Методическая разработка "Работа концертмейстера в хореографии и вокальной группе"


Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центр детского творчества Кировского района

г. Волгограда









Методическая разработка


«Работа концертмейстера
в хореографии и вокальной группе
»





Составитель:

Карпова Лариса Васильевна,

концертмейстер

1 категории













г. Волгоград 2012

Работа концертмейстера в хореографии

Концертмейстер является основным помощником педагога-хореографа в общеобразовательном процессе. Деятельность концертмейстера способствует гармоничному развитию детей. Своим музыкальным сопровождением он помогает также развитию у них художественного вкуса. Концертмейстер участвует в создании благоприятных условий и раскрытия творческого воображения у детей, посредством музыки.

На занятиях в хореографии музыкальное сопровождение имеет огромное значение. Оно необходимо при исполнении различных упражнений, разминки и отработки отдельных комбинаций движений. Работа хореографа в создании танца не обходится без участия концертмейстера. Для этого необходимо концертмейстеру иметь теоретические знания, опыт работы и большой запас музыкального репертуара, а так же знать хореографическую терминологию (на французском языке).

При подборе музыкального репертуара концертмейстер должен учитывать жанр, стиль произведения по характеру, темпу и метро ритму. В соответствии движений он должен правильно подобрать музыкальный фрагмент для классического или народного экзерсиса. Используется метод компоновки музыкальных фрагментов, например:

  • Plie (приседание) – произведение звучит в темпе moderato или adagio в размера 3/4 или 4/4. Фрагмент должен быть по звучанию квадратным. Чтобы дети могли прочувствовать характер движения под музыку.

  • Demi plie – используются музыкальные произведения в медленном темпе, обычно в размере 3/4 и 4/4 (вальс «У моря», Грибоедов «Вальс», Варламов «Красный сарафан» и т.д.)

Battements tendus – размер 2/4, характер музыки четкий, бодрый, исполняется на начальном этапе обучения в медленном темпе (Шостакович «Полька», Иванов «Полька», Штраус «Полька»). Для исполнения музыкального фрагмента необходимо вступление-2 такта или 4 такта. После него выполняются любые движения у станка или на середине танцевального класса.

Концертмейстер, работая в хореографии при подборе репертуара должен учитывать возраст детей в группе и психофизические возможности детей. Для младших групп используется репертуар детских песен в размере 2/4 или 4/4, по принципу от простого к сложному. Для старшей группы репертуар подбирается более сложный по жанру и характеру звучания.

Музыка является неотъемлемой частью танца. Подбирать музыку надо так, что бы содержание танцевальной комбинации соответствовало характеру музыки и движения танца или фрагмента. Концертмейстеру необходимо творчески подходить к занятиям и правильно подбирать музыкальное сопровождение, которое будет способствовать успешному результату.

В программе обучения необходимо использовать музыкальный репертуар разного по характеру (радостные и печальные, живые, бодрые и спокойные). Это способствует положительному слуховому восприятию музыки у детей, развивает память и координацию движений. Помогает и правильно запомнить последовательность разной сложности движений под музыку. В любом танце дети двигаются в соответствии с характером музыки и ее динамикой, изменением темпа. Концертмейстер так же способствует развитию у детей чувства ритма. Ярко выделяет сильную долю, учит детей слышать начало музыкальной фразы. Таким образом, дети учатся различать сильную долю от слабой в танце.

Применяется игровая форма проведения занятия с разнообразием музыки и выполнением различных заданий для детей (импровизация). Благодаря этому хореограф и концертмейстер достигают яркого воплощения музыкальных образов через пластику, мимику и выразительного исполнения движений хореографических этюдов.



Музыкальный репертуар для классического экзерсиса



Название упражнений экзерсиса

Автор и название используемых музыкальных фрагментов

Plie

Грибоедов Вальс Варламов Красный сарафан р.н.п. Вдоль по улице метелица метет р.н.п. Белолица круглолица

Battements tendus

Иванов Полька; старинная полька; ливенская полька; кадриль. М. Теодоракис Сиртаки

Battements tendus jetes

Шостокович Полька Австрийская полька Хорватская Полька С. Джоплин Артист эстрады

Battements frappes

Рахманинов Полька Иванов. Полька Шостакович Полька

Battements fondus

Тихонов. Вальс «У моря «Вальс «Над волнами» Штраус. Полька «Жокей»

Rond jambe Parterre

A. Глазунов Испанский танец Л. Греганинов Мазурка, итальянская песня «Санта Лючия»

Petit Battements develappes

Брамс Венгерский танец №5 М. Готлиба Английский вальс И. Штраус вальс из опр. «Летучая мышь»

G-rond Battements jetes

Моцарт «Турецкий марш»С. Джоплин артист эстрады Цыганочка

Adagjo develappe

Грибоедов вальс К. Веласкез «Бесаме мучо»

Г. Петербуржский «Утомленное солнце»





Музыкальный репертуар концертмейстера для хореографии


1.Варламов. Красный сарафан.

2. Штраус. Полька. «Полька Жокей».

3.Брамс. Венгерский танец.

4.Монти. Чардаш.

5.Шопен. Вальс №.7.

6.Моцарт. Любимый вальс.

7.Тихонов. У моря (вальс).

8.Кизнер. Медленный вальс.

9.Чичков. Дружат дети на планете.

10.Глинка. Коватина Людмилы.

11.Глазунов. Испанский танец.

12.Финская полька.

13.Венгерский народный танец.

14.Молдовянеска.

15. Пролетка – цыганский народный танец.

16.Сударушка вологодская пляска.

17.Вельгожский краковяк.

18.Татарский народный танец.

19.Картули грузинский народный танец.

20.Лявониха белорусский народный танец.

21.Яблочко – русский танец.

22.Барыня – русский народный танец.

23.Топотушки,

24.Грустиночка.

25.Женихи, сапожки, кумушки.

26.Юрочка. Белорусский народный танец.

И много других пьес.



Список литературы


  1. Вахрамеев В.Н. Теория музыки Москва, 1970 г.

  2. Говорушко П. Старинные русские романсы. Выпуск № 3. Ленинград. Москва, 1988 г.

  3. Громова О.Н., Прокопенко Т.А. Игры-забавы 50 упражнений с муз. сопровождением. Москва, 2002 г.

  4. Должанский А. Музыкальный словарь. Москва: Из- во Музыка, 1980 г.

  5. Кузин В.С. Психология. Москва «Высшая школа», 1979.

  6. Кузнецов. Русские народные танцы.

  7. Мазель Л. Строение музыкальных произведений. Из. 10. Музыка,1980 г.

  8. Мезенцева Л. Старинные русские романсы. Москва. Из. Музыка, 1974 г.

  9. Мироненко В.В. Хрестоматия по психологии Москва. Просвещение, 1989 г.

  10. Онегин Л., Горохова В. Хрестоматия педагогического репертуара для баяна. Из. Музыка Москва, 1970 г.

  11. Сборник бальных танцев.

  12. Танцевальные ритмы для баяна. Выпуск №10, 1974 г.

  13. Танцевальные ритмы для баяна. Выпуск №6. Советский композитор, 1972 г.

  14. Федорова Г. П. Серия из опыта работы педагога. Поиграем, потанцуем. С.- Петербург. Из. Детство. Пресс 2002 г.

  15. Чайкин Н. Бальные танцы Москва, 1970 г.



Работа концертмейстера в вокальной группе

Концертмейстер является основным помощником педагога, участвует в творческом процессе занятия. Для этого необходим опыт работы, знания и умения вовремя ориентироваться и подключаться к учебному процессу.

В обязанности концертмейстера входят:

  1. Создать благоприятную атмосферу на занятии. Помочь детям создать образное представление о характере произведения и создать благоприятный настрой.

  2. Подобрать с педагогом музыкальный репертуар в соответствии возрастом детей и психофизическими способностями.

  3. Владеть читкой нот с листа.

  4. Преподнести в доступной форме нотный текст (игра мелодии в медленном темпе).

  5. Способствовать точности интонирования звучания нот с многократным повтором (для закрепления точного звучания) при распеве и отработке нотного текста.

  6. Подбирать аккомпанемент в соответствии характером, стилем и жанром музыкального произведения.

  7. Применять транспонирование (по необходимости).

  8. Использовать в работе репертуар детских песен и народных мелодий.

  9. Проводить ознакомительные беседы о музыке, музыкальных жанрах, инструментах и т.д.

  10. Озвучивать игры во время занятия.

Руководитель вокальной группы и концертмейстер должны составлять единое целое в работе с детьми. Очень важная деталь профессионального мастерства концертмейстера - уметь слушать и точно выполнять все требования руководителя, которые он предъявляет к детям и исполнению нотного текста (характер музыкального произведения, динамика, ритм и темп). На занятиях ведется работа над исполнительским мастерством. В этот аспект входит:

  1. Работа над дыханием (упражнения на дыхание)

  2. Постановка голоса - интонационное звучание.

  3. Закрепление текста.

  4. Работа над звуком (напевное голосоведение).

  5. Над скачками в мелодии.

  6. Отработка отдельных кусочков из песни.

  7. Закрепление текста и мелодии в целом (с передачей характера, темпа и метро-ритма).

Чтобы добиться качественного исполнения песни ведется большая творческая работа. Концертмейстер выполняет все требования педагога. Для того чтобы дети прочувствовали характер мелодии и песни и ритма, концертмейстер старается очень ярко, выразительно и четко преподнести нотный текст, акцентируя сильную долю в такте. Дети выделяют начало музыкальной фразы и сильную долю хлопками. Вначале подчеркивают 1-ую и 3-ю долю, потом высчитывают 2-ую и 4-ую. По требованию педагога выделяют только 1-ую или последнею, 4-ую. Таким образом, ведется работа над закреплением метро-ритмических способностей у детей.

Этапы работы с детьми:

1) Подбирается музыкальный репертуар в соответствии с возрастом.

2) В доступной форме нужно преподнести нотный текст (игра мелодии в медленном темпе).

3) Подбирается аккомпанемент в соответствии с характером, стилем и жанром музыкального произведения.

4) Применяется транспонирование (по необходимости).

5) Делается запись фонограммы.

Результаты использования в педагогической практике.

Когда достигнуты цели и задачи, концертмейстер совместно с педагогом способствуют творческому развитию обучающихся и помогают в подготовке их к концертной деятельности.

Решаются важные организационные моменты во время учебного процесса и во время выступлений.

Морально и психологически подготавливаются дети к выступлению.



Беседа о музыке


Музыка – один из прекрасных видов искусства, язык звуков и интонаций.

Издавна люди хотят жить интересно, красочно. Космонавт и рабочий, врач и геолог, генерал и солдат – все любят музыку.

Представьте себе на минуту, что в мире нет никакой музыки. Интересна была бы жизнь? Безусловно, нет.

Музыка служит для взаимопонимания людей, помогает обрести смысл жизни.

А кто мне назовет как называется автор муз. произведения? Ответ: композитор. Да, молодцы. А каких известных композиторов вы знаете? Ответ: Глинка, Чайковский.

Ребята, я хочу, чтобы вы больше знали о музыке. Вы, наверное, знаете, что музыка имеет различные направления (так называемые жанры). А какие это жанры? Вокальный – когда поют, танцевальный – когда танцуют, инструментальный – когда исполняет инструмент.

А также музыка бывает классическая и эстрадная. Классическая – когда звучит серьезная музыка (опера, симфония и т.д.). Эстрадная – музыка легкая, современная (солист или ансамбль).

Музыка любого муз. жанра выражает глубокие мысли и чувства. Обогащает внутренний мир человека. Поэтому я призываю вас любить музыку, и вы станете духовно богаче.

Прослушивание фонограммы: музыкальные примеры различных жанров (вокальный, танцевальный, классический, инструментальный и эстрадной музыки).

Игра на инструменте (любое музыкальное произведение).



Разговор о музыкальных инструментах


Ребята, знаете ли вы, что все инструменты делятся на клавишные, струнные, духовые и ударные. Ребята, какие вы знаете духовые инструменты? А знаете ли вы, что они бывают деревянные и медные. Пример: к деревянным относятся дудочка, рожок, кларнет. А медные – флейта, труба, валторна.

Струнные также бывают щипковыми и смычковыми. К щипковым относятся – гитара, домра, балалайка, а смычковые это – скрипка, виолончель.

Ребята, назовите клавишные инструменты. Какие вы знаете?

А вы знаете ли вы что они то же делятся на струнные и духовые. Например: фортепьяно относится к клавишно-струнным, а баян и аккордеон, орган относятся к клавишно-духовым.

Ударные инструменты тоже бывают деревянными и медными. К деревянным относятся трещотки, ложки, к медным – тарелки, треугольник. Привести примеры (музыкальная азбука от «А» до «Я»).

Таким образом ребята, мы с вами познакомились с классификацией муз. инструментов. Я надеюсь, что вы теперь сможете безошибочно отличить струнные инструменты от духовых, клавишные от ударных.

Звучит фонограмма. В исполнении ансамбля «Комерато» звучит старинная музыка. Педагог предлагает детям определить на слух какие звучат инструменты (гобой, флейта, клавесин, кларнет, скрипка). Дети определяют музыку на слух по характеру звучания (спокойная, величественная, изысканная). Детям очень нравится как звучит концерт Вивальди (g-moll) – отрывок.



Игровая программа

На доске заранее написаны музыкальные вопросы в виде пропусков букв (лотограммы). Дается задание детям отгадать название музыкальных инструментов.









1. Нотное обозначение

К Л Ю Ч Н О Т А






2.Народный инструмент

Б А Я Н












3. Струнный, щипковый инструмент

Д О М Р А Г У С Л И


















4. Ударный инструмент

Б У Б Е Н Т Р Е У Г О Л Ь Н И К







5. Король муз. инструмент

О Р Г А Н










6. Детский композитор

Ш А И Н С К И Й








7. Бобовая культура

Ф А С О Л Ь








8. Итальянская монета

С О Л Ь Д О






9. Мера пути

М И Л Я







10. Духовой деревянный инструмент

Ф А Г О Т


Молодцы, ребята! Вы хорошо справились со всеми заданиями. И у нас появился победитель конкурса. Давайте аплодисментами поздравим его. Молодец!

В заключении хочу поблагодарить всех участников конкурса.

Музыкальная викторина «Наши любимые мелодии»


Здравствуйте ребята! Очень приятно видеть вас в этом зале. Я пригласила вас сюда, чтобы отправиться в путешествие по волнам нашей памяти в мир звуков музыки. Ребята, скажите, вы любите музыку? А любите ее слушать теперь? Замечательно! Очень хорошо! Вы все наверное знаете, что в основу любого музыкального произведения заложена мелодия. Само слово «мелодия» произошло от древнегреческого языка, что означает «спеть песню». У вас наверное есть свои любимые песни. Я вам сейчас хочу предложить вспомнить эти песни. Петь песню – значит слушать свой голос. А петь хором – означает слушать не только свой голос, но и голос соседа. И еще, петь – это не значит что надо кричать. Ребята, которые учатся у нас в муз. классе бережно относятся к каждому звуку. Я хочу попросить вас – постарайтесь услышать мелодию песни и повторить её со словами.

Я подготовила для вас ряд популярных песен. Как только вы их услышите дружно подпевайте хором. Договорились?

1. «Антошка»

2. «Чунга-чанго»

3. «Голубой вагон»

4. «Маленькая страна»

Давайте пропоем весёлую песенку «Улыбка»

Далее поём «Песенку друзей». Ребята, кто вспомнит, из какого мультфильма эта песня? Правильно, «Бременские музыканты».

Послушайте интересную песню из м/ф «38 попугаев».

Споём знакомую и всеми любимую песню про маму «Песенка мамонтенка».

Споем песню «Если добрый ты». Назовите м/ф этой песни.

Молодцы ребята. Хорошо знаете детские песни. Спасибо вам за внимание и участие. До новых встреч!



Список литературы


  1. Бочинская Н., Попова Т. Русское народное музыкальное творчество. Хрестоматия.

  2. Вахрамеев В.Н. Теория музыки Москва, 1970 г.

  3. Говорушко П. Старинные русские романсы. Выпуск № 3. Ленинград. Москва, 1988 г.

  4. Громова О.Н., Прокопенко Т.А. Игры-забавы 50 упражнений с муз. сопровождением. Москва, 2002 г.

  5. Должанский А. Музыкальный словарь. Москва: Из- во Музыка, 1980 г.

  6. Камаева Т.Ю. Детские музыкальные праздники.

  7. Кузин В.С. Психология. Москва «Высшая школа», 1979.

  8. Кузнецов. Русские народные танцы.

  9. Мазель Л. Строение музыкальных произведений. Из. 10. Музыка,1980 г.

  10. Мезенцева Л. Старинные русские романсы. Москва. Из. Музыка, 1974 г.

  11. Мироненко В.В. Хрестоматия по психологии Москва. Просвещение, 1989 г.

  12. Морозов. Музыка остается с тобой. Из. Москва.

  13. Науменко Г., Повлянская З. От зимы до осени.

  14. Онегин Л., Горохова В. Хрестоматия педагогического репертуара для баяна. Из. Музыка Москва, 1970 г.

  15. Сборник бальных танцев.

  16. Танцевальные ритмы для баяна. Выпуск №10, 1974 г.

  17. Танцевальные ритмы для баяна. Выпуск №6. Советский композитор, 1972 г.

  18. Федорова Г. П. Серия из опыта работы педагога. Поиграем, потанцуем. С.- Петербург. Из. Детство. Пресс 2002 г.

  19. Финкельштейн Э. Музыка от «А» до «Я» Из. Музыка Москва. 1999 г.

  20. Чайкин Н. Бальные танцы Москва, 1970 г.

  21. Шахов Т. Транспонирование на баяне. Из. Музыка 1984 г.

  22. Шевченко О.В. Слушаем музыку.


Полный текст материала Методическая разработка "Работа концертмейстера в хореографии и вокальной группе" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Карпова Лариса Васильевна  ЛарисаВасильевнаКарпова
21.11.2012 0 5363 662

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК