Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в области музыкального искусства "Исполнительская подготовка"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Детская музыкальная школа №1
городского округа город Бор
Нижегородской области»
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
в области музыкального искусства
Предметная область
«Исполнительская подготовка»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
ОСНОВЫ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА
(баян)
Разработчик – Садовой Максим Анатольевич,
преподаватель по классу баяна и аккордеона
МАУ ДО «ДМШ №1»
г. Бор 2022 год
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в
образовательном процессе
- Срок реализации учебного предмета
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательной организации на реализацию учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени
- Форма проведения учебных аудиторных занятий
- Цель и задачи учебного предмета
- Структура программы учебного предмета
- Методы обучения
- Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета
II. Содержание учебного предмета
- Годовые требования
III. Требования к уровню подготовки учащихся
- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки
V. Методическое обеспечение учебного процесса
VI. Список литературы и средств обучения
- Методическая литература
- Учебная литература
- Средства обучения
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета, его место
и роль в образовательном процессе
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа учебного предмета «Основы исполнительства (баян)» разработана на основе ст. 2 п.3 и ст. 75 273 Федерального закона РФ «Об образовании» от 29.12.2012 г., Приказа МО РФ №1008 от 29.08.2013 г., «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области реализации программ общеэстетической направленности в детских музыкальных школах и школах искусств.
Баян достаточно популярный музыкальный инструмент, который используется в профессиональной и в любительской исполнительской практике. Разнообразный репертуар включает музыку разных стилей и эпох, в том числе, классическую, популярную, джазовую.
Предлагаемая программа рассчитана на срок обучения 1 год и предполагает освоение базовых знаний, умений и навыков, которые в дальнейшем могут позволить учащимся развиваться самостоятельно. Возраст учащихся, приступающих к освоению программы от 7 лет.
Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и направлена, прежде всего, на развитие интересов самого учащегося. В нее включены задания, направленные на освоение основ музыкальной грамоты, на развитие исполнительских навыков, на развитие творческих способностей обучающихся, посредством работы по нескольким видам деятельности – чтение с листа, ансамблевое музицирование, подбор по слуху, и др. Недельная нагрузка по предмету «Основы исполнительства (баян)» составляет минимум 1 час в неделю.
Данная программа предполагает проведение итоговой аттестации в форме открытого заключительного концерта, на котором учащиеся должны исполнить 2-3 произведения по выбору. Возможны другие формы итоговой аттестации.
Срок реализации учебного предмета
При реализации программы учебного предмета «Основы исполнительства (баян)» со сроком обучения 1 год, продолжительность учебных занятий составляет 36 недель в год.
Сведения о затратах учебного времени
-
Вид учебной работы,
нагрузки, аттестации
Затраты учебного времени
Годы обучения
1
Количество
недель
36
Аудиторные
занятия
36
Самостоятельная
работа
36
Максимальная
учебная нагрузка
72
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательной организации на реализацию учебного предмета
Общая трудоемкость учебного предмета «Основы исполнительства (баян)» составляет 72 часа. Из них: 36 часов – аудиторные занятия, 36 часов – самостоятельная работа.
Форма проведения учебных занятий
Занятия проводятся в индивидуальной форме.
Цель учебного предмета
Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащегося, овладение знаниями и представлениями о баяном исполнительстве, формирование практических умений и навыков игры на инструменте, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.
Задачи учебного предмета
Задачами предмета «Основы исполнительства (баян)» являются:
- ознакомление детей с инструментом, исполнительскими возможностями и
разнообразием приемов игры;
- формирование навыков игры на музыкальном инструменте;
- приобретение базовых знаний в области музыкальной грамоты;
- получение базовых знаний в области истории музыкальной культуры;
- знакомство с музыкальными стилями и жанрами;
-ознакомление с основными способами музыкальной деятельности, подготавливающими базу для дальнейшего самостоятельного общения с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания;
- воспитание стремления к практическому использованию знаний и
умений, приобретенных на занятиях, в быту, в досуговой деятельности.
Обучение должно соединять в себе два главных и взаимосвязанных
направления. Одно из них – освоение игровых навыков и приемов, организация исполнительского аппарата. Второе - развитие практических форм музицирования на инструменте, в том числе, аккомпанирования, подбора по слуху.
Структура программы
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на
освоение учебного предмета;
- распределение учебного материала в период обучения;
- ожидаемые результаты освоения программы;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
- практический (освоение приемов игры на инструменте);
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные
впечатления).
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы учащиеся могут пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем. Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, учебно-методической и нотной литературой.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Годовые требования
За год освоения программы учащийся должен приобрести следующие знания, умения и навыки:
- познакомиться с инструментом: знать особенности и возможности;
- освоить базовые знания по музыкальной грамоте: ключи, ноты, ритм, размер, знаки альтерации, лад, тональность, динамика, музыкальная терминология (оттенки, темповые обозначения и др.);
- освоить основные приемы звукоизвлечения (нажим, удар сверху);
- освоить игру на основе простейших упражнений и пьес, познакомиться с однооктавными и двухоктавными гаммами до 2х знаков;
- познакомиться с основными жанрами, стилями в музыке на примере простейших народных песен, пьес отечественных и зарубежных композиторов; кратко ознакомиться с творчеством композиторов, чьи произведения исполняются в классе.;
- пройти в течение года 8-12 произведений с последующим исполнением на концертах, музыкальных вечерах, в том числе, на итоговом концерте;
- уметь подбирать по слуху мелодии, читать с листа несложные пьески, освоить начальные навыки ансамблевого музицирования.
Годовые требования содержат несколько вариантов примерных исполнительских программ, разработанных с учетом индивидуальных
возможностей и интересов учащихся.
Примерные программы для выступлений на академическом концерте
-
1) М. Кочурбина – А. Крупин «Мишка с куклой пляшут полечку». К. Черни №25, Этюд
Укр.н.п. «Дощик»
3) Шитте Этюд С-dur
Б. Мокроусов «Одинокая гармонь»
Укр.н.п. «Ти до мене не ходи»
2) А. Книппер «Полюшко-поле»
М. Красев «Елочка»
Р.н.п. «Белолица, круглолица»
4) Л. Бетховен «Контраданс»
П.Чайковский «Старинная французская песенка»
М. Блантер «Катюша»
Примерный перечень музыкальных произведений
Пьесы
Р,н.п. «Во саду ли в огороде»
Р.н.п. «Во поле береза стояла»
Д. Кабалевский «Маленькая полька»,
Е.Красев «Елочка»
Р.н.п. «Весёлые гуси»
Украинская нар. песня «Дощик»
Р.н.п. «Как у наших у ворот»
Книппер «Полюшко-поле»
Укр.н.п. «Ехал казак за Дунай»
В.А. Моцарт «Полонез»
Д. Блантер «Катюша»,
Д. Шостакович «Сентиментальный вальс».
В. Шаинский «Вместе весело шагать»
Чайкин «Танец Снегурочки»,
В.Соловьев-Седой «Подмосковные вечера»
Пьесы из сборника П. Говорушко «Школа игры на баяне»
Этюды
К. Черни «Этюд» С – dur,
К. Черни «Этюд» F – dur
Л. Шитте «Этюды» a-mol, C-dur,
Г.Беренс «Этюды» C-dur,
И. Беркович «Этюд» C-dur,
А. Салин «Этюд» a-mol
Н. Любарский «Этюды» G-dur, D-dur
Л. Шитте «Этюд» №29
Ансамбли
Обработка В. Иванова «Как ходил гулять Ванюша», «Я на горку шла»;
Обработка И.Шестерикова Бел.н.п.«Перепелочка»;
П.И.Чайковский «Марш деревянных солдатиков»,
Обработка А Онегина» р.н.п. «Ах ты, ноченька»,
Ансамбли из сборника А. Онегина «Школа игры на баяне»
III. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате освоения программы учащийся должен:
- освоить и применять практически базовые знания музыкальной грамоты;
- владеть основными приемами звукоизвлечения;
- уметь исполнять произведение в характере, желательно в соответствии с данным стилем и эпохой; анализировать свое исполнение;
- уметь самостоятельно разбирать музыкальное произведение;
- освоить начальные навыки подбора, простейшего аккомпанемента, игры в ансамбле.
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
Программа предусматривает текущий контроль, промежуточную и итоговую аттестации. Формами текущего и промежуточного контроля являются: контрольный урок, участие в тематических вечерах, классных концертах, мероприятиях культурно-просветительской, творческой деятельности школы.
Итоговую аттестацию рекомендуется проводить в форме открытого концерта.
Критерии оценки
При оценивании учащегося, осваивающегося данную программу, следует учитывать:
-
формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству,
к занятиям музыкой;
-
овладение практическими умениями и навыками в различных видах
музыкально-исполнительской деятельности: сольном, ансамблевом
исполнительстве, подборе аккомпанемента;
-
степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации преподавателям
Минимальный срок реализации данной программы позволяет подготовить базу для дальнейшего самостоятельного изучения игры на инструменте, закрепления исполнительских навыков в процессе домашнего музицирования, возможности участвовать в различных самодеятельных ансамблях
Большое значение имеет репертуар учащегося. Необходимо выбирать несложные обработки народной музыки, облегченные переложения произведений популярной классики, включать в репертуар пьесы эстрадного направления. Необходимо познакомить учащегося с историей баяна, рассказать об исполнителях и композиторах.
Общее количество музыкальных произведений, рекомендованных для изучения в классе, дается в годовых требованиях. Предполагается, что педагог в работе над репертуаром будет добиваться различной степени завершенности исполнения: некоторые произведения должны быть подготовлены для публичного выступления, другие – для показа в условиях класса, третьи – с целью ознакомления. Требования могут варьироваться соответственно уровню музыкального и технического развития учащегося. Данные особые условия определяют содержание индивидуального учебного плана учащегося.
Методы работы над качеством звука зависят от индивидуальных способностей и возможностей учащихся, степени развития музыкального слуха и музыкально-игровых навыков.
Важным элементом обучения является накопление художественного
исполнительского материала, расширение и совершенствование
практики публичных выступлений.
VI. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ НОТНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
Нотная литература
-
Онегин А. Школа игры на баяне. М, 1967
-
Акимов Ю., Гвоздев П. Прогрессивная школа игры на баяне Ч.1, М.,1975
-
Альбом начинающего баяниста Вып. 23 Сост. М. Павин М., 1981
-
Альбом начинающего баяниста Вып. 25 Сост. А. Талакин М., 1981
-
Педагогический репертуар баяниста, выпуск 1,2,3,4,5,6,7, 1-5 классы ДМШ,
-
Хрестоматия баяниста, выпуск 1,2,3,4,5,6,3-5 классы ДМШ, М., 1994
-
Популярные пьесы для баяна и аккордеона. Вып. 3, Киев, 1990
-
Популярные песни в переложении для баяна. Вып. 3, Киев. 1990
-
Баян в ДМШ, 1,2,3,4,5 классы. Киев 1994-1998г.г.
-
Альбом для детей, вып. 2,3,4., М.,1997
-
Эстрадные миниатюры для аккордеона и баяна. – С-П., «Композитор» 2002
-
Хрестоматия для баяна. Вып.2 1-2 классы ДМШ.- С-П., «Композитор» 2004
Учебно-методическая литература
-
Акимов Ю. Школа игры на баяне. М.,1981
-
Беляков В. Стативкин Г. Аппликатура готово-выборного баяна. М.,1978
-
Говорушко П. Об основах развития исполнительских навыков. Школа обучения игре на баяне. Л., 1971
-
Кузовлев В. Дидактический принцип доступности и искусство педагога. Баян и баянисты. Вып. 2 М., 1974
-
Липс Ф. Искусство игры на баяне. М.,1985
-
Максимов В. Основы исполнительства и педагогики. СП., 2004
-
Сурков А. Пособие для начального обучения игре на готово-выборном баяне. М., 1973
На странице приведен фрагмент.
Автор: Садовой Максим Анатольевич
→ Публикатор 20.01.2023 0 620 38 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.