Презентация "Где живут русские промыслы?"


Слайд 1
Где живут русские промыслы? АВТОР: В.А.Цвингер педагог дополнительного образования ГБУ ДО ДДТ «Олимп» Выборгского района СанктПетербурга 2021 год
Слайд 2
презентация Тема: «Где живут народные промыслы?» Для уроков по народному танцу по программе «Экзерсис» 2 год обучения
Слайд 3
ХОХЛО МА • Словом »хохлома» называют декоративную роспись деревянной мебели или посуды золотистыми, зелеными и красными красками на черном фоне. Этот русский народный художественный промысел возник во второй половине XVII века в деревнях, расположенных на левом берегу Волги. Существует два основных типа росписи: • «верховая» — красным и черным на золотистом фоне, и • «под фон» — золотистый силуэтный рисунок на цветном фоне.
Слайд 4
ХОХЛОМА • Готовые изделия везли для продажи в крупное торговое село Хохлома Нижегородской губернии, отчего роспись и получила свое название. • Благодаря удачному расположению села на торговых путях хохломские изделия быстро обрели популярность. С Нижегородской ярмарки купцы развозили их по всей России, а также продавали в страны Азии и Западной Европы. • Над становлением хохломской росписи работали целые династии мастеров, наиболее известными из которых были Лушины, Гущины и Красильниковы. • В наши дни хохломская роспись развивается в двух центрах — городе Семенове, где с 1920-х годов находятся фабрики «Хохломская роспись» и «Семеновская роспись», и в деревне Семино Ковернинского района, где работает предприятие «Хохломской художник».
Слайд 5
ГЖЕЛЬ • Гжель — это традиционный русский промысел, особый вид росписи по керамике. Для создания гжели, как правило, используют белые и синие краски. Изначально Гжелью называлась деревня недалеко от Москвы. Считается, что слово «гжель» произошло от глагола «жечь». В деревне Гжель с древности занимались гончарным искусством. Здесь создавали разные глиняные изделия, лепили и обжигали керамическую посуду и фигурки. Со временем Гжелью стали называть не одну деревню, а сразу несколько — «гжельский куст», который объединил около тридцати населенных пунктов. В Российской империи их включили в Гжельскую волость. В конце XVII века по указу царя Алексея Михайловича в Гжели стали делать аптекарские и алхимические сосуды по государственным заказам. А в 1740-х химик Дмитрий Виноградов создал из местной глины первые русские фарфоровые изделия.
Слайд 6
ГЖЕЛЬ • В XIX веке в деревнях «гжельского куста» возникли многочисленные фарфоровые предприятия — заводы Кузнецовых, братьев Барминых, Сазоновых. Посуду на них производили на новом оборудовании большими партиями. Из-за этого почти все небольшие ремесленные мастерские закрылись. • Вновь народный промысел начал развиваться только в советское время. Тогда в Гжели открылся специализированный керамический техникум. Затем возникла и артель, где изготавливали фарфоровые и фаянсовые изделия. Возрождать промысел помогали искусствовед Александр Салтыков и художник Наталия Бессарабова. • Сегодня в Гжели действует сразу несколько предприятий, где производят не только посуду и статуэтки, но и керамическую плитку, часы, люстры и телефонные аппараты.
Слайд 7
Жостовская роспись • История Жостово и жостовского промысла восходит к началу 19-го века, когда в ряде подмосковных сёл и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) — Жостово, Осташково, Хлебникове, Троицком и других — возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Традиции этой росписи зародились в Жостово и окрестных селениях на основе более ранней фидоскинской миниатюры, являющейся видом русской лаковой живописи. Также как федоскинская, жостовская роспись выполняется масляными красками в несколько слоев, первым из которых является замалёвок. Сходными являются и другие используемые материалы: лак, металлический порошок, сусальное золото или поталь, перламутр. Общими по началу были и сюжеты. • Тагильская роспись (XVIII век) чуть позже оказала свое влияние на жостовскую роспись, помогая сформировать ее основной мотив — цветочный букет.
Слайд 8
Жостовская роспись • В 1922 году в деревне Новосельцево возникла «Новосельцевская трудовая артель» по выпуску железных лакированных подносов; • В 1924 году в деревне организовались «Жостовская трудовая артель» и «Спецкустарь»; • В 1925 году — «Лакировщик» и одновременно в селе Троицкое — артель «Свой труд» по росписи подносов. • Все они были объединены в 1928 году в специализированную артель «Металлоподнос» в деревне.
Слайд 9
ПАЛЕХСКАЯ МИНИАТЮРА • Народный промысел, развившийся в советское время в посёлке Палех Ивановской области взамен существовавшей там школы иконописной живописи. • Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше. Обычно расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, заколки для галстука, игольницы и т. д. Работы обычно выполняются на чёрном фоне и расписываются золотом. • Оригинальная технология, которая применялась первыми мастерами этого жанра в 20-30-х годах XX века, не прошла испытания временем, и многие произведения тех лет, растиражированные в репродукциях, в значительной степени повреждены. • Типичные сюжеты палехской миниатюры заимствованы из повседневной жизни, литературных произведений классиков, из сказок, былин и песен.
Слайд 10
ХОЛУЙСКАЯ МИНИАТЮРА • народный художественной промысел зародившийся в селе Холуй Ивановской области, после революции и запрещения иконописного ремесла. • Миниатюры исполняют на папье-маше с использованием специальных темперных красок. • Обычно расписываются шкатулки, ларцы, брошки, панно, игольницы, кубышки и т. д. • Художники холуйской миниатюры реализуют самые разнообразные сюжеты: исторические, фольклорные, литературные, а также современные, в том числе — натюрморт и пейзаж. • Главным отличием холуйской миниатюры является использование синевато-зеленого и коричневооранжевого тонов. Дополнительные оттенки применяются лишь для контрастного оживления рисунка. Золото и серебро применяется ограниченно, только при изображении металлических предметов или в орнаменте. Сам же орнамент строг и сдержан. • Холуйская миниатюрная живопись привлекает своеобразием и неброской, но доброй красотой.
Слайд 11
• Первоначально слободские умельцы (также, как их соседи в Палехе и Мстёре) с XVII века занимались иконописью, в основном для Троице-Сергиевой лавры, а также изготавливая и недорогие иконы для окрестных жителей. Работы Холуйской слободы были настолько популярными, что в год ими создавалось до 2 миллионов икон. • Коренное отличие холуйской миниатюры от других, аналогичных, производств было заложено с самого начала: по совету занимавшегося развитием народных промыслов искусствоведа А.В.Бакушинского, для экономии средств мастера обучались работе не на предметах, планируемых для росписи, а на листах картона, окрашенных в чёрный цвет и покрытых лаком. • После революции мастера Холуя занимались росписью «ковриков» — созданием копий картин известных мастеров. Мастера Холуя начали роспись шкатулок, но позже ассортимент был расширен пудреницами, миниатюрными игольницами. • В 1934 году в Холуе была создана художественная артель, занимающаяся росписью лаковых изделий. • После Великой Отечественной войны стиль холуйских мастеров начал трансформироваться: пейзаж стал отдельным сюжетом, а не фоном. На предметах стали чаще изображать мотивы русских народных сказок. Стандартно предметы обрамляли орнаментом из сусального золота и вишневой смолы. • В послевоенные годы в искусстве холуйских мастеров всё яснее стали проступать своеобразность и индивидуальная манера, зримо отличающиеся от искусства мастеров других мест . • Главным отличием холуйской живописи является использование синеватозеленого и коричнево-оранжевого тонов. ХОЛУЙСКАЯ МИНИАТЮРА
Слайд 12
ГОРОДЕЦКАЯ ЖИВОПИСЬ • Городецкая роспись — русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX века в районе города Городца. Яркая, лаконичная городецкая роспись украшала прялки, мебель, ставни, двери. • В 1936 основана артель (с 1960 фабрика «Городецкая роспись»), изготовляющая сувениры; мастера — Д. И. Крюков, А. Е. Коновалов, И. А. Мазин. • Городецкая роспись держит свое начало от резных городецких прялок: фигуры вырезались из дерева другой породы и вставлялись в соответствующее по форме углубление. Вставки, сделанные образом, располагая всего двумя оттенками дерева и несложным инструментом, народные умельцы превращали поверхность доски донца в настоящую картину. • Позже мастера для изобразительного богатства стали применять подкраску, яркое сочетание желтого цвета с темным дубом, добавление синего, зеленого, красного цветов делало донце еще более нарядным и красочным. Известным мастером инкрустированных донец с подкраской был Л. В. Мельников. • Необходимость увеличить производство прядильных донец натолкнуло мастеров на мысль упростить технику декоративного оформления. Со второй половины 19 века сложная и трудоемкая техника инкрустации стала заменяться просто резьбой с подкраской, а с 1870-х годов на Городецких донцах преобладает живописная манера украшения. Сюжеты были различные. В музее «Асташово» (Костромская область) по состоянию на 2020 год хранилось донце, на котором были изображение парохода и надпись: «Американский пароход потопил рыбацкую лодку»
Слайд 13
ГОРОДЕЦКАЯ ЖИВОПИСЬ • В нижегородских росписях можно различить два типа — павловские и городецкие росписи, которыми украшали сундуки, дуги, сани, детскую мебель, донца для прялок и многие мелкие предметы обихода. • Городецкий стиль отличается прежде всего содержательностью. В росписях основное впечатление дают жанровые сцены. Это — быт крестьянства, купечества, пышный парад костюмов.
Слайд 14
ГОРОДЕЦКАЯ ЖИВОПИСЬ • Значительное место занимают цветочные мотивы — пышные «розаны», писанные широко и декоративно. Рядом с жанровыми реалистическими мотивами в городецких росписях живут и деализированные, декоративные образы птиц и животных. • Встречаются экзотические львы и барсы. Особенно часто изображение горячего, сильного коня или петуха в гордой, воинственной позе. Чаще всего это парные изображения, геральдически обращенные друг к другу. • Любимые фоны — ярко-зеленый или красный, глубокий синий, иногда черный.
Слайд 15
Мезе́ нская ро́ спись по де́ реву или палащельская роспись • тип росписи домашней утвари (прялок, ковшей, коробов, братин), сложившийся к концу 19 века в низовьях реки Мезень. Самая древняя датированная прялка с мезенской росписью относится к 1815 году, хотя изобразительные мотивы подобной росписи встречаются в рукописных книгах 18 века, выполненных в мезенском регионе. • Эта роспись родом из Архангельской области.
Слайд 16
Мезе́ нская ро́ спись по де́ реву или палащельская роспись • Практически все предметы с мезенской росписью созданы в конце XIX и начале XX века. Предметы густо испещрены дробным узором (звёздами, крестиками, чёрточками), выполненным в два цвета: чёрный — сажа и красный — «земляная краска», охра. Основные мотивы геометрического орнамента — диски, ромбы, кресты — напоминают аналогичные элементы трёхгранно-выемчатой резьбы. • Среди орнаментов — фризы со стилизованными схематичными изображениями коней и оленей, которые начинаются и обрываются на границах предмета. Выполненные чёрной и красной красками, фигурки животных словно возникают из геометрического орнамента. Все изображения очень статичны и лишь благодаря многократному повтору возникает ощущение динамики. Как правило на мезенских прялках изображается один ряд оленей и ниже ряд коней, но встречаются изделия с большим количеством фризов и более сложным, сгущенным орнаментом. В верхней части прялок часто помещаются схематичные изображения птиц, нанесённые одним мазком красной краски. • Изображения на обратной стороне прялки были менее насыщенны орнаментом, более вольны в сюжете. Здесь можно увидеть по-детски наивно написанные жанровые сценки: охота, пароход, те же кони, только резвящиеся на воле. Рядом с изображением часто встречаются подписи с именем автора, заказчика, датой изготовления или ценой прялки. • Готовое изделие расписывали по чистому негрунтованному дереву сначала охрой с помощью измочаленной на конце деревянной палочки (тиской), потом пером глухаря или тетерева делали чёрную обводку и кисточкой, сделанной из человеческого волоса, наносили узор. • Мезенская роспись — одна из поздних крестьянских росписей. Эта роспись представляет собой чисто орнаментальный декор.
Слайд 17
ВОЛХОВСКАЯ РОСПИСЬ • Художественная роспись по дереву, бытовавшая на территории современного Волховского района Ленинградской области, в поселениях на берегах р. Волхов. (бывш.территория Новоладожского уезда Санкт-Петербургской губернии). • Является одним из возрождённых в наши дни народных художественных промыслов Ленинградской области.
Слайд 18
ВОЛХОВСКАЯ РОСПИСЬ • В самом начале своей истории волховская роспись не отличалась той красочностью, по которой она впоследствии стала узнаваемой. Прославили ее прялки, которые изначально украшала резьба. Это был трудозатратный процесс, который по мере совершенствования открывал мастерам все большие колористические возможности. • Собственно, прялки и являются первым и наиболее изученным видом расписных волховских произведений. Они делились на две разновидности: «золоченки» и «крашенки». • Волховские прялки: • «Золоченки» отличало стилистическое декоративное единство. На лицевой стороне предмета изображался крупный цветок, с трех сторон обрамленный полоской с именем обладательницы прялки. Мазок используется плоский, но за счет цветовой композиции цветок сочный, выпуклый. «Золоченки» — нарядные, праздничные. На них видна символика стихий, а также растительные и анималистические мотивы. • «Крашенки» — на них золотого обрамления и надписей не было. Но отличали многие «крашенки» точеные ножки, причудливо изогнутые сережки, и очень живописный декор. Можно сказать почти с уверенностью, что эти прялки предваряли появление «золоченок». И традиционные композиционные приемы сохраняются в обоих видах расписных изделий. • И уже в 2019 году в г. Волхов, на родине промысла, создано предприятие, которое так и называется «Волховская роспись». Изделия, которые производит предприятие, документально относятся к народным художественным промыслам. Такое событие – явление в мире традиционного русского народного искусства. • Волховская роспись особенно живописна, когда-то ее даже называли «сельским Ренессансом». Она прекрасно справляется с задачей воссоздания природных явлений: игры солнца на растениях, естественной колористике природы. Легким и свободным движением кисти художник создает на поверхности лист, стебелек или лепесток. И в каждом таком элементе, кажется, готова уместиться целая радуга. Какие цвета присутствуют на работах: оттенки красного и оранжевого; вариации лилового, сиреневого, фиолетового; зеленый цвет – от травяного до насыщенного темного; белый; синий и голубой цвета; черный, темно-коричневый. • Очевидно, что это не скупое на цвета художественное направление, обогащенное именно особенной техникой перехода цвета. Несмотря на яркость и пестроту, за счет цветового перехода в картинке присутствует притягательная мягкость и нежность.
Слайд 19
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ: • Где «живет» Волховская роспись? • Цвета используемые в Мезе́ нской ро́ списи? • Какие промыслы «вышли» из Архангельской области? • Какие промыслы отражены в танцевальном номере «Русский сувенир»? • Какие цвета используют мастера для создания гжели?
Слайд 20
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Полный текст материала Презентация "Где живут русские промыслы?" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Цвингер Виктория Александровна  Публикатор
25.07.2021 0 1122 159

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК