Опыт работы "Роль дидактической игры в процессе нравственного развития детей старшего дошкольного возраста"


Департамент образования администрации Пермского края







« Роль дидактической игры в процессе нравственного развития детей старшего дошкольного возраста».















ГОЛУБЕВА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА

2 квалификационная категория

воспитатель

Муниципальное дошкольное

образовательное учреждение

« Детский сад № 140»

Индустриального района

г. Перми.











Оглавление.





Ведение __________________________________________________________ 3.




Теоретическая часть______________________________________________ 7.



Опыт моей работы ________________________________________________13.




Мониторинг развития нравственных качеств _______________________ 19.



Вывод____________________________________________________________ 22.




Список литературы________________________________________________ 23.





























Введение.



Одной из основных проблем воспитания дошкольников, как подчёркивают многие педагоги и психологи, является проблема нравственного воспитания.

В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Дошкольный возраст- период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. Чем младше ребёнок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение. Направленность переживаний ребёнка на эмоциональное состояние взрослого, в первую очередь родителей и сверстников, способствует проникновению в их внутренний мир, установлению доверительной связи с ними. Образование, навыки, сноровку можно приобрести и позже, но основа самого лучшего в людях - человечности - закладывается именно в дошкольном возрасте, возрасте интенсивного развития чувств и межличностных отношений.

Основной проблемой демократического общества является развитие новой личности, позволяющей ему успешно адаптироваться в новом мире.

Также мы видим, что требования предъявляемые школой к ребёнку, не соответствуют его уровню развития. Таких психологических процессов как произвольность, самостоятельность, инициативность творчества. Ребёнка надо воспитывать, а не учить.

Поэтому процесс нравственного воспитания детей усложнился.

Об актуальности нравственного воспитания дошкольников свидетельствует обсуждаемый проект федерального компонента Госстандарта дошкольного образования / 2002 г./, где серьёзное внимание уделяется нравственному воспитанию детей, посещающих дошкольные учреждения.

Незаменимым средством обучения детей преодолению различных затруднений в нравственной деятельности является дидактическая игра. Воспитательная и развивающая ценность обучения в игровой форме заключается в содержании и направленности ею на решение задач нравственного воспитания- воспитания положительного отношения детей к явлениям окружающей жизни, к труду, взаимоотношения людей; раскрываются нравственные черты, формируется нравственные привычки. Однако в практике дидактические игры применяются недостаточно, дети не проявляют к ним устойчивого интереса. Возможно, причиной этого является то, что воспитатели основное внимание уделяют обучающему содержанию лишь на занятиях и мало используют интересную для детей игровую деятельность. Таким образом, дидактическая игра в педагогическом процессе детского сада должна являться и игровым методом обучения, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка. Дидактическая игра должна шире приобщать детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности.

Воспитательно-образовательный процесс нашего дошкольного учреждения строится на методических основах комплексной программы « Детство». Наибольший интерес для меня представляет раздел « В игре ребёнок развивается, познаёт мир, общается»/ Т.И. Бабаева/ и раздел «Социально нравственное воспитание» / Т.И. Бабаева, О.В. Солнцева, М.Н.Полякова/.

Для формирования необходимых умений, понимания того или иного поступка, элементарного взаимодействия с людьми, поведения в соответствии с принятыми нормами в данном обществе или группе мною составлена система работы, включающая перспективный план, дидактические игры и упражнения, консультации для родителей и педагогов, диагностические задания.

Цель моей работы формирование у детей и родителей значимости нравственных ценностей и правового воспитания через дидактические игры.

Задачи:

1. Выявить уровень сформированности у детей нравственных качеств и поступков.

2. Обогатить предметно-развивающую среду, направленную на нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста.

3. Воспитывать чувство собственного достоинства, способность признавать каждого полноценным членом детского сообщества, уважении к индивидуальности других в условиях субъект субъектного отношения с педагогом, комфортного, эмоционального общения с взрослыми и сверстниками.

4. Способствовать переходу нравственных навыков в привычку.

5. Научить детей разрешать конфликтные ситуации.


Для оценки овладения детьми игровыми знаниями и действиями опираюсь на диагностику Т.И. Бабаевой « В игре ребёнок развивается, познаёт мир, развивается, общается», которая выделяет следующие критерии:

Оценка знаний в игровой ситуации

- полнота знаний - соотношение объёма знаний ребёнка и объёма предполагаемого программой, определяется по итогу игровых заданий

- осознанность - степень осмысленности знаний и их применения в игровой ситуации

- доказательность- умение аргументировать свои суждения, имеющиеся знания, опыт

- глубина – умение устанавливать связи и зависимости между современными аналогами.

Оценка отношения к игровой ситуации

- осознанность – оценка объяснений своих и чужих поступков - действенность - умение видеть состояния окружающих людей

- направленность - познавательный интерес к получению информации.


























Теоретическая часть.


« Через игру ребёнок

входит

в мир взрослых,

овладевает духовными

ценностями, усваивает

социальный опыт».


М. А Васильева




Игра - подлинная социальная практика, практика ребёнка его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому важна проблема использования дидактической игры в целях всестороннего воспитания. И в первую очередь формирования нравственной стороны личности.

Воспитание - это процесс преднамеренного целенаправленного формирования у детей желаемых качеств личности (Л.Р. Болотина)


И. П. Подласый сказал « что, воспитание - главная сила, способная дать обществу полноценную личность».

С.Л.рубинштейн « Воспитание направляет развитие, оно - главная сила в формировании личности».

Говоря о воспитании нельзя не сказать о нравственном воспитании. Нравственное воспитание считается одним из основных направлений формирования личности.

В.И. Логинова даёт следующее направление нравственному воспитанию.

Нравственное воспитание - это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения.

С.П. Баранова - нравственное воспитание – формирования морального сознания, нравственных чувств, навыков и привычек поведения.

С.А. Козлова - определяет нравственное воспитание, как целенаправленный парманентный процесс формирования активно-действенного положительного отношения к нравственным ценностям общества.

О.Г. Дробницкий, определяет нравственность как, один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; особая форма общественного сознания и вид общественных отношений.

Нравственность - внутренняя позиция человека.

Гегель « Когда человек совершает тот или Инной нравственный поступок, то он этим ещё недобродетелен; он добродетелен лишь в том случае, если этот способ поведения является постоянной чертой его характера».


Нравственное воспитание целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.

С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т.е. делает своими принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества. Чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.

Конечно, процесс становления личности и его нравственной сферы не может быть ограничен возрастными рамками. Он продолжается и видоизменяется всю жизнь. Но есть такие азы, без которых человек не может функционировать в человеческом обществе. И поэтому обучение этим азам необходимо осуществлять как можно раньше, чтобы дать ребёнку « путеводную нить» в среде себе подобных.

Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребёнок, придя в этот мир, впитывает в себя, всё человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, выводы и умозаключения, подражания взрослым. И двигаясь путём проб и ошибок, он может, в конце концов, овладеть элементарными нормами жизни в человеческом обществе. Однако путь этот очень долог, и не всегда эффективен и не обеспечивает глубины освоения морали. Поэтому роль взрослого как «социального проводника» очень важна и ответственна, стараюсь определить, чему, как и когда учить ребёнка, чтобы его адоптация к человеческому миру состоялась и прошла безболезненно.


Нравственное воспитание дошкольников осуществляю с помощью определённых средств: художественных, природы, общения атмосферы.

Средством нравственного воспитания является собственная деятельность детей: игра, труд, учения, художественная литература.

Дошкольный возраст - первоначальный этап усвоения общественного опыта. Ребёнок развивается под воздействием воспитания, под влиянием впечатлений от окружающего мира. У него рано появляется интерес к жизни и работе взрослых. Игра наиболее доступный ребёнку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений. Она соответствует наглядно-образному характеру его мышления, эмоциональности, активности. В игре обнаруживаются переживания ребёнка, отношения к жизни.


Широко использую в практике разнообразные виды игр, которые занимают существенное место нравственному развитию дошкольников. Поддерживая хорошие игры, способствуют воспитанию у каждого ребёнка нравственных качеств, волевых и нравственных чувств.

В своей работе использую сюжетно- ролевые и дидактические игры.

В.Г. Белинский писал « главная задача человека во всякой сфере деятельности, на всякой ступени лестнице человеческой иерархии - быть человеком».

Дидактическая игра – К.Д. Ушинский - дидактическая игра - игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитании познавательных интересов, развитие познавательных способностей.

Воспитательная и развивающая ценность обучения в игровой форме заключается в содержании и направленности его на решение задач нравственного воспитания дошкольников - воспитание положительного отношения к труду, явлениям окружающей жизни, взаимоотношениям людей, воспитание уважения к старшим, к семье.

В содержании обучения раскрываю нравственные черты человека: правдивость, справедливость, доброту. С помощью дидактической игры формирую нравственные привычки самих детей, создаю возможность для проявления инициативы, самостоятельности, активности при решении игровых задач, выполнения игровых действий. Дети общаются друг с другом на основе общих интересов, выполнения совместных игровых действий, помогают друг другу, радуются общему успеху.


Психолог А.В. Запорожец оценивал роль дидактической игры, справедливо указывал: « Нам необходимо добиваться того чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы всестороннему воспитанию личности».

Ознакомилась с программами. О, Л. Князева программа « Я и мы».

Цель этой программы развитие социальной компетентности детей дошкольного возраста.

Р.С. Буре программа « Дружные ребята»

Цель воспитание гуманных чувств у дошкольников.

Т.И. Бабаева, О.В Солнцева в программе « Детство».

В программе есть подходы нравственного развития детей дошкольного возраста, которые нацелены на решение традиционной задачи: воспитание основ созидательно – творческого отношения к миру. Развитие у детей чувства самоуважения, чувства собственного достоинства.

Опыт моей работы.


Свою работу строю, опираюсь на три основных принципа:


  1. Принцип наглядности.

Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями, отсюда необходимость наглядного обучения, которое строится не на отвлечённых понятиях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых ребёнком.

  1. Принцип созидательности и активности.


В основе этого принципа лежит собственная активность ребёнка, которая является важным фактором обучаемости и оказывает решающее влияние на темп, глубину, прочность овладения материалом.


  1. Принцип прочности.


В основе лежит прочность усвоения знаний. Память ребёнка носит избирательный характер: чем важнее и интереснее для них тот или иной учебный материал, тем прочнее этот материал закрепляется и дольше сохраняется.


Последовательность работы:


  • Введение ребёнка в проблематику нравственных поступков через дидактическую игру.


  • Закрепление и уточнение, получаемых представлений, качеств через проблемные ситуации.


  • Занятия, формирующие личные отношения ребёнка к близким, сверстникам, взрослым.


  • Самостоятельная деятельность, сюжетно – ролевые игры.








Воспитательно-образовательный процесс ведётся в трёх направлениях:

1. Направление « Взаимодействие с детьми».

Задачи:

  • Формировать первоначальные представления о сущности мальчиков и девочек как биопсихосоциальных существ;

  • Систематизировать знания о нормах и правилах взаимоотношений, о необходимости и значимости проявления дружеских, уважительных отношений между детьми.

В своей работе по этому направлению использую такие методы и приёмы:

  • Проводятся цикл бесед на темы « Светлые мысли и дела», « Два начала человеческой природы», « Такие разные дети», « Как я росту», «Честность, фантазия, ложь», « Моё настроениё», « Мои поступки», «Волшебные слова», « Вместе тесно, а врозь скучно», « Достоинство и благородство», при помощи таких бесед дети учатся рассуждать, ценить поступки, разбираться в них.

  • Использую разнообразные альбомы и буклеты: « Как я расту», «Возрастная линия», « Я, ты, он, она - вместе целая страна», « Угадай эмоцию», « Азбука настроения», « Я и мои друзья», «Честность, фантазия, ложь в русских народных сказках» - дети с удовольствием приносят фотографии своих друзей, рисуют рисунки, составляют рассказы, сказки для создания таких альбомов.

  • Дидактические игры и упражнения: « Подарки для детей», « Кому, что подарить», « Волшебная палочка», « Микрофон», « Кто, как выглядит»,

« Как себя вести», « Найди пару», « Хочу быть хорошим», « Хорошо – плохо», « Разные поступки» - дети закрепляют свои знания через игру, с удовольствием в них играют.

- создана «Полочка умных книг» – подобраны книги по данной тематике:

« Е. Пермяк « Как Маша стала большой», Л. Воронкова « Ссора с бабушкой», А. Барто « Разведчица», Я. Аким « Жадина», Н. Носов «Фантазёры», Успенский « Это я виноват». Для постоянного обновления и пополнения книг, оформления выставок налажена дружеская связь с библиотекой, дети ходят в читальный зал, берут книги домой, читают вместе с родителями.

2. Направление: « Отношение между близкими людьми»

Задача:

  • Воспитывать чувство родовой чести, привязанности, сопричастности к общим делам, любви и уважения к членам семьи;

  • Формировать общественно- значимые мотивы поведения в семье.

  • Темы бесед: « Светлые мысли и дела», « Что такое семья», «Моя дружная семья», « Материнство», « Самые родные люди»,

« Семейные обязанности», « Откуда я пришёл?», « Семейные праздники и традиции».

  • Альбомы: « Материнство», « Отцовство», « От девочки до бабушки», « От мальчика до дедушки», « Родословная», « Герб моей семьи», « Моя семья».

  • Дидактические игры – « Бабушка - лучшая подруга», « Папа, мама, я – лучшая семья», « Возрастная линия», « Солнышко - милосердия», « Подарки для всей семьи»

  • Оформление выставок: « Школа улыбок», « От рождения до старости». « Это мы», « Моя история», совместное изготовление с родителями разнообразных поделок

  • Вечера досуга « Отдыхаем всей семьёй», « семейные праздники и традиции»

  • Оформление фотогазет « Традиции народов Прикамья», «Здоровый образ жизни в семье» походы в парк, « Как я со свое семьёй провожу выходной день», « Отпуск с моей семьёй».


3.Направление: « Взаимодействие с взрослыми».


Задачи:

  • Дифференцировать представления об особенностях, нормах и правилах поведения взрослых людей;

  • Формировать навыки достойного поведения в отношениях с взрослыми людьми, о потребности в любви, дружбе, заботе.


  • Темы бесед по этому направлению: « Внешние различия мужчин и женщин», « Взрослые кто это?», « Что такое забота и милосердие?»,

« Образ настоящей женщины и настоящего мужчины», « Женский образ в сказках», « Герои разных сказок», по рассказу В. Железнякова «Рыцарь»


  • Альбомы « Разные ситуации», « Наши добрые дела», « Увлечение настоящих мужчин», « Самая обаятельная и привлекательная»,

  • Выставки репродукций: « Мужской и женский портрет»,

« Настоящий мужчина», « Будем сильными и смелыми».


  • Дидактические игры: « Кому, что нужно», « Кто, чем занимается», « Профессии», « Мужские и женские причёски»,

« История костюма», « Взрослые и дети».




Мониторинг развития нравственных качеств.


Опираясь на программу развития и воспитания « Детство» и раздел Т.И.Бабаевой « Дидактические игры» составила диагностику, позволяющую определить уровень развития нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.

Педагогическая диагностика – это система приёмов и методов, специально разработанных педагогических технологий, методик и тестовых заданий, позволяющих определить уровень профессиональной компетенции педагогов, уровень развития ребёнка, а также находить пути улучшения и качества.


Умеет организовать знакомую дидактическую игру. Доброжелателен со сверстниками.

Умеет объяснить содержание и правила игр. Умеет слушать и понимать инструкцию, требования решения игровой задачи.

Проявляет творческую инициативу.

Легко устанавливает доброжелательные отношения, вступает в партнёрские отношения с взрослыми.

Оценивает результат в выполнении поставленной дидактической задачи.







По результатам диагностики дети моей группы выявлены положительные результаты:

  • Дети стали дружелюбнее, реже наблюдаются отрицательные оценки в адрес товарищей по группе, чаще – случаи похвалы и одобрения.

  • Уменьшилось количество ссор и конфликтов, появилось стремление наладить контакты с помощью речи.

  • Дети используют форму речевого этикета адресовано и мотивированно.

  • Произошли качественные изменения в интерпретации морального смысла действий детьми. Они заключаются в переходе ребёнка от осознания связи поступка с внешними условиями к пониманию его последствий для внутреннего состояния, как объекта, так и субъекта взаимодействия.

  • Дети научились сравнивать и классифицировать действия, с ориентировкой на существенные признаки социального образца.

Вывод.



Проанализировав опыт своей работы по формированию основ нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста, я пришла к выводу:


- В процессе работы мною систематизированы методический и дидактический материал по нравственному воспитанию.


- Разработано блочно-тематическое планирование через дидактические игры, отражающее нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста.


- обогащённая предметно-развивающая среда оказывает влияние на результат развития нравственной сферы детей дошкольного возраста.


- Составлена картотека дидактических игр, обучающая детей нравственным качествам.



В дальнейшем планирую и дальше формировать основы нравственного

воспитания через дидактическую игру.

Только в игре ребёнок полностью раскрывается, общается.


















Список литературы.



1. В. Г. Нечаева, Т. А. Маркова М. Просвещение 1975 «Нравственное воспитание в детском саду»


2. Д.В. Менджерицкая « Воспитателю о детской игре» М. Просвещение 1982 г.

3. И.Ф. Мулько « Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет» М. 2004 год

4. Л.В. Артёмова « Окружающий мир в дидактических играх дошкольников», М. просвещение 1992 год.

5. А.И. Сорокина « Дидактические игры в детском саду», М. Просвещение 1982 год.

6. Е. И. Удальцова « дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников» М, « народная асвета» 1976год.

7. А.К.Бондаренко « Дидактические игры в детском саду», М просвещения 1991 год.

8. Л.С. Выготский « Игра и её роль в психическом развитии ребёнка» 1966 год № 6


9. Р.И. Жуковская « Игра и её педагогическое значение» М. 1975 год.


10. А.М. Виноградова « Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников» М. 1989


11. Л.В. Артёмова « Воспитание поведения в играх с правилами» Дошкольное воспитание 1968 № 9.


12 . С.Н.Карпова, Л.Г.Лысюк « Игра и нравственное развитие дошкольников» М. 1986 год.



























11



Полный текст материала Опыт работы "Роль дидактической игры в процессе нравственного развития детей старшего дошкольного возраста" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Голубева Наталья Николаевна  pisa
20.08.2011 2 10674 626

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК