основным понятиям.

- Классифицировать основные предметы, явления, проблемы.

- Выработать суждения.

- Сделать выводы.

- Подготовить текст выступления и подготовиться к ответам на вопросы по результатам исследования.

- Приготовить текст, макеты, рисунки, схемы, чертежи для иллюстрации результатов исследования.

Этап защиты и оппонирования. Работа завершается коллективным обсуждением, экспертизой, объявлением результатов, формулировкой выводов. Результаты должны быть реалистичными. Если рассматривается теоретическая проблема, то итогом проектной деятельности является конкретное ее решение: советы, рекомендации, выводы. Если выдвигается практическая проблема, то требуется получить конкретный продукт, готовый к внедрению (видеофильм, альбом, компьютерная газета, альманах, доклад и т. д.).Защиту проекта пропустить нельзя. Без нее исследование не может считаться завершенным. Это один из главных этапов обучения начинающего исследователя. Защита должна быть публичной, с привлечением авторов других проектов, зрителей (педагоги, друзья, родители). Таким образом, ребенок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения. Время представления проекта целесообразно ограничить 7–10 мин. Необходимо строго регламентировать вопросы и ответы. Повторяющиеся и малосущественные вопросы должен снимать педагог, ведущий защиту. По завершении прений следует поощрить не только тех, кто хорошо отвечал, но и тех, кто задавал интересные вопросы.

Отчет о работе должен содержать следующие разделы:

Введение, в котором следует четко сформулировать цель исследования (она должна быть отражена и в названии проекта) и указать проблему, на решение которой направлено исследование, место, сроки и продолжительность его выполнения, состав исследовательской группы.

Отчет о проведенных исследованиях: описание объекта исследования, методика работы, полученные результаты. Результаты должны быть систематизированы в соответствии с целью исследования и представлены в наиболее удобном для интерпретации виде: в таблицах, графиках, диаграммах, тезисах.

Выводы и прогноз: на основании полученных результатов оценивается состояние объекта на момент проведенного исследования. Можно спрогнозировать изменение этого состояния в ближайшее время и в отдаленном будущем при сохранении существующей ситуации.

Программа действий: описать мероприятия, выполненные самими ребятами, и рекомендации – перечень дел, которые дети планируют выполнить, в том числе совместно с кем-то.

Список использованной литературы.

Презентация проектов.

Одним из важных этапов осуществления учебного проекта является презентация. Выбор формы презентации проекта – задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Этап презентации как одна из целей проектной деятельности и с точки зрения ученика, и сточки зрения учителя бесспорно обязателен. Он необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. Результатом работы над проектом является найденный способ решения его проблемы. О нем и надо рассказать, прежде всего, причем доказательно, поясняя, как была поставлена проблема, какими были вытекающие из нее цель и задачи проекта, кратко охарактеризовать возникавшие и отвергнутые, побочные способы ее решения и показать преимущество выбранного способа.

Для успешной работы на этапе презентации нужно научить обучающихся сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, готовить наглядность, вырабатывать структурированную манеру изложения материала. На этапе презентации педагог обобщает, резюмирует, дает оценку. Важно, чтобы обучающийся и воспитательный эффекты были максимальными. Набор типичных форм презентации не очень велик, поэтому здесь требуется особый полет фантазии в сочетании с обязательным учетом индивидуальных интересов и способностей ребенка – артистических, художественных, конструкторско-технических, организационных.



Виды презентационных проектов могут быть различными, например:

- Воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа).
- Деловая игра.
- Демонстрация видеофильма – продукта, выполненного на основе информационных технологий.
- Диалог исторических или литературных персонажей.
- Защита на Ученом Совете.
- Игра с залом.
- Иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций…
- Инсценировка реального или вымышленного исторического события.
- Научная конференция.
- Отчет исследовательской экспедиции.
- Пресс-конференция.
- Путешествие.
- Реклама.
- Ролевая игра.
- Соревнования.
- Спектакль.
- Спортивная игра.
- Телепередача.
- Экскурсия.































Используемая литература для учащихся и руководителя


  1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! М.;1983 год.

  1. Амонашвили Ш.А. Созидая человека. М.; Знание, 1982 год.

  1. Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психопрофилактика стрессов. М.; Издательство Московского университета,1993год.

  2. Романова О.Л., Колесова Л.С. Полезные навыки (для учителя). М; «Управление специального образования Министерства образования РФ», 2001 год.

  3. Стерденко С.М. Основы релаксации-К.; «Гарт», 1994 год.

  4. Шепель В.М. Имиджелогия. Как нравиться людям. М.; народное образование, 2002 год.

  5. Культяпова Ж.В., Криворотова Т.А. Хочу быть лидером. Н.Н.; НОЦЭВД 2004 год.

8. «Проектная деятельность», проектные тетради, А.И. Савенков,-М, Просвещение, 2001 год.

9. Журнал «Завуч начальной школы», №6. – 2007 г. / Голованова Е.А. Проектная деятельность как важное направление в современной школе.

  1. Сартакова Е.Е., Окушкова Г.А.. Региональный стандарт «Основы проектирования».

  2. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников. – М.: Вентана-Граф, 2002.




















Полный текст материала Программа "Мир начинается с тебя" (4 года) смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Янюшкина Ольга Михайлоана  zvfkjxrf
05.03.2012 1 3803 833

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК