Статья "Создание благоприятного психологического климата в хореографическом ансамбле как здоровьесберегающий фактор"


Создание благоприятного психологического климата в хореографическом ансамбле, как здоровьесберегающий фактор.

Худякова Александра Михайловна,

педагог дополнительного образования

ГБОУ МГЦДТ «Культура и Образование»


Основой современной цивилизации является здоровый и духовно развитый человек. Дети и подростки – это главный и основной ресурс человеческого, общественного и экономического развития страны. Поэтому проблема сохранения и укрепления здоровья детей и подростков является общей для всей образовательной сферы.

В связи с этим возрастает значение дополнительного образования, ориентированного на свободный выбор различных форм деятельности, формирование собственных представлений о мире, развитие познавательной мотивации и способностей детей и подростков.

Процесс модернизации современного образования ориентирует дополнительное образование на поиск и апробацию инноваций в педагогической сфере, на решение проблемы повышения качества образования и сохранения и укрепления здоровья детей и подростков в период их обучения.

Помощником в этом служит здоровьесберегающая педагогика - одна из самых перспективных образовательных систем XXI века, совокупность приемов, форм и методов организации обучения детей, без ущерба для их здоровья. Ведь «от здоровья и жизнедеятельности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» (В. А. Сухомлинский).

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, в том числе и дополнительного. В этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь. В школе дети получают большой объём информации, а также и большой объём домашних заданий, увеличиваются требования к знаниям ученика и т.д. Нервная система детей не справляется с потоком информации, идущей от всех источников, а потому происходит смещение, начинаются ранние возрастные изменения у детей. Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней.

Поэтому дополнительное образование ни в коем случае не должно усугублять эту ситуация. А наоборот, должно помогать ребёнку выходить из стрессового состояния и уменьшать уровень тревожности. Это достигается за счет создания образовательной среды с атмосферой доброжелательности, веры в силы ребенка, индивидуального подхода и создания ситуации успеха для каждого ребенка. Творческий характер образовательного процесса, эмоциональная вовлеченность в совместную деятельность, смена видов деятельности характерны для занятий в хореографическом коллективе системы дополнительного образования детей.

Одним из важнейших аспектов сохранения здоровья является создание благоприятного психологического климата во время занятий и достижение психологического комфорта учеников. Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова дает следующее определение комфортности: «Комфортность - это условие жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют». Существует три структурные составляющие данного понятия. Комфортность:

  • Психологическая

  • Интеллектуальная

  • Физическая

В данной статье рассматривается вопрос о психологической комфортности, о том, как же сделать так, чтобы ребёнок, уходя с занятий танцами, чувствовал себя счастливым и готовым к новым свершениям.

Психологическая комфортность - это такое состояние, возникающее в процессе жизнедеятельности ребенка, когда он испытывает радость, удовольствие, удовлетворение от процесса занятия каким-либо делом; это условия жизни, при которых любой человек чувствует себя спокойно, у него нет необходимости от чего-либо защищаться. Принцип психологической комфортности предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на занятиях такой атмосферы, которая расковывает детей и в которой они ведут себя «как дома». Задача педагога так организовать учебный процесс, чтобы каждый ребенок знал и понимал, зачем он пришел и что он делает. Процесс сотрудничества педагога и ребенка предполагает отсутствие у последнего страха совершить ошибку, продуктивный поиск причины возникших трудностей и путей их оптимального преодоления.

Источником психологической комфортности является положительное эмоциональное состояние как ученика, так и педагога.

Очень важно отметить значение психологической комфортности педагога. Известно, что ход занятия зависит от самочувствия, настроения педагога. Воспитанники очень тонко чувствуют внутреннее состояние педагога. Если у него все ладится, он уверен в себе, знает и понимает, чему и как должен научить детей, тогда и они с радостью идут на занятия, у них горят глаза, и они готовы шагать вперед, преодолевать трудности, побеждая временные неудачи. Так же как у счастливых родителей – счастливые дети, так же у успешных педагогов – успешные ученики. Педагоги, как правило, люди чувствительные, эмоциональные. Поэтому психологическая комфортность необходима каждому педагогу для того, чтобы он мог обеспечить такую же комфортную обстановку своим воспитанникам и условия подлинно творческой активности, позволяющей учащимся проявлять инициативу и самостоятельность.

Для этого ему необходимо хорошо знать психологические особенности каждого возраста учащихся. Это помогает уловить психологическое эмоциональное состояние детей на занятиях, их чувства и переживания, определить мотивы их поведения, поступков. Знание возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка позволяет найти самую эффективную меру воспитательного воздействия, которая не оскорбляла бы самолюбие и достоинство, не отталкивала, а наоборот, вызывала желание задуматься над ошибкой, стремление её исправить, сделать полезным своё пребывание в коллективе.

Очень важной является позитивная реакция педагога даже на самые небольшие успехи ребенка, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельному самосовершенствованию (отработка танцевальных комбинаций дома, дополнительная растяжка). Доброжелательная обстановка на занятиях, спокойный тон, уместный юмор или небольшое историческое отступление - вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка. Соблюдение этих несложных рекомендаций приводит к тому, что воспитанники входят в двери танцевального зала не со страхом получить замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. В процессе такого занятия не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ребенок с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и напряжения помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров.

Добиться психологической комфортности на занятиях в хореографическом ансамбле могут помочь следующие приемы и методы работы с детьми.

Во-первых, необходимо найти «контакт» с группой и с каждым ребёнком, почувствовать его. Смотрите в глаза, они всегда подскажут. Пока не найден зрительный контакт с каждым ребёнком, возможно непонимание с его стороны, работать в этом случае будет сложно. Как только найдены точки соприкосновения, включается механизм индивидуального подхода к ребёнку. Важно увидеть в глазах адекватную реакцию на взгляд педагога, его замечания, шутку. Между педагогом и воспитанником должно возникнуть полное взаимопонимание.

Во-вторых, необходимо внушить ребенку уважение к труду педагога и его собственному труду на занятии. Желательно стать ребёнку старшим другом и тогда не придётся повышать голос, чтобы объяснить ребенку его неправоту. Например, что вы верили в него, а он вас в чем-то разочаровал или подвёл. И тогда ребёнку станет обидно, и он постарается вернуть доверие своими поступками, действиями, проявит упорство и старание.

В-третьих, очень важно сплотить ансамбль. Все дети должны чувствовать себя одной большой семьёй, звеньями единой цепочки. Каждый должен ощущать свою значимость, понимать, что он несет ответственность друг за друга и за то, что они вместе делают.

Помогут в работе и другие немаловажные способы психологической работы с детьми в коллективе:

  • используйте методы словесного убеждения, а не агрессивное словесное воздействие;

  • используйте компромиссные решения спорных вопросов (ведь безвыходных ситуаций не бывает), а не открытую либо скрытую конфронтацию;

  • добивайтесь четкой организации урока, а не жесткой дисциплины;

  • делая замечания, дождитесь адекватной реакции на него и понимания ребенком его сути. Дайте понять ребенку, что педагог делает замечание потому, что ему важно правильное выполнение задания, что он хочет усовершенствовать навыки ребёнка и верит, что тот сможет добиться поставленной цели. Вера в ребёнка - один из главных принципов в работе с детьми;

  • используйте в своей работе просьбы, а не требования. И помните, что с ребёнком почти всегда можно договориться;

  • используйте на уроках методы эмоциональной разрядки (шутка, улыбка, юмористическая история, небольшой рассказ из личного опыта и т.д.). Помните, что педагог без улыбки — чужой человек среди учеников;

  • создавайте на занятиях для каждого ребёнка ситуацию успеха. Даже маленькие достижения должны быть вами увидены и одобрены.

И ещё одной очень важной составляющей в создании психологической комфортности в ансамбле является тесная работа с родителями. Постоянный контакт, общение, взаимопомощь, контроль за эмоциональным и физическим состоянием ребёнка - всё это должно присутствовать в работе педагога. Педагог должен быть открытым для родителей и испытывать уважение и доверие с их стороны.

Это далеко не единственные способы создания психологической комфортности, так как в ежедневной работе каждый педагог находит индивидуальные способы, подходящие к конкретным детям и в конкретное время. Главное помнить, что в центре находится ребёнок с его хрустальной детской психикой и ещё несформировавшимся мировоззрением. Необходимо защитить его, помочь ему раскрыть в себе способности и таланты. Стать ребёнку помощником и другом. Для этого важно быть не только квалифицированным специалистом, но и психологически мыслящим, мудрым педагогом, который может вести себя по-разному в зависимости от требований реальности.



Полный текст материала Статья "Создание благоприятного психологического климата в хореографическом ансамбле как здоровьесберегающий фактор" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Худякова Александра Михайловна  ХуСандра
27.11.2013 1 5493 481

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК