Методическая разработка "Арт-лето" (летняя практика по ИЗО и ДПТ)
Методическая разработка «Арт-лето»
(летняя практика по ИЗО и ДПТ)
Автор: Рыбалко Татьяна Николаевна, педагог ДО 1 категории, держатель Сертификата и Знака соответствия «ССИТ» 2013, автор и руководитель арт-студии «Фантазия» МБОУ ДОД «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий» п. Таксимо Муйского района республики Бурятия.
Методическая разработка является дополнением к образовательной программе «Дизайнеры», но может существовать самостоятельно для осуществления досуговой деятельности детей педагогами учреждений ДО. Актуальность методразработки проявилась в том, что живем и работаем в регионе, приравненном к районам Крайнего Севера, а погодные условия таких регионов не позволяют (или позволяют только частично) проводить пленер в течение учебного года.
Новизна разработки проявляется в интегрированном подходе к развитию творческой личности детей разного возраста в одной группе (младший школьник, младший подросток, старший подросток)
"Креативность - это значит копать глубже, смотреть лучше,
исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину,
проходить сквозь стены,
зажигать
солнце, строить замок на песке,
приветствовать будущее".
Поль Торренс
Самым главным, что должен учитывать педагог изобразительного искусства арт-дизайна, я считаю, смелость рисунка и свободу передачи ощущений. И это то, что надо воспитывать с первых лет жизни! Неумение рисовать связано не только с жизненными условиями, но и с психикой ребенка. Ведь заставить создавать прекрасное невозможно! Поэтому необходимо не только учить детей рисовать, но и уметь настроить каждого из них на творческий процесс. Поэтому отличительной особенностью методразработки считаю гармоничное соединение учебного материала по рисованию с натуры, созданию предмета декора с элементами игровой программы и психологического тренинга.
Возраст обучающихся - 8-14 лет
Цель: создание всевозможных позитивных условий для развития творческой личности ребенка
Задачи обучающие:
- формирование умений и навыков владения художественными и графическими средствами в рисовании с натуры;
- закрепление полученных теоретических знаний на практике.
Задачи развивающие:
- повышение уровня мастерства рисования с натуры в разных изобразительных жанрах (натюрморт, пейзаж, портрет)
- развитие чуткого детского наглядно-образного восприятия и пространственного мышления;
- выявление новых (скрытых) и развитие индивидуальных способностей обучающихся;
- развитие деловых качеств - таких как, самостоятельность и аккуратность в работе, личная ответственность, творческая активность, и т.д.;
Задачи воспитательные
- развитие коммуникативных качеств в коллективе детей из разных групп;
- формирование культуры общения и поведения в социуме;
- формирование навыков здорового образа жизни;
- объединение детей в совместной интеллектуально-творческой деятельности не только общей тематической направленностью занятий, но и путем их активного участия в психологических тренингах
- формирование потребности ребенка в самопознании и саморазвитии
- развитие навыков бытовой культуры в процессе чаепития, уборки рабочего места.
Режим занятий:
11.00- 11.45 – рисование с натуры
11.45-11.50 - перерыв (тренинг)
11.50 – 12.35 - рисование по воображению или изделие ДПТ, художественное фото (зависит от творческой направленности обучающегося)
12.35 – 13.00 - чай
13.00 – 13.45 – игры
Длительность практики: 10 дней. По окончании летней практики возможно завершающее мероприятие – выход на природу с родителями, где в непринужденной обстановке проходит подведение итогов обучения, общение по схеме «педагог-родитель-ребенок».
Прогнозируемый результат:
Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта (рисунок, поделка, художественное фото). Главным критерием оценки обучающегося является не столько его одаренность, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства может каждый целеустремленный ребенок.
Рисование с натуры
ветка дерева (березы, тополя, сосны) в графике (по выбору обучающегося) - 2ч.
дерево в технике живописи (по выбору обучающегося) - 2 ч.
часть экстерьера здания в графике – 2 ч.
пейзаж (этюд) – 2ч.
портрет в пейзаже в графике (набросок) – 2ч.
(фото 1)
Декоративно-прикладное творчество (или художественное фотографирование)
коллаж «Летние мечты», сувенир (по желанию) – 6,5 ч. (фото 2)
Используемые материалы:
Мольберт, планшет
Бумага чертежная, акварельная
Простой карандаш (Т, ТМ), кисти, стирательная резинка, кнопки или скотч
Акварель, гуашь
Журналы на выброс или материалы индивидуально для сувенира
Ножницы
Клей-карандаш
Методическая разработка «Арт-лето» апробирована в июне текущего года. Основные задачи были выполнены. Не удалось только сходить на природу вместе с родителями по причине плохой погоды. Считаю летнюю практику возможным и целесообразным делом и продолжить начатую работу в будущем учебном году.
приложение №1
1.Тренинг «Комплимент» (фото 3)
необходимые материалы: мяч небольшой
Инструкция: Участники тренинга встают в круг. Ведущий (педагог) бросает мяч любому участнику и говорит приятные слова по поводу его внешности, настроения или характерных черт (например, «Аня, ты очень жизнерадостная девочка», «Наташа, у тебя сегодня красивая прическа», «Данил, ты настоящий джентельмен» и. т.п.). Задача каждого участника, кому кинули мяч поблагодарить за добрые слова своего предшественника и, кинув мяч следующему, найти несколько приятных слов для него.
Задача: развитие коммуникабельности и доброжелательности в группе, формирование культуры общения и поведения в социуме
2. Тренинг «Лабиринт» (из «веревочного курса») (фото 4)
необходимые материалы: круг-лабиринт из ДСП с круглым отверстием в середине и прикрепленными веревками для участников, шарик диаметром чуть меньше диаметра отверстия в лабиринте.
Инструкция: выбираются участники по количеству веревок лабиринта. Они поднимают круг-лабиринт каждый за свою веревку так, чтобы он стал ровно (параллельно земле или полу). Ведущий держит мяч над лабиринтом и по своей команде легонько бросает мяч вниз. Участникам необходимо общими усилиями загнать мяч в отверстие лабиринта.
Задача: развитие «командного духа» участников тренинга, повышение уровня ответственности каждого участника за свою группу, развитие умения выбора ответственного за команду. В данном случае участникам важно понять, что они одна команда, и выравнивать круг лучше по команде одного из них, а остальным быть внимательными к его командам.
3. Игра «Путаница»
Инструкция: Вся команда берется за руку, только один очень умный и ответственный товарищ в этот момент стоит к ним спиной. Команда, не расцепляя рук, старается, как можно больше запутаться, а задача Умницы(ка) все это дело распутать.
4. Игра «Ассоциации»
Инструкция: ВАЖНО! В игру можно начинать играть только тогда, когда группа уже некоторое время просуществовала в постоянном количестве и учащиеся успели друг друга узнать.
Перед началом игры необходимо объяснить значение понятия «ассоциация» и привести примеры, доступные пониманию участников, учитывая их возрастные особенности и род деятельности.
ИНСТРУКЦИЯ (модификация автора программы)
Педагог объясняет правила игры: «Ребята, мы с вами уже успели узнать друг друга и можем сказать об определенных качествах каждого из нас, можем описать черты характера наших одногруппников. Сейчас один из вас по желанию будет ведущим, он закроет глаза и уши (можно выйти за дверь), а мы с вами молча выберем кого-нибудь из нас кого он должен будет угадать (количество попыток зависит от количества участников игры). Ведущий будет задавать вопросы, которые в общем звучат так - «Если бы этот человек был…, то каким бы он был?». Он называет предмет, вещь, какое-либо существо животного или растительного мира, а мы с вами должны ответить ему, проводя ассоциации (сравнивая) задуманного нами человека с этим животным или растением, предметом быта. Отвечая, не надо перечислять названия предметов или животных и т.д., назвав его, надо описывать его характерные признаки, которые похожи на загаданного человека. Давайте просто попробуем. Я помогу, если будет непонятно»».
ВНИМАНИЕ! Игра пойдет не сразу. Необходимо проводить игру периодически через некоторое время (возможно, месяц), чередуя её с другими упражнениями. Детям сначала трудно проводить аналогии между человеком и, например животным и тем более с предметом быта(шкаф, кастрюля и т.п.), но в этом вся сущность игры. И когда дети поймут смысл игры, и самое главное, смысл ассоциаций, то смогут применять это понятие в жизни – смогут сравнивать и сопоставлять похожие образы и описывать их вербально и в творческих работах.
Примеры вопросов:
- если бы этот человек был музыкальным инструментом, каким бы он был?
- если бы этот человек был домашним животным, каким бы он был?
- если бы этот человек был растением(можно отдельно –деревом или цветком), каким бы он был? и т. п.
5. Любые подвижные игры (по желанию детей): «Вышибала», «Море волнуется раз…» «Зайцы и охотник» и т.д.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Рыбалко Татьяна Николаевна
→ cosca 19.07.2014 3 5812 431 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.