Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Театральное лето""
С одержание
|
3 |
Пояснительная записка (нормативно-правовые основы разработки дополнительной общеобразовательной программы, направленность программы, новизна программы, актуальность программы, педагогическая целесообразность, уровни сложности программы, отличительные особенности программы, возраст учащихся с особенностями приема, планируемые результаты реализации программы, объемы и сроки освоения программы, формы обучения, особенности организации образовательного процесса, режим организации занятий) |
3 |
Цель и задачи программы |
8 |
Учебно – тематический план |
9 |
Содержание образовательной программы |
10 |
|
|
Условия реализации программы |
11 |
Формы аттестации |
13 |
Контрольно – измерительный блок |
14 |
Методическое обеспечение программы |
19 |
Список используемой литературы |
20 |
Список рекомендуемой литературы для детей и родителей |
21 |
-
«Комплекс основных характеристик программы»
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театральное лето» художественной направленности, является модифицированной. В ее основу положена программа Министерства образования РФ «Театральный кружок» Ю.И. Рубина, Т.Ф. Яковлева, Е.П. Перельман (Москва «Просвещение» 1984г), составлена с учетом рекомендаций корифеев отечественного театра К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, М. Чехова, П.М. Якобсона, А. Мессерера, М. Мейерхольда руководителям театральных коллективов.
Предлагаемая программа направлена на развитие художественных способностей и склонностей учащихся, носит ярко выраженный креативный характер, основанный на содружестве педагога и учащихся.
Программа составлена в соответствии с нормативными документами
• Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
• Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
-
Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2018 - 2025 гг. (постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642);
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
-
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".
• Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы).
-
Распоряжение Коллегии Администрации Кемеровской области от 03.04.2019 № 212 «О внедрении системы персонифицированного дополнительного образования на Территории Кемеровской области»
-
Приказ Департамента образования и науки Кемеровской области от 05.04.2019 № 740 «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования».
Новизна программы
Программа реализуется в рамках профильной смены в лагере дневного пребывания «Улыбка» во время летних каникул. Обязательным условием организации занятий являются театральные игры и тренинги. Итогом является спектакль или творческая работа.
Актуальность программы
Важная роль в духовном становлении личности принадлежит театральному искусству, которое, удовлетворяя эстетические потребности личности, обладает способностью формировать ее сознание, расширять жизненный опыт и обогащать чувственно-эмоциональную сферу. «Значение произведений искусств заключается в том, что позволяют «пережить кусочек жизни» через осознание и переживание определенного мировоззрения, чем «создают определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (Б.В.Теплов).
Совершенствование «аппарата переживания» (К.Станиславский) и «аппарата осмысления» через развитие театральных способностей, творческого мышления и творческой активности на основе классической театральной культуры способствует духовному, социальному и профессиональному становлению личности ребенка.
Программа отвечает потребностям современных детей и их родителей в развитии творческой индивидуальности, активности учащихся. Программа объединяет в себе различные аспекты театрально - творческой деятельности, необходимые как для профессионального становления, так и для практического применения в жизни.
Педагогическая целесообразность
Использование программы позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей), которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. Ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения; учится преобразовывать мир, используя фантазию, воображение, общение с окружающими людьми.
Отличительные особенности дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
1. Интеграция теории и практики, обусловленная спецификой предмета; интеграция социальной, профессиональной и общей педагогики позволяет учащимся, в процессе реализации настоящей программы, одновременно получать комплексные знания, развивать синтетические способности и совершенствовать навыки социального взаимодействия через театральную деятельность. Такой комплексно-целевой подход к обучению интенсифицирует развитие детей и подростков, формирует устойчивую мотивацию к познанию, активизирует их творческую деятельность, способствует успешной социализации.
2. Реализация программы в режиме сотрудничества и демократического стиля общения позволяет создать личностно-значимый для каждого воспитанника индивидуальный или коллективный духовный продукт (в виде спектакля).
Данная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театральное лето» углубленного уровня, является модулем программы «Актерское мастерство».
Возраст учащихся с особенностями приема
Программа предназначена детям в возрасте 8 - 13 лет, обучающихся по программам «Актерское мастерство» и «Играем в театр», реализуемых в рамках «Образцового детского коллектива Кузбасса» Театральной студии «Алекс и К».
Количество учащихся: 17-20 человек в группе.
Возрастные особенности учащихся.
Занятия театральным искусством очень органичны для детей данного возраста, так как в период идентификации подростки примеряют на себя «маски» - ориентации на других людей, на взрослые эталоны. Огромная познавательная и нравственная роль театрального воспитания, развитие фантазии и наблюдательности, памяти и внимания, ассоциативного мышления, культуры чувств, пластики и речи, моделирование жизненных ситуаций способствуют интенсивному формированию психической деятельности обучающихся.
Планируемые результаты реализации программы
По окончании обучения по программе у учащихся должны быть сформированы:
-
умение самоопределяться в дальнейшей творческой деятельности (возможен дальнейший выбор будущей профессии, связанной с театральной деятельностью);
-
способность проявлять инициативу в организации праздников, концертов, спектаклей и других форм театральной деятельности;
-
неравнодушие по отношению к людям, миру искусства и природы.
В результате реализации программы, обучающиеся становятся настоящими любителями театра – активными участниками праздников, различных акций, осознают ценность своей театрально-творческой деятельности для окружающих.
Предметные:
Учащиеся в конце обучения будут знать:
- теоретические и практические основы актерского мастерства;
- этапы работы над спектаклем;
уметь:
- самостоятельно работать над сценическим образом и ролью;
- придумывать и ставить этюды на заданные темы;
- находить верное органическое поведение в предлагаемых обстоятельствах;
- создавать точные и убедительные образы.
владеть:
- словесным действием в спектакле;
- элементами внутренней и внешней техники актёра;
Личностные:
-
умение проявлять коммуникативные способности, чуткость и внимание к партнеру;
-
умение преодолевать трудности, ответственность, терпеливость.
Метапредметные:
-
умение гармонично владеть словом и телом;
-
реализовывать творческие способности учащихся, посредством театральной деятельности.
Объем и сроки освоения программы
Срок реализации программы – 1 смена в рамках летнего
оздоровительного лагеря детей с дневным пребыванием «Улыбка»
Количество занятий: 3 часа в день, на протяжении 18 дней смены летнего лагеря.
Объем: 54 часа.
Форма обучения
-
Очная (Традиционная)
Для реализации программы необходима очная форма обучения,
Формы организации занятий
Основной формой организации образовательного процесса является групповое учебное занятие, в которое включается теоретический блок подачи учебного материала и практический блок.
При реализации программы используются театральные игры, тренинги на приведение психофизики учащихся, итогом является спектакль или творческая работа.
Режим организации занятий
3 академических часа по 45 минут = 2 часа 15 минут
После каждого академического часа (45 минут) перерыв 5 минут.
Цель и задачи программы
Цель данной программы: развитие художественных способностей и склонностей учащихся, творческой индивидуальности, активности, основанных на содружестве педагога и учащихся во время летнего отдыха в оздоровительном лагере дневного пребывания детей.
Задачи программы
Обучающие:
-
обучать учащихся навыкам актерского мастерства, работе на сцене;
-
помочь учащимся осознать практичность направления актерского и сценического мастерства не только на сценической площадке, но и в жизни;
-
учить учащихся наглядно-образному мышлению.
Развивающие:
-
развивать учащегося, гармонично владеющего словом и телом;
-
развивать творческие способности учащихся.
Воспитательные:
-
создать условия для творческого развития личности учащихся;
-
способствовать развитию нравственных качеств личности учащихся;
-
воспитывать у учащихся коммуникативные способности, чуткость и внимание к партнеру;
-
воспитывать у учащихся ответственность, терпеливость, умение преодолевать трудности.
Учебно - тематический план
Тема |
Всего |
Теория |
Практика |
Форма контроля |
1.Вводное занятие |
3 |
1 |
2 |
|
2. Театральная игра 2.1 «Я – живое» 2.2 «Я –есьм» 2.3«Я –космос» |
15 3 6 6 |
|
15 3 6 6 |
наблюдение наблюдение наблюдение |
3.Индивидуальные и групповые этюды 3.1 Индивидуальные этюды и групповые этюды |
6 |
|
6 |
наблюдение |
4. Спектакль, творческая работа 4.1 Репетиции спектакля/ творческой работы |
30 |
1 |
29 |
наблюдение |
Всего: |
54 |
2 |
52 |
|
Содержание программы
Тема 1. Вводное занятие
Знакомство с планом работы. Знакомство с правилами поведения и техники безопасности. Тренинг.
Тема 2. Театральная игра
Тема 2. 1 «Я – живое»
Теория: Объяснение темы «Я – живое». Действенная партитура роли. Понятие психотехника переживания. Психотехника переживания, позволяющая освоить разнообразные формы воплощения театрального образа.
Практика: Этюды на тему: «Я – живое».
Тема 2.2 «Я –есьм»
Теория: Объяснение темы «Я –есьм».
Практика: Этюды на тему «Я – есьм»
Тема 2.3 «Я –космос»
Теория: Объяснение темы «Я –космос».
Практика: Этюды на тему «Я –космос».
Тема 3. Выполнение этюдов
Теория: Понятие этюд. Виды этюдов.
Практика: Этюды на память физических действий (убираю комнату, ловлю рыбу, стираю и т.д.), этюды на внимание, этюды на фантазию, этюды на отношение предметов (обыгрывание предметов), этюды на движение, этюды на публичное одиночество. Парные этюды.
Тема 4. Работа над спектаклем, творческой работой
Теория: Обсуждение идеи и темы пьесы (работы). Постановочный план натурных кадров.
Практическая деятельность:
Работа над ролью. Создание сценического образа. Атмосфера спектакля. Работа на натурных площадках. Съемка работы в художественном формате.
-
«Комплекс организационно - педагогических условий»
Условия реализации программы
Материально-техническое оснащение программы.
-
Зал для проведения репетиционных занятий
-
Сцена
-
Музыкальный центр
-
Компьютер
-
Колонка беспроводная для натурных съемок
-
Кубы различных форм
-
Мячи разных диаметров (для занятий сценической речью, сценическим движением, тренингами по актерскому мастерству)
-
Световые приборы (театральные прожектора, софиты нижние и верхние, световые фильтры, стробоскоп)
-
Пульт управления световыми приборами
-
Пульт звукооператорский
-
Реквизит
-
Костюмы.
-
Грим
-
Камера
Занятия строятся на использовании театральной педагогики, технологии актёрского мастерства, адаптированной для детей, с использованием игровых элементов. Для того, чтобы интерес к занятиям не ослабевал, дети принимают участие в театральных постановках. Это служит мотивацией и даёт перспективу показа приобретённых навыков перед зрителями.
На занятиях создаётся доброжелательная атмосфера, оказывается помощь подростку в раскрытии себя в общении и творчестве.
Большую роль в формировании творческих способностей у учащихся отводится тренингу, который проводится с учетом возрастных особенностей.
Задача тренинга - пробудить творческую фантазию ребят, развить пластические качества психики и отзывчивости нервной системы на любой условный раздражитель.
Занятия проводятся в просторном, театральном зале, где достаточно места, необходимого для подвижных игр.
Методы и приемы обучения
Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:
-
репродуктивный (воспроизводящий),
-
проблемно – развивающий (создание проблемных ситуаций и разрешение их; постановка проблемы и побуждение к самостоятельному ее решению),
-
интерактивный (дискуссия, тренинг, мозговой штурм, эвристическая беседа)
-
игровые методы.
Методы обучения в театральной студии осуществляют четыре основные функции: функцию сообщения информации; функцию обучения обучающихся практическим умениям и навыкам; функцию учения, обеспечивающую познавательную деятельность самих обучающихся; функцию руководства познавательной деятельностью обучающихся.
Постоянный поиск новых форм и методов организации образовательного процесса в театре-студии позволяет осуществлять работу с детьми, делая ее более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.
Работа над голосовым аппаратом строится по плану текущего момента. Тренинг проводится на каждом занятии. Комплекс упражнений разработан с учетом возрастных особенностей. Технические навыки отрабатываются на дидактическом материале модулей входящих в комплексную программу. (Комплекс упражнений и методики по дыханию, вибрации, артикуляции, орфоэпии, вокалу даны в методическом сопровождении к разделу)
Основные формы проведения занятий с учащимися:
-
игра;
-
диалог;
-
различные виды тренингов (дыхательные, психологические и т. д.)
-
слушание;
-
созерцание;
-
импровизация.
-
репетиции;
Формы аттестации
Проверка результатов образовательной деятельности проходит поэтапно.
Текущий контроль – Наблюдение.
Итоговый контроль – проверка знаний и умений, приобретенных в ходе изучения программы: выпуск спектакля, наблюдение.
Результатом реализации программы является спектакль и участие учащихся в театральных и телевизионных конкурсах телевизионной версией данного спектакля.
Методическое обеспечение программы
№ п/п |
тема |
Формы занятий
|
Применяемые методы
|
Методический, дидактический материал
|
Материально-техническое оснащение
|
Форма подведения итогов
|
1. |
Вводное занятие |
Учебное занятие, тренинг |
Репродуктивный Проблемно-развивающий Интерактивный |
Ершова А.П. «Уроки театра на уроках в школе». Захава Б.Е. «Мастерство актера и режиссера». |
Зал для проведения репетиционных занятий, сцена, музыкальный центр, компьютер, колонки, кубы различных форм, мячи разных диаметров (для занятий сценической речью, сценическим движением, тренингами по актерскому мастерству), световые приборы (театральные прожектора, софиты нижние и верхние, световые фильтры, стробоскоп), пульт управления световыми приборами, пульт звукооператорский, микрофоны, |
|
2. |
Театральная игра |
Учебное занятие, тренинг |
Репродуктивный Проблемно-развивающий Интерактивный |
Ершова А.П. «Уроки театра на уроках в школе». Захава Б.Е. «Мастерство актера и режиссера». |
Зал для проведения репетиционных занятий, сцена, музыкальный центр, компьютер, колонки, кубы различных форм, мячи разных диаметров (для занятий сценической речью, сценическим движением, тренингами по актерскому мастерству), световые приборы (театральные прожектора, софиты нижние и верхние, световые фильтры, стробоскоп), пульт управления световыми приборами, пульт звукооператорский, микрофоны, |
наблюдение |
3. |
Индивидуальные и групповые этюды |
Учебное занятие, тренинг |
Репродуктивный Проблемно-развивающий Интерактивный |
Ершова А.П. «Уроки театра на уроках в школе». Захава Б.Е. «Мастерство актера и режиссера». |
Зал для проведения репетиционных занятий, сцена, музыкальный центр, компьютер, колонки, кубы различных форм, мячи разных диаметров (для занятий сценической речью, сценическим движением, тренингами по актерскому мастерству), световые приборы (театральные прожектора, софиты нижние и верхние, световые фильтры, стробоскоп), пульт управления световыми приборами, пульт звукооператорский, микрофоны, |
наблюдение |
4. |
Работа над спектаклем, творческой работой |
Учебное занятие, тренинг спектакль
|
Репродуктивный Проблемно-развивающий Интерактивный |
Методическая разработка «Приемы работы по взаимодействию партнеров на сцене» Ершова А.П. «Уроки театра на уроках в школе». Захава Б.Е. «Мастерство актера и режиссера». |
Зал для проведения репетиционных занятий, сцена, музыкальный центр, компьютер, колонки, кубы различных форм, мячи разных диаметров (для занятий сценической речью, сценическим движением, тренингами по актерскому мастерству), световые приборы (театральные прожектора, софиты нижние и верхние, световые фильтры, стробоскоп), пульт управления световыми приборами, пульт звукооператорский, микрофоны, реквизит, костюмы, грим, камера |
Итоговый
|
Список используемой литературы
-
Андрачников, С.Г. Теория и практика сценической школы. М., 2006.
-
Аникеева, Н.П. Воспитание игрой: книга для учителя. М.: Просвещение, 2004.
-
Горчаков, Н.М. Режиссерские уроки Станиславского. М., 2001.
-
Гиппиус, З.В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники. Л.: Искусство, 2002.
-
Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера: учебник для ВУЗов. СПб.: Лань, 2020.
-
Когтев, Г. В. Грим и сценический образ. М.: Советская Россия, 2006.
-
Курбатов, М. Несколько слов о психотехнике актера. М., 2004.
-
Макаренко, А.С. Общение с трудными детьми. М,: АСТ, 2000.
-
Новицкая, Л.П. Тренинг и муштра. М., 2002.
-
Поламишев, А. М. Мастерство режиссера. Действенный анализ Пьесы. М.: Просвещение, 2006.
-
Станиславский, К.С. Работа актера над собой. М., 1989.
-
Суркова, М. Ю. Игровой артикуляционно-дикционный тренинг. Методическая разработка. С.: СГАКИ, 2009..
-
Щуркова, Н. Е. Воспитание: Новый взгляд с позиции культуры. М.: Педагогический поиск, 2005..
-
Чистякова, М.И. Психогимнастика. М.:, 2014.
Список рекомендуемой литературы для учащихся и родителей
-
Вархолов, Ф. М. Грим. М., 2005.
-
Васильева, Т. И. Упражнения по дикции (согласные звуки). Учебное пособие по курсу «Сценическая речь». М.: ГИТИС, 2004.
-
Генералова, И.А. Мастерская чувств. М., 2006.
-
Козлянинова, И. П. Орфоэпия в театральной школе. Учебное пособие для театральных и культурно-просветительных училищ. М.: Просвещение, 2003.
-
Невский, Л. А. Ступени мастерства. М.: Искусство, 2005.
-
Петрова, А. Н. Сценическая речь. М.: 2002.
-
Шильгави, В.П. Начнем с игры. М.: Просвещение, 1994.
-
Эфрос, А.В. Репетиция-Любовь моя. М.: 2000.
Приложение1
Календарный учебный график
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Театральное лето»
Художественной направленности
1. Адрес и места осуществления образовательного процесса
1.1. 652840. Кемеровская область г. Мыски., ул. Советская ,35а.,
1.2. МБОО ДО ЦДО кабинет №4
2. Продолжительность обучения: 45 часов
2.1. Начало обучения–2.06.2021
2.2. Окончание обучения –23.062021
2.3. Количество учебных недель: 3
3. Режим занятий
3.1. 5 раз в неделю понедельник, вторник, среда, четверг, пятница по 3 часа.
* расписание является ориентировочным и может изменяться по объективным причинам.
4. Праздничные дни:
- 12 июня – День России.
№ п/п |
Наименование темы занятия |
Форма занятия |
Количество часов на занятии из них |
Формы контроля |
Дата проведения занятия |
|
Теория |
Практика |
|||||
1 |
Вводное занятие. |
|
1 |
2 |
|
|
2 |
Театральная игра |
комбинированные |
|
3 |
наблюдение |
|
3 |
Театральная игра |
комбинированные |
|
3 |
наблюдение |
|
4 |
Театральная игра |
комбинированные |
|
3 |
наблюдение |
|
5 |
Театральная игра |
комбинированные |
|
3 |
наблюдение |
|
6 |
Театральная игра |
комбинированные |
|
3 |
наблюдение |
|
7 |
Индивидуальные и групповые этюды |
комбинированные |
|
3 |
наблюдение |
|
8 |
Индивидуальные и групповые этюды |
комбинированные |
|
3 |
наблюдение |
|
9 |
Индивидуальные и групповые этюды |
комбинированные |
|
3 |
наблюдение |
|
10 |
Спектакль, творческая работа |
комбинированные |
1 |
2 |
наблюдение |
|
11 |
Спектакль, творческая работа |
комбинированные |
|
3 |
наблюдение |
|
12 |
Спектакль, творческая работа |
комбинированные |
|
3 |
наблюдение |
|
13 |
Спектакль, творческая работа |
комбинированные |
|
3 |
наблюдение |
|
14 |
Спектакль, творческая работа |
комбинированные |
|
3 |
наблюдение |
|
15 |
Спектакль, творческая работа |
комбинированные |
|
3 |
наблюдение |
|
16 |
Спектакль, творческая работа |
комбинированные |
|
3 |
наблюдение |
|
17 |
Спектакль, творческая работа |
комбинированные |
|
3 |
наблюдение |
|
18 |
Спектакль, творческая работа. Показ. |
комбинированные |
|
3 |
наблюдение |
|
Итого |
2 |
51 |
|
На странице приведен фрагмент.
Автор: Бабичева Ольга Николаевна
→ Публикатор 19.09.2022 0 808 77 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.