Проект сюжетно-отобразительной игры "Автобус"
МАДОУ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА – ДЕТСКИЙ САД № 152» ГОРОДА ПЕРМИ
ПРОЕКТ
СЮЖЕТНО-ОТОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ИГРЫ: «АВТОБУС».
ГРУППА № 5
(2 Г. О. ПО ПРОГРАММЕ Е. А. СТРЕБЕЛЕВОЙ, Е. А. ЕКЖАНОВОЙ)
ПРОЕКТ ВЫПОЛНИЛИ:
ВОСПИТАТЕЛЬ ГАРАНКИНА Н. С.,
УЧИТЕЛЬ-ДЕФЕКТОЛОГ ЛИНКЕВИЧ Е. Ю.
Участники проекта: дети, родители, педагоги.
Период: с 11. 03. 2013г. по 26. 04. 2013г.
Основания для разработки проекта: в рамках системного подхода к решению проблемы социализации детей дошкольного возраста с ОВЗ разработать комплекс мероприятий по игровой деятельности, направленный на формирование навыков социальной адаптации и расширение общего кругозора ребёнка.
Цель проекта: создание условий для формирования у детей устойчивых игровых и коммуникативных навыков, а также навыков адекватного поведения в социуме посредством сюжетно-отобразительной игры: «Автобус».
Задачи. Образовательные: дать детям знания и представления об окружающем мире, познакомить их с сюжетно-отобразительной игрой: «Автобус», обучить играть в неё; учить детей адекватно реагировать на игровую и обучающую ситуации, фиксировать своё эмоциональное состояние в словесной форме; создавать условия для формирования у детей эмоциональной восприимчивости и адекватных способов выражения эмоций в определённых ситуациях; учить взаимодействовать друг с другом, играть небольшими группами, выполнять речевые инструкции педагога.
Коррекционные: в процессе игры развивать сенсорные эталоны, мелкую и общую моторику; активизировать психические процессы - зрительную и слуховую память, речь, произвольное внимание, восприятие, предметно-действенное и наглядно-образное мышление, предпосылки словесно-логического мышления.
Воспитательные: в процессе игры и других социально значимых мероприятий воспитывать у детей положительное отношение к пребыванию в условиях коллектива сверстников и взрослых, уважительное отношение к труду взрослых.
Этапы реализации проекта. Прогностический: 1. Понедельник. Предметно-игровая деятельность дошкольников (игры с игрушкой); выстраивание цепочки игровых действий (игровые действия с игрушкой и ролевым персонажем) в рамках лексической темы.
2. Среда. Конструирование из блоков Дьенеша, палочек Кюизенера, выполнение построек из различного строительного материала (деревянного, пластмассового, бросового, природного), обыгрывание построек, сенсорные игры в рамках лексической темы.
3. Пятница. Сюжетоно-отобразительные игры в рамках лексической темы.
Совместная деятельность детей, родителей и педагогов: изготовление фотоальбома: «Поездки на городском транспорте», экскурсии на автобусную остановку, подготовка к изготовлению коллективной аппликации: «Проезжая дорога», оформление фотовыставки: «Я путешествую по городу на автобусе».
Реализационный этап проекта сюжетно-отобразительной игры: «Автобус».
1. Диагностический этап |
||||
Задачи |
Методы и приемы |
|||
Выявить уровень развития игровой деятельности детей. Анкетирование родителей. Опрос детей посредством вербального и невербального общения. |
Наблюдение за самостоятельной игрой детей: когда играет, как долго играет, чем играет, один или вместе с другими детьми, как играет (какие манипуляции с предметами совершает, выстраивает ли цепочку предметно-игровых действий, имеются ли элементы сюжетно-отобразительной игры). |
|||
2. Подготовительный этап |
||||
Игра как деятельность |
||||
Задачи |
Методы и приемы |
|||
Создавать предметно-развивающую среду, вызывающую желание играть и интерес к игрушкам (предметно – игровые действия). Вызывать у детей желание играть на интересующие их темы; поддерживать у детей интерес к игре; активизировать игровую деятельность дошкольника (воспроизведение цепочки игровых действий). Учить передавать в игре действия и взаимоотношения людей (формирование ролевого поведения) – сюжетно-отобразительная игра. Обогащать содержание игры через ознакомление с трудом взрослых, через наблюдения за деятельностью взрослых (в процессе экскурсий на автобусную остановку и многократных поездок детей с родителями на автобусах учить наблюдать за движением транспорта по проезжей части, за действием светофора, за людьми, ожидающими транспорт на остановке и садящимися в него, за действиями водителя автобуса, за пассажирами). Знакомить детей с нормами поведения в условиях новых организационных форм работы (экскурсии). 5.Создать совместными усилиями детей, родителей и педагогов фотоальбом на тему: «Поездки на городском транспорте». |
Организация предметно-развивающей среды для сюжетно-отобразительной игры. Внесение игрового материала (атрибутики) в среду и знакомство детей со способами его использования. Дидактические, предметно-действенные игры с игрушками, строительные игры («Покатай машинку», «Построй автобус из конструктора», «Расставь машинки на полочки по величине: большие и маленькие», «Светофорик», «Покажи (назови) части автобуса»; на сюжетной картине «Транспорт» покажи, где едут именно автобусы, и т.п.) Чтение произведений художественной литературы (стихи, сказки, песенки и потешки на транспортную тематику); прослушивание музыкальных композиций, разучивание песенок и стихов на транспортную тематику. Рассматривание иллюстраций, отражающих трудовые действия (водитель автобуса), взаимоотношения людей (пассажиры автобуса), а также картинок и фотографий с изображением разных автобусов, людей на автобусных остановках, пассажиров городского транспорта, светофора; просмотр мультфильмов на данную тематику.
|
|||
3. Обучающий этап |
||||
Игра как деятельность |
||||
Задачи |
Методы и приемы |
|||
Формировать адекватные способы действий с предметами и игрушками. Привлекать детей наблюдать за предметно-игровыми и сюжетными действиями взрослого или сверстника группы. Учить воспроизводить цепочку игровых действий, вводить в игру элементы сюжетно-отобразительной игры. Учить играть вместе, небольшими группами, подчиняясь требованиям и сюжету игры. Учить принимать на себя знакомые роли. Формировать у детей адекватные формы поведения в воображаемой ситуации. Воспитывать устойчивый интерес к играм и игрушкам через элементы сюжетно-отобразительной игры, где ребёнок с удовольствием принимает на себя знакомые роли. В игре научить детей способам выполнения реальных действий. Учить использовать в игре различные средства выразительности для передачи игрового образа (речь, интонация, мимика, жесты). Начать обучать элементарному планированию игры (совместно с воспитателем). Обучать отвечать на вопросы воспитателя о своей игре. Обучать вступать в игровое общение со сверстниками. |
Воспроизведение детьми соответствующих тексту произведения действий и движений в ходе чтения стихов, песенок, потешек на транспортную тематику. Выставка игрушек, картин, фотографий на тему сюжетной игры. Беседа. Игры-занятия с игрушкой (машинка, автобус, игровой или литературный персонаж…). Театр воспитателя (сама играет так, чтобы детям захотелось), показ ролевого поведения. Совместная игра воспитателя и ребенка (обучение ролевому взаимодействию). Беседа на этапе замысла игры: « Во что будем играть? Кто кем будет? Что нужно для игры?» Беседа после игры (самоанализ). Указания, советы воспитателя, направленные на помощь детям в ходе сюжетно-отобразительной игры. Режиссёрская игра (если возникает у кого-либо из детей).
|
|||
4.Самостоятельная игра как деятельность
|
||||
Задачи |
Методы и приемы |
|||
Вызвать интерес к самостоятельной игре через мотивацию. Обогатить знания детей, необходимые для развития сюжета. Помочь ребёнку достичь умения самостоятельно вступать в игровую ситуацию, эмоционально включаясь в неё. Выработать модель поведения играть небольшими группами, подчиняясь сюжету и правилам игры. Сформировать умение самостоятельно вводить в игру постройки и обыгрывать их.
|
Наблюдение за игрой детей (фиксировать, чтобы потом проанализировать). Беседа после игры: оцениваются отношение к игровым персонажам, ролевые взаимодействия, обсуждается перспектива игры. Повторные наблюдения за трудом взрослых (экскурсии на автобусные остановки, наблюдения и беседы). Внесение или изготовление нового атрибута для игры, например, ширмы – остановки. Предложение воспитателя поиграть в эту игру с новым атрибутом. Воспроизведение игры в течение длительного времени (2-3 повтора в неделю).
|
|||
Повторная диагностика |
Итоговый этап: экскурсия на автобусную остановку, коллективная аппликация: «Проезжая дорога», фотовыставка: «Я путешествую по городу на автобусе», рассматривание фотоальбома: «Поездки на городском транспорте»; сюжетно-отобразительная игра: «Автобус» в изменённых условиях и с новыми атрибутами (в музыкальном зале, на территории участка детского сада).
Ожидаемые результаты:
*проявление эмоционального интереса к игрушкам и действиям с ними, умение воспроизводить предметно-игровые действия;
*умение эмоционально включаться в игровую ситуацию, принимая на себя определённую роль в знакомой игре; умение воспроизводить цепочки игровых действий;
*выполнение адекватных предметно-игровых действий, играя рядом со сверстником, не мешая другим;
*умение играть небольшими группами, подчиняясь сюжету и правилам игры, выполнять знакомые роли;
*умение вводить в игру постройки и обыгрывать их.
Дальнейшее развитие проекта: в следующем учебном году в рамках серии мероприятий по ПДД предполагается усложнение сюжетно-отобразительной игры: «Автобус» с введением знаковой символики (некоторых дорожных знаков, всех трёх сигналов светофора, пешеходной дорожки), с использованием предметов-заместителей и новых атрибутов.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Линкевич Е.Ю; Гаранкина Н.С.
→ natagr 31.01.2014 0 3711 441 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.