Статья "Ученическое самоуправление как фактор развития личностных качеств обучающихся"


Модернизация образования ставит перед школой задачу воспитания свободной, активной, инициативной, самостоятельной личности. Поэтому наша задача состоит в том, чтобы современный ученик, живя в эпоху демократии,  научился быть свободным гражданином, то есть ответственным, самостоятельным и активным членом общества.

Но как научиться предъявлять и отстаивать свое мнение, мнение маленького гражданина? И не только отстаивать, но, самое главное, нести ответственность за него! Школьное самоуправление как нельзя лучше предоставляет возможность вырастить гражданина с активной жизненной позицией. Самоуправление обучающихся - это самостоятельность в проявлении инициативы, принятии решений, их реализация в интересах своего коллектива, которая выражается в планировании и организации деятельности своего коллектива, анализе своей работы, подведении итогов сделанного и принятии соответствующих решений, что способствует самовоспитанию и развитию их личных качеств, формированию активной гражданской позиции!

О роли ученического самоуправления очень точно сказано в обращении первого Всероссийского съезда по просвещению, который состоялся еще в 1918 году. Это обращение до сих пор звучит актуально:  «Дети должны участвовать во всей школьной жизни. Для этого они должны пользоваться правом самоуправления. Готовясь стать гражданами государства, они должны, возможно, раньше чувствовать себя гражданами своей школы».

Именно детские объединения, функционирующие на самодеятельной основе, представляют собой социальную среду, близкую ребенку, формирующую его   жизненный опыт как один из источников развития личности.

Вместе с тем,  на пути развития самоуправления могут возникнуть препятствия: недостаточный уровень компетентности у подростков и молодежи в сфере управления, социального взаимодействия и проектирования; низкая активность большинства обучающихся; влияние «ложных» лидеров; отсутствие достаточного количества времени для совместной деятельности; недостаток информации для правильного принятия решения и т. д. И здесь очень важно педагогам не оставить подростков один на один в своих первых шагах по совместной деятельности управления школой. Ведь ученическое самоуправление необходимо не только обучающимся, но и педагогам, и администрации, потому что для нас важно, чтобы школьник стал активным субъектом учебно-воспитательного процесса, не ведомым, а союзником и единомышленником.

От  понимания и признания активной роли подростков в организации жизни школы мы пришли к необходимости создания условий, при которых обучающиеся будут включены в жизнь школы как организаторы самоуправления. Ребята  раскроются только в том случае, если убедятся, что они значимы, их уважают, ценят их деятельность, инициативу, их хотят увидеть и услышать, они – союзники взрослых.

Поддержав инициативу старшеклассников, в январе 2010 года в МБОУ СОШ №5 с. Троицкое совместными усилиями активистов и педагогов был создан орган ученического самоуправления «Лидер». Первыми активистами были разработаны и утверждены документы: положение об органе ученического самоуправления «Лидер», а также эмблема и гимн. Необходимо отметить, что на этапе становления не обошлось и без ошибок. Первая форма - «парламент» из-за недостатка знаний в области права и обществознания была выбрана не совсем правильно.  Хотя на первом этапе ребята больше занимались документами, разработками положений, обучались ведению протоколов собраний и заседаний. Но ребята разобрались, что они, по сути, являются представителями исполнительной, а не законодательной власти, поэтому через полгода была выбрана форма Совета лидеров взамен парламента.

Созданная обучающимися и доработанная в процессе совместного обсуждения с педагогами модель ученического самоуправления в нашей школе предусматривает: 

- определенную совокупность прав и обязанностей членов школьного коллектива,  - систему постоянных и временных поручений, которые позволяют обучающимся освоить культуру демократических отношений, проявить социальную, гражданскую активность.

В школе сосуществуют два коллектива: учащиеся и педагоги, и для того чтобы школа благополучно функционировала, необходимо сотрудничество и взаимодействие между ними, поэтому правильно было бы называть совместную деятельность по самоуправлению школой соуправлением.

Являясь составной частью воспитательной системы учебного заведения, ученическое самоуправление направлено на реализацию целей и задач в области воспитания молодого поколения граждан России и действует в рамках содружества и сотворчества обучающихся, педагогов и администрации школы.

Основной целью деятельности «Лидера» является формирование готовности к личностному самоопределению в условиях школьного самоуправления, приобретение личного опыта демократических отношений, самовоспитания и саморазвития.

Принципы, на которых основывается деятельность ученического самоуправления:
• принцип равноправия – все должны иметь право решающего голоса при принятии решения;
• принцип выборности – полномочия приобретаются в результате выборов;
• принцип законности – неукоснительное соблюдение правовых и нормативных актов;
• принцип целесообразности – деятельность органов ученического самоуправления должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей обучающихся;
• принцип ответственности – необходимо регулярно отчитываться в проделанной работе и её результатах перед своими избирателями;
• принцип творчества и активности;
• принцип гласности – работа органов самоуправления должна быть открыта для всех обучающихся.

При создании ученического самоуправления в его основу была положена модель, которая имеет свою структуру.

Первичным коллективом в структуре самоуправления является Совет класса, который выбирается на первом классном ученическом собрании. Совет класса работает совместно с классным руководителем. Каждый рабочий орган (микрогруппы, на которые делится класс) выбирает из своего состава ответственного. Из числа ответственных в микрогруппах, а также старосты и формируется Совет класса.

Классное ученическое собрание:
• обсуждает и принимает решение о деятельности классного коллектива;
• проводит выборы Совета класса;
• заслушивает отчёты о выполнении решений класса старосты и ответственных микрогрупп.

Рабочие органы самоуправления (микрогруппы класса):
• организуют подготовку и проведение КТД;
• анализируют эффективность проведения КТД.

Совет класса:
• осуществляет анализ, контроль, регулирование и оценку проводимых мероприятий рабочими органами в классе;
• представляет класс на общем собрании.

Высшим органом ученического самоуправления школы является общее собрание обучающихся, которое собирается 2 раза в год. Делегаты на  общее собрание избираются открытым голосованием в своих классных коллективах.

Высшим органом ученического самоуправления в период между общими собраниями является Совет лидеров. Состав Совета лидеров избирается сроком на год. Структура Совета лидеров: глава, заместитель главы, руководители комитетов по отдельным направлениям деятельности (культуры и спорта, образования и науки, молодежной политики, пресс-центр).

Руководство деятельностью органа ученического самоуправления осуществляет глава, а в его отсутствие  - заместитель главы. Глава, заместитель главы, а также руководители комитетов избираются открытым голосованием на первом заседании из числа представленных на выборах кандидатов. Кандидатом может стать любой член «Лидера», который представил свою кандидатуру  и программу действий на выборах.

Заседания Совета лидеров проводятся 2 раза в месяц. Расширенный Совет лидеров, в который входят и члены комитетов (всего 20 человек), собирается 1 раз в месяц.

Общее собрание:
• рассматривает и утверждает перспективный план деятельности органов самоуправления;
• формирует органы самоуправления в школе;
• решает вопросы, связанные с участием обучающихся в управлении школой;
• заслушивает отчёты и информации, оценивает результаты деятельности органов самоуправления.

Совет лидеров:
• координирует деятельность всех рабочих органов самоуправления обучающихся;
• планирует и организует внеклассную работу; подводит итоги;
• заслушивает отчёты о деятельности комитетов;
• решает вопросы поощрения и наказания, принимает решения об ответственности обучающихся в соответствии со своими полномочиями.

Комитет науки и образования:
• организация классных часов в области науки и образования;
• сбор информации об учебных достижениях обучающихся школы;
• проведение интеллектуальных КТД;
• помощь педагогам в подготовке и проведении предметных недель.

Комитет культуры и спорта:
• планирование, организация и проведение внеклассных мероприятий;
• организация на всех ступенях творческой и спортивной деятельности в сфере нравственного, духовного, гражданского и физического воспитания;
• координация работы по подготовке и проведению КТД.

Комитет молодежной политики:
• подготовка и проведение социально – значимых мероприятий (акций, проектов, слетов, фестивалей и др.) с учётом потребностей и интересов подростков;
• организация и участие во Всероссийской акции «Я – гражданин России!»

Пресс-центр:
• формирование имиджа школы;
• организация работы пресс-центра, выпуск школьной газеты «Школьные вести»;
• информирование обучающихся о школьных мероприятиях, итогах работы рабочих органов «Лидера».

Координирует деятельность «Лидера»  педагог – организатор школы. Консультантами в организации «Лидера»  являются заместители директора, педагог - организатор и учителя (по согласованию), которые выполняют просветительскую, воспитательную и методическую функции.

За два года работы по организации и деятельности ученического самоуправления подобраны и апробированы следующие методы: метод педагогической поддержки, авансированного доверия, ответственного поручительства, метод проектов, метод «Мозгового штурма», технологии и организации коллективного творческого дела, создания ситуаций выбора и успеха, рефлексия, игровые технологии. Ведущими формами реализации поставленных задач являются: совместная деятельность обучающихся, социальное проектирование, сотрудничество с социумом, игровое взаимодействие и другие.

Ученическое самоуправление требует обязательного взаимодействия обучающихся и педагогов. Грубой ошибкой было бы думать, что достаточно предоставить обучающихся самим себе, - и они начнут самостоятельно управлять своей жизнью. Для того, чтобы самостоятельно управлять своей жизнью, конечно нужны определенные знания и навыки. Поэтому в нашей школе для эффективной работы ученического актива разработана учебная программа «Лидер», которая реализуется в течение учебного года и способствует формированию системы знаний и умений, составляющих основу теории и практики организации ученического самоуправления, а также развитию лидерских качеств личности, позволяющих реализовывать и отстаивать выбранную позитивную систему ценностей. Обучение лидеров и постоянная практическая помощь – вот залог успеха самоуправления  обучающихся.   

Цель программы – создание условий для получения школьниками компетенций в области ученического самоуправления. В течение года подростки получают практические знания по организации работы органов самоуправления, методике коллективной творческой деятельности, этике и психологии общения, технологии социального и творческого проектирования, политологии и права, обучаются игровым и организаторским технологиям. Занятия проходят в форме тренингов, деловых и ролевых игр, дискуссий, лекций, практических занятий в группах.

Одним из примеров применяемых игровых технологий являются: демократическая игра «Выборы Совета лидеров» и интеллектуальная игра «Бои лидеров». Принимая участие в таких играх, подросток получает необходимые знания и опыт. Именно в рамках игровой деятельности происходит становление новых форм отношений, корректируются принципы поведения, ценностные ориентиры подростков, закрепляются навыки ответственного поведения. Игра побуждает к самоанализу и рефлексии, заставляя задумываться: что получилось, а что нет и почему.

Первая игровая технология «Выборы Совета лидеров» моделирует выборную кампанию с выдвижением кандидатов на руководящие посты, их выступление с основными предложениями по работе комитетов и непосредственное голосование. Участие в такой политико-правовой игре дает возможность обучающимся приобрести конкретный гражданский опыт, освоить правила демократического устройства своей организации, освоить процедуру выборов, обучиться избирательным технологиям и примерить на себя роль избирателя и кандидата, воспользовавшись своим гражданским правом избираться и быть избранным.

В качестве примера приведу некоторые высказывания участников программы:

Владислав: «Выборы для меня были, пожалуй, самым сложным, но и самым полезным этапом в деятельности ученического самоуправления. Больше узнал себя и других. Теперь знаю, как правильно представить себя и свои идеи. Это мне пригодится в будущем».

Инна: «В результате участия в выборной кампании поняла, что обладаю лидерскими качествами, умею убеждать, отстаивать свое мнение, а для лидера это очень важно».

Анна: «Научилась деловому сотрудничеству, узнала, как строить бесконфликтное общение. Твердо решила участвовать в работе Совета лидеров».

Вторая технология  - интеллектуальная игра «Бои лидеров». Она представляет собой поединок двух команд и их лидеров, где каждой команде определена своя роль. Отстаивание противоположных точек зрения на одну проблему позволяет обучающимся  приобрести конкретный опыт деловых переговоров, дискуссий, дебатов, вырабатывает умение логически мыслить, аргументировать свой выбор, развивает речь. Благодаря постоянному участию в такой игре, развиваются лидерские качества личности. Подростки учатся слушать оппонента, тактично отвечать, отстаивая свою точку зрения, находить, а также  точно и  лаконично излагать свои аргументы «за» и «против».

Данная игровая технология пользуется большой популярностью у подростков и уже дает свои результаты. Ребята отмечают, что  у них возрастает уверенность в себе, инициативность, чувство ответственности. Успехом  развития лидерских качеств воспитанников можно считать второе место Алины Киракосян  и третье - Инны Емельяновой, выпускниц 2011 года, в «Управленческих боях» на Дальневосточном молодежном образовательном форуме «Зимний «СелиСах – 2011». Хочется отметить, что Инна, будучи уже студенткой юридического факультета СахГУ, в этом году провела несколько мастер-классов по обучению проведения игр среди студентов разных курсов своего факультета и стала победителем дебатов у себя на факультете. Это радует и свидетельствует о том, что участие в таких играх развивает лидерские качества и приводит к успешности.

Большое значение в формировании активной жизненной позиции имеет участие лидеров в социально – значимых проектах. По мере участия школьников в такой  деятельности процесс становления и развития личности насыщается собственным опытом, жизненными и воспитательными ситуациями. Учащиеся получают возможность осваивать новые виды деятельности, пробуют свои силы в её различных формах, что обусловливает формирование у них более четкого понимания своих целей и путей их достижения. Вовлечение обучающихся в социальное проектирование способствует освоению ими различных социальных ролей, развитию их социальной активности,  нравственных качеств, приобретению навыков общения и работы в команде, умения принимать решение, искать и обрабатывать информацию.

Подростки приобретают навыки проектирования, реализации проекта на практике и анализа собственной деятельности, получают опыт партнерского взаимодействия как со сверстниками, так и с взрослыми (родителями, учителями, администрацией школы, представителями микрорайона и т.д.). 
Удачный опыт в создании социальных проектов: «Благоустройство сельского корта» (IIIместо в районе), «Над памятью не властно время» (II место в районе) и «Школьные вести» или детскую прессу в массы» (Iместо в районе и победа в номинации «Самостоятельный поиск» в области) создал определенную ситуацию успеха.

Результат – новые идеи и проекты. Так, проект «Ветераны»  был представлен на Дальневосточном молодежном образовательном форуме «Зимний СелиСах – 2011», получил одобрение жюри и вошел в 15 лучших проектов образовательного форума. Еще три были не только представлены, но и осуществлены в рамках областного слета детских и молодежных организаций, объединений и органов ученического самоуправления «Содружество» в октябре 2011 года. Проекты: «За здоровый образ жизни», «Безопасность на дорогах» и «Сахалин глазами жителей»  получили поддержку жюри слета, структур власти и были реализованы на улицах города Южно-Сахалинска. А проект «Услышьте голос молодого поколения» на областном фестивале проектов «Сахалин нашей мечты», который проходил в ноябре 2011 года, занял второе место и был отмечен как самая креативная идея. Проект привлек внимание Областной Думы и Молодежного Парламента, в результате было приобретено оборудование для работы пресс-центра по выпуску школьной газеты.

Активная жизненная позиция лидеров проявляется и в осознанном участии в акциях местного и всероссийского уровня, таких как «Георгиевская ленточка», «Восхождение на пик Чехова», акция памяти, проходящая 22 июня, в первый день начала Великой Отечественной войны,  «Я выбираю спорт как альтернативу пагубным привычкам», «Россия без жестокости к детям» и другие. Одна из акций «Мы за здоровый образ жизни!» смогла объединить более 50% обучающихся школы. По отзывам детей, акции, организованные и проведенные самостоятельно, приносят огромное удовлетворение от своей сопричастности к общему   социально – значимому делу.

Но, создавая условия для реализации потребностей обучающихся в различных видах социально-значимой деятельности, прежде всего внимание акцентировалось на школьных коллективно – творческих делах. Ведь коллективно – творческое дело, организаторами которого являются подростки, обладает большой силой влияния на развитие личности, т.к. формирует умение воздействовать на окружающие объекты реальной действительности, закрепляет навыки ответственного поведения, вырабатывает умение работать в команде, взаимодействовать с другими людьми. Это происходит через планирование, организацию и проведение КТД.  Подростки пробуют себя в роли организатора, руководителя мероприятия, ведущего, оформителя, ди-джея, корреспондента и других.

Лидеры школьного самоуправления не только поддерживают традиции школы, но и смело предлагают свои идеи. Лидер  - инициатор многих новых и интересных конкурсов: Конкурс талантов, День цвета, День наоборот, День стран, День ретро. Все общешкольные дела, придуманные и организованные лидерами самоуправления – это яркие, эмоционально-насыщенные праздники, многие из которых стали уже традиционными, ожидаемыми и любимыми. Такие мероприятия собирают большое количество участников и болельщиков.

Планирование общешкольных коллективно - творческих дел имеет также большое значение в ученическом самоуправлении. Все предложенные  мероприятия  обсуждаются и утверждаются на общешкольной конференции непосредственно самими обучающимися. Для каждого подростка участие в планировании общешкольных дел очень важно.  Ведь мероприятия не навязываются сверху, а идут от самих обучающихся, а потому и реализуются ребятами с желанием и энтузиазмом. И, конечно же, имеющийся четкий план внеклассной работы на год – это половина успеха всей воспитательной деятельности школы.                       

Каждое школьное коллективно – творческое дело от задумки до реализации проходит несколько этапов. Сначала тщательно составляется план, затем распределяются обязанности, идет подготовка сценария и оформления, а только потом проведение с обязательным анализом мероприятия (кому сказать спасибо, что удалось, а что не удалось и каковы причины).

Рефлексия является основным требованием при проведении любого мероприятия, так как развивает способность человека к саморазвитию. Очень важно, чтобы ребята могли анализировать, размышлять о том, что сделано. Учет ошибок и недочетов дает возможность организовать и провести следующее мероприятие более эффективно. Но как добиться того, чтобы учащиеся поняли, прочувствовали. В содержание рефлексии должно входить размышление о связи своего «Я» с другими «Я»: что значило для меня быть рядом с другими, как воспринимал я поведение других? Именно в процессе рефлексии осуществляется важнейший акт самовоспитания – создается программа самореализации. Регулярная рефлексия позволяет подростку осознать значимость своего участия и участия других в общих делах.

Рефлексия проводится в разных формах: устной и письменной. «Незаконченное  предложение», «карта наблюдения», «синквейн» проводятся в письменной форме. Остановимся на «незаконченном предложении». Вначале ребятам предлагается недописанная фраза, задающая направление их мыслям. Например, «при подготовке юбилея школы я чувствовал…», «работая в группе по подготовке к акции, я понял…», «я думаю, что в совместной работе по проведению «Осеннего калейдоскопа»  помогло то, что…» и т. д. Затем ребята зачитывают свои предложения. Происходит обмен мнениями.

Еще одним действенным приемом рефлексии является синквейн, который нравится и мне, и моим ученикам. Более 95% обучающихся оценивают интерес к синквейну на "5”. Эта технология универсальна. Она применима и в воспитательном, и в образовательном процессе, когда нужно глубоко понять и осмыслить его содержание.

Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – очень важное умение. Синквейны являются быстрым и мощным инструментом для рефлексирования, синтеза и обобщения понятий и информации. При их написании подростки обучаются концентрации знаний, ассоциаций, чувств; сужению оценки явлений и событий, выражению своей позиции, взгляда на событие, предмет. Правильно составленный синквейн имеет ярко выраженную эмоциональную окраску. Важно только делать эти упражнения систематически, целенаправленно и с ясными педагогическими целями.

Слово синквейн происходит от французского слова, которое означает пять. Таким образом, синквейн - это особое стихотворение, состоящее из пяти строк, без рифмы, в котором человек высказывает своё отношение к проблеме в кратких выражениях. Написание синквейна является формой свободного творчества, которое осуществляется по опредёленным правилам.

Первая строка - одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.

Вторая строка - два прилагательных, характеризующих данное предложение.

Третья срока - три глагола, показывающие действие в рамках этой темы.

Четвёртая строка - короткое предложение из 4 слов, в котором автор выражает своё отношение (это может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой).

Пятая строка - одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.

Полный текст материала Статья "Ученическое самоуправление как фактор развития личностных качеств обучающихся" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Зотова Оксана Борисовна  Оксана4262
19.04.2012 1 17142 1525

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Интересные инструкции по ПК

Лучшие материалы сайта для вас
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 1
avatar
1 Пенсне • 20:03, 23.04.2012
Спасибо большое за статью, я как раз развиваю самоуправление в школе.
[Материал]