Творческий отчёт


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

общеразвивающего вида детский сад №24 «Радуга»

МО Туапсинский район







Из опыта работы

Островской

Валентины Ивановны,

воспитателя МДОУ ДС ОВ

24 «Радуга»

по проблеме:

«Развитие эмоциональной сферы личности ребёнка в театрализованной деятельности»



г.Туапсе

2011г.

« Духовная жизнь ребёнка полна лишь тогда,

когда она живёт в мире сказок,

творчества, воображения, фантазии,

а без этого он- засушенный цветок»

В.Сухомлинский.







Театр является одним из видов древнего искусства. Когда человек берет на себя «лицо», образ другого переживал или его жизнь или свои собственные желания и чувства. С педагогической точки зрения театр для дошкольника - это, прежде всего, эмоционально чувствительное действие, захватывающее ребёнка с первых мгновений, как только он встречается с известными или неизвестными ему персонажами. Театр, как явление ребёнок, как порождение социально-культурных процессов органично идут на встречу друг другу.

Театр действует на воображение ребёнка различными средствами:

- словом,

- действием,

- изобразительным искусством,

- музыкой.

Маленький ребенок естественен в своем желании жить в мире поэзии, музыки, красок, различных форм. Однако традиционные формы работы не могут в полной мере решить проблему развития творческой личности. Необходим дифференцированный, индивидуальный подход к каждому ребёнку, учитывающий его интересы и способности.

В соответствии с этим, наряду с общепринятыми традиционными формами работы с детьми, мы использовали студийное развитие по театрализованной деятельности. Такие занятия ценны тем, что объединяют детей по интересам, создают условия для творчества, полноценного развития личности.

Основная задача - через поиск новых методических приёмов содействовать развитию художественного вкуса, тренировать память, активировать мышление, развивать воображение и фантазию, совершенствовать речь, формировать чувство коллективизма.

Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра. Потребность у детей велика и проявляется очень рано. Уже в 2-3 года дети нашей группы охотно изображали прыгающих зайчиков или цыплят, бегающих за курочкой-мамой. Они с удовольствием перевоплощались в лохматого пса, в мышку, котят, лягушат и т.д. Все их действия были подражательны и имитационны, всегда одноплановы, но чрезвычайно насыщенны, поэтому несли в себе положительный заряд. Мы обыгрывали любую игрушку, разыгрывали с её помощью знакомые сказки, потешки, песенки. От простейших действий с игрушкой постепенно переходили к небольшим сюжетам. Дети с удовольствием включались в диалог и разворачивалась совместное с персонажем действие, где учились по- доброму относиться к друзьям, к маме, к взрослым, к животным, познавая через мир театра , что такое добро и зло. Мы читали литературные, потешки, народные песенки, стихи А.Барто, С.Маршака, а дети подрожали действиям этих героев. Обыгрывали разные ситуации, которые происходили в нашей группе с помощью резиновых игрушек. Старались вызвать у детей интерес, понимание и сопереживание сюжету. Вовлекали их в участие в спектакле. Дети прогоняли кошку, звали на помощь собаку. Убаюкивали зайчика, помогали найти дорогу домой ёжику и т.д. Всё это помогло развитию воображения первоначальных творческих проявлений.

Во второй младшей группе постепенно действие игрушек становилось всё более сложным и всё больше подчинялись заранее обдуманному плану- замыслу.

Мы использовали хорошо знакомы детям произведения - потешки, стихи, сказки, обязательно содержащие диалог и динамику действий. Обращали внимание детей на то, что каждый персонаж действует и говорит по- своему - разными голосами, и двигаются тоже по- разному. Мы ненавязчиво предлагали поиграть в сказку. Для этого были изготовлены элементы костюмов, шапочки, маски. Они были яркие, красочные привлекали внимание детей, вызывали интерес, радостное настроение, побуждали детей активно включаться в игры – драматизации. На ряду с этим мы использовали театр картинок – фланелеграф, где дети выкладывали сказки в определенной последовательности, использовали имитационные формы диалогов действующих лиц, всё это способствовало развитию памяти, внимания, мышления.

В средней группе был изготовлен настольный театр из пакетов, дети принимали посильное участие в совместной работе с воспитателем. Персонажи сказок получились яркими, забавными, хорошо узнаваемыми детьми.

Показали ряд сказок: «Теремок», «Колобок», « Репка», « Курочка Ряба». Всё это вызвало у детей большой интерес. После показа сказок оставили кукол из настольного театра в организованном театральном уголке. Мы показали детям, как можно оживить наших кукол. Куклы могли медленно идти, бегать, стоять, прыгать, наклоняться, танцевать. Учили, что если встретились две куклы, то одна слушает, не двигаясь, а другая в это говорит, медленно покачивается в такт речи. Это необходимо для того, чтобы зрители понимали, кто из кукол в данный момент говорит. Учили, что очень важно, чтобы речь ребенка совпадала с движением куклы.

Дети с увлечением обыгрывали сказки, отображали свои впечатления в самостоятельном художественном творчестве: рисовали, лепили полюбившихся героев. В середине года мы принесли в группу персонажи из театра, сделанных на основе пластмассовых шаров. Игры с пальчиковыми куклами доставили детям радость, помогали лучше управлять движением собственных пальцев. Мы проводили этюдные тренажеры с помощью книги « Расскажи стихи руками», по мотивам английского фольклора, где рядом с каждой строчкой были нарисованы маленькие картинки, изображающие движение пальцев, рук, а иногда и всего тела, которые позволяют показывать жестом содержание стихотворения.

Эти игры – тренинги позволяли активно развить у детей свободу движений, чувства, пространство, образное мышление, память, внимание, речь, одним словом - ОБОГАЩАЛИ ВНУТРЕННИЙ МИР.



Всё это побуждало детей, даже не уверенных в себе, импровизировать, подыгрывая различным ситуациями с куклами, и придумывать истории совместно с воспитателем, развивать память, в понимании мышления детей. И что самое главное, овладеть навыками общения, преодолевать психологические проблемы.









ТЕТР КУКОЛ.

Как много значит для ребенка для детского сердца, с каким нетерпением ждут встречи с ним! Кукла может всё, или почти всё. Она творит чудеса: веселит, обучает, развивает творчество детей, корректируем их поведение. Как сделать, чтобы радость от общения с кукольным театром стала ежедневной? Нужно создавать кукольный театр в детском саду.

Что мы и сделали в старшей группе, вместе с родителями. За лето изготовили ширму, набор кукол, из театра петрушек. Дети были приятно удивлены, увидев новых кукол. Всем хотелось с ними поиграть. По ходу игры мы показывали детям, как правильно проводить кукол. Вместе с детьми придумывали небольшие истории : как куклы у нас здоровались, играли в жмурки, плясали, пели, читали стихи – всё это помогло детям усвоить навыки вождения куклой за ширмой. В историях, придуманных сначала вместе с нами , а затем и самостоятельно, дети фантазировали о каждом персонаже в отдельности : о том , что с ним было до того, как все персонажи встретились.

Побуждала детей импровизировать на тему знакомых сказок , учила правильно оценивать поступки действующих лиц, развивали диалогическую и монологическую формы речи. Придуманные сценки использовали как материал для этюдов, помогающих детям усвоить навыки игры с куклой, сюжет этюдов был прост. Например: встреча зайца и лисы « куклы встречаются, здороваются», диалоги, придуманные детьми, делали эту встречу радостной и нежеланной. Напоминали что движение куклы и текст, произносимый, от её имени должны быть обращены в сторону куклы, с которой данная кукла разговаривает. Это достигается поворотом куклы в сторону той, с которой происходит диалог.

Работа над этюдами дает возможность ребёнку найти и подчеркнуть характерные особенности каждой куклы, научиться выражать все действия, чувства и мысли с помощью куклы. Обращали внимание на точность каждого движения. Объясняли что кукла «оживет» лишь в том случае, если двигаться осмысленно и целенаправленно. Работу по этому тренингу брала в «Дошкольном воспитании» за 1994год. Очень много упражнений на развитие восприятия, на развитие памяти, на выражение основных эмоций, на развитие воображение, на сопоставление различных эмоций, на воспроизведение отдельных черт характера.

Для этой цели использовали: зеркало, потешки, песенки, стихи, где дети выполняли действия соответствующие тексту мимикой, движением, жестом, всё это помогло детям действовать искренне, убедительно. Развивало фантазию, эмоционально пережить и хорошее и плохое, помочь им выработать своё отношение к увиденному. Даже не решительные дети преодолели робость и смущение, рассказывали из-за ширмы стихи спектакли «Колобок», «Репка», «Кот, петух и лиса», «Капризка», показывали детям младших групп . дети постепенно освоились и освободились от комплексов , активно участвовали в самостоятельной театральной деятельности . Кукольный театр оказывает на личность ребёнка огромное влияние , дети учатся быть более терпимыми друг к другу , уживчивыми , сдержанными , собранными , так как находятся за ширмой они должны быть предельно внимательными для того чтобы вовремя включится в театральное действие . Уступить у ширмы друг другу место, не толкаясь, не споря, уметь подать свою реплику во время и эмоционально.

Театр формирует у детей целеустремленность, собранность, взаимовыручку. Театральные импровизации способствуют эмоциональному воспитанию детей, умению выплеснуть свою энергию, передать своё виденье мира. В подготовительной группе, совместно с родителями сделали уголок волшебных превращений, где дети могли надеть элементов костюмов, шапочки – маски, для инсценировок в самостоятельной художественной деятельности. У детей возникло желание играть в сказки. Но у них был маленький словарный запас, не было единства слова и действия, речь мало выразительна с помощью мимики и жестов не могли передать характер героев сказки. Поэтому мы решили создать в группе студию « Сказка», так как каждый ребёнок должен что-то проиграть, каждому нужно дать слово, чтобы он как можно раньше мог сбросить груз « зажатости». То чем мы занимались в студии « Сказка»- это приобретение навыков поведения в определённых ситуациях. Потому, что даже умным, талантливым детям бывает трудно выражать свои мысли. Занятие в студии проводились два раза в неделю в вечернее время с двумя подгруппами.

В первой подгруппе собрали активных, артистичных детей, а во второй подгруппе - детей робких, стеснительных, неуверенных в своих силах.

На занятиях в студии использовала хорошо знакомые детям сказки: « Теремок», «Колобок», « Три медведя», « Заячья избушка». На первых занятиях мы читали сказку, беседовали с детьми по её содержанию, определяли характер персонажей.

При распределении ролей предлагали детям попробовать себя в определенной роли, а затем выбрать лучших исполнителей. Не всегда всё проходило гладко, часто бывало несколько исполнителей на одну роль. Мы старались проявить такт, что бы не обидеть ребёнка, не ранить его неосторожным словом или жестом, не подавить желание к творчеству, не вызывать неуверенность в себе – предлагая ему роль дублёра. Дети робкие и стеснительные тоже участвовали в массовых сценах. На последующих занятиях мы проводили индивидуальные занятия с исполнителями. Дети сразу разучивали слова и движения. Особое внимание обращали на выразительность и самостоятельность исполнения роли, причём при разучивании движений перед детьми ставилась задача, требующая творческой инициативы. Придумать свои движения, жесты, мимику, передающие сущность характерных героев. Это давало возможность каждому двигаться естественно, не стеснять себя рамками заученных жестов. Мы всегда поощряли смелость и инициативу «артистов» в поисках сценических находок. Детям прививалось такое знание, что даже пассивные начинали проявлять тягу к творчеству. Для того, что бы помочь детям развить свои потенциальные возможности мы продолжали заниматься этюдными тренажерами. В них были упражнения на развитие воображения, развитие памяти, на развитие мышления, на выразительность жестов, на выражение основных эмоций на самостоятельное проявлений эмоций, на воспроизведение отдельных черт характера.

Каждое занятие мы начинали с разминки языка – читали болтушки, чистоговорки, скороговорки. Выполняли упражнение из этюдных тренажей. Всё это помогло детям управлять своим голосом, темпом речи, чёткой дикции, развивали мимику, жесты, выразительность движений. Постановка сказки длилась около месяца, но интерес к ней не исчезал.

Театр – это студия не только игра для себя, но и для зрителя. Дети получали удовольствие от сыгранных ролей, они были предельно внимательны, что бы вовремя включиться в театральное действие, что бы зрителям было интересно смотреть на их спектакль. У каждого ребёнка в нашей студии, у кого раньше, у кого позже, наступал такой момент, когда он мог сделать то, чего не мог делать раньше. Это было настоящим праздником для нас. Выступая перед зрителем, дети преодолели робость и смущение, обрели уверенность в себе, речь их стала более выразительной и четкой. Всё это помогло им чувствовать более уверенно среди сверстников.

Безусловно, для организации занятий с детьми по их интересам необходимо полное взаимопонимание с родителями. Ведь именно в семье у ребенка зарождаются и начинают складываться разумные интересы и способности. Поэтому отсутствие единства и согласование в действиях воспитателей и родителей является серьёзным препятствием в формировании гармоничной творческой личности. Мы проводили собрания, на которых напоминали родителям о необходимости воспитательных процессов на ребёнка в детском саду и дома, обращали внимание на наиболее благоприятные условия для творчества в семье. Прежде всего, это уважительное отношение к интересам ребёнка в семье, как бы просты и наивны они не были. Давали консультации, приглашали на спектакли, поставленные силами детей. Родители начали проявлять интерес. Всё это сплачивало коллектив детей, воспитателей и родителей.

Таким образом, театр имеет безграничные, потенциальные возможности для становления личности ребенка. Театр помогает ребёнку строить своё общение с другими детьми, преодолевать неуверенность, стать духовно сильным, разобраться в сложном мире эмоций и чувств.

Он является органичной характеристикой детской культуры, периода детства, когда ребенок примеряет на себя роли другого. Создание расширенной театральной среды в дошкольном учреждении и выхода ребёнка в театральную среду социокультурного пространства позволяет менять, культивировать, очищать растущего человека.






































Полный текст материала Творческий отчёт смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Островская Валентина Ивановна  Veresk0434
19.10.2011 3017 504

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК