Статья "Коррекционные упражнения на развитие внимания, памяти (из опыта работы)"


Автор:

Платонова Светлана Владимировна

учитель начальных классов

ГОУ школа №464 г. Санкт – Петербурга



Коррекционная работа в начальной школе

(из опыта работы)


Я хочу рассказать о коррекционной работе в классах начальной школы. Часто в первый класс приходят дети, которые не подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность в школе. Не секрет, что основой для успешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками у ребёнка должно быть хорошее умственное развитие. Тестирование и обследование психолога показывают, что уровень развития у детей не всегда достаточно высок.

Как же учителю помочь таким детям? Как сделать, чтобы учение для этих детей стало не тяжёлой обязанностью, а радостью?

Начиная работу в классе, в котором есть дети, нуждающиеся в коррекционной поддержке, учитель должен полностью пересмотреть методы своей работы. Задания, предложенные учителем, вызывают у «слабых» детей массу затруднений, поэтому подход к ним должен быть иным.

10 минут на каждом уроке я отводила коррекции. На первых порах кажется, что оставшихся минут не хватит на то, чтобы объяснить новое, закрепить пройденное, а программу проходить надо, необходимо дать ученикам тот объём знаний, который предусмотрен государственным стандартом. Но в данном случае лучше сначала потратить время, чтобы потом его сберечь. Если не заниматься коррекцией, то скоро становится ясным, что урок можно растягивать и до 50 минут, и до часа, а всё равно ничего не успеть.

На коррекционных упражнениях хочу остановиться. Эти упражнения нужны для того, чтобы помочь детям учиться, овладеть письмом и счётом. Возникает вопрос: «При помощи каких средств и методов сделать обучение увлекательным?» Загадки, лабиринты, ребусы, игры «Лото», «Домино», «Третий лишний», «Узнай меня» и другие; грамматические сказки, цепочки, шарады, фонетические зарядки и многое другое помогут детям восполнить пробелы и усвоить школьную программу.

Вот примеры упражнений, которые можно использовать на уроках.

Итак, мы знаем, что успешность обучения в школе во многом определяет уровень развития внимания. Значит, учителю особенно важно развивать и тренировать внимание у детей.

1. На уроке математики в 1 классе на наборное полотно выставляются картинки: заяц, утка, кот, поросёнок. Детям предлагается внимательно посмотреть на картинки и закрыть глаза. Учитель добавляет ещё одну картинку, дети должны заметить, что картинок стало больше. Вариантов заданий здесь много: убрать 1 (или несколько) картинку, заменить другой, поставить в новом порядке и т.д. Детям такие задания нравятся, а раз интересно, они стараются сосредоточить своё внимание. Такие задания тренируют внимание и являются хорошим переходным мостиком от одного вида работы к другому.

2. Или другое задание. После того, как выучили счёт до 10, предлагаю ребёнку рисунок, на котором изображены 10 переплетённых линий. Каждая линия имеет свой номер у начала (слева) и у конца (справа). Ребёнок должен назвать номер линии слева, затем проследить за ней до конца и назвать номер справа.

Как вариант – можно использовать на одном конце цифры, а на другом буквы. Зашифрованное слово может быть названием следующего задания на уроке (разминка, диктант и т.д.)


3. В 1 классе можно использовать и такое упражнение на тренировку распределения внимания. Даётся таблица (сначала простая, затем усложняя). Дети должны как можно быстрее находить, называть и показывать от 1 до 10, 25…Более трудное задание: найти и назвать все числа подряд, пропущенные записать и т.д.


4. Сосчитай фигуры:

  • сколько нарисовано кружков, квадратов, треугольников, прямоугольников?

  • На сколько кружков больше, чем треугольников?

  • Что можно сказать о числе прямоугольников и треугольников?

-Назови фигуры, которые находятся внутри круга и в квадрате.

-Вне круга, но в квадрате.


5. Нарисуй 10 кружков. Заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый круги (Задание повторяется 1 раз).

Заданий, которые можно использовать на уроке математики очень много и я не буду перечислять их все.


На уроках обучения грамоте ученики изучают новый звук. Учитель предлагает детям найти в классе все предметы, которые начинаются с нового звука. Аналогичное задание можно предложить и во 2, и в 3 классах.. Например, на уроке математики дети должны назвать все термины на букву «с» (слагаемое, сумма, состав и т.д.). На природоведении – животных на букву «м»…

Полезны детям и такие упражнения. Например, зачеркни все буквы «д». Какое слово получится?


Дддсддддуддфддддфдддидддкддсддддды (суффиксы)


-Дать небольшой текст (газетный или журнальный) и предложить, просматривая каждую строчку, зачеркнуть какую-либо букву (например «а»). Взаимопроверка.

Или: в каждой строчке зачеркни букву «а», а букву «к» – подчеркни…


Спрятаться могут как слова, так и фразы:


Пертлсмпимябрнгждщсуществительноемпнкцэтобскцчастьлнгмщречи

(имя существительное – это часть речи)


-Сколько раз в стихотворении упомянуто слово «сто»?


У простого сторожа – не просторный дом:

Часто в нём стоножка бродит под столом.

Дорожит стоножка чистотою ног

И столичной ваксой чистит сто сапог…


«Играем в прятки». Найди спрятавшихся животных.


Была гроза, я целый день не открывал от страха глаз.

Смотрите! Лён около ив, как голубой ковёр красив.

Знакома рыбам тень моя, над гладью рек танцую я.

И т.д.

«Звук заблудился».


Мы собирали васильки, на голове у нас щенки (венки).

Пугал крестьян с окрестных сёл паривший в воздухе осёл (орёл)

И т.д.

«Пословицы шутят».


Голод – не щётка.

Ус хорошо, а два лучше.

Не зная броду, не суйся в моду.

И т.д.


Учитель называет разные слова: стол, чашка, карандаш, воробей, волк…

Ученики слушают и хлопают в ладоши, когда встречают слово, отвечающее на вопрос «кто?» (глагол, прилагательное, существительное единственного или множественного числа и т.д. ) То есть слова берутся в зависимости от изучаемой на уроке темы и уровня подготовки класса.


Перечень заданий на внимание можно продолжить. Важно использовать их на всех уроках.


Не менее важны задания, тренирующие память.

  1. Учитель показывает на 3-4-5 секунд картинки, потом закрывает их и задаёт вопросы: «Что видели? Кто запомнил?» Ученики повторяют эти слова, а когда выучат буквы, могут записывать их. Сначала берутся 3 слова по одной теме (волк, лиса, заяц), а потом не связанные по смыслу слова. С каждым уроком число слов возрастает (до 10).

Так тренируется механическая память.

  1. Показ карточки со словом учителем (молча). Ученики посмотрели, запомнили, написали.

  2. На уроке математики игра «Молчанка» в устном счёте. В 3 – 4 классах можно проводить диктанты математических терминов.

  3. Для тренировки слуховой памяти предлагаются пары: дерево – доска, шум – вода, река – мост, учитель – школа и т.д. Учитель читает все пары, а потом только одно слово. Ученики вспоминают и записывают второе слово – пару. Проверку можно проводить в парах с использованием КСО. В 4 классе задания усложняются. Можно давать тройки слов, фразы, диктовать их потом не по порядку.

Предлагаю задание для 4 класса. Учитель диктует 5 троек слов и 5 фраз. Дети запоминают, а потом по первому слову дописывают слова или фразу.

  • Охотник, медведь, берлога

  • Весна, солнце, ручьи

  • Река, рыболов, уха

  • Праздник, песня, веселье

  • Чтение, глаза, книга

  • Барабан (висел на стене)

  • Пчела села на цветок

  • Грязь - (причина болезней)

  • В комнате (очень жарко)

  • Трусость – (низкий поступок)

Сейчас выпущено много литературы в помощь учителю и детям, каждый может выбрать для себя разные виды работ. В книгах В.В.Волиной для начальной школы, в учебнике задач Г.Остера, в пособии «Устный счёт с улыбкой»

В.Ф. Лазутина и многих других содержатся задания для развития вычислительных навыков, внимания, наблюдательности, мышления, воображения, пространственных представлений. Используя их, учитель делает обучение увлекательным, значит дети меньше утомляются и учатся с удовольствием.


Полный текст материала Статья "Коррекционные упражнения на развитие внимания, памяти (из опыта работы)" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Платонова Светлана Владимировна  псв5800
24.04.2011 12 12741 2415

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК