Статья "Развитие речи учащихся с ограниченными возможностями на уроках естествознания"


Сорокина Оксана Михайловна

РАЗВИТИЕ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА УРОКАХ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида №657

Санкт-Петербург, Россия

На уроках естествознания решаются задачи восполнения пробелов в развитии учащихся, расширении их кругозора, формирования их интеллектуальных умений (анализ, обобщение, классификация, группировка), на близком жизненному опыту ребенка материале, обогащение словаря и развитие связной монологической речи. Речь, являясь главной формой общения, обеспечивая сохранение и передачу опыта и знаний, имеет огромное значение и для формирования психических процессов и всей личности ребенка, для их перестройки и развития. Учащиеся вспомогательной школы имеют своеобразия в речевом развитии. У детей с ограниченными возможностями снижена мотивация к речевой деятельности, имеются значительные отклонения в понимании того, о чем говорит собеседник. Учащиеся не активно участвуют в беседе, на вопросы отвечают односложно и не всегда правильно. Их высказывания представляют собой поток неясных, неоконченных слов, мало понятных слушающим, либо их речь монотонна, растянута, изобилует ненужными паузами. Такие нарушения темпа речи затрудняют ее восприятие и, следовательно, снижаются возможности общения. Ограниченность словарного запаса, неумение правильно построить свою речь, отсутствие связности при построении высказывания, неумение правильно пользоваться интонацией и логическим ударением обедняет их и без того несовершенную устную речь, лишая эмоциональной окрашенности, выражения личностного отношения к сказанному. В первую очередь необходимо направить усилия на то, чтобы способствовать общему развитию учащихся, возбудить у них интерес к происходящему, желание говорить. Для этого надо поощрять слабые попытки учащихся преодолеть возникающие трудности, отмечать каждый, даже незначительный успех. Необходимо создать благоприятную, спокойную обстановку, использовать различные яркие наглядные пособия и технические средства обучения, разнообразить задания. Для этого на уроках естествознания важное место занимают уроки – знакомства, уроки – путешествия, оформление коллекций, наблюдения за ростом растений или животных, включение в урок элементов проблемного изложения, ролевых игр и другое. На уроках естествознания ведется работа, направленная на развитие диалогической и монологической речи. Диалогическая речь развивается в ходе беседы. Большое значение в ходе беседы имеет создание эмоционально – благоприятной обстановки, стимулирующей учащихся задавать вопросы. Для организации бесед использую разнообразные наглядные пособия: реальные предметы, их графические и объемные изображения. Они привлекают к себе внимание учащихся, вызывают у них интерес, способствуют актуализации имеющихся знаний, побуждают к эмоционально окрашенным высказываниям. Во время беседы учащиеся строят свои высказывания в соответствии с вопросами учителя и его побуждающими репликами. Как правило, в беседе активно участвуют наиболее сильные ученики, но если наряду с трудными вопросами задавать и легкие, то более слабые дети тоже смогут принять участие в беседе. Необходимо стимулировать учащихся словами: докажи, объясни, как ты считаешь и т.п. Чтобы урок был продуктивным, беседа должна сочетаться с другими методами, такими как рассказ учителя, наблюдения в природе, работа с иллюстративным материалом, чтение текста учебника, схемы, таблицы, видеофрагменты, презентации.

Переход от диалога к монологу у учащихся вспомогательных школ осуществляется нелегко. При составлении устных рассказов на уроках естествознания используются карточки – памятки, планы, опорные слова, картинки. При составления рассказа – описания вначале спрашиваются 1-2 более сильных ученика, как образец рассказа, а потом более слабые учащиеся. Например, при описании внешнего вида животного, мною используются карточки с планом, наглядные пособия (чучело, картина с его изображением). Все это повышает эффективность рассказа. Также мною используются различные сюжетные картины (или серии картин), использование которых способствует развитию наблюдательности, имеет большое значение для активизации познавательной деятельности и речи. Примером может служить использование картин «Лето», «Зима», «Весна», «Осень» при изучении темы «Сезонные изменения в природе». Высказывая свои суждения, используя знания, полученные в процессе наблюдений, учащиеся смогут полнее и точнее раскрыть связи, причины событий, изображенные на картине. Полезно включать в урок игры, дидактические задачи, которые совпадают с задачами обучения на этом уроке. Примером игр могут служить следующие: «Узнай по описанию», «Когда это бывает». В процессе таких игр дети учатся строить свои высказывания. Важно внимательно следить за грамматическим оформлением высказывания, требовать обоснованного ответа. Активность учащихся значительно возрастает, если учитель привлекает их внимание к правильным – точным и развернутым - ответам. Предлагая слабоуспевающим ученикам повторить составленную фразу, учитель закрепляет в их памяти и сознании речевую конструкцию, которую следует употребить. Использование различных речевых логических задач поддерживает постоянный интерес к природе, развивает умение замечать происходящие изменения. Если содержание задач постоянно усложнять, то это благоприятно скажется на речевом развитии: от односложных ответов (отгадка, определение) учащиеся переходят к подробным развернутым (описание, рассказ), используя при этом различные виды простых и сложных предложений. В речевом развитии имеет большое значение работа с новыми словами. Обязательное прочтение (в том числе и хоровое) и поиск нового слова в словаре развивает самостоятельность учащихся. Краткая характеристика слова позволяет ученику наглядно представить себе данный объект или явление. Обогащение словаря путем расширения и уточнения непосредственных впечатлений и представлений об окружающем мире направлено на развитие речи учащихся, которое осуществляется в единстве с совершенствованием восприятия, представления, мышления. Для обогащения словарного запаса, знакомства с новыми словами используются различные загадки, кроссворды, творческие списывания, задания развивающего характера: вставь подходящие по смыслу слова, собери слово из отдельных букв, найди ошибки в тексте, соотнеси термин и его определение, выбери правильный ответ, четвертый лишний, назови одним словом, расшифруй (номера цифр заменить на буквы) или составь шифровку, соедини вопрос с правильным ответом, задай вопрос к данному ответу, опираясь на предложенное первое слово вопроса.

На уроках естествознания обеспечивается регулярное общение учащихся друг с другом, с учителем и соответственно значительно повышается речевая и мыслительная активность учащегося. Каждый ученик получает возможность на уроке говорить, отвечать, объяснять, доказывать, подсказывать, проверять, оценивать, корректировать ошибки, воспринимать содержание речи партнера, отвечать на вопросы и задавать их. И если учитель в той или иной форме помогает учащимся с ограниченными возможностями, то его (учащегося) высказывания приобретают более – менее развернутую форму. Сорокина Оксана Михайловна. Санкт – Петербург. Теория и методика преподавания гуманитарных дисциплин в коррекционных школах. oksana.75@list.ru тел. 307-38-43


Полный текст материала Статья "Развитие речи учащихся с ограниченными возможностями на уроках естествознания" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Сорокина Оксана Михайловна  40inaoks
26.05.2011 3 3218 612

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК