Диагностика и интерпретация детского рисунка


Слайд 1
Диагностика и интерпретация детского рисунка по тесту «Несуществующее животное»
Слайд 2
Одна из самых популярных методик (и самых известных), помогающих лучше понять и исследовать отклонения в поведении детей - тест «Несуществующие животные». Нужно только предложить ребенку порисовать и можно гораздо больше узнать о его характере. Причем рисование в данном случае используется в качестве дополнительной диагностической методики. Часто дети просто не желают вербально выражать свои мысли, зато они легко и свободно работают с бумагой и карандашом, невольно выражая то, что он не может выразить словами. Детям предлагается просто нарисовать животное, которого не существует в природе. Нужно просто отпустить свою фантазию на волю… А теперь, после того, как дети сделали рисунок, его можно читать. Он может очень многое рассказать.
Слайд 3
Если рисунок нарисован в центре листа (см. рис.1), то все в порядке, ребенок вполне адекватно оценивает окружающую действительность. рис.1 Если рисунок расположен ближе к верхнему краю листа, то это трактуется как завышенная самооценка (см. рис2). Скорее всего ребенок недоволен собственным положением в обществе, ему не хватает признания окружающих. Рис.2
Слайд 4
рис.3 рис.4 А если же ваш рисунок заехал так высоко, что ему уже не хватает бумаги, нужно быть осторожным. Это уже звездная болезнь! У ребенка могут быть претензии на признание (Павел Ш.11 лет).
Слайд 5
рис.5 Рис.6 И наоборот, рисунок, сползший в нижнюю часть листа, говорит о неуверенности ребенка в себе, низкой самооценке и нерешительности (рис.5 Владика Т. рис.6 Насти П.) Ребенок переживает, заинтересован в своем социальном положении.
Слайд 6
рис.8 Зверь смотрит с листа прямо? Это трактуется как эгоцентризм. Возможно, ребенок думает о себе и своих потребностях чаще, чем о других. Рис.7
Слайд 7
Если зверушкина голова повернута влево, это указывает на склонность ребенка к размышлению. Он создан для того, чтобы выдавать идеи, которые намного успешнее смогут воплотить в жизнь другие. Это нередко означает нерешительность и боязнь активных действий (рис.9 Юли В.) рис.9 И наоборот, если голова животного повернута вправо (рис.10 Вероники М.), это выдает энергичную, активную личность, которая не мыслит своего существования без решительных поступков и движения вперед. Все, что запланировал этот человек. Целеустремленно осуществляется или внедряется в жизнь, какие бы трудности или преграды ни встречались на его пути. рис.10
Слайд 8
Увеличенная голова животного на изображении означает, что ребенок ценит прежде всего в других ясный ум (рис.11). Как правило, этот человек обладает незаурядной эрудицией, которую довольно успешно применяет в своей жизни. Он избегает общения с глупыми, по его мнению, людьми, поэтому может иметь репутацию замкнутого и нелюбезного человека. Если на голове расположены детали, к ним следует внимательно отнестись. Большие уши указывают на заинтересованность в информации. Такой ребенок схватывает все на лету и всегда в курсе всех дел (рис.12 Светы Ч. рис.13 Риты К.) рис.11 Рис.12
Слайд 9
рис.13 рис.14 рис.15 Отрицательным моментом здесь является то, что ребенок очень чувствителен к оценке окружающих людей. Он ожидает, что все окружающие станут к нему хорошо относиться. Правда, подобные надежды при этом не сбываются. Мнение окружающих часто является ориентиром в его поступках. Особое значение на рисунке придается глазам. Если радужка четко прорисована – это значит, что у ребенка серьезный стресс. Ресницы выдают заинтересованность ребенка в восхищении окружающих его внешностью, красотой, манерой держаться (рис.14 Ангелины Д. и рис.15 Светланы К.) Такой ребенок может настолько придавать этому значение, что даже немного презрительно относится к другим, которые не обладают таким вкусом.
Слайд 10
рис.16 рис.17 , Рот с зубами – это значит, что ребенок легко может сорваться на крик. Или просто обидеть словом невзначай. Если у животного на голове нарисован приоткрытый рот в сочетании с языком, при отсутствии прорисовки губ это означает большую речевую активность или даже излишнюю болтливость. Открытый рот без прорисовки языка и губ (рис.17 Кати Ч.), особенно затемненный говорит о том, что у ребенка легко возникает недоверие, страхи и всевозможные опасения. Ребенок выполняет скурпулезно все рекомендации, страшась отойти от них и на йоту.
Слайд 11
рис.18 рис.19 Если на голове изображены дополнительные детали: рога, щетина, иглы или когти – это говорит о склонности художника к защитно – ответной агрессии. Этот человек никогда не развяжет конфликт, но в критический момент способен постоять за себя (рис.16, 18). Если контур фигуры прорисован с острыми углами (рис.19 Насти П.), выступами, а также если зверек носит панцирь, все это выдает его тревоги и страхи. Ребенок агрессивно защищается от вторжения окружающих в его жизнь.
Слайд 12
Рис.21 рис.20 Крылья или бантики означают склонность ребенка обращать на себя внимание. Хвост выражает его отношение к собственным действиям и поступкам. Этой детали также уделяется большое значение: хвост трубой (торчит вверх) говорит, что вы полностью довольны жизнью (рис.22 ), опущенный вниз – сожалеете о содеянном, в чем – то раскаиваетесь (рис.20 Леры Г. и рис.21. Леры К.). рис.22
Слайд 13
Общая энергия ребенка тем выше, чем больше деталей. И наоборот- отсутствие деталей (см.рис.24 Коли Ф.)экономия энергии либо хроническое заболевание. На рисунках животные могут быть уподоблены человеку (рис. 23 Саши Б.): прямохождение, одевание в человеческую одежду, похожесть морды на лицо, ног и лап на руки – это означает инфантилизм и эмоциональную незрелость. Ничем не заполненная фигура означает тенденцию к сокрытию, замкнутости, нежелания дать сведения о себе. рис.23 рис.24

Полный текст материала Диагностика и интерпретация детского рисунка смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Федорова Ольга Анатольевна  Olga_F
19.10.2009 5 6270 1621

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Интересные инструкции по ПК

Лучшие материалы сайта для вас
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 5
avatar
5 Таня6748 • 12:31, 30.11.2014
Видимо в этом учреждении дополнительного образования есть свой психолог. Иначе это опасное оружие в неумелых руках. Не секрет, что далеко не все педагоги дополнительного образования имеют педагогическое образование и вообще высшее образование. Прочитав данную разработку педагог может ее применить по мере своих непрофессиональных умений, сделав выводы как дилетант и не взвесив последствий, ознакомить со своими выводами детей и родителей
[Материал]
avatar
4 Олька-умка • 22:14, 30.03.2011
у меня творческое объединение по изобразительной деятельности, материал будет кстати:)
[Материал]
avatar
3 galickaya-m • 02:23, 20.10.2010
Спасибо большое за Ваш материал! Я руководитель творческого объединения "Юный зоолог", на занятиях с ребятами мы часто рисуем животных. Благодаря данной методике, смогла лучше познать своих учеников.
[Материал]
avatar
2 Светлейшая • 16:27, 19.10.2010
Мне кажется, сейчас как никогда актуальна подобная диагностика. У детей такой ворох психологических проблем!!!! сПАСИБО.
[Материал]
avatar
1 scorpi • 15:01, 25.09.2010
Очень интересно! Обычно при поступлении в школу мы тестируем детей по рисунку человека. А в каком возрасте возможна такая диагностика?
[Материал]