Этнические особенности русского танца как фактор воспитания духовно – нравственных качеств подростков
Кузнецова Лариса Хамитовна
«Этнические особенности русского танца, как фактор воспитания духовно – нравственных качеств подростков»
Человек во все времена является зависимым от истории и культуры своей страны. Наше время – эпоха информационной революции. В корне измененный ритм жизни отрицательно воздействует на психику подрастающего поколения. У некоторой части молодежи заметен сниженный интерес к подлинным ценностям, к духовной «пище», к наукам и культуре. Вследствие этого происходит явная нарастающая человеческая деградация.
В бурно меняющихся условиях нашей действительности неизменным остается желание воспитать в детях духовно – нравственного человека и, таким образом, поднять следующее поколение хотя бы на ступень выше по лестнице внутреннего совершенства.
Процесс воспитания человека и есть процесс его нравственного становления. Он предполагает выбор нравственных ориентиров; овладение знаниями о должном поведении; эмоциональное, чувственное переживание собственных поступков. В основе нравственного воспитания подрастающего поколения лежат общечеловеческие ценности, непреходящие моральные нормы, выработанные людьми в процессе исторического развития общества, и новые принципы и нормы, возникшие на современном этапе развития общества.
Духовность – это результат приобщения к знаниям, к мировой культуре, к современной общественной жизни. Это любовь к человеку, к жизни, к Богу, способность понимать другого, сострадать, быть милосердным, это желание и умение отстаивать свою позицию, быть терпимым к другим, бороться с враждебным, это осознание значимости честной самооценки, способность воспринимать радости не только материального бытия, но и духовные – от познания прекрасного до социально – статусного самоутверждения.
Духовно – нравственное воспитание – сложный, кропотливый, требующий индивидуального понимания процесс, в котором человек учится отличать «нравящееся», «приятное», «дающее наслаждение», «полезное» от того, что на самом деле хорошо, что объективно – совершенно и именно потому истинно, нравственно, художественно, справедливо, героично. Научиться различать эти два ряда ценностей сразу очень сложно. Самой благодатной почвой для нравственного и духовного воспитания является подростковый возраст – период интенсивного формирования нравственных понятий, представлений, убеждений, принципов. Духовно – нравственное воспитание является важнейшим этапом формирования личности подростка.
Для духовно – нравственного воспитания подростков важен верный и вдумчивый подбор образцов, которые бы выглядели не просто некими моделями поведения, но и толчком к духовной работе над собой. Современная жизнь диктует свои правила, возможно, совершенно полярные тем, которые были нормой у наших предков, но нельзя строить моральный облик поколения без уроков, которые нам преподносит русская народная культура. Россия имеет свои духовно – исторические дары и призвана творить свою особую духовную культуру – культуру сердца, созерцания, свободы и предметности, культуру, формирующую дух. «Духовный мир формирует культура, и мир русской души сформирован именно народной культурой».
Происходящие во всех сферах общественной жизни России перемены обуславливают необходимость создания таких условий жизнедеятельности каждого ребенка, в которых он мог бы свободно расти, развиваться. Это невозможно вне сферы культуры, которая открывает пути внутреннего изменения человеческой личности, переориентации людей на духовно – нравственные ценности.
Хореографический коллектив приобщает к миру прекрасного, учит отличать подлинное искусство от подделки, прививает с ранних лет хороший вкус, закладывает те добрые основы, которые помогут вырасти человеком с тонким чувством изящного, человеком, чья душа открыта навстречу проявлениям творческого таланта. Это особая творческая организация, которая обладает специфическими воспитательными функциями: эстетической, этической, физической, духовно — нравственной и социальной. Хореографическое творчество является сферой контакта личного творческого опыта подрастающего поколения с художественным и эстетическим опытом, накопленным в народном творчестве и профессиональном искусстве. Это объясняет необходимость приобщения молодежи к танцевальному творчеству.
Русский народный танец – это яркое, красочное творение народа, являющееся эмоциональным художественным специфическим отображением его быта, характера, мыслей, чувств, эстетических взглядов и понимания красоты окружающего мира. В танце народ во все времена передавал свои мысли, чувства, настроения, отношения к жизненным явлениям. Русский танцевальный фольклор имеет не только внешнее эстетическое значение, но и повышает уровень этического, духовного, нравственного, художественного воспитания. Человек не только испытывает неповторимые ощущения от свободы и легкости, от умения владеть своим телом, от красоты и характера танцевальных элементов, но и меняется его отношение к окружающему миру. Танец может служить не только как средство психофизиологической регуляции, но и как средство установления межличностных отношений, гармонии с природой и своими чувствами, мыслями, как источник мудрости и познания себя, своей Родины, предков и их традиций.
В результате обращения с ранних лет к традициям русского народного быта, образам родной природы меняется шкала ценностей человека. Порожденные процессами урбанизации, экологического и социального кризиса в стране проблемы в воспитании, могут быть решены возвращением к «живительному источнику» народной мудрости, которым является русская народная хореография. Этот вид искусства объединяет в себе все проявления народной жизни, творчества, какие только существуют.
Педагог классического танца
МБОУ ДО «ЦДТ» Кузнецова Л.Х.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кузнецова Лариса Хамитовна
→ Лариса3634 15.12.2014 1 3513 369 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.