Программа "Мастерская натуралиста"


Управление образования Администрации Колпашевского района

Муниципальное бюджетное учреждения дополнительного образования

«Детский эколого-биологический центр» г.Колпашево














Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

естественнонаучной направленности

«Мастерская натуралиста»




Возраст обучающихся: 7 - 9 лет.

Срок реализации: 1 год












Автор – составитель:

Андреева Наталия Николаевна,

педагогдополнительного образования

1 квалификационной категории.












г.Колпашево

2021 год

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная программа «Мастерская натуралиста», является дополнительной, авторская программой естественнонаучной направленности. Это одногодичная ознакомительная программа стартового уровня обучения. Программа соответствует Закону Российс­кой Федерации «Об образовании».

Актуальность

Взаимодействие человека с природой начинается с раннего детства, всё, что связано с ней навсегда остается в памяти. Природа оставляет глубокий след в душе человека, воздействует на наши чувства, вызывая удивление, восхищение. В настоящее время, живое общение с природой сокращается, дети познают мир в основном с экрана телевизора или компьютера, не зная природы родного края, не задумываются о ее красоте и разнообразии, не знают нормы поведения в природе. Мультимедийный мир с красочными элементами природы, уводит детей от общения с живой природой. Живая природа заменяется картинно - графическими символами. А знания природы родного края уходит на задний план.

Педагогическая целесообразностьданной программы состоит в том, что она

помогает детям, познакомится с природой родного края, в интересной и доступной для младшего школьного возраста форме, через творческую деятельность с элементами исследования.Прививает нормы экологического поведения.Программа предусматривает обучение и воспитание как единое целое.


Цель программы:знакомство с природой родного края, через изобразительное творчество.

Задачи:

Предметные

  • Познакомить детей с основными представителями животного и растительного мира нашего края.

  • Познакомить с основными рабочими инструментами и материалами художника и правилами работы с ними.

  • Познакомить детей с некоторыми элементами исследовательской деятельности: (наблюдение, эксперимент).

Метопредметные

  • Развивать познавательный интерес к особенностям природы родного края.

  • Развивать любознательность, наблюдательность, зрительную память, фантазию, логическое мышление, умение видеть проблему и пути ее решения.

  • Развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности.

  • Развивать эмоционально – чувственную сферу детей через знакомство с многообразием красок, звуков, запахов, форм объектов природы.

Личностные

  • Прививать любовь к природе родного края.

  • Воспитывать бережное, ответственное отношение к природным объектам.

  • Формировать навыки поведения в природе.

  • Воспитывать терпение и аккуратность при выполнении творческих работ.


Отличительная особенностьданной программы состоит в том, что она не только знакомит с природой родного края, но и способствует социальной адаптации ребенка. Работа над эколого – социальным проектом и участие в природоохранных акциях помогает ребенку осознать свою социальную значимость, и формирует весь спектр учебных универсальных действий (УУД), воспитывает экологическую культуру. Программа знакомит детей с некоторыми элементами исследовательской деятельности: наблюдение, эксперимент. Вводит ребенка в мир изучения и исследования. В виде игр и упражнений - тренингов отрабатывается умения наблюдать, обобщать, делать выводы. Дети учатся видеть проблему и пути ее решения. Программа предусматривает проведение ряда экспериментов:(эксперимент по получению красок в домашних условиях (в рамках урока) и практическую работу по оценки свойств полученных красок; эксперимент с пером водоплавающей птицы и др.).

Программа предусматривает большой объём практической работы, помогает реализовать потребность детей в чередовании обучающей и творческой деятельности, характерной для данного возраста. Творческая деятельность реализуется в виде закрепления изученного материала.

Художественно – прикладная деятельность обучающихся на занятиях очень разнообразна. Это конструирование, рисование (с натуры, по памяти, по представлению), декоративная работа с природным материалом, лепка из соленого теста и пластилина.В конце занятия проводится мини выставка, обсуждение и анализ работ. Практическая работа рассчитана на короткий отрезок времени и выполняется в течение одного – двух занятий. Разнообразие творческой деятельности способствует развитию эмоциональной сферы детей, зрительной памяти, наблюдательности, фантазии, воображению, помогает воспитать аккуратность, терпение, эстетическое отношение к природе.


Возраст детей, участвующих в реализации программы 7 –9лет.

Срок реализации – 1 год

Формы и режим занятий:1х40мин 2 раза в неделю или 2х40мин 1раз в неделю.

Объем программы 72часа

Методы обученияи структура занятий

Занятия строятся с учетом наглядно - образного восприятия ребенком окружающего мира. При изучении нового учебного материала природоведческого содержания большое значение придается наглядным методам обучения (показ объектов природы и видеоматериалов, иллюстраций, показ педагогом приемов исполненияупражнений и творческих заданий). Большую часть занятия занимает практическая деятельность(наблюдение за живыми объектами, экскурсии, практические работы исследовательского характера),творческая деятельность(выполнение объекта изучения в одной из техник изобразительной деятельности)и игровая в виде сюжетно-ролевых игр, подвижно –дидактических, а также различных тренингов. Применяются и словесные методы обучения (например: беседа, рассказ педагога), но в меньшей степени.

Навыки осознанно – правильного поведения в природе формируются в процессе участия обучающихся в природоохранных акциях и выполнения ими эколого-социального проекта.

По окончании каждого из разделов программы проводится тематическая выставка, детские работы обсуждаются и анализируются как педагогом, так и детьми.

Работа на занятиях организуется в различных формах: индивидуальной, групповой(например: при подготовке к выставке, к конкурсу), фронтальной.



Планируемые результаты:

В результате обучения по программе ребенок:

  • будет знать распространенных представителей растительного мира родного края;

основных представителей животных родного края, их приспособления к среде обитания;

  • будет знать основные рабочие инструменты и материалы для творчества и будет обучен правилам работы с ними;

  • будетуметь изображать наиболее распространённых представителей животного и растительного мира нашей местности, подбирая наиболее реалистичные оттенки цветовой гаммы;

  • будет иметь представление о ядовитых и лекарственных растения края;

  • расширит представления о некоторых представителях животного и растительного мира нашей местности, занесенных в Красную книгу;

  • научится использовать схемы изображения фигур животных и птиц при выполнении творческих работ;

В результате обучения по программе у ребенка:

  • будут развиваться творческие способности;

  • будет развит интерес к познанию особенностей природы родного края;

  • будет сформированыкоммуникативные качества и уважительное отношения к иному мнению;

  • будет сформированоэкологическое поведение и активная природоохранная позиция;

  • будут воспитаны морально- волевые качества

Способы определения результативности:

Основной формой проверки прогнозируемого результата является мониторинг – отслеживание результативности обучения по образовательной программе по трём параметрам: учебная деятельность, личностное развитие, предметные достижения (участие обучающихся в различных мероприятиях, конкурсах как на базе центра, так и на других уровнях).

Мониторинг проводится три раза в год:

-вводный, в начале учебного года (оценивается личностное развитие)(Приложение 1);

-текущий, в середине года (оценивается учебная деятельность)(Приложение 2);

-итоговый, в конце года (оценивается личностное развитие и учебная деятельность)(Приложение 3).Результаты заносятся в карту результативности.

Мониторинг проводится согласно Уставу МБУ ДО«ДЭБЦ», календарно-учебному графику и положению о мониторинге.


Учебно-тематический план





Разделы программы


Кол-во часов


Теория


Практика

Формы подведения итогов

Введение

1


1

-

Фронтальный опрос по содержанию инструкций

Материалы и инструменты для творчества

6


3


3

Решение ребусов по теме «Родной край», мини выставка «Наш край родной»,

Наш край родной

2

0.5

1.5

Мини выставка «Краски природы».

Удивительный мир растений

12

5

7

Выставка «Мир растений родного края».

Путешествие в мир животныхродного края.

26

12.5

13.5

Выставка «Животные родного края», тестирование.

Экология и охрана природы

11

3

8

Защита эколого-социального проекта.

Досуговый блок.

10


10


Мониторинг

3


3


Заключение.

1


1

Итоговая выставка «Калейдоскоп творчества»


Итого:

72

25

47



Содержание программы

Тема «Введение»

Знакомство между обучающимися в группе.Проведение инструктажа по технике безопасности.Ознакомление с планами на учебный год.

Практическая часть:

- рисунок на свободную тему (чтобы оценить степень подготовленности группы и индивидуальные особенности каждого обучающегося)

- игры на знакомство и налаживание коммуникативных отношений в группе: «Рисунок на спине», «Молчаливая картина»(Приложение4)


Тема «Наш край родной»

Особенности природы нашей местности и её многообразие.

Растения и животные нашего края.

Практическая часть:

- экскурсия в близлежащий лес, наблюдение за природными объектами, сбор природного материала;

- игры «Лесные детективы», «Природная палитра»(Приложение4);

-упражнения на развитие наблюдательности и внимания,

- игры на развитие воображения,

- выполнение творческих работ из природного материала.


Тема «Материалы и инструменты для творчества»

Материалы и инструменты для рисунка и живописи (бумага, краски, карандаш, палитра, кисти)Краски. Экологические краски и натуральные красители.Эксперимент по созданию красок своими руками и сравнение их качества(Приложение 4).

Материалы и инструменты для творчества:пластилин, стеки, соленое тесто.

Материалы и инструменты для творчества, природный материал, ножницы, клей, картон и др. Правила и приемы работы с разными материалами.

Практическая часть:

-упражнения на развитие логического мышления и способности обобщать(Приложение 4);

- изображение природы с натуры и по памяти;

- зарисовки картин воображения

- зарисовки «Что будет если…»

- эксперимент «краска своими руками»

- работа с натуральными красками.


Тема «Удивительный мир растений»

Хвойные деревья. Породы хвойных деревьев нашей местности. Их внешнее строение, формы кроны, особенности покрова ствола, расположение хвоинок на ветке.

Лиственные деревья. Породы лиственных деревьев нашей местности. Их внешнее строение, формы кроны, особенности покрова ствола, формы листа.

Кустарники и кустарнички. Разновидности кустарников и кустарничков нашей местности.

Растения луга. Разнообразие луговых растений. Знакомство с некоторымирастениямилуга.

Ядовитые растения. Знакомство с ядовитыми растениями нашей местности.Ядовитые части растения отравления. Признаки отравления. Первая помощь при отравлениях.

Лекарственные растения. Знакомство с лекарственными растениями нашей местности.Применение лекарственных растений в быту: косметологии, лечении, приготовлении пищи.

Грибы. Знакомство с грибами нашей местности. Их разновидности. Съедобные и не съедобные.

Мхи и лишайники.Знакомство с мхами и лишайниками нашей местности.

Практическая часть:

- экскурсия в парк, с целью знакомства с растительным миром нашего края;

- практическая работа «Определение возраста дерева по годовым кольцам»,

- практическая работа «Определение названия дерева по хвоинкам на ветке и форме листа»

- изображение местных растений разными способами.

- проведение выставки «Мир растений родного края».

- играна отождествление с природным объектом, ощущение своей включенности в мир природы «Знакомство с деревом»(Приложение 4).


Тема «Путешествие в мир животных родного края»

Обитатели леса. Основные представители: птицы и млекопитающие. Особенности внешнего строения, разнообразие окрасов, органы приспособления к окружающей среде. Хищники и травоядные леса.

Обитатели луга. Насекомые. Мелкие грызуны. Внешнее строение, органы приспособлений.Значение для человека и природы.

Обитатели водоемов. Млекопитающие, обитающие в воде. Водоплавающие птицы. Рыбы. Земноводные и пресмыкающиеся. Внешние формы, приспособления к среде обитания, отличительные особенности, схемы построения фигур животных.

Практическая часть:

- эксперимент «Плавающее перо» на загрязнение водоемов(Приложение 6).

- эксперименты «Воздушный пузырь у рыб», «Определение возраста рыбы по чешуе» Приложение 7)..

- лепка фигур животных из пластилина, солёного теста статично и в движении,

- выполнение работ по изображению представителей животного мира и среды их обитания красками и карандашами;

- выполнение творческих работ из природного материала;

- проведение выставки «Животные родного края»;

-игра-пантомима «Угадай животное»


Тема «Экология и охрана природы»

Что такое «экология»?

Красная книга Томской области.

Работа над эколого - социальным проектом.

Участие в природоохранных акциях.

Практическая часть:

- выполнение листовок «Берегите природу родного края», «Покормите птиц зимой»;

- выполнение знака «Береги лес от пожара»,

- выполнение работ по изображению представителей животного и растительного мира края, занесенных в Красную книгу Томской области;

- упражнения на развитие способности видеть проблему и пути ее решения (Приложение4);

- творческое выполнение эколого-социального проекта;

- учебно-образовательные игры «Пищевая цепочка», «Паутина жизни»(Приложение 4);

- экологическиеигры на отождествление с природным объектом «Тотем» (Приложение 4).


Тема«Досуговый блок»

Участие в каникулярных программах, развлекательных мероприятиях центра и объединения.


Тема «Заключение»

Подведение итогов.

Практическая часть:

Подготовка к проведению итоговой выставки «Калейдоскоп творчества».




Календарный учебный график.

Тема

Месяц

09

10

11

12

01

02

03

04

05



Кол-во часов по

программе

8

8

9

9

6

8

9

8

7

1

Введение

1

1









2

Материалы и инструменты для творчества

6

5

1








3

Наш край родной

2

1

1








4

Удивительный мир растений

12


4

8







5

Путешествие в мир животныхродного края.

26




7

5

8

5

1


6

Экология и охрана природы

11








7

4

7

Досуговый блок.

10

1

1

1

1

1


4


1

8

Мониторинг

3


1


1





1

9

Заключение.

1









1


Итого:

72











Условия реализации программы:

- учебный класс (доска, парты, стулья, компьютер и интерактивная доска);

- объекты или экспонаты живой природы, дидактические и слайдовые материалы;

- лупы, пинцеты;

- альбом, краски, кисти, непроливайка, карандаши, резинки, стеки, пластилин, цветная бумага, ножницы, клей, картон, природный материал.



Методическое обеспечение


п/п

Раздел или тема программы

Формы занятий

Приемы и методы организации образовательного процесса (в рамках занятия)

Дидактический материал

Формы подведения итогов

Техническое

оснащение

занятия

1

Введение

Комплексная

(фронтальная с творческой работой)

Рассказ педагога, самостоятельная работа,

игра «Рисунок на спине»,«Молчаливая картина»

Плакаты инструкции по т\б



Альбом, карандаши, кисти, краски, палитра и т.д.

2

Наш край родной

Комплексная

(фронтальная с творческой работой

работа из природн. материала)

Экскурсия, беседа, наблюдения, самостоятельная работа; игра «Лесные детективы»

Евсеева Н.С.

«География Томской области»

Решение ребусов по теме «Родной край», мини выставка «Наш край родной»,

Природный материал

3

Материалы и инструменты для творчества.

Комплексная

(фронтальная с творческой работой)

Экскурсии, наблюдение, игра «Природная палитра»; слайдовые презентации «Краски»,

Наглядное пособие « Работа с кисточкой»

Мини выставка«Краски природы».

Компьютер, проектор,

альбом,карандаши, краски,кис-ти, палитра и т.д.

4

Наши зеленые друзья

Интегриро-ванная,комплексная


(с творческой работой)

Беседы, наблюдения, работа с наглядными пособиями; работа по карточкам, разгадывание ребуса;игра «Знакомство с деревом»


Наглядно – дидактическое пособия«Цветы», «Деревья», «Ягоды»; слайдовые презентации «Первоцветы», гербарии ДЭБЦ «Дикорастущие растения»

Выставка «Мир растений родного края».

Альбом, карандаши, кисти, краски, палитра, природный материал т.д.

5

Путешествие в мир животных.

Интегрированая

(с творческой работой)



беседа, слайдовые презентации наблюдения, самостоятельная работа(по карточкам, разгадывание ребуса),игра «Угадай животное»

Наглядно – дидактические пособия:«Птицы,обитающие на территории нашей страны»

«Лесные жи-вотные», «Зем-новодные и пресмыкающиеся»«Насекомые

Выставка «Животные родного края», тестирование.

Альбом, карандаши, кисти, краски, палитра, природный материал т.д.

6

Экология и охрана природы

Комплексная

(фронтальная с творческой работой)

Беседа, презентации, самостоятельная работа, игры «Пищевая цепочка», «Паутина жизни»,«Тотем»

Демонстрационный материал – игра «Воздух, земля, вода. Экологические цепочки» ; презентация «Красная книга Томской обл.»

Защита эколого-социального проекта,

выставка знаков «Сохраним природу».

Компьютер, проектор,

альбом, карандаши, кисти, краски, палитра, природный материал т.д.

7

Досуговый блок.

групповая

Тематические игры




8

Заключение

Интегрированная


самостоятельная работа по подготовке выставки


Итоговая выставка «Калейдоскоп творчества»


Альбом, карандаши, кисти, краски, палитра,


Список литературы, использованный при написании программы:

  1. Бекинина М.С. География Томской области – Томск: Изд-во Томского Университета, 1971

  2. Земля Колпашевская. Сборник научно - популярных очерков. – Томск: Изд-во Томского Университета, 2000

  3. Путеводитель Томская область – М.: Авангард, 2001

  4. Экологический портрет Томской обл. – Томск, ОДЮБ, 2004.

Список литературы для работы педагога:

  1. Бабенко А.С. Насекомые Томской обл.Мир природы Томской обл.– Томск: 2010

  2. Евсеева Н.С.География Томской области – Томск: Изд-во Томского Университета, 2001

  3. Иоганзен Б.Г. Природа Томской области – Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1971.

  4. Мир природы Томской обл. Птицы Томской области – Томск: 2009

  5. Седлецкая Е. Экологическая мозаика. – М.: Московская правда, 1995.

  6. Семь чудес природы Томской обл. и другие достопримечательности природы. – Томск:

Изд-во Томского Университета, 2013.

  1. Олонов Н.А. Птицы Растения Томской области Мир природы Томской обл.– Томск: 2012

Список литературы для детей

  1. Бианки В.В. Лесная газета на каждый год. – М.: Правда, 1985.

  2. Сергеева Н.Я., Ефимова Е.М. Колпашево. – Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1982

  3. Я познаю мир: Животные. – М.: АСТ, 1999.

  4. Я познаю мир: Загадочные животные. – М.: АСТ,2000.

  5. Я познаю мир: Миграция животных. – М.: АСТ, 1999.

  6. Я познаю мир: Поведение животных. – М.: АСТ, 2000

Список используемых методик и тренингов:

  1. «Курс развития творческого мышления» (автор Ю.Б. Гатанов). «Превращение-медитация».

  2. Коммуникативные игры («Игровая экология» Валиева Марина Геннадьевна)

  3. Игра на составление противоречий. Е.А. Резник

Приложение 1.

Мониторинг личностного развития ребёнка в процессе освоения им

дополнительной образовательной программы «Мастерская натуралиста»


Показатели

(оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности

оцениваемого качества

Кол-во

баллов

Методы

диагностики.

1.Организационно-волевые качества:

1.1Настойчивость




1.2.Самоконтроль

(дисциплиниро-ванность)









2.Ориентационные качества:

2.1 Самооценка.





2.2Интерес к занятиям в детском объединении.









3.Поведенческиекачества;

3.1 Коммуникатив-ность








3.3Экологическая культура














Способность добиваться поставленной цели




Умение контролировать свои поступки









Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям



Осознанное участие ребёнка в освоении образовательной программы







Способность легко общаться, устанавливать контакты







Грамотное отношение к окружающему миру природы. Участие в природоохранной деятельности.




минимальный

-волевые усилия ребёнка побуждаются извне

средний

-иногда самим ребёнком

максимальный

-всегда самим ребёнком


минимальный

-ребёнок постоянно находится под воздействием контроля извне

средний

-периодически контролирует себя сам

максимальный

-постоянно контролирует себя сам


минимальный

-завышенная

средний

-заниженная

максимальный

-нормальная


минимальный

-интерес к занятиям продиктован извне

средний

-интерес периодически поддерживается самим ребёнком

максимальный

-интерес постоянно поддерживается самим ребёнком.


минимальный

-ребенок общается только при побуждении извне

средний

-легко общается

максимальный

-инициативен в установлении контактов


минимальный

-ребёнок не наносит вреда окружающей среде

средний

-чётко следует экологическим правилам и нормам, к природоохранной деятельности побуждается извне

максимальный

- чётко следует экологическим правилам и нормам, проявляет инициативу в природоохранной деятельности


0-5



6-10


11-15



0-5




6-10



11-15




0-5



6-10


11-15



0-5


6-10





11-15




0-5



6-10



11-15



0-5




6-10








11-15



Наблюдение






Наблюдение











Тестирование

- «Лесенка» для 1-2 кл.

- «Какой я?»

для 2-3 кл.




Тестирование









Наблюдение








Тест - презентация (для2-4кл) «Экологические ситуации»

Для 1 кл. наблюдение


Инструментарий для проведения мониторинга личностного развития обучающегося

в процессе освоения им

дополнительной образовательной программы«Мастерская натуралиста»

2.1 Самооценка. (Тест «Лесенка» для 1-2 кл.; Методика “Какой Я?”для 2-3 кл.)

Тест "Лесенка"(для 1-2 кл.)

Рисуем на листе бумаги лестницу из 10 ступенек.

Показываем ребенку лесенку и говорим, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие мальчики и девочки.

На второй - чуть-чуть получше, а вот на верхней ступеньке стоят самые хорошие, добрые и умные мальчики и девочки.

На какую ступеньку поставил бы ты себя? ( Нарисуй себя на этой ступеньке. Можно нарисовать 0, если ребенку трудно нарисовать человечка).

Затем ребенку предлагают нарисовать человечка на той ступеньке, куда, по его мнению, его поставит мама, а также другие близкие взрослые: «Как ты думаешь, на какую ступеньку тебя поставит мама? Почему ты так считаешь?» Предложить раскрасить человечка.

Оценка результатов

1-3 ступенька - низкий уровень самооценки (низкий);

4-7 ступенька - средний уровень самооценки (средний, правильный);

8-10 ступенька - высокий уровень самооценки (высокий).

Обработка результатов:

8-10 баллов - высокий

4-7 баллов – средний,

2-3 балла – низкий

0-1 балл – очень низкий

Методика “Какой Я?”(для 2-3 кл.) Педагог пользуясь представленным далее тестом, спрашивает у ребенка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности. Оценки, проставляемые ребенком самому себе, предоставляются в соответствующих колонках теста, а затем переводятся в баллы педагогом.

п/п

Оцениваемые качества

личности

Оценки по вербальной шкале

да

нет

иногда

не знаю

1

Хороший

 

 

 

 

2

Добрый

 

 

 

 

3

Умный

 

 

 

 

4

Аккуратный

 

 

 

 

5

Послушный

 

 

 

 

6

Внимательный

 

 

 

 

7

Вежливый

 

 

 

 

8

Умелый (способный)

 

 

 

 

9

Трудолюбивый

 

 

 

 

10

Честный

 

 

 

 

11

Доброжелательный





12

Храбрый





13

Чуткий





14

Хороший товарищ





15

Дисциплинированный






Оценка результатов

Ответы типа “да” оцениваются в 1 балл,

ответы типа “нет” оцениваются в 0 баллов,

ответы типа “не знаю” или “иногда” оцениваются в 0,5 балла.

Уровень самооценки определяется по общей сумме баллов, набранной ребенком по всем качествам личности.

Обработка результатов:

0 – 5 баллов – низкий уровень

6 - 10 баллов – средний уровень

11 – 15 баллов – высокий уровень

Согласно возрастной норме, самооценка дошкольника высокая. Следует отметить, что ответы ребенка на некоторые вопросы (например, послушный, честный) могут свидетельствовать об адекватности самооценки. Так, например, если наряду с ответами “да” на все вопросы ребенок утверждает, что он “послушный всегда”, “честный всегда”, можно предположить, что он не всегда достаточно критичен к себе.

2.2Интерес к занятиям в детском объединении.

Тест «Уровень интереса к занятиям»

п/п

Уровень интереса к занятиям

Оценки по вербальной шкале

да

нет

иногда

не знаю

1

Тебе нравится на занятиях?

 

 

 

 

2

Ты с радостью идешь на занятия или тебе хочется остаться дома?

 

 

 

 

3

Если желающие могут остаться дома, ты бы пошел на занятия ?

 

 

 

 

4

Тебе нравится, когда отменяют занятия?

 

 

 

 

5

Ты бы хотел, чтобы тебе не задавали заданий на занятиях?

 

 

 

 

6

Ты хотел бы , чтобы остались одни перемены ?

 

 

 

 

7

Ты часто рассказываешь о занятиях родителям ?

 

 

 

 

8

Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

 

 

 

 

9

У тебя здесь много друзей?

 

 

 

 

10

Тебе нравятся твои одногрупники?

 

 

 

 


Оценка результатов

Ответы “да” оцениваются в 1,5 баллов,

ответы “нет” оцениваются в 0 баллов,

ответы “не знаю” или “иногда” оцениваются в 0,5 балла

0 – 5 баллов – низкий уровень

6 - 10 баллов – средний уровень

11 – 15 баллов – высокий уровень

3.3Экологическая культура

Тест - Задания по экологической культуре.(сайдовая презентация)

1. Ваш младший брат принёс из леса ёжика. Что вы посоветуете брату?

А. Оставить ёжика себе и позаботиться о нём.

Б. Отнести в лес.

В. Поиграть с ним и отпустить.

2. Собирая в лесу грибы, вы увидели мухоморы. Что вы сделаете?

А. Пройдёте, мимо, не тронув.

Б. Уничтожите, так как они вредны для человека.

В. Полюбуетесь на их красоту.

3. Вы увидели гнездо в траве. Ваши действия?

А. Пройдёте мимо.

Б. Понаблюдаете за ними.

В. Погладите, покормите птенцов.

4. Птенец прыгает по дорожке, ваши действия?

А. Понаблюдаете недолго.

Б. Погладите, покормите.

В. Пройдёте мимо.

Г. Посадите обратно в гнездо.

5. Ваши друзья ловят на берегу моллюсков. Что вы будете делать?

А. Будете ловить вместе с друзьями.

Б. Пройдёте мимо.

В. Объясните, почему нельзя этого делать

6. Вы увидели красивого жука на дороге. Что вы будете делать?

А. Пройдёте мимо.

Б. Остановитесь и понаблюдаете.

В. Отнесёте домой, посадите в банку и попробуете его накормить.

7. Дети нашли в дупле лесные орехи и грибы. Что они должны сделать?

А. Забрать орехи себе.

Б. Не трогать.

В. Положить в дупло что-нибудь вкусненькое.

8. Вы всем классом были в лесу. Там вы жгли костёр, ели конфеты, пили лимонад, варили суп из консервов. Прежде чем уйти домой, вы…

А. Сложили бумажки, бутылки и банки аккуратно под кустик.

Б. Всё бросили в костёр.

В. Бумагу сожгли, а железные банки и стеклянные бутылки взяли домой.

9. Вы захотели развести в лесу костёр. Откуда взять топливо для костра?

А. Наломать свежих веток.

Б. Подобрать старые ветки, валежник.

В. Срубить дерево.

10. Что вы подарите маме на 8 Марта?

А. Искусно сделанный своими руками букетик.

Б. Несколько благоухающих цветов.

В. Огромный букет этих нежных цветов.

Оценка результатов

Ответы.

1 Б – 1 балл 6 А – 1 балл

2 А – 1 балл 6 Б – 2 балла

2 В – 2 балла 7 Б – 1 балл

3 А – 1 балл 8 Б – 1 балл

4 А – 1 балл 9 Б – 1 балл

4 В – 2 балла 10 А – 2 балла

5 В – 1 балл 10 Б – 1 балл


Обработка результатов

0 – 5 баллов – низкий уровень

6 - 10 баллов – средний уровень

11 – 15 баллов – высокий уровень

Приложение 2.

Мониторинг результатов учебной деятельности ребёнка в процессе освоения им

дополнительной образовательной программы «Мастерская натуралиста», текущей.


Показатели

(оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности

оцениваемого качества

Кол-во

баллов

Методы

диагностики.


1.

Теоретическая

подготовка.

1.1.Теоретические

Знания по основным разделам программы.





1.2.Владение специальной терминологией.

- Основные рабочие инструменты и материалы.

- Основные сезонные изменения в природе родного края.

- Цветовую гамму по временам года.

- Распространенных представителей растительного и животного мира родного края


Хвойные деревья, лиственные деревья, сезонные изменения.


-низкий уровень

(ребенок овладел менее чем 1/2объема знаний предусмот-ренных программой);

-средний уровень

(объем усвоенных знаний составляет более 1/2) ;

- высокий

(ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренный программой)


- низкий уровень

(ребенок не знает значение терминов)

-средний уровень

(ребенок на 1/2 знает значение терминов)

- высокийуровень

(ребенок знает все термины)

0-5




6-10




11-15





0-5



6-10



11-15




Тестирование












Устный опрос


2.Практическая подготовка.

2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой








2.2. Владение специальным оборудованием и оснащением




2.3. Творческие навыки

Выполнять творческую работу по изображению природы родного края иподбору цветовой гаммы соответствующей временам года осени или зиме.







Умения пользоваться карандашом, кистью, палитрой





Креативность в выполнении практических заданий




- низкий уровень

(ребенок овладел менее чем 1/2объема умений и навыков предусмотренных программ.);

-средний уровень

(объем усвоенных умений и навыков составляет более 1/2)

- высокий

(ребенок освоил практически весь объем умений и навыков, предусмотренный программ.)

- низкий

(ребенок испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием)

- средний ( ребенок работает с оборудованием при помощи педагога),

- высокий -ребенок работает с оборудованием самостоятель-но, не испытывает трудностей


- низкий(ребенок в состоянии выполнить лишь простейшие задания),

средний (ребенок выполняет в основном задания на основе образца),

- высокий(ребенок выполняет практические задания с элементами творчества).

0-5



6-10




11-15




0-5




6-10



11-15




1-5



6-10



11-15


Творческое задание
















Наблюдение





Творческое задание


3.Общеучебные умения и навыки.

3.1. Умение организовать свое рабочее место.




3.2. Соблюдение правил техники безопасности.







3.3 Умение аккуратно и самостоятельно выполнять свою работу



Наличие альбома, кистей, красок, клеенки, баночки для воды, тряпочки, ластика.







Соответствие реальных навыков программным требованиям






Аккуратность и самостоятельность в работе.

- низкий (ребенок испытывает затруднения при организации своего рабочего места, нуждается в постоянном контроле и помощи педагога)

- средний -ребенок иногда нуждается в помощи педагога

- высокий (ребенок самостоя-тельно, организовывает свое рабочее место, не испытывает трудностей)

- низкий уровень

(ребенок овладел менее чем 1/2объема навыков предусмот-ренных программой);

-средний уровень

(объем усвоенных навыков составляет более 1/2) ;

-высокий(ребенок освоил весь объем навыков)

- низкий(ребенок торопится, работу выполняет не аккуратно, постоянно требует внимание педагога) -средний (ребенок иногда нуждается в контроле педагога, выполняет работу не всегда аккуратно) -высокий (ребенок самостоя-тельно и аккуратно выполняет работу)

1-5





6-10


11-15




1-5




6-10



11-15


1-5



6-10





11-15

Наблюдение в течение недели








Наблюдение в течение недели












Наблюдение в течение недели



Инструментарий для проведения мониторинга результатов учебной деятельности обучающегося в процессе освоения им

дополнительной образовательной программы«Мастерская натуралиста», текущей.

1Тест

I вариант

Задания 1

Раскрась кружок или поставь галочку в кружке, соответствующему ответу, который вы считаете правильным

Какой предмет, или несколько, относятся к инструментам для творчества?



Задание 2

Обведи кружком или поставь галочку возле буквы, соответствующей ответу, который вы считаете правильным

Чего зимой не бывает?

а б в

Задание 3

Какие цвета подходят времени года зима, раскрась под ними звездочку.









Задание 4

Обведи кружком или поставь галочку возле буквы, соответствующей ответу, который вы считаете правильным

Какое животное не обитает в нашей местности?

Распространенных представителей растительного и животного мира родного края

А Б В

Задание 5

Обведи кружком или поставь галочку возле буквы, соответствующей ответу, который вы считаете правильным

Какое растение не растет в нашей местности?

А Б В

II вариант

Задания 1

Раскрась кружк или поставь галочку в кружке, соответствующему ответу, который вы считаете правильным

Какой предмет, или несколько, относятся к инструментам для творчества?



Задание 2

Обведи кружком или поставь галочку возле буквы, соответствующей ответу, который вы считаете правильным

Чего осенью не бывает?

а б в

Задание 3

Какие цвета подходят времени года осень, раскрась под ними звездочку.









Задание 4

Обведи кружком или поставь галочку возле буквы, соответствующей ответу, который вы считаете правильным

Какое животное не обитает в нашей местности?

А В С


Задание 5

Обведи кружком или поставь галочку возле буквы, соответствующей ответу, который вы считаете правильным

Какое растение не растет в нашей местности?

А Б В

Тест содержит 5 заданий.

За правильно выполненное задание – 3балла.

Баллы суммируются.

Обработка результатов

0 – 5 баллов – низкий уровень

6 - 10 баллов – средний уровень

11 – 15 баллов – высокий уровень

Правильные ответы

I вариант

Задания 1 - 1,4,5

Задания 2 - в

Задания 3 – 2

Задания 4 - в

Задания 5- в

Правильные ответы

II вариант

Задания 1 - 1,5,6

Задания 2 - а

Задания 3 – 3

Задания 4 - с

Задания 5- б

Устный опрос(на владение специальной терминологией)

  1. Какие деревья называют лиственными?

  2. Какие деревья называют хвойные?

  3. Какие сезонные изменения происходят в природе осенью? (Какие сезонные изменения происходят в природе зимою?)

Ответы

  1. Лиственные деревья – это деревья, на которых растут листья, которые меняют цвет осенью и сбрасываются деревом на зиму.

  2. Хвойные деревья – это деревья, на которых растут листья игловидной формы (хвоинки), которые остаются зелеными в любое время года.

  3. Осенью- солнце светит меньше, много пасмурных и дождливых дней, температура воздуха понижается, становится холоднее. Многие птицы улетают на юг, некоторые животные делают запасы на зиму, некоторые готовятся к спячке. Некоторые деревья меняют цвет листвы и сбрасывают ее на зиму. Растения тоже готовятся отдыхать.

За каждый вопрос получает от 0 до 5 баллов.

Оценка результатов

4-5 баллов – термин раскрыт полностью

3-2 балла - термин раскрыт не полностью, не точности

1бал - термин не раскрыт, ошибка

0 баллов – не смог ответить, не знает


Обработка результатов

0 – 5 баллов – низкий уровень

6 - 10 баллов – средний уровень

11 – 15 баллов – высокий уровень


Творческое заданиеПрактическая подготовка

Выполнять творческую работу по изображению природы родного края в любом времени года,подобрать соответствующую цветовую гамму времени года;

- низкий уровень0 – 5 баллов

(ребенок испытывал затруднения в изображении природы родного края в одном из времени года,не однократно пользовался помощью педагога, допустил ошибки в соблюдении пропорции, испытывал затруднения или допустил ошибку в подборе соответствующую цветовой гамме времени года);

-средний уровень6 - 10 баллов

(ребенок изобразил природу родного края в одном из времени года,правильно расположил альбомный лист, допустил ошибки в соблюдении пропорции, консультировался с педагогом, близко подобрал соответствующую цветовую гамму времени года);

- высокий 11 – 15 баллов

(ребенок самостоятельно изобразил природу родного края в одном из времени года,правильно расположил альбомный лист, соблюдал пропорции, подобрал соответствующую цветовую гамму времени года)


.Творческое задание Творческие навыки

Креативность в выполнении практических заданий

- низкий 0 – 5 баллов

(ребенок в состоянии выполнить лишь простейшие задания),

- средний 6 - 10 баллов

(ребенок выполняет в основном задания на основе образца),

- высокий 11 – 15 баллов

(ребенок выполняет практические задания с элементами творчества

Обработка результатов

0 – 5 баллов – низкий уровень

6 - 10 баллов – средний уровень

11 – 15 баллов – высокий уровень

Приложение 3.

Мониторинг результатов учебной деятельности ребёнка

в процессе освоения им

дополнительной образовательной программы «Мастерская натуралиста» итоговый

Показатели

(параметры)

Критерии

Степень выраженности

оцениваемого качества

Кол-во

баллов

Методы

диагностики.



1.Теоретическая

подготовка.

1.1.Теоретические

Знания по основным разделам программы.







1.2.Владение специальной терминологией.

- Основные рабочие инструменты и материалы.

- Основные сезонные изменения в природе родного края, приспособление к ним животных.

- Цветовую гамму по временам года.

- Распространенных представителей растительного и животного мира края




Красная книга,

лекарственные растения, ядовитые растения


-низкий уровень

(ребенок овладел менее чем 1/2объема знаний предусмотренных программой);

-средний уровень

(объем усвоенных знаний составляет более 1/2) ;

- высокий

(ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренный программой)


- низкий уровень

(ребенок не знает значение терминов)

-средний уровень

(ребенок на 1/2 знает значение терминов)

- высокийуровень

(ребенок знает все термины)


0-5




6-10






11-15



0-5



6-10



11-15




Тестирование














Устный опрос


2.Практическая подготовка.

2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой



2.2. Владение специальным оборудованием и оснащением





2.3. Творческие навыки

Выполнять творческую работу по изображению животного или растения нашейместности, подобрав правильную цветовую гамму, характерную для времени года весна или лето.



Умения пользоваться карандашом, кистью, палитрой









Креативность в выполнении практических заданий




- низкий уровень

(ребенок овладел менее чем 1/2объема умений и навыков предусмотренных программ.);

-средний уровень

(объем усвоенных умений и навыков составляет более 1/2)

- высокий

(ребенок освоил практически весь объем умений и навыков, предусмотренный программ.)


- низкий

(ребенок испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием)

- средний ( ребенок работает с оборудованием при помощи педагога),

- высокий (ребенок работает с оборудованием самостоятельно).


- низкий

(ребенок в состоянии выполнить лишь простейшие задания),

средний (ребенок выполняет в основном задания на основе образца),

- высокий

(ребенок выполняет практич. задания с элементами твор-ва)

0-5




6-10



11-15





0-5




6-10



11-15




1-5




6-10



11-15

Творческое задание












Наблюдение









Творчес

кое задание







3.Общеучебные умения и навыки.

3.1. Умение организовать свое рабочее место.






3.2. Соблюдение правил техники безопасности.







3.3 Умение аккуратно и самостоятельно выполнять свою работу


Наличие альбома, кистей, красок, клеенки, баночки для воды, тряпочки, ластика.










Соответствие реальных навыков программным требованиям









Аккуратность и самостоятельность в работе.

- низкий

(ребенок испытывает серьезные затруднения при организации своего рабочего места, нуждается в постоянном контроле и помощи педагога)

- средний -ребенок иногда нуждается в помощи педагога,

- высокий (ребенок самост., организовывает свое рабочее место, не испытывает трудностей)


- низкий уровень

(ребенок овладел менее чем 1/2объема навыков предусмот-ренных программой);

-средний уровень

(объем усвоенных навыков составляет более 1/2) ;

-высокий

(ребенок освоил практически весь объем навыков, предус-мотренный программой)


- низкий(ребенок торопится, работу выполняет не аккуратно, постоянно требует внимание педагога) -средний (ребенок иногда нуждается в контроле педагога, выполняет работу не всегда аккуратно) -высокий (ребенок самостоятельно и аккуратно выполняет работу)

1-5







6-10


11-15





1-5




6-10



11-15





1-5




6-10





11-15

Наблюдение в течение недели











Наблюдение в течение недели














Наблюдение в течение недели



Инструментарий для проведения мониторинга результатов учебной деятельности обучающегося в процессе освоения им

дополнительной образовательной программы«Мастерская натуралиста», итоговый.


1Тест

I вариант

Задание 1 Обведи кружком или поставь галочку возле буквы, соответствующей ответу, который вы считаете правильным

Чего весной не бывает?

а б в

Задание 2 Обведи кружком или поставь галочку возле буквы, соответствующей ответу, который вы считаете правильным

Какое животное не обитает в нашей местности?

Распространенных представителей растительного и животного мира родного края

А В С

Задание 3 Обведи кружком или поставь галочку возле буквы, соответствующей ответу, который вы считаете правильным

Какое растение не растет в нашей местности?

А Б В

Задание 4 Обведи кружком или поставь галочку возле буквы, соответствующей ответу, который вы считаете правильным

Какое из этих растение ядовито?

А В Б

Задание 5.Обведи кружком или поставь галочку возле буквы, соответствующей ответу, который вы считаете правильным

Какое лекарственное растение ты знаешь?

А В С

2 вариант

Задания 1 Обведи кружком или поставь галочку возле буквы, соответствующей ответу, который вы считаете правильным

Чего летом не бывает?

а б в

Задание 2 Обведи кружком или поставь галочку возле буквы, соответствующей ответу, который вы считаете правильным

Какое животное не обитает в нашей местности?

Распространенных представителей растительного и животного мира родного края

А Б В

Задание 3 Обведи кружком или поставь галочку возле буквы, соответствующей ответу, который вы считаете правильным

Какое растение не растет в нашей местности?

А Б В

Задание 4 Обведи кружком или поставь галочку возле буквы, соответствующей ответу, который вы считаете правильным

Какое из этих растение ядовито?

А В Б

Задание 5. Обведи кружком или поставь галочку возле буквы, соответствующей ответу, который вы считаете правильным

Какое лекарственное растение ты знаешь?

А В С

Тест содержит 5 заданий.

За правильно выполненное задание – 3балла.

Баллы суммируются.

Обработка результатов

0 – 5 баллов – низкий уровень

6 - 10 баллов – средний уровень

11 – 15 баллов – высокий уровень

Правильные ответы

I вариант

Задания 1 - б

Задания 2 - с

Задания 3 – б

Задания 4 - а

Задания 5-

Правильные ответы

II вариант

Задания 1 - б

Задания 2 - а

Задания 3 – б

Задания 4 - а

Задания 5- а, б

1.2.Владение специальной терминологией.

Вопросы устного опроса.

Объясни понятия (что такое):

  1. Красная книга,

  2. лекарственные растения,

  3. ядовитые растения

Ответы

1.Красная книга — список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов.

2.Лекарственные растения— это растения, части которых являются сырьём для получения средств, используемых в народной, медицинской или ветеринарной практике с лечебными или профилактическими целями.

3.Ядовитые растения — это растения, содержащие такие химические вещества, которые попав в организм человека или животного, вызывают отравление

За каждый вопрос получает от 0 до 5 баллов.

Оценка результатов

4-5 баллов – термин раскрыт полностью

3-2 балла - термин раскрыт не полностью, не точности

1бал - термин не раскрыт, ошибка

0 баллов – не смог ответить, не знает

Обработка результатов

0 – 5 баллов – низкий уровень

6 - 10 баллов – средний уровень

11 – 15 баллов – высокий уровень

2.Практическая подготовка.

Творческое задание

Выполнять творческую работу по изображению природы родного края в любом времени года,подобрать соответствующую цветовую гамму времени года;

- низкий уровень0 – 5 баллов

(ребенок овладел менее чем 1/2объема умений и навыков предусмотренных программой);

-средний уровень6 - 10 баллов

(объем усвоенных умений и навыков составляет более 1/2) ;

- высокий 11 – 15 баллов

(ребенок освоил практически весь объем умений и навыков, предусмотренный программой)

2.3. Творческие навыки

Креативность в выполнении практических заданий

- низкий (ребенок в состоянии выполнить лишь простейшие задания),

средний (ребенок выполняет в основном задания на основе образца),

- высокий (ребенок выполняет практические задания с элементами творчества)

Обработка результатов

0 – 5 баллов – низкий уровень

6 - 10 баллов – средний уровень

11 – 15 баллов – высокий уровень

Предметные достижения обучающихся.

Предметные достижения обучающихся оцениваются в зависимости от уровня проведения мероприятия:

- объединение – 1-3 балла;

- центр– 4-6 баллов;

- район – 7-9 баллов;

- область (регион) – 10-14 баллов;

- Всероссийский, международный – 15 баллов



Приложение 4

  • Коммуникативные игры

«Рисунок на спине»

Описание упражнения: Участники делятся произвольно на три команды и строятся в три колонки параллельно. Каждый участник смотрит при этом в спину своего товарища. Упражнение выполняется без слов. Ведущий рисует какую-нибудь простую картинку и прячет ее. Затем эта же картинка рисуется пальцем на спине каждого последнего члена команд. Задание – почувствовать и передать как можно точнее этот рисунок дальше. В конце, стоящие первыми в командах, рисуют, то, что они почувствовали, на листах бумаги и показывают всем. Ведущий достает свою картинку и сравнивает.

Участникам предлагается обсудить в командах ошибки и находки, которые были в процессе упражнения. Сделать выводы, затем, с учетом этих выводов повторить упражнение. При этом первые и последние члены команд меняются местами.

Обсуждение в общем кругу.

Что помогало понимать и передавать ощущения?

Что чувствовали первые и последние члены команд в первом и во втором случае?

Что мешало выполнять упражнение?

Психологический смысл упражнения: Развитие коммуникативных навыков, ответственности, сплоченности внутри команды. Осознать, насколько важно настроиться на понимание другого человека, а также само желание понять другого. Демонстрация возможности адекватного обмена информацией без использования слов, развитие и навыков невербального общения.


«Молчаливая картина»

Участники делятся на группы по 5 человек, это более оптимальное количество. Каждой группе выдаются кисточки и краски (либо карандаши, фломастеры) и один на всех лист (лучше ватмана). Задача участников заключается в том, чтобы не договариваясь, за определённое количество времени, сообща нарисовать картину. Ведущий должен задать тему для каждой группы. По окончанию конкурса жюри выбирает лучшую картину. Хорошо, если каждый игрок в конце расскажет о своих ощущениях.



  • Учебно-образовательные игры

«Лесные детективы»

Самый простой вариант, когда в начале маршрута каждый участник получает маленькие карточки с заданиями такого типа:

  • найти во время похода (экскурсии) самый приятный или резкий, неожиданный, незнакомый, вкусный и т.п. запах;

  • самый громкий или мелодичный, странный, удивительный и т.п. звук ;

  • самую гладкую или шершавую, мягкую, бугорчатую и т.п. поверхность какого-нибудь природного объекта.

Конечно брать с собой этот объект совсем не обязательно, можно зарисовать, записать, сфотографировать, отметить на карте его местонахождение.

Результаты поисков "детективов" по окончании похода (экскурсии) выслушивает вся группа.

  • Игры, развивающие эмоционально-чувственную сферу

«Природная палитра»

Материалы: палитра из картона 20 х 15 см, клей.

Ребятам предлагается найти для палитры природные краски в виде растений (их частей) и других природных материалов.

  • Упражнения - игры для развития наблюдательности и воображения «Превращалки».

Под этим названием объединены несколько игр.

Задание-игра1.

Дети по очереди изображают различных животных, причем так, чтобы эти животные сочетали в себе противоречивые качества – например, были большими и трусливыми (трусливый осёл, трусливый лев) или маленькими и смелыми (смелая мышка, смелый воробей).

Задание-игра2. «Быстрые превращения»

Зазвучит музыка, вы начинаете ходить по комнате. Когда музыка остановится, вы тоже должны остановиться. В этот момент я скажу вам, кого вы должны изобразить… (Включается музыка и останавливается через минуту).

Теперь вы должны превратиться «в кошку на охоте». (снова включается музыка на 30 секунд).

Теперь все – мышки. Встаньте парами и покажите друг другу, что вы – мышки… (снова ставится музыка на 30 секунд). И т. д.

Задание-игра3

.В этой игре дети могут, используя силу своего воображения, научиться языку интуиции. Картинки, которые будут рождаться у детей по ходу игры, помогут им проникнуться доверием к многогранности своей личности. В конце игры очень хорошо предложить детям творческое задание - рисунок, чтобы они ещё глубже прочувствовали пережитое впечатление.

Описание этой игры:

Я хотела бы предложить игру, в которой только ваша фантазия поможет вам обнаружить интересные вещи.

Вы увидите в своём воображении картины, которые, возможно, вас самих удивят. Вы не должны их придумывать, они придут сами собой. Вы не должны пытаться их изменить, лучше, если вы их просто заметите и разглядите.

Сядьте поудобнее и закройте глаза. Вздохните три раза…

Представьте себе, что сейчас утро. Ты просыпаешься в привычное для себя время и вдруг обнаруживаешь, что ты сегодня можешь стать каким-то чудесным животным… представь себя в виде кошки или собаки. Осмотрись… Как ты чувствуешь себя в роли этого животного? Пройдись немного и почувствуй своё новое тело…

А сейчас ты нашёл волшебную палочку. Ты знаешь, что животные очень любопытные, поэтому ты обнюхиваешь её. И тут ты замечаешь, что снова изменился и стал птицей. Какой птицей ты стал? Вспорхни в небо. Полетай немного. Внизу пролетают поля и леса. Тебе помогает попутный ветер. Что тебе больше всего нравится в полете? И т.д.

А сейчас ты можешь потянуться и почувствовать, как свободно твоё тело. Глубоко вздохни. Возвращайся в комнату и открывай глаза. Хотел бы ты нарисовать картины, которые видел? Или ты хотел бы рассказать о том, что ты переживал?»

  • Упражнения на развитие внимания и наблюдательности.

Задание-игра1.

Хлопни в ладоши, если услышишь название птицы (животных илирастений) обитающий произрастающей в нашей местности.

Страус, цапля, фламинго, пингвин, синица.

Осина, дуб, клен, пальма, ель.

Тигр, лама, панда, медведь и т. д.

Задание-игра2.

На доске висят картинки птиц (животных или растений). Дети закрывают глаза. Одна или несколько картинок убирается. Дети открывают глаза. Задается вопрос: «Какая птица улетела? (животное убежало)»


  • Упражнения на развитие логического мышления и способности обобщать.

Задание 1.

Сейчас я вам прочитаю ряд слов. Из этих слов вы должны будите выбрать только два, обозначающие главные признаки основного слова, то есть то, без чего этот предмет не может быть. Другие слова тоже имеют отношение к основному слову, но они не главные. Вам нужно найти самые главные слова. Например, сад … Как вы думаете, какие из данных слов главные: растения, садовник, собака, забор, земля, то есть то, без чего сада не может быть? Может ли быть сад без растений? Почему? Без садовника … собаки … забора … земли?.. Почему?

Каждое из предполагаемых слов подробно разбирается. Главное, чтобы дети поняли, почему именно то или иное слово является главным, существенным признаком данного понятия.

Примерные задания:

Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода)

Лес (деревья, птицы, звери, насекомые, травянистые растения,грибник)

Сарай (сеновал, лошади, крыша, скот, стены)

Задание 2.

Даны два слова. Учащемуся нужно определить, что между ними общего.

Дождь – град.

Деревья – кустарники

Звери - птицы

Река - озеро

Гуашь – акварель

  • Упражнения на развитие чувства единения с объектами природы.

«Знакомство с деревом»

Разбейтесь на пары. Повяжите вашему партнеру на глаза повязку и подведите его к любому понравившемуся вам дереву. Степень углубления в лес зависит от возраста детей и их способности ориентироваться. Для всех, кроме самых маленьких, 20 - 30 метров не будут слишком большим расстоянием.

Помогите «слепому» ребенку исследовать дерево и почувствовать его уникальность, давая конкретные указания. Например, если вы просто скажете ребенку «почувствуй дерево», он не проявит такого интереса, как в том случае, если услышит предложение потереться щекой о кору дерева. Не приказывайте «исследуй дерево», а спросите: «Это дерево живое? Ты можешь обнять его? Оно старше тебя? Можешь ли ты найти то, что растет на этом дереве? Есть ли на нем признаки присутствия животных? Лишайники?»
Когда ваш партнер закончит исследование, отведите его на то место, откуда вы начали путешествие, но другим путем. (Эта часть игры особенно интересна тем, что ведущие стараются провести своих партнеров через поваленные деревья и чащобы, которые можно было бы легко обойти.) Затем снимите повязку и дайте игроку найти СВОЕ дерево с открытыми глазами. Ребенок неожиданно для себя обнаружит, что теперь перед ним не лес, а множество совершенно разных деревьев.


«Тотем»

Основные цели: идентификация с природным объектом, ощущение своей связи с природой.

Материалы и подготовка: бумага, ручки, карандаши, краски,

Процедура. Ведущий рассказывает участникам об индейских тотемах.

Тотем — это природный объект (животное, растение, солнечный луч, облако, дождевая капля и т.д.), который по легендам индейцев защищает и поддерживает человека, становится его другом и покровителем на всю жизнь. Наши предки тоже искали защитников в мире природы. Рассказать об отношении селькупов к медведю (старший товарищ, помощник и защитник).

Каждому участнику предлагается хорошо подумать и выбрать себе природный тотем. Затем придумать небольшой рассказ, нарисовать его. Участники обмениваются рассказами о своих тотемах, запоминают тотемы друг друга.

  • Учебно-образовательные игры

«Паутина жизни»

Дети образуют круг. Один из них берет в руки клубок бечевки и называет одно из растений или животных леса, например, «береза». Ведущий задает всем вопрос: «Кто питается листьями березы?» Кто-то из детей отвечает: «Гусеница». Тот ребенок, который сказал «береза», отдает клубок бечевки тому, кто сказал «гусеница», оставив в руках конец бечевки. Ведущий задает следующий вопрос: «Кто питается древесиной березы?» Ответ: «Жук-короед». Далее ведущий задает аналогичные вопросы, имеющие отношение не только пищевым, но и не пищевым связям между природными компонентами: «На каких деревьях еще могут жить жуки-короеды (дуб)»?; «Для жизни всем растениям нужен солнечный свет. Дуб нуждается в солнечном свете?»; «Какой еще компонент неживой природы нужен для жизни дерева? (почва и вода)». К концу игры все дети оказываются опутанными бечевкой, символизирующей многочисленные пищевые и непищевые связи между компонентами леса.


«Пищевая цепочка»

Перед началом игры распределите между детьми следующие роли: Солнце (1 человек); Трава (6 человек); Мышки (3 человека); Лиса (1 человек).

Солнце берет в руки тарелку с печеньем (12 штук) и передает «энергию» Траве - по 2 печенья каждой Травинке. Одно печенье каждая Травинка съедает - эта часть полученной от солнца «энергии» расходуется на поддержание жизненных процессов растения, а второе - передает Мышкам. Таким образом, каждая Мышка получает тоже по два печенья. Часть «энергии» (одно печенье) Мышка расходует на себя, а часть (второе печенье) - отдает Лисе. Таким образом, у Лисы оказывается три печенья. Часть «энергии» Лиса расходует, а оставшуюся часть может передать тому, кто сможет съесть Лису.


  • Упражнения на развитие способности видеть проблему и пути ее решения.

(проводить в виде игры)

Формирование умения видеть противоречия,видеть проблему и пути ее решения.

Задание 1.

Ребенку задают серию наводящих вопросов, отвечая на которые, он САМОСТОЯТЕЛЬНО добивается понимания или решения задачи.

Например, такая серия вопросов:

1. Назовите предмет или действие (процесс), который Вы хотели бы улучшить. (Пусть дети назвали - "Рукавичка".),( Может быть «собака в доме»).

· Назовите хорошие(плохие) свойства рукавички.

· Почему одни свойства Вы назвали хорошими, а другие плохими?

Скажите, есть что-то плохое в хороших качествах рукавички? Что плохого в том, что она теплая?

А как сказать одной фразой, что теплая рукавичка в одних условиях хорошо, а в других - плохо?

Это трудный "переломный" момент. Если дети скажут: "Теплая рукавичка, это хорошо, потому что рука не мерзнет в морозы, но плохо, потому что жарко руке весной", - цель достигнута.

Если дети откажутся искать в хорошем плохое, то напомните им основное условие: "Во всем хорошем есть плохое, но и во всем плохом есть хорошее".

· Что плохого или хорошего в том, что рукавичка мягкая?

Скажи это одной фразой. И т.д.

Задание 2.

Детям предлагается прослушать начало рассказа, например: «Утром небо покрылось тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги...». Дается задание придумать продолжение, но сделать это необходимо несколькими способами. Возможные варианты: «Представь, что ты просто гуляешь во дворе с друзьями. Как ты отнесешься к появлению первого снега? Затем представь, что ты водитель грузовика, едущего по дороге, или летчик, отправляющийся в полет, ворона, сидящая на дереве и т.д.»

Задание 3.

Представьте, что вы на какое-то время стали столом в классной комнате, камешком на дороге, животным (диким или домашним) и др. Опишите один день этой вашей воображаемой жизни.














Приложение 5.


Эксперимент «Краски своими руками»

Есть много рецептов изготовления красок в домашних условиях. Я предлагаю безопасные и простые рецепты. Как компонент красителя выступает принесенный детьми натуральный (сок ягод или овощей) или пищевой краситель добавляем в нашу основу.

Рецепт 1

Для приготовления 5-6 цветов необходимо:

1 кружка муки,

1-2 ст. ложки соли,

1-2 ст. ложки растительного масла (любого),

1,5 ст. ложки клея ПВА.

Муку смешать с солью и наливать воду тонкой струйкой, сразу размешивая, чтобы не образовывались комочки. Затем добавить соль и масло. Масса готовится погуще, чем тесто на блины... Но густота - это дело "вкуса"... Результат. 

Краски получились не яркие. Долго не хранятся. Краски по качеству уступают заводским.


Рецепт 2  (Объемные краски)

Нам потребуется:

Блинная мука— 1 столовая ложка

Мелкая соль — 1 столовая ложка

Вода - 3 столовые ложки

Пищевые красители

Если у вас нет блинной муки, то можно взять пшеничную муку (тоже 1 ст.л) и добавляете в нее 3-4 чайных ложек разрыхлителя или дрожжей. Остальные ингредиенты те же. Но вспухают краски лучше от блинной муки.

Смешайте все сухие ингредиенты в емкости (1 ст.л. муки, 1 ст.л. соли).

Теперь добавляем воду и пищевые красители (их можно заменить любыми другими красками) и хорошо перемешиваем. Если краски получились очень густыми, то добавляем еще немного воды. Они должны быть не жидкими и не очень густыми.

Поставьте рисунок в микроволновку на 10-30 секунд (все зависит от выбранной мощности). Дайте рисунку остыть. В результате у вас получится объемный рисунок.

Результат. 

Краски получились яркие, цвета насыщенные. Ложатся на бумагу тонким и толстым слоем хорошо. Подвергаются термической обработке, при этом увеличиваются в объёме. Создавая эффект объемных фигур. Мы не встречали в продаже готовые объемные краски. Краски по качеству не уступают заводским.



Рецепт 3 / самый простой (можно расписывать стекло)

2 чайные ложки клея ПВА

1-2 капель жидкого красителя

Еще такие краски можно использовать в витражной живописи.

Примечательно, что такая роспись по стеклу витражными красками, за счет клейкой основы, легко превращается в своеобразную наклейку.

Качество красок мы оценивали, выполняя и сравнивая творческие работы.

Результат. 

Краски получились яркие, цвета глянцевые, блестящие. Ложатся на бумагу и стекло тонким и толстым слоем хорошо. Имеют глянцевый оттенок. Возможно долгое хранение. Краски по качеству не уступают заводским. Но для хранения заводские краски более долговечны и подходят лучше.


























Приложение 6.

Практическая работа.

Рассмотреть перо птицы под микроскопом или лупой.

  1. Задание: рассмотреть строение пера и определить, какой частью перо прикрепляется к телу птицы.

Сделать вывод.

К телу птицы перо прикрепляется остью, острым утолщенным концом. От ости отходят тонкие перьевые лепестки.

  1. Задание: рассмотреть сцепление пера.

Сделать вывод.

Тонкие перьевые лепестки, плотно сцеплены друг с другом крошечными крючочками и образуют сплошную поверхность.

Проведение опыта

« Влияние загрязнения водоема (моющими средствами) на водоплавающих птиц»

Этот опыт показывает, как загрязнение воды (моющими средствами) влияет на плавучесть водоплавающих птиц. Загрязненная вода попадает в природную среду. Через грунтовые воды она просачивается в пруды, озера и другие водоемы.

Схема работы:

1. 1 миска. Налей в миску воды и добавь немного синей краски.

2. С помощью пинцета аккуратно опусти на поверхность воды первое перо.

3. Через одну минуту достань перо и осторожно проведи по нему ватной палочкой.

Посмотри - палочка останется чистой.

4. Положи перо на бумажное полотенце.

5. 2 миска. Добавь в воду две столовые ложки (30 г) жидкости для мытья посуды. Осторожно размешай, чтобы не было пузырьков.

6. Аккуратно опусти на поверхность воды второе перо.

7. Через одну минуту достань перо и осторожно проведи по нему ватным шариком. Посмотри – цвет палочки изменится.

8. Положи перо на бумажное полотенце.

Результат:

Плавать будут оба пера, но в мыльной воде перо пропустит воду - на ватном шарике ты увидишь цвет чистящего средства (голубой).

Объяснение:

При добавлении моющего средства, вода меняет свои свойства (натяжение воды уменьшается). Она может проникнуть между плотно сцепленными друг с другом крошечными крючочками пера.

Кроме того, мыло растворяет жировую смазку птичьих перьев, и в результате птица становится в воде "тяжелой", медленнее двигается и быстрее устает. От загрязненной воды страдают не только гуси, утки и другие водоплавающие птицы, но и водоплавающие млекопитающие - выдры, бобры и другие.

Можно упростить опыт и не добавлять пищевой краситель. И обязательно задать вопрос: «Что произойдет с птицей, если она приводнится на пятно разлитой нефти?»


Приложение 7.

Проведение опытов при изучении рыб

Опыт 1«Воздушный пузырь»

Предложить ребятам подумать, почему рыбы не тонут?

( Потому что внутри рыб находится пузырь, вот он и поддерживает их в воде.) Для опыта возьмите маленький шарик. Лучше его заранее надуть и завязать на бантик. Чтобы не тратить на это время на занятии. Поместите шарик в широкую емкость с водой. Шарик будет плавать. А теперь развяжите и сдуйте шарик. Шарик утонет.

Объяснение:

Воздушный пузырь помогает рыбе оставаться на определённой глубине. Когда же рыба активно опускается, тело её, испытывая большее наружное давление со стороны воды, сжимается, сдавливая плавательный пузырь.

Изучая строение рыбы, особое место я отвожу изучению внешнего покрова рыбы - чешуе. Предлагаю рассмотреть чешуйки.

Опыт 2 «Определение возраста у рыб по чешуе с помощью лупы»

Задание 1: рассмотреть чешуйки у рыбы.

С помощью наводящих вопросов подвести к выводу.

Сделать вывод.

Чешуйки расположены в определенном порядке. У чешуйки округлая форма, есть большие и малые кольца.Одним концом чешуйки крепятся к коже, другим одна чешуйка прикрывает другую, заходит за другую.

Задайте вопрос: «Зачем нужен порядок чешуйкам?»

Объяснение:

Если «чешуйки» класть неправильно, между ними останутся промежутки и такая «одежда» плохо защитит рыбу.

Задание 2: посчитай большие кольца – это и есть возраст рыбы.

Сделать вывод.

Н-р: Я увидел у рыб четыре больших кольца и много маленьких, значит нашей рыбе 4 года.



Полный текст материала Программа "Мастерская натуралиста" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Андреева Наталия Николаевна  Публикатор
11.04.2022 0 1405 64

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК