Статья "Формирование и развитие интересов, способностей и склонностей у школьников к различным областям культуры"
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСОВ, СКЛОННОСТЕЙ И СПОСОБНОСТЕЙ У ШКОЛЬНИКОВ К РАЗЛИЧНЫМ ОБЛАСТЯМ КУЛЬТУРЫ
Аширова Марина Александровна, заместитель директора по УВР
МОУ «СОШ № 7» с. Пелагиада Шпаковского района Ставропольского края
Важное место в педагогических и психологических исследованиях занимает проблема формирования и развития интересов, склонностей и способностей у школьников к различным видам деятельности. В них показана возможность развития способностей через создание личной установки на овладение предметом деятельности. Нормальные дети обладают разнообразными потенциальными способностями.
Задача дополнительного образования – выявить и развить их в доступной и интересной детям деятельности. Во многих случаях результаты были настолько впечатляющими, что те, кто видел работы учащихся, невольно восклицали: «Ну, это удел одаренных, талантливых, способных!». Однако вызывающие восхищение работы в наших условиях выполняют обычные дети, и, притом, все. Просто я считаю, что развить и сформировать способности – это, значит, вооружить ребенка способом деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одаренности. Способности не просто проявляются в труде, они формируются, развиваются, расцветают в труде и гибнут в бездействие.
Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей лежит через приобщение школьников к продуктивной творческой деятельности с 1-го класса.
Вкладывая себя в творческую деятельность, человек изменяется, совершенствуется.
Люди от рождения наделены различными задатками - предпосылками для развития способностей. Между задатками и способностями пролегает весь путь формирования личности. Врожденные задатки - только одно из условий очень сложного процесса формирования индивидуально-психологических склонностей, во многом определяющихся окружающей средой, характером деятельности.
Эффективность развития и формирования способностей и склонностей зависит от учебного процесса и достигается определенной организацией системы учебно-познавательных заданий. Такая система представляется в виде «цепочки заданий», где результат предшествующего действия становится средством реализации последующего и предполагает формулировку центрального творческого задания, которое ориентировало бы детей на конечный результат и высвечивало траекторию движения к этому результату. Центральное задание предваряет последующий ряд частных заданий.
Процессы овладения детьми художественно-творческой деятельностью:
получение знаний о различных видах художественно-творческой деятельности;
выбор на основе этих знаний своего направления (техники) деятельности;
соотнесение новых знаний с имеющимся опытом художественно-творческой деятельности;
дальнейшее его совершенствование на этой основе.
Развитие и формирование интересов и творческих способностей в процессе художественной деятельности детей обеспечивается соответствующими этапами - определенными отрезками времени, характеризующими какие-либо заметные изменения, стадии того или иного процесса.
Обучение прикладному творчеству желательно разбить на следующие этапы: тестирование (анкетирование) и выявление уровня творческих способностей; организация и проведение творческих занятий; подведение итогов.
Этапы организации художественно-творческой деятельности детей:
1. Подготовительный - диагностика и выравнивание.
2. Основной - ориентация и обучение.
3. Творческий - закрепление и контроль.
Перечисленные этапы творческой деятельности детей соотносятся с определенным уровнем владения данной деятельностью.
Д.Б. Богоявленская в выделении уровней творческой деятельности отмечает, что «нет творческих способностей, существующих параллельно с общими специальными, и вместе с тем творческие способности личности не являются результатом их количественного роста. То, что принято называть творческими способностями, есть дар к осуществлению ситуативно не стимулированной деятельности, т.е. к познавательной деятельности». Список использованной литературы
Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике .М., 1995;
Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989;
Богоявленская Д. Б. Пути к творчеству. М., 1981;
Волков И.П. Учим творчеству М., 1982;
Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб., 1997;
Глассер У. Школы без неудачников: Пер. с англ./ Общ. ред. В.Я. Пи-липовского. М., 1991;
Зверева В.И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы. М., 1997;
Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей. Максимов М.В. Не только любовь. М.,1992;
Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.,1981;
Педагогика: Учеб. пос. /Под ред. Ю.К. Бабанского. М., 1983;
Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учеб, пособие для педвузов' В 2 кн. М., 1999, кн. 1;
Раченко И.П. Технология развития пед. творчества. Пятигорск, 1996;
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1998;
Сатир В. Как строить себя и свою семью: Пер. с англ. М., 1992;
Сухомлинский В.А. Избранные произведения: В 5 т. Киев, 1979—1980. Т. 4;
Толковый словарь русского языка /Под ред. С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой. - М., 1995;
Ячменева В.В. Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству М., 2003.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Аширова Марина Александровна
→ MAAshirova 03.04.2011 1 2610 533 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.