Слайд 1
Филиал ГБОУ СОШ «ОЦ» п.г.т. Рощинский
муниципального района Волжский Самарской
области «Центр внешкольной работы»
Речевая компетентность как
основа коммуникативной
культуры педагога
Мелькина Оксана Валериевна
методист
Ф илиал
государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы «Образовательный центр»
п.г.т. Рощинский муниципального района Волжский
Самарской области «Центр внешкольной работы»
Речевая компетентность как основа
коммуникативной культуры педагога.
Мелькина Оксана Валериевна
методист
2013
Речевая компетентность как основа коммуникативной культуры педагога. (Слайд1)
Важной отличительной особенностью современного образования является компетентностно- ориентированный подход, согласно которому в качестве целей и результатов образования рассматриваются ключевые компетенции.
Под компетенцией принято понимать результат образования, выражающийся в готовности субъекта эффективно организовывать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели. (Слайд 2) Привычный перечень результатов образования (знания, умения, навыки) представляют собой качества, приобретенные через присвоение информации и воспроизведения действий, тогда как компетентность включает в себя качества, приобретенные через опыт проживания ситуаций, способность человека применять имеющиеся знания, умения и навыки адекватно ситуации и цели.
Приоритетное место в профессиограмме современного педагога отводится коммуникативной компетентности, позволяющей эффективно решать педагогические задачи в меняющихся социокультурных условиях. В данных условиях необходимо помнить, что для педагога дополнительного образования именно общение выступает как цель, содержание и способ деятельности, следовательно, необходимость развития коммуникативной компетентности особенно высока.
Коммуникативная компетентность- «готовность и способность понимать другого человека, эффективно строить взаимодействие с людьми» ( Ирина Осмоловская)
- «интегративная способность, основанная на гуманистических качествах личности и направленная на обеспечение результативности коммуникативной деятельности, обусловленная опытом межличностного общения личности, уровнем её обученности, воспитанности и развития» (Г.С. Трофимова)
- способность педагога получать в диалоге необходимую информацию о собеседнике ( уровне его образованности, воспитанности, характере и тд.), уметь его слушать и понимать сказанное, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям ( религиозным, этническим, профессиональным, личностным и т.п.) других людей. (Слайд 3)
Коммуникативная компетентность включает в себя способность брать на себя и исполнять различные социальные роли, умение адаптироваться в различных социальных ситуациях, свободное владение вербальными и невербальными средствами общения. В становлении коммуникативной компетентности важно не только владение языком и другими кодами общения, но и глубокое понимание особенностей личности воспитанника в целом, в единстве его чувств, мыслей и действий, которые разворачиваются в конкретном социальном контексте.
Коммуникативную компетентность рассматривают как структуру состоящую из 4 уровней:
Психофизических особенностей личности (от общего психического типа до устройства артикуляционного аппарата)
Социальной характеристики статуса личности (происхождение, пол, возраст, профессия, социальная группа, социальная роль)
Культурного фонда личности (энциклопедических знаний и присвоенных ценностей)
Языковой компетенции личности. ( Слайд 4)
Коммуникативная культура педагога- это культура его профессионально- педагогического общения с другими субъектами учебно –воспитательного процесса. Необходимым уровнем коммуникативной культуры следует признать такой, который позволяет педагогу позитивно воспринимать своих подопечных и коллег и обеспечивает безусловное достижение целей воспитания и обучения. (Слайд 5)
Умение пользоваться словом, эмоционально выражать свои мысли- важная сторона коммуникации. Здесь мы модем говорить о речевой компетенции. Речь- внутренний ресурс, отражающий индивидные, личностные и субъектные параметры человека, то есть речь конкретного человека будет включать комплекс характеристик: особенности произношения, способы выражения отношения к собеседнику, цель, в соответствии с которой произносится та или иная фраза и т.д. и если компетенция предполагает эффективное использование внутренних и внешних ресурсов, а речь, как мы установили, внутренний для человека ресурс, то особую актуальность для педагога приобретает проблема управления собственной речью, и в определенной мере, речью других субъектов образовательного процесса. Способность к осуществлению такого управления и будет являться речевой компетентностью.
Речевая компетенция- это знание основных законов функционирования языка и речи и способность к их использованию для решения профессиональных задач.
Речевая компетенция- совокупность личностных свойств и возможностей, а также языковых и внеязыковых знаний и умений, обеспечивающих коммуникативную деятельность человека. ( Слайд 6)
Хорошую речь характеризуют такие признаки
Цитаты о культуре речи
(Слайд 7Правильность речи, то есть её соответствие принятым литературно- языковым нормам:) «Неправильное употребление слов ведет за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни» Д.И. Писарев
Точность речи, то есть её соответствие мыслям говорящего: « Точность слова является не только требованием здорового вкуса, но прежде всего – требованием смысла» К.Федин.
(Слайд 8)
Ясность речи, то есть её доступность пониманию слушающего: « Говори так, чтобы тебя нельзя было не понять» Квинтилиан
Логичность речи, то есть её соответствие логике Небрежность языка обусловливается нечеткостью мышления: «Что неясно представляешь, то и неясно выскажешь; неточность и запутанность выражений свидетельствует о запутанности мыслей» Н. Чернышевский
(Слайд 9)Простота речи, то есть её безыскусственность, естественность, отсутствие вычурности: « Под напыщенностью и неестественностью фразы скрывается пустота содержания» Л. Толстой
Богатство речи, то есть разнообразие используемых в неё языковых средств: «Задачи, которые Вы ставите перед собой, неизбежно и настоятельно требуют большого количества слов, большого изобилия и разнообразия их» М.Горький
(Слайд 10)Сжатость речи, то есть отсутствие в ней лишних слов, ненужных повторений: «Если пишешь многословно,- это значит, что сам плохо понимаешь, что говоришь» М.Горький
Чистота речи, то есть устранение из нее слов нелитературных, жаргонных, вульгарных, иностранных, употребляемых без особой необходимости: «Употреблять иностранные слова, когда есть равносильные им русские слова, значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус» В. Белинский
( Слайд 11)Живость речи, то есть отсутствие в ней шаблонов, её выразительность, образность: «Язык должен быть живой» Л. Толстой
Благозвучие речи, то есть её соответствие требованиям приятного для слуха, подбор слов с учетом их звуковой стороны: «Вообще следует избегать некрасивых, неблагозвучных слов» А.Чехов.
Качество речи педагога. (Слайд 12)
Одной из составляющих культуры речи является и качество голоса педагога.
Голос- важнейший элемент техники речи. Для педагога он является основным средством труда. Голос не должен вызывать неприятных ощущений у слушателя, а должен обладать благозвучностью.
Необходимо изменять характеристики своего голоса с учетом ситуации общения. Педагог должен управлять своим голосом в общении с аудиторией, направлять его, «отдавать» его слушателям, говорить не для себя, а для других, т.е. голос должен обладать полетностью. Педагогу постоянно приходится выдерживать значительные нагрузки на речевой аппарат, поэтому его голос должен быть достаточно выносливым. Исходя из данных требований, можно сказать, что важнейшими профессиональными качествами голоса педагога являются благозвучность, гибкость, полетность, выносливость.
Дикция- четкое и ясное произнесение звуков речи. Дикция очень важна для педагога, поскольку его речь является образцом. Кроме того, без дикции просто невозможна нормальная коммуникация. Работа над дикцией учителя заключается в изучении артикуляционных характеристик звуков и тренировочных упражнениях, позволяющих выработать хорошую дикцию( скороговорки, упражнения для губ).
Выразительность речи-речь педагога должна быть обязательно наполнена эмоциональным и интеллектуальным содержанием. Это обусловлено спецификой устной речи, в которой особое значение приобретают интонация, мимика, жесты. Речевой артистизм- это яркая проявленность в речи личности педагога, умение творить в речи, вызывая у слушателей эмоционально- чувственный отклик. Это её энергетика, интенсивность, ассоциативность, выразительность, экспрессивность, тонкое и уместное использование невербального языка.
Энергетика речи проявляется в единстве манеры поведения и произнесения речи. Слушателям импонирует, когда говорящий не суетится,, а эмоционально чеканит фразы, не скрывая при этом своих убеждений и всем своим видом подчеркивая уверенность в правильности используемых аргументов. На этой психологической основе чаще всего и складывается доверие к педагогу.
Эмоциональное биополе- попадающие в него невольно включают свои эмоции, и это происходит в той направленности, которая обусловлена влиянием педагога. Чем ярче его личность по уму и культуре, тем сильнее у присутствующих ощущение, испытываемое от соприкосновения с педагогом.
Интенсивность речи характеризуется посредством изменения темпа подачи информации педагогом. Медленный темп не дает стимула к непроизвольному вниманию, создает так называемую информационную пустоту. Слишком быстрый темп затрудняет постижение смысла сказанного, утомляет и разрушает внимание. Педагогу следует искать «золотую середину».
Ассоциативность речи связана с вызовом сопереживаний и размышлений у слушателей путем обращения к их эмоциональной и рациональной памяти .В итоге они не только получают удовольствие от общения с педагогом, но и испытывают взлет собственной мысли. Для вызова соответствующих ассоциаций используются такие приемы, как аналогия, примеры, привлечение музыки, живописи, видеоклипов.
Заключение:
Язык педагога должен быть для учащихся эталоном. С помощью этого сильнейшего оружия и точнейшего инструмента учитель развивает историческую память народа, приобщает к богатствам многонациональной культуры тех, для кого эта культура воспринимается, прежде всего, через воздействующее слово.
Кроме того, речевая компетентность педагога, в первую очередь предполагающая уверенное использование педагогом речевых средств при решении профессиональных проблем, только этим не исчерпывается. Педагог должен иметь способность объяснить речевое поведение любого учащегося и управлять этим поведением, направляя его реализацию в наиболее позитивное русло.
Приложение
Стилистическими ошибками называют нарушение законов употребления в речи лексических единиц, а также недочеты в образовании синтаксических конструкций. Стилистическая ошибка- это неправильное употребление слова и (или) неправильное построение предложений.
Распространенные стилистические ошибки
(Слайд 13) Плеоназм |
Плеоназм - многословие, употребление слов, излишних не только для смысловой полноты, но обычно и для стилистической выразительности. Чтобы избежать плеоназма, необходимо отсечь все лишнее. Достаточно следовать простейшему правилу: если какое- нибудь слово можно вычеркнуть из текста без снижения качества ( во всех смыслах), то следует это сделать. |
После обновления уже существующего объекта… После обновления объекта… Примеры, имеющиеся в таблице, показывают… Примеры показывают.. |
(Слайд 14) Тавтология |
Тавтология- определение, повторяющее в иной форме сказанное, повторение однокоренных слов. Часто употребляемые слова- который, чтобы и можно |
Наряду с этими признаками имеется и ряд других… Наряду с этими признаками имеются другие… Соединить воедино, приближаться все ближе, удаляться все дальше, изображаемый образ, стремления устремлены, явления являются |
Штампы и канцеляризмы |
Штампы - избитые выражения с потускневшим лексическим значением и стертой экспрессивностью.
Канцеляризмы- слова и выражения, характерные для текстов официально-делового стиля, |
Они отдали свою жизнь за светлое будущее человечества. Через весь роман красной нитью проходит тема одиночества человечества в этом мире. По мере увеличения доходной части своего бюджета ( я стал получать много денег) я решил приобрести в постоянное пользование новый автомобиль ( решил купить новую машину) |
(Слайд 15) Слова- паразиты |
|
Понимаешь, значит, короче |
Нарушение лексической сочетаемости |
|
Дешёвые цены- низкие цены Играет большое значение- играет большую роль и имеет большое значение |
Лексические повторы в тексте |
|
Для того, чтобы хорошо учиться, ученики должны уделять больше внимания учению |
(Слайд 16)Паронимы |
Паронимы- это близкие по написанию и звучанию слова, но разные по лексическому значению. |
Отличие (чего-то от чего- то)- различие (между чем- то и чем- то) Представить( предъявить)- предоставить ( отдать в пользование) Надеть (что на что- нибудь) шапку- одеть ( кого во что нибудь) ребенка |
Речевая избыточность |
|
Мертвый труп лежал без движения и не проявлял признаков жизни. |
Речевая недостаточность |
|
В кабинете литературы висят великие писатели ( портреты писателей) |
Библиография (Слайд 17,18)
Баринова Е.А., Боженкова Л.Ф., Лебедев В.И. Методика русского языка для студентов фак.рус.яз. и лит. Пед. Инст-ов. – М.: Просвещение, 1974.
Быстрова Е.А.
Цели обучения русскому языку, или какую
компетенцию мы формируем на уроках //
Русская словесность. – 2003. - №1.
Иванов Д.И.,
Митрофанов К.Г., Соколова А.В.
Компетентностный подход в образовании.
Проблемы, понятия, инструментарий.
Учебно-методическое пособие. – Омск:
Изд. ОмГПУ, 2003.
Капинос В.И.,
Сергеева В.Н., Соловейчик М.С. Развитие
речи: теория и практика обучения в 5-7
классах. – Книга для учителя. – М.:
Просвещение, 1991.
Ладыженская
Т.А. Немой диктант // Русский язык в
школе. – 1968. - № 7.
Никитина Е.И.
Русская речь (пособие по развитию
связной речи) 5-7 классы. – М.: Просвещение,
1998.
Пичугов Ю.С.
Обучение сочинениям на свободную тему
в 7-8 классах. – М.: Просвещение, 1986.
Пустовалов
П.С., Сенкевич М.П. Пособие по развитию
речи. – М.: Просвещение, 1987.
Розенталь Д.Э. Говорите и пишите по-русски правильно -М.АйрисПресс, 2007
Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. – Омск: Изд. ОмГПУ. – 2003.
Автор: Мелькина Оксана Валериевна
→ Мелокс 12.12.2013 0 7928 537 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.