Куклы из бабушкиного сундучка



МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ЦЕНТРА ДЕТСКОГО (ЮНОШЕСКОГО) ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

«ЮТЕКС»













Конспект занятия



«Кукла из бабушкиного сундучка»







РАЗРАБОТАЛ: ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Лебедева Ольга Александровна












2011 г.





Тема: «Кукла из бабушкиного сундучка»


Цель: формирование умений выполнения изделия по замыслу путем изготовления тряпичной куклы-закрутки в соответствии с традиционной русской народной игрушкой.



Задачи:

Обучающие:

- рассказать о значении куклы – закрутки в жизни русского народа;

- познакомить с принципами её изготовления;

- научить изготовлению одного из видов традиционной куклы-закрутки;


Развивающие:

- способствовать развитию эмоционально-эстетического восприятия и художественно-творческих способностей;

- развивать креативное мышление;

- расширить представления воспитанников об использовании текстиля в изготовлении изделий;


Воспитательные:

- указать значение традиционной куклы – закрутки в современном обществе;

- воспитывать интерес к народным традициям;

- прививать внимательность, аккуратность, усидчивость, трудолюбие;

- развивать коммуникативные навыки.


Характеристика занятия:

- форма организации: практическая работа с элементами рассказа и обратной связью;

- тип занятия: комбинированное.


Обеспечение занятия:

- Образец готовой тряпичной куклы;

- Ножницы;

- Разноцветные нити;

- Х/б ткань белого цвета;

- Лоскутки цветных х/б тканей;

- Кружево, тесьма, ленты;

- Вата или синтепон;

- Простые карандаши;

- Аудиоаппаратура;

- Компьютер.

- Видеопроектор.

- Подборка слайдов.





ХОД ЗАНЯТИЯ


Основная часть.


В светлу горницу войду,

Взглядом все тут обойду.

Сразу видно – эта хата

Мастерицами богата!

Здравствуйте, красавицы!

Мне здесь очень нравится!


К вам пришла я не одна,

Со мной помощница моя –

Куколка – красавица, красная девица.

Куколка – красавица, чудо мастерица!


Сшила сарафан себе всем на удивленье!

До чего же он хорош! Просто загляденье!

На сарафане полосы синие и красные.

Кружочки разноцветные, узоры распрекрасные!


- Красивая кукла у нас?

(Демонстрируется образец тряпичной куклы)


О куклах – закрутках сейчас вам расскажу.

А если вам понравится, - как сделать подскажу

Известно всем, что в русской деревушке

Была закрутка – самая любимая игрушка!


(Слайд2,3)



Но наша куколка грустит:

Не с кем хоровод водить.

Сделаем подружек ей.

Кукле будет веселей!


- Что же нам потребуется, чтобы сделать такую куколку? Давайте подумаем вместе.

(Слайд 4,5)

- Но перед тем как начинать заниматься, давайте вспомним, как нужно обращаться с опасными предметами.


Они без дела не сидят:

Все режут на куски, кроят.

У них есть кольца и концы.

Что это? Это… (Ножницы).


Если ты его подточишь,

Нарисуешь все, что хочешь!

Солнце, море, горы, пляж.

Что же это?... (Карандаш).




(Слайд 6.)

- А сейчас вы узнаете, как изготовить такую куклу.

(В качестве объяснения нового материала звучат стихи. А так же демонстрируются электронные слайды с поэтапным изготовлением куклы-закрутки.)


Шло время и года сливалися в века.

Но, не забыв традиции лоскутной,

И в двадцать первом веке, как в былые времена,

Увлечены искусством этим люди безрассудно!


Кусочек ткани в столбик я сверну,

Получится для куколки хорошая основа.

А белой тряпочкой лицо ей обтяну,

И вот уж куколка практически готова!


С любовью лоскутки переберу,

Отсортирую и разрежу так, как нужно.

И гармонично цветовую гамму подберу,

И спорится работа очень дружно!


Вот лоскуток, к нему добавь ещё один –

И смотришь – получилась цветовая гамма.

Все лоскутки в прекрасные наряды превратим

Для куколок закруток: дочки с мамой!


Нигде не оживет так старый лоскуток,

Как в русской кукле, куколке – закрутке.

Наряд красив; и на подоле вышит завиток.

Создать такой наряд – не шутки!


Всегда лоскутные работы на Руси

Так были радостны, и красочны, и ярки!

Мы изготовим с вами куклы от души –

Чтоб получились настоящие подарки!


И кукла появляется на белый свет.

Одежкой похваляется – ей сносу нет.

Её наряд оригинален и прекрасен!

Тесьмой и кружевом мы тот наряд украсим:

Вышьем ромбы и квадраты.

Будет кукла очень рада!


Такие куклы сделать предстоит и вам.

Они оригинальны будут, ярки и красивы.

За вдохновеньем обратимся к прожитым векам,

А значит, что традиции народа будут вечно живы!


- Вот такие красивые куклы-закрутки должны получиться у вас. Причем каждая из них будет оригинальна и неповторима.

(Дети выполняют задание. Во время работы звучит музыка. В качестве технологической карты по изготовлению куклы-закрутки используются электронные слайды).

(Слайд с 7 - 20)



Заключительная часть.


- У каждой из вас получилась замечательная кукла!


Вот все куколки подружки.

Не похожи друг на дружку.

Как пуховые подушки,

Мягки новые игрушки!


Вот и куклы расписные

Всех на свете краше!

В сарафанах распрекрасных

Эти куклы наши!



Пришла пора всем куколкам

В дорогу собираться.

А с вами мне, красавицы

Пришла пора прощаться!


Будьте умелы, прилежны, старательны,

И аккуратны, и очень внимательны

Нам не надолго придется прощаться.

Будем ещё много раз мы встречаться!


Мелькают дни, летят года,

Века сменяются веками.

Но люди не забудут никогда,

Что сами рукотворно создавали!







Используемая литература:


- Гильман Р. А., Иголка и нитка в умелых руках; М., Легпромбытиздат, 1993.


- Мазурик Т. А., Лоскутное шитье: от ремесла к искусству, - С-Пб., «Паритет», 2000.


- Максимова М., Кузьмина М., Лоскутки,- М., «ЭКСМО-Пресс», 1998.


- Миловский А. С., Скачи, добрый единорог; М., Детская литература, 1986.






Пояснительная записка

Вводная часть (обоснование необходимости создания материалов, целевые установки, прогнозируемый результат):

Учить детей изготавливать куклу-закрутку: научить закручивать столбик, завязывать узелки на уголках салфетки, развивать умение украшать куклу, делать её выразительной и своеобразной.

Продолжать учить детей придумывать творческие рассказы по игрушке, развивать фантазию, воображение, используя имеющиеся знания о русских народных традициях.

Активизировать в речи детей слова, обозначающие предметы старинного быта.

Формировать яркую, образную речь, эстетические чувства, трудолюбие, умение прийти на помощь товарищу.

Воспитывать интерес к русским народным традициям.

Особенностью этой куклы является то, что, сворачивая и завязывая ткань, не делают ни одного шва и укола иголки, так как это подружка и берегиня, колоть ее тело нельзя.

На занятиях можно познакомиться с традиционными способами изготовления куклы–закрутки и попробовать сделать её своими руками. Первую сделанную куклу нежелательно дарить или отдавать. Её оставляют себе, и она обязательно украсит любимый уголок родного дома!

Заключение:

Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. Они похожи на людей. Своей молчаливой покорностью куклы пробуждают скрытые чувства. Если детям в семье неуютно, то и кукол наказывают. С криком волокут по полу, кормят ненавистной кашей и оставляют в тёмной комнате. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Но главное в этих играх – эмоциональный контакт с куклой. Дети не просто привыкают к куклам – они привязываются к ним, как к живым существам и болезненно расстаются с ними. Не следует выбрасывать старую куклу, лучше её помыть, причесать, сшить новую одежду. Все эти действия – уроки чуткости, бережливости, внимания, доброты. Одевание старой куклы в новую одежду – это уроки хорошего вкуса и даже некоторых художественных ремёсел. Куклы сопровождают нас всю жизнь. В детстве это игрушки, посещение кукольных спектаклей. Они развлекают, поучают, воспитывают, украшают дом, служат объектом коллекционирования, хорошим подарком.

Данный материал может быть использован на уроке технологии или во внеклассной работе с младшими школьниками.

В зависимости от наличия материалов, можно изменить практическую работу (открытка, сувенир), что не снижает ценности теоретической части занятия.




Слайд 1
«Куклы из бабушкиного сундучка» Сообщество взаимопомощи учителей http://pedsovet.su Лебедева Ольга Александровна Пермский край г. Чайковский МАУ ДОД ЦДЮТТ «Ютекс» Педагог дополнительного образования объединение «Жемчужинка» Конкурс «Чудеса своими руками»
Слайд 2
Игра и игрушка – это часть народной традиции. В далеком прошлом с их помощью обучали детей труду; они были необходимы, чтобы передать накопленный трудовой опыт. Все девочки любят играть в куклы. Куклы любили их бабушки и прабабушки всех сословий. С ней играли в царских дворцах и крестьянских избах. Благодаря своей популярности она бытовала во всех губерниях и была очень разнообразной. В каждом уезде ее делали по-своему, с учетом местной художественной традиции, наличия определенного набора тканей и украшений. С давних времен кукла считалась не только предметом игры, она была символом счастья и прибыли, ей приписывали магические и охранительные функции. Для взрослых она также является предметом внимания. Сейчас кукла, выполненная своими руками, может служить как сувенир и подарок к празднику.
Слайд 3
- она была участницей многих праздников и обрядов; - являлась символом счастья, добра, благополучия, продолжения рода; - была оберегом; - в игре ребенок приобщался к культуре своего народа. В нем формировались черты матери, хранительницы очага, мастерицы; - самодельная кукла дает большие возможности для творческой самореализации и развития личности ребенка, развития фантазии.
Слайд 4
• Эти удивительные куклы, посланницы древней языческой веры, в старину сопровождавшие человека с самого рождения до смерти, в изготовлении очень просты. Раньше дети с трех лет умели мастерить таких кукол. Попробуем и мы. Для этого не нужно ничего, кроме :
Слайд 5
) *18 8 1 ) *18 15, * 8 5 1 , а (1 *1 5 щ 5 и 1 ов и( тул узк л я б дл ыи нь в а о к л ма, о ь -т г с е т ля ьд е й, н н а а тк тк ая ки с л у е к -б немного старания и фантазии. - клей П ВА, нож ни цы • - клей ПВА, ножницы - вата, ватин, синтепон тол сты х ни ток ,
Слайд 6
Ножниц лезвия сомкнём, И на стол мы их кладем. Что же нужно сделать нам Когда мы их даем друзьям? За лезвия мы их берём И кольцами вперёд даём. Острые карандаши Для работы нам нужны. Острый кончик подточу, Вниз его я опущу. Булавки и иголки Бывают очень колки. Не бросай их там и тут, Пусть в игольнице живут!
Слайд 7
Возьмите один из подготовленных квадратиков ткани поплотнее. Подогните края.
Слайд 8
Чтобы куколка получилась не худенькой можно в серединку положить кусочек ваты, равномерно распределяя его по всей длине будущего туловища.
Слайд 9
Выполните плотную скрутку-рулик.
Слайд 10
Теперь примерно на уровне шеи и пояса перевяжите нашу скрутку ниткой.
Слайд 11
Далее делаем голову и руки. Берем квадратик ткани, желательно белого цвета, чтобы наша куколка была белолицей. Находим серединку, прикладываем туда скрутку, предварительно подложив небольшой кусочек ваты, чтобы голова обрела более круглую форму.
Слайд 12
Завяжите ниткой на уровне шеи.
Слайд 13
Расправьте ткань, определите, где будет лицо куклы. Уберите лишние складочки назад.
Слайд 14
Делаем руки. Противоположные, свободные концы ткани выравниваем, определяем длину рук и лишнюю ткань сворачиваем внутрь рукава, убирая края в середину.
Слайд 15
С края отмеряем размеры ладошки куклы. Перетягиваем ткань ниткой. Вот и руки готовы.
Слайд 16
Оставшиеся уголки белой ткани подвязываем вокруг туловища ниткой на поясе. В зависимости от натяжения ткани, определяем направление рук. Они могут быть широко распахнуты или слегка опущены вниз.
Слайд 17
Традиционно у такой куклы лицо не рисовали. Считалось, что, имея выражение лица, кукла приобретала душу и теряла свою таинственность, магичность и обережные свойства. Основа нашей куклы готова. Теперь нужно куклу нарядить. Здесь можно проявить всю свою фантазию и мастерство. Можно придумать широкую юбочку или цветной сарафан, душегрею, поневу и т. д.
Слайд 18
На этих фото показан самый простой способ одеть куклу. Квадратик цветной ткани складываете пополам и стягиваете нитку, проложенную внутри, на поясе.
Слайд 19
Вот примерно что получилось.
Слайд 20
Добавляете передник, украшенный вышивкой (на моей куколке вышивка нарисована обычным фломастером, а вы можете сделать все по-настоящему). Можно сделать куколке волосы из шерстяных или х/б нитей, закрепив их ленточкой на голове или косынкой. Вот и все. Куколка готова!
Слайд 21
Ну а здесь, целый хоровод.
Слайд 22
Заключение 1.Какие знания, опыт я сегодня получил? 2.Что я сегодня делал и чего достиг? 3.Каким было сегодня моё настроение?

Полный текст материала Куклы из бабушкиного сундучка смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Лебедева Ольга Александровна  Аленка0831
27.10.2011 1 9174 1694

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК