Статья "Ключевые точки роста и апробация ФГОС НОО как преемственность и переход к ФГОС ООО в ОУ Чеди-Хольского кожу"


Ооржак Чойгана Калдар-ооловна.

методист по дисциплинам

МБУ ММЦ Чеди-Хольского кожууна,

учитель иностранных языков

МБОУ Хову-Аксынская СОШ

Ключевые точки роста и апробация ФГОС НОО как преемственность

и переход к ФГОС ООО в образовательных учреждениях

Чеди- Хольского кожууна Республики Тыва

Кризис последних лет стал инициатором инновационных проектов в экономике. Конкуренция их на рынке приводит к необходимости инноваций в образовании. В обращении к Федеральному собранию РФ 12.11.2009 президент Д. Медведев сказал, что вместо примитивного сырьевого хозяйства мы должны создать умную экономику, производящую уникальные знания, новые вещи и технологии, что престиж Отечества и национальное благосостояние не могут до бесконечности определяться достижениями прошлого. Мы должны начать модернизацию и технологическое обновление всей производственной сферы, это вопрос выживания нашей страны в современном мире. «Отсюда и наш выбор приоритетов модернизации экономики и технологического развития. Они являются ключевыми для выхода России на новый технологический уровень, для обеспечения лидерских позиций в мире. Это внедрение новейших медицинских, энергетических и информационных технологий, развитие космических и телекоммуникационных систем, радикальное повышение энергоэффективности». В Национальной инициативе «Наша новая школа» говорится о том, что в школе, как социальном институте, должны создаваться условия для формирования конкурентоспособной личности, обладающей инициативностью, способностью творчески мыслить и находить нестандартные решения. Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем.

Введение федеральных образовательных стандартов в практику образовательных учреждений очень непростая задача. В ее решении принимают участие педагогические работники разных уровней деятельности: учителя- предметники, директора школ и их заместители по УВР, ВР, ИКТ, АХЧ, методисты, педагоги дополнительного образования. Содержание и технологии обучения с введением ФГОС изменят всю систему школы, так как приоритетным станет системно- деятельностный подход в обучении, который существенно отличается от традиционной школы, определяя основной задачей учителя качественную организацию учебно- воспитательного процесса в новых условиях. Требования новых стандартов состоят в переходе от традиционных технологий к технологиям развивающего обучения, которые носят личностно- ориентированный подход.

Системообразующей составляющей стандарта стали требования к результатам освоения основных образовательных программ, представляющие собой конкретизированные и операционализированные цели образования. Изменилось представление об образовательных результатах – стандарт ориентируется не только на предметные как это было раньше, но и на метапредметные и личностные результаты.

Начиная с 2011/12 учебного года в Чеди-Хольском кожууне введен ФГОС в 1 классах в Хову-Аксынской начальной, Ак-Тальской, Элегестинской средней и в малокомплектных Чал-Кежигской и Сайлыгской школах, а также во 2 «б» классе Хову-Аксынской начальной школы в пилотном режиме. Обязательным будет обучение по ФГОС на ступени основного

общего образования с 2015/16 учебного года и на ступени среднего (полного) общего образования с 2020/21 учебного года.

Как же проходит апробация ФГОС НОО в образовательных учреждениях нашего кожууна? Всего 9 классов -комплектов, 19 учащихся 2 «б» класса с русским (неродным) и 106 учащихся с родным (нерусским ) языком обучения, 34 учителя начальной школы,в том числе 9 руководящих кадров, 1 методист ММЦ, 1 педагог дополнительного образования, прошедшие повышение квалификации, обеспечивающее их профессиональную компетентность в организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Учителя начальной школы кожууна в целом готовы к инновационной профессиональной деятельности и обладают необходимым уровнем методологической культуры, готовы постоянно развиваться в профессиональном отношении, имеют высокую мотивацию в достижении целей новых образовательных стандартов, используют современные, том числе и информационно-коммуникативные технологии обучения.

По проведенному мониторингу реализации ФГОС НОО в Чеди-Хольском кожууне выявлено следующее:

  • в образовательных учреждениях разработана и утверждена основная образовательная программа начального общего образования;

  • нормативная база образовательного учреждения приведена в соответствие с требованиями ФГОС (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально-техническое обеспечение и т. п.);

  • приведены в соответствие с требованиями ФГОС начального общего образования и новыми квалификационными характеристиками должностные инструкции работников образовательного учреждения;

  • определен список учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС начального общего образования;

  • разработаны локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования в соответствии с НСОТ;

  • определена оптимальная для реализации модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности обучающихся;

  • внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.;

  • при организации внеурочной деятельности в общеобразовательных учреждениях используются разнообразные формы организации деятельности обучающихся (экскурсии, кружковые и секционные занятия, клубные заседания, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.д.), которые отличны от организационных форм в урочной системе обучения, но не тождественны по целям, содержанию и формам организации дополнительного образования детей;

  • в соответствии со статьёй 32 образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса в рамках, не противоречащих действующему законодательству Российской Федерации в области образования. В образовательных учреждениях наполняемость каждого класса не превышает 25 человек (пп. 2.3.1. п. 2.3. Постановления от 28 ноября 2002 г. № 44 «Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.4.2.1178-02 в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008 № 45, Изменения № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.12.2008 № 72) ;

  • разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС;

  • осуществлено повышение квалификации всех учителей начальных классов;

  • в состав норматива финансирования образовательного учреждения включены расходы на повышение квалификации работников. Средства на повышение квалификации педагогических и руководящих работников общеобразовательных учреждений передаются в составе субвенций муниципальным бюджетам в структуре регионального норматива финансирования общеобразовательного учреждения.

  • муниципальным методическим центром оказана методическая помощь педагогическим коллективам по разъяснению требований и введения ФГОС, проводятся постоянно действующие тематические семинары.

Наряду с этим необходимо отметить недостаточно проработанные ключевые моменты требований ФГОС НОО как:

  1. Копирование образовательной программы школы с примерной образовательной программы, без учета специфики самой школы, находящейся в нашем регионе, либо условия осуществления ФГОС в малокомплектной сельской школе (В кожууне их 3). Причем образовательная программа фактически написана и имеется во всех школах. Над созданием образовательной программы проработала либо только администрация школы в лице завуча УВР, либо были собраны воедино рабочие программы учителей, но в дальнейшем в течении учебного года программа не функционирует, не корректируется, не отслеживаются минусы или положительная динамика. Образовательная программа школы не была «осознана и пропущена» через каждого педагога. Соответственно ОП «работает» только на администрацию школы для отчетности. Образовательная программа должна быть построена от результатов, а не от минимума содержания образования предметных областей. На сегодняшний день в МБОУ Хову-Аксынская СОШ не разработана образовательная программа школы по ФГОС ООО, не рассмотрены вопросы преемственности ФГОС НОО и ООО. При условии открытия пилотного 5 класса ФГОС ООО с 1 сентября 2012 года коллективу и администрации школы необходимо оперативно привести нормативно- правовую базу в соответствии с требованиями ФГОС .

  2. Методическая работа во все времена являлась одним из важнейших направлений деятельности заместителя руководителя образовательного учреждения. Наблюдается недостаточная организация методической помощи директорами и завучами школ в силу загруженности учебными часами и другой педагогической нагрузкой, сверх нормы.

  3. Учителя затрудняются полностью проектировать образовательную среду ребенка, класса , школы в целом. Проблема заключается в неподготовленности учителей работать в условиях введения новых стандартов, необходимости разработки индивидуальных образовательных программ и нелинейного расписания самими учителями. Рабочие программы учителей начальной школы составлены копированием с примерных рабочих программ по предметам, где проставлено авторство самого учителя. В тоже время мало что адаптировано и переработано из опыта учителя. Необходима «щадящая» смена позиции педагога: начинать изменять изучение предметов сначала во внеурочной сфере.

Необходимо указать, что на начало 2010-2011 учебного года в 1 «б» пилотном классе не было примерных рабочих программ. Учитель Очур С.Б. создала свои рабочие программы и уже во 2 классе на основе примерных рабочих программ составила рабочие программы по предметам, переработав свой педагогический опыт.

  1. Необходимо решение задач по повышению профессионализма педагогического коллектива для работы в новых условиях.

  2. Учителя средней и старшей школы должны пройти курсы повышения по ФГОС ООО до введения новых стандартов в средней школе.

  3. Формирование ИКТ- компетентности педагога должна проходить через курсы повышения, семинары, конкурсы, форумы, сетевые сообщества, информационно- образовательную среду региона. В Чеди-Хольском кожууне ни в одной школе не организованны постоянно действующие «переговорные площадки» для организации взаимодействия участников образовательного процесса (блоги, форумы, собрания). Отсутствует интерактивный электронный образовательный контент по учебным предметам, нет обоснованного каталога ЦОРов и образовательных ресурсов Интернета для обучающихся на ступени основного общего образования, доступного для всех участников образовательного процесса, то есть размещенного на сайте ОУ.

  4. Школа должна выступать как пространство социализации ребенка, которая в дальнейшем будет являться показателем его жизненных успехов. На сегодняшний день полностью не разработан механизм оценки уровня социализации детей.

  5. Компьютеризация образовательной среды приводит к дефициту непосредственного общения учителя с учеником. Задача учителя - восполнить этот дефицит. Создание различных образовательных сред, способствующих автономизации человека, - новая компетентность учителя, которой владеют немногие, которой надо учить поколение молодых. Задача учителя - в создании реально-виртуальной среды и в научении ребенка автономно действовать в этой среде, но не только в процессе урочной деятельности, но и в процессе внеурочной, творческой деятельности, в большей степениспособствующей развитию креативности. Возникает необходимость разработки механизма построения индивидуальной образовательной программы ребенка.

  6. Мы живем в эпоху очень быстрой смены технологий. Если раньше такая смена происходила от поколения к поколению, то сейчас она происходит несколько раз в течение жизни человека. Технологические инновации становятся нормой нашей жизни. При этом мы наблюдаем серьезнейший межпоколенческий разрыв, который будет лишь усиливаться, если его смягчение не станет предметом ответственности системы образования. Для родителей поколения 70-х годов (в основном родители старшеклассников) на первом месте стоят учебные достижения, результаты ЕГЭ, возможность поступления в престижный ВУЗ, обучение на бюджетной основе. С другой стороны, пришло время, когда в школу ведет своих детей поколение 80-х годов. Многие из этих молодых родителей работают на современных производствах, легко используют современные технологии в своей повседневной и профессиональной жизни. Они начинают предъявлять несколько иные требования к образовательным результатам ребенка и к устройству его образовательного процесса. Насыщенная жизнь ребенка, сохранение его здоровья становятся такими же значимыми, как и получение им современного образования высокого качества. Уже даже не тенденция, а факт, что родители выбирают школу не по близости с домом, а по ее современности, по высокому уровню образования ее выпускников. Качество образования для них становится приоритетным. С родителями необходимо договариваться через институт государственно-общественного управления на предмет разделения ответственности за качество и результаты образования их детей.

  7. Стандарт предъявляет сущностно новые требования к материально-техническому и информационному оснащению образовательного процесса, связанные, в частности, с активным использованием участниками образовательного процесса информационно-коммуникационных технологий. Несоблюдение данных требований не обеспечит в полной мере реализацию требований к результатам освоения основной образовательной программы. Это обязательно потребует изменений в оборудовании рабочего места учителя. На федеральном уровне разработаны федеральные требования к минимальной оснащенности учебного процесса и оборудованию учебных помещений. Полностью оборудованный учебный кабинет позволяет обеспечить личностно-ориентированное обучение. В ходе любого урока учитель может организовать исследовательскую деятельность учащихся, ориентировать их на углублённый поиск информации и обсуждение с одноклассникам, создавать мультимедийные презентации с использованием ресурсов сети Интернет и т.д. Учащиеся могут одновременно работать с учителем, а на определенном этапе переходить к работе за компьютером. Эта модель может быть использована как при проведении уроков, так и во внеурочной деятельности.


В Чеди-Хольском кожууне нет ни одного класса- комплекта, оборудованного хотя бы в минимальном варианте. В пилотном 2 «б» классе имеется 1 рабочее место учителя, телевизор, проектор, экран. Но нет ни одного компьютера для учеников, нет программного обеспечения Word,нет выхода в Интернет, так как приобретенный самим учителем модем не подключается в сети по программе Linux. Такое же положение и в остальных школах кожууна. Интерактивные доски имеются в школах с.Ак-Тал (1 шт), с. Элегест (1 шт), с. Сайлыг, Хову-Аксынской средней школе (2 шт), которые установлены в кабинетах информатики.

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт представляет собой совокупность требований, обязательных для исполнения при реализации основной образовательной программы, в том числе, включает в себя государственные требования к материально-техническим и иным условиям её реализации.

Предполагается, что для того, чтобы обеспечить выполнение требований

ФГОС в части условий реализации основной образовательной программы

(далее – ООП ), необходимо:

  1. Разработать и закрепить региональным нормативным актом минимальные требования к оснащению общеобразовательных учреждений для реализации ООП.

  2. Сделать экономический расчёт стоимости обеспечения этих требований по каждой позиции.

  3. Провести оценку условий реализации ООП, имеющихся по факту в каждом ОУ.

  4. Установить предмет закупок, количество и стоимость закупаемого оборудования и работ для обеспечения требований к условиям реализации ООП в соответствии с ФГОС в разрезе каждой школы.

  5. Вычислить величину региональных затрат на обеспечение требований к условиям реализации ООП в соответствии с ФГОС с учетом программы развития сети ОУ в регионах в соответствии с основными экономическими параметрами сферы образования (величина неэффективных расходов, средняя наполняемость классов в городской и сельской школах, средняя региональная наполняемость старшей ступени школы, соотношение ФОТ педагогов и всех остальных работников, соотношение количества учителей и учащихся в среднем по региону).

  6. Соотнести необходимые затраты с региональным графиком внедрения ФГОС (на 1, 2 и 3-й ступенях) и определить распределение освоения средств на обеспечение требований к условиям реализации ООП в соответствии с ФГОС ( по годам (всего n лет).

  7. Рассчитать значение доли, на которую необходимо увеличить величину норматива в каждый из n лет, ориентируясь на цены текущего года.

  8. Закрепить в региональном нормативном акте: план повышения величины норматива финансирования для обеспечения требований к условиям реализации ООП в соответствии с ФГОС; способ уточнения доли повышения норматива с учётом реальных цен.

  9. Для обеспечения целевого расходования объёма средств норматива, направляемого для обеспечения требований к условиям реализации ООП в соответствии с ФГОС, региональным нормативным актом ежегодно фиксируется и уточняется значение доли учебных расходов в составе норматива.

В образовательных учреждениях Чеди-Хольского кожууна директора школ допускают нецелевое использование средств, направленных для обеспечения требований к условиям реализации в соответствии с ФГОС, приобретая оборудования и хозяйственные средства для всей школы. Зачастую коллективы школ, родительские комитеты, совет школы не принимают участия в обсуждении расходования финансовых средств подушевого финансирования и администрация школы ставит в известность о приобретенных средствах по совершенному факту.

  1. Недостаточное обеспечение учебниками в соответствии с ФГОС НОО: нет учебников «Ужуглел» и «Здравствуй, школа!» в Элегестинской, школе. Многие учебники приобретались средствами родителей.

Образовательные результаты, соответствующие современности, можно достичь только в условиях новой школы, построение которой является главной целью Программы развития. Новая школа – это образовательная среда, выстроенная таким образом, чтобы она максимально была приближена к окружающей внешней среде. Это среда, насыщенная современным компьютерным оборудованием: электронные доски в классах, мультимедийное оборудование, стационарные компьютеры в каждом классе, интерактивные панели в коридорах школ, аудио-видео студии, wi-fi, личные компьютерные устройства у учителей и учащихся. Это полноценная реально-виртуальная образовательная среда. Ребенок независимо от своего местонахождения может оставаться участником образовательного процесса через образовательное виртуальное пространство школы. В удобном для ребенка и учителя месте они могут свободно войти в Интернет, в виртуальную библиотеку и найти ответ на заинтересовавший вопрос. Это возможность работать с виртуальными проектными командами и многое другое.

Новая школа – это не только образовательное пространство, насыщенное современным оборудованием, но и учителя, способные с помощью этого оборудования, используя современные технологии учить детей тому, что им пригодится завтра.

Новая школа - связующее звено между ребенком, школой и родителями, позволяющее добиться более качественного образования. Родители смогут принимать активное участие в школьной жизни ребенка, следить за посещаемостью и успехами в школе через школьный сайт и электронный дневник, родительские собрания и все события, проходящие в режиме онлайн.

Новая школа – это самоорганизующаяся образовательная среда, начиная от управления образовательным процессом (проведение онлайн планерок, педсоветов, конференций, электронный документооборот, оперативное доведение информации через локальную сеть). В ходе реализации ФГОС:

  • Родители принимают новую образовательную программу ребенка, помогают ему, понимают свою ответственность за результаты ребенка.

  • Учителя понимают, что предложенная ими другая (отличная от традиционного урока) форма занятия дает больший эффект в достижении образовательных результатов детей, а также, в чем заключаются их дефициты, начинают работать в данном направлении.

  • Администрация понимает, в чем состоит дефицит ресурсов (кадровых, материальных, методических, нормативных), начинает работать в данном направлении.


Древняя китайская пословица гласит: «… не дай вам бог жить во время перемен!». Но мы, педагоги России, считаем, что нам повезло жить и работать в такое интересное время, что мы своими руками и своим трудом можем внести ту толику в образование детей, ведь они – действительно наше будущее.



2012 год.


Полный текст материала Статья "Ключевые точки роста и апробация ФГОС НОО как преемственность и переход к ФГОС ООО в ОУ Чеди-Хольского кожу" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ооржак Чойгана Калдар-ооловна  Чойгана
12.05.2013 0 2969 416

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК