Статья "Вводное занятие в хореографии как фактор формирования мотивации к учебной деятельности"
ГБОУ ДОД Дом детства и юношества
Приморского района
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ В СИСТЕМЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К ДАЛЬНЕЙШЕЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НА ПРИМЕРЕ ЗАНЯТИЯ В
ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ
ПЕДАГОГ ДО
Петрова Н.И.
2013 г.
Пояснительная записка
Термин «хореография» обобщает, как искусство создания танца, так и все разновидности танцевального и мимического искусства. На занятиях хореографией у детей развиваются координация, гибкость, прыжок, минимизируется косолапость, вырабатывается правильная осанка, укрепляется опорно-двигательный аппарат и, наконец, что очень важно, формируется культура движений и умение творчески мыслить.
Именно в процессе занятий хореографией дети ближе всего соприкасаются с искусством. Хореографическое искусство – это передача образа посредством движений телом и мимики. Поэтому у занимающихся хореографией детей формируется способность передавать движениями тела определенные эмоциональные состояния, различные настроения, переживания, чувства, а так же способность создать яркий и выразительный образ.
Помимо вышеперечисленного, занятия хореографией способствуют решению ряда общеобразовательных задач. Так применение народно-характерных, историко-бытовых и современных направлений танцев приобщает детей к достояниям культуры различных народов. Использование музыки на уроках знакомит с основами музыкальной грамоты, с произведениями различных композиторов, воспитывает музыкальность и, в конечном итоге, развивает интеллектуальные способности детей
В хореографический коллектив, особенно на базе общеобразовательной школы, принимаются все желающие зачастую не с идеальными физическими и внешними данными. Есть мнение, что с помощью систематических занятий можно достигнуть в области хореографии значительных результатов. Но проблема состоит в том, что для правильного выполнения всего комплекса танцевальных движений, будь то классический экзерсис или народно характерный танец необходимо наличие не только физической кондиции, сосредоточенности и внимания. Особенно важно понимание ребенком того, зачем он занимается хореографией, т.е. наличие мотивации и увлеченности данным видом деятельности.
Учебный процесс в объединении, должен быть организованн таким образом, чтобы дети не просто проводили свой досуг, а получали дополнительные знания и применяли их на практике. Поэтому вопрос: с чего начать и какие меры предпринять, чтобы заинтересовать учеников, остро стоит перед каждым педагогом. В этой связи особо важную роль в системе учебного процесса играет первое вводное занятие.
Вводное занятие проводится первым в начале года. Именно на этом уроке педагог должен суметь установить доверительные отношения с большинством детей, расположить к себе и самое важное заинтересовать учеников своим предметом. В отличии от обязательного образования занятия в системе дополнительного образования ученик вправе отказаться посещать и в том числе по причинам незаинтересованности. Именно поэтому так важно первое вводное занятие, во время проведения, которого педагог должен приложить максимум усилий для формирования устойчивого интереса к своему предмету. В данном случае к хореографии.
Предполагается, что компетентный педагог может целенаправленно конструировать вводное занятие, совмещая различные по своей структуре и назначению уроки. Например, "Занятие ознакомления с новым материалом" и "Занятие-лекция" наиболее подходят для проведения вводного урока в хореографическом коллективе.
Представленное вводное занятие проводится с детьми старшей группы первого года обучения, возраста 9-10 лет. На занятии дети получают знания о хореографии как области искусства, об истории развития балетного и танцевального искусства в мире и в России, знакомятся с построением урока и с задачами на будущее.
Форма обучения: Вводное занятие продолжительностью 2 ч. с перерывом 10 мин;
Тип занятия: "Занятие-лекция" и "Занятие ознакомления с новым материалом";
Методы обучения: Словесный - рассказ, беседа, объяснение; наглядный - показ, упражнение - неоднократное повторение движения;
Тема лекционной части занятия: "Мир танца от Древности до наших дней";
Тема хореографической части занятия: "Азы постановки головы, корпуса, рук и ног в танце";
Цель занятия: Формирование у детей интереса к предмету, как фактора их дальнейшей мотивации к занятиям.
Задачи:
Рассмотреть направления деятельности коллектива, т.е. чем ученики будут заниматься на занятиях, какие возможно танцевальные этюды будут разучены, где и когда предполагаются выступления;
Познакомить учеников с этапами развития танцевального искусства в России и в мире (лекционная часть);
Провести непосредственно само занятие, как оно предполагается по программе, в укороченном варианте;
Создать рабочую атмосферу в классе.
Техническая база
Аппаратура для показа презентации;
Методическое оснащение урока: Презентация Microsoft Office Power Point, правила по технике безопасности на занятиях;
Структура занятия:
Организационный момент;
Изучение нового материала;
2.1.Рассказ-лекция об основных этапах развития танцевального искусства
2.2. Хореографическая часть
2.2.1. Разминка;
2.2.2. Гимнастика;
2.2.3. Танцевальные движения на середине зала;
Подведение итогов занятия.
План-конспект занятия
Организационный момент
Знакомство с учениками, рассказ педагога о себе, информирование, о дальнейшей деятельности участников в коллективе, сообщение целей и задач, стоящих перед коллективом, инструкция по Технике безопастности, установление групповых норм, сообщение тем текущего занятия.
Рассказ-лекция
(см. Приложение №1)
Хореографическая часть
Разминка
Цель этой части урока разогрев всех групп мышц, приведение тела в "рабочее" состояние и, в общем, создание позитивного настроя в классе.
Разогрев начинается с шеи, и идет "сверху вниз", постепенно затрагивая все группы мышц. В ходе разминки ученики учатся держать корпус прямо, подтянуто, осуществлять движения корпусом по строго заданным траекториям, получают представление о пространственном положении тела - анфас, профиль ("боком"), спиной, учатся правильно держать руки на талии. Заканчивается эта часть урока упражнием на координацию.
Музыкальное сопровождение желательно 4/4, но возможно 3/4 и 2/4, темп умеренный, настроение мажорное. Можно делать перерывы между упражнениями, но возможно использованое непрерывного музыкального сопровождения в виде поппури из классических произведений.
Упражнение 1
Исходное положение: стоя анфас, корпус потянут, голова прямо, ноги в свободной первой позиции, руки опущенны по швам. Движение головой из стороны в сторону, вниз, наверх, к правому плечу, к левому плечу поочередно. Количество движений в каждом направлении определяет педагог. Корпус и главное плечи при движении остаются неподвижными.
Упражнение 2
Исходное положение: как в предыдущем упражнении.
Круговые движение плевами назад, вперед, сильный подъем плечей "пожимание".
Корпус при движении остается неподвижным, руки свободны.
Упражнение 3
Исходное положение: как в предыдущем упражнении. Руки на талии. Перед тем как поставить руки на талию, надо попросить учеников показать ладони педагогу с растопыренными пальцами и, сохраняя положение "большой палец отдельно от остальных", положить руки на талию. Можно сопроводить эти действия словами: "Все пальцы дружат, только Большой сам по себе". В дальнейшем желательно пользоваться этим приемом для напоминая о правильном положении рук.
Сильно завести локти вперед, следя за тем, чтобы плечи остались не поднятыми. Исходное положение. Сильно завести локти назад. Исходное положение.
Упражнение 4
Исходное положение: как в Упражнении 1. Руки поднимаются постепенно через стороны или спереди до положения над головой, кисти одновременно с подъемом делают вращательные движения. Повторить несколько раз. Далее взмахи руками до уровня плеч несколько раз и до положения над головой - "крылья". Важно следить, что плечи не участвовали в движении.
Упражнение 5
Исходное положение как в предыдущем упражнеии, ноги во второй свободной позиции, руки вдоль тела. Наклоны корпуса строго сторону, рукой достать до колена сбоку. Можно предложить ученикам повернуться в профиль к зеркалу, чтобы контролировать правильность наклона корпуса. Повторить несколько раз.
Упражнение 6
Исходное положение как в предыдущем упражнении, ноги во второй свободной позиции, руки вдоль тела. Повороты всего корпуса назад, при неподвижно стоящих ногах. Руки свободно двигаются из исходного положения в положение в повороте перед собой ладонями от себя. Повторить несколько раз.
Упражнение 7
Исходное положение как в предыдущем упражнении, ноги во второй свободной позиции, руки подняты в стороны на уровне плечей. Наклон корпуса до положения 90 градусов, "пружинка" корпусом. Важно сохранение прямой спины параллельно полу. Повторить несколько раз.
Упражнение 8
Исходное положение как в предыдущем упражнении, ноги во второй свободной позиции, руки вдоль тела. Наклон корпуса до положения вниз с сохранением прямых ног. Если ученикам трудно выполнить это упражнение правильно, можно предложить постучать по полу несколько раз руками во время одного наклона. Повторить несколько раз.
Упражнение 9
Исходное положение ноги в свободной шестой позиции, руки на талии, спина подтянута.
- Марш с поднятием каждого колена высоко к животу, Важно, чтобы спина оставалась прямой, верхняя часть корпуса не сгибалась вперед, носок поднятой ноги дожен останавливаться у колена в вытянутом положении;
- Сгибание ног в колене, верхняя часть бедра остается неподвижной, пятка стремиться задеть по ягодице. Важно, чтобы колено при этом не выходило вперед.
Упражнение 10
Исходное положение ноги в шестой позиции, руки на талии, спина подтянута. Подъем на полупальцы (releve) по шестой позиции, носки раскрываются в первую свободную позицию, подъем на полупальцы в первой позиции. Собрать стопы в шестую позицию. Повторить несколько раз.
Гимнастика
Комплекс гимнастических упражнений выполняется на специальных ковриках в положении сидя, лежа на спине, лежа на боку, лежа на животе, стоя на коленях. Эта часть урока наиболее затратна в плане физических нагрузок. Ученики подходят к ней в "разогретом" состоянии после выполнения Разминки. Положение тела на коврике меняется в зависимости от распределения нагрузки. Необходима смена последней, чтобы избежать перегрузки определенных мышц и связок. Все упражнения желательно сопровождать пояснениями в игровой форме, т.к. ученики лучше и сбольшим желанием выполняют такие задания.
Главная цель партерной гимнастики - разработка мышечно-связочного аппарата учащихся, подготовка его к усвоению специфических движений классического, характерного или современного танцев. Основные задачи этой части занятий выработка выворотности, эластичности связок, гибкости, укрепление групп мышц.
Музыкальное сопровождение также как и в Разминке желательно 4/4, но возможно 3/4 и 2/4, темп умеренный, настроение мажорное. Когда упражнение довольно сложное, делается остановка для объяснения. В остальных случаях музыкальное сопровождение непрерывно.
Упражнение 1
Исходное положение: сидя, ноги вытянуты вперед по шестой позиции, спина прямая, плечи опущены, руками можно немного опираться сзади или, более сложный вариант, руки вытянуты чуть в стороны и не касаются коврика. Поочередное движение правой и левой стопой "на себя" и "от себя", то же движение совместно обеими стопами, раскрытие стоп из шестой позиции в положении "на себя" в первую позицию в положении "на себя", круговые движения стопами En dehors и En dedans. Прямое положение спины сохраняется строго, колени вытянуты. Нельзя допускать скашивания носков внутрь.
Упражнение 2
Исходное положение: сидя, ноги вытянуты вперед по шестой позиции. Наклоны корпуса вперед к ногам с сохранением прямой спины. Исходное положение: сидя, правая нога вытянута вперед, левая согнута в положении "бабочка", то есть колено на полу, стопа прижата выше колена вытянутой ноги. Наклоны корпуса вперед к ногам с сохранением прямой спины. Важно, плечи должны быть параллельны полу. Повторить с другой ноги.
Упражнение 3
Исходное положение: сидя, правая нога вытянута сторону, левая согнута в положение "бабочка", обе стопы согнутой вытянуты. Наклоны корпуса в сторону правой ноги, левая рука над головой. Повторить с другой ноги.
Упражнение 4
Исходное положение: сидя, обе ноги согнуты стопами кдруг другу - "бабочка". Наклоны корпуса к ногам с прямой, насколько возможно, спиной, колени стремятся лежать на полу.
Упражнение 5
Исходное положение: лежа на предплечьях. Ноги развернуты по первой позиции, стопы вытянуты. Правая нога поднимается на 25 градусов, стопа сгибается на себя, вытягивается, нога опускается в исходное положение, повторить с другой ноги. Важно сохранять выворотное положение ноги в любом промежуточном положении, добиваться выворотности от бедра.
Упражнение 6
Исходное положение: лежа на спине, обе ноги подняты на 90 градусов, руки лежат в стороны, ноги сгибаются и одновременно ложатся сбоку от корпуса. Важно, тело и плечи должны оставаться неподвижными на полу.
Упражнение 7
Исходное положение: лежа на животе, руки согнуты под подбородком. Поднимается верхняя часть спины, нижняя часть ребер остается на полу. Повторить несколько раз. Исходное положение: такое же, ладони рук располагаются сбоку от груди. Подъемы корпуса с прогибом спины в пояснице. Повторить несколько раз.
Упражнение 8
Исходное положение: лежа на животе. Повторить Упражнение 5, разница лишь в том, что нога поднимется назад. Важно сохранять выворотное положение ноги в любом промежуточном положении, добиваться выворотности от бедра.
Упражнение 9
Исходное положение лежа на животе. Приподняв верхнюю часть корпуса, ученики должны руками делать плавательные движения.
Упражнение 10
Исходное положение: стоя на четвереньках, махи поочередно прямыми выворотными от бедра ногами. Важно, мах ноги должен быть строго назад. По окончании упражнения для разгрузки мышц спины сесть ногами на пятки, грудь положить на колени, руки вытянуть на полу. Растягивание позвоночника.
Упражнение 10
Исходное положение: на правом боку, правая рука на предплечье, ладонь левой лежит перед грудью. Ноги вытянуты в положении шестой позиции. Левая нога поднимается и опускается строго в сторону на 90-80 градусов. В дальнейшем подъем производится из положения первой позиции в выротном положении. Важно, плечи, корпус, бедра обязательно должны лежать строго на одной линии, не "расползаться" при подъеме ноги. Повторить лежа на другом боку.
Упражнение 11
Исходное положение: лежа на животе, ладони рядом с грудью. Верхняя часть копуса поднимается, опираясь на руки, ноги сгибаются сзади, стремясь достать затылок - "колечко". По окончании упражнения для разгрузки мышц спины исходное положение на четвереньках, спина выгибается наверх и прогибается вниз - "кошечка".
Упражнение 12
Исходное положение: стоя на коленях, руки на талии или, если ученикам трудно, перед собой. Поочередное приседание направо и налево, ягодицами нужно сесть сбоку от ног. Важно не "разваливаться", из положения сидя подниматься без помощи рук.
Упражнение 13
Исходное положение: лежа на спине, руки в стороны или вдоль тела. "Велосипед" или поднятыми ногами на 90 градусов написать свое имя в воздухе.
Танцевальные движения на середине зала
Танцевальные движения на середине зала необходимо начинать изучать с различных видов шага, бега, подскоков и т.д., используя такие ранее озвученные понятия как, вытянутый подъем, выворотное положение, целая стопа, полупальцы, положение рук на талии. Возможно движение учеников по кругу друг за другом, по кругу по одному и по диагонали. На первых занятиях, в том числе и на вводном, предпочтительно движение учеников в направлении по кругу по одному.
Перед началом движения важно обратить внимание учеников на подтянутое без прогиба в пояснице положение корпуса, опущенные плечи, правильное положение рук на талии. Для чего можно использовать наглядные сравнения, такие как "подтянуть макушку за веревевочку вверх", для девочек "колье на груди", для мальчиков "ордена", ладони "приклеены к талии клеем" и т.д.
На вводном занятии рекомендуется предложить детям не сложные "проходки", например, марш с поднятыми высоко коленями, бег с выбросом вытянутых ног вперед. Сценический шаг с вытянутыми подъемами, при кажущейся простоте, вызавает затруднение у учеников, однако, это базовое движение необходимо начать изучать уже в первого вводного занятия. Возможно также использование различных ходов на полупальцах, в полуприседе, бег с забрасыванием пяток к ягодицам. Такие движения как галоп, подскоки, шаг с проведением ноги через plie (шаркающий шаг), полька и т.д. предпочтительно начать изучать позднее, так как они представляют определенныую трудность в изучении.
Упражнение 1
Исходное положение: ученики стоят друг за другом в точке 6 зала. Корпус подтянут, плечи опущенны, голова прямо, взгляд прямо, руки на талии, ладони на бедрах, локти "смотрят" в стороны, ноги начинают движение из третьей позиции. По очереди каждый, описывая круг по залу, двигается сценическим шагом с вытянутыми подъемами. Педагог сопровождает каждого ученика, поправляя ошибки. Важно сохранение выворотного положения стоп при движении обеих ног, недопустимость движения с ногами на ширине плеч, "деревянности" походки, постановки ног на полупальцы и т.д.
Музыкальное сопровождение 4/4.
Упражнение 2
Исходное положение: как в Упражнении 1. Отличие, ноги начинают движение из шестой позиции. По очереди каждый ученик, описывая круг по залу, двигается маршем высоко поднимая колени. Педагог сопровождает каждого ученика, поправляя ошибки. Возможно движение на полупальцах, что облегчает задачу ученикам, так как весь корпус вместе с ногами приобретает устремление вверх. Важно, вытянутый подъем рабочей ноги должен находится сторого у колена опорной, корпус при движении должен сохранить первоначальное положение подътянутости, руки строго на талии.
Музыкальное сопровождение 4/4.
Упражнение 3
Исходное положение: как в Упражнении 1. Отличие, ноги начинают движение из свободной первой позиции. По очереди каждый ученик, описывая круг по залу, совершает пробег по залу выбрасывая, насколько это возможно, вытянутые ноги вперед. Важно сохрание вытянутых поъемов, плавность бега без рывков и подскоков, подятнутость корпуса, сохрание положения рук на талии.
Упражнение 4
Исходное положение: как в Упражнении 1. Ноги начинают движение из свободной первой позиции в положение на полупальцах. По очереди каждый ученик, описывая круг по залу, совершает шаги, сохраняя исходное положение. Важно, чтобы спина была максимально подтянута, руких на талии не поднимались произвольно к верху, шаги исполнялись свободно, полупальцы сохранялись высокие.
Подведение итогов занятия
Суммирование новой полученной информации, информирование, чем будем заниматься на следующем занятии, напоминание организационных моментов, поклон.
Заключение
Цель вводного занятия заинтересовать учеников, привлечь их к дальнейшим урокам. Не только механически проделать с детьми комплекс движений и упражнений, но и совершить краткий экскурс в историю предмета, тем самым, решив образовательные задачи данного занятия.
Педагог должен стремиться, чтобы ученики, занимаясь хореографией, понимали, какому виду деятельности они посвящают свое время. Именно на вводном занятии должно быть положенно не только начало хороеграфическому становлению ученика, но и должна быть заложенна почва для дальнейшего культурного развития личности.
Приложение №1
Конспект лекции
"Мир танца от Древности до наших дней"
Танец, один из древнейших видов деятельности человека и одно из самых любимых видов занятий. Отношение к танцу не изменилось и сегодня. В наши дни танцы можно увидеть в исполнении любителей и профессионалов, детей и взрослых — людей самых разных возрастов и профессий. Они развлекают, завораживают, воспитывают, заставляют переживать или смеяться, радоваться или грустить, словом не оставляют равнодушным никого.
Танец появился как способ выражения чувств через движение и сопровождал различные стороны жизни человека в различные времена и эпохи.
Танцы в Древнем Мире
Древние танцы зародились в процессе трудовой деятельности человека. Совместные движения танцоров, вскрики, возгласы, постепенно развились в пение. Поэтому изначальная танцевальная музыка это песня, а первые и самые необходимые музыкальные инструменты — простейшие ударные барабаны.
О характере танцев тех времен рассказывают и многочисленные изображения танцовщиков и танцовщиц на барельефах, в вазописи, в скульптуре. (см. Приложение №2, рис 2, 3)
Нередко в то время земледельческие племена в танцах, стараясь вызвать нужный для посевов дождь, воссоздавали картины плывущих облаков, раскатов грома, льющихся потоков воды и т.п.
Охотничьи пляски, копирующие движения и повадки зверей и птиц, ставили перед собой задачу задобрить божество, укрепить уверенность в самом себе и запугать преследуемое животное. Бешеные скачки, имитация повадок зверя, устрашающие крики и притопывания создавали условную картину охоты. (см. Приложение №2, рис 4)
Борьба народов между собой привела к столкновениям между ними и вызвала появление военных плясок. Участие в них означало согласие идти в поход. В руках у танцующих были луки, стрелы, щиты, зажженные факелы, мечи, копья, дротики. (см. Приложени №2, рис 5) В сюжетах таких героических танцев, как правило, находили отражение мифы и предания о героях.
Танцы в Древней Греции
В Древней Греции существовали следующие виды танцев:
— поклонения Богам. Например, медленные торжественные танцы в честь Аполлона, пляски, посвященные Дионису. Из обрядов посвященных богу Дионису вырос древний театр и появилась муза танца Терпсихора. (см. Приложение №2, рис.6) Петь и плясать в древнегреческой драме поручалось хору;
— военные «пиррихи» (от слова «пира», означающего костер) атлетические танцы спартанских юношей - молодых воинов; (см. Приложение №2, рис. 7, 8)
— обрядовые (например, свадебные)
Как правило, мужчины и женщины в Древней Греции танцевали отдельно друг от друга, и только юноши и девушки могли составлять общий хоровод. (см. Приложение №2, рис. 9)
Танцы в Древнем Египте
По найденным изображениям можно судить о древнеегипетских танцах. (см. Приложение №2, рис. 10, 11) В основном существовали пляски в честь божеств, и обрядовые (на свадьбах и похоронах). Движения были строгие, нельзя было отслоняться от заведенного порядка. Считалось, что знатному человеку неприлично участвовать в танцах, он должен только снисходительно наблюдать за увеселениями обычных людей.
Танцы в Древней Индии
В Древней Индии танец нередко называли танцем богов. Согласно индуизму, создателем и первым исполнителем их являлся бог Шива. (см. Приложение №2, рис. 12)
Сохранившиеся до наших дней индийские храмы, хранят на своих стенах многочисленные скульптурные изображения и фрески танцующих фигур, как простых людей, так и различных богов (см. Приложение №2, рис. 13). Даже само устройство храмов, в которых для плясок отводились специальные площадки и залы, свидетельствует об огромной роли танца в жизни индийцев.
Танцы в Древней Руси
В Древней Руси танцы использовались всегда — они сопутствовали многим обрядам и сопровождали всю жизнь человека. Обожествляя Солнце, гром, молнию, реки, огонь, камни, славяне поклонялись им. На игрищах люди веселились и танцевали, чтобы умилостивить природу. Эти обряды сопровождались играми, хороводами, плясками, пением и заклинаниями. Особенно любимым был танец Хоровод, в котором учавстовали юноши и девушки. Танец исполнялся в форме круга, символизирующего Солнце. (см Приложение №2, рис. 14) Чаще всего пляски были приурочены к праздникам: семик – праздник, связанный с весенними земледельческими работами – посевом; обжинки – окончание жатвы, сбор урожая; осенины – проводы лета и встреча осени; коляда – зимний праздник; Ярилин день – праздник солнца; таусень – Новый год. Некоторые древние празднества и танцы дошли до наших дней.
Потом на руси появились Скоморохи - первые профессиональные плясуны. (см Приложение №2, рис. 15) Они ходили по деревням и городам, представляли различные сценки из жизни людей, сопровождаемые песнями и танцами.
Танец в Средневековой Европе
Возникновение Балета
Уже в Средние века в Европе выступали специально обученные музыканты, комедианты и танцоры – жонглёры. Их профессией были сложные танцевально-акробатические театральные представления.
Танцы средневековья отличались простотой схем, набором несложных шагов, возможностью импровизировать. Их танцевали как простые люди на уличных праздниках, так и знатные богатые люди на балах и при королевских дворах. Такие танцы часто сопровождались песнями, где куплеты чередовались с незатейливыми припевами, которые повторяли все танцующие. (см. Приложени е№2, рис. 16)
Особенно танцевальное искусство быстро развивалось в Италии, где появились первые учителя танцев - танцмейстеры, и на основе народной пляски сформировался танец бальный, придворный. (см. Приложение №2, рис. 17)
Танец стал превращаться в балет, когда его начали исполнять по определенным правилам, где обязательной стала выворотность ног, позиции рук и ног. (см. Приложение №2, рис. 18, 19)
Термин «балет» в то время обозначал не спектакль, а танцевальный эпизод во время спектакля. Во времена Людовика XIV, короля Франции, спектакли придворного балета были наиболее великолепны. Сам Король принимал участие в танцевальных представлениях. Он выступил в роли Солнца в Балете ночи, с тех пор его называли «Король-солнце». (см. Приложение №2, рис. 20)
В России, как и в других странах, в балетах танцевали медленные менуэты, гавоты и паваны. Маски, тяжелые платья и туфли на высоких каблуках мешали женщинам выполнять сложные движения. (см. Приложение №2, рис. 21, 22) Танцовщицы носили платье с широкой юбкой, из-под которой чуть виднелись носки туфель. Юбка держалась на камышовых обручах, эта конструкция называлась «корзиной».
Мужские танцы отличались тогда большей грациозностью и изяществом. Танцовщики надевали парчовые кирасы и короткие юбки на камышовых каркасах, которые назывались «бочонки». Обувь и у мужчин, и у женщин была на высоком каблуке. Кроме того, они надевали круглые маски, закрывающие все лицо – золотые, серебряные, иных цветов, в зависимости от характера персонажа.
В комедийных балетах танцовщики держали в руках предметы, характеризующие танец – серпы для крестьян, корзиночки и лопатки для огородников.
Русский балетный театр
В России балеты назывались междусеньями, так как ставились они между актами, которые именовались сеньями, то есть сценами. Исполнителями могли быть только мужчины, в том числе и исполнители дамских ролей.
По указу Петра 1 придворные были обязаны проводить у себя во дворцах Ассамблеи, частью которых обязательно должны были быть танцы. За исключением престарелых или немощных людей танцевать обязаны были все.
В дальнейшем танцевальное искусство усложнялось, и главную роль в балете стали играть женщины. Они поднялись на пальцы. Появились мифические существа нерееиды, вилисы, сильфиды. Они были прекрасными, неземными существами, умели летать. (см. Приложение №2, рис. 23, 24)
На смену фантастическим героиням романтических балетов пришли известные нам Лебедь из "Лебединого озера" (см. Приложение №2, рис. 25), принцесса Аврора из "Спящей красавицы" (см. Приложение №2, рис. 26), герои балета "Щелкунчик". (см. Приложение №2, рис. 27) Музыку к этим балетам написал Петр Ильич Чайковский.
Мы довольно подробно поговорили про возникновение и развитие балета, но не упомянули остальные виды танца. Сейчас танец разделяется на классический балет, народный (или характерный), исторический танец, бальные танцы и современные направления танца.
Бальные танцы вальс, фокстрот, румба, самба. (см. Приложение №2, рис. 28)
Народно-характерный танец, это танец разных народов. Например, восточный (см . Приложение №2, рис. 29), русский (см. Приложение №2, рис. 30), испанский (см. Приложение №2, рис. 31) и др.
Исторические танцы менует, мазурка, гавот, полонез исполнялись в основном на балах. (см. Приложени №2, рис. 32)
Современные направления джаз-модерн, хип-хоп, воук. (см. Приложение №2, рис. 33)
На странице приведен фрагмент.
Автор: Петрова Наталья Игоревна
→ nata5613 14.06.2013 0 3962 521 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.