Дополнительная образовательная программа курса «Обучение игре на фортепиано»
Дополнительная образовательная программа курса
«Обучение игре на фортепиано»
Возраст детей: 7 – 15 лет
Срок реализации: 5-7 лет
Пояснительная записка
Фортепиано – удивительный по своим безграничным возможностям инструмент, инструмент-оркестр. Единственный инструмент, на котором можно сыграть произведения, предназначенные для исполнения целым оркестром, любым другим инструментом или голосом.
Инструмент, обладающий своим собственным неповторимым тембром. Пожалуй, ни для одного другого инструмента не написано такое огромное количество произведений, как для фортепиано. Практически все композиторы писали фортепианную музыку, а некоторые сознательно ограничивали себя рамками именно этого инструмента, понимая его безграничные возможности.
В России теория и методика музыкального воспитания и обучения детей игре на фортепиано развивается и непрерывно совершенствуется с середины XIX века. На рубеже XIX и XX веков целая плеяда прогрессивных ученых, педагогов и музыкантов поднимали актуальные для интеллектуального общества вопросы эстетического развития детей средствами музыкального искусства, через обучение инструментальному исполнительству - игре на фортепиано и других музыкальных инструментах. В.М. Бехтерев, К.Н. Вентцель, Е.Н. Водовозова, А.Н.Карасев, А.Л.Маслов, А.И. Пузыревский, К.Д.Ушинский и многие другие ученые разрабатывали концепции, системы и методики музыкального воспитания и обучения детей музыке. Пропагандируя различные педагогические взгляды, порой даже оппозиционного характера, первые музыкальные педагоги, ученые-теоретики, методисты и воспитатели прокладывали путь к развитию новой отрасли музыкально-педагогической науки.
В течение всего XX столетия российская теория музыкального воспитания и обучения непрерывно совершенствовалась параллельно с развитием передовой музыкально-педагогической научной мысли и находила свою реализацию в практике различных учебно-воспитательных учреждений музыкально-эстетического профиля.
Актуальность программы
Сегодня, в условиях современного мира, с его основной информационно-технической составляющей, важно помнить, что эстетическое развитие является средством для реализации заложенных в ребенке творческих начал и созданием условий для самовыражения, что, соответственно, способствует созданию условий для формирования таких качеств, как чувство собственного достоинства, самоконтроля, уважения к окружающим.
Одна из особенностей обучения игре на фортепиано – это интенсивное развитие разнонаправленных возможностей человека, причём не только узко специальных (то есть музыкальных), но и тех способностей, которые необходимы человеку в повседневной жизни:
• хорошая координация, которая развивается в результате одновременной игры двумя руками, а прием педализации подразумевает включение в исполнительское мастерство ног и, таким образом одновременно получают развитие оба полушария головного мозга;
• развитие памяти, т.к. обучение игре на фортепиано предусматривает усвоение множества специфических музыкальных терминов и знаков, обозначение многих из них дается на итальянском языке, а также исполнение музыкальных произведений на память;
• развитие перспективного мышления достигается развитием способностей у пианиста мыслить вперед, опережая игру пальцев, не прерывая при этом исполнения;
• развитие пальцевой моторики, которая напрямую связана и с развитием речевых навыков детей;
• игра на фортепиано развивает не только творческие способности, но и гибкость и вариативность мышления.
Отличительные особенности
Особенность программы «Обучение игре на фортепиано» заключается в том, что она разработана для учащихся общеобразовательной школы. Главное отличие данной программы от программ ДМШ в том, что
• большинство детей, посещающих данный курс, не преследуют цель дальнейшего получения профессионального образования в этой сфере, а учатся «для себя»;
• набор детей осуществляется в первую очередь на основании их желания обучаться игре на фортепиано, а не на наличии музыкальных способностей.
Программа занятий выстроена таким образом, что теоретические знания обучающийся получает одновременно с практикой, что является наиболее продуктивным и целесообразным.
Настоящая рабочая программа отражает разнообразие репертуара, его академическую направленность, а также возможность индивидуального подхода к каждому ученику Количество музыкальных произведений, рекомендуемых для изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях.
Цель курса: через обучение игре на фортепиано способствовать формированию художественного вкуса, музыкальной культуры учащихся, содействовать интенсивному развитию музыкально-творческих способностей, образного мышления, воображения, слуха (интонационного, гармонического, тембрового), чувства ритма, музыкальной памяти, исполнительской воли и выдержки.
Задачи:
• обеспечить педагогические условия для усвоения учащимися ЗУН по предложенному курсу;
• способствовать овладению основными пианистическими приёмами игры на инструменте, развитию музыкального слуха и памяти, чувства ритма;
• научить ученика самостоятельно разучивать и грамотно, выразительно исполнять (по нотам и наизусть) на фортепиано произведения из репертуара ДМШ, а также сформировать у него навык чтения нот с листа, подбора по слуху, транспонирования, игры в различных ансамблях.
• приобщить к музыкальному творчеству посредством слушания и исполнения произведений известных композиторов и пьес собственного сочинения;
• способствовать становлению культуры исполнительского мастерства;
• сформировать пианистическую базу для дальнейшего самостоятельного музыкального развития.
Программа рассчитана на 5-7-летний срок обучения, поэтому рекомендуемый возраст для начала занятий 7-9 лет.
Основной формой учебной и воспитательной работы является урок, проводимый в форме индивидуального занятия педагога с учеником. Занятия проводятся в следующем объеме: 1-6 классы — 2 ч. в неделю, 7-й класс — 3 ч. в неделю.
В одном и том же классе программа рабочих и итоговых произведений может значительно отличаться по уровню сложности в зависимости от способностей обучающегося.
В работе над репертуаром педагог должен учитывать наличие произведений для публичного или экзаменационного исполнения, а также произведения для работы в классе или ознакомления. Следовательно, педагог может устанавливать степень завершенности исполнения учеником того или иного произведения. Вся работа над репертуаром фиксируется в индивидуальном плане ученика (для учителя) и дневнике учащегося.
Контроль и учет успеваемости
Успеваемость учащихся учитывается на различных выступлениях: контрольных уроках, академических концертах, экзаменах, конкурсах, концертах, прослушиваниях к ним и т.д.
Контрольный урок — разновидность зачета с оценкой (педагоги называют его экзаменом для большей ответственности ученика), во время которого учащиеся в один день играют определенную программу. Частота проведения контрольного урока один раз в четверть.
Итоговый контроль (1год обучения.) проводится в мае учебного года, на котором учащийся должен продемонстрировать приобретенные в течение года ЗУН, после чего осуществляется перевод в следующий класс.
Итоговый контроль в форме переводного экзамена с оценкой проводится в мае для учащихся, начиная со 2 года обучения и на протяжении всех последующих лет.
Два раза в год (декабрь, май) проводятся открытые (для всех желающих) Академические концерты, на которых учащиеся показывают свое исполнительское мастерство. Программа Академических концертов определяется педагогом и учеником из разученных ранее произведений, обязательным условием является новизна технического и жанрового вида произведений.
В течение года по желанию учащегося и педагога проводятся тематические концерты (исполнение произведений по жанрам, произведения собственного сочинения и т.д.).
Проверка исполнения гамм, навыков чтения с листа, подбора по слуху, ансамблевой игры осуществляется педагогом во время занятий в классе на протяжении всего периода обучения.
В заключение всего курса обучения (5 или7-летнего) проводится итоговый Открытый концерт с вручением документа об окончании курса «Обучение игре на фортепиано».
Обязательные требования
1-й класс
На начальном этапе обучения с изучением нотной грамоты педагог занимается с учащимся подбором по слуху, пением песенок. С первого урока – знакомство с фортепиано. Работа над упражнениями, формирующими правильные игровые навыки. За год учащийся должен пройти 20-30 мелких произведений, освоить основные приёмы игры: non legato, legato, staccato. В репертуаре предполагаются пьесы разного характера: народные песни, пьесы песенного и танцевального характера, пьесы с элементами полифонии, этюды, ансамбли, а также (для более подвинутых учащихся) лёгкие сонатины и вариации. На заключительном Академическом концерте исполняются 2-4 произведения: полифония (менуэт, полонез, маленькая прелюдия), этюд, крупная форма (или пьеса), пьеса. Возможны разные варианты экзаменационных программ.
2 класс
Требования на год: 2-4 полифонических произведения, 2 крупные формы, 6-8 этюдов, 4-6 пьес. Чтение с листа, игра ансамблей, работа над гаммами и упражнениями. Требования к переводному экзамену: полифония, крупная форма, 2 этюда на разные виды техники.
3 класс
Требования совпадают со вторым классом, но с учётом усложнения программ. 2-4 полифонических произведения, 2 крупные формы, 5-7 этюдов, 4-5 пьес (среди них обязательна пьеса кантиленного характера). С 3-го класса учащиеся начинают сдавать гаммы в классе, в рабочем порядке. Требования к гаммам: до 4-х знаков, на 2-4 октавы, в прямом и противоположном движении, аккорды, короткие и длинные арпеджио, хроматическая гамма. Все требования индивидуальные, на усмотрение педагога.
4 класс
Обязательные требования: полифония – двух- или трёхголосная инвенция или прелюдия и фуга; 4-5 этюдов на разные виды техники, 3-5 пьес, произведения крупной формы. Требования к переводному экзамену: полифония, два этюда, крупная форма, пьеса.
5 класс
Требования на год: 2-3 полифонических произведения, 2 крупные формы, 6-8 этюдов, 3-4 пьесы. Работа над навыками чтения с листа. Игра ансамблей, работа над гаммами. На переводном экзамене (в случае 7-летнего обучения) учащиеся играют полифонию, два этюда, крупную форму (обязательно – классическое сонатное аллегро). В случае 5-летнего обучения учащийся исполняет 3-4 разножанровых произведения по выбору, а также фортепианный или вокальный ансамбль.
6 класс
В течение года учащийся обязательно должен пройти развёрнутую романтическую пьесу. Требования по гаммам усложняются в зависимости от индивидуальности ученика. Иногда прохождение большего количества этюдов может заменить работу над гаммами (на усмотрение педагога). Требования к переводному экзамену: полифония, крупная форма (классическая, романтическая), два этюда (один этюд может быть заменён виртуозной пьесой).
7 класс
В выпускном классе учащиеся могут играть на зачётах любые произведения на усмотрение педагога; количество зачётов и сроки специально не определены (свободный режим). Главная задача 7 класса – представить выпускную программу в максимально готовом виде. Учащийся может пройти в год две программы, может повторить произведение из программ предыдущих классов. Перед экзаменом (май) учащиеся обыгрывают выпускную программу на зачётах, классных вечерах или концертах. Требования к выпускной программе: полифония, крупная форма (классическая или романтическая), два этюда или один этюд и любая пьеса.
1. Алексеев А. «Методика обучения игре на фортепиано». – М., 1978
2. Баренбойм Л. «Музыкальная педагогика и исполнительство». – Л., 1974
3. Николаев А.(ред.) «Очерки по методике обучения игре на фортепиано», вып.2 – М., 1965
4. Гольденвейзер А. «О музыкальном искусстве». Сборник статей. – М., 1975
5. Гофман И. «Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре». – М., 1961
6. Коган Г. «У врат мастерства». – М., 1977
7. Коган Г. «Работа пианиста». – М., 1979
8. Голубовская Н. «Искусство педализации». – Л., 1974
9. Мильштейн Я. «Советы Шопена пианистам» - М., 1967
10. Мильштейн Я. «Хорошо темперированный клавир И.С.Баха и особенности его исполнения» - Классика XXI, М., 2001
11. Нейгауз Г. «Об искусстве фортепианной игры». – М., 1967
12. Шуман Р. «Жизненные правила для музыканта». – М., 1958
13. Перельман Н. «В классе рояля» - Классика XXI. – М., 2002
14. Тимакин Е. «Воспитание пианиста». – М., 1984
15. Фейнберг С. «Пианизм как искусство» - Классика XXI, М., 2001
16. Носина В. «Символика музыки Баха»
17. «Вопросы музыкальной педагогики» - научные труды МГК им. П.И. Чайковского, вып.11, сборник 16 под ред. Рощиной Л. – М., 1997
Список рекомендуемой литературы для детей и родителей
1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Развивающие музыкальные игры, конкурсы и викторины. - М.:ООО «ИД РИППОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. XXI век», 2007. – 222с. –(серии «Учимся играючи», «Азбука развития»)
2. Гольденвейзер А. «О музыкальном искусстве». Сборник статей. – М., 1975
3. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240с., ил.
4. Радынова О. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. Ч. 1.– 608 с.: нот.
5. Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. – М.: Изд-во «Советский композитор», 1991. – 191с.: ил.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Синкина Ирина Александровна
→ Фуад-Паша 30.11.2010 1 25467 1217 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.