Статья «Взаимодействие основного и дополнительного образования в процессе эстетического воспитания подростков»
Взаимодействие основного и дополнительного образования в процессе эстетического воспитания подростков
Важной методологической предпосылкой целостного развития личности считается, прежде всего, интегративный подход к построению образовательного процесса, означающий единство целей, задач, содержания, методов и форм воспитательного воздействия.
В исследованиях последнего десятилетия широко освещены вопросы эстетического воспитания детей и подрастающего поколения в процессе интеграции основного и дополнительного образования (Л.П. Ильенко, Н.К. Карпова, И.Э. Кашекова, А.Н. Малюков, Е.В. Ремнева, Г.Н. Савельева, И.А. Синкевич, Т.В. Фуртаева и др.).
Музыкальное обучение в учреждениях дополнительного эстетического образования (Детские школы искусств, Детские музыкальные школы) направлено на развитие каждого ребенка. Это связаны с тем, что дети не только приобретают специальные знания, умения и навыки игры на инструменте, но и формируется система эстетических интересов: любовь и интерес к музыке, искусству, умение видеть прекрасное в самой жизни, установка на эстетическое постижение действительности. Все это побуждает педагога искать пути и методы работы, которые помогут решить поставленные цели и задачи, а также учитывать психологию каждого обучающегося.
Учебным планом предусмотрены только два академических часа урока по специальности в неделю (имеется ввиду ДШИ, ДМШ), что недостаточно для формирования разносторонне развитой гармоничной личности. Одним из способов решения этой задачи стали современные образовательные технологии. Однако применение данных средств не всегда позволяет добиться желаемого результата в процессе музыкального образования детей.
Важнейшее условие рациональной интеграции – это уменьшение числа учебных часов на изучение интегрированного курса по сравнению со временем изучения отдельных предметов.
Например, на образовательную область «Искусство» (имеется ввиду общеобразовательная школа) в базисном учебном плане отводится 280 часов (+35 часов на проект); 236 часов – это федеральный компонент (75%) и 79 часов – вариативный компонент (т.е. региональный и школьный компоненты), составляющий 25%.
Разработанная экспериментальная интегрированная программа рассчитана на 102 часа в год. Нагрузка в дополнительном образовании (ДМШ) составляет 220 часов на старшие классы. В данном варианте, сокращая суммарное количество часов, интеграция расширяет объем знаний обучающихся. Объемность программ достигается интеграцией различных видов деятельности, а также смена деятельности снимает физическую утомляемость и психическую нагрузку у подростков. Дети занимаются с интересом, что делает процесс обучения и воспитания доступным и комфортным.
Наряду с этим интеграция позволяет вводить новые предметы в учебный план за счет сэкономленного времени.
В ходе экспериментальной работы разрабатывалась и апробировалась технология инновационной деятельности, направленная на интеграцию содержания эстетического воспитания в образовательных учреждениях (общеобразовательная и детская музыкальная школы). Инновационное сотрудничество осуществлялось в следующих формах: интегрированные уроки в школе; приобщение к внеклассной и внешкольной эстетической деятельности; классные часы; музыкальные гостиные; факультативные занятия по эстетическому воспитанию подростков в общеобразовательных учреждениях; приобщение к проектной деятельности; итоговые или обобщающие для нескольких классов занятия с использованием межпредметных связей (комплексные).
Приведем пример интегрированного занятия для 6 класса.
Занятие «Образы ночи и утра в искусстве»
Цель: формирование эстетического вкуса подростков.
Задачи: Познакомить с жанром ноктюрна в музыке и живописи. Научить использовать приемы света и тени в передаче образов ночных и утренних пейзажей. Воспитать эстетику чувственного постижения природы.
Литературный материал: А.А. Фет «Какая ночь!..»; Н.В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»; Н.М. Языков «Утро»; И.С. Никитин «Утро» (по выбору).
Музыкальный материал: К. Дебюсси «Лунная соната»; Э. Григ «Пер Гюнт» («Утро»),
Наглядный материал: А.И. Куинджи «Ночное», «После дождя», «Украинская ночь», «Лунная ночь на Днепре»; А.В. Сычев «Утренняя тишина».
Рабочий материал: гуашь, тонкие кисти, белая, черная и цветная бумага, карандаш, акварель, кисть, цветные карандаши.
Ход занятия
Учитель музыки. Природа возвышала и призывала забыть перед ее лицом о суете и эгоизме. Русская поэзия стремилась слить гуманные принципы, выработанные лучшими умами человечества, с природными законами, которые представлялись ей справедливыми и разумными. Природа выступала искусным «врачом», укрепляющим дух, исцеляющим от душевных недугов и вносящим в него успокоение и гармонию.
Чтец.
Какая ночь! Как воздух чист... (читает стихотворение АЛ. Фета).
Звучит «Лунная соната» К. Дебюсси.
Учитель музыки. Ребята! Вы прослушали музыкальное произведение для фортепиано. Какой характер у мелодии? Какие впечатления вызывает у вас услышанная музыка?
Ответы детей.
Фактура произведения прозрачная, напоминает призрачное сияние; мелодия плавная, лиричная.
Характер музыки спокойный; мелодия напоминает колыбельную песню.
Учитель музыки. Это произведение написал известный французский композитор Клод Дебюсси. Сочинение так и называется «Лунная соната». Как вы думаете, эта музыка изображает или передает чувства человека?
Ответы детей.
Музыка не только изображает, но и передает ощущение спокойствия, тишины.
Музыка изображает лунную ночь, свет луны.
Педагог ДО по ИЗО. Образы ночи в разных аспектах - изобразительных и выразительных, описательных и психологических - частое явление в поэзии, живописи и музыке XIX в. В это время в искусстве развивался жанр ноктюрна. Слово «ноктюрн» означает «ночной». В русской пейзажной живописи XIX в. замечательные ноктюрны писал художник Архип Иванович Куинджи. Ему принадлежат такие полотна, как «Ночное», «После дождя» и др.
Демонстрирует репродукции картин А.И. Куинджи «Ночное» (1905 – 1908 гг.), «После дождя» (1879 г.).
Печальная поэзия сумеречного света, призрачное сияние луны, смещая границы реального, преображаются в окутанные дымкой видения, неотделимые от личного чувства и настроения художника. Привязанность к природе родной Украины, где прошли детство и юность художника, Куинджи сохранил на всю жизнь. Он не скрывал любви к литературному искусству своего великого земляка Н.В. Гоголя, и некоторые его картины воспринимаются нами как прямые художественные аналогии (демонстрирует репродукцию картины «Украинская ночь» А. Куинджи).
Чтец. Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в нее... Божественная ночь! Очаровательная ночь! Недвижно, вдохновенно стали леса, полные мрака, и кинули огромную тень на себя... Как очарованное, дремлет на возвышении село. Еще белее, еще лучше блестят при месяце толпы хат; еще ослепительнее вырезываются из мрака низкие их стены («Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя).
Педагог ДО по ИЗО. А. Куинджи был занят поисками образа Днепра (демонстрирует репродукцию картины А. Куинджи «Лунная ночь на Днепре»).
Обучающийся. Картина словно служит иллюстрацией к гоголевским «Вечерам на хуторе близ Диканьки»: «Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои. Ни зашелохнет, ни прогремит. Глядишь, и не знаешь, идет или не идет его величавая ширина, и чудится, будто весь вылит он из стекла, и будто голубая зеркальная дорога, без меры в ширину, без конца в длину, реет и вьется по... миру».
Итак, жанр ноктюрна встречается и в музыке, и в литературе, и в живописи. Однако большинство художников отображают в своих произведениях внутреннюю красоту природы, ее спокойствие, степенность и величие, взывающих к нравственной чистоте. Одни черпают в природе силы для борьбы, другие задумываются о философских противоречиях бытия, в третьих она пробуждает светлое мироощущение.
Звучит фрагмент симфонической сюиты Э. Грига «Пер Гюнт» («Утро»),
Учитель музыки. Вы прослушали фрагмент симфонической сюиты норвежского композитора Эдварда Грига «Пер Гюнт». Какой характер у этой музыки?
Дети.
Спокойный, мягкий, плавная мелодия.
Педагог ДО по ИЗО демонстрирует репродукцию картины современного художника А.В. Сычева «Утренняя тишина» (2012 г.).
Дети находят соответствия музыкальной и цветовой палитры художественных произведений.
Чтец (читает стихотворение Н.М. Языкова «Утро»; И.С. Никитина «Утро» - по выбору).
Задание: детям предлагается сделать ноктюрн на выбор:
пейзажную зарисовку на ноктюрн Ф. Шопена;
зарисовку на стихотворение И. С. Никитина «Ярко звезд мерцанье...»;
сочинить стихотворение (или прозу) на музыку К. Дебюсси «Лунная соната» или произведения Э. Грига.
Итак, интеграция основного и дополнительного образования предполагает формирование организационных структур, которые осуществляют единую политику в области эстетического воспитания личности как по вертикали – преемственность программ эстетического воспитания в классах младшего и среднего звеньев общеобразовательной школы, совместные проекты учреждений основного и дополнительного образования, так и по горизонтали – расширение взаимодействия педагогов и обучающихся, реализация интегрированных связей на занятиях.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Подповетная Елена Владимировна
→ Публикатор 19.02.2018 0 2116 65 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.