"Разговор со временем наедине..."Урок-размышление по роману М. А. Булгакова "Белая гвардия"(11 кл.)


Уважаемые коллеги!

Предлагаю вашему вниманию методическую разработку по роману М. А. Булгакова «Белая гвардия».

Материал рассчитан на два урока. Главная цель моей работы – заинтересовать, оживить чувства, пробудить потребность поразмышлять вслух….

Гладышева Елена Николаевна,

учитель Мамонтовской СШ№1


Тип урока Изучение нового материала


Вид урока Урок-размышление


Цель: найти ответ на вопрос «Как в смутные времена остаться человеком, как прожить жизнь достойно?»


Учебная задача: составить так называемую булгаковскую «Шкалу ценностей» (т. е. найти ответ на вопрос «Что, по мнению Булгакова и его героев, имеет настоящую цену в жизни?»)








План урока



  1. Целеполагание и постановка учебной задачи



  1. Вступительное слово учителя о творческой истории создания романа



  1. Изучение художественного произведения



  1. Подведение итогов (Проверка составленной учащимися «Шкалы ценностей» М. Булгакова)



  1. Домашнее задание



1

Сегодня мы будем говорить о романе М. Булгакова «Белая гвардия». Но говорить будем не только мы (Здесь учитель обращает внимание уч-ся на формулировку темы урока)

- Кто ещё будет участником нашего разговора?

Возможные ответы уч-ся:


  • Это время (время художественное и время историческое)

  • Сам М. А. Булгаков, его герои


- Итак, нам известны участники сегодняшнего разговора.

А каким по характеру должен быть этот разговор?


(Рассуждения уч-ся: «Разговор наедине – значит откровенный, открытый, честный, разговор по душам…»)


- И самое главное: о чём можно говорить искренне, честно?


(О чём-то очень важном, волнующем)


- Какие вопросы мучают главных героев романа?


(Обращаемся к самому началу повествования, перечитываем в классе.

Выделяются главные вопросы: «За что такая несправедливость? Как жить? Как же жить?»)


- А если учесть, что для Булгакова и его героев этого мало – просто жить (или выживать), то как по-другому можно сформулировать эти же вопросы?


(Как прожить жизнь честно, достойно?)


- Таким образом, мы подошли к цели сегодняшнего разговора (Запись формулировки в тетрадях)

- Как вы думаете, что означают слова «прожить достойно»?

(Здесь могут быть самые разные ответы уч-ся. Выслушиваются все)


- Теперь мне известно, что вы понимаете под сл. «жить достойно». Каждый из вас мог выразить свою точку зрения на этот счёт. Может быть, дадим такую же возможность и самому Булгакову? Да, да, писатель тоже может высказаться – через своё произведение, благодаря своим любимым и нелюбимым героям.

Наша задача – быть внимательными, вслушиваться в каждое слово и записывать самое главное.

(Так уч-ся подводят к учебной задаче)

- Булгаковская «Шкала ценностей» будет составляться вами в течение обоих уроков. Таким образом, к концу нашего разговора у вас должен появиться в тетрадях ответ на вопрос «Что, по Булгакову, имеет настоящую цену в жизни?»


2


(Учитель о романе «Белая гвардия».)

У каждой книги, как и у человека, своя судьба. В этом смысле они очень похожи. Одни книги рождаются вопреки чему-то, другие – благодаря…Так вот, «Белая гвардия» - это роман, рождённый благодаря любви писателя - любви к своему прошлому, к тому навеки родному городу, где прошли детство и юность, где был домашний уют, друзья, где всё, даже сам воздух, проникнуто тихим счастьем и светлой радостью.

Может быть, поэтому Булгаков однажды признался: «Роман этот я люблю больше всех других моих вещей». Уже после создания «Белой гвардии» писатель ещё и ещё раз вспомнит, как необычно начиналась работа над романом: «Он (роман) зародился ночью, когда я проснулся после грустного сна…Мне снился родной город, снег, зима, гражданская война…Во сне прошла передо мной беззвучная вьюга, а затем появился старенький рояль и возле него люди, которых уже нет на свете» («Театральный роман»)

А вот ещё одно воспоминание: «Стал писать, не зная ещё хорошо, что из этого выйдет. Помнится, мне очень хотелось передать, как хорошо, когда дома тепло, часы, бьющие башенным боем, сонную дрёму в постели, книги и мороз…»

Тепло дома, старенький рояль, часы, книги – всё это не что иное, как составляющие писательской семьи. В прежние времена семья Булгакова была хорошо известна в Киеве. Огромная, насквозь интеллигентная, она состояла из людей, умеющих читать мудрые книги и понимать хорошую музыку. За окнами булгаковской квартиры постоянно были слышны звуки рояля, весёлые голоса, смех, споры и пение. Там всегда теплилась жизнь…

(Далее уч-ль предлагает послушать музыкальный фрагмент песни из кинофильма «Бандитский Петербург».)


Вопросы после прослушивания:


  • Уловили настроение, характер песни?



  • Есть ли перекличка музыкальной истории с историей литературной, связанной с булгаковским романом? В чём созвучность этих историй?

3


- Что в романе соответствует воспоминаниям писателя о своей семье?

(История семьи Турбиных. Семья эта очень похожа на булгаковскую. Сама атмосфера дома Турбиных – булгаковская. Даже дом№13 поАндреевскому (а в романе – по Алексеевскому) спуску – тот самый, в котором жило семейство Булгаковых)

- Получается, Булгаков пишет роман, думая и вспоминая о близких и дорогих ему людях; он делает их прототипами главных героев «Белой гвардии» .

- А с каких слов писатель решает начать свою книгу? Зачитайте.

- Какое это время? Какое настроение у него?

«Велик был год и страшен год по рождестве Христовом 1918…»

Такое начало выбирает Булгаков для своего романа. Описание времени, и в нём – общее настроение тревоги. Каким-то внутренним холодом, тоской по чему-то уходящему веет на нас.

- Что касается героев романа, Турбиных – что принёс этот год каждому из них?

Можно ответить строчками из текста

Для всех Турбиных – смерть матери

Для старшего Алексея – «тяжкие походы, службу и беды вдалеке от родного дома»

Для Елены – тяжёлые заботы(на ней теперь держался весь дом) и тревогу за братьев

Для младшего Николки – потерю в 17-ть лет самого близкого и дорогого человека

- Итак, год 1918 был тяжёлым годом для этой семьи. Он принёс большое личное горе – умирает мать. Они не знают, как жить дальше («Жизнь-то им как раз и перебило на самом рассвете…»)

Тут ещё новые заботы по дому. Но по-настоящему их пугает другое. Елене, например, страшно и тревожно за братьев.

Почему?

(Потому что революция, потому что идёт война. Причём не где-то далеко, в чужом городе, а совсем уже рядом…)

- Найдите тому подтверждения в первых 3-х гл., зачитайте.

(Ответы могут быть самые разные:

  • Это и рассказ Мышлаевского, который с горсткой офицеров «сутки на морозе, в снегу» оберегал город от Петлюры

  • Это и какая-то необъяснимо навязчивая тревога Елены за своего мужа, полковника Тальберга, который почему-то задерживался на службе и которого она уже считала убитым

  • Это и поспешное, «крысиной побежкой», бегство из города того же самого Тальберга, бросившего на произвол судьбы жену (А мы-то знаем, откуда бегут «крысиной побежкой» - с тонущего корабля..)


- Действительно, ещё никто не убит, ещё не пролита ничья кровь, но сердца людей переполняет страх.

Что же их так пугает и тревожит?

(Неизвестность, ведь к неизвестности нельзя привыкнуть, неизвестность невозможно предугадать и предотвратить)

- Исчезают эти страх и тревога в 4-й и 5-й гл.?

(Нет, эти гл. по настроению очень похожи на предыдущие)

- Тогда чем же они отличаются? В чём необычность этих гл.?

(4-я и 5-я гл. – это сон Алексея Турбина)

- Что же снится ему?

(Его Город)

- Кстати, почему слово «Город» здесь с большой буквы? И ещё – почему у него нет названия?

(Видимо, речь идёт не только о Киеве, и Булгакова беспокоит судьба не только его родного города. Таких городов, где рядом с жизнью ходила смерть, в 1918 г. в России было предостаточно. Да что там города, над всей страной в то время «стоял красный дрожащий Марс»)



- Как вы думаете, Алексею снится прошлое, настоящее или будущее его Города? Обратимся к тексту.

(В этом сне есть всё: и прекрасное, светлое прошлое, и безрадостное настоящее, и даже будущее…)

- Какое оно – это будущее?

(Оно ужасно, в нём есть всё, что может принести с собой война: боль и страдание, разруха и голод – и…смерть. Много будет жертв, причём с разных воюющих сторон)


- О них же, о жертвах войны, говорит во сне вахмистр Жилин с самим Господом Богом. Он, как солдат белой армии, возмущён, узнав, что в раю приготовлено место и тем, с которыми он так долго воевал, - большевикам.


- Давайте обратимся к тексту и зачитаем этот разговор

( Обращается особое внимание на ответ Господа.)

Какие слова здесь главные?

Под какими словами, на ваш взгляд, мог подписаться сам Булгаков?

( «Все вы в поле брани убиенные…»)

- Как вы их понимаете?

(Для Бога не важно, где и кем убиты эти люди, «красные» они или «белые», верят в Бога или нет)

- Что же тогда имеет значение?

Главное – просто Человек, его достоинство, его жизненный путь, его предназначение на земле, его душа. И совсем не важно…(Дальше пусть продолжат уч-ся. И это будет первая запись в булгаковскую «Шкалу ценностей»)


- Всё это, конечно, так. Но не будем забывать, что мы говорим про сон, а любой сон (даже такой необычный, вещий) когда-нибудь кончается. И всё, что предсказывал сон, в будущем произойдёт. Будет литься кровь, будут гибнуть люди.

Но Булгаков не был бы Булгаковым, если бы ничего не противопоставил этой разрушающей силе.

- Что же в романе противостоит страшному времени?

Где нет жестокости? Где не льётся кровь?


(Это дом Турбиных)

Таким образом, в «Шкалу ценностей» уч-ся заносится новая информация: «Дом, семейный очаг».

- Какой это дом?

- Ваши первые впечатления о людях и вещах, живущих там?

- Чтобы получше разобраться, в чём же «секрет» турбинской квартиры, давайте для сравнения заглянем в другую, находящуюся совсем рядом – этажом ниже.

- О чьей квартире я сейчас говорю?

(Ну конечно, речь идёт о квартире соседа Турбиных – инженера и домовладельца Василия Ивановича Лисовича или попросту Василисы)

- В какой гл. следует искать описание Василисиной квартиры?(3- я гл.)

- Перечитайте с карандашом в руке и выберите из текста всё, что считаете важным, об этой квартире.

- А теперь сравним квартиры Турбиных и Лисовича

Предлагаемые вопросы:

  1. Чем похожи эти квартиры?

  2. Какие из данных описаний можно отнести к обеим квартирам, какие – только к квартире Турбиных? (см. ниже по плану)

  3. Что за ценности скрыты в каждой из квартир?


  • Эти квартиры не назовёшь бедными: и там и тут есть дорогие старинные вещи; видны следы роскоши, богатства

  • Очень похожая обстановка: та же лампа, те же шкафы с книгами

  • Обе квартиры по-своему уютны (Да, да, в маленьком кабинетике инженера Лисовича, заставленном, занавешенном и набитом книгами, так же уютно, как и у Турбиных)

«Стоячая лампа, изображающая египетскую царевну, прикрытую зелёным зонтиком с цветами, красила всю комнату нежно и таинственно..»

И вот уже чудится, что задрожат сейчас лёгкие кремовые шторы и на их фоне засияет «золотая корона» Елены..

Но нет, это только так кажется. Потому что в квартире этой мёртвая тишина, потому что пахнет здесь сыростью, мышами, плесенью и «ворчливой сонной скукой». Так может быть только в квартире Василисы, где самая большая ценность – это многочисленные тайники, набитые фальшивыми купюрами.


А теперь заглянем к Турбинным. «Четыре огня в столовой люстре..., на белизне скатерти свежие букеты тепличных роз…, яблоки в сверкающих изломах ваз, ломтики лимона, чай…» И ещё – «необычайной нежности гитарный звон», весёлые голоса, смех…

- Что же такого ценного находили все, кто попадал сюда?

Давайте вспомним Лариосика. Этот смешной и нескладный человек никак не мог понять, почему ему «чрезвычайно нравилось у Турбиных». Но однажды он признаётся, что он «потерпел драму, но здесь, у Елены Васильевны…» (Дальше пусть продолжат уч-ся)

Лариосик признаётся, что « здесь, у Елены Васильевны, оживает душой».

- Если квартира Василисы – это тайник, пропахший мышами и плесенью, то что же тогда дом Турбиных?

(Это покой, защищённый кремовыми шторами.)

- Вспомним, с чего мы начинали изучать роман. Вернёмся к его первым строчкам. Нет в них радости, нет покоя.

- Под влиянием какой звезды происходят все события первых 2-ух частей романа? (Под влиянием «кровавого» Марса)

- А происходящее в 3-ей части – это результат чьёго влияния - Венеры или Марса?

(Здесь мнения могут разделиться)

События, которыми управляет Марс:

  • Расправа петлюровского отряда над случайным прохожим

  • «Охота» на людей в городе (пример, когда петлюровцы преследуют убегающего Алексея Турбина)

  • Прибытие бронепоезда «Пролетарий» на станцию Дарница

Главное, что происходит под влиянием Венеры, – это чудесное спасение Николки и Алексея.

- Что находит Алексей в доме своей спасительницы?

Только ли помощь? (Он встречает там настоящую любовь)

- А Николка? Он ведь приносит в этот дом страшную весть о смерти.

Что же уносит он с собой? (Снова любовь)

- Как складывается судьба у Елены? Её сердце по-прежнему неприступно? (Отнюдь, и здесь поселяется то же самое чувство – любовь к Шервинскому)

Даже Анюта сражена обаянием влюблённого в неё Мышлаевского, даже Лариосик забывает о своей житомирской драме и вздыхает по Елене.

И так можно продолжать ещё долго, и всё это происходит благодаря романтической Венере.

- Подумайте, что ещё совершается под влиянием этой звезды?

(В классе должны прозвучать 2-а отрывка: сон Петьки и авторский «гимн» звёздам )

- На что обращает наше внимание автор? О чём предлагает поразмышлять?

(О вечных ценностях, без которых человеческая жизнь пуста и бессмысленна.)


4


- Прочитаны заключительные строчки романа. И в финале – снова вопрос. Это авторское предложение поразмышлять и разобраться в том, что же вечно и неизменно в нашей жизни, как в смутные времена остаться человеком..

- Что по этому поводу думает сам М. Булгаков?

Проверяется составленная уч-ся писательская «Шкала ценностей»

  • Главное в этом мире – Человек ,его, душа, его помыслы и поступки, его предназначение на земле. И совсем не важно, «красный» ты или «белый», генерал или рядовой. Перед Богом мы все равны…

  • Тепло и уют семейного очага, внушающие чувства уверенности и защищённости

  • Покой , охраняемый кремовыми шторами


  • Любовь как чудо, способное победить смерть


(Содержание «Шкалы» в ходе проверки может корректироваться, достраиваться. Причём

это никак не должно повлиять на итоговую оценку работы ученика на уроке.)

- В заключение сегодняшнего разговора хочу прочитать отрывок из стихотворения, написанного в 1989-ом году поэтессой А. Миллер:

Но в хаосе надо за что-то держаться,

А пальцы устали и могут разжаться.

Держаться бы надо за вехи земные,

Которых не смыли дожди проливные,

За ежесекундный простой распорядок

С настольною лампой над кипой тетрадок ,

С часами на стенке, поющими звонко,

За старое фото и руку ребёнка.


- Как вы считаете, что роднит это стихотворение с булгаковским романом?

(Вера в человека, в вечные «ориентиры», помогающие не сбиться с пути в жизненном хаосе)

- Я желаю вам не потерять эти «ориентиры», потому что только Добро и Любовь «держат» человека на этой земле, делая его жизнь осмысленной и необходимой.

5

Домашнее задание Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Подумайте, кто из героев романа и в каких жизненных ситуациях придерживается булгаковской «Шкалы ценностей»? (Свой выбор аргументируйте собственными рассуждениями и выдержками из художественного текста)

(Задание имеет опережающий характер и отсылает уч-ся к другому роману М. Булгакова – «Мастер и Маргарита», о котором пойдёт речь на последующих уроках)

























Полный текст материала "Разговор со временем наедине..."Урок-размышление по роману М. А. Булгакова "Белая гвардия"(11 кл.) смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Гладышева Елена Николаевна  ГЕН
09.04.2010 4 12989 1272

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Интересные инструкции по ПК

Лучшие материалы сайта для вас
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 3
avatar
3 msl • 20:56, 14.04.2011
Без сомнения, молодец! Я бы отметила ещё виртуозную лаконичность урока, компактность, отобраны действительно значимые вещи. А меня радует, что без заумных технологических карт, кластеров и сиквейнов, без оскомину уже набивших презентаций, которые у некоторых коллег подменяют живую работу с текстом, а часто и вообще урок! Я ещё давала урок по булгаковскому идеалу русского офицерства - Най-Турс, Малышев. Очень захватывает ребят. Роман глубокий.
[Материал]
avatar
2 oxana1960 • 13:32, 05.11.2010
Огромное спасибо!!!! Любимый роман! Замечательные мысли! Красивый урок! Рада, что не забываете текст читать на уроке!!!
[Материал]
avatar
1 [Материал] Елена • 21:13, 24.08.2010
Замечательно!
[Материал]