Организация воспитательной работы в классе «Особый ребенок»
Организация воспитательной работы в классе «Особый ребенок»
Ирина Анатольевна Югова
Учитель класса «Особый ребенок»
МСКОУ VIII вида
г. Красновишерск
Пермский край
В классе «Особый ребенок» работаю второй год, мои ученики обучаются 7 год по данной программе.
Обучение, воспитание и развитие детей в классе «Особый ребенок» – сложная социально-педагогическая задача. Ее решение лежит в основе подготовки данной категории детей к общественно полезной деятельности (в соответствии с их возможностями), к равноценному участию со своими сверстниками в различных видах деятельности, к наиболее полному освоению социальных ролей, к результативной интеграции в социальную среду.
Всё обучение учащихся класса «Особый ребенок» проводится методом предметно - практической деятельности с речевым сопровождением, с опорой на жизненный опыт ребенка и направлено на выработку примитивных, но осмысленных, правильных представлений по пройденному материалу, практических умений.
Основные навыки поведения в этом классе с которыми мы работаем:
1.Формирование личностной идентификации: «Кто я?» — имя, пол, внешность.
2.Формирование представления о чертах своего характера.
3. Овладение навыками речевого обращения в различных ситуациях.
4.Умение использовать жесты, интонацию, мимику лица для выражения своих потребностей, желаний, просьб.
5.Умение вести диалог, беседу.
6. Знание и умение следовать правилам поведения в различных ситуациях: в школе, на улице, в магазине, в транспорте, в больнице и т.п..
7.Овладение навыками личной гигиены. И другие….
Большое внимание уделяю формированию у учащихся способностей к целеполаганию:
совместно работаем над принятием и пониманием цели, поставленной педагогом, над удержанием, сохранением цели какого-либо занятия в сознании в течение длительного времени.
С помощью различных опор, загадок, кроссвордов, ребусов, пословиц, шифровок учащиеся самостоятельно пытаются поставить цель занятия, осуществляют выбор одной цели из нескольких других и дают объяснение этому выбору.
Например: Тема: «Мы живем среди людей».
Цели: отработка моделей коммуникативного поведения, коррекция эмоциональной сферы на основе упражнений в эмоциональном реагировании.
- Упражнение в постановке вопросов.
Детям демонстрируется ряд сюжетных картинок: например: «В гостях», «За углом школы», «В школьном коридоре на перемене». Каждый должен придумать вопрос к своей картинке.
Для отдельных учащихся заранее готовится карточка с началом вопроса.
Затем предлагаю детям свои необычные вопросы, например:
«Почему в гостях нет доктора?»,
«Можно ли в школе ходить в резиновых сапогах?»,
«Можно ли на перемене танцевать в коридоре?».
По образцу дети пытаются тоже придумать необычные вопросы. На все вопросы отвечаем, объясняем, как должно быть и почему.
Выполняем практические упражнения :
- Как можно приветствовать людей?
- Как обратиться с просьбой?
- Как обратиться за помощью в больнице?
- Как отказаться от сигареты?
Игра «Разумно просто».
Закончи фразу и объясни:
- Если кто-то из гостей нечаянно пролил чай на скатерть, то ..
- Подростку нельзя курить, т.к. это...
- Больного не утомляют долгим разговором, потому что...
Тема: «Если беда рядом...»
Упражнение на классификацию.
1. Возьмите конверт № 1. Достаньте карточки. Положите на стол те, которые напоминают вам о беде.
(Дети отбирают карточки с изображением пожарной машины, машины «скорой помощи», полицейской патрульной службы.)
2.Под картинками положите из второго конверта номера телефонов, куда надо звонить в случае опасности.
(Дети кладут под картинками карточки с номерами телефонов.
3.А теперь послушайте сигналы тревоги .
Определите сигнал
Постановка проблемы:
Диспетчер записал вызов
«Пожар, пожар... не помню адрес... все горит, приезжайте скорее... Ой, беда, беда...»
Дети должны назвать, что неправильно сделал вызывающий?
Запомнить вывод:
Очень важно четко назвать свои координаты и сформулировать проблему, адрес, причина вызова.
Игра «Карточки-схемы»: разложить карточки по порядку и составить рассказ.
Каждой паре дают конверт, в котором находятся карточки, учащиеся должны составить цепочку своих действий.
Начался пожар- - собрал документы, деньги, животных - на улицу- к соседям - звонить - что говорить...
(Пожар, наводнение, протечка на потолке, лопнула батарея, ураган...)
НАЧАЛСЯ ПОЖАР |
|
|
|
|
собрал документы, деньги, животных - |
на улицу |
- к соседям |
- звонить |
- что говорить...
|
Тема«Черты внешности и характер»:
Упражнение «Сделай выбор»
1.Какие черты вас привлекают в женщинах? в мужчинах?
Затем предлагается выбрать из предложенных слов:
Женщины какие -
Мужчины какие-
Злой хитрый стройный толстый худой высокий низкий большеглазый круглолицый загорелый нежная, чистая кожа, красивый эффектный симпатичный добрый.
2.Выберите что необходимо девушке и юноше для ухода за собой:
Гантели, гири, скакалка, мяч, обруч, крем, бусы, помада, дезодорант, тушь, тени, чистое белье.
Тема: «Волосы и уход за ними».
Цель: показать приемы и способы ухода за волосами.
1.Сообщение темы занятия (разгадать ребус).
Волосы
2.Выбери
из ряда картинок те, на которых изображены
люди
с
прическами, не понравившимися тебе.
(Лохматые,
грязные
волосы...)
3.Почему ты их выбрал?
4.Выбери из этого ряда картинки с понравившимися тебе прическами.
5.Почему ты их выбрал? Чем они тебе понравились?
6.Для какого случая подходит та или иная прическа (из изображенных)? (Конкурс красоты, бал, школа, соревнование, бассейн...)
Тема: «Диета: плюсы и минусы».
Цели: уточнить представления о правильном питании, о сочетаемости продуктов и действии диеты на организм; воспитывать бережное отношение к своему организму.
Учащимся предлагается данный кроссворд:
п |
р |
о |
д |
у |
к |
т |
ы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
т |
|
|
|
|
п |
и |
т |
|
н |
и |
е |
|
Задание: отгадайте слово, которое связывает эти два понятия («продукты» и «питание») и обозначает правильно сбалансированное питание. (Диета.)
Создание проблемной ситуации:
- Три подруги решили похудеть. Первая девушка перестала есть совсем.
-Вторая утром пила кофе с бутербродом, в течение дня пила чай, воду, но перед сном съедала обильный ужин.
- Третья в течение дня ела только овощные салаты.
Задание: определить результаты их диеты и самочувствия. К чему это может привести, что необходимо делать, чтобы этого не допустить.
Тема: «Эмоции и наше поведение».
Цели: отработка навыков коммуникативного поведения; коррекция эмоциональной сферы на основе отработки навыка адекватного эмоционального реагирования.
А как ты думаешь?
- Назовите ситуации, когда, вы считаете, неуместным проявлять свою радость.
Сопоставьте выражения:
Болезнь друга помочь
Неудача в учебе у друга пожалеть, поддержать
Упал на прогулке заботиться, сопереживать
Цель коррекционно - воспитательной работы в классе «Особый ребенок» в конечном счёте - социальная адаптация, дальнейшее приспособление к жизни. Необходимо, используя все познавательные возможности детей, развить у них жизненно необходимые навыки, чтобы став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять простую работу, жить в семье и по возможности в трудовом коллективе.
272
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ирина Анатольевна Югова
→ Юговка 26.09.2014 0 3071 416 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.