Доклад "Чтение с листа на уроках фортепиано"


10


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Дополнительного образования детей «Детская школа искусств № 3»


Г. Чита, Забайкальский край













Доклад

«Чтение с листа на уроках фортепиано»















Выполнила: преподаватель

отделения фортепиано

Дегтяренко Татьяна Борисовна





Чита 2014 год

План


  1. Значение и роль чтения музыки с листа

  2. Главные недостатки в чтении с листа

  3. Навыки, необходимые для успешного чтения нот с листа

  4. Основные условия чтения нот с листа

  5. Анализ текста

  6. Подбор материала для чтения с листа

Список литературы
























Чтение с листа на уроках фортепиано


  1. Значение и роль чтения музыки с листа

Учитывая федеральные государственные требования по программе «Фортепиано», обучаясь в ДШИ ученик должен научиться самостоятельно анализировать и читать с листа несложные музыкальные произведения.

Формирование навыков чтения нот с листа связано с последовательным решением целого комплекса практических и педагогических задач. При регулярных занятиях чтением с листа расширяется музыкальный кругозор учащихся, развивается музыкальный слух, мышление, облегчается задача организации пианистического аппарата, вырабатывается быстрая ориентировка на клавиатуре, развиваются сложные двигательные навыки, формируется база для аккомпаниаторской практики, игры в ансамбле, оркестре.

  1. Главным недостатком учащихся музыкальных школ в области чтения с листа является, чаще всего, неточное воспроизведение ритмического рисунка, аккордовой фактуры и штрихов. Кроме того, учащиеся не осознают и не чувствуют музыкальной фразы, ее мотивного строения. Это свидетельствует об отсутствии навыка чтения нот с листа и неразвитости музыкального мышления. Возможности учащегося в самостоятельном музицировании в этом случае ограничены.

  2. Навыки, необходимые для успешного чтения нот с листа

Чтение с листа подразумевает сквозное проигрывание нового музыкального материала по нотам. Основная задача заключается в ознакомлении с произведением в общих чертах. Успешность чтения нот с листа зависит от знаний и навыков исполнителя: чем больше видит и внутренне слышит музыкант в нотном тексте, чем скорее и далее предугадывает он логику развития музыкального материала, чем лучше владеет инструментом, тем успешнее он читает с листа.

  1. 1) В основе творческого процесса чтения нот с листа лежит умение смотреть вперед в нотном тексте и предслышать. Формула процесса такова: «вижу-слышу-играю». Учащийся охватывает глазами небольшой отрывок текста, слышит его внутри себя, и только после этого начинает играть. В это время глаза его заняты следующим отрывком. Чем опытнее читающий, тем больше развит его внутренний слух, тем дальше он смотрит вперед при игре. М. Н. Теплов пишет в книге « Психология музыкальных способностей»: «У лиц с высоко развитым слухом имеет место непосредственное «слышание глазами», превращение зрительного восприятия текста в зрительно-слуховое восприятие».

Зрительное восприятие нотного текста вызывает у таких учащихся лишь двигательный импульс, механическое взятие клавиши. Отсутствие при прочтении постоянной и глубокой «разведки глазами» ведёт к тому, что игра становится формальной и монотонной.

2) Второе условие для чтения с листа – неотрывность взгляда от нотного текста, умение играть не глядя на руки, «вслепую». Если ребенок отвлекается на свои руки, смотрит на клавиатуру, то периодически можно прекрывать руки листом бумаги.

3) Третье условие – ориентировка при игре по графическому изображению нотной записи. Нужно уметь видеть общую конфигурацию мелодических рисунков, т.е. не вглядываться в каждую ноту, а видеть сразу всю гамму, арпеджио, интервалы, аккорды.

4) Кроме свободной ориентировки на клавиатуре, нужно владеть и аппликатурными навыками. Нужно объяснить ребенку, что каждый палец ставиться на свою клавишу. Аппликатура проставлена только в исходных точках, а дальше он может сам проставить номера пальцев, которыми будет удобно играть. Теперь, когда руки ученика удобно стоят на клавишах и не нужно переставлять руки на другие клавиши, глаза могут следить только за нотным текстом. Аппликатура основных фортепианных формул должна быть усвоена прочно и глубоко, чтобы при чтении с листа свободно ориентироваться в выборе пальцев. По мнению Л. Баренбойма: «Позиционная игра способствует быстрому овладению чтением с листа нотного текста. Она дисциплинирует руку, приучает ее к лучшей ориентировке на клавиатуре и к аппликатурной организованности».

5) При чтении с листа усилия должны быть направлены на воспроизведение завершенных музыкальных мыслей. Нельзя выговаривать по слогам каждую ноту. Только игра по фразам несет осмысленность, внутреннюю логику и эмоциональную окраску.

Структуру музыкальных построений учащемуся легче будет понять на основе песенных мелодий, в которых фразы литературного текста совпадают по своему строению с музыкальными.

При чтении нот с листа не допускается:

1) Остановки, поправки. При случайных ошибках не стоит останавливаться и переигрывать такты. В занятиях чтением с листа игра без остановок является наиболее важной задачей.

2) Значительное отступление от темпа.

3) Прежде всего необходимо воспитать у учащихся четкое ощущение сильной доли, метрической пульсации.

Допускаются: мелкие неточности, упрощение нотной ткани. Сокращению и облегчению подлежат фоновые гармонические звукообразования: упрощение мелизмов, замена широкого расположения аккордов на тесное, сокращение подголосков. Основной принцип: «минимум нот, максимум музыки». Мелодические рисунки и басы требуют к себе бережного отношения.

  1. Игра с листа имеет сложную структуру и включает два взаимосвязанных этапа деятельности исполнителя: Чтение нотного текста глазами и последующая игра с листа. Учащийся вникает в музыкальный материал, старается услышать, представить характер музыки ещё до её воспроизведения на инструменте. На основе анализа активно формируются и технические представления. В процессе анализа необходимо приучать ученика к определённой последовательности, начиная с наиболее общих моментов, прежде всего с названия произведения, которое нередко определяет его общий характер и жанр.

На необходимость предварительного зрительного ознакомления с текстом, его анализа и осмысления указывали многие музыканты и педагоги прошлого, например, Шуман: «Если тебе предлагают сыграть с листа незнакомое сочинение, то сначала пробеги его глазами».

Таким образом, первым ориентировочным действием должен быть анализ текста.

Анализ целесообразнее проводить по следующим ступеням:

  1. Жанр пьесы. Он бывает заявлен уже в названии (например, «Вальс», «Марш», «Гавот», «Фуга» и т.п.), что часто определяет характер музыки, окраску звука.

  2. Лад, тональный план сочинения. Частые смены тональности, модуляции, отклонения, обилие знаков альтерации обычно вызывают у учащихся затруднения при игре с листа.

  3. Анализ формы сочинения помогает выявить, из каких частей, периодов, предложений она состоит, есть ли повторы, репризы частей, рефрены, секвенции, контрастен или сходен тематический материал.

  4. Анализ фактуры произведения: гоммофонно - гармонический или полифонический. В полифонической фактуре необходимо уточнить, какой вид полифонии преобладает: подголосочный, имитационный или контрастный. Кроме того, следует указать на такие часто встречающиеся в произведениях формулы фортепианной техники, как гаммообразные пассажи, арпеджио, тремоло, альбертиевы басы, остинатный бас, хроматические фигурации, аккорды и т.д.

  5. Размер.

  6. Ритмические рисунки.

  7. Исполнительские приемы (динамика, артикуляция, темп, педализация, аппликатура, штрихи).

  8. Перед исполнением произведения необходима ладотональная настройка. Ее дает преподаватель или ученик.

  1. Подбор материала.

Формирование навыков чтения с листа требует, чтобы материал был последовательно выстроен и доступен, на один - два класса ниже основного материала индивидуального плана ученика. При этом музыкальный материал должен быть ритмически и интонационно знакомым, интересным, ярким. Для чтения с листа также можно использовать ансамбли, аккомпанемент. На начальном этапе обучения чтению нот с листа мелодии должны отвечать следующим правилам:

  1. они должны быть написаны в мажорном ладу, в тональности без знаков или с одним знаком. (можно брать материал из учебника «Сольфеджио 1 класс»);

  2. содержать в себе гаммообразные последовательности (без скачков), повторяющиеся звуки;

  3. диапазон мелодий должен охватывать звукоряд не более 4-5 звуков;

  4. мелодия должна начинаться и заканчиваться тоникой;

  5. исполняться в медленном или умеренном темпе;

  6. очень полезно поиграть «бусы» по системе Т.И. Смирновой,

  7. освоить ритмические блоки;

Работа над ритмическими схемами должна вестись параллельно с игрой песен и пьес. Первые месяцы считайте, используя слоговую поддержку ритму (система «та, ти»). В дальнейшем эта необходимость отпадет. Основная задача – выработать у ребенка прямую взаимосвязь между ритмической записью и внутренним чувством – метроритма; это даст так же легкость в чтении нот с листа.

Усложнение материала в дальнейшем должно происходить постепенно, но всесторонне:

  1. появление минорного лада, тональностей с большим количеством знаков, отклонений, модуляций;

  2. появление скачков;

  3. расширение диапазона мелодий;

  4. начало мелодии с любой ступени тональности;

  5. усложнение ритмического рисунка, появление пунктиров, триолей;

  6. исполнение в более быстрых темпах.

  7. при выборе пьес для чтения с листа педагог исходит из индивидуальных особенностей учащихся, стремиться выявить характерные для каждого из них трудности и, соответственно, распределить задания.

Итак, подводя итоги изложенного, следует еще раз подчеркнуть необходимость уделять больше внимания чтению нот с листа уже с самого начального периода обучения. «Лучший способ научиться хорошо читать с листа – это как можно больше читать» - Гофман.








Список использованной литературы:


    1. Т.И. Смирнова «Фортепиано. Интенсивный курс». М., 1997 г.

    2. В. Цыпин «Обучение игре на фортепиано». М., 1982 г.

    3. А.А. Баренбойм «Путь к музицированию». М., 1987 г.

    4. Г. Тимакин «Воспитание пианиста». М., 1983 г.

    5. А. Алексеев «Фортепианная игра» ». М., 1978 г.

    6. М.Н. Теплов «Психология музыкальных способностей». М., 1998 г.



Полный текст материала Доклад "Чтение с листа на уроках фортепиано" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Дегтяренко Татьяна Борисовна  marisa5327
12.01.2014 1 6304 625

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК