"Замок Спящей красавицы" - юмористический мультфильм для развития интереса школьника к искусству барокко.
Мультфильм должен привлечь внимание школьника к двум ярким явлениям эпохи барокко - писателю и поэту Шарлю Перро и его до предела барочным сказкам и редкому инструменту этой эпохи - стеклянной гармонике.
Шарль Перро́ (фр. Charles Perrault; 12 января 1628, Париж — 16 мая 1703, Париж) — французский поэт и критик эпохи классицизма, член Французской академии с 1671, ныне известный в основном как автор «Сказок матушки Гусыни».
Родился в семье судьи Парижского парламента Пьера Перро и был младшим из его семи детей (вместе с ним родился и брат-близнец Франсуа, умерший через 6 месяцев). Учился в университетском колле́же Бовэ, который, однако, бросил, не доучившись. Купил лицензию адвоката, но вскоре оставил эту должность и поступил клерком к своему брату архитектору Клоду Перро.
Пользовался доверием всесильного министра короля Жана Кольбера, который в 1660-х годах определял политику двора Людовика XIV в области искусств. Благодаря Кольберу, Перро в 1663 году назначен секретарем вновь образованной Академии надписей и изящной словесности. Перро также был генеральным контролером королевских строений. После смерти своего покровителя (1683) он впал в немилость и потерял выплачивавшуюся ему как литератору пенсию, а в 1695 году лишился и места секретаря.
«Рассказы, или Сказки былых времён» (фр. Histoires ou contes du temps passé) — опубликованный в Париже в январе 1697 года под именем Пьера Дарманкура сборник французских сказок, автором которых считается отец Дарманкура — Шарль Перро. За исключением «Рике-хохолка», все сказки Шарля Перро представляют собой обработки народных сказок. Позднее сборник публиковался под названием «Сказки моей матушки Гусыни» (Les Contes de ma Mère l'Oye). В него входят восемь сказок, изложенных прозой:
· Золушка
· Кот в сапогах
· Красная Шапочка
· Мальчик-с-пальчик
· Подарки феи
· Рике-Хохолок
· Спящая красавица
· Синяя борода
Кроме того, в сборник вошли три стихотворных произведения, опубликованные Перро за несколько лет до издания книги, а именно — новелла «Гризельда» и две сказки, «Ослиная шкура» и «Потешные желания». В современные издания эти три сочинения, как правило, не включают.
Сюжет (оригинальный) «Спящей красавицы». Он полон нелепиц и в полном объеме никогда не использовался композиторами или режиссерами.
У короля и королевы родилась долгожданная дочь и они приглашают всех фей королевства, кроме одной, потому что она уже полвека не покидала свою башню и все решили, что она умерла. В самый разгар пира по поводу крестин появилась неприглашенная фея, с которой, как ей показалось, обошлись неучтиво, потому что для нее не хватило драгоценного столового прибора. Когда все феи, кроме одной, которая предусмотрительно решила оставить за собой последнее слово, одарили принцессу волшебными дарами, старая фея Карабосс произнесла свое шокирующее пророчество: принцесса уколет палец о веретено — и умрет (зачем такие сложности?). Последняя фея смягчает приговор: да, принцесса уколет палец о веретено, но уснет ровно на 100 лет (в оригинальной версии Перро о принце, пробуждающем принцессу, речь не идет). Король издает указ сжечь все прялки и веретена, но тщетно: спустя 16 лет принцесса находит в башне загородного замка старушку, которая ничего не слышала о королевском указе и пряла кудель. Принцесса уколола палец о веретено и упала замертво. Пробудить ее уже невозможно. Появляется фея, смягчившая заклятье, и просит короля и королеву покинуть замок. Тем временем она погружает замок в вековой сон, и вокруг него вырастает непроходимый лес — чтобы никто не проник в замок до срока. Проходит 100 лет, появляется принц, проникает в замок — и принцесса пробуждается (никакого поцелуя нет, она пробудилась только потому, что пришло время чарам отступить). Затем — тайная (почему?) помолвка. Принц каждый день наведывается к жене, и у них рождаются дети — сын по имени День и девочка по имени Заря. Но мать принца заподозрила любовную интригу и просит сына привезти к ней в замок сноху и внуков. Будучи потомственной людоедкой (но тогда получается, что и принц - потомственный людоед!), она едва сдерживает желание съесть внучат. Но принц уезжает на войну, и свекровь начинает действовать. Сначала она велит убить внучку, потом — внука и, наконец, жену сына и приготовить их повкуснее. Но дворецкий прячет несчастных на конюшне, а королеве подает мясо животных (а она и не почувствовала разницу!). Однажды королева-людоедка, проходя по двору, услышала крики из конюшни: принцесса задумала высечь сына за шалость (сидела бы и не рыпалась - ей и ее детям угрожает смерть, а она сечет сына за шалость!). Людоедка так разгневалась, что велела поставить во дворе замка котел со всякими гадами (а проще нельзя?) и бросить туда сноху и внуков (почему не съесть - ведь она людоедка!), но, к счастью, возвращается принц. Не в силах вынести позора, людоедка сама бросается в котел и умирает. В конце сказки моралите: ни одна девушка не будет спать целый век, чтобы дождаться жениха с титулом и богатством (как это связано с сюжетом?).
Я попытался посоперничать с великим французским сказочником в изобретении сюжетных хитросплетений и вот, что получилось.
Шарль Перро́ (фр. Charles Perrault; 12 января 1628, Париж — 16 мая 1703, Париж) — французский поэт и критик эпохи классицизма, член Французской академии с 1671, ныне известный в основном как автор «Сказок матушки Гусыни».
Родился в семье судьи Парижского парламента Пьера Перро и был младшим из его семи детей (вместе с ним родился и брат-близнец Франсуа, умерший через 6 месяцев). Учился в университетском колле́же Бовэ, который, однако, бросил, не доучившись. Купил лицензию адвоката, но вскоре оставил эту должность и поступил клерком к своему брату архитектору Клоду Перро.
Пользовался доверием всесильного министра короля Жана Кольбера, который в 1660-х годах определял политику двора Людовика XIV в области искусств. Благодаря Кольберу, Перро в 1663 году назначен секретарем вновь образованной Академии надписей и изящной словесности. Перро также был генеральным контролером королевских строений. После смерти своего покровителя (1683) он впал в немилость и потерял выплачивавшуюся ему как литератору пенсию, а в 1695 году лишился и места секретаря.
«Рассказы, или Сказки былых времён» (фр. Histoires ou contes du temps passé) — опубликованный в Париже в январе 1697 года под именем Пьера Дарманкура сборник французских сказок, автором которых считается отец Дарманкура — Шарль Перро. За исключением «Рике-хохолка», все сказки Шарля Перро представляют собой обработки народных сказок. Позднее сборник публиковался под названием «Сказки моей матушки Гусыни» (Les Contes de ma Mère l'Oye). В него входят восемь сказок, изложенных прозой:
· Золушка
· Кот в сапогах
· Красная Шапочка
· Мальчик-с-пальчик
· Подарки феи
· Рике-Хохолок
· Спящая красавица
· Синяя борода
Кроме того, в сборник вошли три стихотворных произведения, опубликованные Перро за несколько лет до издания книги, а именно — новелла «Гризельда» и две сказки, «Ослиная шкура» и «Потешные желания». В современные издания эти три сочинения, как правило, не включают.
Сюжет (оригинальный) «Спящей красавицы». Он полон нелепиц и в полном объеме никогда не использовался композиторами или режиссерами.
У короля и королевы родилась долгожданная дочь и они приглашают всех фей королевства, кроме одной, потому что она уже полвека не покидала свою башню и все решили, что она умерла. В самый разгар пира по поводу крестин появилась неприглашенная фея, с которой, как ей показалось, обошлись неучтиво, потому что для нее не хватило драгоценного столового прибора. Когда все феи, кроме одной, которая предусмотрительно решила оставить за собой последнее слово, одарили принцессу волшебными дарами, старая фея Карабосс произнесла свое шокирующее пророчество: принцесса уколет палец о веретено — и умрет (зачем такие сложности?). Последняя фея смягчает приговор: да, принцесса уколет палец о веретено, но уснет ровно на 100 лет (в оригинальной версии Перро о принце, пробуждающем принцессу, речь не идет). Король издает указ сжечь все прялки и веретена, но тщетно: спустя 16 лет принцесса находит в башне загородного замка старушку, которая ничего не слышала о королевском указе и пряла кудель. Принцесса уколола палец о веретено и упала замертво. Пробудить ее уже невозможно. Появляется фея, смягчившая заклятье, и просит короля и королеву покинуть замок. Тем временем она погружает замок в вековой сон, и вокруг него вырастает непроходимый лес — чтобы никто не проник в замок до срока. Проходит 100 лет, появляется принц, проникает в замок — и принцесса пробуждается (никакого поцелуя нет, она пробудилась только потому, что пришло время чарам отступить). Затем — тайная (почему?) помолвка. Принц каждый день наведывается к жене, и у них рождаются дети — сын по имени День и девочка по имени Заря. Но мать принца заподозрила любовную интригу и просит сына привезти к ней в замок сноху и внуков. Будучи потомственной людоедкой (но тогда получается, что и принц - потомственный людоед!), она едва сдерживает желание съесть внучат. Но принц уезжает на войну, и свекровь начинает действовать. Сначала она велит убить внучку, потом — внука и, наконец, жену сына и приготовить их повкуснее. Но дворецкий прячет несчастных на конюшне, а королеве подает мясо животных (а она и не почувствовала разницу!). Однажды королева-людоедка, проходя по двору, услышала крики из конюшни: принцесса задумала высечь сына за шалость (сидела бы и не рыпалась - ей и ее детям угрожает смерть, а она сечет сына за шалость!). Людоедка так разгневалась, что велела поставить во дворе замка котел со всякими гадами (а проще нельзя?) и бросить туда сноху и внуков (почему не съесть - ведь она людоедка!), но, к счастью, возвращается принц. Не в силах вынести позора, людоедка сама бросается в котел и умирает. В конце сказки моралите: ни одна девушка не будет спать целый век, чтобы дождаться жениха с титулом и богатством (как это связано с сюжетом?).
Я попытался посоперничать с великим французским сказочником в изобретении сюжетных хитросплетений и вот, что получилось.
Стекля́нная гармо́ника ( в ее исполнении в мультфильме звучат произведения Луи-Клода Дакена и Альфреда Шнитке, хотя он композитор XX века, но стилизовал это произведение под барокко) — редкий музыкальный инструмент, состоит из стеклянных полусфер различного размера, нанизанных на металлический стержень, укрепленный в ящик-резонатор с водой и уксусом таким образом, что сферы лишь наполовину в него погружены.
Стеклянная гармоника известна в Европе с середины XVII века. Практикуется два способа игры на стеклянной гармонике. Инструмент относится к группе фрикционных, поскольку звук возникает в результате трения, хотя надо заметить, что при игре на стеклянной гармонике существует два способа извлекать звук: ударом и трением. Звуки извлекаются кончиками пальцев, которые должны быть слегка влажными.
Первый способ игры – ударом – был известен ещё задолго до появления стеклянной гармоники. Второй способ – трение – являлся новаторским приемом. Что касается техники игры, то гармоника близка к любому клавишному инструменту. Это и определяет ее возможности. Диапазон гармоники невелик - от двух с половиной до четырёх октав.
Стеклянная гармоника – не только редкий, но и старинный инструмент. Как утверждают некоторые историки, стеклянные музыкальные инструменты были впервые изобретены на Ближнем Востоке. Ее появлению предшествовало увлечение игрой на стеклянных стаканах. В начале XVII века, когда человек научился создавать из стекла утонченные изделия, появилась стеклянная арфа. В 1744 году ирландец Ричард Пакрич совершил триумфальное турне по всей Англии с новым, усовершенствованным инструментом, который он назвал «серафим» или «музыкальные стаканчики». Это тридцать-сорок стаканов, прикасаясь к краям которых, исполнитель извлекал такие легкие звуки, что они сравнимы с поступью ангела. Инструмент сразу вызвал большой интерес.
Успех был так велик, что уже через пару лет в Лондоне выступил солистом на этом инструменте Кристоф-Виллибальд Глюк. Он исполнил «концерт на двадцати шести стаканчиках, настроенных вешней водой». Инструмент, на котором Глюк музицировал, состоял из стеклянных полушарий, которые приводились в колебание трением об их края кончиками пальцев исполнителя.
Прибывший в 1757 году в Лондон в качестве посла Соединенных Штатов Бенджамин Франклин был захвачен всеобщим увлечением стеклянной гармоникой и изготовил свой усовершенствованный вариант. Его изобретение сделало этот инструмент еще более популярным, — стаканчики Франклин заменил полусферическими чашечками, нанизанными на железный вал. Нижний край чашечек погружался в корытце с водой и при вращении вала, приводимого в движение педалью, равномерно увлажнялся. Прикосновение пальцев к влажным краям чашечек порождало нежный и приятный звук.
Обновлённый инструмент, названный «стеклянной гармоникой», покорил Европу. Слепая музыкантша Марианна Кирхгеснер, посетив в 1791 году Вену, так пленила своей игрой Моцарта, что он тут же написал сочинение для стеклянной гармоники, флейты, гобоя, альта и виолончели. Для этого инструмента писали Бетховен и Рихард Штраус, его небесным звучанием восхищались Паганини и Гёте.
Но несмотря на это, в те времена считалось, что его звук слишком сильно действует на душевное состояние людей, пугает животных, вызывает преждевременные роды и даже приводит к расстройству рассудка. Поэтому в некоторых городах Германии гармоника была запрещена законом. Зато знаменитый австрийский психиатр Месмер, живший в конце XVIII — начале XIX века, использовал её для успокоения пациентов перед исследованием.
В начале XX века искусство стеклянной гармоники было утеряно, и интерес к ней возродился лишь недавно. Интересно, что в произведении американского композитора XX века Джорджа Крамба этому инструменту доверено исполнять не что-нибудь, а голос самого Бога.
Успех был так велик, что уже через пару лет в Лондоне выступил солистом на этом инструменте Кристоф-Виллибальд Глюк. Он исполнил «концерт на двадцати шести стаканчиках, настроенных вешней водой». Инструмент, на котором Глюк музицировал, состоял из стеклянных полушарий, которые приводились в колебание трением об их края кончиками пальцев исполнителя.
Прибывший в 1757 году в Лондон в качестве посла Соединенных Штатов Бенджамин Франклин был захвачен всеобщим увлечением стеклянной гармоникой и изготовил свой усовершенствованный вариант. Его изобретение сделало этот инструмент еще более популярным, — стаканчики Франклин заменил полусферическими чашечками, нанизанными на железный вал. Нижний край чашечек погружался в корытце с водой и при вращении вала, приводимого в движение педалью, равномерно увлажнялся. Прикосновение пальцев к влажным краям чашечек порождало нежный и приятный звук.
Обновлённый инструмент, названный «стеклянной гармоникой», покорил Европу. Слепая музыкантша Марианна Кирхгеснер, посетив в 1791 году Вену, так пленила своей игрой Моцарта, что он тут же написал сочинение для стеклянной гармоники, флейты, гобоя, альта и виолончели. Для этого инструмента писали Бетховен и Рихард Штраус, его небесным звучанием восхищались Паганини и Гёте.
Но несмотря на это, в те времена считалось, что его звук слишком сильно действует на душевное состояние людей, пугает животных, вызывает преждевременные роды и даже приводит к расстройству рассудка. Поэтому в некоторых городах Германии гармоника была запрещена законом. Зато знаменитый австрийский психиатр Месмер, живший в конце XVIII — начале XIX века, использовал её для успокоения пациентов перед исследованием.
В начале XX века искусство стеклянной гармоники было утеряно, и интерес к ней возродился лишь недавно. Интересно, что в произведении американского композитора XX века Джорджа Крамба этому инструменту доверено исполнять не что-нибудь, а голос самого Бога.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Хлопов Михаил Владимирович
→ mrkhlopov 01.02.2013 8 13379 2084 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
А вы знали?
Инструкции по ПК