Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа художественно–эстетической направленности
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Ручеёк»
Согласовано Утверждено
Педагогическим советом Заведующий Я.С.Балакина
Протокол от Приказ от
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
художественно – эстетической направленности
« Любознайки »
В старшей разновозрастной группе
На летний период 2022 год.
Автор – составитель:
воспитатель Тицкая И.А.
п.Зимовники 2022
Содержание
-
Целевой раздел…………………………………………………………….........3
-
Пояснительная записка……………………………………………………………3
-
Актуальность……………………………………………………………………. 3
-
Цели и задачи…………………………………………………………………….3-4
-
Отличительные особенности…………………………………………………….5
-
Условия реализации………………………………………………………………5
-
Освоение программы……………………………………………………………..6
-
Ожидаемые результаты…………………………………………………………..6
-
-
Содержательный раздел…………………………………………………………………7
2.1. Календарный план ………………………………………………………………….7
2.2. Перспективный план (модуль 1)…………………………………………………..7-8
2.3. Календарное планирование (модуль 1)…………………………………………..9-14
2.4. Перспективный план (модуль 2)…………………………………………………14-15
2.5. Календарное планирование (модуль 2)………………………………………….15-19
2.6. Комплекс организаций………………………………………………………….19-21
3.Организационный раздел
3.1. Характеристики………………………………………………………………….21
3.2. Структура………………………………………………………………………..21-22
3.3. Оборудование, материалы………………………………………………………21-22
3.4. Литература………………………………………………………………………..23
1.1 Пояснительная записка
Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.
Работа с разными природными и бросовыми материалами, бумагой, нитками, имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка. Используемые в программе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудится. Дети усваивают систему политехнических понятий, познают свойства материалов, овладевают технологическими операциями, учатся применять теоретические знания на практике. Украшая свои изделия, учащиеся приобретают определенные эстетические вкусы. Результат этих увлекательных занятий не только конкретный – поделки, но и невидимый для глаз – развитие тонкой наблюдательности, пространственного воображения, нестандартного мышления.
Направленность программы: художественно – эстетическая.
1.2Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, лепки, аппликации, бумагопластики, пластилинографии, работы , их особенностями, многообразием используемых материалов, учатся на основе полученных знаний создавать свои композиции, предметы, поделки, что очень привлекает его. Он видит, что его изделиями украшают интерьер группы, их можно использовать в играх. Так же, при художественном ручном труде развивается мелкая моторика рук, что очень хорошо способствует развитию речи ребенка. Так развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Творчество имеет неоценимое значение для подготовки детей к школе. У ребенка формируются те качества всесторонне развитой личности, которые необходимы для последующего обучения в школе. А именно развитие мелкой моторики, умение ориентироваться на листе бумаги, в пространстве, усвоение сенсорных эталонов, развитие наглядно-образного мышления.
1.3Цель программы: программы: обобщить, уточнить, закрепить знания о геометрических фигурах, формирование эмоционально чувствительного отношения к окружающему миру, развитие воображения, фантазии и творческого мышления. Воспитание всесторонне развитой личности.
-
Задачи:
-
уточнить и обобщить знания детей о геометрических фигурах, продолжать учить видеть геометрические фигуры в форме окружающих предметов.
-
- расширять и активизировать словарь за счет слов-названий геометрических фигур, совершенствовать навыки словообразования и словоизменения,
-
- развивать зрительное и слуховое восприятие, образное и логическое мышление;
-
- совершенствовать навыки связной речи;
-
- развивать мелкую моторику;
-
- развивать коммуникативные навыки;
-
Знакомить детей с разнообразными техниками нетрадиционного рисования; аппликации, лепки.
-
Продолжать знакомить детей с произведениями разных видов искусства (живопись, графика, народное и декоративно-прикладное искусство, архитектура) для обогащения зрительных впечатлений и формирования эстетического отношения к окружающему миру;
-
Поддерживать стремление детей видеть в окружающем мире красивые предметы и явления;
-
Учить детей самостоятельно определять замысел и сохранять его на протяжении всей работы; передавать впечатление об окружающем, отражая свои эстетические чувства; передавать доступными выразительными средствами настроение и характер образа;
-
Создавать условия для экспериментирования с художественными материалами, инструментами, изобразительно-выразительными средствами ,например, использование различных материалов с учетом присущих им художественных свойств; выбор средств, соответствующих замыслу;
-
Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение, умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
-
Способствовать сотрудничеству детей при выполнении коллективных работ, в основу которых могут быть положены как сюжетные, так и декоративные образы, соотнесению замыслов и действий детей; поощрять их стремление использовать разные материалы и техники;
-
Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом; воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию; воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.
1.4Отличительные особенности программы: на занятиях осуществляется индивидуальный подход, построенный с учетом качества восприятия, связанный с развитием технических умений и навыков детей, эмоциональной отзывчивости каждого ребенка на предложенное задание.
1.5Условия реализации программы
Программа «Любознайки» разделена на два модуля:
Модуль 1 – Традиционные и нетрадиционные техники лепки и аппликации.
Использовать вид художественного творчества в разных техниках и из разного материала . Лепка даёт удивительную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно-пластичных образах. Аппликация связана с познавательной деятельностью, и огромное влияние оказывает на развитие умственных и творческих способностей детей.
Модуль 2 – Традиционные и нетрадиционные техники рисования.
Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Техники, такие как кляксография, обрывание бумаги ,гратаж, монотипия, рисование по мокрой бумаге.
Адресат программы: данная программа составлена для работы с детьми в возрасте 5 – 7 лет, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
В продуктивной деятельности дети знают, что хотят изобразить, и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Они способны изображать всё, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Совершенствуется и усложняется техника рисования, лепки, аппликации.
1.6Срок освоения, объем программы, формы и режим занятий
Срок реализации программы определяется содержанием программы и составляет 3 месяца. Общее количество учебных часов – часов. Периодичность занятий составляет час в неделю, с продолжительностью занятия:.
-
старший возраст 20 – 25 мин.
-
подготовительный к школе возраст 25-30 мин.
Формы работы с детьми:
-
Игры и обыгрывание созданных рукотворных изделий.
-
НОД
-
Индивидуальная работа.
-
Выставки.
Методика работы с детьми строится на следующих принципах:
-
-
Отбор содержания, доступного детям конкретной возрастной группы (старший или подготовительный к школе возраст).
-
Постепенное усложнение программного содержания, методов и приёмов руководства детской деятельностью.
-
Индивидуальный подход к детям.
-
Систематичность.
-
Поощрение инициативного фантазирования.
-
1.7 Ожидаемые результаты
В результате обучения по данной программе дети:
-
освоят правила безопасности во время работы;
-
освоят техники рисования нетрадиционными способами, разные техники лепки и аппликации;
-
разовьют внимание, память, мышление, речь, пространственное воображение, мелкую моторику рук и глазомер.
-
изучат и закрепят формы и геометрические фигуры.
-
Закрепят счет до 10 .
Формы подведения итогов реализации программы в течение 3 мес:
-
Организация выставок детских работ для родителей.
-
Тематические выставки в ДОУ.
2.Содержательный раздел.
2.1Календарный план
№п/п |
Название раздела/темы |
Количество часов |
|
Форма аттестации/контроля |
|
Всего |
Теория |
Практика |
|||
1 |
Традиционные и нетрадиционные техники лепки и аппликации.
|
22 |
11 |
11 |
самостоятельные задания |
2 |
Традиционные и нетрадиционные техники рисования. |
23 |
11.5 |
11.5 |
самостоятельные задания |
2.2Перспективно тематическое планирование на летний период 2022г. «Любознайки»
Традиционные и нетрадиционные техники лепки и аппликации.
№ |
Дата |
Тема занятия |
1 |
01.06 |
Объёмная аппликация из бумажных кругов «Дворняжки отдыхают в травке»
|
2
|
03.06 |
Лепка «Печём для булочной» |
3 |
07.06 |
Объёмная аппликация из бумажных кругов «Плавает рыбка на дне морском» |
4
|
09.06 |
Аппликация из геометрических фигур «Львёнок» |
5 |
15.06 |
Лепка «Продукты питания. «Хлеб - всему голова».
|
6 |
20.06 |
Объёмная аппликация из бумажных кругов «Бабочка порхает над цветком» |
7 |
22.06 |
Лепка. Пластилинографии «Красная шапочка» |
8 |
27.06
|
Аппликация « Что можно построить из квадратов и треугольников?»
|
9
|
29.06 |
Лепка «Дорожное движение»
|
10 |
04.07
|
Лепка Букет для Мамы»
|
11
|
06.07 |
Объёмная аппликация из кругов «Аленький цветочек» |
12 |
11.07 |
Лепка: пластилинография «Живые цветы» |
13 |
13.07 |
Аппликации в технике пластилинографии «Земля — хрупкий цветок». |
14 |
02.08 |
Аппликация «Составление узора из геометрических фигур» |
15 |
04.08 |
Лепка сюжетная (коллективная) «Муха-цокотуха» .
|
16 |
09.08 |
Лепка коллективная «Мы на луг ходили, мы лужок лепили»
|
17 |
11.08 |
Аппликация из кругов бумаги «Омулевая бочка»
|
18 |
16.08 |
Коллективная аппликация и лепка «Муравейник»
|
19 |
18.08 |
Аппликация «Забавные геометрические фигуры»
|
20 |
23.08 |
Лепка коллективная «У Лукоморья дуб зелёный» |
21 |
25.08 |
Аппликации из геометрических фигур «Кошка» |
22 |
30.08 |
Аппликация из геометрических фигур «Динозаврик» |
2.3Содержание календарного плана
Модуль 1 Традиционные и нетрадиционные техники лепки и аппликации.
1.Тема: Объёмная аппликации из бумажных кругов «Дворняжки отдыхают в травке»
Цель: изготовление дворняжек (щенков) из бумажных кругов.
Задачи: Формировать у детей практические навыки работы с цветной бумагой и ножницами: вырезать и складывать круги пополам; создавать объёмную композицию.
Развивать эстетический вкус, творческие способности, фантазию, воображение, мелкую моторику рук.
Воспитывать самостоятельность, терпение, усидчивость, интерес к дворовым щенкам.
2. Лепка «Печём для булочной»
Цель: уточнение и закрепление знаний детей о хлебобулочных изделиях.
Задачи: способствовать повышению сенсорной чувствительности; развивать общую умелость, мелкую моторику, пространственное мышление и воображение; формировать умение планировать работу по реализации собственного замысла; формировать умение передавать форму знакомых предметов и фигур , соблюдая их пропорции, используя при этом усвоенные ранее приёмы лепки; учить предвидеть результат работы, стремиться достигать его, при необходимости внося коррективы в первоначальный замысел; расширять и пополнять словарный запас и кругозор посредством тематических бесед;- закрепить знания детей о значении хлеба в жизни человека;- воспитывать уважение к труду людей, бережное отношение к хлебу.
3.Тема: Объёмная аппликация из бумажных кругов «Плавает рыбка на дне морском» .
Цель: изготовление рыбки из цветных бумажных кругов.
Задачи: Формировать у детей практические навыки работы с цветной бумагой и ножницами: вырезать и складывать круги пополам; создавать объёмную композицию. Развивать эстетический вкус, творческие способности, фантазию, воображение, мелкую моторику рук. Воспитывать самостоятельность, терпение, усидчивость, интерес к рыбам.
4. Аппликация из геометрических фигур «Львёнок»
Цель:
развитие творческих способностей и любознательности детей дошкольного возраста
Задачи:
- расширять знания дошкольников, о таком животном как лев;
- закреплять понятия о свойствах геометрических фигур;
- расширять и обогащать словарный запас детей.
- развивать мелкую моторику рук;
- воспитывать уважение к мнению других;
- формировать у детей осознанное отношение к порядку выполнения работы: с начала выложить предмет на листе, а затем поочерёдно брать и наклеивать каждую деталь.
5. Тема: Лепка «Продукты питания. «Хлеб - всему голова».
Цель: Уточнить и закрепить знания детей о хлебобулочных изделиях. Воспитывать самостоятельность, развивать творчество.
Задачи: формирование представлений детей о продуктах питания; закрепить знания у детей о значении хлеба в жизни человека; закреплять умение классифицировать и объяснять свой выбор; расширить знания детей о долгом пути хлеба от поля до стола в прошлом и в современном мире ; развивать словарный запас, речевую активность, память, мышление, воображение; развивать мелкую моторику рук; развивать воображение; формировать умение передавать форму знакомых предметов (овал, круг, прямоугольник, квадрат), их пропорции, используя усвоенные ранее приёмы лепки. Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.
6. Тема: Объёмная аппликация из бумажных кругов «Бабочка порхает над цветком»
Цель: изготовление бабочек в технике модульного оригами.
Задачи: Обучить детей поэтапному изготовлению бабочки из кругов.
Продолжить знакомство с искусством конструирования из бумаги - оригами. Развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику пальцев рук, пространственное мышление, творческие и логические способности.
Воспитывать у детей трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение в процессе продуктивно-творческой деятельности.
7. Тема: Лепка. Пластилинографии «Красная шапочка»
Цель: Закрепление знаний детей о сказке через лепку, закрепление техники контурная «пластилинография».
Задачи: Расширить представления детей о сказках.
Совершенствовать умение выполнять работу в технике «контурная» пластилинография. Развивать коммуникативные способности, внимание. Упражнять в подборе нужного цвета, придавать нужную форму, длину ,дополняя изображение мелкими деталями. Развивать мелкую моторику рук и координацию движений, эмоциональную отзывчивость, образное восприятие, воображение, творчество. Воспитывать аккуратность при выполнении работы, чувство товарищества и взаимопомощи. Воспитывать любовь к художественной литературе, сказкам.
8. Тема: Аппликация « Что можно построить из квадратов и треугольников?»
Конструирование из геометрических фигур .
Цель: Учить детей строить из геометрических фигур композицию.
Задачи: Учить создавать композицию из геометрических фигур. Закреплять названия геометрических фигур. Показать деление квадрата на два треугольника путем деления по диагонали, для получения крыши дома. Закреплять знание цвета, формы. Развивать глазомер, чувство формы и композиции.
9. Тема: Лепка «Дорожное движение»
Нетрадиционная техника «Жгутиковая»
Цель: Закрепить и ознакомить детей с дорожными знаками. Закрепить правила поведения на дороге.
развитие умения находить связи между формами настоящих и изображаемых.
закрепление знаний детей о свойствах пластилина : мягкий, податливый, способный принимать заданную форму (овальную ) и длину (закрепить меры длинны: длинный – короткий) .
Закрепление приема раскатывание жгутика.
Задачи:
закрепить с детьми представления о назначении светофора и его сигналах;
закрепить знания о правилах перехода проезжей части.
воспитывать общую культуру поведения на улице;
воспитывать уважение к окружающим, умение быть внимательным.
10. Лепка Букет для Мамы»
Цель: Закреплять знания о форме круга.
Задачи: развивать мелкую моторику рук;
- продолжать учить детей катать «колбаски» из пластилина;
- продолжать учить детей катать шарик и сплющивать его в круг ;
- формировать интерес к работе с пластилином;
- воспитывать усидчивость и самостоятельность в работе;
- воспитывать аккуратность в работе с пластилином.
11. Тема: Объёмная аппликация из кругов «Аленький цветочек»
Цель: Продолжать работу по художественному творчеству в различных видах аппликаций (объёмная)
Задачи: Воспитывать гордость за русского поэта С. Аксакова,автора знаменитого произведения. Составлять узор цветка по образцу. Закреплять навыки аккуратного наклеивания деталей на основной лист. Развивать творческие способности.
12. Лепка: пластилинография «Живые цветы»
Цель: Формирование представлений о многообразии бабочек в природе.
Задачи: Уточнить знания детей о насекомых, бабочке, ее пользе; Рассмотреть, из каких частей и состоит бабочка, и какие геометрические фигуры видит ребенок в ней ( круг, овал ,треугольник, прямоугольник). Закрепить знания детей о насекомых через процесс изготовления поделки; Продолжать формировать умение работать в технике пластилинографии. Обогащать словарный запаса: нектар, пыльца. Развивать: Творческое воображение, мелкую моторику, слуховое и зрительное внимание и память. Творческие способности. Умение пользоваться символами. Продолжать развивать умения отвечать развернутыми предложениями, следить за четким произношением звуков. Воспитывать: Любовь и любознательность к природе; Радость и удовольствие от выполненной работы; Инициативность, желание оказывать помощь, быть чуткими и отзывчивыми . Чувство ответственности при выполнении заданий и оказании помощи.
13. Аппликации в технике пластилинографии «Земля — хрупкий цветок».
Цель: знакомство с праздником "День Земли" и создание аппликации в технике пластилинография.
Задачи:
- Познакомить детей с праздником - Международный день Земли.
- Воспитывать экологическую грамотность и бережное отношение к живой и не живой природе, чувство ответственности за будущее нашей планеты.
- Закреплять приёмы работы с пластилином: отщипывание, скатывание, размазывание, сплющивание.
- Закрепление понятия формы круга.
14. Аппликация «Составление узора из геометрических фигур»
Цель: Учить составлять узор из геометрических фигур.
Задачи: закрепить знания детей о геометрических фигурах ; учить определять, из каких фигур составлено изображение; узнавать геометрические фигуры в окружающих предметах; составлении узоров из геометрических фигур; учить соблюдать симметрию и пропорции; учить определять форму, размер, расположение деталей; продолжить формировать мышление, внимание, познавательные способности, память, образное мышление и воображение; развивать творческую инициативу; побуждать у детей инициативность, интерес к самостоятельной творческой деятельности; воспитывать трудолюбие и любовь к творчеству в процессе составления геометрического орнамента.
15. Лепка сюжетная (коллективная) «Муха-цокотуха» .
Цель: прививать любовь к произвидению.
Задачи: Учить детей лепить насекомых. Закрепить понятие форм : круг, овал. Формировать коммуникативные навыки.
16. Лепка коллективная «Мы на луг ходили, мы лужок лепили»
Цель: Развивать наблюдательность. Воспитывать интерес к живой природе.
Задачи. Учить детей лепить по выбору луговые растения и насекомых, передавая характерные особенности их строения и окраски; придавая поделке устойчивость (укреплять на подставке или каркасе из деревянных или пластиковых палочек, трубочек, зубочисток, проволоки).
17.Тема: Аппликация из кругов бумаги «Омулевая бочка»
Цель: создание социальной ситуации развития в процессе занятий объёмной аппликацией из кругов бумаги.
Задачи:создать условия для совершенствования умений и навыков работы с бумагой, ножницами, клеем. Побуждать детей к речевой активности. Воспитывать любовь к малой Родине и желание сохранять природу.
18. Тема: Коллективная аппликация и лепка «Муравейник»
Цель : прививать любовь к природе.
Задачи: расширять представления детей о муравье,об особенностях внешнего вида,повадках, приспособлении их к среде обитания, познакомить детей с работой нетрадиционным материалом (чайной заваркой) для изготовления муравейника, учить красиво располагать фигурки муравья на листе, аккуратно наклеивать цветные квадратики; закрепить понятие геометрической фигуры- квадрат; лепить по контуру; развивать творческие способности,мелкую моторику рук;воспитывать доброжелательное отношение к насекомым, вызвать стремление беречь их.
19. Тема: Аппликация «Забавные геометрические фигуры»
Цель: Закреплять знания детей о геометрических фигурах (круге, квадрате, прямоугольнике, треугольнике., находить их в окружающей обстановке.
Задачи: знакомить с понятиям формы и размера, развивать ассоциативное мышление и фантазию, вырабатывать трудовые навыки и учиться гармонично совмещать цвета, а также видеть основные формы в сложных вещах.
20. Тема: Лепка коллективная «У Лукоморья дуб зелёный»
Цель: умение отражать литературное произведение в изобразительном творчестве.
Задачи: расширить знания детей о творчестве А. С. Пушкина; вызвать интерес к созданию сказочного сюжета по мотивам одноимённого стихотворения А. С. Пушкина; формировать интерес к сказкам А. С. Пушкина; учить детей планировать и распределять работу между участниками творческого процесса; совершенствовать технику лепки: умело сочетать разные способы и приёмы в зависимости от создаваемого образа; Закреплять понятие и видение геометрических фигур и форм, в создаваемой композиции; формировать коммуникативные навыки, обогащать опыт сотрудничества и сотворчества; развивать общую и мелкую моторику, согласованность в работе рук и глаз; развивать наглядно – образное мышление, память, творческое воображение; формировать умение чётко, ясно отвечать на поставленные вопросы; расширить и обогатить словарь детей: писатель, Александр Сергеевич Пушкин, Лукоморье, златая цепь, учёный кот, злато, богатыри, Черномор, тужит, русалка…; воспитывать художественный вкус, самостоятельность, любовь к творчеству великого поэта.
21. Тема: Аппликации из геометрических фигур «Кошка»
Цель: выполнение плоскостной аппликации из геометрических фигур.
Задачи: развивать мелкую моторику рук, пространственное мышление и творческое воображение; закреплять названия геометрических фигур; воспитывать бережное отношение к животным.
22. Тема: Аппликация из геометрических фигур «Динозаврик»
Цель: изготовление аппликации для украшения уголка природы, создания коллажа «Мир динозавров».
Задачи: образовательные: знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, прямоугольник, треугольник, овал; формирование навыков самостоятельной работы; развивающие: развитие пространственной ориентировки; развитие речи (употребление в речи слов, характеризующих пространственные признаки предметов и пространственные отношения между ними); развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук ; воспитательные: воспитывать усидчивость, внимательность; воспитывать интерес к аппликации и интерес к теме: «Динозавры»;-воспитывать дружеские взаимоотношения меду детьми, взаимопомощь; соблюдать правила безопасности при работе с ножницами.
2.4Перспективно тематическое планирование на летний период 2022г. «Любознайки»
Традиционные и нетрадиционные техники рисования.
№ |
Дата |
Тема занятия |
1 |
02.06
|
«Превращение камешков» (рисование на камнях)
|
2 |
06.06
|
«Грибы» (рисование нитками)
|
3 |
08.06
|
«Флаг России» (пуантилизм)
|
4
|
14.06 |
«Горы» (рисование на мятой бумаге)
|
5 |
16.06
|
«Летние листочки» (рисование солью)
|
6 |
21.06
|
«Медведь» (рисование тычком) |
7 |
23.06
|
«Светофор» (каплетерапия)
|
8 |
28.06 |
«Летний лес» (тампонирование)
|
9
|
30.06 |
«Мороженое» (рисование мыльными пузырями)
|
10 |
05.07 |
«Листья волшебного леса» |
11 |
07.07 |
«Загадочный космос» (восковые мелки+акварель)
|
12 |
12.07 |
«Лето» (выдувание +пуантилизм)
|
13 |
14.07 |
«Бабочка» (монотипия)
|
14 |
01.08 |
«Цветок для мамы» (фигурное рисование)
|
15 |
03.08 |
«Корзиночка»
|
16 |
08.08 |
«Щенок круглик»
|
17 |
10.08 |
«Веер»
|
18 |
15.08 |
«Астры в вазе» (Краски +восковые мелки)
|
19 |
17.08 |
«Ёжики на опушке» (Тычок жесткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой) |
20 |
22.08 |
«Волшебные облачка»
|
21 |
24.08 |
«Сказочная рыбка»
|
22 |
29.08 |
«Радуга над поляной»
|
23 |
31.08 |
«Солёное море»
|
2.5Содержание календарного плана
Модуль 2 Традиционные и нетрадиционные техники рисования.
1.Тема: «Превращение камешков» (рисование на камнях)
Цель: Учить создавать художественные образы на основе природных материалов. Познакомить с разными приёмами рисования на камнях. Развивать воображение
Задачи: Закрепления счета до 10; Продолжать видеть геометрические фигуры в других предметах виде камней (круг, овал)
2. Тема: «Грибы» (рисование нитками)
Цели: Познакомить детей с нетрадиционным способом рисования при помощи верёвочки. Развивать зрительно-моторную координацию, мелкую моторику. Формировать плавность, ритмичность и точность движений. Совершенствовать эстетическое восприятие природных явлений.
Задачи: закрепление мер длинны (длинный- короткий)
3. Тема: «Флаг России» (пуантилизм) К празднику «Дню России»
Цели: Формировать умение работать в технике пластилинографии. Закреплять знания детей о государственном флаге России, празднике «День России». Воспитывать усидчивость и аккуратность в работе.
Задачи: Продолжать учить, видеть в предмете флага фигуры (квадрат, прямоугольник).
4. Тема: «Горы» (рисование на мятой бумаге)
Цели: Познакомить детей с техникой рисования на мятой бумаге. Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста. Воспитывать аккуратность при работе с красками.
Задачи: Продолжать учить понятие высокий - низкий; видеть в предмете (гора) геометрическую фигуру- треугольник.
5. Тема: «Летние листочки» (рисование солью)
Цели: Учить работать в новой технике – рисование солью. Развивать художественно – эстетические способности детей. Воспитывать художественный вкус, аккуратность в работе, чувство прекрасного, самостоятельность.
Задачи: продолжать учить де6тей, видеть детей геометрические фигуры в предметах.
6. Тема: «Медведь» (рисование тычком)
Цели: Учить рисовать животных в нетрадиционной технике – тычком жесткой кистью. Закреплять умение рисовать кончиком мягкой кисти мелкие детали рисунка. Воспитывать любознательность, интерес к творчеству.
Задачи: продолжать учить видеть в других предметах геометрические фигуры и формы.
7. Тема: «Светофор» (каплетерапия)
Цели: Способствовать формированию произвольности и самоконтроля поведения. Создание условий для развития устойчивости внимания. Формирование сенсомоторных координаций. Способствовать развитию мелкой моторики, творческих способностей детей.
Задачи: Продолжать учить детей, видеть в предметах геометрические фигуры. Закреплять знания о понятие геометрические фигуры (прямоугольник, круг).
8. Тема: «Летний лес» (тампонирование)
Цели: Познакомить детей с новой техникой рисования – «тампонирование». Воспитывать аккуратность, усидчивость. Развивать пространственное видение.
Задачи: Закреплять понятия: длинный короткий, низкий –высокий, узкий- широкий.
9. Тема: «Мороженое» (рисование мыльными пузырями)
Цели: Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – мыльными пузырями. Тренировать мелкую моторику кистей рук. Развивать умение правильно располагать на листе детали изображения, соблюдать пропорции. Воспитывать аккуратность при рисовании.
Задачи: Закреплять понятия форм; На какие геометрические фигуры похожи пузыри.
10. Тема: «Листья волшебного леса» (зейтангл)
Цели: Познакомить детей с новой техникой нетрадиционного рисования – зейнтангл. Развивать уверенность в своих силах. Развивать художественно - образное и творческое мышление, усидчивость, внимание, зрительное восприятие и пространственную ориентировку.
Задачи: Закреплять понятия: много- мало, густо –редко, узкий- широкий, высокий- низкий.
11. Тема: «Загадочный космос» (восковые мелки+акварель)
Цели: Обучение различным способам изображения космоса. Совершенствование практических навыков владения восковыми мелками и акварелью. Воспитание патриотизма. Развитие любознательности.
Задачи: закреплять виденье в других предметах геометрические фигуры, уметь их находить и обозначать.
12. Тема: «Лето» (выдувание +пуантилизм)
Цели: Развивать умение смешивать краски для получения нужного цвета, пользоваться палитрой. Формировать эмоциональную отзывчивость на летние изменения в природе. Воспитывать эстетическое восприятие и любовь к природе.
Задачи: учить видеть и находить геометрические фигуры, формы в природе. Умение изображать из знакомой фигуры , предмет природного явления.
13. Тема: «Бабочка» (монотипия)
Цели: Совершенствовать умение детей рисовать в технике «монотипия». Развивать пространственное мышление. Знакомить с симметрией и ассиметрией в природе.
Задачи: найти и посчитать в данном предмете геометрические фигуры, изобразить на листе бумаги.
14. Тема: «Цветок для мамы» (фигурное рисование)
Цели: Знакомить детей с новой техникой – «фигурное рисование». Развивать графические навыки. Воспитывать чувство любви к окружающему миру.
Задачи: Умение находить и изображать с помощью геометрических фигур, данный рисунок.
15. Тема: «Корзиночка»
Цели: Продолжать учить детей рисовать с помощью геометрических фигур. Развивать мелкую моторику рук, воображение, творческие способности.
Задачи: учить изображать данный предмет из знакомых фигур.
16. Тема: «Щенок круглик»
Цели: Тренировать и развивать мелкую моторику рук. Развивать фантазию и воображение. Воспитывать усидчивость, аккуратность, самостоятельность.
Задачи: Учить рисовать данный рисунок из геометрической фигуры (круг).
17.Тема: «Веер»
Цели: Продолжать учить детей рисовать предметы из геометрических фигур . Развивать мелкую моторику рук, воображение, творческие способности.
Задачи: закреплять знания о геометрической фигуре - треугольник.
18. Тема: «Астры в вазе» (Краски +восковые мелки)
Цели: Продолжать знакомить детей с техникой рисования. Содействовать наиболее выразительному отражению впечатлений о лете.
Задачи: Учить видеть в цветке геометрическую фигуру; изображать цветок аналогично этой фигуре; закреплять знания о геометрической фигуре - треугольник.
19. Тема: «Ёжики на опушке» (Тычок жесткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой)
Цели: Закрепить умение пользоваться техниками «тычок жесткой полусухой кистью», «печать смятой бумагой». Учить дополнять изображение подходящими деталями, в том числе сухими листьями.
Задачи: Продолжать видеть и находить в данном предмете, знакомую фигуру (круг).
20. Тема: «Волшебные облачка»
Цели: Создание образа ясного неба. Получение оттенков голубого цвета, учить рисовать причудливые облака; смешивать краски, получать новые оттенки голубого цвета из белой и синей краски.
Задачи: Продолжать видеть и находить в данном предмете, знакомую фигуру (овал, круг). Изображать облака в виде овала, круга, дополняя их задуманными деталями, в виде волн.
21. Тема «Сказочная рыбка»
Цели: Познакомить детей с новой техникой создания изображений - «мозаика». Учить детей самостоятельно отображать образ рыбки, используя простой карандаш. Далее используя кусочки цветной бумаги и клей, учить создавать мозаичную композицию. Воспитывать аккуратность при работе.
Задачи: Продолжать видеть и находить в данном предмете, знакомую фигуру (овал, треугольник). Изображать рыбку в виде формы овала или треугольника.
22. Тема: «Радуга над поляной»
Цели: Продолжать знакомить с техникой «тычок жесткой, сухой кистью».
Задачи: закреплять знания о понятии длинный- короткий, широкий -узкий. Учить изображать радугу в виде изогнутой линии.
23. Тема: «Солёное море»
Цели: Закрепить приём оформления изображения: присыпание солью по мокрой краске для создания объемности изображения.
Продолжать развивать фантазию и воображение детей.
Задачи: подвести детей к понятию геометрических фигур (круг, овал) , в каких предметах они видны.
2.6 Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
1. Продолжительность учебного периода: начало занятий - 01.06.2022; окончание занятий -31.08 .2022. |
|||
2. Количество учебных недель, количество учебных дней по дополнительным общеобразовательным (общеразвивающим) программам. |
|||
Наименование дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) |
Количество учебных |
Количество учебных дней |
|
программы (ДООП) |
|
недель |
|
ДООП «Любознайки» |
|
11 |
45 |
3. Праздничные (выходные) дни: |
|
||
День России |
12.06.2022 – 13.06.2022 |
||
Выходные (ремонт) |
18.07.2022 -31.07.2022 |
Учебный план
Продолжительность занятий для детей в дошкольных учреждениях, реализующих программы дополнительного образования в учебные дни не должна превышать 30 минут (СанПиН 2.4.1.3049-13, п.11.9-11.13; п.12.1-12.5).
Наименование дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы
|
Возрастная группа, продолжительность занятий (мин.) |
Количест во занятий в неделю |
Количест во занятий в месяц |
Количест во занятий за 3 мес. |
Период обучения |
Дополнительная общеобразовательная программа «Школа будущего первоклашки» |
Старшая разновозрастная (5-7 лет) 30 мин. |
4 |
16 |
45 |
С 01.06.2022 по 31.08.2022 (3 месяца) |
Режим занятий
Направление дополнительной общеобразовательн ой программы
|
Наименование платной образовательной услуги |
Возраст ная категори я |
Наполня емость группы (согласн о реестру) |
Количес тво занятий в неделю |
Продол жительн ость занятия |
Социально- педагогическая |
«Школа будущего первоклашки» |
5-7 лет |
25 |
4 |
не более 30 минут |
Расписание занятий
Наименование услуги |
ФИО педагога |
Дни недели |
Время |
Возрастн ая |
Помещени е |
|
|
|
|
группа |
|
«Любознайки» |
Тицкая Ирина Анатольевна |
Вторник Среда Четверг Пятница |
16.00 -16.30ч. |
Старшая № 3
|
группа |
3.Организационный раздел
3.1 Основные характеристики деятельности
1. Программа рассчитана на детей дошкольного возраста (5-7) лет.
2. Изложение материала построено от простого к сложному.
3. Сочетание показа педагога и самостоятельной деятельности детей.
4. Программа не предполагает стартовых умений и навыков, ребенок приобретает их постепенно.
5. К концу обучения ребенок умеет применять свои навыки и умения в свободной деятельности, самостоятелен в выборе материала.
6. Соблюдая ФГОС, программа дополнительного образования предполагает, посещение воспитанниками 4 раза в неделю, продолжительностью в старшей группе ДОУ – не более 25 минут, в подготовительной группе ДОУ – не более 30 минут.
3.2 Структура занятия «Любознайки»:
ЧАСТЬ 1. Вводная
Целью вводной части занятия – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт с детьми.
ЧАСТЬ.2. Продуктивная
На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В неё входят художественное слово, игры, объяснение материала, показ, рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций, репродукций, направленные на активизацию познавательной активности, развитие творческих способностей дошкольников.
ЧАСТЬ 3. Завершающая
Цель этой части занятия закрепление полученных знаний. А также закрепление положительных эмоций от работы на занятии. В конце занятия проводится анализ деятельности детей педагогом, старшие дошкольники могут сами оценить итог работы. На практических занятиях организуется мини-выставка творческих работ. На каждом занятии проводится физминутка по теме занятия.
3.3 Оборудование, материалы.
Аспекты |
Характеристика |
Материально-техническое обеспечение |
кабинет, соответствующий нормам СанПиН; - столы и стулья, соответствующие возрастным особенностям воспитанников.
проектор;
мелки разных видов;
салфетки, клеёнки;
|
.
3.4 Программно - методическое обеспечение
1. Бобкова Т.И., Красносельская В.Б., Прудыус Н.Н. Художественное развитие детей/Москва, ТЦ Сфера, 2014.
-
Вдовиченко С.. Дети светлой краской красят мир/Москва, Чистые пруды, 2009
-
-
Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий /Москва, ТЦ Сфера, 2005.
-
Комарова Т. М.. Цвет в детском изобразительном творчестве/Москва, ООО «Сфера», 2005
-
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа, Подготовительная к школе группа/Москва, изд.дом «Цветной мир», 2019
-
Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду/С.Петербург: «КАРО», 2007
-
Никитина А.В. Поделки в детском саду/ С.Петербург: «КАРО», 2010
-
Павлова О.В. Художественный труд. Старшая группа/Волгоград, Учитель, 2014.
-
Полозова Е. В.. Продуктивная деятельность с детьми дошкольного возраста./Воронеж, «Учитель», 2009
-
Саллинен Е.В. Занятия по изобразительной деятельности. Старшая и подготовительная к школе группы/СПб, КАРО, 2010
На странице приведен фрагмент.
Автор: Тицкая Ирина Анатольевна
→ Публикатор 16.01.2023 0 837 33 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.