Воспитательное мероприятие с презентацией «У каждого есть Родина своя»; 4-5 классы
Воспитательное мероприятие для школьников 4 - 5 класса
« У каждого есть Родина своя»
(Сценарий мероприятия разработан воспитателем группы 4 - х классов
Вануйто Надеждой Юповной)
Всестороннее развитие ребёнка невозможно без ощущения себя как части своего народа, его культуры. Поэтому, необходимо приобщить обучающихся к пониманию истории родного края, его природного своеобразия, особенностей национальной культуры, того края, в котором протекает жизнь ребенка. Чувство Родины в широком смысле - родной страны, Отчизны - связано в нашем сознании с чувством Родины малой - отчего края. Поэтому при разработке настоящего мероприятия я поставила перед собой следующие цели:
Цели:
Привитие чувства гордости за свою малую Родину;
Формировать национальное самосознание;
Расширить знания детей о Ямале, продолжить знакомить детей с животными и растениями края;
Воспитывать чувство любви к тундре, к национальной культуре, традициям ненецкого народа;
Расширить знания детей о декоративно-прикладном искусстве коренных народов Севера;
Показать индивидуальность, своеобразие и неповторимость произведений народно-прикладного искусства;
Задачи:
Познакомить с культурой и традициями народов Севера, активизировать словарный запас и расширить кругозор, обогатить жизненный опыт детей;
Развивать речь, познавательную активность, творческий потенциал учащихся;
Воспитывать чувства прекрасного, любовь и гордость к родному краю, умение ценить культуру и традиции народов Севера.
Оборудование:
Компьютер, проектор для показа презентации;
Мини-выставка поделок;
Карта Ямала
Музыкальное сопровождение
Выставка книг о тундре
Картины о севере.
Рисунки с растениями и животными тундры
Ход мероприятия:
Воспитатель:
У
каждого есть маленькое солнце,
На
родине заботы не томят,
На родине
и радостней поется.
У каждого есть
родина своя,
У каждого есть дом,
где он родился,
А где родился, там
и пригодился,
Вот так у нас в народе
говорят.
Зимой у нас бывает много
льда,
А летом здесь бывает много
света,
Порою слишком сильные
ветра,
Тепло бывает очень редко.
У
каждого есть родина своя.
1-й ребенок: Вы на карту посмотрите
И Ямал на ней найдите,
Потому что здесь наш дом
Мы на Севере живем.
Край земли – так переводится с ненецкого языка на русский слово «Ямал». С давних времён поселились здесь ненцы, ханты, селькупы. Названия народностей означают места их проживания – безлесную тундру, побережья рек, тайгу. На бескрайних просторах тундры пасут тысячные стада оленей ненцы, ловят драгоценную рыбу – нельму, осётра, муксуна – ханты. В лесах, растущих ближе к югу, в изобилии водятся пушные звери, много грибов и ягод. Ямал – эти бескрайние просторы тундры, изрезанными многими тысячами рек, озер, болот, это тайга, это горы с бесчисленными богатствами недр. О рождении Ямала сложена легенда:
«….Малютку Ямала родила большая волна Карского моря. Но появился он в горестный день полярной, студеной, большой темноты. Мать – волна придумала ему имя, но назвать не успела, потому что язык у нее превратился в бесчувственный лед. И мать – волна сказала: «Да зовешься ты Ямалом!» С севера Ямал омывается Великим Северным Ледовитым океаном и омывается водами Карского моря, Обской и Байдарацкой губ.
Богат наш край, в его недрах бесценное богатство – нефть и газ, а главная ценность земли – люди – труженики.
Прекрасное чувствование природы, дыхание мира, позволило создать народам Севера богатое и самобытное народное творчество: песни, сказки, легенды, пословицы, загадки, игры.
1-й
ученик:
Суров мой север лишь на первый взгляд
Пусть ветры завывают за стеною,
Здесь каждый вас видеть будет рад
И обогреть душевной теплотою.
2-й ученик: Дороже нет родного края.
Где отчий дом, семья, друзья.
Его я славлю, воспеваю-
Ведь это родина моя.
3-й ученик: Малый кружочек на карте ямальской
А вот покрупнее кружок...
Все это дорого, все сердцу близко.
Все это наше родное, дружок.
(Стихотворение Л. Лапцуя «Приезжай» рассказывает ----)
Ты не видел тундры? Приезжай!
Если встретит холодом она,
Если вьюга зарычит, страшна,
Словно моря Карского волна.
Не пугайся, словно горностай,
Не кидайся в снежные бугры
Неумелым лыжником с горы.
Ясным взором посмотри вокруг,
Полной грудью свежести вдохни,
Бодростью наполнится твой дух.
В тундре – век двадцатый, наши дни.
Сядешь в нарты, что летят стрелой,
Или в сизокрылый самолет,
В тундре, под Полярною звездой,
Где живет мой маленький народ.
Жар гостеприимства сохраняя,
Обогрет ты будешь без огня!
Надежда Юповна: Дети всюду на земле-
в тундре, в городе, в селе-
летом, зимнею порою
день проводят за игрою.
Дети приезжают из далёких тундровых стойбищ. Всю долгую полярную ночь они живут и учатся в интернате. И хотя они очень скучают по дому, всё равно остаются детьми: любят бегать, баловаться, играть. Как и все дети, они любят играть в прятки, пятнашки, чехарду. Игры их называются: “Куропатки и охотники”, “Волк и олени”, “Важенка и оленята”. А какая же игра без считалочек?
(Стихотворение П. Явтысыя «Что вас много - не беда» рассказывает один ребенок, стоя в кругу детей)
Что вас много – не беда!
Собирайтесь все сюда!
Поскорее! Не ленитесь!
В круг широкий становитесь!
Я сейчас начну считать,
Чтобы крайнего узнать.
Тот, кто станет крайним вдруг,
Тот пускай покинет круг.
Начинаю я считать:
“Раз! Два! Три! Четыре! Пять!
Стая уток в небе синем.
И тебе лететь за ними!..
Раз! Два! Три! Четыре!
Утки лапки промочили,
Чтоб не мокли от росы,
Им галоши отнеси!..”
Счёт ведём мы:
“Раз! Два! Три!
Наш костёр сильней гори!
Чтобы был обед готов,
Принеси скорее дров!..”
Мы считаем: “Раз! Два!
В тундре выросла трава.
Кто в траве оставил след?
Поскорей найди ответ!..”
Посчитаем дальше: “Раз!
Только двое стало нас.
Все мы прячемся в кусты,
А искать нас будешь ты!..”
Вануйто Надежда Юповна: А вот ещё считалки.
1-й ребенок: Дети всюду на земле
В тундре, в городе, в селе
Летом, зимнею порой
День проводят за игрой.
Только прежде чем играть
Надо всех пересчитать
Чтоб узнать, кто всё же будет
Догонять вас иль искать
А считалочки из тундры
Выучить совсем не трудно.
Вед.
Сейчас каждый класс получит по одной
считалке, которые вы выучите и расскажете
хором. А пока вы готовитесь, будут звучать
песни о севере. (Песню
споет Хасне Сэротэтто – 8 класс)
Считалки для зала. ( Можно подготовить своих детей)
*Прилетели в тундру утки
Позолоченные грудки,
Чтоб утяток выводить…
А тебе сейчас водить!
*Сильный северный олень
Нас катает целый день!
Но на нарту всем не сесть
– Значит, ты останься здесь
Вышло солнце из-за туч,
Уронило яркий луч
Прямо в травы и цветы…
Этот лучик ищешь ты!
*Как по нитке, по лучу
К солнцу я залезть хочу.
Вот я лезу в небо смело…
Только тучка прилетела,
И пропала солнца нить.
Я – упал…
Тебе водить!
*На рассвете высью синей
Пролетают гусь с гусыней,
Окликают с высоты:
Выходи из круга ты!
*Прибежала к нам лиса
Через реки и леса…
Быстрым зайчиком в кусты
Убегай скорее ты!
*Все ребята встали в круг.
Серый волк примчался вдруг!
Он клыкастый погляди!
Самый, смелый выходи!
Звучит музыка. Как только готовы, каждый класс рассказывает считалку хором.
Вануйто Надежда Юповна: Вот и хорошо. Оказывается, правда, что считалочки из тундры выучить совсем не трудно.
Итак, друзья, мы продолжаем наше познавательное мероприятие. Мы хотим, чтобы вы ближе познакомились с нашим краем, с его традициями, с творчеством его народа.
Живя в тесной связи с природой, ненцы и ханты чутко прислушиваются к ней, наблюдают, примечают. Ребята, а какие вы знаете народные приметы?
“Долганские приметы”. О. Аксёнова (Диалог двух учеников)
Если шумно хороводят вновь гагары над рекой.
Значит завтра быть погоде, да притом ещё какой!
Если чайки разгалделись на разбойном языке,
Значит, рыбы, в самом деле, густо водятся в реке.
Если чаще лемминг юркий под ногами стал шнырять,
Значит, мы песцовых шкурок сможем нынче много сдать.
Если рано- рано утром стелется весной туман,
Значит, жди крикливых уток из далеких тёплых стран.
Если днём погожим тундра не звенит от комара,
Значит, жди, что завтра утром разожжёт костры жара.
Если в тёплый день нежданно гуси к югу повернут,
Значит, ветры с океана снег и холод принесут.
Если малость поутихла только к вечеру пурга,
Значит, жди, неделю лихо будут вновь гулять снега.
(Приметы раздать детям из зала, чтобы они прочитали или сказали)
- Чем метель над тундрой злее, тем в снегу куропатке теплее
- Выкорми пса из щенка, если хочешь иметь дружка
- Оставленный в тундре запас - и для нас, и для вас.
- Тот, кто оленя может побить, сам не уйдёт от его копыт.
- Много грибов – много белок будет.
- Уходи на охоту рано – всегда будешь с удачей.
- Не будь жадным, и не останешься одиноким.
- Не вылавливай из озера всю рыбу – оставь потомкам.
- Если в дом придёт чужая блудная собака – к добру, к счастью.
- Если в доме злые собаки – и люди там неуживчивые.
- Не берите собаку бесплатно – она на новом месте не приживётся.
- Если собака, стоя на ногах, качается – хозяину предстоит дорога.
- Нельзя собаку вечером звать по кличке – воры придут.
- Нельзя переступать через собаку – растопчешь своё счастье.
Ванйто Надежда Юповна: Много богатств на Ямале. Но как вы думаете, друзья мои, какое главное богатство Севера?
1 реб. Я думаю - его люди.
2 реб. И, конечно же, мы, дети, его будущее.
Надежда Юповна: Вы правы. Родители стремятся, чтобы дети получали образование. А чтобы они не забывали родные места, на каникулы ученики едут в родной чум на оленьей упряжке. И долгой дорогой домой ребята загадывают друг другу загадки.
Ребята, а вы сможете вы разгадать загадки? Кто больше всех отгадает загадок, тот получит приз.
Черный чум 3 месяца в тундре стоит,
а румяный хозяин тундры за Ледовитым океаном кочует
(полярная ночь и солнце)
Волшебник на железе посреди чума
Сидит – и угостить может, и укусить может
(огонь очага)
В ночь беззвездную до чума
Кто добраться вам поможет
Кто разыщет путь по ветру
Если в тундре бездорожье
(олень)
Олень от них убегает
А они не отстают
(нарты)
С неба летит – пляшет
Все что есть в тундре, прячет
А чум попадет – плачет
(снег)
Какой полуостров сам говорит о своей величине?
(Ямал)
Лежит у порога меховое кольцо
Чужого в чум не пускает
(Собака)
8. В ночь беззвёздную до чума
Кто добраться вам поможет?
Кто разыщет путь по ветру,
Если в тундре бездорожье?
(Олень)
9. Олень от них убегает –
А они не отстают.
(Нарты)
10. По речной глади
Деревянная уточка скользит,
Крыльями о воду бьёт,
А взлететь не может.
(Лодка)
11. С неба летит – пляшет.
Всё, что есть в тундре, - прячет.
А в чум попадёт – плачет.
(Снег)
12. Она, как снег, от солнца прячется.
А мышки – от неё.
(Сова)
13. Радость пастуха оленевода
На четырёх палочках стоит,
Обсохнет – за мамой побежит.
(Новорождённый оленёнок)
14. Волшебник на железе
Посредине чума сидит –
И угостить может,
И укусить может.
(Огонь очага)
15. Летом - серая, зимой белая.
(Куропатка)
16. Летом - меховые, зимой берестяные.
(Рога оленя)
17. Она, как оленья шкура,
от моря до моря лежит-
то рыжей, то белой, то зелёной становится. (Тундра)
18. Гусиный пух тундру заметает,
А гусей нигде нет. (Снег)
19. Цветная занавеска ночное небо закрывает,
А в тундре от неё светлее становится. (Северное сияние)
20. Вечер на костре заката чайник кипятит,
белым паром землю покрывает. (Туман)
1 реб. А ты знаешь, почему ненцы могут запросто жить в тундре, и ничего с ними не бывает? Хотите узнать почему, отгадайте загадку:
1. Хоть верь, хоть не верь:
Пробегал по лесу зверь.
Нес на лбу он неспроста
Два развесистых куста.
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Олень)
Надежда Юповна: Правильно, ребята это олень. Олень – главный помощник человека в тундре и он даёт ненцам почти всё: мясо, одежду, обувь, жилище, которое покрыто оленьей шкурой, постель тёплую, транспортное средство, ценное лекарство пантокрин. Ненцы уважают и любят своих оленей, считают их верными друзьями, лечат и берегут их. Жизнь народов севера невозможно представить без оленей. Ямал по праву называют «оленьим краем». Олень – всему голова. Ненцы говорят: «Береги оленя, как мать-землю. Он тебя кормит, одевает, согревает. Он – смысл твоей жизни, поэтому всюду словом благодарности люди чествуют оленей». А какие вы еще знаете загадки про оленя?
(Загадки говорят дети из зала)
1. Угадайте, что за зверь я?
У меня на лбу - деревья! (Олень)
2. Бьёт копытами "цок-цок",
Снег летит, крупа, песок,
Знают все, кому не лень,
Это - северный ... (Олень)
3. Да, этот случай очень редкий –
На голове растут две ветки. (Оленьи рога)
4. Словно царскую корону,
Носит он свои рога,
Ест лишайник, мох зелёный,
Любит снежные луга. (Олень)
5. Стройный, быстрый,
Рога ветвисты.
Скачет по лесу весь день,
И зовут его ... (Олень)
6. Он рогат и благороден,
Он мечтает о свободе.
В зоопарке целый день
Бьет копытом зверь ... (Олень)
7. Боится зверь ветвей моих,
Гнезд не построит птица в них.
В ветвях – краса и мощь моя.
Скажите дети: кто же я? (Олень)
Надежда Юповна: А кто же кроме оленя еще живет в тундре? Об этом вам расскажут ребята из нашей группы. Послушаем их.
Стихотворение «Пуночки»
В тундре снег темнеет, тая… Пуночек промчалась стая. Вот проталинка как блюдце. Пуночки над блюдцем вьются, сядут и воды напьются. |
Но друг с другом не дерутся. Потому что птички знают: Скоро льдинки все растают И растает в тундре снег – хватит блюдечек на всех! |
Стихотворение «Полярная сова»
Как в тундре снег, белым – бела летит полярная сова. Ей не страшны мороз, зима |
и полночи беззвёздной тьма. Следят локаторы ушей за перебежками мышей. И видят их сквозь тьму глаза… Сова – мышиная гроза. |
Стихотворение «Песец»
По тундре – из конца в конец – бежит встревоженный песец. Бежит при солнце и впотьмах. |
Песца не голод гонит – страх, ведь в тех местах, где он живёт, его опасность всюду ждёт. |
Надежда Юповна: Ребята, а сейчас мы с вами поиграем.
Игра « Хлопните в ладоши, если услышите слова, подходящие к описанию северного оленя: неуклюжий, быстрый, мощные рога, охотиться на зайцев, питается ягелем, пышный мех, тонкая кожа, выносливый, слабый, густой подшерсток, крылья, копыта, оленёнок, косолапый, рыжий, красивый хвост».
« Хлопните в ладоши, услышав слова, подходящие к описанию песца: осторожный, пушистый мех, добывает рыбу, питается травами и ягодами, разоряет птичьи гнёзда, пушистый хвост, копыта, ветвистые рога, серебристо-голубая шубка, неуклюжий».
– Молодцы, ребята!
Вануйто Надежда Юповна: Ребята, отгадайте загадку:
Есть
такой волшебный дом –
Тундра вся
вместилась в нем:
Птицы, звери- вся
природа…
Вся история народа.
Будто
след былых времен,
Бережно хранится
в нем:
Иглы, стрелы, топоры
Незапамятной
поры…
– О каком доме говорится в этом стихотворении? О музее.)
– Какой музей мы посетили недавно? (Краеведческий.)
– Чем запомнилась вам эта экскурсия?
Природа Севера очень сурова, но именно она научила его обитателей ценить и хранить тепло. Как? (Придумали теплое жилье и теплую одежду.)
– Как называется жилище коренных народов севера? (Чум.)
– Из чего делают чум? (Длинные толстые шесты ставят конусом, сверху обтягивают толстыми шкурами животных.)
– Какую одежду носят? (Народы Севера носят малицу из оленьего меха с капюшоном и рукавицами, рукавицы пришивают к рукавам верхней одежды, ноги от холода защищали “кисы” – сапоги из оленьего меха.)
Вануйто Надежда Юповна: А хотите посмотреть на мастериц, которые делают красивые кисы, малицы, пояса?
Ученик. “В мастерской” П. Явтысый (инсценировка)
Мягкий свет, как сиянье струится.
В мастерской тишина и уют.
За широким столом мастерицы
Меховые пимы людям шьют.
И движением неторопливым,
Мех сшивая, стежок за стежком
И орнамент, чтоб стал он красивым,
Обозначат цветным лоскутком.
Мастериц расцветают улыбки,
А иголки в умелых руках
В мех олений ныряют, как рыбки,
Мелкий бисер горит в завитках.
Не пимы- сапоги скороходы
Заполярной зимой до весны
Ни метель, ни снега, ни походы
Этим чудным пимам не страшны.
Надежда Юповна: Север удивительный! Он принимает только тех, кто не ищет легких путей. Наверное, души людей отогреваются здесь, на опаленной северными ветрами земле, среди чистоты и непорочности.
1-й ученик: Мы - воспитанники севера, навеки повенчанные с этим краем, тоже несем ответственность за будущее Ямала, за его красоту, уникальность.
2-й ученик: Сейчас Ямал - обжитая планета.
Везде, на всём – солёный пот труда.
…Дремавший бесконечными веками,
Весь полуостров как бы вырос вдруг,
3-й ученик: Был поднят над студёными волнами
Усилием весёлых юных рук.
Он был вчера похож на старика,
Но юношей расправил плечи ныне.
1-й ученик: Сейчас Ямал не снежная пустыня…
Полюбите наш край наверняка!
Мы ждём, друзья! И вовсе не беда,
Коль встретит вас неласковая вьюга.
2-й ученик: В любой зайдите чум – вас ждёт всегда
Гостеприимство и забота друга.
Суров мой Север лишь на первый взгляд.
Пусть ветры завывают за стеною,
Здесь каждый вас увидеть будет рад
И обогреть душевной теплотою.
Спасибо за внимание! До новых встреч!
На странице приведен фрагмент.
Автор: Вануйто Надежда Юповна
→ Юповна 25.11.2013 0 5253 682 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.