Конспект конкурсного занятия по французскому языку
Мирошникова Галина Николаевна,
кандидат педагогических наук,
преподаватель французского языка,
г. Саратов, МАОУ ДОД ДТДиМ
Методическая разработка
конкурсного занятия по французскому языку
(на материале конкурса профессионального мастерства педагогов
учреждений дополнительного образования детей «Радость творчества»)
Конкурс «Радость творчества» – одна из возможностей выявить талантливых творческих педагогов учреждений дополнительного образования (УДО), способствовать распространению передового опыта, повысить престиж дополнительного образования детей в целом. В каждом регионе страны существует своя технология организации и периодичность проведения конкурса педагогического мастерства. Мероприятия по подготовке этого масштабного события требуют много времени и сил, как от его организаторов, так и участников. Вместе с тем данный конкурс это всегда значимое и запоминающееся событие в жизни каждого педагогического коллектива. Педагоги УДО гордятся «дополнительным праздником», который заметно изменяет педагогические будни.
В статье обобщён опыт участия в профессиональном конкурсе «Радость творчества» и представлена методическая разработка открытого занятия по французскому языку в учреждении дополнительного образования (Дворец творчества детей и молодёжи, г. Саратов).
Основная форма организации образовательного процесса в системе дополнительного образования – это занятие. Открытое занятие – центральная часть конкурсных испытаний, оно должно раскрывать заявленную в образовательной программе концепцию и отражать авторскую оригинальную методику. Особое внимание обращается на содержание, рассчитанное на детей незнакомых и не владеющих конкретным иностранным языком.
С учётом вышесказанного занятие должно быть профессиональным, многофункциональным, открывающим для учащихся новую страницу в предмете. Какие действия необходимо осуществить педагогу при подготовке успешного конкурсного занятия по французскому языку? Детальное продумывание каждого «шага управления успехом» в своём обобщённом представлении является алгоритмизацией деятельности педагога на подготовительном этапе. Рассмотрим суть предлагаемого нами алгоритма.
1. Определение темы, цели и задач занятия с учётом специфики дополнительного образования детей.
Первоочередным является знакомство с особенностями организации образовательного процесса в УДО, ориентированных на творческое развитие личности. Учитывая специфику дополнительного образования детей (органическое сочетание различных видов образовательно-досуговой деятельности, практико-деятельностная основа занятий, осязаемость созданного творческого продукта и др.), педагог проектирует не только цели занятия, но и соответствующий им, ожидаемый результат. Вместе с тем представляется важным при целеполагании использовать естественные доминанты интересов учащихся, кроющиеся в их непрестанной потребности в общении. Не случайно в контексте открытого занятия по французскому языку речь идёт об определении коммуникативных целей и задач, направленных на формирование коммуникативной культуры – показателя готовности к диалогическому взаимодействию и творческому единению.
Согласно требованиям программы конкурса тема занятия обычно формулируется как «Введение в дополнительную образовательную программу». Поскольку само учебное занятие ограничено по времени 30 минутами, значимость тематического выбора возрастает. Сделать первые шаги в мир французского языка и культуры поможет занятие-знакомство «Здравствуй, Франция!» – “Bonjour, la France!” Эта тема настраивает на увлекательное путешествие с открытием чего-то нового и удивительного.
2. Составление плана проведения открытого занятия с акцентом на его организационном моменте.
Следует иметь в виду, что залогом успеха открытого занятия является
умение его грамотного планирования. План отражает заранее намеченную систему совместной деятельности педагога и учащихся, предусматривающую определённую последовательность, от которой зависит осуществление намеченного. Вместе с тем такое занятие не должно быть обычным, состоящим из «шаблонных» этапов. Применение следующих этапов современного занятия, разработанных И.В. Никишиной, позволяет не только подчеркнуть своеобразие образовательного процесса, но и оценить степень его технологичности: 1. Организационный момент; 2. Контроль исходного уровня знаний; 3. Объяснение нового материала; 4. Организация практической части; 5. Оформление учебной документации; 6. Закрепление изученного материала; 7. Подведение итогов занятия; 8. Задание на дом.
По классической методике урок начинается с оргмомента, который предполагает приветствие учащихся учителем, сообщение темы, целей и задач. Если рассматривать этот этап работы с точки зрения заявленной проблемы – открытого занятия на профессиональном конкурсе – то первое, о чём стоит задуматься, это о его необычности. Предвкушение сюрприза, новизны формирует у учащихся позитивный образ предстоящего занятия и настраивает на увлекательную работу. Начало занятия выступает как момент групповой рефлексии настроения и эмоционального контакта, от которого в значительной степени зависит ход всего занятия.
Успех начинается с признания детьми права учителя учить, поэтому целесообразно начать общение ещё до звонка. Педагог сделает очень правильно, если покажет детям, что увидел каждого, произнесёт на русском и французском языках имена учащихся и обязательно постарается их запомнить. Подобные действия помогают учащемуся осознать свою ценность и уникальность для педагога.
Эмоциональный контакт установлен? Теперь можно переходить к непосредственному началу занятия, которое должно быть своеобразным и интересным. Говоря современным языком, для начала урока нужен информационный повод. Каждый предмет имеет своё образовательно-информационное поле и потенциальный арсенал специфичных средств, методов, приёмов. Совершенно очевидно, что педагог и сам должен в свершенстве владеть методикой демонстрационного эксперимента: педагог по вокалу петь и играть на музыкальных инструментах; хореограф показывать отдельные танцевальные «па»; педагог французского языка говорить на «блестящем» французском и т.д.
Заметим, что введение элемента игры, романтичности, зрелищности увеличивает эмоциональную реакцию учащихся на услышанное. В предлагаемой нами методической разработке была использована «Легенда о Франции», а применение информационных технологий (сочетание «живого» слова педагога с видео-, аудио- и текстовой информацией на экране) способствовало погружению учащихся в языковую среду.
3. Отбор содержания и определение ключевых проблемных вопросов.
Содержание – это основа открытого занятия, позволяющая конкурсанту продемонстрировать педагогическое мастерство и глубокое знание своего предмета. В качестве важнейшего показателя профессионализма выступает умение кодировать содержание. Оно предполагает представление теоретического содержания материала в виде систем проблемных вопросов, познавательных задач и вариантов их решения. Речь идёт о построении гибких траекторий индивидуального саморазвития учащихся в новой для них предметной области.
Проблемные вопросы, вызывая интеллектуальное напряжение, способствуют познавательной активности учащихся. Коллективное решение познавательных задач обладает большим воспитательным потенциалом – учащиеся учатся слушать и слышать друг друга.
Определяя проблемные вопросы к конкурсному занятию «Здравствуй, Франция!», мы исходили из их соответствия выбранной теме и актуальности материала для конкретной детской аудитории (учащиеся 6 класса), что помогло сделать содержание занятия личностно значимым и соответствующим его целям и задачам. Приведём пример вопросов, предложенных для обсуждения в ходе занятия: Как называют жителей Франции? А кто живёт в Париже? Почему говорят, что история Эйфелевой башни напоминает сказку «Золушка»? и др. Подготовленные вопросы в своей взаимосвязи были направлены на включение учащихся в коллективную познавательную деятельность с акцентом на понимании, а не на механическом запоминании.
4. Продумывание технологического обеспечения образовательного процесса.
Известно, что использование в учебно-воспитательном процессе педагогических технологий, позволяет повышать мотивацию обучающихся и профессионально-практическую направленность занятий, а, следовательно, добиваться гарантированных запланированных результатов в совместной деятельности. При подготовке к проведению открытого занятия следует осуществить свой выбор в пользу технологий, направленных, прежде всего, на развитие индивидуальных особенностей учащихся. В этом случае речь идёт о педагогических технологиях, в целевом компоненте которых представлено развитие человека, учтены его индивидуально-психологические особенности, перспективы, объективное поведение и субъективное отношение к миру.
Таковыми, на наш взгляд, являются личностно ориентированные технологии, игровые технологии обучения, технология продуктивного обучения, которые нашли практическое применение в ходе открытого занятия «Здравствуй, Франция!».
Выбор технологии личностно-ориентированного обучения (ЛОРО) объясняется стремлением обеспечить процессы саморазвития и самопознания личности учащегося. Технологии этого типа предусматривают приоритет ситуационного проектирования, включение учебных задач в контекст жизненных проблем, развитие личности в реальном, социокультурном образовательном пространстве. Все перечисленные признаки ЛОРО приобретают особую значимость в контексте языкового образования.
Игровая технология обеспечивает единство эмоционального и рационального в обучении. В процессе игры учащийся сталкивается с ситуациями выбора, в которых проявляет свою индивидуальность. Важность игры определяется не только дидактическим значением, её смысл – в открытии ребёнком нового мира. В условиях иноязычного общения это новый языковой мир, отличный от мира родного языка и культуры.
В логике сказанного игра как отдельный этап или элемент применялась нами в ходе всего открытого занятия. В начале – в качестве удобной формы фонетической разминки (стимулирование речевой активности учащихся посредством повторения рифмованных пар русско-французских имён, клишированных фраз приветствия по-французски и т.д.); в основной части –
как ситуации образовательного характера (разгадывание тематических загадок, решение кроссворда и др.); в качестве «режимных моментов» при смене видов деятельности (элементы ролевого разыгрывания: роль туриста из Саратова, парижанина во время исполнения песни «Bonjour, ça va?»). Реализация идей рассматриваемой технологии позволила педагогу активизировать учащихся, сэкономить время на изучение нового материала, повысить качество усваиваемых знаний, а учащимся – получить удовольствие от процесса познания, осознав, что изучение иностранного языка не всегда нудное занятие.
Результативность педагогического процесса характеризуется позитивным изменением в развитии учащихся посредством применения той или иной технологии. В этой связи нами учитывались идеи продуктивности, заложенные в технологии продуктивного образования. Суть её заключается в достижении двуаспектного результата, выраженного в достигнутом уровне включённости учащихся в деятельность и наличии комплексного продукта (значимые индивидуально-личностные и коллективные преобразования). Направленность на конечный результат – получение творческого продукта уже по окончании первого вводного занятия способствовало формированию умения практически использовать приобретённые лингвострановедческие знания: уверенно путешествовать по карте Франции, исполнять коллективную французскую песню, моделировать Эйфелеву башню и рассказывать о французском символе на двух языках. Наличие комплексного продукта подчёркивает интеллектуальные достижения учащихся и свидетельствует об усвоении ими пройденного материала.
5. Разработка системы оценивания результатов занятия.
Очень важно, чтобы после проведения открытого занятия в душе каждого ребёнка осталось ощущение праздника, творческого единения с педагогом и учащимися группы. Желание стать более эрудированным, владеющим несколькими иностранными языками, а значит, успешным, прямо пропорционально степени увлечённости предметом и выражается в готовности ребёнка заниматься им ещё. Если после открытого занятия у учащихся остались
вопросы, которые хотелось бы обсудить, значит занятие было полезным и не оставило детей равнодушными. Это объективная оценка состоявшегося занятия.
Говоря об оценивании учебной деятельности, следует помнить о новых подходах, набирающих силы в обучении и воспитании, основанных на принципах «продвижения личности» или «личной выгоды». В системе диагностирования оценка как средство стимулирования приобретает новые качества, из средства принудительного обучения она превращается в способ рационального определения личного рейтинга – показателя значимости (веса) человека в школьном сообществе. Оценочные суждения (баллы) способствуют самоопределению личности, что в условиях конкурентного общества является эффективным побуждающим фактором.
Памятуя о том, что наряду с цифровой, развёрнутая текстовая оценка играет важную роль в стимулировании активности учащихся, были разработаны разноцветные сигнальные фишки, отражающие промежуточные результаты в различных видах деятельности: красная – достоинством 5 баллов, жёлтая – 4 балла, зелёная – 3 балла. По итогам занятия учащиеся, набравшие наибольшее количество красных фишек, а, следовательно, и баллов, получили специальный знак «Юный Полиглот» в виде медали с французской символикой. Сопроводительный краткий комментарий с оценкой личного вклада каждого сделал окончание занятия с одной стороны завершённым, а с другой стороны, пробуждающим у детей желание и дальше заниматься данной предметной деятельностью в соответствующем творческом объединении Дворца творчества детей и молодёжи г. Саратова.
Наши рассуждения согласуются с распространённой в педагогической среде точкой зрения о том, что каждый учитель является обладателем большого поля «рассеянных» методических знаний, которые он осознаёт лишь частично. В процессе проектирования открытого занятия происходит «инвентаризация» и применение этих рассеянных знаний. С учётом сказанного можно сделать вывод, что при подготовке к профессиональному конкурсу каждый педагог получает уникальную возможность продемонстрировать не только свои достижения, но и рефлексировать собственный педагогический опыт с позиции современных требований.
Представленная методическая разработка открытого занятия «Здравствуй, Франция!» имеет технологический характер и при минимальной адаптации к условиям конкретного образовательного учреждения может быть легко воспроизведена в практической деятельности.
Вводное занятие
«Введение в дополнительную образовательную программу»
Тема занятия: “Bonjour, la France! ” – «Здравствуй, Франция!»
Цель занятия: развитие интереса к французскому языку.
Задачи:
Образовательные:
- обучение базовым лексическим единицам и первым формулам речевого этикета.
Воспитательные:
- воспитание культуры иноязычного и диалогического общения;
- расширение общего кругозора учащихся с учётом имеющегося жизненного опыта.
Развивающие:
- развитие интеллектуальных, коммуникативно-игровых способностей учащихся;
- активизация творческого воображения учащихся.
Тип занятия: занятие знакомство с новым учебным материалом.
Форма занятия: игра.
Методы обучения: игровые, частично-поисковые, методы педагогической поддержки.
Формы обучения: чередование индивидуальных и коллективных форм работы.
Техническое оснащение: использование оргтехники и мультимедийных продуктов.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП ЗАНЯТИЯ (3 мин.).
Звучит отрывок из французской песни «Sous le ciel de Paris» – «Под небом Парижа».
Билингвальное приветствие учащихся, выявление их эмоционального настроя. Самопрезентация педагога, презентация городского Дворца творчества, творческого объединения французского языка «Радуга» (эмблема, логотип и др. символика). Cообщение учителем темы занятия «Bonjour, la France!» – «Здравствуй, Франция!» Совместное формулирование задач урока.
– Bonjour, les enfants! Comment ça va? Je vous invite au rendez-vous avec le français. Здравствуйте, ребята! Приглашаю вас на встречу с французским языком. Лучшее знакомство с иностранным языком – это знакомство со страной, в которой на нём говорят. Значит, сегодня мы будем готовиться к путешествию.
– Ребята, вы любите путешествовать? Как вы думаете, в какую страну мы отправимся?... Конечно, во Францию. Тема нашего занятия так и называется «Bonjour, la France!» – «Здравствуй, Франция!».
– Давайте рассуждать вместе. С чего обычно начинается подготовка к путешествию? Для чего мы берём в руки путеводители, буклеты, справочники?
– Мы хотим узнать о… достопримечательностях, традициях и, конечно, о символах. О том, что свято для жителей этой страны, к чему следует с уважением относиться и нам. Всё, что мы сейчас вместе с вами перечислили и есть задачи нашего занятия. Решая их вместе, каждый из вас узнает для себя что-то новое и интересное. А начнём мы с легенды о Франции…
(На экране – открытки с видами Франции. Звучит французская мелодия.)
ЛЕГЕНДА О ФРАНЦИИ
Однажды бог создал Францию. Его творение оказалось столь великолепным, что он сам пришёл в восторг и воскликнул: «Такого богатства природы, разнообразия пейзажей, и мягкости климата нигде больше в мире не существует. Наверное, это несправедливо. Нужно создать ещё что-нибудь столь же великолепное. И бог создал…. ФРАНЦУЗОВ!
(На экране – композиция из портретов французских героев: Маленький Принц, отважные мушкетёры, персонажи сказок Ш. Перро.)
II. КОНТРОЛЬ ИСХОДНОГО ЗНАНИЯ (2 мин.).
Учитель приглашает учащихся к географической карте, предлагая вспомнить то, что им уже известно о Франции и привлекая их, тем самым, к постановке вопросов или формулированию ответов по теме занятия:
– Назовите столицу Франции. По-французски PARIS. Кто сможет показать Париж на карте?
– Кто живёт в Париже? Как называют жителей Парижа? А жителей Франции?
– Обычно города располагаются на какой-нибудь реке. Саратов на Волге, а Париж? На Сене, по-французски La Seine. Сена берёт начало в горах Центральной части Франции и впадает в пролив Ла-Манш.
– Назовите главную достопримечательность не только Парижа, но и всей Франции. Подсказка – это башня. Правильно Эйфелева башня. По-французски башня – TOUR, Эйфелева – EIFFEL. Давайте подойдём к макету башни. Взгляните на эту фотографию. Это её конструктор – французский инженер Гюстав Эйфель.
– А у меня к вам ещё один вопрос по поводу Эйфелевой башни. Почему говорят, что история этой башни напоминает сказку «Золушка»?
(Педагог рассказывает о превращении «железного чудовища» в красавицу, которую сегодня называют Королевой Парижа.)
– Сейчас я предлагаю повторить те географические названия, которые звучали на занятии, но только уже по-французски. Это будут ваши первые французские слова: Paris, Seine, Tour Eiffel.
(Чтение с опорой на квазиплакатики: PARIS, SEINE, TOUR EIFFEL.)
III. ОСНОВНОЙ ЭТАП ЗАНЯТИЯ (30 мин.).
Объяснение нового материала. Ознакомление на устной основе с лексикой по теме «Французские символы» с опорой на наглядность и «узнаваемость» слов-интернационализмов и их беспереводное усвоение (напр.: le drapeau tricolore, un croissant, une baguette, la Tour Eiffel и т.д.).
– Поговорим о французских символах:
1. Трёхцветный французский флаг называется tricolore (drapeau tricolore). Три цвета располагаются вертикально, от древка - синий, белый, красный. Этот флаг чем-то напоминает российский триколор, но есть и отличия. Какие?
2. Эмблема Франции – Галльский петух. Когда-то Франция называлась иначе, как? Галлией, а её жители – Галлами. Слово «Галлус» в переводе с латинского языка имеет два значения: 1. Галл – житель Галлии, 2. Петух. Таким образом, считается, что именно эта птица олицетворяет национальные черты французов, французского характера: гордость и боевой дух.
3. Французский батон-багет, в виде длинной, тонкой планки и, конечно, знаменитый французский круассан. Сладкая булочка в виде полумесяца, её ещё называют рогалик. Пробовали круассаны? С чем они бывают внутри? С повидлом, сгущёнкой, и маком как у нас.
– Определённый багаж знаний у вас уже есть. Перейдём к французским традициям приветствия по-французски.
(При произнесении слов приветствия на экран выводится французский жест приветствия – рука вверх, а слова повторяются с опорой на квазиплакатики BONJOUR! SALUT! MADAME, MONSIEUR.)
– Дальше следует знакомство. Представляю, как красиво звучат по-французски ваши имена. Сейчас я обращусь к каждому из вас с вопросом «Tu t`appelles comment?» Вы называете своё имя по-русски, а я помогу найти его эквивалент по-французски.
(Отрабатываются особенности произношения имён собственных на русском и французском языках Лена – Hélène, Жанна – Jeanne, Миша – Michel и т.д.).
IV. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ
Проблемно поисковый характер заданий. Чтение первых французских слов и фраз с помощью элементов «квазичтения» – опорных плакатиков:
BONJOUR SALUT CA VA SEINE AU REVOIR
Импровизация ситуации знакомства группы туристов из Саратова с группой парижан. Ролевое разыгрывание французской песни «Salut, ça va?».
(Группа учащихся делится на две команды. Разыгрывается музыкальный диалог-приветствие.)
– При встрече французские друзья обязательно с гордостью начнут рассказывать вам о главных достопримечательностях Парижа. Чтобы поддержать разговор нужно подготовиться. Предлагаю посмотреть фильм об Эйфелевой башне. Внимание! Просмотру предшествует контрольное задание.
Извлечь из прослушанного текста важную информацию:
Кто автор Эйфелевой башни?
Для чего и когда она была построена?
Характеристики башни (высота, вес)
(Прослушивание информационного страноведческого CD-текста об Эйфелевой башне с предшествующим коммуникативным заданием и последующим ответом на вопросы).
V. ОФОРМЛЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
Продуцирование коллективного билингвального монологического сообщения об Эйфелевой башни с опорой на наглядность.
– Вы были внимательны и смогли извлечь полезную информацию для нашего коллективного рассказа на двух языках о Королеве Парижа.
Эйфелева башня
Символ Парижа и всей Франции – Эйфелева башня. Она была построена для Всемирной парижской выставки в 1887 году. Строительство длилось более 2-х лет. Её автор – Гюстав Эйфель. Высота башни без телевизионной антенны – 313 метров, а вес 7.300 тонн. Сегодня невозможно представить Париж без неё.
La Tour Eiffel
C`est la Tour Eiffel. Elle est belle. C`est le symbole de Paris. C`est Gustav Eiffel. Gustav Eiffel est l`ingénieur français. J`aime la Tour Eiffel.
VI. ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Получение обратной связи и активизация познавательной деятельности учащихся. Тренировка правильного употребления новой лексики в устной речи:
– «Узнавание» (графическое, образное) французских слов и клишированных фраз по теме занятия.
– Коллективное разгадывание загадок по теме занятия:
У кого голова в небе, а ноги в земле?
У кого «железное» здоровье?
Какую часть Эйфелевой башни сравнивают с компасом?
– Коллективное заполнение тематического кроссворда (практическая + рекреационная деятельность учащихся):
1 – 2. Название этого сооружения.
3. Любое французское мужское имя, содержащее 6 букв.
4. Любое французское женское имя, содержащее 6 букв.
5. Столица Франции.
6. Приветствие.
7. На какой реке расположен Париж?
VII. ПОДВЕДЕНИЕ Итогов занятия (5 мин.)
Подведение итогов занятия. Анализ полученных результатов (В чём продвинулся каждый ученик? Реализована ли главная цель занятия? Вручение знака отличия «Юный Полиглот» наиболее активным учащимся). Корректировка допущенных ошибок, привлечение детей к оценке их собственной деятельности на занятии.
VIII. ЗАДАНИЕ НА ДОМ (5 мин.)
Разбор задания на дом совместно с учащимися. Творческое домашнее задание (смоделировать по выкройке макет Эйфелевой башни) соотнесено с тем, что делалось на уроке и заключается в расширении описательного билингвального монолога о французском символе.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Мирошникова Галина Николаевна
→ GalinaDTDiM2010 21.09.2012 0 2691 354 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.