Программа летнего экологического лагеря "Устойчивое будущее"
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детско-юношеский центр Киренского района «Гармония»
Программа «Устойчивое будущее» летнего экологического лагеря “Экос”
г. Киренск
Пояснительная записка
В соответствии с основополагающими отечественными и международными документами, определяющими основы и пути реализации устойчивого развития, международными обязательствами России вопросы устойчивого развития должны быть неотъемлемым элементом всех общеобразовательных учреждений и включаться во все учебные программы. Данное обстоятельство, во-первых, предполагает знакомство учащихся с основными положениями и принципами устойчивого развития, а, во-вторых, - теоретическую и практическую подготовку к профессиональной деятельности в области управления окружающей средой и устойчивого развития, в том числе менеджмента и маркетинга, научно-исследовательской работы, социально-политической деятельности.
Особую актуальность задача реализации идей устойчивого развития в учреждения дополнительного образования приобретает в условиях модернизации системы образования. Необходима обязательная профилизация старшей ступени общего среднего образования (учащихся 9-11 классов).
Особенность подсознания заключается в том, что оно закладывается в детстве. Психологи давно определили сроки становления представления людей о мире и о себе; оно в основном завершается в 14 – 16 лет. После этого изменение стереотипов поведения происходит трудно, и носит название переоценки ценностей, процесса, как известно, весьма мучительного.
Поэтому очень важно не упустить этот возрастной период человека (когда он имеет определённый жизненный опыт, эмоционально подвижен, любознателен и стремится ко всему новому) в становлении его экологического сознания, используя при этом различные педагогические технологии.
Целями данной программы являются:
Для учащихся – становление и развитие компетентности (приобретение знаний, навыков, опыта, развитие творческих способностей в решении и предупреждении комплексных социальных, экономических, экологических проблем, повышении качества жизни на основе устойчивого развития.
Для педагога дополнительного образования – создание условий для становления, развития. Самореализации, самоактулизации личности учащихся, содействие в адаптации к переменам в окружающей среде.
Для общества в целом (социальный заказ) – повышение качества жизни, просвещение и подготовка кадров в области управления окружающей средой на основе принципов устойчивого развития.
Таким образом, основной результат изучения курса представляет осознанная социально значимая деятельность учащихся, направленная на повышение качества жизни, на достижение измеримых положительных изменений состояния окружающей среды.
Достижение этого результата возможно при ориентации учащихся не на потребительские ценности современного общества, а на постматериальные ценности, в числе которых гуманизм, свобода, творчество, нравственность, ориентация на диалог и сотрудничество (а не на власть, статус и иерархию), открытость информационного обмена, профессионализм, самореализация, ответственность за природу, ныне живущие и будущие поколения людей.
Методы и формы организации обучения, используемые в данной программе определяются требованиями учёта индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития личности, формирования организационных и интеллектуальных навыков критического, системного, проектного, прогностического мышления, сотрудничества, взаимодействия с другими людьми при комплексном решении социо-эколого-экономических проблем.
В связи с этим основные приоритеты методики реализации программы «Устойчивое будущее»:
Междисциплинарная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения.
Обучение через опыт и сотрудничество.
Учёт индивидуальных особенностей и потребностей учащихся, различий в стилях познания – индивидуальных способах обработки информации об окружающем мире (аудиальный, визуальный, кинестический).
Метод проектов, стратегическое планирование и управление проектами, разработка и реализация проектов, направленных на достижение измеримых положительных изменений состояния окружающей среды.
Метод приоритета нравственных ценностей, призванный обеспечить готовность к ответственному моральному выбору.
Личностно-деятельностный подход.
Субъект-субъектный подход.
Проблемное обучение.
Лидерство.
Интерактивность.
Исследовательская деятельность.
Таким образом, материал изучается, в основном, в ходе интерактивных упражнений, имитационных игр, самостоятельной творческой работы учащихся.
Данная программа рассчитана на 2 возрастные категории (13-14 лет и 15-16 лет).
Учащиеся младшей возрастной группы приобретают первые навыки и умения исследовательской деятельности, т.е., это подготовительный этап перед изучением программы, рассчитанной для 2 возрастной группы.
Основная форма обучения при прохождении программы для 2 возрастной группы – семинар-тренинг, также предполагается использование и других форм обучения, на которые отводится большая часть времени, которые вызывают наибольший интерес у учащихся:
Экскурсии.
Конкурсы.
Практические работы.
В рамках указанных форм используется фронтальная, групповая (в малых группах) и индивидуальная работа с учащимися. Однако особенность программы состоит в преобладании групповой формы организации обучения – работа в малых группах с постоянным и меняющимся составом, разным количеством учащихся в группе в зависимости от вида деятельности. Приоритетность групповой формы организации работы учащихся продиктована необходимостью развития организационных и коммуникативных способностей, умения учитывать позицию другого человека, навыков сотрудничества при выявлении и решении проблем, при разработке и реализации проектов.
Отражая междисциплинарный характер концепции устойчивого развития, содержание программы интегрирует материал базовых курсов (обществознание, экология, биология, химия, география, экономика, история) и создаёт условия для формирования и развития общеучебных и интеллектуальных умений и навыков:
Мыслить системно, прогностично, критически.
Разносторонне аргументировать, доказывать и отстаивать свою точку зрения.
Анализировать события и обстоятельства повседневной жизни и действовать с учётом культурных различий.
Сотрудничества, разрешения конфликтов, способности воспринимать чужую позицию.
Содержание программы обеспечивает внутрипрофильную специализацию обучения и формирование профильных умений и навыков, в числе которых:
Выявление и согласование позиций различных людей.
Совместная деятельность.
Стратегическое планирование.
Прогнозирование.
Целеполагание.
Принятие решений.
Управление ресурсами.
Работа с общественностью.
Сбор, анализ и распространение информации о состоянии окружающей среды (включая её социальный, экономический и экологический компоненты) и использование информации в практической деятельности.
А также:
Духовному становлению учащихся.
Гармонизации личности.
Выработке основанной на принципах экологической этики индивидуальной жизненной позиции.
Развитию конструктивно-оптимистического отношения к решению стоящих перед обществом проблем.
Целостному восприятию эколого-гуманистической картины мира и места в нём человека.
Реализация содержания в процессе разработки повесток 21 самими учащимися создаёт условия для построения индивидуальных образовательных траекторий, включая профессиональное самоопределение, направленное на выбор, в частности, следующих профессий:
Управление социальными, экономическими и природными ресурсами.
Менеджмент и маркетинг.
Образование.
Научно-исследовательская работа.
Социальная работа.
Социально-политическая деятельность.
Программа рассчитана на 2 возрастные группы:
1 группа (13-14 лет) 65 часов, в том числе 39 часов - полевой практикум, 26 часов –лабораторный практикум.
2 группа (15-16 лет) 63 часа, в том числе 25 часов - семинары-тренинги, 38 часов – практическая работа.
Диагностика результатов обучения (сравнение достижений учащегося до начала и после окончания изучения курса) осуществляется методами:
Наблюдения, оценки степени активности и заинтересованности во время проведения тренинговых и практических занятий.
Беседы с учащимися и родителями.
Анкетирование.
Статистические (корреляция и др.).
Анализа творческих, исследовательских работ учащихся.
Изучение программы можно считать успешным, если в результате освоения учащийся:
Анализирует взаимосвязи людей с окружающей средой (социальный, экономический и экологический аспекты).
Осведомлён о проблемах окружающей среды и устойчивого развития на глобальном, региональном и местном уровне, знаком с возможными путями их решения.
Умеет самостоятельно выбирать объекты собственной деятельности по улучшению состояния окружающей среды и повышения качества жизни.
Контролирует своё поведение, чтобы минимизировать воздействие на окружающую среду.
Знает и использует приёмы устойчивого хозяйствования в быту.
Проявляет инициативу в активизации жизни местного сообщества, с желанием участвует в социально-культурной жизни и вовлекает других.
Проявляет положительные эмоции в процессе социально-экологической деятельности.
Выражает свои познания, эмоции, чувства в творческих работах (например, при создании примитивных технологий безотходного производства).
Распространяет полученную информацию (среди друзей, родителей, местных средствах массовой информации).
Таким образом, программа «Устойчивое будущее»:
Имеет актуальную личностно и социально значимую тематику.
Создаёт условия для поддержки базовых курсов, а также для углублённой профилизации и выбора индивидуальной траектории обучения.
Включает учащихся в теоретически обоснованную практическую деятельность по разработке планов повышения качества жизни, направленную на достижение небольших изменений состояния окружающей среды.
Способствует выявлению и решению проблем жизни общества совместными усилиями учащихся. Родителей, представителей различных секторов общества и социальных групп местного сообщества.
Опирается на методы и формы организации обучения, адекватные будущей профессиональной деятельности учащихся.
Обеспечивает формирование и развитие общеучебных, интеллектуальных и организационных способностей и навыков.
Освоение программы позволяет подготовить учащихся к осознанному профессиональному самоопределению, выбору сферы деятельности и профессии, позволяющей в будущем быть максимально полезным в решении проблем и повышении качества жизни местного сообщества и государства в целом.
Описание разделов
Программа «Устойчивое будущее» летнего экологического лагеря “Экос”
1 возрастная группа (13-14 лет)
1. Ориентирование на местности. Картография.
Полевой практикум (3 ч): Составление простейшего плана местности, используя методику глазомерной съемки.
Лабораторный практикум (2 ч):
Составление крупномасштабной настенной общеэкологической карты.
Составление тематических карт
Внесение полученных данных в журнал лагеря.
2. Ориентирование на местности. Топография.
Полевой практикум (3 ч): Проведение топографической съемки местности.
Лабораторный практикум (2 ч):
Составление нескольких профилей рельефа от высшей до низшей точек на местности.
Внесение полученных данных в журнал лагеря.
3. Геология.
Полевой практикум (3 ч):
Проведение геологических исследований на всей обследуемой площади с определением горных пород и минералов, слагающих окрестный рельеф.
Сбор коллекции горных пород и минералов.
Лабораторный практикум (2 ч):
Составление геологической карты.
Оформление коллекции горных пород и минералов.
Внесение полученных данных в журнал лагеря.
4. Почвоведение.
Полевой практикум (3 ч):
Проведение почвенных исследований на всей обследуемой площади с закладкой почвенных ям в нескольких различных по происхождению типах ландшафтов на разных высотах.
Описание и отбор образцов почв для анализов и коллекции.
Лабораторный практикум (2 ч):
Инструктаж.
Составление почвенной карты.
Составление коллекции почв.
Химический анализ почв.
Составление наглядных схем строения почвенного покрова различных типов.
Внесение полученных данных в журнал лагеря.
Флористика. Определение растений.
Полевой практикум (3 ч):
Проведение флористических исследований на различных по типу ландшафтах с определением видового названия растений.
Сбор растений для гербария.
Лабораторный практикум (2 ч):
Составление флористической карты района с обозначением редких, исчезающих, доминирующих и других растений.
Составление списка растений по ландшафтам.
Составление гербариев (за исключением редких и исчезающих видов ) по ландшафтам.
Внесение полученных данных в журнал лагеря.
6. Геоботаника. Методы описания фитоценозов.
Полевой практикум (3 ч):
Проведение геоботанических исследований.
Определение растительных сообществ.
Сбор образцов древесины для коллекции.
Лабораторный практикум (2 ч):
Статистическая обработка и анализ полученных данных.
Составление геоботанической карты.
Составление коллекции образцов древесины ( из срубленных и погибших деревьев).
Внесение полученных данных в журнал лагеря.
7. Зоология. Определение животных.
Полевой практикум (3 ч):
Проведение зоологических исследований в разных биоценозах.
Сбор образцов следов жизнедеятельности животных для коллекции.
Сбор насекомых для коллекции.
Лабораторный практикум (2 ч):
Составление таблиц численности.
Составление списка животных по ландшафтам.
Составление карты типов населения насекомых, птиц и др.
Составление коллекции насекомых и следов жизнедеятельности
Составление характеристик основных трофических групировок животных.
Внесение полученных данных в журнал лагеря.
8. Гидробиология.
Полевой практикум (3 ч):
Проведение гидробиологических исследований
Сбор некоторых представителей водной флоры и фауны для живой коллекции.
Лабораторный практикум (2 ч):
Составление гидрологической карты района с обозначением основных типов водных экосистем.
Инструктаж.
Провести химический анализ воды.
Составление паспортов основных водоемов
Составление списков водной и околоводной флоры и фауны.
Составление при возможности живой коллекции водной флоры и фауны.
Внесение полученных данных в журнал лагеря.
9. Мониторинг воздушной среды.
Полевой практикум (3 ч):
Определение уровня загрязнения воздуха методом биоиндикации и физико-химическими методами.
Определение зон повышенного антропогенного воздействия.
Сбор образцов растительности из разных мест исследования для химических анализов.
Лабораторный практикум (2 ч):
Инструктаж.
Составление карты антропогенных воздействий на воздух.
Проведение химического анализа собранного материала.
Статистическая обработка и анализ собранного материала.
Внесение полученных данных в журнал лагеря.
10. Мониторинг водной среды.
Полевой практикум (3 ч):
Определение уровня загрязнения воды физико-химическими методами и методом биоиндикации.
Определение зон повышенного антропогенного воздействия.
Отбор проб воды для последующего анализа в лабораторных условиях.
Лабораторный практикум (2 ч):
Инструктаж.
Составление карты антропогенных воздействий на воду.
Проведение химического анализа проб воды.
Статистическая обработка и анализ собранного материала.
Внесение полученных данных в журнал лагеря.
11. Мониторинг почвенной среды.
Полевой практикум (3 ч):
Определение уровня загрязнения почв физико-химическими методами и методом биоиндикации.
Определение зон повышенного антропогенного воздействия.
Сбор образцов почвы из разных мест исследования для проведения химического анализа.
Лабораторный практикум (2 ч):
Инструктаж.
Составление карты антропогенных воздействий на почвы.
Проведение химического анализа образцов почвы.
Статистическая обработка и анализ собранного материала.
Внесение полученных данных в журнал лагеря.
12. Мониторинг биогеоценозов.
Полевой практикум (3 ч):
Оценка антропогенного воздействия на лесные биогеоценозы по состоянию хвои, листьев, годичным кольцам, коры отдельно стоящих деревьев, а также в целом всего биогеоценоза.
Оценка антропогенного воздействия на луговые биогеоценозы по присутствию или отсутствию синантропных видов.
Оценка антропогенного воздействия на водные биогеоценозы.
Лабораторный практикум (2 ч):
Составление карты антропогенных воздействий на биогеоценозы.
Статистическая обработка и анализа собранного материала.
Внесение полученных данных в журнал лагеря.
13. Экологический конкурс.
Тестирование – теоретическая часть (2 ч):
Полевой практикум (2 ч):
Проверка знаний учащихся, полученных ими в течение всего сезона лагеря по методике комплексного экологического обследования территории (на экологической тропе).
Лабораторный практикум (2 ч):
Составление отчета о проделанной работе с последующей передачей информации об экологической обстановке с. Кривая Лука в СЭС, сельсовет, школу, районную газету “Ленские зори”.
2 возрастная группа (15-16 лет)
Устойчивое развитие.
Семинар – тренинг (2 ч): Устойчивое развитие или как избавиться от болезни изобилия.
Практическая часть (2 ч):
Моделирование местного сообщества, идущего по пути устойчивого развития.
Внесение полученных данных в журнал лагеря.
Посвящение в экологи.
Основы жизни.
Семинар – тренинг (2 ч): Естественная экосистема и мировое сообщество.
Практическая часть (2 ч):
Аудит наземных и водных экосистем.
Экологический аудит населённого пункта.
Внесение полученных данных в журнал лагеря.
Воздух.
Семинар – тренинг (2 ч): Воздух нашего дома.
Практическая часть (5 ч):
Как “освежить” воздух вашего дома.
Мониторинг воздушной среды.
Внесение полученных данных в журнал лагеря.
Вода.
Семинар – тренинг (2 ч): Потребление воды в домашнем быту.
Практическая часть (5 ч):
Экономное использование воды без загрязнителей.
Мониторинг водной среды.
Внесение полученных данных в журнал лагеря.
Энергия и ресурсы.
Семинар – тренинг (2 ч): Потребление энергии в домашнем быту.
Практическая часть (3 ч):
Экономное использование энергии или альтернативная энергия.
Внесение полученных данных в журнал лагеря.
Питание.
Семинар – тренинг (2 ч): Красиво и вкусно, но …
Практическая часть (3 ч):
Мы рассказали, а выбор за вами.
Оценка продовольственных товаров местных магазинов.
Внесение полученных данных в журнал лагеря.
Мусор (бытовые отходы).
Семинар – тренинг (2 ч): Чем дальше в “лес”, тем больше мусора или о том, как избежать этой проблемы.
Практическая часть (3 ч):
Утилизация бытовых отходов.
«Делаем» новую почву.
Внесение полученных данных в журнал лагеря.
Покупки.
Семинар – тренинг (2 ч): Все ли товары потребления так важны.
Практическая часть (2 ч):
Отказ от соблазнов.
Составление списка товар потребления местных магазинов, от которых без сожаления можно отказаться.
Внесение полученных данных в журнал лагеря.
Население.
Семинар – тренинг (2 ч): Какова жизненная ёмкость планеты Земля?
Практическая часть (3 ч):
Социологический аудит или «беседы со старожилами».
Внесение полученных данных в журнал лагеря.
Устойчивое развитие и местное сообщество.
Семинар – тренинг (2 ч): Хотим ли мы жить устойчиво?
Практическая часть (2 ч):
Экскурсия в органы местного самоуправления.
Внесение полученных данных в журнал лагеря.
Экономика и окружающая среда.
Семинар – тренинг (2 ч): Управление социальными, экономическими и природными ресурсами.
Практическая часть (2 ч):
Оценка экономики населённого пункта.
Внесение полученных данных в журнал лагеря.
Устойчивое будущее.
Семинар – тренинг (2 ч): Каким должно быть устойчивое будущее?
Практическая часть (2 ч):
Составление прогнозов на будущее.
Внесение полученных данных в журнал лагеря.
Конкурс “Экологический образ жизни”.
Тестирование – теоретическая часть (1 ч):
Практическая часть (4 ч):
Моделирование экологических жизненных ситуаций в быту.
Составление отчета о проделанной работе с последующей передачей информации об устойчивости данного сообщества (населённого пункта) в СЭС, сельсовет, школу, администрацию Киренского района, районную газету “Ленские зори”.
Примерный календарно-тематический план работы
1 возрастная группа (13-14 лет)
№ |
Наименование темы |
Всего |
Полевой практикум |
Лабораторный практикум |
Дата |
1. |
Ориентирование на местности. Картография |
5 |
3 |
2 |
27.06 |
2. |
Ориентирование на местности. Топография. |
5 |
3 |
2 |
28.06 |
3. |
Геология |
5 |
3 |
2 |
29.06 |
4. |
Почвоведение |
5 |
3 |
2 |
30.06 |
5. |
Флористика. Определение растений |
5 |
3 |
2 |
1.07 |
6. |
Геоботаника. Методы описания фитоценозов |
5 |
3 |
2 |
2.07 |
7. |
Зоология. Определение животных |
5 |
3 |
2 |
3.07 |
8. |
Гидробиология |
5 |
3 |
2 |
4.07 |
9. |
Мониторинг воздушной среды |
5 |
3 |
2 |
5.07 |
10. |
Мониторинг водной среды |
5 |
3 |
2 |
6.07 |
11. |
Мониторинг почвенной среды |
5 |
3 |
2 |
7.07 |
12. |
Мониторинг биогеоценозов |
5 |
3 |
2 |
8.07 |
13. |
Экологический конкурс |
5 |
2 (+1) |
2 |
9.07 |
|
ИТОГО: |
65 |
39 |
26 |
|
2 возрастная группа (15-16 лет)
№ |
Наименование темы |
Всего |
Семинар-тренинг |
Практическая часть |
Дата |
1. |
Устойчивое развитие |
4 |
2 |
2 |
27.06 |
2. |
Основы жизни |
4 |
2 |
2 |
28.06 |
3. |
Воздух |
7 |
2 |
5 |
29.06 |
4. |
Вода |
7 |
2 |
5 |
30.06 |
5. |
Энергия и ресурсы |
5 |
2 |
3 |
1.07 |
6. |
Питание |
5 |
2 |
3 |
2.07 |
7. |
Мусор (бытовые отходы) |
5 |
2 |
3 |
3.07 |
8. |
Покупки |
4 |
2 |
2 |
4.07 |
9. |
Население |
5 |
2 |
3 |
5.07 |
10. |
Устойчивое развитие и местное сообщество |
4 |
2 |
2 |
6.07 |
11. |
Экономика и окружающая среда |
4 |
2 |
2 |
7.07 |
12. |
Устойчивое будущее |
4 |
2 |
2 |
8.07 |
13. |
Конкурс «Экологический образ жизни» |
5 |
1 |
4 |
9.07 |
|
ИТОГО: |
63 |
25 |
38 |
|
Приложения
Приложение 1
План проведения семинаров-тренингов по программе «Устойчивое будущее»
2 возрастная группа
Устойчивое развитие
Теория
Что такое устойчивое развитие
Определение понятия устойчивого развития
Упражнения
Качество жизни.
Что мы думаем об устойчивости
Теория
Принципы устойчивого развития
Упражнения
Принципы устойчивого общества.
Теория
Критерии устойчивого развития
Упражнения
Критерии устойчивого развития
Ледокол
Апельсин
Шаровая молния
Рисуем на ладошках
Игра на взаимодействие
Верёвка (треугольник)
Основы жизни
Теория
Естественная экосистема
Упражнения
Собрать экосистему
Теория
Естественная экосистема и мировое сообщество
Упражнения
4 картины будущего
Каким будет наше будущее
Ледокол
Бесконечное кольцо
Испорченный телефон
МПС
Игра на взаимодействие
Верёвка
Воздух
Теория
Каким мы дышим воздухом дома или источники загрязнения воздуха
Упражнения
Галерея мыслей «Воздух нашего дома»
Ранжирование «Ромб»
Теория
Как можно уменьшить загрязнения
Упражнения
Необычные идеи.
Ледокол
Вешалка
Паровозик
Главное, чтобы костюмчик сидел
Игра на взаимодействие
Выкинуть на пальцах
Вода
Теория
Причины и последствия загрязнения и не экономного использования воды в быту.
Упражнения
Потребление воды в домашнем быту (по благоустройству: отшельник, неблагоустроенная квартира, полублагоустроенная квартира, благоустроенная квартира).
Теория
Как можно дать оценку качеству питьевой воды и уменьшения её загрязнения.
Упражнения
(работа по учебным центрам, от стола к столу)
Очистка воды
Термины (найти пару)
Коллаж (по загрязнению воды)
Ледокол
Встать спиной друг к другу
Спичка
Обувь
Игра на взаимодействие
Узел
Энергия и ресурсы
Теория
Формы энергии, или как мы её используем
Упражнения
Экономно ли мы используем энергию
Теория
Альтернативные источники энергии
Упражнения
Карта памяти
Демонстрация альтернативных видов энергии
Ледокол
Определение на ощупь
Остров-1
Туалетная лента
Игра на взаимодействие
Посчитать до 18
Питание
Теория
Химия и продукты питания
Упражнения
Проблемная ситуация
Теория
Кодировка продуктов питания
Упражнения
Упражнение на критическое мышление (апельсиновая проблема, как победить мафию)
Работа с упаковками
Ледокол
Салки-обнималки
Рассмеши соседа
Остановка рук
Игра на взаимодействие
Узел
Мусор (бытовые отходы)
Теория
Чем дальше в лес, тем больше мусора
Упражнения
Ролевая игра «Кухня»
Одноразовые вещи
Проверка упаковки яиц на прочность
Теория
Способы утилизации бытовых отходов
Упражнения
Биография любимого предмета
Разговор без слов
Ледокол
Остров – 2
Землетрясение
Люблю-не люблю
Игра на взаимодействие
Коврик
Покупки
Теория
Химия в быту
Упражнения
Домино
Теория
Отказ от соблазнов
Упражнения
По принципу круговорота воды
Ледокол
Карта
Ассоциации
Хвост дракона
Игра на взаимодействие
Фигура из стульев
Население
Теория
Какова жизненная ёмкость планеты Земля
Упражнения
Плакат
Пределы роста
Теория
Север и Юг
Упражнения
Непростое решение
Ледокол
Бежать в связке
Сенсорика
Брейн-ринг
Игра на взаимодействие
Верёвочка за руки
Устойчивое развитие и местное сообщество
Теория
Хотим ли мы жить устойчиво
Упражнения
Сообщество через призму устойчивого развития
Конфликты интересов
Теория
Кто несёт большую ответственность
Упражнения
Пасьянс (по группам категориям)
Ледокол
Телепатия
Тостер, слон и пальма
Градусник
Игра на взаимодействие
Муравьиная тропа
Экономика и окружающая среда
Теория
Управление социальными, экономическими, природными ресурсами
Упражнения
Весь мир в одном селе
Игра «Мировая торговля»
Теория
Новые механизмы финансирования охраны окружающей среды
Упражнения
Свои механизмы (мозговой штурм)
Ледокол
Шаровая молния с комплиментами или вопросами
Соловей – разбойник
Человек с закрытыми глазами
Игра на взаимодействие
По дате рождения
Устойчивое будущее
Теория
Каким должно быть устойчивое будущее
Варианты будущего
Упражнения
Живой дом
Теория
Шаги МП 21 на пути к устойчивому развитию. Индикаторы устойчивого развития
Упражнения
Разработка шагов к местной повестке 21 (по конкурсу)
Ледокол
Подними мяч
Пара ласковых
Мешочек
Игра на взаимодействие
Тарелочки
P.S. Упражнения частично разработаны самостоятельно, частично при подборе была использована следующая литература:
В.Б. Калинин, Т.Д. Гайворон Устойчивое развитие. Игры и упражнения. Материалы к тренингам для общественных организаций и учреждений образования. Обнинск, 2002 г.
Н.И. Корякина, М.А. Жевлакова, П.Н. Кириллов. Образование для устойчивого развития: поиск стратегии, подходов, технологий (методическое пособие для учителя). Санкт –Петербург, 2000 г.
Приложение 2
План проведения практикума по программе «Устойчивое будущее»
2 возрастная группа
Устойчивое развитие
Моделирование местного сообщества, идущего по пути устойчивого развития (на песке или из бумаги). 4 группы (бизнесмены, активисты зелёного движения, администрация, молодёжь). Разделение на группы: упражнение «Краб и ёлка».
Основы жизни
Экологи
Экологический аудит населённого пункта
Статисты
Учёт объектов окружения
Биологи
Аудит наземных экосистем (Ассиметрия листьев, жизненное состояние древостоя, оценка жизненного состояния луговых экосистем)
Аудит водных экосистем (по видам-индикаторам, по ряске)
Воздух
Экобиологи:
Лихеноиндикация.
Класс усыхания хвои.
Биоиндикация (по видам-индикаторам).
Экохимики:
Тест Гертеля.
Определение содержания углекислого газа.
Определение содержания аммиака.
Определение свинца в смывах со стен.
Химический анализ осадков.
Качественный и количественный анализ пыли.
Конструкторы-рационализаторы:
Экологический освежитель воздуха.
Как уменьшить загрязнение воздуха в селе.
Вода
Экобиологи:
Биотестирование качества природных вод и загрязнителей воды.
Экохимики:
Химический анализ воды (жёсткость, нитраты, хроматы, сульфаты, хлориды, активный хлор, железо, показатель водорода).
Определение органолептических характеристик воды.
Конструкторы-рационализаторы:
Очистительный прибор.
Как сэкономить расход воды.
Энергия и ресурсы
Конструкторы-рационализаторы:
Альтернативные источники энергии в быту
Экологи:
Аудит источников энергии в населённом пункте
Питание
Эксперты:
Оценка продовольственных товаров местных магазинов
Журналисты:
Беседы с местными жителями
Беседы с представителями детских организаций
Экологи:
Составление списка экологически чистых продуктов
Мусор (бытовые отходы)
Биологи:
Делаем новую почву
Журналисты:
Беседы с местными жителями о мусоре и утилизации бытовых отходов
Конструкторы-рационализаторы:
Утилизация бытовых отходов
Покупки
Эксперты:
Составление списка товаров потребления местных магазинов, от
которых можно отказаться без сожаления
Журналисты:
Беседы с местными жителями
Конструкторы-рационализаторы:
Способы отказа от соблазнов
Население
Журналисты:
Беседы с местными жителями
Социологи:
Анкеты
Анализ социологического опроса
Актёры:
Театрализованное представление для подрастающего поколения
Агитационная работа
Устойчивое развитие и местное сообщество
Журналисты:
Составление вопросов для органов местного самоуправления
Экономика и окружающая среда
Экономисты:
Оценка экономического состояния населённого пункта сегодня
Прогноз на будущее
«Молодая семья»:
Оценка экономического состояния семьи сегодня
Прогноз на будущее
Устойчивое будущее
Практикум
Прогнозисты:
Путешествие в будущее (составление прогноза на будущее)
Страны
Города
Села
Квартиры
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кулебякина Ирина Юрьевна
→ kira71 23.03.2012 0 4163 650 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.