Организация воспитательной работы в классе «Особый ребенок»


Организация воспитательной работы в классе «Особый ребенок»


Ирина Анатольевна Югова

Учитель класса «Особый ребенок»

МСКОУ VIII вида

г. Красновишерск

Пермский край


В классе «Особый ребенок» работаю второй год, мои ученики обучаются 7 год по данной программе.

Обучение, воспитание и развитие детей в классе «Особый ребенок» – сложная социально-педагогическая задача. Ее решение лежит в основе подготовки данной категории детей к общественно полезной деятельности (в соответствии с их возможностями), к равноценному участию со своими сверстниками в различных видах деятельности, к наиболее полному освоению социальных ролей, к результативной интеграции в социальную среду.

Всё обучение учащихся класса «Особый ребенок» проводится методом предметно - практической деятельности с речевым сопровождением, с опорой на жизненный опыт ребенка и направлено на выработку примитивных, но осмысленных, правильных представлений по пройденному материалу, практических умений.

Основные навыки поведения в этом классе с которыми мы работаем:

1.Формирование личностной идентификации: «Кто я?» — имя, пол, внешность.

2.Формирование представления о чертах своего характера.

3. Овладение навыками речевого обращения в различных ситуациях.

4.Умение использовать жесты, интонацию, мимику лица для выражения своих потребностей, желаний, просьб.

5.Умение вести диалог, беседу.

6. Знание и умение следовать правилам поведения в различных ситуациях: в школе, на улице, в магазине, в транспорте, в больнице и т.п..

7.Овладение навыками личной гигиены. И другие….

Большое внимание уделяю формированию у учащихся способностей к целеполаганию:

совместно работаем над принятием и пониманием цели, поставленной педагогом, над удержанием, сохранением цели какого-либо занятия в сознании в течение длительного времени.

С помощью различных опор, загадок, кроссвордов, ребусов, пословиц, шифровок учащиеся самостоятельно пытаются поставить цель занятия, осуществляют выбор одной цели из нескольких других и дают объяснение этому выбору.

Например: Тема: «Мы живем среди людей».

Цели: отработка моделей коммуникативного поведения, коррекция эмоциональной сферы на основе упражнений в эмоциональном реагировании.

- Упражнение в постановке вопросов.

Детям демонстрируется ряд сюжетных картинок: например: «В гостях», «За углом школы», «В школьном коридоре на перемене». Каждый должен придумать вопрос к своей картинке.

Для отдельных учащихся заранее готовится карточка с началом вопроса.

Затем предлагаю детям свои необычные вопросы, например:

«Почему в гостях нет доктора?»,

«Можно ли в школе ходить в резиновых сапогах?»,

«Можно ли на перемене танцевать в коридоре?».

По образцу дети пытаются тоже придумать необычные вопросы. На все вопросы отвечаем, объясняем, как должно быть и почему.

Выполняем практические упражнения :

- Как можно приветствовать людей?

- Как обратиться с просьбой?

- Как обратиться за помощью в больнице?

- Как отказаться от сигареты?

Игра «Разумно просто».

Закончи фразу и объясни:

- Если кто-то из гостей нечаянно пролил чай на скатерть, то ..

- Подростку нельзя курить, т.к. это...

- Больного не утомляют долгим разговором, потому что...

Тема: «Если беда рядом...»

Упражнение на классификацию.

1. Возьмите конверт № 1. Достаньте карточки. Положите на стол те, которые напоминают вам о беде.

(Дети отбирают карточки с изображением пожарной машины, машины «скорой помощи», полицейской патрульной службы.)

2.Под картинками положите из второго конверта номера телефонов, куда надо звонить в случае опасности.

(Дети кладут под картинками карточки с номерами телефонов.

3.А теперь послушайте сигналы тревоги .

Определите сигнал

Постановка проблемы:

Диспетчер записал вызов

«Пожар, пожар... не помню адрес... все горит, приезжайте скорее... Ой, беда, беда...»

Дети должны назвать, что неправильно сделал вызывающий?

Запомнить вывод:

Очень важно четко назвать свои координаты и сформулировать проблему, адрес, причина вызова.

Игра «Карточки-схемы»: разложить карточки по порядку и составить рассказ.

Каждой паре дают конверт, в котором находятся карточки, учащиеся должны составить цепочку своих действий.

Начался пожар- - собрал документы, деньги, животных - на улицу- к соседям - звонить - что говорить...

(Пожар, наводнение, протечка на потолке, лопнула батарея, ураган...)


НАЧАЛСЯ ПОЖАР





собрал документы, деньги, животных -

на улицу

- к соседям

- звонить

- что говорить...


Тема«Черты внешности и характер»:

Упражнение «Сделай выбор»

1.Какие черты вас привлекают в женщинах? в мужчинах?

Затем предлагается выбрать из предложенных слов:

Женщины какие -

Мужчины какие-

Злой хитрый стройный толстый худой высокий низкий большеглазый круглолицый загорелый нежная, чистая кожа, красивый эффектный симпатичный добрый.

2.Выберите что необходимо девушке и юноше для ухода за собой:

Гантели, гири, скакалка, мяч, обруч, крем, бусы, помада, дезодорант, тушь, тени, чистое белье.

Тема: «Волосы и уход за ними».

Цель: показать приемы и способы ухода за волосами.

1.Сообщение темы занятия (разгадать ребус).

Волосы

2.Выбери из ряда картинок те, на которых изображены люди
с прическами, не понравившимися тебе. (Лохматые, грязные
волосы...)

3.Почему ты их выбрал?

4.Выбери из этого ряда картинки с понравившимися тебе прическами.

5.Почему ты их выбрал? Чем они тебе понравились?

6.Для какого случая подходит та или иная прическа (из изображенных)? (Конкурс красоты, бал, школа, соревнование, бассейн...)

Тема: «Диета: плюсы и минусы».

Цели: уточнить представления о правильном питании, о сочетаемости продуктов и действии диеты на организм; воспитывать бережное отношение к своему организму.

Учащимся предлагается данный кроссворд:

п

р

о

д

у

к

т

ы


















т





п

и

т

н

и

е



Задание: отгадайте слово, которое связывает эти два понятия («продукты» и «питание») и обозначает правильно сбалансированное питание. (Диета.)

Создание проблемной ситуации:

- Три подруги решили похудеть. Первая девушка перестала есть совсем.

-Вторая утром пила кофе с бутербродом, в течение дня пила чай, воду, но перед сном съедала обильный ужин.

- Третья в течение дня ела только овощные салаты.

Задание: определить результаты их диеты и самочувствия. К чему это может привести, что необходимо делать, чтобы этого не допустить.

Тема: «Эмоции и наше поведение».

Цели: отработка навыков коммуникативного поведения; коррекция эмоциональной сферы на основе отработки навыка адекватного эмоционального реагирования.

А как ты думаешь?

- Назовите ситуации, когда, вы считаете, неуместным проявлять свою радость.

Сопоставьте выражения:

Болезнь друга помочь

Неудача в учебе у друга пожалеть, поддержать

Упал на прогулке заботиться, сопереживать


Цель коррекционно - воспитательной работы в классе «Особый ребенок» в конечном счёте - социальная адаптация, дальнейшее приспособление к жизни. Необходимо, используя все познавательные возможности детей, развить у них жизненно необходимые навыки, чтобы став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять простую работу, жить в семье и по возможности в трудовом коллективе.



272


Полный текст материала Организация воспитательной работы в классе «Особый ребенок» смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ирина Анатольевна Югова  Юговка
26.09.2014 0 3071 416

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК