Формирование творческой активности учащихся с использованием средств ИКТ во внеурочной деятельности (из опыта работы)


Тезисы к презентации учителя высшей категории

Петренко Натальи Эдуардовна МБОУ СОШ №167

г. Самара

Тема: «Формирование творческой активности учащихся с использованием средств ИКТ во внеурочной деятельности (из опыта работы)».


Формирование творческого мышления учащихся, является насущной потребностью современной школы, требует организации определенных условий, способствующих творческой активности учащихся, и научно обоснованной стратегии учителя, направленной на раскрытие и повышение творческого потенциала каждого ребенка.

Создание определенных условий требует реализации определенных подходов, которые послужат основой для формирования творческого мышления учащихся посредством разнообразных методов обучения.

Современное образование уже невозможно представить без использования современных информационных технологий. Информационные технологии выступают как универсальный инструмент, который способен помочь детям в решении самых разнообразных проблем современного человека, так же поможет им адаптироваться к будущей взрослой жизни. Поэтому использование ИКТ на занятиях, как в урочное время, так и во внеурочное поможет ребятам приобщиться к новому для них виду деятельности и развить, а затем реализовать свои творческие способности на протяжении всего образовательного процесса.

В своей работе с детьми я пытаюсь использовать пять принципов, которые были сформулированы П. Торренсом в 1987 году, при помощи которых должен руководствоваться учитель, чтобы поощрять творческое мышление:

  • внимательное отношение к необычным вопросам;

  • уважительное отношение к необычным идеям;

  • показывать детям, что их идеи имеют ценность;

  • предоставлять возможность для самостоятельного обучения;

  • давать время для неоцениваемой практики или обучения.

Работая в среднем звене по традиционной системе, я для себя отметила, что процесс развития творческого потенциала у ребенка особенно ближе к подростковому возрасту практически постепенно угасает, а внутренняя мотивация на творчество из 100% обучающихся в 84% отсутствует.

Учитывая сложность данного процесса, я для себя определила следующую проблему: как приумножить и сохранить творческий потенциал ребенка его внешнюю и внутреннюю мотивации на творчество.

Цель: изучить и применить эффективные приемы работы ИКТ технологий, которые способствовали бы лучшему развитию творческого потенциала личности. А для того, чтобы охватить все аспекты по данной теме я разработала ряд задач:

  1. Изучение научно - методических разработок.

  2. Обобщение передового опыта работы различных учителей- методистов.

  3. Выявление эффективных приемов работы в нетрадиционных техниках изобразительного и прикладного творчества.

4. Ознакомление учащихся с возможностями и принципами работы в графических и текстовых редакторах.

В качестве теоретико – методологических оснований формирования творческого мышления учащихся с использованием информационно – коммуникационных технологий определены следующие подходы: системный, деятельный, личностно – ориентированный. Их взаимодополняющая разработка обеспечивает комплексное исследование процесса формирования творческого мышления учащихся.

Сущность системного подхода (В.Г.Афанасьева, В.П.Беспалько, Ю.А.КОнаржевский, М.И.Рожков, Э.Г.Юдин и др.) заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в развитии и движении.

Развитость и совершенство методов и средств, современных ИКТ создают реальные возможности для их использования в системе образования. Включение в педагогический процесс компьютерных технологий способствует достижению поставленной цели – формирования творческого мышления учащихся. Такие значимые свойства применение компьютера в образовательном пространстве, как наглядность, повышение мотивации, предоставление возможности к творчеству легли в основу формирования творческого мышления школьников.

В соответствии с государственными стандартами начального общего образования ФГСО НОО Основного образования программа начального общего образования реализуется образовательными учреждением, в том числе и через внеурочную деятельность.

Внеурочная деятельность позволяет решить ряд важных задач:

- обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

- оптимизировать учебную нагрузку;

- улучшить условия для развития ребёнка;

- учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Программа студии «Изобразительного, прикладного, компьютерного творчества «Радуга» включает три тематических раздела:

I. Изобразительное искусство (развитие воображения

как основного компонента творческого процесса).

II. Декоративно –прикладного творчества (изготовление объектов в нетрадиционных техниках прикладного искусства).

III. Компьютерные графика (знакомство с графическими редакторами, создание различных компьютерных работ).

Занятия проходят в два этапа:

  • теоретический (беседы, лекций, которые обеспечивают целостное понимание ключевых вопросов).

  • практический (выполнение специальных заданий и упражнений, направленных на формирование творческого мышления учащихся).


Инструменты и заготовки для развития творческой фантазии.

Творческое воображение находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что это опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Как можно активизировать опыт для задания - придумать рассказ.

В работе с детьми используются игры с элементами ритмической гармонизации формы. Выполняя задание, дети открывают выразительные возможности таких художественных средств, как:

  • цвет (холодный - теплый, светлый - темный и т. д.);

  • линия (прямая, ломаная, волнистая), пятно;

  • контраст и нюанс (по цвету или по тону);

  • ритм (пятен, линий, штриховки).

Метод, который при этом используется, называется «методом комбинаторных игр». В основе этого метода лежат комбинаторные действия с элементами языка изобразительного искусства. Эти действия не подчинены целям создания конкретного изображения; ребенок «играет» с заданными правилами на основе собственных эстетических предпочтений – а в результате получаются интересные и совершенно неожиданные изображения. Такие игры, которые я использую на своих занятиях, игры с абстрактными формами является одной из ступеней освоения ребенком изобразительной деятельности.

Придумывание рассказов является еще одной из самых распространенных форм «творческого задания». Задание «Написать короткий рассказ с необычным названием» является, например, частью комплекса для измерения креативности. Придумать рассказ (историю, сказку) о каком – либо живом существе или о чем – либо ином. Написать свое собственное произведение и проиллюстрировать его предварительно ознакомившись с работами великих русских художников – иллюстраторов. Иллюстрации могут быть выполнены при помощи графических редакторов, таких как Paint, Gimp, Tux Paint или проиллюстрировать свое произведение в традициях изобразительного искусства. Один из вариантов такого иллюстрирования представлен в моей презентации.


Фрагмент занятия студии с использование ИКТ.

Занятие длиться в течение одного академического часа.


I часть занятия. Изобразительное искусство.

Рисуем на воображение. (Изображение фигур

в сплетенных линиях).

Данное упражнение позволяет применить в рисунке нетрадиционную технику рисования. С закрытыми глазами хаотично нанести линии на поверхность альбомного листа. Окрасить получившиеся секции в теплые и холодные цвета. Затем присмотревшись к сплетению получившихся линий найти образ знакомого предмета или неизвестного животного, который получился случайно. К получившемуся герою надо придумать сюжет картины и нарисовать. Данное упражнение хорошо развивает воображение и фантазию.


II часть занятия. Работа за компьютером. Выполнение упражнений

«нарисуй и дорисуй».

Умение пользоваться инструментами графического редактора позволяет сгладить различие в художественных способностях. Даже не владеющий художественными техниками рисования на компьютере, умело сочетая, комбинируя инструменты и возможности компьютерной графики может создать вполне оригинальное, самобытное произведение.

Ребятам предлагается упражнение «нарисуй и дорисуй». Перед созданием, которого совместно с учителем они проходят обсуждение того, как можно из одного наброска сделать различные картины (менять время года, время суток, место расположения объекта, наполнить различными персонажами т. д.), избавлялись от шаблонов и стереотипов.

Дальнейшее развитие моей творческой деятельности.

В данной работе я использовала опыт работы многих учителей, а также свой собственный опыт. Учитывая все выше изложенное можно говорить о том, что те условия, в которых работает студия, соответствуют творческой образовательной среде. Взаимосвязь всех подходов к формированию творческого мышления школьников, а так же создание благоприятных условий для проявления и развития творческого потенциала каждого учащегося, повышение его творческой активности позволяет достигнуть главной цели моей деятельности показать ребенку возможности для самореализации в любой сфере искусства, а использование нетрадиционных техник и приемов в творчестве помогут лучше развить его творческий потенциал как личности.

Слайд 1
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №167 г. о. САМАРА Формирование творческой активности учащихся с использованием средств ИКТ во внеурочной деятельности. Выполнила: учитель технологии Петренко Н.Э. Самара
Слайд 2
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГСО НОО понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно – урочной, и направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Внеурочная деятельность в школе решает ряд важных задач: • • • • • • • • • обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; оптимизировать учебные нагрузки обучающихся; улучшить условия для развития ребенка. учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: спортивно – оздоровительное; духовно – нравственное; социальное; обще интеллектуальное; общекультурное, в форме экскурсии, кружков, секций, круглых столов, конференций и др. форм.
Слайд 3
Пять принципов П. Торренсом, которыми должен руководствоваться учитель, при поощрении творческого мышления:  внимательное отношение к необычным вопросам; уважительное отношение к необычным идеям; показывать детям, что их идеи имеют ценность; предоставлять возможность для самостоятельного обучения; давать время для неоцениваемой практики или обучения. В качестве теоретико – методических оснований формирования творческого мышления учащихся с использованием ИКТ выявлено ряд подходов: системный, деятельный, личностно – ориентированный.
Слайд 4
Проблема: как приумножить и сохранить творческий потенциал ребенка его внешнюю и внутреннюю мотивации на творчество. Цель: изучить и применить эффективные приемы работы ИКТ технологий, которые способствовали бы лучшему развитию творческого потенциала личности. Задачи: 1. Изучение научно - методических разработок. 2. Обобщение передового опыта работы различных учителей-методистов. 3. Выявление эффективных приемов работы в нетрадиционных техниках изобразительного и прикладного творчества. 4. Ознакомление учащихся с возможностями и принципами работы в графических и текстовых редакторах.
Слайд 5
Программа студии «Изобразительного, прикладного, компьютерного творчества «Радуга» включает три тематических раздела: I. Изобразительное искусство (развитие воображения как основного компонента творческого процесса). II. Декоративно –прикладного творчества (изготовление объектов в нетрадиционных техниках прикладного искусства). III. Компьютерные графика (знакомство с графическими редакторами, создание различных компьютерных работ). Занятия проходят в два этапа: • теоретический (беседы, лекций, которые обеспечивают целостное понимание ключевых вопросов). • практический (выполнение специальных заданий и упражнений, направленных на формирование творческого мышления учащихся).
Слайд 6
Результаты предварительного исследования творческих способностей учащихся студии 1- 4 классов на начало учебного года. Критерии оценки Высокий уровень Низкий уровень Образность 8 уч. - 85% 2 уч.-15 % Выразительность 9 уч.- 90% 1 уч.- 10% Многоцветность 6 уч. - 56% 2 уч. - 14% Оригинальность Многоплановость 9 уч. – 92% 1 Уч. – 8% 8 уч. – 20% 2 уч. – 80% Показатели творческих способностей учащихся студии. образность многоцветность выразительность многоплановость оригинальность
Слайд 7
III раздел. «Компьютерное творчество». Знакомство с компьютером как инструментом воплощения творческих фантазий. Понятие компьютерного дизайна. Основные графические редакторы и принципы работы с ними. Применение компьютера для работы с текстом. Принципы работы с текстовыми редакторами. Фрагмент занятия в разделе «Компьютерная графика». I часть занятия. Изобразительное искусство. Рисуем на воображение. (Упражнение для развития невербального творческого мышления).
Слайд 8
Пример «Метода комбинаторных игр». Примеры итоговых работ учащихся 3 класса Канайкиной Алины и Дудукаловой Критстины .
Слайд 9
II часть занятия. Работа за компьютером. Выполнение упражнений «нарисуй и дорисуй». Итоговая работа учащегося 2 класса Зимина Ивана.
Слайд 10
«Приемы и методы фантазирования». Создание литературных произведений в текстовом редакторе MS Word».
Слайд 11
Результаты итогового исследования творческих способностей учащихся студии 1- 4 классов на окончание учебного года. Критерии оценки Образность Высокий уровень Низкий уровень 8 уч. - 85% 2 уч.-15 % Выразительность 9 уч.- 90% 1 уч.- 10% Многоцветность 6 уч. - 56% 2 уч. - 14% Оригинальность Многоплановость 9 уч. – 92% 1 Уч. – 8% 8 уч. – 20% 2 уч. – 80% Показатели творческих способностей учащихся студии. образность выразительность многоцветность оригинальность многоплановость
Слайд 12
Дальнейшее развитие моей творческой деятельности. • Применять авторские техники изобразительного и декоративного искусства с использованием других видов художественных материалов. • Вовлекать учащихся в творческое взаимодействие прикладного характера со сверстниками и взрослыми за счет подключения семьи учащихся. • Продолжить использование ИКТ технологий как способа развития творческого потенциала личности. Все это позволит решить проблему формирования творческой среды, а так же развития творческих способностей младших школьников через использование систем творческих заданий.
Слайд 13
Информационные ресурсы: 1. Книжная серия «Большая энциклопедия маленького мира. Первые успехи в рисовании 2. Т.В. Калинина «Цветы и травы». «Большой лес». «Башня, растущая в небо». Творческий центр «Сфера» Санкт- Петербург., 2009 г. 3. А.А. Фатеева «Рисуем без кисточки. Практическое приложение». - Академия развития Ярославль., 2006 г. 4. О.Ю. Шамонаева «Использование расколеровки в составлении художественных композиций». – Самара., 2008 г. 5. Фото работ учащихся студии «Радуга» г. Самара. 6. А.Я. Цукарь «Уроки развития воображения». Новосибирск., 2006 г. 7. т

Полный текст материала Формирование творческой активности учащихся с использованием средств ИКТ во внеурочной деятельности (из опыта работы) смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Петренко Наталья Эдуардовна  фантазик
22.11.2012 0 5613 834

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК