Статья "Преемственность в работе ДОУ и школы"
МДОУ ЦРР-д/с №29 г.Ковдор
Воспитатель Точёных Татьяна Валериевна
Статья «Преемственность в работе ДОУ и школы»
В связи с разработкой концепции непрерывного образования слово «преемственность» приобрело новую актуальность. Однако, что вкладываем мы в это понятие? Стыковку программ? Реализацию единого стиля общения с ребёнком? Представление о жизни ребёнка как некоем социально-психологическом целом? Многие педагоги говорят, что проблема преемственности возникает как проблема взаимопонимания между педагогами дошкольного образования и педагогами начальной школы. Но в моей работе такой проблемы не возникало. Чаще всего меня беспокоили взаимоотношения взрослых и детей на разных этапах развития ребёнка и адаптация малышей в различной обстановке. Даже переход из ясельной группы в младшую группу отражался на детях отрицательно.
Пересмотрев свою деятельность, я стала знакомиться со своими будущими воспитанниками заранее: посещала ясельную группу, беседовала с родителями. Что облегчало мою работу в дальнейшем. Ведь детишки шли уже не к незнакомому человеку, а родители знали к кому поведут своего ребёнка. Уже с первой младшей группы я старалась сблизить родителей своих воспитанников: проводила родительские собрания за чашкой чая, где родители не только получали полезную информацию, но и делились своими успехами или неудачами в воспитании своих детей. Каждый раз перед собранием мною проводятся опросы родителей, о чём бы они хотели узнать. Так в групповых родительских уголках появились новые рубрики: «Взрослые почемучки», «Ваши вопросы – наши ответы», «Педагоги советуют», где освящаются интересующие вопросы родителей и предлагается различная литература, например, по таким темам, как:
«Глянул искоса. Косоглазие надо лечить вовремя»;
«Зелёная аптека прибавит века»;
«Родителям о детских страхах»;
«Почему дети говорят неправду?»;
«Как развивать у ребёнка самостоятельность?»;
«Непонятно, кто из нас поступает в первый класс?» и т.д.
И уже в дальнейшем мы чувствуем поддержку родителей, что помогает в воспитательной работе с детьми. Ведь родительское отношение к ребёнку – это один из гарантов преемственности. Раз в неделю в группе с детьми проходят чаепития с элементами театрализации или с конкурсами и викторинами, где дети многое узнают о этикете; ходят в походы с родителями; устраиваются совместные праздники, к которым готовятся заранее: оформляются поздравительные стенгазеты (для которых мы, воспитатели, берём интервью у детей по темам: «О вас, родные», «Нашим милым и любимым», «Наши папы лучше всех» и т.д.) Со средней группы дети учатся «писать» письма к Деду Морозу, а также поддерживают переписку с бывшими воспитанниками, которые уехали за пределы нашего города и воспитываются в других регионах. А уже в старшей группе и первом классе на базе нашего ДОУ наши дети пишут письма о детском саде в редакцию районной газеты «Ковдорчанин».
Всё это помогает успешно внедрять программу «Школа 2100». Ведь научить детей быть вместе, приходить на помощь друг к другу, уметь размышлять и в дальнейшем делать выводы – всему этому учит нас программа «Школа 2100».
Сюжетная форма занятий и интегрированность приёмов, частая смена детской деятельности в течение занятий способствуют познавательному развитию детей в непринуждённой обстановке. Моё общение с детьми построено на принципах сотрудничества и взаимоуважения.
В каждой группе любой родитель, в любой день может прийти на любое занятие и посмотреть, как его ребёнок живёт в детском коллективе, как он работает на занятии, и как воспитатели работают с их ребёнком. Что помогает родителям скорректировать свои действия по отношению к малышу и подсказывает чем и как можно заниматься дома.
Будущие учителя уже со средних групп имеют возможность присутствовать в группе и участвовать на занятиях, в различных мероприятиях, конкурсах. А нашим ребятам очень нравится ходить на экскурсии в школу, встречаться со своими будущими учителями. Все эти мероприятия помогают нашим детям адаптироваться к новому человеку – учителю. С первых дней школьной жизни учителя отмечают, что ребята усидчивы, стараются доводить начатое дело до конца, умеют обосновывать свои суждения.
В моей работе очень помогает то, что образовательная школа №11 г.Ковдора тоже работает по программе «Школа 2100». На базе полученных данных в детском саду, ребята повышают своё умственное развитие без осложнений: умеют работать с книгой, с рабочими тетрадями, делать выводы, рассуждать.
Каждый раз в своих выпускных группах продолжаю вовлекать детей в активное участие школьной жизни. Предлагаемые учителями мероприятия проводятся совместно с педагогами ДОУ. Очень нравится детям проведение таких праздников, как: «День именинника», «Прощание с Азбукой», «Прощание с осенью», «Встреча Нового года», «Масленица зовёт» и т.д. Все эти праздники проходят совместно с родителями, что также помогает сблизить их с учителями.
Моим воспитанникам нравится принимать участие в традициях ОУ №11 школы, особенно выступать перед учениками и коллективом школы: «Посвящение в ученики», «День рождения школы», «Последний звонок» и т.д. Хотелось бы отметить, что проведение совместных педсоветов, консилиумов с учителями помогает не только мне, но и педагогам нашего детского сада, корректировать свою работу. Вся наша совместная работа помогает сформировать у детей важные предпосылки учебной деятельности, такие как: умение находить рациональные способы выполнения заданий, анализировать условия задачи и в соответствии с этим планировать и контролировать свою деятельность, самостоятельно принимать решения, выполнять коллективную работу в общем ритме, в контакте с другими.
Стыковка программ просто необходима. И программ, и обучающихся методик. Ведь учителю надо на что-то опираться! Преемственность должна осуществляться не только на уровне учебных знаний и умений, но и навыков поведения, самообслуживания, саморегуляции. Детский сад не просто даёт знания, он выстраивает, формирует детское мировоззрение. Культура поведения на уроке тоже закладывается на занятиях в детском саду: как слушают, как грамотно и красиво отвечает ребёнок. А единые подходы в работе с родителями обеспечивают психологическую поддержку детей.
Список использованной литературы:
1.Аншукова Е.Ю. Организация работы по преемственности между ДОУ и общеобразовательной школой // Начальная школа плюс ДО и После. - 2004 - №10.
2.Бадулина О.И. К проблеме преемственности дошкольного начального образования // Начальная школа. – 2002 - №1.
3.Романцева Л.Н. Ещё раз о преемственности // Управление дошкольным учреждением. – 2003 - №2.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Точёных Татьяна Валериевна
→ tatyankatoc 23.01.2011 6 7449 683 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.