Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа в области музыкального искусства для детей-инвалидов и детей с ОВЗ


 

Юго-Восточныйадминистративныйокруг

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение городаМосквы"Школа№2129"имениГерояСоветского СоюзаП.И.Романова

 

 

 

Принятаназаседанииметодического Утверждаю

(педагогического)совета ДиректорГБОУ

от« » Протокол

_ ФИО

«_» 20 г.

 

Согласовано

_

_Протокол№ ___ __от «»_ 2021

 

 

 

АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВИДЕТЕЙС ОГРАНИЧЕННЫМИВОЗМОЖНОСТЯМИЗДОРОВЬЯ

 

ИНКЛЮЗИВНЫЙЭСТРАДНЫЙВОКАЛ

 

 

Направленность:художественнаяУровень:базовый

Возраст обучающихся: 10 - 18 летСрокреализации:2года

 

 

 

Разработчик - Лузина Елена Александровнапедагог дополнительного образованияпедагогинклюзивноговокала

педагогвэстрадномвокале

 

 

 

г. Москва2021год

 

 

 

Содержание.

 

 

 

Лист

1.

Пояснительнаязаписка

2

2.

Содержаниепрограммы

5

2.1

Учебныйплан.

5

2.1.1

Вводноезанятие.

5

2.1.2

Учебно-тематический план по классам обучения (в расчете на одногообучающегося)с учетомкатегорийнарушений,планработына уроке.

 

 

6

2.1.3

Примерныйрепертуарныйсписокпроизведений,применяемыхупражнений, техник иметодик.

 

 

9

2.1.4

Мероприятиявоспитательногоипознавательногохарактера.

10

2.2

Формыиметодыконтроля,критерииоценок.Итоговыезанятия(отчетныемероприятия)

 

 

11

2.3

Планируемыерезультаты.

12

2.4

Программно-методическоеобеспечениеучебногопроцесса.

12

2.5

Рекомендации преподавателям по обучению инклюзивномуэстрадномувокалудетейсОВЗ различных категорий

 

 

13

2.6

Материально-техническиеусловияосвоенияпрограммы

17

2.7

Заключение

18

2.8

Спискирекомендуемойлитературы.

19

 

1.Пояснительнаязаписка.

Настоящаяадаптированнаядополнительнаяобщеобразовательнаяпрограмма

«Инклюзивныйэстрадныйвокал»имеетсоциально-педагогическуюнаправленностьиразработананаоснове«Методическихрекомендацийпореализацииадаптированныхдополнительныхобщеобразовательныхпрограмм,способствующихсоциально-психологическойреабилитации,профессиональномусамоопределениюдетейсограниченнымивозможностямиздоровья,включаядетей-инвалидов,сучетомихособыхобразовательныхпотребностей»,направленных письмом Министерства образования и науки РФ от 29.03.2016 №ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций», Федерального закона N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г., Программы развития системы российского музыкальногообразования,Концепциипреподаванияпредметнойобласти«Искусство»вРоссийской Федерации, ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ от 01.09.2016г., а также сучетомсобственногопедагогическогоитворческогоопытавобластипреподаванияэстрадноговокаладетямимолодёжисограниченнымивозможностямиздоровья (ОВЗ).

Насегодняшнийдень,особоезначение,науровненашегороссийскогогосударства и всего мира в целом, имеет проблема социальной адаптации детей имолодёжисОВЗвобществе.Постоянноипланомернорасширяетсядиапазоноказаниягосударственнойподдержкипосозданиюусловий,необходимыхдляполноценногоразвитиятакихдетей,принимаютсяособыемерыпомощиимвполучении разностороннего образования.

Актуальностьпрограммыобусловленатем,какуювнастоящеевремяогромную значимость в качественном развитии общества приобретают меры посовершенствованиюсуществующихисозданиюновыхэффективныхсредств,программ,методикпорасширениюметодовреабилитацииипрофилактики,повышающихрезервные возможностиорганизма человека, а также изменениемтребованийксодержаниюиоформлениюадаптированныхобразовательныхпрограмм. Практика показывает, что одной из главных проблем в современноминклюзивном вокальном образовании является отсутствиеуниверсальной (в силуневозможностисозданиятаковойвпринципе!)адаптивнойобразовательнойпрограммы,отвечающейиндивидуальнымособенностям каждогоребенкасОВЗ.

Музыкальноеразвитие,с научно-медицинскойточкизрения,оказываетпоистине уникальное воздействие на организм детей с ОВЗ, и именно вокал, какдоказываетв своихнаучныхтрудахосновательмузыкотерапевтическойшколыС.В. Шушарджан, оказывает самое сильное и благотворное влияние на организмособого ребёнка и, кроме того, при правильном психолого-педагогическом подходепомогаетемувсоциализациииинтеграциив общество.

Отличительнаяособенностьнастоящейадаптированнойдополнительнойобщеобразовательнойпрограммывтом,чтонавсех,предусмотренныхвнейэтапах инклюзивного вокального обучения и музыкально-эстетического развития -максимально учитываются, в первую очередь, какиндивидуальные особенностикаждого ребенка с ОВЗ, так иособенности по категориямОВЗ, а накопленный входереализациипрограммыопыт–даётначалоновымнаправлениямдляеёпостоянногосовершенствования.

Таким образом, настоящая программа, дополняющая своими определеннымиотличиямисуществующиенасегодняшнийденьпрограммынепотеряетсвоей

 

актуальностиникогда,ибудетпостояннонаполнятьсяпрактическимопытомработы с особыми ребятами, нашими необычайными талантами, вцелом, работаянадостижениепоставленной цели.

Цельпрограммы–преодолениесоциальных,физиологическихипсихологическихбарьеровивведениедетейимолодёжисОВЗвкультуру,созданиеусловийдляразвитияличности,развитиеэстетическихиэтическихкачеств,способностейребят,имеющихразличныенарушения(зрения,речи,опорно-двигательногоаппарата,сзадержкойпсихическогоразвития,срасстройствомаутистическогоспектра,умственнойотсталостью,сосложнымидефектами–тоестьвсехтех,комуадресованаибудетактуальнанастоящаяпрограмма),которыеобеспечатимнаилучшуюсамореализациювусловияхсовременногообщества,успешнуюсоциализациюиполноценноеучастиевнастоящейжизниидоступныхвидахсоциальнойдеятельности.

Даннаяпрограммапризванарешатьследующиезадачи:

  • образовательные(расширение музыкального и литературного кругозора детей сОВЗ,получениеимипосильногодополнительногомузыкальногообразованиясвозможностямидляучастиявконкурсах,выступлениянасцене,дальнейшегосамостоятельногообщения смузыкойисамообразования),

  • развивающие(развитиеуособыхдетейпсихическихпроцессов(восприятие,память, внимание) имузыкально-певческихнавыков),

  • воспитательные(коррекция эмоционального состояния детей с ОВЗ, воспитаниеунихчувствасопричастностикпрекрасному,воспитаниетрудолюбия,усидчивости,терпения,дисциплины),

ивцелом–достижениеличностныхрезультатов(адаптациядетейсОВЗкусловиямдетско-взрослойобщности,ихудовлетворенностьсобственнойдеятельностью в объединении дополнительного образования, их самореализация,повышениеихтворческойактивности,проявлениеинициативыилюбознательности, формирование ценностных ориентаций, формирование мотивовкконструктивномувзаимодействиюисотрудничествусосверстникамиипедагогами,развитиеунихнавыковвизложениисвоихмыслейивзглядов,навыковконструктивноговзаимодействиявконфликтныхситуациях,развитиежизненных,социальныхкомпетенций,такихкак:автономность(способностьделать выбор и контролировать личную и общественную жизнь), ответственность(способностьприниматьответственностьзасвоидействияиихпоследствия,мировоззрение(следованиесоциальнозначимымценностям),развитиесоциального интереса (способности интересоваться другими людьми и приниматьучастиевихжизни,готовностиксотрудничествуипомощидажепринеблагоприятных и затруднительных обстоятельствах, склонности давать другимбольше,чем требовать,привитие понятийпатриотизма и гражданскойпозиции(проявлениегражданско-патриотическихчувств),развитие культурыцелеполагания (умение ставить цели и их достигать, не ущемляя прав и свободокружающихлюдей),умение"презентовать"себяи своипроекты.

Приэтом,какакцентированов«Методическихрекомендациях»МинобрнаукиРФ–необходимоучитывать,что“индивидуальнаятраекториядостижений каждого обучающегося помогает развитию инклюзивного образованиявсистемедополнительногообразования,таккакдинамикапредметныхиметапредметныхдостиженийпозволяетотслеживатьформированиесоциальныхи

 

жизненныхкомпетенцийотносительносамогосебя,анесравниватьрезультатыотносительновозрастной нормыздоровыхсверстников”.

Предлагаемаяпрограммарассчитанана двухлетнийсрокобучения.

АдресатпрограммыдетисОВЗ,некоторыхкатегорийнарушений:

  1. снарушениямизрения(слепые,слабовидящие),

  2. снарушениями речи,

  3. снарушениямиопорно-двигательногоаппарата(НОДА),

  4. сзадержкойпсихическогоразвития (ЗПР),

  5. срасстройствомаутистическогоспектра(РАС),

  6. сумственнойотсталостью(легкая УО(F70) и умереннаяУО(F71).

Возраст учащихся, приступающих к освоению программы: 7-17 лет. Занятияпроходятвиндивидуальнойформе.Программыобученияучитываетвозраст,индивидуальныеособенностиикатегориинарушенийобучающихсядетей.Учебный процесс предусматриваетзанятия 1-2 раза в неделю по одному часу.Индивидуальное вокальное развитие помогает овладеть певческим голосом болееуглубленно, способствуетповышениюинтересаквокальномуискусству.

Результатыработытакжесугубоиндивидуальны,зависятнапрямуюотстепени доверия обучаемого к педагогу, терпения, профессионализмапедагога ипомощиблизких,родныхиокружающихобучаемоголюдей.Главное–детидолжныощущатьпсихофизиологическийкомфорт,получатьудовольствиеотпенияирадоватьсяЖизни,начинатьчувствоватьсебядостойнойчастьюокружающего мира, любить и быть любимыми. Конечно же, особенно стимулируетребят участие в различных конкурсах, маленькие победы, настоящие триумфы иподвигинасцене!

Совмещениетрадиционныхобучающихприемов,свойственныхразвитиювокальногоисполнения,описанныхвразличныхсуществующихвокальныхметодиках(развитиеосновныхсвойствголосаивокальныхнавыков),синдивидуальнойкоррекционнойработой,призванодатьвозможностьдетямсразличнымикатегорияминарушенийразвитьмузыкальныеспособности,способностьслушать,наблюдатьиоцениватьурок,развитьартикуляционныйаппарат,связнуюречьидикцию,слуховыенавыки,певческоедыхание,координациюдвиженийимоторики,чувстворитма,способностьпроизводитьумственныеоперациипозвуковомувосприятию,навыкивыразительностиисполнения,сформироватьправильнуюосанку,преодолетьвнутренниепсихологическиезажимы.

Наиндивидуальныхзанятияхприменяютсяразличныеформывокальногообученияособыхдетей–очные,дистанционныеикомбинированные,изыскиваютсяэффективныепутидостижениямаксимальныхрезультатов,учитываякатегориинарушений, специфические и индивидуальные особенностиребят.

Следуяосновнойпрограмме,педагогосуществляетмассузадачизатрагиваетразличныевидыдеятельности.

Вработесособымидетьми,существуютсложностипривыполненииучебныхзадач.Многоезависитиотуровнямузыкально-слуховогоразвития,наличия необходимых вокальных навыков у таких детей и степени их нарушений вразныхкатегориях.Укаждогоребенкаиндивидуальныйтембрголоса,чистотаинтонирования зачастую отсутствует, диапазон ограничен, могут быть ограничены(отсутствовать)визуализация,присутствоватьречевыенарушения,чувстворитма

 

развитослабо,этиипрочиенарушенияограничиваютпедагогапривыборепесенногорепертуара.Ноеслиграмотноорганизоватьработуназанятиях,регулярно,терпеливоицеленаправленновестиработупоовладениюдетьмипевческиминавыками,осознанномувосприятиюмузыкальногоматериала,торезультатобязательнобудет.Детистанутсрадостьюспешитьнаурокиисудовольствием петь.

Методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятий, также сугубо индивидуальны. Применяются словесные методы (беседы, призванные, впервую очередь, завоевать доверие особого ребенка к педагогу, настроить его насотрудничество,увлечьеговпроцессобучения,настроитьнадостижениепосильныхрезультатов,объяснение,анализразучиваемыхмузыкальныхпроизведенийизанятийвцелом),наглядные(показвидеоматериалов,предлагаемых приемов исполнения заданий и упражнений), практические, в томчислеиигровые(вокальныеупражнения,использованиевспомогательныхупражненийиобщеразвивающихметодик).

Занятияпроводятсявформебесед,игровыхпрограмм,дикционно-артикуляционных ивокальныхупражнений,практических занятий и репетиций(пениевокализов,пениессопровождениемибез,прослушиваниеэстрадныхвокальныхпроизведений,анализразучиваемыхматериаловисобственногоисполненияи т.д.).

 

  1. Содержаниепрограммы.

    1. Учебныйплан.

      1. Вводноезанятие.

Количествовремени,необходимоенапроведениевводногозанятия(введение в программу, прослушивание) в учебно-тематическом плане в итоговомзначениинеучитывается,определяетсясугубоиндивидуально,каквремя,затрачиваемое на установление доверительных отношений с обучаемым ребенком,которое зависят, в первую очередь, от профессионализма и терпения педагога. Какпоказываетпрактика,дляопределениявозможностиреализациипрограммысконкретным ребёнком необходимо не менее двух вводных занятий по 15-25 минуткаждое.

Дляболеечеткоговзаимопониманияиустановления«творческогоконтакта», первое занятие проводится в присутствии родителей (представителей)ребенка,второекаксродителями(представителями),такииндивидуально.

Для некоторых категорий детей с ОВЗ, в зависимости от степени нарушениии возраста ребёнка, двух вводных занятий может оказаться недостаточно, напримердети с ЗПР, УО и РАС. Педагог, опираясь на свой профессиональный опыт, долженпонять, что именно является причиной сложности установления взаимопонимания,оценить целесообразность педагогических усилий, определить готов ли ребёнокначать обучение или возможно, по каким-то объективным причинам (например,связанным с недостаточным на момент прослушивания возрастом) отложить, посогласованиюсродителями(представителями)ребенка,попыткунанекотороевремя(надругойучебныйпериод),вслучаеже,еслиупедагогапоявитсяуверенность, что ребёнок имеет достаточно оснований для включения в настоящуюпрограмму и его стремление заниматься будет поддержано близким окружениемребёнка – нужно пробовать и постепенно вводить ребёнка в процесс обучения,пустьдажедляэтогопонадобитсябольшевремениисовместныхусилий.

 

      1. Учебно-тематический план по классам обучения (в расчете на одногообучающегося)с учетомкатегорийнарушений,планработынауроке.

 

Таблица1.Учебно-тематическийплан1класс.

 

Тема

Количествочасов

 

 

всего

теория

практика

 

Категориинарушений

С – нарушения зренияР– нарушенияречи

ДНОДА

П – ЗПР и УОАРАС

С

Р

Д

П

А

С

Р

Д

П

А

С

Р

Д

П

А

 

Вводноезанятие

1

1

1

1

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Работа над дыханием(понятие о певческомдыхании,дыхательная

гимнастика)

10

10

10

10

10

4

4

4

-

-

6

6

6

10

10

2

Принципы артикуляции речиипения

(речевыеупражнениядля

развития артикуляционногоаппарата)

5

5

5

5

5

2

2

2

-

-

3

3

3

5

5

3

Работа над звуком(пениегласных,

произношениесогласных,

характер звуковедения,распевание)

11

11

11

11

11

4

2

3

-

-

7

9

8

11

11

4

Певческий диапазон(Расширениепевческого

диапазоназасчетупражнений

на развитие головного игрудногорегистров)

5

-

-

-

-

2

-

-

-

-

3

-

-

-

-

5

Упражнения для выработкиправильнойпевческой

позиции

5

5

9

6

6

2

1

1

1

1

3

4

8

5

5

6

Дефектыголосаиихустранение

(горловой и носовой призвуки,форсировказвука,упражнениянаустранениедефектов)

6

11

8

9

9

2

1

1

-

-

4

10

7

9

9

7

Работанадисполняемым

произведением

19

19

18

20

20

4

2

3

-

-

15

17

15

20

20

8

Занятияпоиндивидуальной

программе

8

8

8

8

8

2

2

2

-

-

6

6

6

8

8

9

Физкультурнаяминута

1

1

1

1

1

 

 

 

 

 

1

1

1

1

1

 

Итогочасов

70

70

70

70

70

22

14

16

1

1

48

56

54

69

69

Таблица2.Планработынауроке,1класс.

 

 

Количествоминут

 

Категориинарушений

С

Р

Д

П

А

1

Дыхательнаягимнастика

4

4

5

8

8

2

Артикуляционнаягимнастика,упражненияна

развитиечувстваритма

5

7

9

15

15

3

Распевание/вокальныеупражнения

10

12

10

6

6

4

Работанадисполняемымпроизведением

16

16

15

10

10

5

Анализзанятия

2

-

-

-

-

6

Физкультурнаяминута

1

1

1

1

1

7

Заданиенадом

2

-

-

-

-

 

Всего

40

40

40

40

40

 

Таблица3.Учебно-тематическийплан 2класс.

 

Тема

Количествочасов

 

 

всего

теория

практика

 

Категориинарушений

С – нарушения зренияР– нарушенияречи

ДНОДА

П – ЗПР и УОАРАС

С

Р

Д

П

А

С

Р

Д

П

А

С

Р

Д

П

А

 

Вводноезанятие

1

1

1

1

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Работа над дыханием(понятиеопевческом

дыхании, дыхательнаягимнастика)

12

8

12

10

10

3

3

3

-

-

9

5

9

10

10

2

Принципы артикуляции речиипения

(речевые упражнения дляразвития артикуляционногоаппарата)

4

7

3

5

5

1

2

1

-

-

2

5

2

5

5

3

Работа над звуком(пениегласных,

произношение согласных,характерзвуковедения,

распевание)

11

11

11

11

11

2

2

2

-

-

9

9

9

11

11

4

Певческий диапазон(Расширениепевческого

диапазоназасчетупражненийна развитие головного игрудного регистров)

5

-

-

-

-

1

-

-

-

-

4

-

-

-

-

5

Упражнения для выработкиправильнойпевческой

позиции

7

5

9

5

5

1

1

1

1

1

6

4

9

4

4

6

Дефектыголосаиихустранение

(горловой и носовой призвуки,форсировказвука,упражнения

наустранениедефектов)

4

11

7

9

9

1

1

1

-

-

3

10

6

9

9

7

Работанадисполняемым

произведением

18

19

19

21

21

1

1

2

-

-

18

18

16

21

21

8

Занятияпоиндивидуальной

программе

8

8

8

8

8

1

1

1

-

-

7

7

7

8

8

9

Физкультурнаяминута

1

1

1

1

1

 

 

 

 

 

1

1

1

1

1

 

Итогочасов

70

70

70

70

70

11

11

11

1

1

59

59

59

69

69

 

Таблица4.Планработынауроке,2класс.

 

 

Количествоминут

 

Категориинарушений

С

Р

Д

П

А

1

Дыхательнаягимнастика

4

4

4

8

8

2

Артикуляционнаягимнастика,упражненияна

развитиечувстваритма

2

7

5

13

11

3

Распевание/вокальныеупражнения

12

12

12

8

8

4

Работанадисполняемымпроизведением

17

16

16

10

12

5

Анализзанятия

2

-

2

-

-

6

Физкультурнаяминута

1

1

1

1

1

7

Заданиенадом

2

-

-

-

-

 

Всего

40

40

40

40

40

 

При реализации данной программы со сроком обучения 2 годапродолжительностьучебныхзанятийсоставляет35недельв год.

 

Таблица5.Календарныйучебныйграфик.

Видыучебной

работы

Затратыучебноговремени

 

 

Всего

КатегорииОВЗ

С

Р

Д

П

А

С

Р

Д

П

А

С

Р

Д

П

А

С

Р

Д

П

А

 

Годы

обучения(класс)

1год(1класс)

2год(2класс)

Полугодия(мес.)

I(сен-дек)

II(янв-май)

I(сен-дек)

II(янв-май)

 

 

 

Количествоучебныхнедель

16

 

 

 

 

19

 

 

 

 

16

 

 

 

 

19

 

 

 

 

70

 

16

 

 

 

 

19

 

 

 

 

16

 

 

 

 

19

 

 

 

70

 

 

16

 

 

 

 

19

 

 

 

 

16

 

 

 

 

19

 

 

70

 

 

 

16

 

 

 

 

19

 

 

 

 

16

 

 

 

 

19

 

70

 

 

 

 

16

 

 

 

 

19

 

 

 

 

16

 

 

 

 

19

70

 

 

 

Количествоучебныхдней

32

 

 

 

 

38

 

 

 

 

32

 

 

 

 

38

 

 

 

 

140

 

32

 

 

 

 

38

 

 

 

 

32

 

 

 

 

38

 

 

 

140

 

 

32

 

 

 

 

38

 

 

 

 

32

 

 

 

 

38

 

 

140

 

 

 

32

 

 

 

 

38

 

 

 

 

32

 

 

 

 

38

 

140

 

 

 

 

32

 

 

 

 

38

 

 

 

 

32

 

 

 

 

38

140

 

 

 

Аудиторныезанятия(часов)

28

 

 

 

 

32

 

 

 

 

28

 

 

 

 

32

 

 

 

 

120

 

28

 

 

 

 

32

 

 

 

 

28

 

 

 

 

32

 

 

 

120

 

 

28

 

 

 

 

32

 

 

 

 

28

 

 

 

 

32

 

 

120

 

 

 

32

 

 

 

 

38

 

 

 

 

32

 

 

 

 

38

 

140

 

 

 

 

32

 

 

 

 

38

 

 

 

 

32

 

 

 

 

38

140

 

 

 

Самостоятельнаяработа(часов)

4

 

 

 

 

6

 

 

 

 

4

 

 

 

 

6

 

 

 

 

20

 

4

 

 

 

 

6

 

 

 

 

4

 

 

 

 

6

 

 

 

20

 

 

4

 

 

 

 

6

 

 

 

 

4

 

 

 

 

6

 

 

20

 

 

 

-

 

 

 

 

-

 

 

 

 

-

 

 

 

 

-

 

-

 

 

 

 

-

 

 

 

 

-

 

 

 

 

-

 

 

 

 

-

-

 

 

Максимальнаяучебнаянагрузка(общая

трудоёмкость(часов)

32

 

 

 

 

38

 

 

 

 

32

 

 

 

 

38

 

 

 

 

140

 

32

 

 

 

 

38

 

 

 

 

32

 

 

 

 

38

 

 

 

140

 

 

32

 

 

 

 

38

 

 

 

 

32

 

 

 

 

38

 

 

140

 

 

 

32

 

 

 

 

38

 

 

 

 

32

 

 

 

 

38

 

140

 

 

 

 

32

 

 

 

 

38

 

 

 

 

32

 

 

 

 

38

140

 

Общаятрудоёмкостьучебного предмета«Инклюзивныйэстрадный вокал»при2-хлетнемобучениипокатегориямнарушенийсоставляет:

        1. дляС–нарушениязрения140часов;

        2. дляР–нарушенияречи–140 часов;

        3. дляДНОДА140 часов;

        4. дляП –ЗПРиУО –140часов;

        5. дляА–РАС140 часов.

 

      1. Примерный репертуарный список произведений, применяемыхупражнений, техникиметодик.

 

Наиндивидуальныхурокахсразличнымикатегориямидетеймогутприменятьсясамыеразнообразныетехники,методикииупражнениянаправленные,впервуюочередьнаустановлениеудетейопределенногодоброжелательногоэмоциональногосостояния,ивцелом,наразвитиепредставленийопространствеиумениеориентироватьсявнем,развитиемышления, памяти, внимания, восприятия, координации движения,формированиеречевого дыхания, развития ритмико-мелодической стороны речи, музыкального илитературногокругозора,чувстваритма,темпа,звукоизвлеченияидругихмузыкально-певческихнавыков.

Для педагога не существует ограничительных рамок и в выборе репертуара.Померенакоплениясобственногоопытаипоявлениямузыкальныхновинокрепертуарпроизведенийможетнепрерывнорасширяться.

Какправило,выделенынесколькоосновныхгруппмузыкально-речевыхупражнений,применяемыхкаквтрадиционной,такиинклюзивнойвокальнойпрактике:

  • ритмическиеупражнения, с заданиями на ориентировку впространстве(например, «ладушки» под музыку, игра на деревянных ложках, постановка рук сколокольчиком) и со звучащими жестами (например, хлопки под определённыезадачиидругиеупражнениянаразвитиеритма,темпа, модуляции);

  • голосовыеиречевыеупражненияподмузыкуибез(проговаривание,например “мы морковку режем, режем, мы морковку трем, трем…”, сопровождаядвижениями рук, головы и др.),упражнения с пением (распевки, вокализы и др.,направленныенапостановкудыхания,связностиречи),распеваниенаразныезвуки (например, по методикам С.В. Шушарджана, пропевание гласныхА, И, О, У,Ы, Э, звукосочетанийАЙ, ОМ, ПА, АТ, АМ, АП, ИТ, УТ, отдельных согласныхзвуковВ, Н,М,К,Ш, Щ,Х,Ч,С,Ми др.),пениесзакрытымртом идр.;

  • упражнениясмузыкальнымиинструментами(металлофон,ударные,перкуссия, клавишиидр.);

  • упражнения на дыхательную и артикуляционную гимнастику, упражненияна снятия голосовых зажимов (вытягивание, вибрация и другие манипуляции сгубами, движениячелюстью,головой,языкомидр.).

Примерныйрепертуарныйсписокпроизведений:

Вокализы(А.Варламова,М. Глинки,Ф.Абта,Г.Зейдлераи др.)

Произведениякомпозиторов-классиков(А.Варламов«Чтомнежитьинетужить»,

«Назаре ты еенебуди», «Горные вершины», «Белеет парус одинокий»,

«Разочарование»,Ф.Шопен «Желание»,М.Глинка«Жаворонок»идр.);

Народныепесни(«Сени,моисени»,«Калинка»,«Вополеберёзастояла»,«Аяполугу», «Калинушкасмалинушкой»идр.);

Песнисовременныхкомпозиторов(Д.Тухманов«Мойлюбимыйпапа»,Е.Крылатов

«Снежинка», «Лесной олень», «Колыбельная Медведицы», М. Дунаевский

«Школьныйвальс»,Б.Рычков«Всёмогуткороли»,Т.Буркова«Корабликдетства»,И.Николаев «Маленькаястрана»,ЧайФ «Любименятаким какойяесть»идр.);

Детскиепесни(В.Шаинский«Антошка»,«Кузнечик»,«Облака».М.Карасев«Двавесёлыхгуся», Б.Савельев «Дождикбосиком»,Г. Гладков«ЧунгаЧанга»идр.).

 

      1. Мероприятиявоспитательногоипознавательногохарактера.

 

С целью включения особых детей в активную познавательную творческуюдеятельность,развитияунихлюбознательности,воображения,умственныхихудожественныхспособностей,гармоничногоразвитияличности,коммуникативныхнавыков,преодолениявнутреннихзажимов,привитиядухасоревновательности, постепенного приобщения к конкурсной работе, а так же сцельюкоррекцииэмоциональногосостояниядетейсОВЗ,воспитанияунихчувствасопричастностикпрекрасному,чувствапатриотизма,воспитаниятрудолюбия,усидчивости,терпения,дисциплиныиприученияквыполнениюпоставленныхнаурокеидомашнихзаданийвпереченьмероприятийтакжевключаются:

  • изучение репертуара, связанного с общероссийскими государственными,народнымии духовнымипраздниками;

  • проведениевнутреннихиндивидуальныхпромежуточныхконкурсов(концертов), с применением элементов костюмирования, обязательной видео-фотосъемки, вручением поощрительных призов и дипломов, поскольку выступлениеотличаетсябольшимвоспитательнымпотенциалом,формируетэстетическийвкуси эстетические чувства, приобщает к миру прекрасного. Удачное выступлениеэтоиположительныеэмоции,изарядэнергии,ивозможностьвыразитьсвоичувстваилиихпередать.Необходимоеусловие–обеспечениематериально-техническихусловий дляосвоенияпрограммы,описанныхвп.2.6программы.

Преследуя поставленные выше цели, например, в январе 2021 г. был объявленвнутреннийконкурс«РубиноваяЗвёздочка»наплощадкесоцсети(https://vk.com/id628677164),средивоспитанников,участниковпрограммыинклюзивного эстрадного вокала, посвященныйДню ЗащитникаОтечества(23 Февраля),три воспитанника (мальчики) решились, и, с помощью родителей ипедагога, подготовили песни, оделись в военные костюмы и спели на видеокамерупатриотическиепесни.

Эффект конечно был потрясающим, ребята очень старались, волновалиськонечно,новсеосталисьдовольнырезультатомибылисчастливы!

Мальчикибылиотмеченыдипломамилауреатовконкурсаиценнымиподарками. Конечно же, это мероприятие надолго запомнилось и мотивировалоребятнаактивныезанятияиновыеуспехи.

Участникиконкурса:

МишаКолюпанов,7лет,(РАС), г.Апрелевка,МО

Исполняемоепроизведение:«Бравыесолдаты»А.Филиппенко,Т.ВолгинаНаграда: Лауреат 1 степени в номинации «Патриотизм и Настроение»ДимаКорягин,16лет,ДЦП,г.Апрелевка,МО

Исполняемоепроизведение:«Русскийпарень»А.Гоман

Награда: Лауреат 1 степени в номинации «Смелость и Романтика»Марат Утегенов, аутизм, 12 лет, г. Стерлитамак, БашкортостанИсполняемое произведение: «Служить России» И.Резник, Э.Ханок.Награда: Лауреат1степенивноминации«МужествоиОбраз»

Подобные мероприятия являются частью программы, достаточно несложныев реализации при многих нарушениях и рекомендуются, в том числе, и в качествесамостоятельной работы(не включаемой для категорий ЗПР и РАС напрямую вкалендарныйучебныйграфик,нореализуемойдлятакихдетейповозможности).

 

    1. Формыиметодыконтроля,критерииоценок.Итоговыезанятия(отчетныемероприятия).

 

КонтрольосвоенияпрограммыобучающихсядетейсОВЗпроводитсянепосредственнопедагогом,навсехэтапахпроцессареализациипрограммы.Сучётомразвитияребёнкаианализаполученныхрезультатов,педагогможеткорректировать индивидуальную траекторию обучения, согласовывать тактическиемоментысродителями(представителями)ребёнка.

Традиционные формы и системы оценок в ходе реализации программы неприменяются.Программаориентировананапостоянноепоощрениеимотивированиеребёнкана,соответствующеееговозможностям,посильное,изучениемузыкиивокала.Другойоценки кромепохвалыбыть неможет.

Здесьвбольшейстепениактуальныоценкиработысамогопедагога,которыми,какправило,являютсядостигнутыеребёнкомрезультаты,отзывыродителейиокружающих.Иконечностремлениеребёнкапосещатьзанятиявновьивновь.

Отчетныемероприятия–выступлениянавсевозможныхконцертах,фестиваляхиконкурсах,записьаудиоивидеовыступлений.

Цельитоговыхзанятий-закреплениедостигнутыхрезультатовобучения,возможность самовыражения ребёнка, проявления личности в условиях творческойатмосферыиситуацииуспеха,возможностьстимулироватьтворческуюактивность,возможность для ребёнка сменить обычную обстановку, узнать что-тоновое, пообщаться, получить новые впечатления и испытать настоящую радость иудовлетворение отпроделанной работы.

Итоговоезанятиеможетпроводитьсякаквформеиндивидуальноговыступления, так и в форме концерта в группе детей, в том числе и с различныминарушениями.

Оценкавыступления–овации,похвала,дипломыучастников,приятныепризы ихорошеенастроение.

Концерты могут быть организованы педагогом в рамках образовательногоучреждения, на живой сцене и различных электронных площадках, так же можноорганизовать участие ребят в многочисленных общероссийских и международныхконкурсахиконцертах,втомчислеизаочных.

Например,в2020г.,прошливыступленияребятсразличнымикатегорияминарушений (слепые, слабовидящие, НОДА, ДЦП, синдромом Дауна и другие) на концертах,в январе, на фестивале «Подари праздник детям»,в августе, на отчетном концертеИЦРТ «Город солнца» (Республика Башкортостан), в течение года, на всероссийскоминклюзивномконкурсе«Необыкновенныелюди»,всероссийскомконкурсе-фестивалетворчестваиискусств«Зимниеузоры»,«Полётфантазий»(г.Москва,г.Рязань),навнутреннем отчётном конкурсе «Рубиновая звёздочка» к Дню Защитника Отечества,конкурсе-фестивале«Мамина песня» и многихдругих.

Выбора конкурса или концерта – производится по инициативе педагога, и сразносторонней(административной,финансовойидр.)поддержкойобразовательного учреждения, в рамках которого реализуется программа, а так жевозможноподключениеспонсоровиправительственныхорганизаций,сучетоминдивидуальных особенностей, возраста и наличия реальных возможностей детей сОВЗ.Важноорганизовыватьподобныемероприятиянарегулярнойоснове,нетолько в период итоговых аттестаций, но и в течение всего учебного процесса, какодиниздейственныхспособовмотивации.

 

    1. Планируемыерезультаты.

 

Врезультатепрохожденияданнойадаптированнойдополнительнойобщеобразовательной программы«Инклюзивный эстрадный вокал» обучающийсяполучает возможность:

 

  • настроитсянадоверительныерабочиеотношенияспедагогом,заинтересоватьсямузыкой,пением;

  • развитьпредставлениеопространствеиумениевнёмориентироваться;

  • сформироватьречевоедыхание,ритмико-мелодическуюсторонуречи;

  • расширитьдинамическиеитехническиевозможностиголоса;

  • развитьвнимание,восприятие,память,координациюдвижения;

  • развитьчувстворитма,техникузвукоизвлеченияидругиемузыкально-певческиенавыки;

  • достичьвыровненногозвучаниявсвоёмдиапазоне;

  • развитьтрудолюбие,усидчивость,терпение,дисциплину;

  • развитьхудожественно-исполнительскиенавыки;

  • расширитьмузыкальныйилитературныйкругозор;

  • получить умение интегрироваться в среде сверстников, перестать боятсябольшого количествалюдей,научится выступатьнасцене;

  • получить направлениядлядальнейшегоразвития,самореализации,творческойактивностиисоциализациивобществе.

 

Главныйрезультат–преодолениесоциальных,физиологическихипсихологических барьеров, развитие в ребёнке творческой личности и интереса кпродолжениюзанятиймузыкойи вокалом.

 

    1. Программно-методическоеобеспечениеучебногопроцесса.

 

Программно-методическоеобеспечениеучебногопроцессадолжнобытьориентированонаполноценноеиэффективноеполучениеинклюзивноговокального образованиявсеми адресатаминастоящейпрограммы.

Настоящая адаптированная дополнительная общеобразовательная программа(АДОП)«Инклюзивныйэстрадныйвокал»являетсячастьюпрограммно-методическогообеспеченияинклюзивногообразовательногопроцессавцелом.

Структурадополнительнойобщеобразовательнойпрограммывключаеткомплексосновныххарактеристикпрограммы(пояснительнуюзаписку,направленность (профиль) программы,актуальность, отличительные особенностии примерный портрет адресата программы, объем программы, формы и методыобучения, типы и формы занятий, срок освоения программы и режим занятий, цельизадачипрограммы,еёсодержание,вт.ч.учебно-тематическийпланипланируемыерезультаты)икомплексорганизационно-педагогическихусловий(календарный учебный график, условия реализации программы, формы и методыконтроля,доступныеметодическиематериалы,техническоеоснащениеит.д.)

Дляреализацииинклюзивногообразовательногопроцессанеобходимоприменение адекватных возможностям и потребностям обучающихся современныхтехнологий,методов,приемов,форморганизацииучебнойработы(врамкахразработкиАДОП),атакжеадаптациясодержанияосновного

 

общеобразовательногоучебногоматериала,выделениенеобходимогоидостаточного для освоения ребенком с ОВЗ, в том числе и адаптация имеющихсянеобходимыхучебныхидидактическихматериалов.

В процессе реализации настоящей программы педагог использует в основномвербальныеиигровыеприемыобучения,совмещенныесприемамиработыстекстовыми, музыкальными и динамическими видео материалами, опирающиеся натрадиционные приемы работы, методики и техники вокального образования, но сучетоминдивидуальныхособенностейикатегорийдетейсОВЗ.

Необходимообеспечитьпроцессобучениявсемидоступнымисредствамисовременнойкоммуникациидлядоступакразличнымдидактическимматериалами необходимой, в том числе музыкальной (аудио и видео) информации, котораясуществует в свободном доступе в сети Интернет и может быть востребована вкаждом конкретноминдивидуальномслучае.

Уровень и содержание технического оснащения, содержание дидактическихматериалов определяются, исходя из индивидуальных потребностей обучаемых, имогут корректироваться входереализациипрограммы.

ВрамкахреализациинастоящейпрограммыобразовательноеучреждениедолжнобытьобеспеченоудовлетворяющимиособымобразовательнымпотребностямдетейсОВЗматериально-техническимиусловиями(п.2.6.).

 

    1. Рекомендации преподавателям по обучению инклюзивному эстрадномувокалудетейсОВЗразличныхкатегорий.

 

Общиерекомендации:

 

  1. Главная рекомендация педагогу – относится к своей работе и особым ребятам сискреннейлюбовью.Этидетикакниктодругойчувствуютотношениексебе,максимальноранимыеивместестемготовыемаксимальнодоверять.Ноэтодовериезавоеватьвесьманепросто.Толькоправильныйдушевныйнастройпедагогаможетсовершатьистинныечудеса.Этиребятатянутсякдушевнойтеплоте педагога как слабый росток к солнцу, с радостью и трепетом раскрываютсяв возникшем доверии, искренне чувствуют музыку и начинают всё больше любитьжизнь, уверенноощущатьсебя частью нашего мира.

  2. Педагогу необходимо постоянно поддерживать уверенность обучаемого в своихсилах,обеспечитьемусобственноепереживаниеуспехаприопределённыхусилиях.

  3. Сложностьзаданийдолжнавозрастатьпостепенно,взависимостиотвозможностейребёнка.

  4. Ненужнотребоватьнемедленноговключениявработу.Накаждомурокеобязательновводитьорганизационныймомент,т.к.даннаякатегориядетейструдомпереключаетсяс предыдущейдеятельности.

  5. Не рекомендуется давать для усвоения в ограниченный промежуток временибольшой и сложный материал, необходимо разделять его на отдельные части идаватьихпостепенно.

  6. В момент выполнения задания недопустимо отвлекать обучаемого на какие-либодополнения,уточнения,инструкции,т.к.процесспереключенияунихоченьснижен.

 

  1. Необходиморазвиватьсамоконтроль,используяигровыеприемы.

  2. Необходима тщательная подготовка перед каждым уроком. Важна не быстрота иколичествосделанного,атщательностьиправильностьвыполнениясамыхпростыхзаданий.

  3. Педагогнедолжензабыватьобособенностяхразвитиятакихдетей,даватькратковременнуювозможностьдляотдыхасцельюпредупрежденияпереутомления,проводитьравномерныевключениявурокдинамическихпауз(физкультурнаяминутка).

  4. Достаточно давать на уроке одно новое понятие и повторять его на следующихуроках.

  5. Вработестаратьсяактивизироватьнестолькомеханическую,сколькосмысловуюпамять.

  6. Необходимоприбегатькдополнительнойстимуляции(похвала,поощрительныепризы,дипломыит.п.).

  7. Создаватьмаксимальноспокойнуюобстановкуназанятии,поддерживатьатмосферудоброжелательности,обеспечитьпсихофизиологическийкомфорт.

  8. Темпподачиучебногоматериаладолженбытьспокойным,ровным,медленным,смногократнымповторомосновныхмоментов

  9. Все приемы и методы должны соответствовать возможностям детей с ОВЗ и ихособенностям.Детидолжныиспытыватьчувствоудовлетворённостиичувствоуверенностивсвоихсилах.

  10. Необходимоосуществлятьиндивидуальныйподходккаждому,сучетомвозрастаикатегорийнарушений.

  11. Педагогу нужно учитывать возможную необходимость присутствия на урокахродителей (представителей) ребенка на начальном этапе, либо постоянно. При этомстаратьсяорганизовыватьработунаурокетакимобразом,чтобыребёнокотобучениянеотвлекался.

 

Рекомендации педагогу по созданию оптимальных условий организацииучебногопроцессаприработе сдетьми,имеющиминарушенияНОДА:

 

  1. Назанятияхнеобходимособлюдениедвигательногорежима:фиксациявспециальном стуле, удерживающем вертикальное положение ребенка сидя или стояиобязательныйперерыввзанятиинафизкультурнуюминутку.

  2. Для детей с усиленным слюнотечением требуется контролирующая помощь состороны педагога с напоминанием проглотить слюну для формирования у ребенкаустойчивойпривычки–контролязаслюнотечением,наличиегигиеническихсалфеток.

  3. Необходимообращатьвниманиенасостояниеэмоционально-волевойсферыребенкаиучитыватьегововремязанятий,детямстакиминарушениямисвойственнаповышеннаятревожность,ранимость,обидчивость;например,гиперкинезы и спастика могут усиливаться от громкого голоса, резкого звука идажепризатрудненииввыполнениизаданияилипопыткееговыполнить.

  4. Назанятиитребуетсяособыйречевойрежим:четкая,разборчиваяречьбезрезкогоповышенияголоса,необходимоечислоповторений,подчеркнутоеартикулирование.

  5. Необходимаадаптацияобъѐмаихарактераучебногоматериалакпознавательнымвозможностямучащихся,длячегонеобходимосистемуизучения

 

того или иного раздела программы значительно детализировать, учебный материалпреподноситьнебольшимипорциями,усложнятьегоследуетпостепенно,необходимоизыскиватьспособыоблегчениятрудныхзаданий.

  1. Дляуспешногоусвоенияучебногоматериаланеобходимапедагогическаякоррекционнаяработапонормализацииих деятельности.

  2. Необходиморазвиватьудетейпотребностьвсамоконтроле,осознанноеотношениеквыполняемойработе.

  3. Дляпредупреждениябыстройутомляемостиилиснятияеѐ,целесообразнопереключать детейсодноговидадеятельностинадругой,разнообразитьвидызанятий.

  4. Интерес к занятиям и хороший эмоциональный настрой учащихся поддерживатьиспользованиемигровыхмоментов.

  5. Исключительноважноезначение–имеютмягкийдоброжелательныйтонпедагога, вниманиекребѐнку,поощрениеегомалейшихуспехов.

  6. Каждомуродителю(представителю)необходимодатьрекомендацииповоспитанию, обучению, коррекции недостатков в развитии с учѐтом возрастных,индивидуальныхипсихофизическихвозможностяхихдетей.

  7. Присутствиеродителей(представителей)ребенканаурокеиндивидуально,зависитотегосостояния.

 

Рекомендации педагогу по оптимизации обучения детей с нарушеними речи,ММД,ЗПР,УО:

 

  1. Интенсивныйтемпзанятияможетприводитькухудшениюобщегосоматического состояния детей, замедлять процесс физиологической нормализацииработы мозга, усиливать его дезорганизацию. Необходимо избегать переутомлениядетейвтечениевсегоурока.

  2. Практическое обучение пению должно значительно опережать, либо полностьюисключатьтеоретическоеобучение.

  3. Использоватьсистемностьподачиинформации,котораясоздаетсистемноорганизованнуюпамять,облегчаетпоискнеобходимойинформации,развиваетмышление.Формаподачиинформациидолжнабытьалгоритмичной,четкой.Должна соблюдаться лаконичность формулировок, которые не должны содержатьничеголишнего,незначащего,отвлекающего.

  4. Необходимо показывать, рассказывать, совместно обыгрывать ту информацию,которая должна быть усвоена ребенком. При этом не следует требовать ответов,спрашивать,чторебенокзапомнил.

  5. Учебныедемонстрацииирассказыдолжныбытькороткими(2-Зминуты),быстрыми, каждыйразчастичнообновляться,чтобынеослабевалинтерес.

  6. Вконце―работынужнообязательнохвалитьребенканезависимооттого,демонстрировалонсвоизнанияилитолькосмотрел,слушалиповторял.Запоминаниенасамомделеидетпрекрасно,когдаотребенканетребуютвоспроизвести все, что он должен запомнить, и у него нет страха: забыть что-то,оказатьсянесостоятельнымиполучитьнеодобрениевзрослых.

  7. При объяснении любого урока надо давать детям точный план действий, уметьвыделятьсуть.Следуетиспользоватькороткие,четкопостроенныефразы.

  8. Обстановканаурокахдолжнабытьсвободнойинепринужденной.Нельзятребоватьотдетейневозможного:самоконтрольисоблюдениедисциплины,

 

исключительно сложны для таких детей. Искренние попытки ребенка соблюдатьдисциплину(правильносидеть,невертеться,неразговариватьит.д.)ипереживания по поводу того, что это никак не получается, еще быстрее приводят кпереутомлению и потере работоспособности. Когда на дисциплине не заостряетсявнимание, а уроки проводятся в игровой форме, дети ведут себя спокойнее и болеепродуктивноработают.

  1. Припроведенииигровыхуроковнужнопомнить,чтосильныеияркиеэмоциональные впечатления могут дезорганизовать деятельность детей. Для такихдетей не подходят традиционно используемые методы эмоционального включениявурок.Нельзяиспользоватьсильныеотрицательныеэмоциивобученииэтихдетей,которыеснижаютспособность кобучению.

  2. Монотонная неинтересная работа утомляет таких детей. У них часто возникаетпроблемасзакреплениемматериала,переводомегоизкратковременной,оперативной памяти в долговременную. Для закрепления материала урок долженбыть построен так, чтобы на его протяжении варьировался один и тот же алгоритмилитип задания.

  3. Необходимодаватьинициативуребёнкутехпесен,которыенравятсяемусамому, неустанавливатьжёстко«свой»репертуар.

  4. Присутствиеродителей(представителей)ребенканастрогоурокеиндивидуально.

 

Рекомендациидляпедагогапоработесдетьми саутизмом(РАС):

 

  1. На первомэтапе необходимопредоставитьребенкувозможностьсамостоятельно обследовать помещение комнаты для занятий. Убрать все яркие,крупные,звучащиеигрушкиипредметы.Насколькоэтовозможно,звукоизолировать комнату. Строго дозировать аффективные контакты с ребенком,т.к. может наступить пресыщение – когда даже приятная ситуация становится дляребенкадискомфортнойиможетразрушитьужедостигнутое.

  2. Общение с ребенком негромким голосом, в некоторых случаях, особенноеслиребеноквозбужден,дажешепотом.

  3. Необходимоизбегатьпрямоговзгляданаребенка,резкихдвижений.

  4. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами. Не настаивать напродолжительностивыполнениязадания вслучаеотказа.

  5. Одеждапедагогадолжнабытьтемныхтоновивнейдолжнобытьпостоянство,т.к.этопоможетребенкупривыкнутькнему.

  6. На второмэтапе аутичномуребенкунеобходимапостояннаяподдержкавзрослого,егопобуждениеиободрение,чтобыперейтикболееактивнымисложным отношениям с миром. Решение этой задачи требует от педагога умениячувствоватьнастроениеребенка,пониманиеегоповедения.

  7. Необходимововлечьребенкавсовместнуюдеятельность,чемубудетспособствоватьиспользованиесребенкомаутистомчерезобогащениеегоэмоциональногоиинтеллектуальногоопыта.Впроцессеработывповеденииаутичногоребенкавыявляютсястимулы,накоторыенеобходимоопираться.

  8. Если после установления контакта педагог прервет коррекционную работу,то ребенок может снова “закрыться”, “уйти” в свой мир. Неизбежно и появление унегоновыхстрахов,углублениеегоаутизма.

 

  1. Наопределенномэтапеобученияуребенкаможетнаступитьусталость,потеря интереса к обучению (например, в конце учебного полугодия) – педагогунеобходимо приостановить занятия и рекомендовать родителям заменить на какой-топериодвокальныезанятияпосещениеммузыкальныхспектаклей,сказокидругих подобных мероприятий, что бы в целом продолжать поддерживать интересребёнкак музыке.

 

Рекомендацииучителямприработесо слабовидящимилиполностьюслепым ребенком:

 

  1. Педагогдолжензнатьиндивидуальныеособенностифункционированиязрительнойсистемыученика.Детиснарушениемзренияприодинаковомсостояниизрительногоанализатора(приодинаковойостротеиполезрения)отличаютсядруготдругавозможностямиегоиспользования:одинможетвыполнять задания с опорой на зрение, другой - на осязание, третий - на осязание изрение.

  2. В случае если у ребенка нет светобоязни, и он нуждается в дополнительномосвещении,рабочееместодолжнобытьосвещенонастольнойлампойсрегулятором степени освещенности, поскольку количество света, необходимое длянормальногофункционированиязрения,зависиткакотобщейосвещенностиклассной комнаты, так и от функционального состояния зрительного анализатораученика. Если у учащегося наблюдается сильная светобоязнь, его нужно посадитьспиной к окну или закрыть окно шторой. При наличии светобоязни на одном глазу,ребенкуследуетсидетьтак,чтобысветпадалспротивоположнойстороны.

  3. В процессе выполнения вокального обучения, необходимо следить за осанкойученикаснарушениемзрения

  4. Речь педагога должна быть выразительной и точной, необходимо проговариватьвсе,чтоонделает.

  1. Приработесполностьюслепымребёнкомобучениевокалупроизводитсяблагодаря только слуху и тактильному взаимодействию (прикосновениям). В видуполного отсутствия зрительного опыта, необходимо давать возможность ребёнкудотрагиваться до лица педагога в установлении определенных артикуляционныхпозицийртавовремяпения.

  2. Педагог должен объяснять как словесно, так и помогать ребёнку физически вовремяпения(удерживаниекорпуса,осанки,разворачиваниеплечит.п.).

  3. Наначальныхэтапах,сцельюизученияокружающегопространстванеобходимоприсутствиесопровождающих.

 

    1. Материально-техническиеусловияосвоенияпрограммы.

Материально-техническоеобеспечениеобразовательногоучрежденияреализующегонастоящуюадаптированнуюдополнительнуюобще-образовательную программу«Инклюзивный эстрадный вокал» должно обеспечитьсоблюдение санитарно-гигиенических норм образовательного процесса, с учетомпотребностейобучающихсясОВЗ,возможностьдляихбеспрепятственногодоступакобъектаминфраструктуры,санитарно-бытовыеусловиясучетомпотребностейдетейсОВЗ,(наличиеоборудованныхсанузлов,местличнойгигиены и т.д.); социально-бытовые условия с учетом конкретных потребностейребенкасОВЗ,обучающегосявучреждении(наличиеадекватнооборудованного

 

пространства вучреждении и т.д.), пожарнуюи электробезопасность,сучетомпотребностейдетейсОВЗ,обучающихсявобразовательномучреждении.

Дляобеспеченияреализациипрограммыиндивидуальногоигрупповогообучения должны быть созданы условия как дляочногообучения учащихся с ОВЗтак и с возможностью осуществлениядистанционногообучения маломобильныхкатегорий учащихся с ОВЗ (ограничения связанные с инвалидностью, постоянные(временные) трудности с передвижением, затрудненная логистика, распираторныезаболевания,covid(вирусные)-ограниченияит.п.)–дляпедагогадолженбытьорганизованорабочее помещение (кабинет) с необходимым оборудованием дляочнойидистанционнойработы(компьютернаятехникасweb-гарнитуройиаудиоколонками,принтер,музыкальныйцентр(стереосистема),микрофоны,фортепиано(синтезатор),доступвсетьИнтернетит.д.).

Для практической работы кабинет должен быть обеспечен музыкальнымиинструментами для детей (деревянные ложки, металлофон, барабаны, «шейкеры»,маракасы, бубны, колокольчики, губная гармошка и т.п.), мебелью для взрослых идетей,музыкальной библиотекой(лицензионныемузыкальныедискиикассеты).

Необходимооснащениекабинета«кулером»счистойпитьевойводой,одноразовымистаканчиками,средствамидезинфекции,санитайзером,наборамисухихивлажных (неспиртовых)гигиеническихсалфеток.

Для проведения индивидуальных и групповых промежуточных и отчетныхконцертовнеобходимдоступпедагогаидетейвмузыкальныйзалобразовательного учреждения с оборудованной сценой и возможностью аудио ивидео записи выступлений детей (необходимо наличие звуковидеозаписывающейаппаратуры(видеокамеры,микрофонов,усилителей,пультовит.д.).

 

    1. Заключение.

Взаключениихотелосьбынапомнить,чтонастоящаяпрограммалишьдополняетсуществующиенасегодняшнийденьпрограммыадаптациидетейсОВЗ,инаправленанапостоянноенаполнениепрактическимопытомработысними.

Длядостижениябóльшейэффективностирезультатовродителям(представителям)обучаемыхпонастоящейпрограммедетей,дополнительнорекомендуетсясовмещатьсвокальнымобучением:

снарушениемречи–поощрениечтениядетскойлитературы,занятияслогопедом;

с НОДА – занятия в хореографических кружках и студиях, плавание, игра надуховыхинструментах(например,губнаягармошка);

с ММД, ЗПР, УО – занятия в музыкальном театре, разучивание большогоколичестватекстовпесен,чтение,рисование,конструирование,групповыезанятия;

сРАС–посещениекукольныхтеатров,занятиефизкультуройи спортом;

слабовидящимислепым–обучениенаосновепредпрофессиональногообразованияигреналюбоммузыкальноминструменте.

 

 

 

 

ЛузинаЕ.А.2021г.Ссылканаавторствообязательна.Всеправазащищены.®

 

    1. Спискирекомендуемойлитературы.

 

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общегообразованияобучающихсясограниченными возможностямиздоровья

(приказМинистерстваобразованияинауки РФот19декабря2014г.N1598)

  1. ШушарджанС.В. Физиологические особенности воздействия вокалотерапиина организмчеловека./Диссертацияна соисканиеученойстепеникандидатамедицинскихнаук/Москва:РУДН,1994. —345с.

  2. Б.А.Сергеев «Программа обучения по специальности «Пение» для ДМШ и гимназииискусств».Санкт-Петербург.2003

  3. ГарсиаЭ.Школапения.М.,1955

  4. ГолубевП.В.Советы молодымпедагогам –вокалистам.-М.,1963

  5. ДмитриевЛ.Б.Голосовойаппаратпевца.–М.,1964

  6. ДмитриевЛ.Б.Голосообразованиеупевца.– М.,1962

  7. ДмитриевЛ.Б.Основывокальнойметодики. -М.,1968

  8. Дубровская С. В. Знаменитая дыхательная гимнастика Стрельниковой/С.В.Дубровская.–М.,2008

  9. ЛобановЕ.АВозможностиурокакаксредствареализацииздоровьесберегающихтехнологий./Е.АЛобанов// Музыкавшколе2005-№3

  10. МенабениА.Г.Методикаобучениясольномупению.М., 1987

  11. Морозов В. П. Искусство резонансного пения. Основы резонанснойтеориии техники./В.П.Морозов.- М.,2002

  12. МорозовВ.П.Вокальныйслухиголос. – М., 1965

  13. МорозовВ.П. тайнывокальнойречи.Л.,1967

  14. Назаренкои.К.искусствопения.М.,1968

  15. ПетроваЕ.П.одинамикезвукапевческогоголоса.М. 1963

  16. Шевченко Ю.С. Музыкотерапия детей и подростков/ Ю.С. Шевченко.//Психокоррекция:теорияи практика.– М.,1995

  17. Шушарджан С. В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма/С.ВШушарджан.- М.,1998

  18. Щетинин, С.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. 3-е изд./М.Н.Щетинин.– М.,2008.

  19. Яранцева А.Г. Методические рекомендации по воспитанию певческогоголоса.-В,1991

  20. ЯрославцеваЛ.К.Зарубежныевокальныешколы. –М.,1981

  21. Н.А.Лебедева,О.Н.Благовидовапедагог.Москва.1987

  22. Д.Огороднов.Воспитаниепевцавсамодеятельномансамбле.Киев.1980;

  23. В.Емельянов.Развитиеголоса.Координацияитренинг.Новосибирск,1991г.

25Г.Стулова.Развитиедетскогоголосавпроцессеобученияпению.,Москва,1998;26Е.Писарская.Вокальный букварь.Москва,1996г.

  1. «Детскийголос».Сборникподред.В.Шацкой.,Москва,1970

  2. БоромыковаО.С.Коррекцияречиидвижениясмузыкальнымсопровождением,комплекс упражнений по совершенствованию речевых навыков у детей дошкольноговозрастастяжёлыми нарушениямиречиСПб.,1999.

  3. ВласоваТ.М.,ПфафенродтА.Н. ФонетическаяритмикаМ.,1997.

  4. КлезовичО.В.Музыкальныеигрыиупражнениядляразвитияикоррекцииречидетей–Аверсэв,2005

  5. ЩербаковаН.А. Отмузыкикдвижениюиречи.Выпуски 1-4–Москва,2000.


Полный текст материала Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа в области музыкального искусства для детей-инвалидов и детей с ОВЗ смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Лузина Елена Александровна  Публикатор
01.10.2021 0 1128 170

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК