Статья "Мышечный тонус музыканта-исполнителя"
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Дополнительного образования детей «Добрянская детская школа искусств»
« Мышечный тонус музыканта - исполнителя»
(методическая разработка)
Преподаватель отделения
народных инструментов
класс баяна и аккордеона
Микова Зульфия Миннуровна
Пермский край г. Добрянка 2015 год.
Содержание
Понятие «тонус».
Мышечная деятельность музыканта – исполнителя.
Рефлекс и рефлексорные реакции организма.
Профилактика профессиональных заболеваний.
Цель:
Поделиться информацией по теме «Мышечный тонус музыканта-исполнителя» и возможность преподавателя в игровой форме в процессе обучения игре на инструменте предотвратить профессиональные заболевания.
Тон, тонус - степень натяжения мышц, ещё говорят жизненный тонус. Ощущение комфорта. Гипертонус – мышцы сами сокращаются, и очень быстро наступает перенапряжение. Гипотонус – вялые, безвольные мышцы. Восхищаясь блестящей техникой музыкантов, мы меньше всего думаем о том, что лежит в основе поражающих воображение отточенных движений. Между тем, красивыми и точными движениями рук музыканта и изящными, полными большой выразительной силы танцами балерины управляет необычайно сложный аппарат, который ведает всеми движениями нашего тела.
Игра на любом музыкальном инструменте представляет собой, с точки зрения физиологии, мышечную работу и как таковая подчиняется мышечной деятельности. Все наши движения осуществляются путём сокращения и расслабления так называемых скелетных мышц. После длительной работы наступает утомление мышцы. Её способность к сокращению уменьшается. У очень утомлённой мышцы после сокращения не наступает полного расслабления, получается остаточное сокращение или контрактура (зажим). Если мышцу оставить в покое, то наступает отдых, и первоначальное состояние мышц восстанавливается - контрактура исчезает. В мышцах, связках, сухожилиях, в суставах и костях находятся специальные нервные окончания чувствующих нервов, которые передают в центральную нервную систему информацию о положении в пространстве и движение его отдельных частей. Совокупность этих ощущений и есть так называемое мышечное чувство. В первые на мышечное чувство обратил внимание великий физиолог И.М.Сеченов в своей книге «Элементы мысли». Работа мышц, как и вся двигательная деятельность человека, осуществляется через нервную систему головным мозгом и им регулируется. Это касается всех движений человека – сознательных или самопроизвольных, совершающихся без участия воли человека. Схема всякого двигательного акта очень проста. Любое раздражение возбуждает тот или иной чувствующий нерв. Сигнал от него поступает в головной мозг и там с чувствительных клеток переходит на моторные, а они по нервам передают его исполнительным органам, которые производят целесообразные действия. Иными словами, движение любой части тела является результатом координированной деятельности целого ряда мышц, которыми руководит центральная нервная система. Именно она связывает человека с внешним миром, поддерживает его жизнь в изменяющихся условиях и обеспечивает её совершенствование. В строении нервной системы всех живых существ из класса позвоночных помимо головного мозга существует спинной. Роль спины играет важное значение при общей координации движений музыканта – исполнителя, как за инструментом, так и вне него. Спинной мозг, по сути дела, весьма сложно устроенный «многожильный кабель», по которому движутся импульсы. Эти пучки волокон проводят сигналы от нервных окончаний мышц и сухожилий и отчасти от окончаний нервов, воспринимающих прикосновение и вибрацию, несут импульсы болевой чувствительности, ощущение тепла и холода. Сигналы, идущие от мыщц по чувствующим нервам, поступают сначала в спинной мозг. А оттуда по специальным проводящим путям – в кору больших полушарий головного мозга и в мозжечок, который считается главным центром или органом мышечной чувствительности. Импульсы, поступающие в центральную нервную систему, вызывают рефлексорные реакции и играют существенную роль в мышечном тонусе и координации движений.
Рефлекс (от латинского «reflexus»- повёрнутый назад, отражённый), реакции организма, осуществляемые при участии нервной системы в ответ на действие внешних и внутренних раздражителей.
Рефлексы подразделяются на 4 группы:
Опорный.
Познический (поза).
Осевой.
Вестибюлярный.
1.Опорные рефлексы – крестец живота - центровка, проверить сидалищные бугры.
Упражнение-игра: «Лодочка» раскачивание на стуле
Лодочка качается
Качается, качается
Волны поднимаются
Поднимаются Раз, Два. Три!
Лодочка плыви! (и резко встать на ноги)
2.Познический – поза. Посадка за инструментом.
Можно поиграть сидя на стуле или стоя.
Игра «Море волнуется раз»
Море волнуется «Раз»
Море волнуется «Два»
Море волнуется «Три»
Морская фигура «Замри»!
Идёт активизация позвоночника. Если на это не обращать внимание. Ребёнка ждёт искривление позвоночника – сколиоз.
3. Осевой рефлекс – это осанка.
Через образ даём почувствовать рост. Упражнение-игра «Росточек»:
Полив - рост - руки тянутся к солнцу, засуха - увядание – руки опускаются. То же самое упражнение, только на кисти рук. Полив - рост – пальцы в кулачках тянутся к солнцу, засуха - увядание – пальцы собираются в кулачки.
Самое простое упражнение: походить с книжкой на голове.
4.Вестибюлярный рефлекс. Ощущение пространства и себя в этом пространстве. Простые упражнения: походить ребёнку по досочкам (плашечкам).
Упражнение «Кочки», если вы играете с маленьким ребёнком. Или представить себя Гуливером. И пройти населённые пункты, не наступив на них. Проконтролировать, чтобы ребёнок не упал, когда он будет переступать с ноги на ногу. Нужно делать плавно, без резких движений.
Немало воды утекло с тех пор, пока музыканты-исполнители разобрались, что значит для них жизненный тонус. Сначала – в клавесинную эпоху - можно было обойтись пальцами. И фактура произведений, и обстановка салона, в котором проходили выступления музыкантов, и инструменты не требовали больших мощных звучностей. Большие залы. Концертные рояли, новая фактура произведений потребовали от музыкантов иных, более ярких красок. Пальцы (как, например, в школе Клементи) усиленно тренировали. В моду вошла «молоточковая» игра (считалось, что инструмент с системой молоточков требуют аналогичногого - ударного приёма игры). Далеко не сразу и далеко не все музыканты научились использовать в игре не только пальцы, но и вышележащие части руки. Одним из наиболее ценных терминов, изобретённых пианистами, начиная с далёких времён выражение «лёгкая рука». Не «тяжесть», не «вес», не «нажим», не «толчок», не «удар». А именно ощущение лёгкости, возможное только при её идеальном состоянии, которое сейчас называем рабочим тонусом. «Музыканты, чьи руки легки, могут быть названы абсолютными хозяевами своих рук и пальцев» - говорил один клавесинист семнадцатого века.
У человека насчитывается около 700 мышц: бицепсы-сгибатели, трицепсы-разгибатели, пронаторы, супинаторы и т.д., мышцы внешние и внутренние. Приёмы, расслабляющие мускулатуру нужно применять не только при болезненных состояниях рук. Однако нужно учитывать то, что расслабленность рук нужна только при отдыхе и ни в коем случае за инструментом. Свобода движения во время игры – это нужная собранность всего тела в целом. Очень важно найти приёмы, мобилизующие, тонизирующие аппарат, способствующие его предварительной настройке. При этом, по выражению американского физиолога К.Прибрама, создаётся так называемый «тонический фон движения», который обеспечивает необходимую быстроту реакции, двигательную лёгкость и точность, быстроту приспособления движений к выполнению данной задачи. Как пишет в своей книге В.А.Гутерман «Боже, как я намучилась, приводя в порядок вялые, расслабленные, безвольные руки! Сколько сутулых спин! Сколько «глухих» мышц, рецепторы которых почти атрофировались! И всё из-за пресловутых «освобождающих приёмов, основанных на снятии не столько лишнего напряжения, но и самого ценного, что есть в руке её тонуса, её мобилизационной готовности к действию, делающей руку лёгкой и подвижной». Как долго (да и сейчас!) не только пианисты, но и другие музыканты под игрой «от плеча» подразумевали не активное состояние, а пассивный, безвольный вес, который непосильным грузом ложится на предплечье, кисть и пальцы!». Это позволяет сделать вывод, что основная причина заключается в том, что неправильно распределена работа мышц, когда крупные, сильные мышцы плеча и спины выключаются из активной игры и перестают помогать мышцам более мелким и слабым. Что делают педагоги-музыканты, когда такое явление (выключенное из активной работы плечо и перегруженные мышцы предплечья и пальцев) происходит и у их учеников? Вместо того чтобы организовать единый мышечный тонус всего исполнительского аппарата, включая осанку, мышцы спины, ног, плеча, вместо того, чтобы перераспределить работу мышечных групп таким образом, чтобы освободить от непосильной нагрузки слабые мышцы и передать её более сильным, педагоги большей частью начинают «освобождать» руки сериями расслабляющих движений. Паталогия при этом, естественно, не снижается, а напротив, нарастает. Мышцы плеча ещё больше стягиваются и укорачиваются. Боли переходят и в плечи, и в шею, и в спину. Иногда наверху не бывает болей, но в лучезапястном суставе образуется ганглий (шишечка).
Нужно хорошо подумать, прежде чем говорить ученику «расслабь руки», а лучше вообще не говорить. А в форме игровых упражнений взять, да и лепить руку ребёнка. Такую руку, какая потребуется для дальнейшей работы. Созданию рабочего тонуса рук помогают и образные сравнения типа «крыло летящей птицы». Идеальное тонусное состояние всего тела помогает создать следующий нехитрый приём: ученик стоя «вдёргивает нитку в иголку», находящуюся на уровне глаза. При этом всё тело сразу мобилизуется, руки становятся лёгкими, цельными и устремлёнными к кончикам пальцев, держащим иголку и нитку.
Главное в работе преподавателя – научить ученика владеть инструментом. Но прежде всего, нужно учитывать, что расслабленность рук нужна только при отдыхе и ни в коем случае за инструментом. Свобода движений – это нужная собранность всего тела в целом. Ноги должны иметь опору во время игры, и так же ученик должен чувствовать всё тело. Обратить внимание на пальцы, далее на собранность кисти, на степень мышечного напряжения. Показать, чтобы вся рука, от лопатки до кнопки (клавиши), струны была цельной и вместе с тем пластичной.
Из воспоминаний баяниста М. о занятиях с Валентиной Александровной Гутерман:
«В.А. решала многие исполнительские проблемы игры на баяне:
1. Способ прикосновения – глубокое, активное нажатие на клавиши, передача на легато с пальца на палец. Рука помогает пальцам, происходит непрерывное движение под мышкой (приём К.Н.Игумнова). Это ощущение незаметно для постороннего глаза, но всегда должно быть ощутимо для исполнителя. Если его нет, то звук недоброкачественный резко отличается от предыдущего.
2. Ведение меха: ощущение лопатки, участие всего тела, гибкость мыщц плеча; опора в ногах помогает ведению меха, опора не мертвая, а гибкая, ноги хорошо координируют руки.
3. Движение левой руки по выборной клавиатуре - при движении наверх раньше идёт наверх мышца плеча, а затем рука; при движении руки вниз раньше идёт мышца плеча, а потом кисть и пальцы. Это предохраняет мелкие мышцы от переутомления, а, следовательно, и заболевания. Крупные мышцы ведут более мелкие.
4. Любое звучание проверяется слухомышечным ощущением. При наличии контроля звукомышечного ощущения получается добротное звучание. Это осуществляется только благодаря постоянному применению обратной связи».
Определённую роль в физическом состоянии исполнителя будет играть и создание в его аппарате единого цельного исполнительского тонуса
(особенно в тех случаях, когда талантливому музыканту его не дала природа), при котором мышечная система работает скоординированно, органично и, главное, как единое целое, без разнобоев. При таком состоянии аппарата исключены профессиональные заболевания.
В работе с детьми нельзя не учитывать природные музыкальные и физические данные, возрастные и психологические особенности. Наша задача создать комфортную обстановку на уроке. Прежде всего, подобрать инструмент (баян или аккордеон); стул, соответствующий возрасту и физическим данным ребёнка. Правильно посадить ученика за инструмент. Отрегулировать все ремни, поставить инструмент и руки на клавиатуру. Посмотреть с каким настроением пришёл ученик в класс. Уметь настроить ребёнка на совместный плодотворный труд. Даже, если ученик пришёл на урок неподготовленный, всегда можно найти, чем заняться. Уметь вовремя шуткой «разрядить» ребёнка от усталости, плохого настроения. Быть тонким психологом и всегда держать руку на пульсе. Настрой ребёнка, желание научиться играть на инструменте – важные условия в воспитании будущего музыканта – исполнителя. Наша задача воспользоваться этим и научить ученика. Ведь талантливые дети – это те дети, которым интересно, а главное комфортно жить в звуке.
Использованная литература:
1.В.А.Гутерман «Возвращение к творческой жизни»
профессиональные заболевания рук. Екатеринбург, гуманитарно-экологический лицей, 1994 год.
2.И.Э.Сафарова «Игры для организации пианистических движений». Екатеринбург. 1994 год.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Микова Зульфия Миннуровна
→ zulfiamikova 04.03.2015 0 4543 323 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.