Дополнительная образовательная программа "Ступеньки мастерства"


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 28

Рассмотрено на заседании методического объединения

Протокол № ____

от «_____»________2012 г


Утверждаю

Директор МОУ СОШ №28

«_____»________2012 г.
















Дополнительная образовательная программа

«Ступеньки мастерства»















Возраст обучающихся 7-17 лет

Срок реализации программы 4 года

Количество детей в группе 15 человек

Количество часов в год 329

Автор исходной программы Радевич Н. Г.

Педагог, реализующий программу:

Радевич Надежда Гаврииловна








Сургут

2012



Пояснительная записка

Направленность программы.

Программа направлена на общеэстетическое развитие обучающегося с расширением знаний в области вокального искусства и композиторского творчества, формирование личности человека с определенной идейной убежденностью через усвоение им специальных знаний, необходимых для вокально-исполнительской деятельности.

Новизна программы.

Основной целью современной музыкальной педагогики является воспитание культурного, профессионально образованного поколения молодежи.

В общей системе дополнительного образования общеобразовательной школы важное значение имеет эстетическое музыкальное образование, приобщение обучающихся к музыке, к наследию русской и мировой классики, лучшим образцам современной музыкальной культуры, развитие эстетического воспитания и музыкальной культуры.

При составлении учебного плана первого года обучения учитывались требования к организации внеурочной деятельности в соответствии ФГОС второго поколения.

Программа «Ступеньки мастерства» является комплексной, представляет собой единую систему занятий сольным пением и вокальным ансамблем с элементами хорового сольфеджио.

Актуальность программы.

Детям, проживающим в удаленном от города районе, лишенных возможности самореализации в городских учреждениях дополнительного образования и игр на свежем воздухе из-за низкой температуры необходимо реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности. Помогает решить эту проблему программа эстетической направленности в системе дополнительного образования образовательного учреждения школы № 28.

Педагогическая целесообразность программы.

Программа «Ступеньки мастерства» решает задачи комплексного развития способностей ребенка через игру, развитие и совершенствование основных психических процессов и производных от них свойств. Она аккумулирует в себе элементы эстетики, риторики, пластики и литературы. Целесообразность программы в том, что она не замыкается в рамках уроков, а помогает подростку за счет актуализации интеллектуального, эмоционально-волевого и социально-психологического компонентов в школьном обучении, в общении во внеурочной жизни, в отношениях со сверстниками.

Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской проблемой, но и педагогической. Кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще немаловажную задачу - оздоровительно-коррекционную. Комплекс дыхательных упражнений по методике А. Стрельниковой помогает избавиться от ряда заболеваний и оздоравливает все органы дыхания. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Групповое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. С помощью группового пения можно адаптировать индивида к сложным условиям или ситуациям. Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи. Для детей всех возрастов занятия по программе «Ступеньки мастерства» - это источник раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах, и гармонизации личности. Со временем пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.

Цель программы: создать условия для получения обучающимися основ вокального и музыкального образования.

Задачи:

- развивать индивидуальные вокально-творческие способности;

- воспитывать исполнительскую культуру;

- сформировать общий культурный и музыкальный уровень;

- создать благоприятную почву для появления у учащихся мотивации к углублению своих знаний в области музыки для профессионального самоопределения.

Отличительные особенности программы.

Создание данной программы продиктовано ситуацией в области вокального искусства в системе дополнительного образования общеобразовательной школы. Имеющиеся на данный момент программы по вокалу являются узкопрофильными, направленными на обучение детей в условиях детской музыкальной школы, где воспитываются не только будущие артисты хора и ансамбля, но и будущие профессиональные певцы. Главное отличие образовательной программы «Ступеньки мастерства» в том, что она рассчитана как на обычных детей, которые хотят заниматься пением, так и на одаренных, которые более способны от природы, поэтому набор детей состава вокальной группы свободный.

Программа рассчитана на детей 7-17 лет, как с вокальной подготовкой, так и без певческой практики, имеющих здоровый голосовой аппарат, удовлетворительные вокальные и музыкальные данные: певческий голос, музыкальный слух, память, чувство ритма, отсутствие речевых дефектов.

Сроки реализации.

Продолжительность образовательного процесса - четыре года. Программой возможно предусмотрено четыре основных этапа:

- подробное знакомство с учащимися, установление контакта с ними; освоение учащимися необходимых установочных теоретических сведений и терминов;

- приобретение понятия певческой установки и начальных практических навыков;

- закрепление полученных певческих навыков, развитие данных, приобретение начальных исполнительских навыков;

- дальнейшее развитие данных, совершенствование вокальной и исполнительской техники.

На втором году обучения учащиеся проходят курс вокального ансамбля, который ставит своей задачей:

- знакомство с различными произведениями вокальной ансамблевой литературы, способствующее расширению музыкальных знаний и кругозора учащихся, воспитание интереса к ансамблевому пению;

- воспитание у учащихся чувства ансамбля, навыков и культуры ансамблевого пения;

- углубленное развитие музыкального слуха;

- поддержание традиций одной из распространенных форм коллективного музицирования.

Формы и режим занятий.

Занятия проводятся 3 раза в неделю по одному часу со всем коллективом, по подгруппам, индивидуально. Формы занятий - беседа, практические занятия, занятие-постановка, репетиция, занятие-концерт.

Ожидаемые результаты.

Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.п.), навыки следования дирижерским указаниям; слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания).

За период обучения учащийся научиться публично исполнять произведения, пользуясь опытом приобретенных знаний, сознательно относиться к звуковедению, подаче текста; сможет осмыслено, выразительно передать художественное содержание произведения, соответствующего его возрастным и профессиональным возможностям; проявлять элементы артистичности при исполнении программы, анализировать исполнение репертуара.

Формы подведения итогов.

Овладение исполнительской деятельностью предусматривает приобретение навыков публичных выступлений. Приобщать учащихся к публичным выступлениям необходимо постепенно, проводя контрольные просушивания программы в классе при других учащихся, родителях, так как не все учащиеся легко переносят волнения, связанные с публичными выступлениями, теряют стабильность. Для них нужно менять условия, проводить показ работы в другой обстановке. Однако для большинства учащихся выступления стимулируют их интерес и продвижение. Наиболее успешные принимают участие не только в концертах школьного уровня, но и городского, а также в вокальных конкурсах и фестивалях городского, окружного и российского уровней.

Учебно-тематический план

Первый год обучения

Тема

Теоретическая часть

Кол-во часов

Практическая часть

Кол-во часов

Общее количество часов

Дата

РАЗДЕЛ I Пение как вид музыкальной деятельности.

1. «В начале пути». Певческий голос.

2. «Сюжеты для сказок». Певческие регистры.

3. «Один втроем». Диапазон.


4. «Находим середину». Тесситура.


5. «Портреты». Тембр.


6. «Здравствуйте, я доктор!» Здоровье и уход за голосом.

7. «Свободный голос в свободном теле!». Подготовка вокалиста к пению.

8.«Учимся тянуть звук». Что такое дыхание?

9. «Будем здоровы!». Наука о дыхании

10. «Делайте шумные вдохи!». Дыхательная гимнастика Стрельниковой.

11. «Не раздувая щек». Тренировка мышц диафрагмы.

12. «Дыхание и звуковые волны». Ощущение диафрагмы.


13. «Первая мелодия».


14. «Два брата». Лад.


15. «Раз, два – левой!». Метр


16. «Большой хоровод». Размер.


17. «Звуки окружающего мира». Ритм.

18. «Наши первые успехи!»

1


1


1


1


1


1


1



1


1


1



1


1



1


1


1







1


1


1


1


1


1


1



1


1


1



1


1



1


1


1


1


1


1

2


2


2


2


2


2


2



2


2


2



2


2



2


2


2


2


2


1


Итого часов в год

15

18

33




Требования к уровню подготовки учащихся первого года обучения

В течение первого года обучения учащиеся должны:

- иметь элементарное представление о голосовом аппарате, о резонаторах;

- знать что такое правильное установка корпуса при пении;

- правильно применять певческую установку и пользоваться певческим дыханием;

- правильно формировать гласные в сочетание с согласными;

- уметь пользоваться средним регистром;

- обращать особое внимание на чистоту интонации;

- петь простые мелодии легато в медленном и среднем темпе;

- использовать активную артикуляцию;

- следить за тем, чтобы не было форсированного звука.

В течение учебного года необходимо изучить с учащимися:

- 2-3 несложные народные песни;

- 2-3 простых произведения или современные песни.

В конце года учащиеся проходят контрольное прослушивание. При достижении стабильных результатов можно рекомендовать учащимся принимать участие в академическом концерте.


Примерный репертуар 1 –го года обучения


1. Русские народные песни «Коровушка», «Не летай соловей»

2. Латышская народная песня «Где ты был так долго?»

3. Белорусская народная песня «Перепелка»

4. Чешская народная песня «Петушок»

5. Болгарская народная песня «Рак - бездельник»

6. Немецкие народные песни «Соловей и лягушка», «Хохлатка», «Гусята»

7. Немецкая народная песня обр. В. Попова «Семеро жуков»

8. А. Аренский «Детская песня»

9. И. Брамс «Петрушка»

10. И. С. Бах «За рекою старый дом»

11. В. Калинников «Киска», «Звездочки»

12. М. Красев «Ландыш», «Зимняя песенка»

13. З. Левина «Неваляшки»

14. Е. Крылатов «Колыбельная медведицы»

15. М. Раухвергер «Егор», В. Шаинский. «Улыбка».

16. В. Кикта «Рябчик»

17. Немецкая народная песня обр. Л.Абелян «Наш оркестр»

Второй год обучения

Тема

Теоретическая часть

Кол-во часов

Практическая часть

Кол-во часов

Общее количество часов

Дата

РАЗДЕЛ II Совершенствование вокально-певческих навыков

1. «Высота и сила». Управление голосовыми связками.

2. «Золотая середина». Гласные звуки.

3. «Слово в пении». Дикция.

4. «Такие разные согласные». Интонирование согласных.

5. «Распевки – скороговорки».

6. «Питает жизнь ключом своим искусство». Резонанс.

7. «Грянул гром нежданно…» Атака звука.

8. «Приседэра». Опорный звук.

9. «Мелодия – душа музыки».

10. «Из одной тональности в другую». Лад.

11. Повторение темы «Размер».

12. Повторение темы «Ритм».

13. «От ларго до престо». Темп.

14. «Вверх – вниз». Интервалы.

15. «Каждым звуком, каждым движеньем». Выразительность исполнения.

16. «По законам сцены». Драматургия.

17. «Наполнись звуком, как сосуд водой». Сценическое воплощение.

18. «Музыкальное сопровождение».

1



1


1

1


1

1


1


1


1

1


1


1

1


1


1



1


1



1



5



10


8

7


9

7


7


9


8

7


6


7

6


7


6



4


5



8

6



11


9

8


10

8


8


10


9

8


7


8

7


8


7



5


6



9


Итого часов в год

18


126

144


Пение в ансамбле

(итого 35 в год)



35





Требования к уровню подготовки учащихся второго года обучения:

На втором году обучения продолжается работа по закреплению полученных ранее вокально-технических навыков, включаются в работу элементы исполнительства.

В течение второго года обучения ученик должен:

- использовать правильную певческую установку;

- работать над организацией дыхания, связанного с ощущением опоры;

- выравнивать звучность гласных, четко произносить согласные;

- работать над чистотой интонации и выразительностью звука;

- в работе над произведениями добиваться смыслового единства текста и музыки;

- осваивая прием плавного и гибкого звуковедения, постепенно приготовиться к исполнению вокализа;

- работать над сглаживанием регистра;

- войти в класс вокального ансамбля, уметь слышать себя и партнеров.


В течение учебного года необходимо изучить с учащимися:

- мажорные и минорные трезвучия, вокальные упражнения в приделах квинты;

-несложный вокализ (песню без текста);

- 2-3 народные песни;

- 3-4 несложных произведения.

На академическом концерте в конце года учащийся исполняет:

- 1 народную песню;

- 1 песню из репертуара за учебный год.

Желательно привлечь учащегося к участию в вокальном ансамбле.

Примерный репертуар 2-го года обучения

  1. Русские народные песни «Вставала ранешенько», «В низенькой светелке», «По небу синему».

  2. Латышская народная песня «Ярче розы я девчонка»

  3. Американская народная песня «Домик над рекой»

  4. А. Гурилев «Домик крошечка», «Вьется ласточка сизокрылая»

  5. Ц. Кюи. Детские песни «Лето», «Осень», «Зернышко», «Ласточка»

  6. Ц. Кюи «Майский день»

  7. И. Гайдн «Мы дружили с музыкой»

  8. Э. Григ «Детская песенка»

  9. П. Чайковский «Весна», «Осень»

  10. В. А. Моцарт «Тоска по весне», «Детские игры»

  11. Р. Шуберт «Колыбельная»

  12. Р. Шуман «Мотылек», «Совенок», «Небывалая страна»

  13. А. Гаврилин «Мама»

  14. Г. Струве «Музыка»

  15. О. Хромушин «Что такое лужа?»

  16. Ю. Чичков «Песня «Шелковой кисточки», «Самая счастливая песня»

  17. А. Спадавиккиа «Песня Золушки»

Тема

Теоретическая часть

Кол-во часов

Практическая часть

Кол-во часов

Общее количество часов

Дата


РАЗДЕЛ III Формирование музыкальной культуры.


1. «Дыхание».


2. «Таинственное свойство звуков». Вибрато.

3. «Узор мелодий красив и строен». Мелодия.


4. «Все на свете поет». Ритм.


5. «Игра с синкопой».


6. «Гласные стиха рождают игру цвета». Гласные звуки.

7. «Такие легкие мелизмы». Мелизмы.


8. «О чем поет мотив крылатый». Выразительность исполнения.


9. «Что хочет автор». Драматургия.


10. «И торжествуют в ней слова». Дикция.


11. «Проникаю в тайну звука». Резонанс.

12. «Проникаю в тайну цвета». Атака звука.

13. «Проникаю в тайну слова». Опорный звук.

1


1


1


1


1


1

1



1



1



1


1


1


1


15


10


15


12


13


12

11



16



17



18


10


8


15


16


11


16


13


14


13

12



17



18



19


11


9


16



Итого часов в год

13


172

185



Пение в ансамбле 35


35







Третий год обучения






Требование к уровню подготовки третьего года обучения

На третьем году обучения продолжается работа над закреплением полученных вокально–технических и исполнительских навыков за предыдущие два года. В результате третьего года обучения учащийся должен:


- использовать правильную певческую установку;

- уметь правильно использовать певческое дыхание и стремиться петь на опоре;

- осваивать приемы плавного и гибкого звуковедения;

- уметь «сглаживать» переходные ноты;

- работать над развитием четкой дикции, выразительностью слова, чистотой интонации;

- работать над развитием подвижности голоса с помощью упражнений.

В течение учебного года необходимо изучить:

- упражнения на основе мажорных и минорных трезвучий, скачки в пределах сексты в медленном и подвижном темпах;

- 1-2 несложных вокализа;

- 1-2 народные песни;

- 2-3 романса или других разноплановых произведения;

- пение в ансамбле.

На академическом концерте в конце года учащиеся исполняют:

- 1 народную песню;

- 1 произведение из репертуара за учебный год.


Примерный репертуар 3-гой года обучения

  1. Русские народные песни «Я на камушке сижу», «Меж крутых бережков»

  2. Эстонская народная песня «Синичку ветер убаюкал»

  3. Латышская народная песня «Куда летишь, ястреб?»

  4. М. Глинка «Не пой, красавица, при мне», «Венецианская ночь»

  5. П. Булахов «Колокольчики мои»

  6. А. Алябьев «И я выйду ль на крылечко»

  7. А. Гурилев «Матушка - голубушка», «Сарафанчик»

  8. И. Булахов «Тройка»

  9. А. Дюбюк «Птичка», «Не брани меня, родная»

  10. А. Варламов «На заре ты ее не буди», «Звездочка ясная», «Ты не пой, соловей»

  11. П. Чайковский «Мой садик»

  12. И.С. Бах «Зима», «Жизнь хороша»

  13. В.А. Моцарт «Приход весны»

  14. Э. Григ «Лесная месть»

  15. С. Монюшко «Золотая рыбка», «Пряха»

  16. Дж. Каччини «Ave Maria»

  17. А. Аренский «Спи, дитя мое усни»

  18. К. В. Глюк Ария Орфея из оперы «Орфей и Эвридика»

  19. И. Дунаевский «Песенка про капитана», «Скворцы прилетели»

Четвертый год обучения


Тема

Теоретическая часть

Кол-во часов

Практическая часть

Кол-во часов

Общее количество часов

Дата


РАЗДЕЛ IV Формирование музыкальной культуры и художественного вкуса.

1. «Дыхание».

2. «Поющие сердца». Пение в ансамбле.

3. «Заливает алмазным сияньем». Управление голосовыми связками.

4. Повторение темы «Гласные звуки».

5. «Предельно восприимчива акустика». Резонанс.

6. «Таинственный родник». Атака звука.

7. «Приседэра». Опорные звук.

8. «Наполняет все вокруг». Вибрато.

9. «Напев на крыльях мотылька». Мелизмы.

10. «Приобретают новый смысл слова». Выразительность исполнения.

1

1


1


1


1


1


1

1


1


1

3

3


2


2


2


2


2

3


2


5

4

4


3


3


3


3


3

4


3


6



Итого часов в год

10

26

36



Пение в ансамбле







35







Требование к уровню подготовки четвертого года обучения


На четвертом году обучения продолжается работа над закреплением полученных вокально–технических и исполнительских навыков за предыдущие три года. В результате четвертого года обучения учащийся должен:


- иметь элементарные представления о строении голосового аппарата и гигиене голоса;

- стремиться осмысленно выполнять простейшие, по возможности и более сложные исполнительские задачи;

- работать над подвижностью голоса с незначительным расширением диапазона, без форсировки и напряжения;

- петь упражнения, включающие кантилену, скачки в пределах сексты и септимы в медленном и подвижном темпах;

- в процессе работы над текстом музыкального произведения, стремиться к созданию художественного образа, используя творческих подход и эмоциональные возможности.

В течение учебного года необходимо изучить:

- гаммаобразные и скачкообразные упражнения в мажоре и миноре в естественном диапазоне;

- 1-2 несложных вокализа (кантиленный и подвижный);

- 1-2 народные песни;

-3-4 разнохарактерных произведения;

- пение в ансамбле.

На выпускном экзамене учащийся должен исполнить:

-1 народную песню;

-2 разнохарактерных произведения.

В особых случаях выступление на экзамене может быть заменено прослушиванием в спокойной обстановке.


Примерный репертуар 4- го года обучения


  1. Русские народные песни «Не корите меня, не браните», «Помню, я еще молодушкой была», «У зори то, у зореньки»

  2. М. Глинка песня Вани из оперы «Иван Сусанин», «Скажи, зачем явилась ты?», «Северная звезда»

  3. М. Глинка «Жаворонок», «Что красотка молодая»

  4. А. Даргомыжский песня Ольги из оперы «Русалка», «Не скажу никому»

  5. Н. Римский – Корсаков «Певец», «Звонче жаворонка пенье», «Не ветер, вея с высоты»

  6. А. Варламов «Ты не пой, душа - девица», «Что мне жить и тужить одинокой»

  7. А. Гурилев «Черный локон», «Слеза»

  8. Т. Булахов «Тук, тук, тук… как сердце бьется»

  9. И. С. Бах «Весенняя песня»

  10. Р. Шуман «Приход весны»

  11. Ф. Шуберт «Куда?»

  12. А. Александров «Я по садику гуляла»

  13. Т. Хренников «Колыбельная»

  14. И. Дунаевский «Школьный вальс»

  15. А. Пахмутова «Беловежская пуща»

  16. В. Лепатов «Ласточка моя»

  17. С. Агабабов «Лесной бал»

Содержание программы


  1. Человеческий голос как инструмент, который требует максимального количества занятий. Строение голосового аппарата. Практическая работа «Русские народные песни «Вставала ранешенько», «Коровушка», «Не летай соловей».

  2. Три вида певческих голосов: мужские (бас, баритон, тенор), женские (сопрано, меццо-сопрано, альт), детские (дискант, сопрано, альт). Практическая работа «Латышская народная песня «Где ты был так долго?»»

  3. Певческие регистры (нижний регистр, средний регистр, верхний регистр). Практическая работа «Белорусская народная песня «Перепелка»»

  4. Диапазон как расстояние от крайней верхней до крайней нижней ноты, которые может спеть ученик. Отличие рабочего диапазона от концертного. Практическая работа «Упражнения на расширение диапазона». Чешская народная песня «Петушок»

  5. Тесситура как высотное положение звуков произведения по отношению к диапазону. Определение вида тесситуры по высоте первой части диапазона, которая используется в произведении. Если высокие верхние звуки – значит тесситура высокая. Практическая работа «Болгарская народная песня «Рак - бездельник»»

  6. Тембр как окраска голоса. Виды тембров (мягкий, резкий, густой, звенящий, бархатный, и т.д. ). Соотношение голоса и цвета по типу окраски звуков воспроизводимых на инструменте (фортепиано). Использование тёплых и холодных тонов. Практическая работа «Немецкие народные песни «Соловей и лягушка», «Хохлатка», «Гусята»»

  7. Здоровье и уход за голосом. Общее здоровье организма как главное условие здорового голоса. Распорядок дня певца. Влияние неправильной позы на осанку и физическую работу органов дыхательной системы. Рекомендации в случае заболевания голосовых связок. Практическая работа «Немецкая народная песня обр. В. Попова «Семеро жуков»

  8. Подготовка вокалиста к пению: разминки для снятия внутреннего напряжения, ощущения психологической и физической раскованности. Практическая работа «Аренский А. «Детская песня»»

  9. Дыхание как основа вокального искусства. Искусство пения – говорили старые мастера – искусства входа и выхода. Дыхание – источник энергии для возникновения звука. Практическая работа «Тренировочные упражнения по Стрельниковой. Дыхательная гимнастика из опыта Любови Казарновской. Брамс И. «Петрушка»

  10. Мелодия как одноголосная последовательность звуков, организованная ладовым и метроритмическим отношением, выражающая определенную музыкальную мысль. Практическая работа «Широкое дыхание и напевный, льющийся звук». Бах И.С. «За рекою старый дом», Калинников Вик. «Киска», «Звездочки»

  11. Лад. Организующее начало высотного соотношения звуков в музыке; определяющее характер (мажор, минор). Практическая работа «Красев М. «Ландыш», «Зимняя песенка» Левина З. «Неваляшки»

  12. Метр. Равномерное чередование сильных и слабых долей. Практическая работа «Е. Крылатов «Колыбельная медведицы, М. Раухвергер «Егор»

  13. Размер. Обозначение размера, каждая доля которого выражена определенной длительностью. Практическая работа «Упражнения с тактированием на ». В. Кикта «Рябчик»,

  14. Ритм как соотношение длительности звуков в их последовательности. Ритмические группы, ритмические рисунки. Практическая работа «Упражнения с различными ритмическими рисунками». Немецкая народная песня обр. Л.Абелян «Наш оркестр»

  15. Гласные звуки как мелодическая основа речи, составляющая высоту, интенсивность (силу) протяженность звука. Практическая работа «Правильное, ясное формирование различных гласных» Русские народные песни «Вставала ранешенько», «В низенькой светелке», «По небу синему»

  16. Дикция как средство донесения текстового содержания произведения, важнейшее средство художественной выразительности в раскрытии музыкального образа. Правила орфоэпии. Артикуляционный аппарат. Условия правильной дикции. Недостатки дикции. Практическая работа. Упражнение на дикцию. Практическая работа «Активизация артикуляционного аппарата и четкость дикции», Латышская народная песня «Ярче розы я девчонка», Гурилев А. «Домик крошечка», «Вьется ласточка сизокрылая»

  17. Интонирование согласных.

Правила разработки согласных. Практическая работа «Интонационно – устойчивое пение каждого звука и утрированное произношение согласных», Американская народная песня «Домик над рекой»,

  1. Резонанс. Контроль тембра и проекции. Местоположение изменения направления звука (проецирование). Усиление идущего от связок звука в полостях, расположенных над гортанью. Резонанс – фактор, определяющий уникальность голоса. Практическая работа «Кюи Ц. Детские песни «Лето», «Осень», «Зернышко», «Ласточка», «Майский день»

  2. Атака звука. Степень и характер включения в работу голосовых связок в начале пения. Атака (твердая, мягкая и придыхательная). Практическая работа «Упражнение с применением различной атаки звука». Гайдн И. «Мы дружили с музыкой», Э. Григ «Детская песенка»

  3. Опорный звук. Мотив – самая маленькая единица музыки. Из мотивов складывается фраза. Наиболее выразительный опорный звук фразы. Виды опорного звука (устойчивый, сильный, плотный). Практическая работа «Упражнение Приседэра». Чайковский П. «Весна», «Осень»

  4. Темп. Скорость исполнения музыкального произведения. Виды темпов (медленные, умеренные, быстрые). Практическая работа «Исполнение упражнений в различных темпах», Моцарт В.А. «Тоска по весне», «Детские игры»

  5. Интервалы. Высотное соотношение звуков, извлекаемых одновременно или последовательно. Название интервалов. Практическая работа «Упражнения на различные виды интервалов». Шуберт Р. «Колыбельная», Шуман Р. «Мотылек», «Совенок», «Небывалая страна»

  6. Выразительность исполнения.

Песня, представляющая собой синтез музыкального и поэтического искусства, передающий определенное содержание, художественный образ.

Тема как музыкальное построение, выражающее основную мысль произведения или ее части.

Фраза. Небольшая смысловая часть музыкального произведения, исполняемая на одном дыхании.

Нюансы. Виды нюансов, способствующих выявлению характера музыки (весело, грустно).

Форма. Строение музыкального произведения.

Кульминация, как момент высшего напряжения в произведении, отличающаяся наиболее громким звучанием.

CODA – конец. Практическая работа «Исполнение произведений из репертуара», Гаврилин А. «Мама»

  1. Драматическая работа.

Решение художественных задач средствами сценического искусства. Законы сцены. Усвоение и введение в сценическую репетиционную работу понятий: идея, тема песни, предполагаемые обстоятельства, темпо – ритм сценического действия, подтекст, словесное действие, мизансцена. Практическая работа Струве Г. «Музыка»

25. Сценическое воплощение.

Глубокое проникновение в содержание песни и поиск адекватной ему формы сценического решения. Статика и динамика содержания песни. Практическая работа Хромушин О. «Что такое лужа?»

26.Музыкальное сопровождение.

Инструментальный ансамбль, трио, оркестр или один инструмент, музыкальная фонограмма. Практическая работа «Исполнение упражнений под различные виды сопровождений». Русские народные песни «Я на камушке сижу», «Меж крутых бережков», Эстонская народная песня «Синичку ветер убаюкал», Латышская народная песня «Куда летишь, ястреб?», Григ Э. «Лесная месть», Монюшко С. «Золотая рыбка», «Пряха».

27.Сценическое оформление.

Соответствие костюмов, сценического атрибута, декорации.

а) отражение в костюме художественно – исполнительской направленности в творческой деятельности.

б) сохранение в костюме художественной меры и вкуса. Практическая работа «Изготовление эскизов сценических костюмов». Глинка М. «Не пой, красавица, при мне», «Венецианская ночь», Булахов П. «Колокольчики мои», Алябьев А. «И я выйду ль на крылечко», Бах И.С. «Зима», «Жизнь хороша», Каччини Дж. «Ave Maria», Аренский А. «Спи, дитя мое усни», Глюк К.В. Ария Орфея из оперы «Орфей и Эвридика».

28. Пение в ансамбле.

Ансамбль – уравновешенность, слитность и согласованность всех выразительных элементов ансамблевого звучания. Разновидности ансамблей. Достижение идентичности фонетики. Практическая работа «Развитие навыка двух – и трехголосного пения». Гурилев А. «Матушка - голубушка», «Сарафанчик», Булахов И. «Тройка», Дюбюк А. «Птичка», «Не брани меня, родная», Варламов А. «На заре ты ее не буди», «Звездочка ясная», «Ты не пой, соловей», Чайковский П. «Мой садик», Моцарт В.А. «Приход весны»

  1. Вибрато как периодические изменения высоты, силы и тембра определенного тона, которые воспринимаются на слух как равномерные пульсации в звуке (5-7 колебаний в секунду). Более частые ведут к «барашку», более редкие к «качанию». Практическая работа «Упражнения на атакующее вибрато», русские народные песни «Не корите меня, не браните», «Помню, я еще молодушкой была», «У зори то, у зореньки», Глинка М. песня Вани из оперы «Иван Сусанин», «Скажи, зачем явилась ты?», «Северная звезда», «Жаворонок», «Что красотка молодая».

  2. Синкопа. Несовпадение метрического и ритмического акцентов, перенесение акцента с сильной доли на слабую. Практическая работа «Упражнения с синкопированным ритмом». Даргомыжский А. песня Ольги из оперы «Русалка», «Не скажу никому», Римский – Корсаков Н. «Певец», «Звонче жаворонка пенье», «Не ветер вея с высоты», Варламов А. «Ты не пой , душа - девица», «Что мне жить и тужить одинокой», Гурилев А. «Черный локон», «Слеза»

  3. Мелизмы как знаки, украшающие звуки. Виды мелизмов. Практическая работа «Упражнения с различными видами мелизмов». Бах. И. «Весенняя песня», Шуман Р. «Приход весны», Хренников Т. «Колыбельная».

  4. Логика речи. Выделение главных слов, несущих основную смысловую нагрузку. Ударные и второстепенные слова в пении. Умение донести смысл каждой фразы. Практическая работа «Александров А. «Я по садику гуляла», Булахов Т. «Тук, тук, тук… как сердце бьется», Шуберт Ф «Куда?»


Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

«НАКАЗ ВОКАЛИСТУ»


Чтоб красиво петь до гроба,

Купон сделайте из нёба,

Станьте полым, как труба,

И начните петь со лба.


Ощутите точки две:

В животе и голове;

Провалите на живот,

И пошлите звук вперед.


Чтобы петь и не давиться,

Не забудьте удивиться:

Вдох короткий, как испуг,

И струной давите звук.


Если вы наверх идете,

Нужно глубже опирать-

Всех тогда «переорете»,

Хоть и нечем «заорать».


Если вниз идете вы,-

Не теряйте головы;

Не рычите, словно зверь-

«Открывайте мягко дверь».


Что такое звук «прикрыть»?

Очень трудно объяснить.

Чтоб прикрытие найти,

Нужно к «Е» прибавить «И».


«А» - где «О», «О» где «У»,

Но не в глотке, а во лбу,

И со лба до живота –

Лишь провал и пустота.


Пойте мягко, не кричите,

Молча партии учите;

И не слушать никого,

Кроме Бога одного!

Никола Порпора


На всесоюзном вокальном совещании 1954 года в Ленинграде были четко сформулированы основные принципы воспитания певцов, которым должны следовать педагоги вне зависимости от методов и приемов при работе с учеником. Это единство художественного и технического развития, индивидуальный подход к ученику и принцип постепенности и последовательности. Принцип единства художественного и технического развития предполагает, что воспитание исполнительского мастерства должно идти параллельно и взаимосвязано с развитием вокально – технических данных.

Методы организации учебно - воспитательного процесса.

  1. демонстрационный;

  2. словесный;

  3. метод наблюдений;

  4. метод упражнений.

Приемы: активизации, игровой, моделирования музыкального образа, ассоциации, логической цепочки и другие.

Педагог должен изучить анатомо – физиологические данные своих учеников, в совершенстве знать механику и природу физиологических особенностей органов, участвующих в голосообразовании в каждом индивидуальном случае с учетом природных физиологических данных. Педагогу необходимо для каждого ученика индивидуально подобрать тот или иной тип дыхания, способ звукоизвлечения в выработке певческого тона, опираясь на возраст, пол, характеристику голоса, физиологическое устройство певческого аппарата, что способствует формированию голоса. Методы вокального воспитания обучающихся опираются лишь частично на практику обучения взрослых так как имеют свою специфику и прежде всего возрастную. У детей младшего школьного возраста сила голоса не велика, индивидуальные тембры не проявляются. Ограничен и диапазон голоса, редко выходящий за пределы октавы. Это обстоятельство значительно затрудняет подбор репертуара и подчеркивает ответственность и внимание, с которым нужно подходить к работе по постепенному расширению диапазона звучания. Голосовой аппарат в этом возрасте может работать как в фальцетном, так и в грудном звучании. Работу по организации звука целесообразно строить на игровой основе.

Голоса детей 11- 13 лет становятся более сильными, несколько расширяется диапазон, ярче проявляются различия в тембровой окраске. Это период расцвета детского голоса. Основные вокальные навыки дети должны получить именно в этом возрасте и до наступления мутации. Здесь должна идти кропотливая работа над воспитанием культуры звука, развитием вокального слуха и музыкально – образного мышления.

Необходимо учитывать периоды ростовых сдвигов у детей подростков. Это 6-8 и 13-15 лет.

Следующий период развития детского голоса – мутация. Учащиеся этого периода, в возрасте 13-16 лет требуют особенно бережного отношения. Например, в части дозировке пения, так как их голосовой аппарат особенно чувствителен к перегрузке. В звучании может появиться осиплость и хрипы. В конечной фазе мутации у девочек появляется яркое звучание, увеличивается диапазон голоса, тем не менее с голосом надо работать осторожно, аппарат продолжает развиваться. Следует избегать форсированного пения, а также употребления твердой атаки как постоянного приема звукообразования.

Известна и проблема голоса мальчиков. В 12-14 лет у них начинается период сначала скрытой, а затем острой мутации. Диапазон их голосов смещается вниз. Занятия в этот период, кроме особых случаев можно не прекращать. Однако ограничения и особая осторожность совершенно необходимы. Начинать впервые заниматься пением в мутационный период не целесообразно.

С 15- 17 лет происходит стабилизация юношеского голоса. Исчезают болезненные явления, связанные с перестройкой аппарата, постепенно формируется тембр будущего взрослого голоса.

Общие методические приемы, применяемые в обучении, подчиняются основным педагогическим принципам:

- принцип движения (подача материала в игровой, подвижной форме, что особенно важно для детей младшего возраста);

- принцип сравнения (при определении теоретических понятий используются разные образы из жизни природы, цветообразы, звукообразы; чаще всего это происходит при изучении интервалов, аккордов и при определении наклонения лада);

- принцип синтеза (межпредметные связи сольфеджио и вокального ансамбля; идея воспитания музыканта, не только воспроизводящего нотный текст, но и умеющего анализировать и сочинять, то есть сочетать несколько видов музыкальной деятельности);

- принцип сотрудничества (педагог и ученик – единомышленники, сотрудники: вместо заучивания готовых определений и формулировок вместе находят путь к истине и делают открытие при максимально доброжелательном и комфортном психологическом микроклимате);

- принцип повторения (повторение теоретического и практического материала с тенденцией к усложнению, с дополнениями и поправками при каждом повторении);

- принцип количества (для профессионального роста музыканта совершенно необходима база – большое количество исполняемых произведений);

- принцип доступности (объяснение материала, подбор репертуара в соответствии с возрастными способностями учащихся);

- принцип дифференцированного подхода (с программой должны справляться все, а для сильных учеников, сверх нормы, даются дополнительные задания творческого характера).

Показателями успешности занятий детей являются:

- высокие оценки, получаемые на контрольных уроках, зачётах в конце каждого года обучения;

- успешные выступления на отчётных концертах, конкурсах, фестивалях.

В учебном процессе применяются различные дидактические материалы:

- карточки с нотами;

- карточки с длительностями;

- плакаты и таблицы;

- учебники по сольфеджио;

- аудио и видеозаписи;

- фонограммы «-1».

Условия реализации программы. Для успешной реализации данной программы необходимы следующие условия:

- учебный класс с фортепиано, классной доской, партами и стульями;

- концертный зал (или класс), оборудованный звукоусилительной аппаратурой, комплектом микрофонов, звукозаписывающей и звуковоспроизводящей техникой;

- желательно наличие видеомагнитофона для просмотра видеозаписей, в том числе выступлений с целью анализа;

Формы подведения итогов.. На первом году обучения с целью проверки, развития вокальных навыков, в конце года проводится контрольный урок и выставляется оценка по вокалу.

Начиная со второго года обучения, в конце учебного года проводится академический концерт, выставляются оценки по вокалу и вокальному ансамблю и даются рекомендации учащемуся для успешного освоения данной программы. Количество и уровень сложности выносимых произведений на академический концерт указывается в требованиях к каждому году обучения.

Учебно-педагогические задачи по курсу вокального ансамбля


На втором году обучения учащиеся могут проходить курс вокального ансамбля, который ставит своей задачей:

- знакомство с различными произведениями вокальной ансамблевой литературы, способствующее расширению музыкальных знаний и кругозора учащихся, воспитание интереса к ансамблевому пению;

- воспитание у учащихся чувства ансамбля, навыков и культуры ансамблевого пения;

- углубленное развитие музыкального слуха;

- поддержание традиций одной из распространенных форм коллективного музицирования.

При организации ансамблевого пения необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, диапазон и характер голоса. Участие в вокальном ансамбле должно быть отражено в индивидуальном плане учащегося.

Начинать работу в классе вокального ансамбля рекомендуется с небольших, несложных дуэтов, а иногда и пения в унисон, постепенно переходя к работе над более сложными ансамблями, пению по партиям, участию в концертах.


Требование к уровню подготовки (второй год обучения):

- петь естественным голосом, без напряжения, протяжно;

- правильно передавать мелодию в диапазоне, индивидуальном для каждого ребёнка (примерно от h до h1);

- внятно произносить слова, брать дыхание между музыкальными фразами;

- вместе начинать и заканчивать песню;

- уметь петь с инструментальным сопровождением и без него;

- петь в ансамбле, не выделяясь из общего звучания.

Требования к уровню подготовки (третий год обучения):

-петь в диапазоне примерно от h до c2 с мягкой атакой, без форсирования звука, сохраняя индивидуальность тембра;

-петь на одном дыхании более длинные фразы;

-петь без сопровождения куплета одну из разученных песен, точно и выразительно интонируя;

-петь разученные в ансамбле песни в унисон и двухголосного.

Требования к уровню подготовки (четвертый год обучения)

-петь в диапазоне от b до c2 (d2);

-петь двухголосия и каноны;

-петь в ансамбле разученные песни, точно интонируя, выразительно, стройно;

-петь без сопровождения свою партию красивым объемным звуком.






Примерный репертуар ансамблей (второй год обучения):


  1. Русская народная песня «Заиграй, моя волынка», «В сыром бору тропина»,

  2. Д. Кабалевский. «Мы дети Земли».

  3. И. Лученок «Солнечная песенка»

  4. П. Чайковский «Колыбельная песня»

  5. Ю. Савельев «Почему?», «У елки»

  6. Л. Марченко «Колибри и крокодил», «Мальчик–хулиганчик»

  7. Т. Ефимов «Гиппопотам», «Детство не кончается», «Зонтик»

  8. Д. Тухманов «Колокольчик мой хрустальный»

  9. Е. Птичкин «Сказки гуляют по свету»



Примерный репертуар ансамблей (третий год обучения):


  1. А. Хачатурян «Мелодия»

  2. М. Ипполитов-Иванов «Цвет вишни»

  3. Б. Барток «Я иду…»

  4. Ф. Шопен «Желание»

  5. М. Мусорский «Вечерняя песня»

  6. Глинка М. «Вы не придете вновь»

  7. Чайковский П. «Легенда», «Кукушка», «Зима»

  8. Моцарт В.А. «Маленькая пряха»

  9. Бетховен Л. «Майская песня»

  10. Шуман Р. «Лотос»

  11. Монюшко «Золотая рыбка», «Пряха»

  12. В. Беляев «Русь», «Творите добрые дела», «Мир нужен детям»

  13. Л. Марченко «Ангел»

  14. Г. Вихарева «Молись, дитя!»

  15. М. Парцхаладзе «Лягушенок»


Примерный репертуар ансамблей (четвертый год обучения):


  1. Русская народная песня «Как по лугу, лугу; Как по морю, морю»

  2. Украинская народная песня «Щедрик»

  3. И.С. Бах «Мелькнет за часом чам»

  4. П. Чайковский «Колыбельная песня»

  5. М. Глинка «Патриотическая песня»

  6. И.С. Бах «Перед дорогой»

  7. В.А. Моцарт «Светлый день»

  8. Каччини Дж. «Ave Maria»

  9. Гурилев А. «Радость душечка»

  10. Варламов А. «Баркарола», «На заре ты ее не буди»

  11. Калиников Вик. «Котик», «Сосна»

  12. Брамс И. «Кузнец»

  13. Левитин И. «О чем шумит березонька?»

  14. Дунаевский И. «Школьный вальс», «Что делать девчонке?»

  15. Е. Крылатов «Прекрасное далеко»

  16. В. Беляев «Пойдем вместе в Вифлеем»

  17. Л. Марченко «Как ни странн»

  18. А. Пахмутова «Утро, здравствуй»

  19. Я. Дубравина «Песня о земной красоте»


Вокализы и упражнения

  1. Глинка М. Упражнения для усовершенствования голоса

  2. Варламов А. Школа пения.

  3. Абт Ф. Школа пения.

  4. Зейдлер Г. Избранные вокализы.

  5. Маркези М. Школа пения


Список литературы


  1. «Начальное обучение пению» под редакцией М.И. Румер, Н.Д. Орловой Издательство Академии Педагогических наук РСФСР, Москва.- 1960. – 72с.

  2. «Психология музыкальной деятельности: Теория и практика» : Учеб. Пособие для студ. муз. фак. высш. пед.учеб. заведений/Д.К. Кирнарская, Н.И. Киященко, К.В. Тарасова и др. Под ред. Г.М. Цыпина. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 368с.

  3. Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя – музыканта». – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000. – 336 с.: ноты. – (Б-ка учителя музыки)

  4. Алиев Ю.Б. «Пение на уроках музыки: конспекты уроков, репертуар, методика» - М.: Изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2005. – 431с.

  5. Вальденго Дж. «Я пел с Тоскани» пер. с итал. – 2-е изд., доп. – Л.: Музыка, 1989. – 168с.

  6. Васильев М.П. «Анализ работы голосового аппарата вокалиста»СПб, 1997-22с.

  7. Гонтаренко Н.Б. «Сольное пение: секреты вокального мастерства» - Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 155с

  8. Дмитриев Л.В. «Основы вокальной методики» - М.: Музыка, 2004. – 368 с.

  9. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. «Методика музыкального воспитания в школе» учеб. для студ. сред. пед. Учеб. Заведений. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 240с.

  10. Добровольская Н., Орлова Н. «Что надо знать учителю о детском голосе» Издательство «Музыка». Москва, 1972. – 30с.

  11. Емельянов В.В. «Развитие голоса. Координация и тренинг» 3-е изд., испр. – СПб.: Издательство «Лань», 2003. – 192с.

  12. Зебряк Т.А. «Интонационные упражнения с аккомпанементом на уроках сольфеджио в ДМШ и для занятий дома (1-7 классы)» Учебное пособие под ред. В.М, Григоренко Издательство «Кифара», 2003. – 142с.

  13. Зимина А.Н. «Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста»: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2000. – 304с.

  14. Медведев А., Медведева И. «10 основных дыхательных упражнений йоги»- М.:АСТ, 2007. – 28с.

  15. Никольская – Береговская К.Ф. «Русская вокально-хоровая школа: От древности до XXI века»: Учеб.пособие для студ.высш.учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 304с.

  16. Осеннева М.С., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников»: Учеб. пособие для студ. нач. фак. педвузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 368с.

  17. Охомуш Т. В. Методика эстрадного вокала «Чистый голос», Министерством культуры Российской Федерации, 2003. - 76 с.

  18. Сет Риггс «Как стать звездой»/ Сост. : «Guitar College» - М.: «Guitar College», 200. – 104с.

  19. Федонюк В.В. «Детский голос. Задачи и методы работы с ним»/Санкт – Петербург: Издательство «Союз Художников»,2003. – 64с.

  20. Фучито Сальваторе, Барнет Дж. Бейер «Искусство пения и вокальная методика Энрико Карузо», излание 3-е, доплненное, издательство «Композитор Санкт - Петербург», 2005.-55с.

  21. Штоколов Б. Т. «Гори, гори, моя звезда» Как надо петь Самоучитель. Санкт – Петербург, 1995г.- 146с.

5



Полный текст материала Дополнительная образовательная программа "Ступеньки мастерства" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Радевич надежда Гаврииловна  манядобрая
11.12.2012 0 3662 545

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК