Статья "Организация спортивно-оздоровительной работы в коррекционной школе-интернате VIII вида"


ГОУ «Валуйская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 8 вида»
















ОРГАНИЗАЦИЯ

СПОРТИВНО- ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ

РАБОТЫ В КОРРЕКЦИОННОЙ

ШКОЛЕ - ИНТЕРНАТ 8ВИДА








УЧИТЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

КОЧКИНА ГАЛИНА ДМИТРИЕВНА






ВАЛУЙКИ 2011год




В специальных детских учреждениях, к которым относится и наша школа,

одним из главных средств коррекции двигательных нарушений и недостатков

физического развития детей являются физические упражнения. Использование физических упражнений определяется большой ролью движений во всей жизнедеятельности ребенка. Они оказывают положительное влияние на функциональное состояние всех основных систем организма, и в первую очередь на мышечную, которая играет основную роль

при выполнении произвольных движений. Занятия физической культурой, физическими упражнениями приводят к увеличению мышечной массы, совершенствованию функциональных возможностей мышц. Происходят положительные изменения и в опорно - двигательном аппарате, и в костно-

суставном.

При систематических занятиях, как у нормально развивающихся детей,

так и у детей с различными отклонениями наблюдается улучшение состояния

кардио-респираторной системы, снижение частоты сердечных сокращений и

артериального давления, улучшение реакции сердечно-сосудистой системы.

Одновременно происходит увеличение ЖЕЛ ( жизненной емкости легких),

экскурсии грудной клетки и подвижности диафрагмы, повышение минутного

объема дыхания и диффузной способности легких.

Весьма благоприятно влияют физические упражнения на центральную нервную систему. Они способствуют повышению работоспособности клеток

коры головного мозга и их устойчивости к сильным раздражителям, улучшению аналитико-синтетической деятельности центральной нервной системы и взаимодействия двух сигнальных систем, более быстрому формированию положительных условных рефлексов, что сопровождается повышением интенсивности и концентрации внимания, улучшением памяти,

ростом производительности труда.

Упражнения, игры направленные на воспитание внимания и памяти применяемые мною на уроках: «Слушай сигнал», по звуковому сигналу свисток, хлопок, или флажок дети останавливаются. «Вызов номеров», игра-

ющие рассчитываются по порядку номеров, каждый ребенок запоминает свой номер. Цель этих игр: - развитие памяти, внимания.

Перед играющими раскладывается спортивный инвентарь: кегли, скакалки, мячи, гантели, гимнастические палки и другие предметы.

Водящий поворачивается к классу спиной, в это время убирается один предмет. Водящий, должен повернуться лицом к предметам, посмотреть

все ли на месте и показать то место где лежал инвентарь, назвать предмет, который убрали. С помощью таких подвижных игр изучается непосредственно и спортивная терминология память, внимание.

Игры, направленные на развитие пространственной ориентировки:

«Запомни свое место», «Быстро по местам», « Третий лишний», «Заячий

домик», «Чья команда быстрее построится?». С помощью этих игр идет обучение и совершенствование строевых упражнений, которые применяются



на каждом уроке. «Класс, смирно!», «Равняйсь!», повороты на месте: направо, налево, кругом! Фланг, интервал, дистанция, смыкание, размыкание на месте и в движении способствуют воспитанию дисциплины, организованности на уроках и формированию правильной осанки.

Актуальными задачами процесса организации спортивно-оздоровительной работы в коррекционной школе 8вида являются активизация познавательной деятельности и стимулирование психологических функций с помощью физических упражнений. Физические

упражнения – высокоэффективное средство укрепления здоровья и повыше-

ния работоспособности. Поэтому они давно и заслуженно привлекают к себе пристальное внимание ученых, стремящихся найти ответы на вопрос о сущности оздоровительного влияния физической культуры, повышения работоспособности, оптимальных, эффективных форм и средств двигательной деятельности ребенка.

В физическом воспитании принято различать две специфические взаимосвязанные стороны учебно - воспитательного процесса: обучение

двигательным действиям и воспитание физических качеств, это то чем я руководствуюсь при планировании и проведении уроков, секционных занятий, спортивных общешкольных мероприятий..

Воспитание физических качеств: силы, скорости, выносливости, ловкости, гибкости, координации предполагает целенаправленное воздействие на комплекс естественных свойств организма детей с отклонениями в интеллектуальном развитии, которое в коррекционном отношении, при соблюдении условий дифференцированных физических нагрузок, дают эффективные результаты.

Занятия физическими упражнениями и играми в режиме школы должны

отличаться от уроков физической культуры, для которых, строгая

регламентация, как в содержании, так и в структуре организации. Учитываются интересы учащихся, что им больше нравится, какими видами спорта больше хотят заниматься, что им приемлемо и с учетом пожелания детей активизирую внеклассную работу.

Началом спортивно-оздоровительной работы в школе является утренняя гигиеническая гимнастика. Это комплекс из 8-10 упражнений способствую-

щий пробуждению организма. В этом комплексе входят упражнения на подтягивание, наклоны, повороты. Все упражнения выполняются в сочетании с дыханием. Проводят комплексы физорги классов, активисты спортивной жизни школы. Раз в два месяца комплексы обновляются.

упражнения должны быть легкими, доступными для всех.

С детьми начальных классов УГГ проводят учащиеся старших классов.

Место проведения должно соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям. Контроль над выполнением остается за воспитателем группы. Учащиеся среднего и старшего звена в теплое время года утреннюю зарядку проводят на свежем воздухе, что способствует закаливанию организма.


Для детей с нарушениями в интеллектуальном развитии адаптивная физическая рекреация это не только биологически оправданная двигательная деятельность, но и способ преодоления замкнутого пространства, возможность общения, само проявления личности.

В процессе учебных занятий, во время уроков, учителя предметники проводят физкультминутки. Это физические упражнения, которые проводятся на уроках для снятия напряжения, утомления. Комплекс вклю-

чает 3-5 упражнений на подтягивание и расслабление мышц. Все упражне-

ния можно выполнять сидя, стоя за партой, за стулом ученическим, между

партами. Классная комната проветривается перед началом выполнения

комплекса упражнений.

Рекреативные занятия в школе представлены в виде организованных игр на переменах и спортивный час после уроков. Эти игры направлены на организацию отдыха детей и снятия психофизического напряжения. В связи с тем, что дети с отклонениями в интеллектуальном развитии быстро утомляются и легко возбуждаются, с ними организуются специальные игры, малоподвижные. Лучше всего чтобы они проводились на свежем воздухе.

Надо использовать игры не только воздействующие на физическое и моторное развитие, но и содействующие коррекции личности ребенка. По своей структуре спортивный час напоминает урок физической культуры, только в виде различных эстафет, игр, экскурсий. Задача спортивного часа - это разрядка психофизического напряжения учащихся:

-снятие нагрузки;

-утомления;

-обеспечение активного, эффективного отдыха;

-укрепление здоровья;

-совершенствование физического развития;

-закаливание организма;

Содержание внеклассных форм занятий подбирается с учетом возрастных особенностей. Внеклассные соревнования не имеют целью определения спортивной квалификации и присвоение спортивного разряда, они прививают интерес к систематическим занятиям, воспитывают умение действовать соответственно в интересах всей команды, защищая честь класса, группы, школы. Функциональные возможности детей с отклонениями в интеллектуальном развитии ограничены, поэтому особенно надо обратить внимание на выбор упражнения, игры и дозировку. Н-р: в

спортивных играх, сокращаю время тайма, матча. Но дело в том, что малые нагрузки не дают желаемого эффекта, а большие опасны для здоровья таких детей, поэтому я применяю индивидуальные нагрузки, дозирование упражнений по каждой группе, классу, команде отдельно, по индивидуальным возможностям детей. Возникает вопрос как долго как долго выполнять то или иное упражнение, на какой фазе работоспособности

прекращать работу? Н-р: в 7 классе; Наклон вперед, ноги на ширине плеч руки за голову. Мальчики делают 30-35 раз; девочки 20-25раз. При многократных наклонах туловища вперед наблюдаю что, 1- группа детей начинает выполнять упражнения очень быстро и утомляются, 2-группа детей выполняет упражнения ритмично, сохраняется стабильная амплитуда движений, 3-группа выполняет упражнения очень медленно, с уменьшенной амплитудой движений. Наибольший коррекционный эффект наблюдается у 2 группы.

Как определить предел допустимых нагрузок в упражнениях, предъявляющих высокие требования к работе сердечно-сосудистой системе и

дыхательной системы? (бег на короткие дистанции, кросс, с/и. прыжковые упражнения). Прежде чем дать задание с большой нагрузкой я измеряю пульс ребенка, веду опрос о самочувствии детей. Если пульс учащен, ребенку

дается более упрощенный вариант выполнения упражнений или другое задание с меньшей амплитудой движений.

Существует специальная таблица признаков усталости, при выполнении физических нагрузок которой я пользуюсь.

Но бывают и такие случаи, когда у ребенка повышенный пульс, но не от физических упражнений, а от других факторов, тогда применяю индивидуальный подход к таким ученикам (упражнения в расслаблении, дыхательные упражнения). С помощью физических упражнений можно снять перевозбуждение, нормализовать психические функции, если состояние ребенка нормальное.

Другая категория детей, это дети с низким уровнем физического развития. Они слабее всех, стесняются выполнять упражнения вместе со всеми, чаще остальных ищут причины лишь бы не заниматься, бояться быть

смешными в глазах товарищей. К таким детям применяю индивидуальный подход с учетом их индивидуальных возможностей, метод убеждения, беседы.

Еще одна категория детей – это дети со слабым здоровьем, с нарушением опорно-двигательного аппарата. Такие дети стесняются

выполнять физические упражнения. Таким детям разрешаю проявлять больше самостоятельности при постоянном контроле учителя и помощи товарищей. Такие дети посещают занятия по лечебной физкультуре (ЛФК) где они могут больше себя проявить.

В школе работает спортивный кружок, группа ОФП куда дети ходят с удовольствием. Основная задача внеклассной работы это повышение спортивного мастерства, личных результатов, укрепление здоровья, воспитание нравственных качеств, приучение к дисциплинированности,

организованности, ответственности, любознательности, собственной активности, инициативы и творчества, формирование эстетических потребностей к ежедневным занятиям спортом.

Общешкольные спортивно-оздоровительные мероприятия в школе проводятся регулярно, где дети показывают уровень спортивной подготовки и спортивного мастерства.













Полный текст материала Статья "Организация спортивно-оздоровительной работы в коррекционной школе-интернате VIII вида" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кочкина Галина Дмитриевна  123galina
10.12.2011 0 5373 629

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК