Статья "Образ черного человека в поэме С.А. Есенина"
Министерство образования и науки РФ
Бирский филиал Башкирского Государственного бюджетного
образовательного учреждения высшего профессионального образования
"Башкирский Государственный университет"
факультет филологический
кафедра русского языка, литературы и методики преподавания
русского языка и литературы
Литература
Научная статья на тему
«Образ чёрного человека в поэме С.А.Есенина»
Выполнила: студентка 41 группы
Брюхова Е.В.
Проверила: К.ф.н., доцент
Бурцева Е.А.
Бирск 2014
Образ чёрного человека в поэме С.А.Есенина.
Поэма С. А. Есенина «Чёрный человек» – одно из самых загадочных, таинственных и неоднозначных произведений поэта. Ее замысел у поэта возник во время его зарубежной поездки, значительная часть поэмы была написана заграницей. Окончательное завершение приходится на ноябрь 1925 года.
Поэма требовала от мастера глубокого эмоционального напряжения и анализа происходящих событий. Это произведение стало самым крупным последним поэтическим творением Есенина. Читая поэму, невольно задаёшься вопросом: кто же этот таинственный незнакомец в чёрном цилиндре?
В литературе, как в русской, так и в зарубежной, мы можем встретиться с образом «чёрного человека», например, в «Фаусте» И.В. Гётте, «Чёрном монахе» А.П. Чехова, «Двойнике» Ф. М. Достоевского. В некоторых сказках, поэмах и повестях А. С. Пушкина встречается мотив вторжения потусторонних сил в жизнь человека, который реализуются в образе русалки, Медного Всадника, в фатума или рокового сна. Но наиболее ярко пересечение реального и потустороннего отражено в «маленькой трагедии» «Моцарт и Сальери», где фигурирует загадочный образ чёрного человека: « М о ц а р т: Мне день и ночь / покоя не даёт / Мой чёрный человек./ За мною всюду,/ Как тень, он гонится./ Вот и теперь/ Мне кажется,/ он с нами сам-третей / Сидит…» [1].
Есенинского
«Чёрного
человека»
отделяет
от пушкинского почти сто лет. По
воспоминаниям ряда современников, в
последние годы своей жизни Есенин много
размышлял о личности и творчестве
Пушкина [2]. Чёрный человек в поэме Есенина
возникает как страшное видение, как
ночной кошмар: «Чёрный
человек/На кровать ко мне садится,/
Чёрный
человек / Спать не даёт мне всю ночь…»
[3].
Повторение
словосочетания «чёрный
человек»
можно
сравнить с навязчивым бредом, со смятением
и страхом. Автор показывает, что это
видение возникает у нездорового героя.
Многочисленные повторы в первой строфе
являются доказательством этого: «друг
мой, друг мой»,
«очень
и очень»,
«болен»,
«боль».
Поначалу, можно подумать, что чёрный человек – антипод героя. Но на самом деле, это ошибочное мнение. Он выступает в роли его второго «я», обличающего первое. Но лирический герой совсем не узнаёт себя в портрете, который рисует ему черный человек: «Черный человек / Глядит на меня в упор./И глаза покрываются /Голубой блевотой…». Но позже для нас открывается совсем неожиданная вещь: «Я в цилиндре стою./Никого со мной нет». Трость, которую бросил в чёрного человека герой поэмы, разбила зеркало. Следовательно, таинственный незнакомец в чёрном цилиндре и есть сам лирический герой поэмы. Cтановится понятно, что чёрный человек – это двойник героя. Его образ абвивалентен, неоднозначен, он вобрал в себя все то, что герой считает в себе отрицательным. «Дуэль» с чёрным человеком послужила своеобразным духовным испытанием для лирического героя, поводом к беспощадному самоанализу. Благодаря этому герой приходит к пониманию собственной обречённости: все лучшее и светлое – в прошлом; будущее видится пугающим и беспросветным. Но чёрный человек – это смертельно опасный противник героя или «часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо»?
Существует несколько версий на тему: кем же был есенинский чёрный человек.
Один из исследователей этой темы в своей работе «Чёрный ангел-хранитель Есенина» М.П. Свириденков рассуждает: «А что если чёрный человек был ангелом-хранителем Есенина, его совестью, знавшей, что поэт крестьянской Руси был «авантюрист, но самой высокой и лучшей марки»? Кто знает, возможно, Есенин увидел в чёрном человеке беса, потому что в стране, где вместо икон на стенах висели портреты безбожников и стали нетленными мощи кровавого вождя, нельзя было не перепутать святое и грешное…» [2].
Исследователи выдвинули еще одну версию, связывая образ «черного человека» с историческим лицом, а именно – с Троцким. Основана эта гипотеза на воспоминаниях художника Ю. Анненкова, которому в 1923 г. правительством было поручено написать портреты вождей революции. Одним из первых он писал портрет Троцкого: «Когда все мои эскизы к портрету Троцкого были закончены, и я должен был приступить к холсту, Троцкий сказал полушутя, полусерьезно:
— А как же мне нарядиться для портрета? Позировать в военной форме мне бы не хотелось. Могли бы вы набросать что-нибудь соответствующее для нашего портного?
Я набросал карандашом темную непромокаемую шинель с большим карманом на середине груди и фуражку из черной кожи, снабженную защитными очками. Мужицкие сапоги, широкий черный кожаный кушак и перчатки, тоже из широкой черной кожи, с обшлагами, прикрывавшими руки почти до локтей, дополняли этот костюм.
Вспоминаю, как во время одной из примерок я сказал:
— В этом нет ничего военного.
Троцкий улыбнулся:
— Но в этом есть что-то трагическое.
— Не трагическое, — ответил я, тоже рассмеявшись, — но угрожающее». Не эта ли «одежда революции» подсказала Есенину название поэмы — «Человек в чёрной перчатке» (Берлин, 1923 г.) и, наконец, «Чёрный человек»? На это указывают даты, общие знакомые. На это указывает портрет Есенина работы Ю. Анненкова, помеченный 1923 годом [4]. Но за недоказательностью эта версия исследователями была отвергнута.
Вероятнее, что чёрный человек – это лирический герой поэмы. Конечно, в создании этого образа, вполне возможно, участвовали и впечатления от встреч с реальными людьми, и весь текстовой массив предшествующей литературы, переосмысленный и переработанный сознанием художника, и осознание собственной личности. И именно все это в совокупности делает эту поэму значимой не только для творческой индивидуальности одного поэта, но и для всей литературы в целом.
Литература:
Пушкин А.С. Собр. соч.:В 3-х т. – Т. 2. – М., 1986. – 527 с.
Свириденков М.П. «Чёрный ангел-хранитель Есенина», статья. – М., 2004. – URL: http://esenin.niv.ru/esenin/articles/article-3.htm (Дата обращения 25.05.2013).
Есенин С. А. Собр. Соч.: В 2 т. – Т. 1.– М, 1992. – 480 с.
Пашинина В.С. Неизвестный Есенин. Факты и документы. Литературно-историческое исследование. – М., 2013. – 640 с.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Брюхова Екатерина Вячеславовна
→ Аризона01 28.01.2014 0 11302 450 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.